РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ТУРЦИИРусские священники, подвизающиеся в Турции, слева направо: о. Димитрий, настоятель храма в Аланье, о. Палладий, настоятель прихода на строительстве АЭС «Аккую», о. Георгий, настоятель храма Свв. Константина и Елены, о. Алексей, настоятель храма в Анталье в пещере Св. Иоанна Русского
Территории древней Византийской Империи, значительная часть которых сейчас входит в состав современной Турции, имели очень большое значение для христиан России и стран бывшего Советского Союза с самого момента принятия Православия Древней Русью. Однако священники Московского Патриархата начали свою миссию в Анатолии совсем недавно. Почему же так случилось?
Точкой отсчета можно назвать 11 октября 2018 года, когда Синод Константинопольского Патриархата решил предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви. Тем самым он отменил собственное решение, принятое в 1686-м году, согласно которому Киевская Митрополия была включена в состав Московского Патриархата. Можно даже сказать, что Константинополь, никак не согласовав своё решение с подавляющим большинством епископата Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, принял решение за них, будто бы Украина всегда была канонической территорией Константинопольской Церкви, а Москве она была передана лишь во временное ведение.
Хуже того, на всё том же заседании Синод установил каноническое общение с двумя «церквями», ранее признанными всем православным сообществом раскольничьими: Украинской церковью киевского патриархата, возглавляемой самопровозглашенным «патриархом» Филаретом Денисенко, и Украинской автокефальной церковью, во главе с также самопровозглашенным «митрополитом» Макарием Милетичем.
Принятие в общение раскольников, посягательство на чужие канонические территории, вероломная попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств вывели Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и сделали совершенно невозможным продолжение евхаристического общения с Патриархом Варфоломеем и единомысленными ему иерархами. Поэтому 15 октября 2018 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви не могло быть принято никакого другого решения кроме как разорвать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом.
Вместе с тем невозможным представлялось и оставить прихожан в Турции, верных каноническим правилам, без пастырского окормления. Русскоязычная община в Турции насчитывает десятки тысяч человек, для многих из которых насущной потребностью является участие в православных службах. Поэтому на том же Синоде постановили направить в Турецкую республику клирика Московского Патриархата, который мог бы объединить вокруг себя православных прихожан и возобновить регулярные богослужения в историческом храме, находящемся в летней резиденции Генерального консульства России в Стамбуле.
Приход церкви Святых Равноапостольных Константина и Елены на территории летней резиденции Генерального Консульства России в Стамбуле В качестве представителя Московского Патриархата в Турцию был отправлен священник Георгий Сергеев, клирик города Москвы, который с ноября 2018 г. возобновил регулярные богослужения в храме Святых Равноапостольных Константина и Елены. Этот храм этот был построен в 1832-м году в предместье Стамбула Сарыер, где располагалась посольская дача, и изначально предназначался для окормления русских дипломатов. Работал он до 1923 года, но после того как летнюю резиденцию передали советскому правительству, храм закрыли и устроили в его здании котельную. Реставрацию и восстановление храма начали в 2008-м году по инициативе ныне покойного российского посла В.Е. Ивановского. 6 июля 2009 года храм был освящен Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
С прибытием священника Георгия Сергеева возобновилась приходская жизнь, начали проводиться регулярные церковные службы
С прибытием священника Георгия Сергеева возобновилась приходская жизнь, начали проводиться регулярные церковные службы, сформировалась многочисленная община верующих. В настоящее время поучаствовать в службах может любой желающий, кроме того, в церкви совершаются все таинства, включая Венчание. Отец Георгий совершает также регулярные богослужения в городах: Анкаре, Бурсе, Измире, Измите, Кушадасы, Самсуне, Эскишехире. Расписание богослужений всех общин Московского Патриархата в Турции можно посмотреть в
телеграм-канале, с дополнительной информацией о деятельности общин в стране можно ознакомиться в
телеграмм-канале.
Но когда мы говорим про Турцию, кроме Стамбула, почти сразу на ум приходит и Анталья, в которой так любят отдыхать наши туристы. Традиционно именно там проживает наибольшее количество православных верующих. В 2019-м году православная община Антальи официально зарегистрировала Общество православных русскоязычных верующих провинции Анталья. Для совершения регулярных богослужений в этот курортный город был направлен священник Алексей Головин и арендовано помещение, оборудованное под церковь. Оно располагается в центре города по адресу: Анталья, Муратпаша, улица Джумхуриет, 38, этаж 3.
Богослужение в храме в Аланье Общество быстро стало расширяться — в 2020-м году была создана и вторая церковь, но уже в городе Алания, где также проживает много русскоязычных верующих. Находится она по адресу: Алания, Хаджет, улица Джанлылар, 11, и богослужения в ней совершает иерей Димитрий Богатырь.
Пасхальное богослужение в храме в Анталье Кроме того, более 3000 тысяч специалистов из России и Белоруссии трудятся сейчас на строительстве первой турецкой атомной станции Аккую в провинции Мерсин. Для окормления местных верующих был возведён временный храм, где, по благословению Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х, совершаются регулярные богослужения насельником Троице-Сергиевой лавры иеромонахом Палладием (Быстровым). Но поскольку храм находится на территории строительства строго охраняемого атомного объекта, то участвовать в службах могут только сотрудники атомной станции, имеющие допуск на стройплощадку.
Богослужение на месте упокоения святого Иоанна Богослова в Эфесе Православными общинами в Турции устраиваются регулярные паломничества для прихожан
Православными общинами в Турции устраиваются регулярные паломничества для прихожан. Традиционными стали поездки в Демре, на место служения Николая Чудотворца ( 3 раза в год: 22 мая – перенесение из Мир Ликийских мощей святителя Николая в итальянский Бари, 11 августа – рождество святителя Николая, 19 декабря – день поминовения), на могилу святого евангелиста Иоанна Богослова в дни его памяти 21 мая и 9 октября, а также в базилику Пресвятой Богородицы в Эфесе 22 сентября, в день памяти ⅠⅠⅠ Вселенского Собора, проходившего именно в этом храме. Кроме того, 9 июня, в день памяти святого Иоанна Русского, проходят богослужения в Каппадокии, на месте подвижнической жизни святого.
Богослужение в церкви Святителя Николая Мирликийского чудотворца, Демре (Миры Ликийские) Следует также отметить, что практически весь юго-восток современной Турции относится к юрисдикции Антиохийского Патриархата, с которым Русская Православная Церковь находится в евхаристическом общении, а поэтому православным христианам не возбраняется участвовать в богослужениях и таинствах Антиохийской Церкви, пусть они, как правило, и проводятся на арабском языке. Крупнейшие православные общины региона проживают в провинциях Мерсин, Хатай и Газиантеп.
Паломники у входа в пещеру, где подвизался святой Иоанн Русский, Ургюп, Каппадокия Крупнейшие православные общины региона проживают в провинциях Мерсин, Хатай и Газиантеп
Все прочие церкви относятся, как правило, к юрисдикции Константинопольского Патриархата. Причем местные священники редко об этом упоминают, чем приводят паломников и прихожан в заблуждение. Только храмы и общины, о которых мы рассказали в этой статье, являются теми местами, где верующие, считающие себя верными чадами Русской Православной Церкви Московского Патриархата, могут участвовать в таинствах и богослужениях.
Андрей Рыженковhttps://pravoslavie.ru/154961.html