Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 22:32:48  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Русская Православная Церковь в Турции  (Прочитано 752 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 21 Августа 2023, 11:23:55 »

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ТУРЦИИ

Русские священники, подвизающиеся в Турции, слева направо: о. Димитрий, настоятель храма в Аланье, о. Палладий, настоятель прихода на строительстве АЭС «Аккую», о. Георгий, настоятель храма Свв. Константина и Елены, о. Алексей, настоятель храма в Анталье в пещере Св. Иоанна Русского

Территории древней Византийской Империи, значительная часть которых сейчас входит в состав современной Турции, имели очень большое значение для христиан России и стран бывшего Советского Союза с самого момента принятия Православия Древней Русью. Однако священники Московского Патриархата начали свою миссию в Анатолии совсем недавно. Почему же так случилось?

Точкой отсчета можно назвать 11 октября 2018 года, когда Синод Константинопольского Патриархата решил предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви. Тем самым он отменил собственное решение, принятое в 1686-м году, согласно которому Киевская Митрополия была включена в состав Московского Патриархата. Можно даже сказать, что Константинополь, никак не согласовав своё решение с подавляющим большинством епископата Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, принял решение за них, будто бы Украина всегда была канонической территорией Константинопольской Церкви, а Москве она была передана лишь во временное ведение.

Хуже того, на всё том же заседании Синод установил каноническое общение с двумя «церквями», ранее признанными всем православным сообществом раскольничьими: Украинской церковью киевского патриархата, возглавляемой самопровозглашенным «патриархом» Филаретом Денисенко, и Украинской автокефальной церковью, во главе с также самопровозглашенным «митрополитом» Макарием Милетичем.

Принятие в общение раскольников, посягательство на чужие канонические территории, вероломная попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств вывели Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и сделали совершенно невозможным продолжение евхаристического общения с Патриархом Варфоломеем и единомысленными ему иерархами. Поэтому 15 октября 2018 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви не могло быть принято никакого другого решения кроме как разорвать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом.

Вместе с тем невозможным представлялось и оставить прихожан в Турции, верных каноническим правилам, без пастырского окормления. Русскоязычная община в Турции насчитывает десятки тысяч человек, для многих из которых насущной потребностью является участие в православных службах. Поэтому на том же Синоде постановили направить в Турецкую республику клирика Московского Патриархата, который мог бы объединить вокруг себя православных прихожан и возобновить регулярные богослужения в историческом храме, находящемся в летней резиденции Генерального консульства России в Стамбуле.


Приход церкви Святых Равноапостольных Константина и Елены на территории летней резиденции Генерального Консульства России в Стамбуле

В качестве представителя Московского Патриархата в Турцию был отправлен священник Георгий Сергеев, клирик города Москвы, который с ноября 2018 г. возобновил регулярные богослужения в храме Святых Равноапостольных Константина и Елены. Этот храм этот был построен в 1832-м году в предместье Стамбула Сарыер, где располагалась посольская дача, и изначально предназначался для окормления русских дипломатов. Работал он до 1923 года, но после того как летнюю резиденцию передали советскому правительству, храм закрыли и устроили в его здании котельную. Реставрацию и восстановление храма начали в 2008-м году по инициативе ныне покойного российского посла В.Е. Ивановского. 6 июля 2009 года храм был освящен Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

С прибытием священника Георгия Сергеева возобновилась приходская жизнь, начали проводиться регулярные церковные службы

С прибытием священника Георгия Сергеева возобновилась приходская жизнь, начали проводиться регулярные церковные службы, сформировалась многочисленная община верующих. В настоящее время поучаствовать в службах может любой желающий, кроме того, в церкви совершаются все таинства, включая Венчание. Отец Георгий совершает также регулярные богослужения в городах: Анкаре, Бурсе, Измире, Измите, Кушадасы, Самсуне, Эскишехире. Расписание богослужений всех общин Московского Патриархата в Турции можно посмотреть в телеграм-канале, с дополнительной информацией о деятельности общин в стране можно ознакомиться в телеграмм-канале.

https://pravoslavie.ru/sas/image/104137/413790.p.jpg?mtime=1689854511
Богослужение в представительстве Россотрудничества (Русском доме) в Анкаре

Но когда мы говорим про Турцию, кроме Стамбула, почти сразу на ум приходит и Анталья, в которой так любят отдыхать наши туристы. Традиционно именно там проживает наибольшее количество православных верующих. В 2019-м году православная община Антальи официально зарегистрировала Общество православных русскоязычных верующих провинции Анталья. Для совершения регулярных богослужений в этот курортный город был направлен священник Алексей Головин и арендовано помещение, оборудованное под церковь. Оно располагается в центре города по адресу: Анталья, Муратпаша, улица Джумхуриет, 38, этаж 3.


Богослужение в храме в Аланье

Общество быстро стало расширяться — в 2020-м году была создана и вторая церковь, но уже в городе Алания, где также проживает много русскоязычных верующих. Находится она по адресу: Алания, Хаджет, улица Джанлылар, 11, и богослужения в ней совершает иерей Димитрий Богатырь.


Пасхальное богослужение в храме в Анталье

Кроме того, более 3000 тысяч специалистов из России и Белоруссии трудятся сейчас на строительстве первой турецкой атомной станции Аккую в провинции Мерсин. Для окормления местных верующих был возведён временный храм, где, по благословению Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х, совершаются регулярные богослужения насельником Троице-Сергиевой лавры иеромонахом Палладием (Быстровым). Но поскольку храм находится на территории строительства строго охраняемого атомного объекта, то участвовать в службах могут только сотрудники атомной станции, имеющие допуск на стройплощадку.


Богослужение на месте упокоения святого Иоанна Богослова в Эфесе

Православными общинами в Турции устраиваются регулярные паломничества для прихожан

Православными общинами в Турции устраиваются регулярные паломничества для прихожан. Традиционными стали поездки в Демре, на место служения Николая Чудотворца ( 3 раза в год: 22 мая – перенесение из Мир Ликийских мощей святителя Николая в итальянский Бари, 11 августа – рождество святителя Николая, 19 декабря – день поминовения), на могилу святого евангелиста Иоанна Богослова в дни его памяти 21 мая и 9 октября, а также в базилику Пресвятой Богородицы в Эфесе 22 сентября, в день памяти ⅠⅠⅠ Вселенского Собора, проходившего именно в этом храме. Кроме того, 9 июня, в день памяти святого Иоанна Русского, проходят богослужения в Каппадокии, на месте подвижнической жизни святого.


Богослужение в церкви Святителя Николая Мирликийского чудотворца, Демре (Миры Ликийские)

Следует также отметить, что практически весь юго-восток современной Турции относится к юрисдикции Антиохийского Патриархата, с которым Русская Православная Церковь находится в евхаристическом общении, а поэтому православным христианам не возбраняется участвовать в богослужениях и таинствах Антиохийской Церкви, пусть они, как правило, и проводятся на арабском языке. Крупнейшие православные общины региона проживают в провинциях Мерсин, Хатай и Газиантеп.


Паломники у входа в пещеру, где подвизался святой Иоанн Русский, Ургюп, Каппадокия

Крупнейшие православные общины региона проживают в провинциях Мерсин, Хатай и Газиантеп

Все прочие церкви относятся, как правило, к юрисдикции Константинопольского Патриархата. Причем местные священники редко об этом упоминают, чем приводят паломников и прихожан в заблуждение. Только храмы и общины, о которых мы рассказали в этой статье, являются теми местами, где верующие, считающие себя верными чадами Русской Православной Церкви Московского Патриархата, могут участвовать в таинствах и богослужениях.

Андрей Рыженков

https://pravoslavie.ru/154961.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 21 Августа 2023, 11:37:21 »

ЗА СЕМЬЮ ХОЛМАМИ

Как сегодня живет Русская Православная Церковь на берегу Босфора

Подворье Афонского Андреевского монастыря

«Мы остановились на Галате, на подворье Афонского Андреевского монастыря. Заведовал им Софроний, чудный старец, который заботливо за нами ухаживал и старался залечить и наши духовные раны. Помещение подворья во время войны отобрали под казармы турецких солдат, они привели его в крайне антисанитарное состояние: вонь, скользкие грязные стены, в щелях клопы, тучи москитов от сырости, которая развелась вследствие отсутствия за эти годы отопления», — пишет в своих воспоминаниях Митрополит Евлогий, который в 1919-м году был здесь.

Позже он еще вернется в Стамбул на пароходе «Иртыш», но уже в качестве эмигранта, где снова встретится с отцом Софронием, который вытащит его с корабля, остановленного на карантин, по пути в Сербию.
С тех самых пор за церковью Св. Апостола Андрея Первозванного в Стамбуле, которая находится на пятом этаже Свято-Андреевского подворья на Афоне, навсегда закрепится статус «эмигрантской церкви».


«Я из Латвии. В 1992-м году я переступила порог нашего храма и подружилась здесь с детьми русских эмигрантов первой волны. Это были люди, которые родились уже в Стамбуле в 1920-30-е годы. Это незабываемое впечатление, когда ты видишь русских, которые чем-то неуловимо отличаются от нас», — рассказывает Лина Афанасьевна, регент хора, которая встретила нас, пока отец Виктор был занят Венчанием.

Но давайте начнем сначала. 10 минут пешком от Галатской башни по узким улицам, мимо баров и ресторанов, держитесь левее — и обнаружите перед собой пятиэтажное здание, которое можно легко упустить из виду в силу невероятно плотной застройки.


Неприметная пятиэтажка, построенная в конце XIX века, окажется подворьем Афонского Свято-Андреевского монастыря

Неприметная пятиэтажка, построенная греческими архитекторами в конце XIX века, окажется подворьем Афонского Свято-Андреевского монастыря. Оно было построено более 130 лет назад, чтобы приютить в своих стенах тех, чей путь к святым местам лежит через Стамбул. На пятом этаже для паломников оборудовали православный храм с небольшим куполом на крыше, который вы с легкостью найдете на панорамных снимках разных лет.

«Под кровлей подворий русский паломник находит мирный уголок России, и после шума и гама и всего, что он видит и слышит на улицах турецкой столицы, ему приятно здесь отдохнуть. Дома подворий довольно обширные, в несколько этажей, и выстроены скорее в европейском, чем азиатском вкусе. При каждом подворье имеется церковь, где богомольцы ежедневно могут слушать богослужение на родном языке. Комнаты для паломников светлы и опрятны; нет в них излишних затей, но есть все необходимое; комнаты имеются и общие, и отдельные. Пища в подворьях предлагается одинаковая с братской», — пишет архиепископ Александр Трапицын, бывший здесь в 1894-м году.

Сюда мы и приехали, чтобы узнать, как теперь живет Русская Церковь в Стамбуле, когда Россия снова переживает волну эмиграции, а Константинопольский Патриархат, которому подчиняется церковь, с 2018 года не состоит в евхаристическом общении с Московским.

Это было воскресенье. Поднявшись на пятый этаж, пройдя мимо дверей храма, мы отправились в трапезную, где за длинным столом прихожане обедают после службы. Нас посадили прямо в центре зала, где задолго до нас сидели многочисленные гости храма. Здесь начинается наш разговор.

«Помимо нашего подворья, здесь рядом располагаются Пантелеймоновское и Ильинское, куда также приезжали русские паломники, оба сооружения можно увидеть с балкона. Здесь хранят традиции и любят гостей. И с годами это не меняется, я здесь уже 30 лет, и все это время у нас царит семейная обстановка, хотя среди наших прихожан есть люди самых разных национальностей. Это и русские, и гагаузы, и болгары, и белорусы, и украинцы, и грузины. Есть представители новой волны эмиграции. Все эти люди смогли найти свое место в церкви. Все помогают, как могут, и церкви, и друг другу», — говорит Лина Афанасьевна.

Напротив нас сидит молодой человек и пенсионерка. Женщина внимательно смотрит в телефон и пытается объяснить парню, как здесь снять квартиру, какие тонкости нужно знать, и как работает сленг турецких риелторов. Подле изучающих недвижимость сидит женщина в белых перчатках — это внучка звезды немого кино Веры Холодной, Вера Владимировна Гилберт.


Ираида Барри

Из трапезной мы вышли в коридор, где на стене есть стенд, посвященный протоиерею Симеону, который служил в храме около 50 лет, но в 2015-м году умер, и на его место пришли два новых священника — отцы Панарет и Виктор. Кстати, отец Виктор только что закончил с Венчанием молодых и спешит убрать под замок венцы, которыми здесь уже многие десятилетия венчают прихожан, после чего подходит к нам. Он гагауз по происхождению, востоковед-тюрколог, получивший образование в Московском государственном университете им. Михаила Ломоносова. Кажется, он здесь заведует связями с общественностью — ведет страницу храма на Facebook и переписку во «Вконтакте».

После нашего разговора отец Виктор удаляется общаться с прихожанами, а мы идем дальше по коридору. Здесь сотни фотографий, десятки историй, и каждая — особенная. Вот три поколения Усовых, живших в Стамбуле, здесь купцы Черепенниковы, подарившие храму привезенные из Петербурга иконы, и художник Николай Перов, расписавший храм в начале 1920-х годов, и женщина-скульптор Ираида Барри, и семья Паккер, и многие другие, чьи судьбы связаны с этим местом.


Сквозь коридор мы идем до двери. За ней — компактный музей, где хранится множество документов эпохи. Здесь, за стеклом, десятки оригинальных денежных купюр. Рубли всех сортов и расцветок, копии счетов, таблички, церковная утварь, книги XIX века, иконы и плащаница, вышитая золотом — все это привезено сюда прихожанами и может потянуть на коллекцию небольшого краеведческого музея. Вообще, многие вещи в этом здании носят отпечаток своих владельцев, включая колокола, на которых выбито имя мастера Башлаева, подаривших их храму.

После музея мы, наконец, зашли в храм. Купол, незаметный с оживленной улицы, пропускает через витражные окна свет, падающий на фрески и иконы, которые никогда не реставрировали. Они несут свою службу уже более ста лет, а вокруг них только меняются лица, меняется мир. На семи холмах Стамбула кипит жизнь, торговля и политика, а за этими холмами укрылась крохотная церковь Апостола Андрея Первозванного, где время остановилось. Тайна этого места — в том, что оно скрыто от глаз, но доступно любому, кто постучит в дверь.

Павел Кузнецов

https://pravoslavie.ru/149482.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!