Русская беседа
 
19 Апреля 2024, 07:02:40  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: ОВЦС: Независимость Абхазии и Южной Осетии не меняют канонических территорий  (Прочитано 7468 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103569

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 26 Августа 2008, 19:54:36 »

Независимость Абхазии и Южной Осетии не меняют канонических территорий

заявили в Отедел внешних церковных связей Московского Патриархата



Военный конфликт разделил народы Грузии и Южной Осетии, однако политические решения не предопределяют изменения канонических территорий Московского и Грузинского Патриархатов. Так считают в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

"Принято политическое решение, к которому нельзя не прислушаться хотя бы в силу того, что оно основано на единодушном мнении членов обеих палат российского парламента, которым вчера было сказано о настроениях, существующих в абхазском и осетинском народах", — заявил порталу "Интерфакс-Религия" замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

По его словам, "очевидно, что массовые жертвы и разрушения в зоне грузино-югоосетинского конфликта сильнейшим образом разделили народы", причем, как отметил собеседник агентства, "для любого непредвзятого человека очевидно, что массированное применение силы после многих лет относительного мира начала именно грузинская сторона".

Священник выразил надежду на то, что принятое сегодня решение не помешает двум Церквам – Грузинской и Русской – вместе заботиться о мире, созидать его, помогать пострадавшим от недавнего кровопролития. "У нас есть для этого серьезный потенциал", — подчеркнул он.

Отвечая на вопрос о том, станут ли теперь Абхазия и Южная Осетия частью канонической территории Русской Церкви, священник сказал: "Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами".

http://www.pravaya.ru/news/16311
« Последнее редактирование: 23 Февраля 2021, 21:43:36 от Александр Васильевич » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 09 Июля 2013, 01:34:09 »

Официальное заявление Кубанской митрополии: К сведению паломников, посещающих христианские святыни Абхазии



В храмы Кубанской митрополии, к ее духовенству поступают многочисленные вопросы от паломников, посещающих в летний период православные святыни Абхазии. Некоторые из них молились на службах в Новоафонском Симоно-Кананитском монастыре и лишь потом с огорчением узнали, что эти «богослужения» совершали клирики Майкопской епархии Русской Православной Церкви, запрещенные своим епархиальным архиереем в священнослужении, передаёт Синодальный информационный отдел.




Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь


Русская Православная Церковь неоднократно предупреждала своих верных чад о недопустимости молитвенного и евхаристического общения с лишенными права священнодействовать иеромонахами Андреем (Ампаром) и Дорофеем (Дбаром). В том числе подобная информация неоднократно публиковалась на Кубани в епархиальной газете «Православный голос Кубани» и на официальном сайте Екатеринодарской и Кубанской епархии. В мае сего года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла соответствующее уведомление было прислано в Екатеринодарскую епархию и в другие епархии Русской Православной Церкви. Информация направлена в приходы, в паломнические службы.

Возможно, она не получила достаточного распространения среди православного населения нашего края. В связи с этим Кубанская митрополия вновь сообщает, что иеромонахи Дорофей (Дбар) и Андрей (Ампар) запрещены в священнослужении епископом Майкопским и Адыгейским Тихоном еще в 2011 году за самочинные раскольнические действия и неповиновение своему каноническому священноначалию. Церковь неоднократно призывала их к покаянию. Но в связи с отсутствием такового и дальнейшими раскольническими действиями иеромонахов Дорофея и Андрея наложенное на них запрещение в священнослужении в 2012 году было продлено. Таким образом, в настоящее время иеромонахи Дорофей (Дбар) и Андрей (Ампар), пребывающие в расколе с Православной Церковью, не имеют права совершать церковные богослужения и чинопоследования. Православным паломникам не благословляется участие в Таинствах, ими совершаемых в Новоафонском монастыре или в любых иных местах, а также в совместной молитве с ними.

Прискорбно, что историческая Новоафонская обитель оказалась в руках лиц, которые расторгли свое единство с Православной Церковью и лишены благодатного общения с ней. Вызывает глубочайшее сожаление, что в монастыре, который был построен на личные средства российской императорской семьи, благоустроен и населен русскими иноками, а в новое время восстановлен при решающем участии и финансовой поддержке российского государства и русских жертвователей, сегодня не могут молиться верующие Русской Православной Церкви.

Озабоченность усугубляется в связи с состоявшейся недавно юридической регистрацией так называемой «Священной митрополии Абхазии» – раскольнической организации, которую возглавляют вышеупомянутые иеромонахи Дорофей (Дбар) и Андрей (Ампар), запрещенные Русской Православной Церковью в священнослужении.

Все возможные уверения кого-либо из означенных клириков или их сторонников о недействительности наложенного на них прещения не имеют канонических оснований, не подтверждаются документально и не соответствуют истине.

Вновь предупреждаем всех верующих Русской Православной Церкви о духовной опасности молитвенного общения и участия в Таинствах совместно с теми, кто раздирает единство Святой Христовой Церкви. Призываем, по слову апостола, остерегаться производящих разделения и соблазны и уклоняться от тех, кто служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16, 17-18).



Краснодар, 8 июля 2013 г.


http://www.pravoslavie.ru/news/62659.htm
« Последнее редактирование: 16 Января 2021, 03:06:20 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103569

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 16 Января 2021, 03:05:35 »

Куда ведёт отец Дорофей (Дбар)?

О ситуации вокруг Ново-Афонского монастыря



От редакции: Мы получили этот текст с припиской: «Уважаемая редакция, прошу Вас опубликовать эту статью на Вашем сайте. В силу определённых обстоятельств, вынужден скрыть своё авторство. Для православных христиан Абхазии, публикация этой статьи крайне необходима. С уважением Автор». Прекрасно понимая ситуацию в Абхазии, где все друг друга знают, и зная из других источников о тяжёлой церковной ситуации в Абхазии, мы решили опубликовать этот текст, хотя и не имеем обыкновения ставить анонимные тексты. Но тут ситуация иная.

У многих православных христиан во всем мире слова «Афон», «Святая гора» вызывают самые благоговейные и трепетные чувства.

Редкие из жителей бывшего Советского Союза имели возможность соприкоснуться с этой величайшей святыней Вселенского православия. Но очень многие наши соотечественники, бывая на Кавказе, могли посетить Ново-Афонский монастырь – детище Русского Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря, плод благословения и молитв старцев иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева) и схиархимандрита Макария (Сушкина) и трудов их духовного сына – схиархимандрита Иерона (Носова-Васильева) с братией.

В советский период монастырь не действовал, его корпуса населяли местные жители и приезжие отдыхающие. Но, даже, когда обитель находилась в состоянии запустения, духовная красота и величие этой святыни чувствовалась всеми, кто там побывал.

И в наши дни Ново-Афонский монастырь принимает многочисленных туристов, в основном из России. Строился этот монастырь на пожертвования Русского Свято-Пантелеимонова монастыря и граждан Царской России, и ныне свое благосостояние он поддерживает за счет многочисленных групп русских туристов, которые ежедневно в количестве нескольких десятков автобусов приезжают с курортов Краснодарского края.

Только вот, беда, почти никто из этих людей, оставляющих здесь свои пожертвования и поминовения, вряд ли догадывается, что монастырь этот находится в руках раскольников, запрещенных в служении, прервавших свое общение с Русской Православной Церковью, где они получили духовное образование и были рукоположены в священный сан.

Для православных верующих Абхазии – тема Ново-Афонского раскола очень болезненная. Страна маленькая, все жители очень тесно связаны между собой узами родственных и дружеских связей и, поэтому, многие верующие, осуждающие сам факт раскола, стараются избегать давать нелицеприятную оценку лично его организаторам.

Сказывается и личное обаяние о. Дорофея – главы самопровозглашенной, так называемой, «Священной митрополии Абхазии». Получивший образование в семинарии и академии в Троице-Сергиевой Лавре, впоследствии он продолжил обучение на богословском факультете Аристотелевского университета в Салониках, где защитил докторскую диссертацию. Он является автором многочисленных публикаций и статей, постоянно размещает свои беседы и комментарии в интернете, то есть, в масштабах Абхазии, является, без преувеличения, медийной личностью. И, конечно, многие, не имеющие достаточной церковности, но имеющие сильно развитое национальное чувство жители Абхазии, считают его непререкаемым авторитетом в духовных вопросах.

О. Дорофей, будучи исключительно хорошим психологом, тонко играет на чувстве национального достоинства абхазов. Одна из его прямых цитат: «Не важно, христианин ты или мусульманин, важно, что ты абхаз».

Мысль не новая: «Вначале венецианцы, а потом христиане» – говорили жители когда-то процветающей торговой республики. Только где она теперь, эта республика? И где находятся бессмертные души носителей этой идеи?

У подавляющего большинства жителей Абхазии очень спутанные религиозные понятия. Многие принимают Таинство Крещения, ходят в храм, даже причащаются, и в то же время принимают участие в языческих обрядах и жертвоприношениях, у многих сельских жителей во дворах находятся родовые святилища.

Очевидно, для того чтобы и эту категорию жителей Абхазии привлечь к себе (к сожалению к себе, а не ко Христу), о. Дорофей составил чинопоследование так называемого «моления св. Георгию и св. Евстафию, согласно традиции абхазского народного христианства». В этом чине, подробно изложенном на сайте «Священной митрополии», подробно рассказывается, в какой последовательности, чередуя церковные молитвы и прошения с закалыванием и разделыванием жертвенного животного, совершается моление, апофеозом которого является возношение на специальной, с раздвоенным наконечником палке, сердца и печени жертвы и последующая за этим общая трапеза.

Для наглядности приведем некоторые выдержки из текста «моления»: «Молитву произносит священник (если присутствует несколько священников, то старший из них). Во время произнесения молитвы священник стоит рядом с избранным общиной человеком, придерживающим левой рукой жертвенное животное благодарения, а правой зажженную свечу… Закалывание жертвенного животного благодарения происходит в чистом месте неподалеку от храма. Животное валят на землю на левый бок, мордой на восток. Старший режет жертвенное животное, а тушевание поручается молодежи. После того, как шея жертвенного животного перерезана, по ране на шее и по земле, куда вылилась кровь, несколько раз проводят головешкой, вынутой из костра... После произнесения молитвы, возглавляющий моление мужчина ставит чашу с вином на ритуальный столик, туда же он кладет вареные сердце и печень жертвенного животного, нанизанные на ореховую палочку- рогатку. Затем он отрезает от вареных сердца и печени жертвенного животного благодарения по кусочку, а также вынимает частицу пирога с сырной начинкой, и, обмакнув все это вино, возжигает на углях… К ритуальному столу присутствующие подходят по очереди в порядке старшинства (вначале мужчины, затем женщины и дети). Возглавляющий моление мужчина дает каждому подошедшему по куску вареных сердца и печени жертвенного животного и по куску пирога… Рога жертвенного животного вешают на ветки близстоящего дерева…».

Сложно потом объяснить людям, выросшим на народных обычаях и видящих в деятельности о. Дорофея полное одобрение своих заблуждений, что каноны церковные под угрозой отлучения от Церкви, а для священнослужителей - извержения из сана, категорически запрещают участие в языческих обрядах и праздненствах (71 правило Святых Апостолов, 39 правило Лаодикийского Собора), что апостолы умоляют новообращенных из язычников христиан хранить себя от идолов (1 Ин. 5: 21), не вкушать от идоложертвенного, свидетельствуя, что «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу», что невозможно «быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор. 10: 20-21). Что, наконец Сам Господь наш Иисус Христос, определяя меру крайнего нечестия, говорит: «…а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник или мытарь» (Мф. 18: 17).

В изданном «Священной митрополией Абхазии» церковном календаре также можно увидеть попытку «воцерковить» полуязыческие абхазские традиции. Читаем текст, помещенный в день праздника Успения Пресвятой Богородицы: «По традиции христиан Абхазии совершается поминовение усопших родственников, на дому накрывается поминальная трапеза». Вместо того чтобы приобщать своих соотечественников традиционному православию, отец Дорофей стремится внести в церковный обиход сомнительные народные обычаи. Где в православном мире праздник Успения, который на Святой Афонской Горе именуют Богородичной Пасхой, праздник светлый и радостный, связывают с поминовением усопших?

Святитель Феофан Затворник говорит: «Как развратился Запад? Сам себя развратил: стали вместо Евангелия учиться у язычников и перенимать у них обычаи – и развратились».

А о. Дорофею, получившему фундаментальное богословское образование, вряд ли неизвестны слова прп. Викентия Леринского: «В самой же Вселенской Церкви всеми мерами надо держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все…». Он же отвечая на вопрос «Что есть Предание?» – говорит: «То, что тебе вверено, а не то, что тобою изобретено, – то, что ты принял, а не то, что ты выдумал, – дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении которого ты должен быть не изобретателем, но стражем…не вождем, но ведомым. Предание сохрани. То есть талант веры … сбереги неповрежденным и неиспорченным».

Очевидно, о. Дорофей очень своеобразно понимает слова Апостола язычников, великого Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9: 22). Это понимание, видимо, подвигло его в период появления короновирусной инфекции, в угоду своим перепуганным маловерным последователям, самому закрывшись в монастыре от посетителей и своих прихожан, совершить Таинство Елеосвящения в режиме он-лайн, через интернет. «Поставьте перед собой масло и вино, зажгите свечи, я буду читать молитвы, а вы будете себя помазывать…». Это не Кашпировский, не Чумак, это доктор богословия университета Аристотеля – о. Дорофей (Дбар)…

Неудивительно и высказывание его сподвижника, иеродиакона Давида (Сарсания), по поводу решения верующих Абхазии пройти крестным ходом из Сухумского собора в монастырь святителя Иоанна Златоуста в Команы с молитвой об избавлении от эпидемии. Он посоветовал участникам этого крестного хода идти прямо в психиатрическую лечебницу в Дранды.

Заслуживает удивления то, что это говорит монах, много времени проведший на Святой Афонской Горе, в обители Святого Павла и считавший игумена этой обители отца Парфения своим старцем. Но вот послушаем, что сказал в своем слове на праздник Рождества Христова старец Парфений: «Когда начался этот короновирус, то в Салониках почти не было заболевших, там было очень мало случаев заражения. Но когда запретили крестный ход с чудотворной иконой, разразился настоящий пожар. Это был так называемый предупредительный звонок свыше… Бедствия приходят тогда, когда мы отказываемся от благодати Божией и начинаем творить свою волю…».

Обновленческие настроения о. Дорофея коснулись и богослужения, которое, помимо абхазского и греческого совершается, вместо церковно-славянского на современном русском языке.

Думаем, что комментарии здесь излишни, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Факты объясняются фактами».

С огромным прискорбием, мы вынуждены признать тот факт, что нынешние обитатели (насельниками мы их назвать не можем) Ново-Афонского монастыря, утратив свое единство с Церковью, вырождаются в псевдохристианскую, полуязыческую секту с ярко выраженной национальной окраской.

В свое время, о. Дорофей открыто в лицо говорил братьям тогда еще действующего Ново-Афонского монастыря: «Мне не нужен здесь монастырь. Здесь будет духовно-просветительский центр». К сожалению, в настоящее время монашеская жизнь в монастыре угасла, братия обители вынуждена была ее оставить.

Разорять – не строить. Мы видим, что созидать монашескую жизнь в обители у отцов Дорофея и Давида не очень получается, да это и не является их целью. На протяжении периода их деятельности, после ухода в раскол, не было совершено ни одного монашеского пострига, не пополнился монастырь новыми послушниками, напротив, некто даже оставил монашеский образ жизни, уйдя в мир. Обитель, которая могла бы быть светочем православия для народов всего Кавказа, оказалась жертвой амбиций забывших о своих монашеских обетах честолюбцев.

«Итак, по плодам их узнаете их…» (Мф. 7: 20), – свидетельствует нам Слово Божие.

В своей недавней заочной полемике с российским политиком г. Затулиным по поводу Нового Афона о. Дорофей еще раз привел в свое оправдание «неотразимый» аргумент: «Нас называют раскольниками. Но мы же сюда не с Марса попали».

Да, действительно, раскольники не с Луны и Марса попадают на землю. Они уходят из Церкви, которая просветила их Таинством святого Крещения, облекла их священным саном, дала им все необходимое для спасения.

«Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2: 19) – свидетельствует о таковых любимый ученик Господа, апостол Иоанн Богослов.

Некоторое понимание деятельности о. Дорофея дает нам его выступление в интернете, где он приводит цитату известной своими либеральными взглядами, сторонницы свободы изъявления идей, госпожи Элени Гликадзи-Арвелер, первой женщины, ставшей ректором Сорбонны. Она говорит следующее: «Противоположностью истине не является ложь. Противоположностью истине является всегда другая истина».

Профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов пишет в своих трудах: «Истина интолерантна, Истина не терпит ложности». Православный взгляд на то, что является истиной – следующий: Истина – есть Христос. И противоположностью Истине, является «…человекоубийца от начала…лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44) – дьявол. И область лжи – область действия падших духов.

И чтобы оправдать свою деятельность, о. Дорофею удобнее ссылаться не на Евангелие и Святых Отцов, а на госпожу Элени, так как, оказывается, с ее точки зрения, все по-своему правы.

Мы видим, что по своим воззрениям о, Дорофей гораздо ближе к участникам Второго Ватиканского Собора, который обосновал возможность спасения христиан, иудеев, мусульман и язычников различными путями, выявляя тем самым двуличие, иезуитскую сущность римо-католичества, чем к единомыслию со Святыми Отцами Православной Церкви.

Но, Господь наш Иисус Христос говорит нам, что «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4: 23).

Очень часто, в своих выступлениях, о. Дорофей говорит своим слушателям о своей учености, напоминая им, что он является кандидатом церковно-исторических наук, доктором богословия и т.д.

Хорошо говорит о подобной учености святитель Игнатий: «По водворении веры христианской в мире ученость родила бесчисленные ереси и ими старалась ниспровергнуть святую веру. Величайшее злодеяние – убийство Богочеловека – совершено учеными во имя мудрости их и во имя закона их. В наше время ученость возвращает язычников, принявших христианство, к язычеству и, отвергая христианство, вводит снова идолопоклонство и служение сатане, изменив формы для удобнейшего обольщения человечества». Он же и объясняет причину этого явления: «Жизнь по заповедям Божиим, образующая в человеке чистоту ума и сердца, которую осеняет Божественная Благодать, просвещая человека истинным духовным разумом и богословием, заменилась в большинстве школьным изучением Закона, соединенным с небрежением о богоугодном жительстве…».

Возникает вопрос: куда ведет своих пасомых глава «Священной митрополии»? Ведь по слову святого Иоанна Кронштадского, нигде так придирчиво не проверяют на подлинность монету нашей веры, как на небесах.

О. Дорофей любит цитировать выдающегося церковного историка В.В. Болотова: «Каноничным является то, что полезно Церкви». Какая же польза Церкви от деятельности о. Дорофея, которая вносит соблазн и разделение в церковную и народную жизнь Абхазии?

От всей души хотелось бы пожелать о. Дорофею, вместе со своими последователями, восстановить утраченное единство с Церковью и свои бесспорные таланты обратить на труды по созиданию Абхазской Церкви каноническим путем, следуя святоотеческой православной традиции.

И если ему, действительно, дороги национальные обычаи абхазов, особое значение придающие почитанию старших, желаем ему искренне примириться с о. Виссарионом Аплиаа, председателем Церковного Совета Абхазской Православной Церкви, благодаря которому о. Дорофей принял Святое Крещение, был принят в Московскую Духовную Семинарию, принял монашеский постриг и духовный сан.

https://ruskline.ru/news_rl/2021/01/15/kuda_vedet_otec_dorofei_dbar
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103569

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 23 Февраля 2021, 21:59:38 »

Благочестивый шантаж

В Абхазии закрылись храмы вплоть до определения Патриархом Кириллом статуса «Абхазской православной церкви»



Глава православных приходов в Абхазии, которые себя неформально называют «Абхазской православной церковью» (АПЦ), иерей Виссарион Аплиа заявил в эфире абхазского телевидения о прекращении богослужений в храмах Абхазии вплоть до определения статуса АПЦ. При этом храмы остаются открытыми для прихожан, передаёт РИА Новости.

«Сегодняшние священнослужители, которые были отпущены в свои определённые епархии, пускай они там поставят вопрос перед своими архиереями, чтобы архиереи поставили вопрос перед Святейшим Патриархом Кириллом, как дальше быть. Тридцать лет вот так находиться в какой-то такой ситуации – это невозможно... Поэтому я сейчас приостановил (службы в храмах - ред.)», - заявил священнослужитель.

При этом отец Виссарион отметил, что не стал приостанавливать богослужения в главном соборе в Сухуме. «Я в нём служил и до войны, и после войны, поэтому каноническое право имеет кафедральный собор», - добавил он.

Глава «Абхазской православной церкви» считает, что во время Великой Отечественной войны, когда Русская Православная Церковь, после встречи Священноначалия с лидером страны И.В. Сталиным, признала автокефалию Грузинской, местные грузинские власти присоединили АПЦ к Грузинской Православной Церкви без соборного и канонического решения. Он выразил надежду на то, что Московский Патриархат решит церковную ситуацию в Абхазии, определив статус АПЦ. «Канонический статус этих священников (рукоположенных РПЦ - ред.) должен быть определён. Самое главное, что они должны сюда вернуться со статусом для Абхазской Православной Церкви. Мы не можем быть частью Грузинской Церкви, мы не были частью Грузинской Церкви и не будем», - решительно заявил иерей Виссарион Аплиа.

Руководитель религиозной редакции «Царьграда» Михаил Тюренков считает, что глава АПЦ просто пошёл ва-банк. «И лично я его могу понять: вот уже почти тридцать лет абхазская церковная проблема не решена, - подчеркнул эксперт. - Формально Абхазия остаётся канонической территорией Грузинской Православной Церкви, однако после кровопролитной войны 1992-1993 годов, в которой Грузинский Патриархат занял одну воюющую сторону, духовное окормление Абхазии Грузинской Церковью просто невозможно».

М.Тюренков также обратил внимание на то, что сам отец Виссарион «столь же формально остаётся клириком Грузинского Патриархата, рукоположённым ещё до войны». «Но по понятным причинам в ходе войны он начал поминать за богослужениями Московского Патриарха. В Грузинской Церкви хватило духовного понимания не запрещать за это отца Виссариона в служении, - продолжил свою мысль эксперт. - Но вот уже почти три десятилетия ситуация патовая: в Тбилиси не желают отпустить Абхазию под духовное окормление Московским Патриархатом, при этом сами грузинские клирики не имеют ни малейшего духовного авторитета в Абхазии».

По мнению Тюренкова, поэтому-то отец Виссарион и пошёл на «беспрецедентный шаг, приостановив богослужения в храмах, где ранее служили священнослужители, рукоположённые в Русской Православной Церкви». По сути же, уверен эксперт, тем самым он призвал священноначалие Московского и Грузинского Патриархатов хотя бы начать решать эту проблему.

«Единственным относительно каноническим выходом из почти тридцатилетней абхазской церковной патовой ситуации вижу следующий: стол переговоров двух Патриархатов, Московского и Грузинского, по конкретной проблеме духовного окормления Православной Абхазии. И, как минимум, совместное решение о "временном духовном окормлении Абхазии Московским Патриархатом"», - пишет аналитик на своей странице в Телеграме.

«Как вариант, - продолжает он, - в формате создания нашего "Патриаршего подворья" в Абхазии (из нескольких десятков храмов и ряда монастырей). При моратории на обсуждение канонического статуса этой территории и поминовения в качестве Великого Господина Грузинского Патриарха.

Уверен, это самая максимально возможная степень компромисса со стороны абхазских клириков и верующих. В противном случае (если хотя бы Грузинский Патриарх будет поминаться как правящий), в такие храмы абхазы ходить не будут, 100%. Раны 1992-93 годов ещё свежи».

Напомним, 15 сентября 2009 года «на общем собрании Сухумо-Абхазской епархии, в котором приняли участие клирики и миряне, было принято решение о восстановлении Поместной Церкви на абхазской земле - Абхазской Православной Церкви с двумя епархиями - Пицундской и Сухумской». Тогда же иерей Виссарион Аплиа, единственный канонический священник Грузинской Церкви, этнический абхаз, возглавивший абхазские приходы после войны, заявил: «Мы также приняли обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой принять Абхазскую православную церковь в лоно Московского Патриархата на правах автономии».

Однако вскоре в Абхазии произошёл раскол. Иеромонахи Дорофей и Андрей, воспитанные, кстати, в Московской духовной академии, 15 мая 2011 года созвали «церковно-народное собрание» в монастыре святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне, по итогам которого провозгласили создание раскольнической «Священной Абхазской Митрополии».

Между этими конкурирующими церковными структурами почти сразу сложились, мягко говоря, непростые отношения. Хотя в июне 2019 года, казалось, наметилось потепление. Отец Виссарион даже попросил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла снять запрет на служение с иеромонахов Дорофея и Андрея.

Президент Абхазии Аслан Бжания поддерживает ровные отношения с обеими структурами, не отдавая предпочтения ни одной из них, поскольку за каждой стоят определённые силы абхазского политикума.

В октябре 2020 года в редакцию «Русской народной линии» поступило обращение Церковного Совета АПЦ «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь». Документ был вызван публичным спором между председателем Совета т.н. «Священной Абхазской Митрополии» запрещённым в служении Дорофеем (Дбаром) и первым заместителем председателя комитета Государственной Думы делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константином Затулиным.

«Священная Абхазская Митрополия» до сих пор удерживает Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, захваченный раскольниками еще в 2011 года.

Абхазская церковная проблема осложнена непростыми отношениями Грузии и России. После грузинской агрессии в отношении Южной Осетии и нападения на российских миротворцев в Цхинвале в августе 2008 года Россия признала независимость республик Абхазии и Южной Осетии. Однако Абхазия и Южная Осетия являются канонической территорией Грузинской Православной Церкви. И этот статус признаётся Русской Православной Церковью, за что Грузинский Патриарх Илия не раз благодарил наше священноначалие.

Ситуация патовая. В республиках отношение к Грузии и ГПЦ враждебное. Православные общины Абхазии и Южной Осетии, в том числе руководители республик, не раз обращались к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой о принятии их в лоно Русской Православной Церкви. В ответ наше Священноначалие вновь и вновь подтверждало принадлежность приходов республик к канонической территории Грузинской Православной Церкви. В Южной Осетии ситуация еще более трагическая, там православные приходы находятся несколько десятилетий вообще в расколе, окормляются незаконными с точки зрения канонов священниками и архиереями.

Иерею Виссариону Аплиа как никому другому известна вся сложность ситуации и он не может не понимать, что его решение о прекращении Богослужений в храмах Абхазии вплоть до определения статуса АПЦ есть ни что иное как шантаж, пускай и совершаемый из благих соображений. До последнего времени отец Виссарион воздерживался от таких резких шагов. Непонятно, что подтолкнуло его к таким резким действиям.

Совершенно очевидно, что Священноначалие Русской Православной Церкви в нынешних условиях противостояния с Константинопольским патриархатом по вопросу признания украинских раскольников просто не может пойти на такой шаг. Весьма вероятно, что Грузинская Церковь в ответ поддержит Константинополь и украинских раскольников, от чего она пока воздерживается, несмотря на активные попытки втянуть в эту авантюру. Больше того ссора Русской и Грузинской Православных Церквей приведёт к тяжёлым последствиям не только для Русской Церкви, но будет иметь катастрофические общецерковные и геополитические последствия…

Поэтому единственный выход в нынешней ситуации - сохранить статус-кво, абхазским православным смириться и запастись терпением. Слава Богу, в Абхазии православные приходы окормляются законными священниками, не так как в Южной Осетии. Крестят, венчают, отпевают, причащают, освящают по-настоящему, а не просто какие-то люди в балахонах машут кадилами и произносят какие-то слова, после которых ничего не происходит. Иерей Виссарион Аплиа, как человек опытный, не может всего этого не осознавать...

Редакция «Русской народной линии»

https://ruskline.ru/news_rl/2021/02/22/blagochestivyi_shantazh
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!