Протоиерей Андрей Ткачёв о смиренииЧто такое смирение?
Это не означает самоунижение и подавленность. Это не смирение. Смиренные люди очень бодрые.
Антоний Великий, когда вышел из пустыни, из затвора, был весел, объят Богом, посвящен в тайны, здоров и крепок. Ему уже было под семьдесят. Он был крепкий телом, как юноша, ни один зуб у него не выпал, как у Моисея, глаза видели ясно. Он в очках не нуждался до глубокой старости. И он был весел, объят Богом и посвящен в тайны. Это был такой подвижник, который совершил победу и вышел. Конечно, когда он был в пещерах своих, то там над ним издевались, и он плакал, и кричал, и орал, и мучился. Это все у него было, конечно, но он вышел уже смиренным человеком. Но он был и веселый одновременно.
А как это можно быть смиренным и веселым? А кто объяснит мне? Это можно. У нас все юродивые смиренные и веселые.
Василий Блаженный был смиренный? Конечно был. Как бы он был святым, если бы не был смиренным? Он был веселый. Ну, конечно, был. Ходил по Москве, дурака валял, помогал людям не унывать.
Таким же был и Нектарий Оптинский. Он ходил, как скоморох. Он ходил в одном башмаке, а одна нога была босая. Ему привозили машинки, и он сидел с ними и играл. Он дурковал, скоморошил. К нему пришел епископ Феофан Нижегородский, а у Нектария было много кукол и машинок разных. И он брал куклу и бил ее. Епископ пришел к нему в келью, а он эту куклу тузит и обзывает ее. Епископ подумал, что он чокнутый, ну, как и любой из нас бы подумал.
А потом прошло совсем немножко лет, и пришли красные к этому епископу, взяли его под белые рученьки, и так его били в тюрьме, и плевали на него, и говорили ему всякое. И он вспомнил эту картинку, как Нектарий перед ним эту куклу бил, то ее поднимет, то положит, то плюнет, то бросит. Да, весело, страшно и весело. Все святые - они страшные, веселые и смиренные. У них все вместе: они страшные, веселые, смиренные. Все святые такие.
Если святой к вам придет, например, будет вам плохо, будете на операции лежать, в реанимации ожидать, и вдруг помилует вас Господь, пошлет вам, например, святую великомученицу Татьяну или Ксению Блаженную, или кого-то еще, и когда святой придет, вам будет очень боязно и весело. И ничего непонятно будет. Вот оно, понимаете, то, что во Христе такое, что слов не хватает, чтобы все объяснить.
Источник