Встреча с молодыми учёными и специалистами космической отраслиСм.видео по нижеприведённой ссылке:http://static.kremlin.ru/media/events/video/ru/video_low/5bJQ7XfQuG4kmuX0P1bAJRPAcvel1Meo.mp4В.Путин: Здравствуйте!
Часть «экскурсии» завершилась, а в этой части надеюсь послушать предложения, какие-то идеи по развитию самой отрасли.
Здесь, я вижу, совсем молодые люди, но все вы уже работаете в этой очень интересной, перспективной сфере, без которой не только развитие – жизнь человечества скоро станет совершенно невозможной, и существование отдельных стран, их статус на мировой арене, качество развития стран без космоса невозможно.
Всё это становится всё интереснее и интереснее, масштабнее, всё более захватывает.
Я сейчас только посмотрел математическую модель того, что будет в космосе происходить в 2030 году, – уже такую оторопь вызывает. Если сегодня руководители «Энергии» и другие специалисты говорят о том, что сегодня приходится корректировать МКС два раза в году, то к 2030 году отдельные космические аппараты придётся корректировать два раза в сутки, потому что их такое огромное количество появляется, и все они не просто так, не считая мусора, – они выполняют какую-то задачу. «Какую-то» – это образно говоря. Выполняют важные задачи – и связь, и зондирование Земли и так далее.
Отрасль у вас наукоёмкая, очень специфическая и сложная. Поэтому, я надеюсь, наш диалог будет сводиться не к вопросам и ответам, потому что вряд ли смогу ответить на специальные вопросы. Но послушать ваши предложения, ваши идеи о том, как, с вашей точки зрения, лучше организовать работу отрасли, что считается наиболее важным, наиболее перспективным, чем нужно помочь со стороны государства, что ещё нужно сделать – надеюсь, в таком ключе мы с вами и побеседуем. Тем более важно перед совещанием, которое у нас сейчас сразу после встречи с вами будет.
Пожалуйста.
А.Волынцев: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Я – Андрей Волынцев, председатель совета молодых учёных и специалистов госкорпорации «Роскосмос», начальник отдела АО «ЦЭНКИ», филиал «НИИ ПМ имени академика В.И.Кузнецова». Сегодня буду помогать модерировать встречу.
Благодарю за очень хорошую установку. От лица нашей молодёжи хочу поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время и с нами встретились. Мы знаем, у Вас его мало, и поэтому для нас очень ценно, что Вы сегодня здесь.
Я предлагаю не задерживаться и сразу передать слово хозяину площадки. Куликов Антон, РКК «Энергия».
А.Куликов: Здравствуйте!
Куликов Антон, РКК «Энергия», инженер.
Я начну с такого сложного вопроса, как бюрократическая нагрузка на отрасль.
Сейчас мировая космонавтика стремительно развивается. Наилучший пример – это развитие автоматических аппаратов. Раньше мы делали единичные изделия, а сейчас уже есть потребность в группировках на сотни спутников. В таких условиях для крупных группировок важнее их функционирование в целом, а функционирование отдельных аппаратов уже уходит на второй план.
Современной нормативке не хватает гибкости, которая позволила бы сконцентрировать внимание на каких-то критически важных элементах и ослабить контроль там, где это допустимо. Сейчас из-за переизбытка контроля страдают и сроки, и стоимость проектов, и затруднён переход в отрасль технологий и компаний из смежных отраслей.
Хотелось бы заметить, что это не только для автоматических аппаратов характерно, но и для пилотируемой космонавтики. Тут гораздо больше критически важных элементов, но тем не менее проблемы имеются и есть над чем поработать.
Я считаю, что настало время собраться с ведущими разработчиками ракетно-космической техники и обсудить, актуализировать текущую нормативную базу. Она должна быть стержнем, вокруг которого строится работа, а не пресловутой палкой в колесе.
Спасибо.
В.Путин: Вопрос-то в чём? Или это предложение?
А.Куликов: Это было предложение.
В.Путин: Понятно.
Вы не могли не заметить, что мы в последние годы очень много внимания уделяем вопросу как раз разбюрокрачивания различных сфер деятельности. Судя по тому, что Вы сказали, космическая сфера деятельности тоже нуждается в этой расчистке нормативных завалов, которые были созданы за многие десятилетия.
Ясно, что отрасль создавалась в известных условиях, при определённом уровне развития и науки, и техники. Многое изменилось. И, наверное, – не наверное, а точно, – Вы правы. Я не знаю, о чём конкретно идёт речь, потому что Вы конкретных вещей не назвали, поэтому мне и сориентироваться трудно, но я знаю точно, что в целом, конечно, нужно приспосабливать нормативную базу к реалиям сегодняшнего дня.
С одной стороны, это должно быть таким образом организовано, чтобы обеспечить безопасность, надёжность космической системы в целом и отдельных аппаратов. Не знаю, насколько точно Вы сформулировали: всё-таки от надёжности отдельных аппаратов зависит надёжность всей системы.
Видимо, дело в другом: в подходах, в необходимости избавиться от избыточного регулирования, от избыточных требований. В чём и где эта избыточность, – Юрий Иванович [Борисов], наверное, знает лучше, чем я, – но точно совершенно по этому пути надо идти. Мы и пойдём по этому пути, тем более что даже при современных избыточных требованиях, о которых Вы сказали, всё-таки такие сбои, как с «Луной-25», происходят. Поэтому, видимо, избыточность нормативного регулирования и забюрокраченность не избавляют нас от подобных инцидентов, хотя, конечно, это отдельная тема, надо посмотреть повнимательнее. Юрий Иванович уже доложил: в принципе уже понятно, что там произошло, но это всё произошло, несмотря на это регулирование.
Конечно, сто процентов будем по этому пути двигаться, особенно когда сейчас востребовано взаимодействие между государством и частным бизнесом. Происходит коммерциализация космических услуг, а развиваться без неё будет совершенно невозможно, это очевидно. Нужно создавать рынок этих услуг, нужно, чтобы этот рынок был таким, чтобы было выгодно работать в космосе, чтобы было выгодно деньги вкладывать и так далее.
Конечно, без современного нормативно-правового регулирования не обойтись. Обязательно будем идти по этому пути. Надо будет конкретизировать, в том числе с Вашей помощью, что конкретно нужно сделать для того, чтобы колесо крутилось побыстрее.
А.Куликов: Это вопрос очень сложный. Мне кажется, если его сейчас рассматривать, то наша встреча просто затянется.
В.Путин: Когда Ваши коллеги сейчас рассказывали о том, как организована, как идёт работа, в том числе и частные компании рассказывали о своих достижениях, они говорили о том, что им нужно. То, что им нужно, не обеспечить без определённого «причёсывания» нормативной базы. Обязательно будем двигаться в этом направлении.
А.Куликов: Спасибо.
А.Волынцев: Благодарю.
Предлагаю не сбавлять ритм и передаю слово своему сибирскому коллеге. Зимин Иван, АО «Решетнёв».
И.Зимин: Здравствуйте! Иван Зимин, главный конструктор малых космических аппаратов АО «Решетнёв».
Как Вы прекрасно знаете, сейчас мы разрабатываем многоспутниковые орбитальные группировки в рамках проекта «Сфера», получаем опыт по созданию больших систем и обеспечиваем переход на серийное создание космической техники. Это позволит существенно расширить рынок тех услуг, которые мы можем предложить организациям и гражданам нашей страны. И, как Вы уже правильно заметили, абсолютно с Вами согласен, необходимо формировать уже нормативную базу для коммерциализации сервисов и услуг.
Однако АО «Решетнёв» является ещё и основным разработчиком другого типа систем – это геостационарные космические системы, которые на данный момент являются основой спутниковой связи в России. Но сейчас эти системы не обеспечены государственной поддержкой. Я считаю, что это критически важный инфраструктурный элемент связи.
В.Путин: Не обеспечены поддержкой?
И.Зимин: Государственным финансированием. На данный момент они являются коммерческими системами. Я считаю, что это очень важно, это столп, основа спутниковой связи в России.
Вопрос у меня такой, вопрос и предложение: планируется ли на государственном уровне поддерживать развитие именно геостационарных космических систем для сохранения основы инфраструктуры связи в России?
Спасибо.
В.Путин: Мы сейчас только смотрели, и коллеги говорили, я с этим абсолютно согласен, весь мир идёт по этому направлению. И беспилотные летательные аппараты, и те, кто повыше должен летать и летает уже, в самом ближнем космосе, потом низкоорбитальные аппараты и геостационарные, они все должны работать в одном контуре, это всё должно быть совмещено друг с другом. Здесь совершенно очевидно, даже и не нужно быть таким уж глубоким специалистом. Жизнь требует именно – причём во всех сферах: и в сфере безопасности, и связи, и телекоммуникации, везде одно и то же.
И чем больше будет связь между различными уровнями, тем больше будет рынок для потребления соответствующих услуг. А чем больше будет рынок, тем эффективнее и быстрее всё будет развиваться, потому что деньги будут подгонять этот прогресс вперёд.
Конечно, мы геостационарные [системы], всё, что там работает, тоже будем поддерживать.
Что касается проекта «Сфера» – а разве у нас нет государственной поддержки? Есть, конечно. А как же она развивается? Больше того, как же она изначально [называлась]?
Ю.Борисов: «Эфир».
В.Путин: Изначально «Эфир» называлась. Я на одном из публичных выступлений оговорился и сказал «Сфера». Приехал в Кремль и бывшему начальнику, руководителю «Роскосмоса» [Дмитрию Рогозину], позвонил и говорю: слушай, Дим, извини, я оговорился, сказал «проект «Сфера». Он говорит: а есть проект «Сфера». Я говорю: как? Я же оговорился. Он говорит: нет, мы уже всё переписали. Я ещё не успел доехать, уже называется «Сфера». Я говорю: ну, ладно, не переписывать же назад, пускай будет «Сфера».
Я почему это вспомнил? Потому что изначально мы же делали это только с государственной поддержкой. И будем делать это, конечно, дальше. А как же? Обязательно.
Но, к сожалению, мы не смогли пока должным образом в нужном объёме коммерционализировать всю эту деятельность. Мы по этому пути обязательно будем идти. И всё равно будем вкладывать государственные ресурсы, потому что есть некоторые задачи, потребителем услуг которых является государство. А как же, если государство потребляет, оно должно заплатить.
И.Зимин: Спасибо.
А.Волынцев: Владимир Владимирович, теперь, пожалуй, доложу от себя.
Будучи сотрудником космодромов России, я рискую быть не понятым своими коллегами, а может быть, даже слегка побит, если не подниму вопрос закрытых территорий. У них, у сибиряков, рука крепкая.
В.Путин: Сибиряки – конкретные люди.
А.Волынцев: Если не подниму вопрос ЗАТО, закрытых территориальных образований.
В настоящий момент в Циолковском социальная инфраструктура весьма слабая. Благовещенск – это четыре часа дороги, не самой хорошей дороги, но молодёжь, как следствие, бежит как минимум по выходным, а иногда и безвозвратно. Мы в прошлом году лопухнулись, проводили там молодёжное мероприятие в субботу, и в итоге во всём городе с трудом 50 человек собрали.
Аналогичная ситуация в Железногорске. Там тоже транспортная отрезанность очень сильно влияет. Любая конференция – это всех участников два часа туда везти на машинах, на фургонах, легковушках, как угодно, и обратно. Это ненужные расходы, ненужное время. Соответственно, молодёжь туда не затащить.
На мой взгляд, с этими городами в ближайшем будущем связаны самые амбициозные задачи «Роскосмоса». Соответственно, если мы хотим, чтобы эти задачи выполнялись, то от лица нашей молодёжи, набрав воздуха в грудь, я вынужден требовать, чтобы вопрос решался как минимум в части создания новых социально-досуговых центров, транспортной связанности, а как максимум – в части создания условий, чтобы бизнес и коммерция туда приходили, развивали территорию, чтобы люди гордились наконец-то теми городами, где они живут, и побольше смогли углубляться в работу, поменьше отвлекаясь на быт.
Доклад окончен.
В.Путин: Вы знаете, и требовать не надо. Это же я придумал космодром Восточный, соответственно, и город возник тоже. Я без всякого преувеличения говорю. Потому что на какой-то момент времени не было денег у страны вообще, это начало 2000-х годов. И когда я сказал, что у России должен быть собственный космодром, настоящий гражданский космодром, все посчитали, что это шутка. Но потом мы всё-таки начали этим заниматься.
Сначала «Роскосмос» предложил площадку на берегу Тихого океана, где-то в районе Владивостока, уже там проектные работы начались, потом опять пришли коллеги, сказали, что, нет, посмотрели, как на мысе Канаверал пуски идут, погодные условия на берегу океана очень плохие, надо смещаться на территорию. Поехали на территорию. Чтобы было понятно, я лично выбирал это место. Просто в поле пришли и смотрели это поле, где сейчас космодром. Поэтому меня не нужно ни в чём убеждать, я согласен полностью.
Более того, когда мы сейчас были последний раз недавно с нашим корейским гостем, из Северной Кореи, кроме того, что с ним общались, мы ещё всё-таки занимались вопросами развития космодрома и города. Я просил коллег уделить этому особое внимание. Обязательно будем это делать.
И больше того, там же два крупных предприятия – «Газпрома» и «Сибура», они рядом. Они тоже планируют там социальную программу. И я их попросил, чтобы они вместе с Циолковским всё это складывали в одну систему, чтобы у людей, которые живут и там, и там, и там, была возможность пользоваться единой системой таких социально значимых и нужных людям, особенно молодым людям, объектов. Так что обязательно будем это делать, 100 процентов.
И хотелось бы, чтобы это было всё побыстрее. Поскольку Вы сейчас об этом тоже сказали, я возьму это, как говорят, на контроль, и постараемся подтолкнуть, чтобы это побыстрее всё шло. Очень бы хотелось, чтобы люди чувствовали себя там комфортно, чтобы не нужно было никуда бегать, а бегали бы только по утрам для здоровья. Обязательно постараемся это сделать, конечно.
А.Волынцев: Спасибо.
У нас ещё присутствуют представители частной космонавтики, предлагаю передать им микрофон.
Всеволод Шевцов и Макар Степанченко.
В.Шевцов: Здравствуйте! Всеволод Шевцов, АО «Ситроникс».
Я думаю, обобщу, что частные космические компании готовы приступить к решению задач государства и госкорпорации «Роскосмос» в современных условиях, вызовах и потребностях.
Как пример: низкоорбитальный космический аппарат дистанционного зондирования Земли и космические аппараты автоматической идентификационной системы судов, созданные АО «Ситроникс», запущены и функционируют на орбите. Более того, создан сервис идентификации судов, который предоставляется Росрыболовству. Это замена ушедшего MarineTraffic. А данные дистанционного зондирования Земли переданы в госкорпорацию «Роскосмос» для оценки и, по предварительным данным, прошли её.
Основной проблемой является то, что ни одна частная космическая компания самостоятельно не в состоянии профинансировать создание полноценной группировки космических аппаратов. А нормативно-правовая база и механизмы государственной поддержки частных космических компаний в настоящее время отсутствуют.
Поэтому от лица всех частных космических компаний хотел бы попросить Вас, Владимир Владимирович, дать поручение откорректировать нормативно-правовую базу и предусмотреть механизмы финансирования частных космических компаний.
В.Путин: Мы сейчас только с руководителями этих компаний – сколько их, шесть человек было, – сейчас они мне об этих проблемах подробно рассказывали. Поэтому я полностью разделяю Вашу озабоченность, озабоченность Ваших коллег.
Самое главное заключается в том, что государство в этом заинтересовано – заинтересовано в том, чтобы привлекать частные компании к этой важной совместной работе.
Конечно, нужно создать условия. Но самое главное условие, я уже об этом упомянул, – рынок надо создать, с тем чтобы было выгодно работать в этой сфере. И часть средств, думаю, надо направлять не впрямую даже в те государственные компании, которые что-то производят для космоса, а направлять государственные ресурсы тем, кто потребляет эти услуги, чтобы они могли заказывать, и повысить роль заказчика во всей этой истории.
Но повторяю ещё раз, самое главное – создать условия, чтобы был рынок, чтобы платили за эти услуги. Первые шаги надо сделать, а потом, уверен, дело дальше пойдёт. Тогда будет интересно с коммерческой точки зрения там работать. Мы по этому пути пойдём, даже сомнений нет.
Сейчас только с коллегами говорили на этот счёт. Мы их понимаем, слышим, больше того, заинтересованы сами в том, чтобы совместно работать. Разработки-то такие, уникальные просто, причём в самых разных сферах, и не только в сфере дистанционного зондирования Земли, но и по другим направлениям. Специальные задачи даже решают в сфере безопасности, чрезвычайно важно. Обязательно будем это делать.
В.Шевцов: Спасибо.
М.Степанченко: Здравствуйте! Степанченко Макар, инженер 1-й категории Специального технологического центра.
В данном вопросе я полностью поддерживаю Всеволода от лица СТЦ, потому что вопрос действительно актуальный как для нас, так и для всего частного космоса.
Хотел бы также добавить, что сейчас активно развиваются группировки дистанционного зондирования Земли и связи за рубежом, но у нас такое развитие идёт не очень активно. Эти группировки очень важны, и мы по мировому опыту видим, что существует уже успешный опыт взаимодействия частных компаний с государством по развитию данных систем, как, например, Starlink и подобные. И наша компания не исключение. Мы также проводим сейчас инициативные проекты по развитию малых космических аппаратов дистанционного зондирования как раз с радиолокационным мониторингом. Уже вывели пять аппаратов, которые сейчас успешно проходят лётные испытания, показывают характеристики не хуже, чем зарубежные аналоги.
В.Путин: Надо лучше.
М.Степанченко: Мы стараемся. И что очень важно, обладают унификацией…
В.Путин: У Вас действительно многовато – 14 процентов. Хотя мы создали целую шкалу, начиная от двух процентов – знаете, да? – для отдельных категорий и по отдельным территориям, и кончая… Дальше и три, и пять [процентов], и так далее.
Но для космической отрасли, конечно, должна быть своя система льготирования, точно. Сейчас не буду говорить конкретных цифр, потому что было бы некорректно, это нужно с Правительством обсуждать, с Минфином прежде всего, сравнивать различные условия. Но то, что для космической отрасли, имея в виду её важность для страны, для государства, её потенциал и перспективы развития, – нам, конечно, нужно здесь кадры удерживать, молодых специалистов. Это совершенно очевидно. А жильё – это один из фундаментальных показателей привлекательности работы.
Обязательно подумаем над этим. Это очень важно.
(Продолжение следует)