Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 01:19:45  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Шестая седмица Великого Поста (неделя Ваий)  (Прочитано 660 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 23 Апреля 2024, 13:00:36 »

Шестая седмица Великого Поста (неделя Ваий)



Постная Триодь. Святитель Феофан называл ее великим сокровищем. И как же жаль, что зачастую мы проходим мимо этих действительно бесценных стихир, канонов, тропарей, которые звучат всего раз в году.

О Страстной говорить даже не буду, по крайней мере сейчас. Тексты Страстной уникальны. Но мы уже вплотную подходим к шестой седмице Великого Поста, именуемой Вербной, которая тоже стоит особняком. И это неудивительно, если осознать, чему она посвящена.

Для начала вспомним, что в пятницу перед Лазаревой субботой заканчивается Четыредесятница. Не в смысле окончания поста, а в том смысле, что начинается то, к чему мы шли все эти дни. Ради чего очищали себя, омывали, пересматривали.

Ведь не с пустыми же руками и погасшим светильником подходить к встрече Господа, идущего навстречу нам.

А Он идет.

Идет сначала в Вифанию, чтобы воскресить Лазаря.

А затем – в Иерусалим. Чтобы воскресить всех нас.


И вот этим-то трепетным ожиданием, тщательной проверкой: а с чем я-то явлюсь? Что еще я могу успеть сделать/подумать/совершить? – наполнены эти дни.

***

Но мы проживаем их не наедине, мы словно каждый день входим в семейство Лазаря и скорбим с его сестрами:

«Вчера и сегодня болезнь Лазарева, сию бо являют Христу сродницы».

И день ото дня Лазарю становится хуже.

Если в понедельник сестры просто волнуются, то во вторник они уже предаются неутешному плачу:

«Рыданием обложены Лазаревы сестры».

Наступает среда. Лазарь скончался.

«Днесь Лазарь умерший погребается»;

«Днесь Лазарь умерший выносится, друг Христов, и рыдают о нем те, кто пришел к Марфе и Марии».


И тут же мы слышим другое. Да, в доме Лазаря – скорбь, безутешное горе, но Вифания призывается к радости, потому что «Христос радостию приходит к Лазарю показать людям, что Он есть Жизнь всех».

Если Христос уже в пути, то все будет хорошо, говорят тексты Триоди

Если Христос уже в пути, то все будет хорошо, словно говорят тексты Триоди.

Но не только к радости призывает нас Церковь:

«...радостию, Вифания, уготовься, Жизнодавца угостити и Царя, с нами взывающе: Господи, слава Тебе».

«Вифания, готовься, украсись, разшири входы твои, идет Господь, чтобы Лазаря оживить».


Восстань, воспрянь. Очисти, омой дом своей души. В него приходит Христос

Жди радостно, но не просто пассивно ожидай, нет. Восстань, воспрянь. Очисти, омой дом своей души. В него приходит Христос – каждый раз приходит в таинстве Святого Причащения.

Собственно, этим мы и занимались в течение Великого Поста – готовились встретить Его.

***

Наступает пятница, и время подготовки завершается, как завершается пост.

Вифания, Вифания, «отверзи твоя врата, вот, идет Господь, приими верою Владыку».

Христос идет, чтобы воскресить Лазаря, и в самом аду слышны Его шаги.

«Ад, касаясь ног Лазаря, глаголет: если воззовет тебя Жизнь, не обленись, но изыди: разумею бо мое разрушение вскоре».

Наивный ад! Думал отделаться одним Лазарем....

***

И вот раздается последний призыв пятницы, обращенный уже ко всем нам:

«Приидите, соберитесь, встретить Владыку и Царя, так Его приимем, как в Иерусалиме, в душах наших: идет бо спасти души наши».

Ей, гряди, Господи Иисусе!

Владимир Шишкин

https://pravoslavie.ru/152882.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 23 Апреля 2024, 13:23:36 »

ШЕСТАЯ СЕДМИЦА – ПУТЬ КО ГРОБУ ЛАЗАРЯ

Великий пост – дорога к Пасхе, а его шестая седмица – путь в Вифанию. Туда, где заболеет, умрет и пролежит несколько дней во гробе Лазарь. Где свершится невероятное – царство смерти отпустит по велению Господа Его праведного друга. И где, по сути, начнется путь Христа на Голгофу, ведь этого чуда Ему не смогут простить фарисеи. Богослужебные тексты шестой седмицы делают эту дорогу в Вифанию зримой, почти осязаемой.

Участники Евангельского чуда


Воскрешение Лазаря. Первая половина XVIII века

«Я бы пошел с ним в разведку», – говорим мы о верных друзьях. Можно сказать, что Христос отправил Своего друга в разведку. Только это был куда более страшный путь. Христос пришел в этот мир, чтобы победить смерть и грех, которые держали в настоящем плену все человечество. Для этого Он – бессмертный и безгрешный – Сам умер и разрушил власть ада. Но прежде праведный Лазарь отправился «путем всей земли» (3 Цар. 2, 2) – умер от тяжкой болезни. А потом Христос воскресил друга, чтобы уверить людей во всеобщем воскресении. Сын Божий послал Лазаря на этот подвиг – испытать ужас смерти, – чтобы прославилось всемогущество Божие.

На протяжении всей шестой седмицы Великого поста мы становимся участниками этого драматического события.

«Се грядет Христос ко граду Виффагии, радуйся Лазарево отечество Вифание, яко тебе покажет чудо велие, Лазаря возставляя из мертвых» (тропарь трипеснца в понедельник шестой седмицы).

Уже с воскресного вечера мы, внимательно вслушиваясь в песнопения, следуем за Христом, который грядет в Вифанию навстречу смерти – ради победы над ней

Но в это же время мы продолжаем свое личное великопостное шествие, цель которого – воспитание души. И в Евангельских событиях, и в притчах Спасителя мы находим примеры для ее воспитания:

«Камень отвалил еси ожесточения Господи, от моего сердца, умерщвленную страстьми воздвигни душу мою Благий, принести Тебе ваиа добродетелей: яко победителю ада, во умилении Владыко сподоби, я́ко да вечный живот улучу, песнословя Твою державу, и благоутробие Твое, едине Человеколюбче» (седален утрени понедельника шестой седмицы).

В отличие от Лазаря, мы сами – своими грехами и страстями – созидаем гроб для своей души. И просим Господа спасти нас, отвалив «камень ожесточения».

История болезни, смерти и печали

Но все же в центре нашего внимания праведный Лазарь – его болезнь, смерть, горе его родных и то, как Христос все это воспринимает. Так потихоньку мы готовимся к дням Страстной седмицы, когда на второй или даже третий план отойдет состояние нашей души, и все мы станем созерцать великие Евангельские события.

В понедельник и вторник шестой седмицы из песнопений мы узнаем: Лазарь тяжело болен, и Христос знает об этом с самого начала смертельной болезни.

«Господи, об ону страну Иордана, плотию проходя, прорекл еси Лазареву болезнь к смерти не быти, но о Твоей Бога нашего славе бывати. слава величию дел Твоих, и вседержительству Твоему: яко низложил еси смерть, за многую милость Человеколюбче» (стихира на Господи воззвах вторника шестой седмицы).


Могила праведного Лазаря в Вифании

В среду случается страшное и, казалось бы, необратимое – Лазарь умирает, а сестры безутешно рыдают, недоумевая, почему Христос не поспешил на помощь Своему другу, почему не спас его от смерти? Ведь если бы Он был здесь, все случилось бы иначе. Кому из терявших близких не знакомы эти мучительные переживания – «вот если бы тогда…»? Но мы-то знаем, какой радостью и славой Божией обернется это горе.

«Днесь Лазарь умерый погребается, и рыдание поют сего сродницы, якоже Провидец и Бог, страсть предрекл еси: Лазарь успе, учеником провещая, но ныне иду воскресити егоже создах. Сего ради Тебе вси вопием: слава державе крепости Твоея» (седален утрени среды шестой седмицы).

Тело человеческое животворит душа, и как только она уходит, начинается процесс распада, гниения. В Палестине, где климат жаркий, этот процесс еще более стремительный, потому покойных хоронят сразу – в день смерти. О погребении Лазаря также узнаем в среду из церковных песнопений.

В четверг мы в ожидании – скоро Господь придет спасти умершего друга.

«Марфу и Марию вернии подражающе, ко Господу послем Божественная деяния яко молитвы, яко да пришед наш ум воскресит, мертв лежащий люте во гробе лености нечувственный, страха Божественнаго никакоже ощущающий, и действ животных ныне не имущий, зовуще: виждь Господи, и якоже друга Твоего Лазаря древле, Щедре, предстанием воздвигл еси страшным, сице всех оживи, подаяй велию милость» (стихира на Господи воззвах вторника шестой седмицы).

Снова Церковь обращает наше внимание – мертв не только Лазарь, мертв наш ум, убитый леностью, страстями, нерадением. И потому весть о Христе воскрешающем – личная радость для каждого из нас.

Пятница – день Распятия и Крестной Смерти Спасителя, песнопения этого дня всегда устремляют наш ум к подножию Голгофы. Но посмотрите, как тонко на шестой седмице песнотворцы соединяют воспоминания о двух смертях – Христа и Лазаря:

«На Кресте Господи Твоем уснув, преложил еси на сон, Владыко, смерть. Вопил бо еси: друг Лазарь успе, но пойдем возбудити его ныне» (тропарь трипеснца в пятницу шестой седмицы).

История одного воскрешения дарит ощущение приближающейся схватки Христа со смертью

Шестую седмицу по праву можно назвать предшественницей Страстной. Как первые капли дождя сообщают нам о приближающемся ливне, так и частная с виду история одного воскрешения (не первого в Евангелии) дарит ощущение приближающейся схватки Христа со смертью.

«Грядущу Ти к Виффагии, топтание Твоих ног, враг ощущаше ад, и ногама Лазаревыма прикасашеся, глаголя: аще восхощет звати Тя Жизнь, не обленися, но изыди: разумех бо мое разрушение вскоре» (тропарь трипеснца в пятницу шестой седмицы).

Церковь делает нас свидетелями этого события, мы начинаем по-настоящему сопереживать Лазарю и видеть, как Христос побеждает смерть

В течение всей недели мы духовно созерцаем предстоящую встречу Христа со смертью – сначала праведного Лазаря, а затем и с Его собственной. Мы не были тогда в Вифании, мы узнали об этом событии из Евангелия. Но с помощью богослужения Церковь делает нас свидетелями этого события, мы начинаем по-настоящему сопереживать Лазарю и видеть, как Христос побеждает смерть.

«Душеполезную совершивше четыредесятницу, возопиим: радуйся граде Вифание, отечество Лазарево. радуйтеся Марфа и Мари́а, того сестры, заутра бо Христос приходит, оживити глаголом умершаго брата: Егоже глас услышав, горький и несытый ад, страхом вострепетав, и вельми возстенав, отпустит Лазаря укройми обязана: Егоже чудеси собор Еврейский удивився, с ваием и ветвьми того срящут, и явятся похваляющии дети, Емуже завидят отцы. благословен Грядый во имя Господне Царь Израилев» (стихира на Господи воззвах субботы шестой седмицы).

Преддверие воскресного дня

Богослужение субботы, которую принято называть Лазаревой, по своему строю очень напоминало службу воскресного дня, ведь воскрешение праведника предвозвещало и Воскресение Самого Христа, и воскрешение всех людей.

Воскрешение праведника предвозвещало и Воскресение Самого Христа, и воскрешение всех людей

«Господи, глас Твой разруши адово царствие, и слово власти Твоея возстави из гроба четверодневнаго, и бысть Лазарь пакибытия проображение спасительное. Вся возможна Тебе Владыко всех Царю, даруй рабом твоим очищение, и велию милость» (стихира на Господи воззвах субботы шестой седмицы).

Вот только царские врата открывают на очень краткий срок, словно напоминая – лишь один человек вышел пока из гроба, еще не настало время победы над смертью для всех.


Воскрешение праведного Лазаря

На иконе мы видим сам момент воскрешения праведника. А из Евангелия узнаем о том, как успокоил Христос словами: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11, 25–26) плачущую Марфу, а вместе с ней и всех нас. Как возмутился Он духом при виде неискренних и лицемерных фарисеев, зная, что чудо не пойдет на пользу их душам. Как прослезился Спаситель, сочувствуя и глубокому горю любящих сестер, и смертному ужасу, который пришлось испытать их брату. И как повелел сделать странное, невозможное – отвалить камень от пещеры, в которой был погребен покойник. «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин. 11, 39), – робко возразила Марфа. Смердит – это не просто плохо пахнет, это жуткий запах тления, и потому люди, стоящие около пещеры, закрывают носы.

Бывает, что плохие наклонности связывают душу, подобно погребальным пеленам Лазаря

И тем более потрясает чудо, которое Спаситель творит после молитвы Своему Небесному Отцу. Лазарь, в смерти которого не могло быть никаких сомнений, повинуется громкому голосу Творца и Повелителя мира: «Лазарь! иди вон» (Ин. 11, 43). Здесь мы удивляемся сразу двум чудесам: самому воскрешению мертвого человека и тому, что связанный по рукам и ногам погребальными пеленами Лазарь сам смог выйти из пещеры, после чего Господь повелел развязать его. Этот образ очень понятен тем людям, которые приходят к Богу в зрелом возрасте. Бывает, что плохие наклонности связывают душу, подобно погребальным пеленам Лазаря, но человек уже начинает свой удивительный путь к Господу, воскресившему его. И только потом он будет освобожден от этих пут.

Но как ни велико было чудо воскрешения, оно не смогло изменить тех, кто уже возненавидел Бога. Вместо того, чтобы прославить Его всемогущество, первосвященники и фарисеи решают убить Христа. А также «и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин. 12, 10–11). И вновь Церковь в своем богослужении зовет нас в путь – только теперь в Иерусалим, в Гефсиманию, на Голгофу, ко Гробу Спасителя, который станет источником нашего воскресения.

***


Церковь праведного Лазаря на Кипре

А что же стало с Лазарем, вернувшимся из царства смерти? После того, как воскрес Христос, праведник вместе с сестрами был вынужден покинуть родину и отправиться на остров Кипр. Впоследствии апостолы Павел и Варнава рукоположили его в сан епископа Китии (так раньше назывался город Ларнака на Кипре). Он стал просветителем и добрым пастырем многочисленной христианской общины.

30 лет прожил праведный Лазарь после своего воскрешения. Церковное предание говорит о том, что до конца своих дней он строго постился и никогда не улыбался, так как прикоснулся к неведомой живущим на земле тайне жизни и смерти. Нетленные мощи святого Лазаря были обретены в Китии в мраморном ковчеге с надписью: «Лазарь четверодневный, друг Христов».


Могила праведного Лазаря на Кипре

Марина Шмелева

22 апреля 2024 г.


https://pravoslavie.ru/159725.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 23 Апреля 2024, 14:45:00 »

Документальный фильм. «Победитель смерти»


В преддверии Страстной седмицы фильм митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) будет особенно полезен для христианских душ

Вышел в свет фильм митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) «Победитель смерти».

Слайд-фильм посвящен Страстям Христовым и Воскресению Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас в преддверии Страстной седмицы эта картина будет особенно полезна для христианских душ.

На днях прошел показ фильма в Рождество-Богородицком монастыре в Линевичах (Приморский край). Зрители были впечатлены и даже потрясены увиденным. Фильм заставляет переживать сердцем Евангельские события. Он подобен церковному богослужению – так молитвенно звучит голос самого митрополита Вениамина и так величественно и вдохновенно звучат песнопения церковных хоров. Это замечательная работа владыки Вениамина как бы проводит нас вслед за Христом по всему Голгофскому пути к величайшей Победе в истории человечества – к Победе Жизни над смертью. К Воскресению Христову.

Пока работу владыки Вениамина можно посмотреть в интернете. Ожидается, что скоро фильмы владыки Вениамины будут изданы в формате DVD.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://yandex.ru/video/preview/11051005262185406039

https://www.youtube.com/watch?v=FzAW2052KX8&t=299s

https://youtu.be/FzAW2052KX8
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 23 Апреля 2024, 14:54:19 »

Иеромонах Роман - Иерусалим, Иерусалим...



Иерусалим, Иерусалим,
Светлая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим –
Город моего Христа.

Он к тебе пришел, Богочеловек,
Исцеляя кротостью уст.
Не признав Христа – Господа отверг,
Потому твой дом пуст.

Иерусалим, Иерусалим,
Горькая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим –
Город моего Христа.

Иерусалим, не познал свой час,
Чая паче Истины ложь.
Коль Царя царей тернием венчал,
Так кого ж теперь ждешь?

Ночь зажгла огни, шум затих почти,
В ожиданьи дремлют холмы…
Он к тебе грядет, он уже в пути,
Богоборный князь тьмы.

Иерусалим, Город городов,
Колыбель былых слав.
Припади к Христу, Он приять готов,
Не помянет язв, зла.

Иерусалим, Иерусалим,
Горькая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим –
Город моего Христа.


иеромонах Роман
23 ноября 1992
г. Печоры


См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://yandex.ru/video/preview/10346448923897754939

https://www.youtube.com/watch?v=GAhu6wsku80

https://zvuk.com/track/68722873
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 23 Апреля 2024, 15:09:39 »

Иеромонах Роман. Гора Голгофа



Гора Голгофа. Вижу три креста.
(Замри, душе́, доколе окаянна?)
А посреди – распятого Христа.
У ног – Святая Дева с Иоанном.

И тот, что слева, над Христом глумясь,
В своих неправдах Бога обвиняя,
Сказал, с богоубийцами сроднясь:
– Коль Ты – Христос, спаси Себе и наю.

Но тот, что справа, запретил ему:
– Или твоя душа Творца не знает?
За наше зло нам мало этих мук,
А Этот же, скажи, за что страдает?

О бывший тать, о нынешний святой,
Всё зло свое перечеркнул немногим:
Перед безумной воющей толпой
Ты исповедал Страждущего – Богом.

О ты, который с Господом терпел,
О покаяньем вырванный из ада!
Одна лишь правда ожила в тебе:
Что полон был ты всяческой неправды.

И в этот миг, последний крестный миг,
Ты оправдал поруганного Бога,
И капля правды, перевесив мир,
Ввела под своды райского чертога.

О Боже мой, распятый, как злодей,
Тебе, Тебе с Отцем и Духом Слава!
Своим Крестом Ты разделил людей
На тех, кто слева, и на тех, кто справа.

Гора Голгофа, Пасхи колыбель,
Шепчу одно неверными устами:
— Душе моя, помысли о себе,
Душе моя, душе, куда мы станем?

О Мати Света, не остави нас,
Взыщи мене, Единая Отрадо.
Да оживет во мне хоть в смертный час
Разбойничья спасительная правда.


Иеромонах Роман
25 декабря 1987
с. Родовое


См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=J7xRuT0cEjc

Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!