Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #30 : 05 Ноября 2011, 19:00:23 » |
|
Рождение империи 2 ноября - 290 лет со дня образования Российской империи В средние века, после завоевания турками православных Сербии и Болгарии, падения Константинополя, подчинения Молдавии и Валахии, раздела Грузинского царства, окатоличивания Литвы, Россия осталась единственным в мире независимым православным государством, а Русская Поместная Церковь — единственной независимой Православной Церковью, поскольку древнейшие единоверные Восточные Патриархии — Константинопольская, Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская — тоже находились под властью Османской империи. Когда Иоанн IV Грозный первым из московских великих князей венчался на царство, пророчество псковского старца Филофея о том, что «два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать», казалось бы, стало сбываться. Ведь русское слово «царь» происходит, как и немецкое «кайзер», от латинского «цезарь», сиречь «император». В Европе, кроме России, в ту пору не было других христианских империй, а так называемая Священная Римская империя германской нации являлась не государством, а союзом государств, к тому же весьма непрочным. Но Россия вскоре после смерти Иоанна Грозного была ввергнута в Смуту, чем не преминули воспользоваться поляки и шведы, захватившие у нас немалые территории. Всю первую половину XVII века наше государство залечивало раны. Россия стала великой империей — и формально, и по сути — во времена Петра Первого. Что за человек был Пётр? Споры на эту тему не стихают до сих пор. Пожалуй, первым в XIX веке критически оценил роль Петра в нашей истории выдающийся русский писатель и дипломат А.С.Грибоедов. Его перу принадлежат наброски исторической работы, лишь недавно переизданной, «Замечания, касающиеся истории Петра I», в которой он высказывает резко отрицательное отношение к личности и преобразовательной деятельности Петра, сочувствие царице Софье, «боярской партии», стрельцам (что тем более необычно, учитывая, что предок писателя Семён Грибоедов пострадал именно от стрельцов и Софьи). Этими взглядами он наделил и Чацкого (что никак не отражено в современных учебниках литературы). Между тем допетровские времена грибоедовский герой называет «святой стариной», проповедует возврат к древнерусской «величавой одежде», ношению бороды, к старинным нравам, основанным на «премудром незнаньи иноземцев». Впоследствии этих же взглядов придерживались славянофилы. Они считали, что Пётр пожертвовал русской самобытностью ради чужеродных нам западных идеалов. А в начале ХХ века поэт Максимилиан Волошин, подыскивая сравнения для политики большевиков, сравнил её с деятельностью Петра: Вздеть на виску, выбить из подклетья И швырнуть вперёд через столетья Вопреки законам естества − Тот же хмель и та же трын-трава. Отсюда вывод: Великий Пётр был первый большевик, Замысливший Россию перебросить, Склонениям и нравам вопреки, За сотни лет, к ее грядущим далям. В 80-е годы прошлого века подобный взгляд на Петра очень эмоционально отстаивал на лекциях покойный профессор Литературного института им. Горького М.П.Ерёмин. В азарте ниспровержения он утверждал даже, что в знаменитых стихах Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье…» нет ничего, кроме плохо скрытого ехидства по отношению к Петру. Правда, покуда существовал Советский Союз, отрицательная оценка Петра как «первого большевика» существовала только в устных дискуссиях. Положение принципиально изменилось после 1991 года. Теперь у сторонников концепции Волошина — Ерёмина появилась не только возможность высказывать ее печатно, но и весомый козырь. Они говорили: «Триста лет этой свистопляски, начатой "первым большевиком", триста лет крови, лишений, истребления генофонда народа, потери его самобытности, которые оправдывали высокими державными интересами, пошли коту под хвост. Нет ни Российской империи, ни Советского Союза. Всё надо начинать сначала, с тех же рубежей, откуда начинал ещё царь Михаил Романов. А это значит, что России не нужны были ни Пётр, ни его преобразования, а лишь спокойное эволюционное развитие». В наиболее последовательной форме эти взгляды выражены в теории «сбережения народа» А.Солженицына. Добавлю, что отрицательную оценку деятельности Петра разделяют и многие современные православные историки, причём даже те, которые защищают Иоанна Грозного. Что ж, может быть, из того, что говорят нынешние оппоненты и защитники Петра, рождается «третья правда» о нём, не высказанная ни монархическими историками XIX века, ни коммунистическими ХХ-го. Вспомним, как раньше относились к личности Петра историки и писатели. Они нам задним числом «объясняли» Петра, как бы подразумевая, что у него самого не могло быть глубоких идей и взглядов, кроме прикладных реформаторских. Как объясняют то, что он всё стремился показывать на собственном примере, начиная от владения мушкетом и плотницким инструментом? Так и объясняют: педагогическими целями плюс его собственной любознательностью. Это, конечно, правильно, но надо попытаться представить себе всё это на деле. Коммунистический вождь Кореи Ким Ир Сен тоже любил «руководить на месте», но он не выхватывал ни у кого из рук инструмента или оружия, чтобы самолично что-то исправить. Более того, Ким Ир Сен не получал жалованья, скажем, старшего корабельного мастера и не снимал шапку перед прибывшим на петербургскую верфь начальством, как это делал Пётр, причём без тени шутовства. Я, например, не уверен, что ему всегда это нравилось. Не всякий из нас и в обычной жизни может служить постоянным примером окружающим, как бы ему этого ни хотелось. А Пётр был таким до конца жизни. Почему − из-за привычки? А привычка откуда? Вот он — пробел российской и советской историографии о Петре. Между тем давно уже, кажется, ясно, что это был человек мессианского склада характера, видевший себя среди русских как Моисей среди евреев. Он явился как вождь и учитель русского народа, который внешние враги задвинули на периферию мировой истории, и делал это не по чьей-то подсказке, а по собственном глубоком размышлении. Потому что его иноземные друзья вовсе не грезили о великой России, как грезил он, более того, если бы он публично сообщил о своих будущих планах, его бы ещё смолоду отравили во время знаменитой поездки по Европе. Там думали: они помогают готовить России нового Лжедмитрия, а к ним приехал умный соглядатай. Нам говорят: Пётр презирал русский народ. А чего же он тогда радовался любой победе русского оружия? И, ликуя, приговаривал: «Можем, можем бить шведа!»? И медали чеканил: «Небываемое бывает!» Почему, если он был такой западник и враг Православия, своим духовным покровителем он считал святого благоверного князя Александра Невского, отразившего западную экспансию, и явно находил промыслительным совпадение, что бил он шведов в тех же местах, что и князь Александр? И если он был столь невежествен в русской истории, как утверждают порой, отчего при взятии Дерпта (Юрьева) он вдруг вспомнил, что это «праотеческий город», то есть основанный киевскими князьями? Перед нами человек, «западничество» для которого было не целью, а исключительно средством. Разве сегодня мы таким представляем себе западника? Западник, в нашем понимании, это прежде всего тот, кто служит государственным интересам Запада. А Пётр вводил западную одежду и обычаи вовсе не для того, чтобы поступаться исконными национальными интересами. Пример с Юрьевым тому яркое подтверждение. Это печально, конечно, что мы лишились части своей самобытности, но вот Китай в начале ХХ века, находясь примерно в такой же ситуации, как и Россия в начале XVIII, не рискнул на чисто техническую «вестернизацию» (к которой всё равно пришёл потом в ходе кровавых революций) и чуть не лишился государственности. Нет, Пётр явно не с бородами, не с длинными рукавами боролся… Он, как Моисей, любил на бытовых метафорах показывать, что мешает России на равных конкурировать с другими великими державами. Бороды, длиннополые кафтаны, высокие шапки были, на его взгляд, порождением того неспешного, благодушного, размеренного уклада жизни, который никак не мог противостоять укладу жизни энергичных, хватких, прагматичных врагов России. Вот и рубили топорами рукава и полы русских одежд: не работайте, дескать, спустя рукава, не путайтесь в кафтанах… Неужели у столь умного человека, как Пётр, была какая-то другая, чисто прикладная цель в этом «переодевании»? Наконец, почему в нашей историографии укрепилась точка зрения, что Пётр употреблял в своих указах и других документах слово «Бог» исключительно как фигуру речи? Дескать, не сочеталось его мнимое боголюбие с кровожадностью. Но его боголюбие не было мнимым, просто оно было иным, чем у его отца, Алексея Михайловича. Здесь я опять вернусь к своему предположению, что Пётр мыслил себя кем-то вроде Моисея русского народа, а Моисей, как известно, кровью своего народа не очень дорожил. Здесь совершенно правомерно поставить вопрос, христианский ли Пётр был государь, но совершенно неправомерно при этом считать его государем антихристианским. На Западе таких королей и императоров в средние века — христианских по форме и ветхозаветных по духу — было сколько угодно. Победа в Северной войне над тогдашней европейской сверхдержавой Швецией, создание регулярной русской армии и флота, их боевой опыт сделали Россию одним из сильнейших государств в Европе. Московия превратилась в Российскую империю, став в международных отношениях на уровень Священной Римской империи германской нации, Англии, Франции, Голландии и Испании. После Полтавской победы Пётр смог перейти к имперской политике, цель которой была расширить и упрочить влияние России в соседних и отдалённых землях. Победой над Швецией Россия обязана реформам Петра Первого, проведённым до начала войны. Один из передовых ученых Европы, Г.В.Лейбниц, полагал в начале XVIII века, что будущее России — это превращение её в колонию Швеции. А Пётр добился того, что, по словам французского посланника в России Кампредона: «При малейшей демонстрации его флота, при первом движении его войск ни шведская, ни датская, ни прусская, ни польская корона не осмелятся ни сделать враждебного ему движения, ни шевельнуть с места свои войска, как о том бывала речь при прежних обстоятельствах». Я полагаю, что наиболее точно о роли Петра в деле создания империи сказал русский историк С.М.Соловьёв: «Народ собрался в дорогу; ждали вождя. Вождь появился. Этим вождём был Пётр Великий, который, по выражению Пушкина, на троне был работником…» Андрей Венедиктович ВОРОНЦОВhttp://russdom.ru/node/4461
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #31 : 05 Ноября 2011, 19:07:35 » |
|
«Петр I мыслил Российскую Империю как светильник Православия во всем мире»Диакон Владимир Василик об имперском призвании России и личности Императора Петра Великого22 октября / 4 ноября сего года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, исполнится 290 лет со дня основания Российской Империи. В этот день 1721 года решением Правительствующего Сената Царь Петр I был провозглашен Императором Всероссийским, Петром Великим и Отцом Отечества. Это было сделано в ознаменование окончания Северной войны, которая была завершена Ништадтским мирным договором 30 августа (ст. стиля) 1721 г., согласно которому к России отошли Лифляндия (с Ригой), Эстляндия (с Ревелем и Нарвой), часть Карелии, Ижорская земля и другие территории. Провозглашение русского Царя Императором стало выражением достигнутых в его царствование международных успехов России. Хотя акт этот не сразу был признан европейской дипломатией (при жизни Петра Великого только Голландия и Швеция официально признали этот титул), этот день считается днем основания Российской Империи.
О значении этого дня и личности Петра Великого рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный ученый, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, диакон Владимир Василик.К сожалению, российскими властями замолчан целый ряд важнейших событий. Заметьте, что не было никакой реакции на 120-летие злодейского убийства Императора Александра II. Хуже того, 65 празднования Победы в Великой Отечественной войне прошло достаточно скромно, в особенности, что касается церковной стороны – не прошло ни одной серьезной церковно-научной конференции в Великой Отечественной войне и о роли Церкви в войне. Не заметна подготовка к юбилею войны 1812 года, а также к 400-летию со дня окончания русской Смуты. Было пропущено празднование 290-летие Ништадтского мира. Мы погружаемся в эпоху национального беспамятства, когда мы уже забываем о великих событиях нашей истории даже в их юбилеи. Все больше навязывается суетная концепция: «здесь и сейчас» - жить в покое настоящего, согласно словам из песни: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется Жизнь». Это потребительское постмодернистское восприятие времени является причиной этой пагубы. Если мы не будем хранить историческую память, то в результате мы обречем нашу страну на крушение. Почему не говорят сегодня о юбилее основания Российской Империи? Не только власть, но и общество боится нашего имперского прошлого, своего имперского назначения. Все говорят о своей «демократичности», о своем миролюбии, о своей «открытости глобальному миру», в то время, как на наших глазах собираются, как минимум, две огромные империи – США и Европейский союз. США не стесняются говорить о своем имперском призвании, правда, камуфлируя это лозунгами распространения демократии и соблюдения прав человека во всем мире. Азбучной истиной является тот факт, что Россия может быть либо Империей, либо не может быть вообще. Как только Россия отказывалась от своего имперского призвания, она немедленно погружалась в хаос и смуту. Лучше доказательство тому – февраль-октябрь 1917 года. Об этом прекрасно написала Анна Ахматова: Когда в тоске самоубийства Народ гостей немецких ждал, И дух суровый византийства От русской Церкви отлетал... То, что современные российские власти пытаются выстраивать «управляемую демократию» и консолидировать общество, можно только приветствовать, ибо это очередная попытка отстраивания Империи. 22 октября (4 ноября по новому стилю) Россия была провозглашена Империй, Царь Петр I – Императором с титулом Отец Отечества. Юридически было закреплено то, что фактически существовало уже со времени Ивана Грозного. Многие российские исследователи говорят о том, что Россия как Империя «состоялась» благодаря усилиям Иоанна IV, Васильевича, при котором произошло включение в состав страны значительных территорий с нерусским и неправославным населением (Татария, Башкирия, Сибирь) и был сделан переход от вотчинной системе к поместной, к становлению служилого дворянства. Однако в своем «классическом» виде Россия как Империя становится только во время правления Петра Великого, который окончательно ввел служилый принцип в ущерб родовому, сформировал Табель о рангах, восстановил регулярную армию, создал флот, организовал промышленность на новой основе, развил высшее образование, создав Санкт-Петербургский государственный университет, создал основы для правильной научной деятельности, основав Академию наук, заложил основы здравоохранения, основав систему госпиталей. Значение деятельности Петра Великого трудно переоценить. Он прорубил окно в Европу, дав России выход на Балтику, за что безуспешно сражались русские войска при Иване Грозном и Алексее Михайловиче. Встреча России с Западом произошла под гром пушек и стук топора. Многие оценивали ее неоднозначно – в особенности славянофильские авторы, справедливо указывая на те отрицательные последствия, которые эта встреча принесла, – порчу нравов, распространение пагубных привычек, вестернизация высшего сословия и отчасти народной жизни, подчинение Церкви государству по западным образцам. Однако в защиту Петра следует сказать, что за многое он не ответственен. Многое было связано с ползучей вестернизацией, неразумным к ней отношением во времена его преемников, а точнее преемниц, которые, в отличие от Петра, совершенно не фильтровали заимствованное с Запада и не контролировали культурную и идейную практику. Петр I в отношениях с Западом был прагматиком. Он говорил, что Европа нам нужна лет на тридцать, а потом мы смело повернемся к ней спиной. Прежде всего, Император заимствовал у Европы технические новшества – то, что могло бы вооружить Россию и способствовать ее защите от тех же западных стран в неизбежном геополитическом противостоянии. Что касается растлительных западных идей атеизма, народоправства, роскоши и разврата, то здесь Петр был предельно жесток. Тех поданных, кто дерзал высказывать атеистические идеи, он прелюдно охаживал дубиной, за что впоследствии они были ему весьма и весьма благодарны. Сам Петр Алексеевич был человеком весьма верующим. Во время церковных служб пел на клиросе, читал "Апостол", горячо молился перед решающими битвами и событиями своей жизни. Кивают на то, что он подчинил Церковь государству, образовав Священный Синод. Но подобный ход событий, к сожалению, был во многом неизбежен. Правление Никона и та Смута, которую он оставил в наследство, сильно повлияла на Алексея Михайловича и его сына Петра Алексеевича. Духовенство частью благоприятствовало стрелецким бунтам, огромные земельные богатства, которыми распоряжалась Церковь, часто шли не по назначению – вопрос о реквизиции стал неизбежен и стал вопросом времени. Объективно говоря, для Русской Церкви Петр сделал большое дело – он заставил иерархию просвещаться и просвещать народ. До Петра вопрос о церковной проповеди и миссии по большому счету не ставился, не говоря уже о спорах с еретиками. Характерный эпизод: Борис Годунов запретил своему духовенству спорить с католиками и протестантами о религиозных вопросах со следующей формулировкой: «Дабы не ведая того в ересь не впасть». В значительной степении это и обусловило трагедию раскола – незнание и полузнание. Петр заставил российское духовенство заниматься благотворительностью, служить своим близким. Один из русских мыслителей отметил, что на петровские реформы Церковь ответила преподобным Серафимом Саровским. Скажу более – ответила и Оптинскими старцами, и митрополитом Филаретом Дроздовым, и Иоанном Кронштадтским. Именно с Петра начинается блестящая эпоха русского миссионерства и просвещения. Петр мыслил Российскую Империю как светильник Православия во всем мире, а себя осознавал защитником всем православных во всем мире. Например, после того, как черногорцы выступили на стороне России и тяжко от нее пострадали в 1711 году, Петр Великий посылает в Черногорию обильную и щедрую помощь. Ради государства Петр жертвовал всем - своим здоровьем, покоем, безопасностью и жизнью. Характерно его обращение к воинам перед Полтавской битвой. Петр говорит, что жизнь ему не дорога, а дорога ему Православная вера, слава и честь России. Характерно, что и кончина великого Государя связана с жертвой на благо народа, – он умер от болезни, простудившись в Лахте во время спасения матросов с корабля. Император Петр I – великая и до конца не оцененная личность. Характерны строки Пушкина о нем: То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. Конечно, нельзя обойти стороной мрачные стороны жизни Петра - постоянные мятежи и казни, гибель его собственного сына. Но в соображение надо принять то, что государство в начале его правления разваливалось, как песочный кулич. Российское государство нуждалось в реформирования, а в условиях того времени и по жестокосердию человеческому иначе, чем Петр, сделать это было нельзя. Не нам судить великого Государя. Наше дело – вспомнить его добрые дела и молитвенно помянуть. Своих Царей великих поминают За их труды, за славу, за добро — А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют. Надлежит вспомнить, чем была Российская Империя. В конечном счете, она на столетие сделалась заградительной стеной против антихристианских сил, и прежде всего против «миниантихриста» Наполеона, за что, кстати, Россию и ненавидели. Пушкин вопрошал: За что ж? ответствуйте: за то ли, Что на развалинах пылающей Москвы Мы не признали наглой воли Того, под кем дрожали вы? За то ль, что в бездну повалили Мы тяготеющий над царствами кумир И нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир?.. Россия своей кровью искупила не только Западную Европу, но и южную – от турецкого рабства. Ее усилиями балканские народы получили свободу. Россия в течение долгих лет сдерживала революцию. «Революция на пороге России. Клянусь, она не переступит», - сказал Император Николай I в 1830 году, и слово свое сдержал до конца, способствовал остановке революционного пожара 1848 года. Не наша вина, что этот пожар в конечном счете разжегся в нашей стране. Но и после 1917 года, пусть и потеряв многое, пусть в новом виде, Россия продолжала, как ни странно, выполнять свою имперскую миссию Удерживающего. Пример тому – сокрушение очередного «миниантихриста» Гитлера и наша победа в 1945 году, а затем поддержание мира в течении многих десятилетий. Будущее мира во многом зависит от того, сможет ли Россия восстановить себя как Империя и явится ли гарантом мира и безопасности на всей Земле. http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/11/03/petr_i_myslil_rossijskuyu_imperiyu_kak_svetilnik_pravoslaviya_vo_vsem_mire/
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Anna
|
|
« Ответ #32 : 09 Ноября 2011, 17:23:05 » |
|
Похоже,Кургинян собрался собственную религию создавать. Посмотрите,кому интересно,его программу Суть времени 40. Хотя трудновато....Его стиль.... своеобразный. http://vimeo.com/channels/188035#31751624Почему-то образованные люди без Веры всегда впадают в ересь.
|
|
« Последнее редактирование: 09 Ноября 2011, 17:31:07 от Anna »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #33 : 08 Декабря 2011, 13:11:15 » |
|
На пути к Империи РусскихИерей Александр Шумский о русском патриотизме и об опасности национализмаПоследние события как внутри страны, так и за рубежом показывают, что Россия подошла вплотную к точке бифуркации, т.е. к выбору вектора своего дальнейшего развития. Выбор этот, судя по всему, будет окончательный. Если Россия выберет постлиберальный путь, то её ждет очень быстрый и страшный конец. Если Россия выберет имперский вектор движения, то у неё есть шанс встать с колен и выпрямиться в полный рост, хотя это будет сопряжено с очень большими жертвами. Но здесь, как говорится, либо судьба «опущенного» в лагерной зоне, либо судьба воина, вступающего в смертную схватку с врагом, исход которой ни для кого не ясен. Но если у «опущенного» шансов нет никаких, то у воина есть возможность хотя бы достойно умереть. Согласитесь, лучше умереть в бою, чем у параши. Нельзя сражаться с врагом без любви к своей Родине, к своему народу, т.е. без патриотизма. Недаром же столько сил и средств было потрачено в ельцинскую эпоху либеральными идеологами на дискредитацию патриотизма, поскольку именно он являлся главной основой Империи. Сегодня с российским либерализмом как таковым уже всё ясно. «Коллективный Троцкий» российского либерализма показал себя во всем своем безобразии, от него уже готовы отвернуться даже многие из тех, кто ещё недавно поддерживал. Но у русского патриотизма появился новый противник - национализм. В последних статьях «Народ или нация?» ( http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/11/09/narod_ili_naciya/ ) и «Националистические грабли русской интеллигенции» ( http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/11/16/nacionalisticheskie_grabli_russkoj_intelligencii/ ), а ещё раньше в статье «Русский выбор: Кровь или кровь?» ( http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2008/07/05/russkij_vybor_krov_ili_krov/ ) я, казалось бы, достаточно аргументированно объяснил, чем русский национализм принципиально отличается от русского патриотизма. Прежде всего, русский национализм отрицает Русскую Православную Церковь, а в пределе христианство вообще, а также имперскую государственную идею, ставя во главу угла племенные интересы. Меня удивили отрицательные отзывы на указанные статьи. Собственно, ни в одном из них не усматривается попытки возразить на мои аргументы по существу. Вместо этого либо откровенное хамство, либо полная научная и историософская безграмотность, когда утверждается, что национализм как таковой ни в чем не виноват, а виноваты, оказывается, православные, отдавшие национально-ориентированных граждан в лапы антихристианских сил. Кто-то из оппонентов даже умудрился в моей антинационалистической позиции усмотреть уранополитизм, т.е. полное отрицание любви к Родине. Уже давно замечено, что многие из тех, кто пишет отзывы, не желают вчитываться в реальный авторский текст и полемизируют не с автором, а со своими собственными измышлениями. Но довольно об оппонентах. Продолжим разговор о национализме. Очевидно, что идеалом русского националиста является национальное государство, сбросившее бремя имперских окраин, которое должно, по мнению националистических идеологов, обеспечить процветание русским. Нет более фантастической и опасной утопии, чем идея национального русского государства. Неужели непонятно, что такое государство будет мгновенно сломлено и физически уничтожено, поскольку оно по определению не сможет себя защищать? Ядерный щит - атрибут имперский, а не националистический. Никакого ядерного щита у национального русского государства быть не может. Ядерный щит предполагает наличие имперских евразийских связей, без которых просто невозможно скомплектовать ни одну баллистическую ракету или построить подводный крейсер нового поколения. Этот ряд можно очень долго продолжать. Даже теплую военную форму не пошить без имперских связей. Когда в частном разговоре я спросил одного из идеологов нынешнего русского национализма, как они собираются отстаивать свою Родину в военном отношении, лишившись груза имперских окраин, то не услышал ничего вразумительного, кроме того, что если понадобится, то национальное государство будет развивать необходимые для него связи. Так спрашивается, зачем же эти связи уничтожать, если потом снова придется налаживать их? Повторяю, национальное русское государство - такая же утопия, как мировой троцкистский интернационал. Последний стоил нам очень дорого, и только благодаря сталинской политике удалось избежать сгорания России в мировом интернациональном пламени. Очевидно, что национальное русское государство обречено на аналогичное сгорание в крематории постлиберального интернационала. Кстати, один из моих оппонентов ухитрился найти в моих статьях обоснование нового интернационала в виде либеральной империи. Воистину, словоблудию нет предела. Либеральная империя, особенно в России, по определению невозможна. Поскольку имперский принцип организации государства и общества исключает либерализм как абсолютно враждебную империи разрушительную силу. Другое дело элементы демократии в империи. Такие элементы, представленные, в частности, в виде местного самоуправления, в империи необходимы, чтобы империя не выродилась в голый деспотизм, несовместимый с жизнью. Надо ли объяснять читателю, что либерализм и демократия вещи разные. Особенно это заметно в российской действительности. Так что мои оппоненты, как принято говорить в Одессе, «путают Гоголя с Гегелем». В России и содержанием, и формой либерализма была и остается лютая антиимперскость. Какая уж тут либеральная империя. Вообще удивителен апломб у наших доморощенных националистов. Ведь ещё совсем недавно никакого национализма как явления, тем более идейно оформленного, у нас и в помине не было. Для того, чтобы любить свою Родину и свой русский народ вполне хватало патриотизма. Были патриоты, которым противостояли либералы, и всё всем было понятно. Но в последние 5-6 лет сформировался национализм как политическое явление, причем национализм этот, как я уже неоднократно подчеркивал, совершенно нерусский по сути, а западный и буржуазный. И вот теперь многие хорошие русские люди «повелись» на националистическую подмену патриотизма. Думаю, что в специальных западных ведомствах кое-кто получил повышение по службе за удачно проведенную спецоперацию, которая вполне могла бы называться «Подмена патриотизма национализмом в постсоветской России». Российский либерализм в чистом виде находится в состоянии агонии (последние парламентские выборы продемонстрировали это самым наглядным образом), поэтому он больше не может использоваться Западом в качестве антиимперского тарана. Развалился таран, сгнил изнутри. Теперь наши «западные партнеры» попытаются сделать такой таран из русского национализма, который в сочетании с недобитками из либерального лагеря может составить серьезную антиимперскую силу, которая в условиях коррумпированности и непоследовательности российской власти может добиться немалых успехов. Теперь я хотел бы сказать несколько слов о психологии национализма вообще и русского в частности. Национализм, по своей сути, по своей природе провинциален и женоподобен. Да, да, у национализма совершенно женское и провинциальное лицо. Ведь чего хочет женская природа? Она стремится к семейной бытовой комфортности и безопасности. Она страшится больших масштабов и пространств. Ей по сердцу маленький уютный местечковый мирок, в котором всё на своих местах, в котором всё видно, и нет никаких убегающих вдаль горизонтов. Идея жертвенности такому миропониманию не свойственна. Поэтому важнейшая духовно-нравственная и психологическая установка русского национализма, как и всякого другого, проста: живи для себя. С такой женоподобной и провинциальной психологией невозможно воевать, если вдруг понадобится. Невозможно одерживать победы. С такой психологией можно только полностью проиграть и потерять всё, в том числе и иллюзию уютного мирка. Заметим попутно, что слово «народ» - основа империи, мужского рода, а слово «нация», противостоящее империи, - женского. Говоря о женоподобной психологии националиста, я вовсе не хочу задеть достоинство женщины, особенно русской, к которой испытываю неизбывное уважение. Речь у меня идет исключительно о психологических свойствах, тем более, что сегодня всё больше мужчин становятся совершенно женоподобными по стилю мышления и поведению. Мне уже приходилось об этом писать. По моему мнению, имперское мировосприятие - мужское и вселенское, а националистическое - женское и провинциальное. Я, естественно, далек от мысли жестко противопоставлять мужское имперское начало женскому националистическому. В Империи Русских, к которой мы стремимся, должна быть выстроена правильная иерархия, как в правильной семье, где муж является главой семьи и обязан заботиться о женщинах и детях. Но последние должны подчиняться своему мужу и отцу. И когда в семье жена свергает мужа, ничего хорошего из этого получиться не может. Такая семья неизбежно разваливается. Наши националисты, подобно безумной жене, хотят упразднить отчее начало. Очевидно, что только русский патриотизм обладает правильным пониманием иерархии, только на его основе возможно создать Империю Русских, в которой все смогут достойно жить и развиваться. Нельзя заменять патриотизм национализмом, это так же опасно, как заменить церковнославянский язык русским. Кстати, национализм и русификация церковнославянского языка - две стороны одного разрушительного процесса, направленного на уничтожение земной и небесной иерархии. Национализм разрушает империю, а русификация - Церковь. Ещё необходимо обратить внимание читателя на следующий парадокс: подавляющее большинство русских националистов совсем не русского происхождения. Странно, не правда ли? И ещё, невозможно себе представить кого-нибудь из идейных националистов в очереди к Поясу Пресвятой Богородицы. А патриотам, подпавшим под влияние националистической идеологии, хочу напомнить, что националисты последовательно отрицают все государствообразующие фигуры русской истории - Иоанна Грозного, Петра Первого, Иосифа Сталина. И, наконец, хочу задать запутавшимся в русском национализме патриотам последний вопрос: что стал бы предпринимать благоверный князь Александр Невский, окажись он русским националистом? Правильно. Он пошел бы против татар и потерял бы всё. И вопрос о создании русской империи был бы отложен ещё на долгое время. Но князь Александр Невский был русским патриотом, поэтому он замирился с Ордой и пошел отражать натиск Запада, и одержал великую победу, плодами которой мы живем до сих пор и будем жить дальше, созидая Империю Русских. Иерей Александр Шумскийhttp://www.ruskline.ru/news_rl/2011/12/08/na_puti_k_imperii_russkih/
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #34 : 05 Апреля 2012, 02:48:56 » |
|
Империя как неизбежностьВо время, когда людям кажется, что Россия окончательно погибла, возникает особенная потребность обратиться к Истории Отечества, окинуть взором истоки, судьбы и пути нашей Родины, первоосновы её духовной культуры. Увидев предков в их силе и славе, в опасных поворотах нашей истории, мы глубже начинаем понимать настоящее. Именно в прошлом мы видим примеры нашей русскости и те слабости, которые не дали нам устоять, привели Россию на край гибели. Только в 20 столетии мы трижды стояли перед угрозой полной гибели Русской цивилизации – в период крушения Российской империи, битвы с Третьим рейхом и развала Советского Союза. Не зря говорят, что кого Бог сильно любит, того и испытывает. Россия в полной мере вкусила этой мудрости, получив возможность «провести работу над ошибками». Без этой работы нам не возродить Империи. Фактически современной России нужна «духовная революция». И она должна заключаться не в возврате к «традиционным религиям» - христианству, исламу и пр., росту числа храмов, мечетей, синагог, священников, мулл, пасторов и шаманов. Это уже пройдённый этап, возврат в неосредневековье, и рост клерикальных настроений ведёт к гибели России. Каждый человек должен вести работу по своему совершенствованию – духовному, интеллектуальному и физическому. Условная обрядность не делает человека лучше и чище. Мы должны осознать, что «Империя» не только в «вождях», где то «там», в бескрайних просторах России, но и «здесь», в нас самих, в нашем единении с Богом и Родиной. Возрождение и перерождение России связано с работой, которая идёт в наших душах и умах. Только полное творческое напряжение даст положительный результат. Русские не должны идти на соблазн иностранных суждений о России, её прошлом, настоящем и будущем. Духовно слепые не могут указать Путь народу, который находится в поиске. Западное начало захватило русскую интеллигенцию. Внедрение западного искусства, западной философии, западной политики привело к тому, что русские потеряли русскость, понятия добра и зла были смещены. Игра по западным правилам привела к тому, что Россия потерпела ряд тяжелейших поражений. Современный Запад – это настоящая Империя Лжи, где массовых убийц прославляют, как героев, а социальные болезни общества - проституцию, гомосексуализм, наркоманию, которые необходимо лечить, узаконили и даже называют прогрессивными. Россия дала нам бескрайние просторы и славную историю. Благодаря им русскому народу присуща удивительная духовная свобода, ощущение неизведанных, чудесных возможностей. Именно поэтому Запад боится России – западные люди чувствуют небывалую мощь в русском народе. Но в этой свободе таится и большая опасность. Без дисциплины нет духовной культуры. Мы должны найти гармоничное равновесие между духовной свободой и дисциплиной. Россия дала нам огромные природные богатства. Все русские знают, что у нас всего много – «всем хватит, и ещё Бог пошлёт». В результате русские щедры, беспечны, добродушны и спокойны. Не ценит русский человек этого дара. Так родились бесхозяйственность, лень и беспечность. Мы должны преодолеть эти слабости. Рассуждая о будущем России необходимо помнить, что имперская сущность нашей Родины – это не случайность и не скреплённое «железом и кровью» насильственное объединение 150 народов и народностей. Русь-Россия – это самобытная и древняя цивилизация, которая имеет свою Программу и Путь. Цивилизацию объединяет духовное, языковое и культурное единство. Все народы связывают века духовного, языкового, культурного, военного и экономического взаимодействия. Это сотни и тысячи видимых и невидимых нитей. Россия – это основа мира и равновесия в Евразии и на всей планете. Гибель «сердца» мира приведёт к труднопрогнозируемым и катастрофическим последствиям, возможно, и к уничтожению всего человечества. Очевидно, что ослабление России привело к серьёзной дестабилизации на планете. США не справляются с ролью единственной сверхдержавы на планете. Китай к такой роли не готов. Россия обладает уникальной способностью уйти в себя – скрыть свою сущность в «Граде Китеже». Тайна уходящего Китежа, недоступного врагам, но близкого нам, несокрушимого и святого, помогает выжить в любой катастрофе. Мы восстановились после крушения империи первых Рюриковичей, после гибели полумифической Монгольской империи, после Великой Смуты начала 17 столетия, после февраля и октября 1917 года, когда Россию пыталось уничтожить все «цивилизованное» мировое сообщество, после ударов 1941-1942 годов. После 1991 года Россия вновь зримо умерла, но в тоже время пошёл невидимый обычным взором процесс собирания сил и национального возрождения. Загадка Китежа в том, что русский народ способен побеждать отступая, таить в глубине неисчерпаемые духовные силы, своё «я». Русский народ творчески растёт после каждого поражения, возрождается из пепла. Он способен вновь начинать с нуля, из ничего создавая великое, удивительное и прекрасное. Читая страницы прошлого, мы понимаем, что народ не может измениться за несколько лет очередной смуты. Многотысячелетнее наследие сильнее любого временного дурмана. Более чем 20-летняя Смута конца 20 начала 21 столетий показала, что только в Империи можно сохранить и приумножить культурное наследие десятков народов. Ещё недавно культурные и богатые области СССР поражены бедностью и дикостью. В них процветает пещерный национализм, и даже фашизм, поднимает голову химера религиозного фанатизма, воссозданы структуры феодализма. Южный Кавказ и Средняя Азия стали рассадниками терроризма, этнических конфликтов, наркопреступности, очагами войн и прогрессирующей нищеты. На всем пространстве бывшего СССР только в России и Белоруссии (наследница русского же государства, Великого Княжества Литовского и Русского) удалось сохранить сравнительно высокую культуру, науку, полноценное образование, армию и экономику. Не зря Россия, наряду с Соединенными Штатами и странами Европы, стала местом «паломничества» масс азиатских мигрантов. События последних лет показали, что все народы, которые выбрали «свободу», не способны существовать без внешнего управления. Только Великая Россия способна обеспечить всем народам и народностям и отдельным людям возможность полноценного гармоничного развития. Русская культура даёт русским людям стремление к справедливости, которое позволяет России оставаться опорой человечества и совестью планеты. Русский человек, был близок монголоиду-якуту, негроиду-ангольцу и кубинцу, т. к. никого не делил ни по расовым, ни по этническим, ни по религиозным признакам, требуя равной справедливости ко всем людям. Россия готова поддержать мусульманскую Сирию и Иран, и православную Сербию, и католическую Венесуэлу. Русский народ имеет уникальный опыт в построении империи, где любой народ, племя имело право жить своим традиционным укладом, своей верой, даже со своими местными управленческими структурами. Российская Империя гарантировала людям главное: защиту. Защиту от истребления в межклановых, междоусобных войнах, защиту от внешних захватчиков, защиту от несправедливости. Именно этого не хватает жителям постсоветских республик и дальше будет только хуже. Ни США, ни ООН, ни НАТО, ни «мировое сообщество», ни Китай, ни Турция, ни арабы, не дадут этой защиты. Россия на протяжении всей своей истории была совестью человечества, его «сердцем», а при необходимости - мечом Бога. Именно Русь осаживала захватчиков регионального и мирового масштаба, защищая цивилизацию от гибели. Именно Россия закрыла собой Европу от вторжения «татар», билась с Османской империей, когда турки поглощали чужие земли, именно русские воины сдерживали натиск Речи Посполитой, Швеции, Пруссии, Франции и Германии. Россия – это единственная империя, которой нечего стыдиться в своём прошлом. Не мы смели с лица земли Хиросиму и Нагасаки, развязали десятки войн в 20 и начале 21 столетия. Россия не пыталась превратить весь мир в глобальный концлагерь, как Британская империя. Русские не вырезали индусов, как британцы, не вырезали армян, как турки, не устраивали геноцида славян, цыган и евреев, как немцы, не устраивали диких «мясорубок» по примеру японцев в юго-Восточной Азии. Не мы уничтожили десятки племён и народностей в Америке, Африке, Азии, Австралии и Тасмании. Нам предлагают стыдиться «оккупации» Прибалтики, забывая, что «захвата» не было. Прибалтийских государств никогда не было в истории Европы. Было добровольное или добровольно-принудительное возвращение окраинных территорий в состав древней Империи. Причём, окраины Империи были обустроены так, что жили лучше центральных областей. В настоящее время Эстония, Латвия и Литва - банкроты, и единственная надежда на выживание эстонцев, латышей и литовцев - это вхождение в новый Русский Союз (Евразийский союз). Россию пытаются устыдить войной с Финляндией, но молчат, что это наша империя создала финскую государственность, а затем лишь вернула свои законные земли — согласно древнему Ореховскому миру и другим соглашениям России и Швеции. Русскому народу предлагают стыдиться Афганской войны. Но мы знаем, зачем пришли в эту древнюю страну. Русские солдаты несли мир в Афганистан, убивали бандитов, строили там больницы, школы, заводы и электростанции. А американцы и натовцы в Афганистане отметились лишь потворством наркобизнесу, разграблением культурно-исторических памятников, чередой актов насилия над мирным населением. России предлагают стыдиться «кровавого тирана» Иосифа Сталина. Но, почему? Понятно, почему его ненавидят недобитые предатели в Прибалтике и Украине и их идейные наследники. Ясно, почему его ненавидит мировое сообщество. Но народу то зачем его стыдиться?! Этот человек смог повернуть машину террора, созданную Троцким и его сотоварищами для уничтожения русского народа, против самих палачей. Гений Сталина смог создать мощнейший промышленный потенциал. Сталин был руководителем, который выиграл самую страшную войну в истории человечества. Сталин продолжил глобальную политику русских императоров и воссоздал Империю в её исторических границах – от Эльбы до Тихого океана. Этот человек обеспечил мир советскому народу, да и большей части человечества, на целых полвека. Это нужно помнить, ценить и гордиться одним из самых великих правителей России и всего человечества. Только Россия и русский народ могут предложить народам планеты такой порядок, который не затронет их воли, религии, богатств и местных культурно-исторических особенностей. Нам не нужны чужие земли – свою бы дай Бог освоить, русским не нужны рабы – наш народ всегда был защитником свободы, России не нужны чужие богатства – наша земля богаче всех остальных. Россия может дать защиту. Поэтому новая Российская Империя неизбежна! Самсонов Александрhttp://topwar.ru/13061-imperiya-kak-neizbezhnost.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Anna
|
|
« Ответ #35 : 05 Апреля 2012, 11:40:07 » |
|
Даже либеральная общественность признает,что Россия осталась империей. Хоть их это корежит- с фактом они не спорят. Но либеральная общественность борется против империи. Признает и борется. Ну а нам кто мешает признавать и возрождать? Ещё раз обращаю внимание : русский народ дезориентирован русофобской пропагандой. Многие запутались настолько,что рукоплещут нашим врагам и поддакивают им. Повторяют за русофобами мысль,что нам нужна парламентская республика, а не империя. Так же выступают против империи.Хотя толком и объяснить свою неприязнь не могут. Нам надо что-то делать с пропагандой.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Владимир Петров
Новичок
Сообщений: 16
Никео-Цареградский Символ веры
|
|
« Ответ #36 : 05 Апреля 2012, 11:57:34 » |
|
алексей шмаков 1912 год о мировом правительстве прочтите написано как вчера ) очень мозги вправляет и нет смысла агрессию и наш пыл и жар тратить на кукол может пора взглянуть на кукловодов? )
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Anna
|
|
« Ответ #37 : 05 Апреля 2012, 12:05:30 » |
|
алексей шмаков 1912 год о мировом правительстве прочтите написано как вчера ) очень мозги вправляет и нет смысла агрессию и наш пыл и жар тратить на кукол может пора взглянуть на кукловодов?
Кукловод известен- дьявол. А мировое правительство - это его пешки.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #38 : 05 Апреля 2012, 14:43:49 » |
|
"Кукловод известен- дьявол. А мировое правительство - это его пешки. " зачет )
Уважаемый Владислав!
Форум Русская Беседа уже существует более 12 лет. И наш Форум отличает вдумчивость, интеллектуальная насыщенность, информативность, о чём говорят даже наши недоброжелатели. Поэтому мы, модераторы Русской Беседы, совсем не хотим превращать наш Форум в некую аморфную безсмысленную молодёжную тусовку, коих на просторах интернета - море. Если Вы хотите продолжения общения с нами, просьба воздерживаться от навязываемых нам кагалом форм общения в виде чата с пустыми и лишёнными интеллектуального содержания репликами, захламляющих и замусоривающих обычно серьёзный разговор Русской Беседы, выхолащивающих русский характер общения. Наши Правила также говорят о недопустимости использования "коротких сообщений, сообщений-реплик" ( http://rusbeseda.ru/index.php/topic,6.msg10.html ).
Кроме того на Русской Беседе уместно проявлять уважение к Русскому языку. Написание всех слов со строчной буквы без знаков препинания является грубым пренебрежением к Русскому языку.
Просим учесть это в дальнейшем, если у Вас есть желание продолжить общение на Русской Беседе.
Простите, если обидел.
От имени Администрации А.В., модератор Форума Русская Беседа
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Владимир Петров
Новичок
Сообщений: 16
Никео-Цареградский Символ веры
|
|
« Ответ #39 : 05 Апреля 2012, 15:09:35 » |
|
исправлюсь с Б-ей помощью и с вашей тоже, спасибо за отповедь- учел - ушел думать
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #40 : 05 Апреля 2012, 15:28:29 » |
|
исправлюсь с Б-ей помощью
Странно, уважаемый Владислав, если под аббревиатурой "Б-ей" Вы подразумеваете слово "Божией", то совершенно непонятно, почему Вы избегаете написания этого святого слова полностью. Это тем более странно, что именно так слово "Бог" ("Б-г") пишут талмудисты... Простите, если обидел. Во Христе Иисусе А.В.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|
Евгений Юрьевич
Постоялец
Сообщений: 183
православный УПЦ моск.патр.
|
|
« Ответ #42 : 14 Апреля 2012, 05:19:31 » |
|
Преподобный Анатолий Оптинский: Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. И все же не все погибнут. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо... Явлено будет великое чудо Божие... И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль во всей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным...”
Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский: “Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира – как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский..."
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #43 : 30 Июля 2012, 13:51:55 » |
|
Амирам ГригоровСимфония народов. Национальный опыт русской империиВ 1787 году Екатерина Великая совершила путешествие в Крым, только недавно приобретённый Российской империей по результатам войны с империей Османской. Интересно, что тогда же в Крыму побывал император Австрии, Иосиф II, германский кайзер, правитель крупнейшей империи Западной Европы. И в тот момент, когда кареты коронованных особ стали приближаться к Бахчисараю, внимание кайзера привлёк эскорт, своим внешним видом ничуть не напоминавший европейскую конницу. То были крымские татары. Россия не так давно воевала с ними и присоединила эту абсолютную, вопреки формальной географии, часть Азии, Крым, но, каким-то образом, вовсе необъяснимым для европейцев, татары теперь стали служить русской царице. Император Иосиф был деятель, безусловно, выдающийся, он был просвещён и неробок, но и его эти дикие, одетые в пёстрые восточные тряпки татары ввели в испуг. Скорее всего, потому что в империи самого Иосифа не прекращались брожения и восстания многочисленных подданных народов. Лекарством от этого расклинивающего империю центробежного движения Иосиф полагал германизацию национальных меньшинств. Но политика Иосифа эту извечную болезнь Габсбургского государства, а именно стремления народов к суверенизации, никак не излечила. И империя, дважды с русской же помощью восстановленная из абсолютных руин в 19 веке, в конечном итоге рухнула сразу после Первой мировой войны. Но не то – Россия. Если вычесть застарелую болезнь Царства Польского, извечную, как тогда говорили, «инсуррекцию» католических жителей Западного края, на всей обширной территории России, вплоть до последнего императора, при котором начались серьёзнейшие кризисы, наблюдалось удивительное согласие народов. Согласие это было нарушено именно при Николае II с его мистически-абсолютистскими воззрениями. Опиравшийся на русификаторство, он, тем не менеем, в разгар Первой мировой войны дал Польше автономию, которая, очевидно, должна была привести к суверенизации, но время ушло бесповоротно, Польша была оккупирована немцами, и до революции оставалось совсем немного времени. После революции, как мы знаем, новые идеи привели к тому, что Россия стала созвездием национальных образований разной яркости – от союзных республик до округов. Но не эффективность этой системы хотелось бы обсуждать тут, а то, что никакой гражданин страны в той парадигме, что официально декларировалась, не мог быть ущемлён по национальному признаку. И в этом Советский Союз был наследником царской России в её лучших проявлениях. В лучших проявлениях, повторюсь, как то было в Петровскую и Екатерининскую эпохи. Чего в Европе – просто не было! Не только Австрия, где жизнь венгров, итальянцев и карпатских славян вообще представляла собой перманентный мятеж, но и Англия с её недовольными ирландцами, которых - то массово высылали в колонии, то морили голодом, то подавляли военной силой, и уж подавно Османская империя, управлявшая, к примеру, балканскими областями методами исламского террора - все они демонстрировали, по сути, одно. А именно: что многонациональная империя может сохраняться лишь через подавление некоторых национальных и религиозных групп и никак иначе. Что делала в это время Россия, которая, согласно недавней ещё парадигме, была «замшелой, дикой и отсталой», которая, якобы, была «тюрьмой народов»? Дикая Россия поразительным образом легко интегрировала в состав своей элиты – элиту присоединяемых территорий. Финны служили в армии, финские стрелки обороняли Аландские острова во время Крымской войны, финны (и финские шведы) дали целое созвездие военных инженеров и офицеров. В составе царской России, той самой, «замшелой и отсталой», родился северный, он же финский, модерн – национальный архитектурный стиль. Латыши и эстонцы – ну тут даже удивительно, насколько для этих народов стало благотворным вхождение в состав России. Развитие языков, вышедших из-под спуда вековой германизации, и рижский модерн, если уж мы упоминаем архитектуру, и карьера в армии, и учёба в Петербурге (где, по сути, родились латышское и эстонское национальные искусства). Ни в составе Ордена, ни при поляках, ни при шведах ничего подобного не было. Те же литовцы смогли выбраться из-под векового ополячивания – при русских. И введение в эпоху Александра 3-го кириллицы для литовского языка, что в советскую эпоху рассматривалось как вопиющий акт русификации и насилия над языком, в те времена некоторыми литовцами даже одобрялось. Это ведь был шаг к обретению самости, некое размежевание с извечным гегемоном, с поляками. Да что там – бесконечные польские бунты, тем не менее, сопровождались до странности быстрым развитием русской части Польши. Ничего подобного не было в австрийской Галиции, где поляков было меньшинство, а большинство составляли украинцы. Там индустриализация такими быстрыми темпами не происходила, но дело тут даже не в экономике – германская часть Польши (разделённой, в те годы, между тремя империями), весьма быстро развивалась, но мы не должны забывать, каким именно путём, а путь был такой, что полякам по вкусу явно не приходился, а именно - методом сгона их с земли и передачи той земли немцам, которые вели самое современное хозяйство. А дальше – совсем интересно. В германской части Польши было гонение на католиков! Но стоило поглядеть на русскую Польшу, чтобы понять – тут, при всём при том, что упрёки в зажиме католиков шли беспрестанно, костёлы исправно строились, католические школы при них работали, и не только в Польше, но и в Смоленске, Тифлисе, Баку, Питере и Москве. В Германии это было невозможно. Представители польской элиты, интегрированные в русское общество, например, Вонлярлярские, давшие нескольких высокопоставленных сановников и генералов, попросту входили в число тех, кто определял политику России в целом. Чарторийские, Потоцкие, Сапеги, те самые магнаты, что управляли Польшей со средневековья (и довели её, кстати, своим олигархическим правлением до крушения и раздела), в России продолжали владеть поместьями, дворцами, огромными угодьями, хотя исправно участвовали во всех «рокошах», то есть бунтах. В Германии представить такое было бы невозможно. Даже в католической Австрии, где поляки были единоверцами, мы и близко не увидим такого количества высокопоставленных представителей этого славянского народа в высших эшелонах власти! Если посмотреть внимательно на национальный «кадровый» состав высшего звена русской власти, то можно увидеть необыкновенные сочетания. Князь Имеретинский, наместник царства Польского! Литовский дворянин, великоросс Столыпин, выдающийся деятель, (который был владельцем имения близ Ковно)! Эстляндский дворянин, шотландец Барклай де Толли! Ярославский губернатор немец Штюрмер! Управляющий Ахалцихской провинцией (это армянонаселённая часть Грузии), богемский, то есть судетский немец Франц Клюки фон Клюгенау! Российский диктатор с особыми полномочиями, грузинский армянин князь Лорис-Меликов! Генерал от инфантерии, петербуржец, азербайджанец, исповедовавший православие, притом, ктитор православной церкви, хан Нахичеванский! Если даже выйти за пределы правящего сословия, то мы увидим, что самый красивый дом Петербурга, на строительство которого привозили глядеть маленькой девочкой Анну Андреевну Ахматову, - дом Мурузи, принадлежал греку из Малой Азии, негоцианту на русской службе. Строитель и главный жертвователь второй по величине синагоги Европы, Санкт-Петербургской, барон Горацио Гинцбург, был дворянин, при этом иудей и один из столпов горнорудного бизнеса в России. А если уж говорить о храмах религий, то в том же Петербурге была вторая по величине, после Софийского собора в Константинополе, то есть Айя-Софии, мечеть. И единственная в Европе буддийская молельня, то есть дацан. И где тут «тюрьма народов»? Где классические сюжеты того времени? Где аналоги отъёма земли у ирландцев, затем смерть целого миллиона их от голода, объяснённая английскими властями иезуитски как «последствия картофельной болезни»? Где индейцы, которым продают заражённые одеяла, а затем отстреливают всех бизонов, чтобы индейцам нечего было есть? Где продажа опиума китайцам? Конечно, не всё было прекрасно и гладко в России, и глупо было бы утверждать обратное. Некоторые деятели, стоявшие на платформе "охранительства без обратной связи", последовательно набиравшие влияние в последние царствования и по сути пришедшие к власти в эпоху последнего государя, не меньше революционеров сыграли роль в катастрофе империи. Но всё это – тема отдельного разговора. Но ни в коем случае не следует забывать, что та самая симфония народов России, что существовала в эпоху её дореволюционного процветания, несомненно, не пропала даром, и дала свои плоды, в советскую эпоху. Это тот идеал, который, безусловно, суть один из русских вкладов в человеческую цивилизацию. Близкий к тому, но существенно иной, чем американский «плавильный котёл» народов. Не столь унификаторский и не столь меркантилистский. ...Итоги Первой мировой войны привели народы к идее – многонациональное государство как явление ныне упраздняется самим временем, поскольку чаянья народов не могут быть реализованы в максимальной мере иначе, как методом образования национальных государств. Образовались эти страны – Чехословакия, Югославия, Большая Румыния, Венгрия, Польша. И Европа незамедлительно приобрела мину замедленного действия. Множество немцев оказалось за пределами Германии. В чешских Судетах, в польской части Верхней Силезии, в Гданьске, в Познани. В Прибалтике. В Трансильвании, венгерской области, отошедшей к Румынии, где издавна жили саксы, то есть немцы. В отошедшем Италии Южном Тироле. В отошедшем Бельгии районе Эйпен-Мальмеди. В отошедших Франции - Эльзасе и Лотарингии. Но если в бельгийских и французских объятьях немцам было лишь дискомфортно, хотя, возможно, и, учитывая недавнюю войну, достаточно дискомфортно, то на востоке бывшие национальные меньшинства, несомненно, встречавшиеся прежде с угнетением со стороны немцев, стали «возвращать долги». Национальный гнёт в отношении меньшинств в национальных государствах оказался стократ сильнее! По сути, суверенизировавшиеся этносы вынесли из прошлого один «урок» - все уступки основного народа меньшинствам невозможно отыграть назад, и они рано или поздно приводят к отделению меньшинств. Румыны сгибали в бараний рог венгров Трансильвании, чехословаки – судетских немцев и венгров Словакии, сербы - хорватов. Про антисемитизм, который, в отличие от либерального в этом вопросе австрийского правления, процвёл бурным цветом, писать можно отдельно и долго. Польша же, ставшая страной значительной, приобрела, возродившись, несколько миллионов украинцев, белорусов, евреев, русинов и немцев - причём, очевидно, поляки плохо себе представляли, что им делать с этими группами, и начали на всякий случай с полонизации. Восточная Европа после крушения Австрии была буквально нашпигована недовольными народами, испытывавшими в той или иной степени, национальный, языковой и зачастую религиозный гнёт. Причём гнёт этот не имел тенденций к уменьшению. И эта колоссальная ненависть готовилась выплеснуться, режимы сотрясались, многие представители национальных меньшинств приходили к социалистическим и коммунистическим идеям, иные же искали выходов в крайнем, утрированном и практически животном национализме, и стоило нацистам в Германии развернуть свою агрессивную политику, как вся эта великая злоба и великая обида вырвались из-под спуда. Когда мы читаем в статьях, что во всех межнациональных проблемах бывшего СССР виноват лично Иосиф Сталин и причина вообще всех бед - исключительно его решения, то мы должны, несомненно, отнестись к этому с критикой. Хотя, например, передача Абхазии в состав Грузинской ССР, или же – населённого армянами Нагорного Карабаха в состав Азербайджанской ССР, или – включение Молдавской АССР, населённой, в основном, славянами, из состава Украинской ССР в состав образованной после возвращения Бессарабии Молдавской ССР, что привело к позднейшему Приднестровскому конфликту, несомненно, решения сталинского времени. Сталин, напомним, при создании СССР вообще был против административного деления по этническим границам. Важно помнить, что Европа городила границы после Первой мировой так, что оставила закладки для Второй мировой. Трианонский мир 1921 года, передавший миллион венгров Румынии. Передача части Верхней Силезии Польше. Напомню, там проходил референдум, и большая часть населения Верхней Силезии, немцы, высказалось за то, чтобы остаться в составе Германии, но международное сообщество пошло навстречу польскому меньшинству, поднявшему восстание. Передача населённого немцами и германоговорящими евреями процентов чуть ли не на 90 города Пильзен, то есть Пльзень, Чехии. Важно помнить также и то, что решения сталинского кабинета, которые привели к межнациональным конфликтам в период распада страны, были сделаны в эпоху общего государства, и не предусматривали передачи национальных меньшинств под абсолютно этнократическую власть большинства. Однако же в позднем СССР таковая власть образовалась, что, несомненно, принесло некоторым этническим меньшинствам союзных республик – угнетение. Классическое, в духе послевоенных государств Европы. Конечно, отчасти сглаживаемое Москвой и общей гегемонией русских, настроенных в целом интернационалистки. Но чем слабей становилась Москва, тем жестче «проводилась линия» в отношении меньшинств местными "большинствами". Для осетин Грузии, к примеру, предполагалось практически обязательное огрузинивание, с изменениями фамилий и утратой языка, для карабахских армян - выдавливание их с территорий проживания в связи с невозможностью конвертировать их в мусульман, для славян Приднестровья – романизация. И эти проблемы были только надводной частью айсберга. Конечно же, догматически мыслящие члены Политбюро упустили вялотекущие метастазы национализма в некоторых областях СССР. И определённые члены того Политбюро покровительствовали «своим» союзным республикам, закрывая глаза на этнократические поползновения там. Распад СССР и последовавшие за тем процессы должны стать для современной России колоссальным уроком, и говорить о том, что тогда происходило, необходимо в полный голос и без малейшего лукавства. Потому что этот вопрос для современной России абсолютно, жизненно важен. Следует, безусловно, сказать, что брежневская и последующие администрации СССР не удосужились вплотную заняться национальными вопросами, и ползучий отход от интернационализма, шедший в тех же странах Прибалтики, в тех же республиках Закавказья и Средней Азии, не встречал должного отпора в Москве. Они предпочитали повторять мантру о ликвидации национального вопроса на веки вечные. Интересно, как облечённые властью старцы, по сути, мелкие партийные клерки эпохи Сталина, дожившие до конца 20-го столетия, никак не понимали, что принимая вассальные присяги с подарками от узбекских, казахских, азербайджанских, эстонских, грузинских и прочих первых секретарей, и при этом закрывая глаза на дискомфорт русских и некоторых других национальных меньшинств в республиках, они действуют наперекор тысячелетнему русскому делу? Что эти мелкие тогда ещё нарушения законности, мелкий произвол, как это принято было говорить, «на местах» - разрушает ту самую вековую русскую симфонию? Разрушает последовательно и неуклонно? И если уж вспомнить процветание национальных культур в прибалтийских республиках – эти певческие праздники, эта культивация всего национального, это приписывание древних немецких костёлов Таллинна и Риги - эстонскому и латышскому гению, а польских построек Вильнюса – литовскому, что, по сути, безусловно, лукавство, это воспевание Чюрлёниса, это процветание национального театра в Литве, это издание Лациса невероятными тиражами на полусотне языков, это рижское дивное кино, это великолепие спорта, это вещание культур этих народов на невиданную, колоссальную аудиторию всей многомиллионной страны – то можно заметить одну особенность. Именно эти народы были в числе тех, кто первенствовал в деле разрушения СССР. Отчего это произошло? Как мне представляется, оттого, что этнократия, сложившаяся в брежневскую эпоху, та, что демонстрировала безусловную личную лояльность, получала в качестве ответа за ту лояльность – право давить у себя всех и вся. Право хамить. Право пользоваться исключительными правами. Что лишь слегка прикрывалось марксистской демагогией и поклонами в сторону Большого брата. Всё недолгое существование независимых республик Прибалтики между войнами было наполнено – антисемитизмом, ну, это хрестоматийно, антипольскими пассажами в Литве (следует тут упомянуть, что Вильнюс в Литву-то не входил, а принадлежал Польше) и сопровождался оттоком немцев в Германию, и немалым угнетением русских, особенно в областях чисто русских, отошедших к Латвии и Эстонии по мирным договорам рубежа 20-х. После же войны не осталось ни немцев, ни евреев (по известным причинам), как и львиной доли поляков. Новая элита в этих странах отлично понимала, что их народы потихоньку «вышли в финал», избавились от традиционных гегемонов, и для того, чтобы окончательно суверенизироваться, в этих условиях нужно только одно – расшатать власть Москвы. Не власть Певого секретаря, а то идейное притяжение, что излучала Россия. Москва же, целиком положившаяся на лояльность основных народов республик, потеряла малейшую возможность для манёвра. Ей оставалось полагаться лишь на последних латышских стрелков. Существование России как таковой, безусловно, зависит от той межнациональной симфонии, что звучала в лучшие её эпохи, что предопределила все её великие победы. И самые тяжкие ущербы для нашей страны, как правило, были связаны с нарушениями той симфонии. И необходимо помнить – этническое и конфессиональное разнообразие требует постоянного государственного внимания. Если оно перестаёт быть для страны источником её силы, то становится источником её проблем и огромным орудием в руках её недругов. И да минет нас чаша сия. http://www.odnako.org/blogs/show_20028/
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #44 : 25 Октября 2012, 19:34:25 » |
|
Великие империи создают великие народы Так кто же русский народ для России?Старые песни о главномВ новом проекте Стратегии государственной национальной политики в РФ, представленной советом по межнациональным отношениям при президенте РФ, исчезли слова о «государствообразующей роли русского народа», которые, как сообщают в сми, «вызывали яростную критику, особенно в национальных республиках». В новом документе, одобренном в Кремле, говорится о том, что благодаря «объединяющей роли русского народа» сложилась «уникальная социокультурная цивилизационная общность - многонародная российская нация». Слова о «новой общности», которая сложилась в РФ, заставили вспомнить название телепередачи «Старые песни о главном». Совсем недавно нас уверяли, что в СССР, в который входили 15 союзных республик, сложилась «новая общность - советский народ». Русский народ в этой дружной советской семье был старшим братом, так же объединяя все народы в единую советскую общность. Чем закончилась попытка создать единый советский народ, мы знаем. СССР развалили, и все советские республики создали свои независимые государства, прихватив великодушно присоединенные к ним исконно русские земли. Русские стали самым большим в мире разделенным народом. Как относятся в большинстве новых независимых государств к русским, мы с вами тоже хорошо знаем. Российская Федерация - осколок бывшей Российской империи. В РФ русские составляют 80 процентов населения, но и в этом осколке Великой России также существуют автономные республики и края. Со своими национальными элитами, президентами, правительствами и пр. атрибутами государственности. Вместо того чтобы ликвидировать эту мину замедленного действия, некогда взорвавшую СССР, нам сегодня предлагают «толерантно» убрать упоминание о том, что в России русские являются государствообразующим народом. Российская Федерация, где русские составляют 80 процентов населения, по всем международным нормам является моноэтническим государством. Казалось бы, неоспоримая истина - русские на своей земле, где живут с неолита, создали свое государство, недавно праздновали 1150-летие образования Русского государства. И в этом государстве на протяжении многовековой истории мирно проживали вместе с русскими многие народы и народности. Никто ни у нас, ни за рубежом никогда не сомневался, что в Российской империи и в СССР становым хребтом государства был русский народ. Тем более это справедливо для нынешней РФ-России, где русские составляют подавляющее большинство. СССР называли многонациональным государством. Все союзные республики благополучно отделились. Но моноэтническое по всем международным нормам нынешнее российское государство также призывают считать многонациональным! В России действительно проживает много различных народностей, но это не отменяет государствообразующей роли русского народа. В Китае официально проживает 54 народа, хотя установлено, что в Китае говорят на 236 языках. Значит, применительно к нашей действительности можно говорить о 236 народностях. Но вряд ли кто-то сомневается, что китайское государство создано китайцами. В том, что русский народ в новом документе перестал быть «государствообразующим», а получил статус «объединяющего» все остальные народы РФ в «многонародную» российскую нацию, заметно желание проявить модную сегодня «толерантность». Совершенно ясно просматривается и желание копировать опыт США, где существует теория «плавильного котла», в котором ирландцы и мексиканцы, евреи и китайцы, афро-американцы и шведы переплавляются в единый народ. Но еще больше попытка создать единую «многонародную российскую нацию» напоминает неудачную попытку создать в СССР «новую общность - единый советский народ». Зачем же нам вновь слушать эти «старые песни о главном»? Скрепляющий раствор или монолитный фундамент?Недавно президентом Владимиром Путиным было сказано, что русские в Российском государстве являются неким «цементом», соединяющим все народы в единую цивилизационную общность. Мне кажется, что это не очень удачное сравнение. Цемент является раствором, который скрепляет камни. Действительно, русские соединили и скрепляют в едином государстве столь непохожие друг на друга племена Крайнего Севера и народности Северного Кавказа. Но русские в Российском государстве были не раствором, неким цементом, который скрепляет мозаику из различных камней-этносов. Русские - монолитный могучий краеугольный камень, мощное основание, фундамент и несущие опоры-столпы всего Российского государства. Это понимает, кстати, и Рамзан Кадыров, который спокойно соглашается с тем, что русский народ старший брат, народ государствообразующий. И не видит в этом факте ничего обидного для других народов России. Думаю, с Кадыровым согласятся многие жители национальных республик. В том, что разработчики нового документа изъяли упоминание о государствообразующей роли русского народа, заложена серьезная опасность. Искажается понимание всей многовековой истории России. А правильное понимание своей истории определяет будущее народа. Империи создают имперские народыНароды, которые были способны создавать империи, можно пересчитать по пальцам. Не каждый народ обладает даром имперского строительства. Русские являются имперским народом, создавшим самое обширное в мире государство. Подвигом и самоотверженным трудом многих поколений создавали русские люди великую Российскую империю. Великороссы сумели создать Московское государство разгромившее Золотую Орду. Затем Москва освободила от власти католического Польско-Литовского государства русский православный народ на захваченных землях Малой и Белой Руси. Русские люди шли по северным сибирским рекам «встречь солнцу», освоили огромные пространства Евразии, раздвинули границы русской державы до Амура и Аляски. Государь Петр Великий преобразовал Московское Царство в могущественную Российскую империю. Под руку могучего Белого Царя приходили различные народы, искавшие защиту от хищных соседей. Так просились в подданство Российской империи народы разделенной на отдельные царства и княжества Грузии: кахетинцы и мингрелы, имеретинцы и гурийцы. У России искали защиту армяне и киригиз-кайсаки. Некоторые народы приходилось усмирять грозной рукой, охраняя свои границы и мирную жизнь поданных Империи от набегов разбойников и торговцев людьми. Так были покорены воинственные горцы Кавказа, вошли в состав империи народы Туркестана. Влияния Российской империи на жизнь этих народов лучше всего отраженно в современном анекдоте о русских завоевателях, которые, как сообщают учебники истории новых независимых государств, столетиями угнетали соседние народы. «Русские вторгались в мирные кишлаки и аулы, грабили и разоряли нас, превратив в колонию. И наконец, ушли, оставив после себя Академии наук и национальные театры, национальную письменность, университеты и библиотеки, порты, заводы, фабрики и космодромы - страшные последствия ига русских колонизаторов». В Российской империи очень долго только русские (великороссы, малороссы и белорусы) несли воинскую повинность. Инородцы были освобождены от воинской повинности, хотя дворянству присоединенных народов, получившему равные права с русскими дворянами, разрешалось поступать на военную службу. Жители русских губерний несли и более тяжелое налоговое бремя, чем инородцы. Так было потому, что русские, в отличие от англичан и других европейцев, не считали эти народы своей добычей, которую необходимо использовать для собственного обогащения. Так было и в Советской империи. Русские привычно брали на себя самую тяжелую ношу. Думаю, нет нужды доказывать, что государственность России создавали именно русские и все исторически сложившиеся черты и особенности нашего государства сформировались под воздействием именно русского национального характера. Как особенности государственности Франции складывались под воздействием национального характера французов, Великобритании - англосаксов, шотландцев и ирландцев, Германии - немцев. То же самое относится к Испании и Италии. Конечно, в отличие от эмигрантов, активно заселяющих сегодня Францию и Германию, татары и башкиры, вепсы, карелы, ханты и манси и другие народы веками жили на своих землях и являются коренными народами России. Но никто не станет отрицать, что именно русские, объединившись вокруг Москвы, на протяжении веков создавали свое государство, принимая под свое крыло другие российские народы и постепенно включая их в работу по строительству империи. Именно русские создали Православную Российскую империю, в которой с уважением относились и к исламским народам, к народам, исповедующим буддизм. Православное отношение к иноверцам, к людям других народностей и рас, как братьям, а не низшим расам, в корне отличало Российскую империю от Британской империи и остальных европейских колониальных империй. В России не было низших и высших рас и народов. Но создали Российскую империю именно русские. Это исторический факт, который не может никого обижать. И его нельзя искажать из соображений некой «толерантности». Никто не сомневается, что в независимости от национальности и места проживания, каждый гражданин РФ должен обладать равными правами на всей территории страны. Но разве утверждение о государствообразующей роли русского народа ущемляет чьи-то права? Чиновники, что сегодня составляют Стратегию, озираясь на «недовольство в национальных республиках», своей «толерантностью» поощряют скрытый сепаратизм национальных элит в РФ. Русская идеологияВ ближайшем будущем обязательно будет формироваться идеология, которая станет определять судьбу Российского государства. Либеральный проект с треском провалился, и ясно, что возрождая суверенное Российское государство, правительству придется сформировать идеологию, которая станет основой этого возрождения. И эта идеология должна увлечь народ, стать близкой прежде всего русским людям, которые составляют подавляющее большинство населения страны. Писатель Александр Проханов вдохновенно мечтает о том, что в новой, Пятой империи каждый из народов станет государствообразующим. Но эти рассуждения талантливого писателя не выдерживают критики. В «Народной монархии» Иван Солоневич убедительно рассказал о различных доминантах национальных характеров, которые определяют поведение народов. Империи создавали только имперские народы. На земле живет немало замечательных, трудолюбивых и талантливых народов. Но не все народы способны создавать империи. (Окончание следует)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|