Русская беседа
 
19 Апреля 2024, 07:07:40  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3] 4
  Печать  
Автор Тема: Страстная Седмица  (Прочитано 21783 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103569

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #30 : 03 Апреля 2018, 19:01:11 »

Документальный фильм. «Победитель смерти»



В преддверии Страстной седмицы фильм митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) будет особенно полезен для христианских душ. Вышел в свет фильм митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) «Победитель смерти».

    Слайд-фильм посвящен Страстям Христовым и Воскресению Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас в преддверии Страстной седмицы эта картина будет особенно полезна для христианских душ. На днях прошел показ фильма в Рождество-Богородицком монастыре в Линевичах (Приморский край). Зрители были впечатлены и даже потрясены увиденным. Фильм заставляет переживать сердцем Евангельские события. Он подобен церковному богослужению – так молитвенно звучит голос самого митрополита Вениамина и так величественно и вдохновенно звучат песнопения церковных хоров. Это замечательная работа владыки Вениамина как бы проводит нас вслед за Христом по всему Голгофскому пути к величайшей Победе в истории человечества – к Победе Жизни над смертью. К Воскресению Христову. Пока работу владыки Вениамина можно посмотреть в интернете. Ожидается, что скоро фильмы владыки Вениамины будут изданы в формате DVD.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=FzAW2052KX8

http://ruskline.ru/rnl_tv/2018/mart/dokumentalnyj_film_pobeditel_smerti/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103569

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #31 : 04 Апреля 2018, 09:38:58 »

Прот. Олег Стеняев: «Страстная седмица и Христово Воскресение»



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=KCcyHxDxm8g
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103569

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #32 : 22 Апреля 2019, 12:39:45 »

Страстная седмица



Начиная с Вербной субботы, в которую вспоминается воскрешение Господом праведного Лазаря, и Входа Господня в Иерусалим, церковные песнопения ведут нас по стопам Христа. С зажжёнными свечами мы таинственно участвуем в торжественном входе Царя Славы, грядущего на вольную смерть, и с ветвями пальм или верб при пении «Осанна» встречаем Его у врат Иерусалима.

 Вербное воскресенье   есть   уже  наступление Страстной седмицы.   Каждый последующий день её приближает нас к великой, таинственной ночи Воскресения Христова. В Страстную седмицу полагается особенно строгий пост. Перед верующими в эти великие дни проходит вся жизнь Христа, все чудеса, сотворённые Им на земле, всё Его учение.

Великий Понедельник

В Великий Понедельник мы вспоминаем безплодную смоковницу, иссохшую по слову Господа до корня, как образ человека, погибающего нераскаявшимся. В этот же день вспоминается разговор Иисуса Христа на Елеонской горе, в котором он говорил ученикам о разрушении Иерусалима и о втором Своём пришествии. Ученики наедине спросили Его-. «Скажи нам, когда это будет?» (Мф. 24, 3).

Первым признаком приближения Суда Божия называет Господь явление лжехристов. Они будут приходить под именем Христовым, «будут говорить: я Христос. Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24, 4—5), то есть чтобы никто не отклонился от веры во Христа, не соблазнился желанием перейти в другую веру.

Вторым признаком будут войны; в этих войнах пройдёт немало времени, а погибель будет ещё далеко. Они усилятся, народы и царства смешаются в ожесточённой борьбе. И сама природа восстанет на людей, истребляя их голодом, моровыми поветриями и землетрясениями. Но всё это будет лишь началом бедствий.

 Третьим признаком приближения последних дней Господь полагает жестокое гонение на Его учеников и последователей. Тогда многие отпадут от веры, будут ненавидеть и предавать оставшихся верными; умножатся между людьми беззакония и во многих иссяинет любовь, а лжепророки будут пользоваться успехом.

«Претерпевший же до конца спасётся» (Мф. 24, 13). Кто претерпит все страдания, не изменив любви и Христову учению, не поддавшись лжеучителям, тот заслужит спасение.

Проповедание во всём мiре благовестия о Царстве Христовом будет четвёртым признаком приближения суда Божия: «И тогда придёт конец». Разрушение Иерусалима служит как бы прообразом гибели всего  мiра. Суд над столицей Иудеи в 70 г. от РХ наступил, как последствие её беззаконий и оскудения в ней любви; точно также и последний день мира, день гнева и суда Божия придёт тогда, когда истощится мера Божиего долготерпения наших беззаконий; служа лишь похотям, люди забудут, что они чада Божий и братья между собою.

Великий вторник

В Великий Вторник вспоминаются притчи Иисуса Христа о девяти девах, о талантах, о Страшном Суде.

... Жених задержался в пути, девы задремали и уснули. Когда же раздалось: «Се Жених грядет», — то оказалось, что у пяти из встречавших его масло в светильнике закончилось.

—Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут, — обратились неразумные девы к мудрым, сделавшим
необходимый запас.

—Чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе, — отвечали девы мудрые.

Когда же пошли неразумные покупать, пришёл Жених, и пять дев мудрых, запасливых, вошли с ним на брачный пир, и двери затворились.
— Истинно говорю вам: не знаю вас, — отвечал Жених в ответ на просьбу неразумных дев впустить их в брачные чертоги.


В этом же евангельском чтении Церковь предлагает нам и притчу о талантах. В ней Господь рассказывает о человеке, не пожелавшем приумножить богатство, которое получил от Бога.

Неразумные девы — это те люди, кто знает о Страшном Суде Божием, но не готовится к нему, не запасает «елея для светильников» — то есть дел веры. Придёт на землю Жених — Судия наш Иисус Христос — и разбудит всех, спящих сном смерти. Каждый явится пред Ним таким, каким его застала смерть. И неоткуда будет ждать помощи. Тогда и услышат они глас Христа: «Я не знаю вас, отойдите от Меня». То же будет и с теми, кто, получив от Бога различные дарования и способности, «каждый по его силе», по нерадению и небрежению не служил ими Богу и своим ближним.

Сразу после притчи о десяти девах и талантах за богослужением читается грозное пророчество о Страшном Суде, который совершит пришедший на землю снова, как грозный Судия, Сын Божий. Посмертному воздаянию посвящена значительная часть служб Великого Вторника.

Великая Среда

В Среду мы вспоминаем о женщине, помазавшей ноги Спасителя миром и тем это приготовившей Его к погребению, а также предательство Иуды.

«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребрянников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф. 26, 14—16).

Все ученики Христа, следуя за Ним, любя его, имели плотские ожидания и надежды. Но более всего имел их Иуда. Веруя в небесное посланничество Иисуса, он был убеждён, что не останется в убытке, оставив ради Него дом и хозяйство. Страстью любостяжания он страдал с детства, и ни пример Самого Иисуса Христа, ни других апостолов — не исправил его. И вот, ослеплённый страстью к наживе, он дерзнул на неслыханное святотатство - продал Божественного Учителя Его врагам за тридцать сребреников.

Великий Четверток

В Великий Четверток рассказывается о Тайной Вечери, на которой Господь установил Таинство Причащения. В этот-то вечер Иуда и предал своего Учителя.

За два дня до ветхозаветной Пасхи, в четверг утром, Иисус Христос призвал двух Своих учеников, Петра и Иоанна, и сказал им: «Пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Моё близко, у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, он возлёг с двенадцатью учениками» (Мф. 26,  18—20). И сначала — пример смирения — "начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан... Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам,''... Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин. 13, 3—5, 12—15).

Во время самой Вечери Иисус Христос сказал ученикам Своим: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса; ему Симон Пётр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припавши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи, кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошёл в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее... Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь, когда он вышел» (Ин. 13, 21 —27, 30). И когда они ели, «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и,раздавая ученикам, сказал: примите, ядите, сие есть Тело Моё. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26—28). При этом Он повелел: «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк. 22, 19).

Так было установлено Таинство Причащения, и апостолы под видом хлеба и вина причастились Тела и Крови Христовых. В этот день есть обычай всем христианам причащаться, помня страдания Господа и всячески боясь причинять Ему новые страдания после принятии Святых Тайн.

Великий Пяток

В Великую Пятницу вспоминается Церковью суд и осуждение Господа, Его распятие, страдание и сама смерть на Кресте. На вечерне из алтаря на середину храма выносится для общего поклонения Плащаница — большой плат с изображением на нём лежащего во гробе Спасителя. Плащаница находится там в продолжении трёх неполных дней, напоминая этим трёхдневное пребывание Иисуса Христа во гробе.

... Когда пригвождали Иисуса Христа ко кресте, Он молился за Своих врагов и говорил: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, благоразумный разбойник сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). Вдруг солнце померкло и сделалась великая тьма, которая продолжалась три часа. В третьем часу пополудни Иисус Христос сказал: «Свершилось» (Ин. 19, 30). Потом он громким голосом воскликнул: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23,46), — склонил голову и испустил дух. «Один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19, 34).

Великая Суббота

На утрене этого дня совершается Чин Погребения Спасителя, в конце которого Плащаница выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг церкви. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым Царским вратам в знамение того, что Спаситель Божеством Своим неразлучно пребыл на Престоле с Богом Отцом и Духом Святым.

В пятницу вечером пришёл к Пилату Иосиф из Аримафеи, тайный (из-за страха перед иудеями) ученик Христа и попросил отдать ему тело Иисусово. Пилат, узнав от сотника, что Иисус уже умер, отдал тело Его Иосифу. Пришел ко Кресту также и Никодим, тоже тайный ученик Иисуса Христа, и принёс около ста фунтов благовоний из смирны и алоя. Иосиф и Никодим взяли тело Иисуса Христа, обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребали иудеи. Близко от того места, где Иисус Христос был распят, находился сад Иосифа, а в саду гроб, высеченный в скале, который Иосиф приготовил для себя. В этом своём гробе он с Никодимом и положил тело Христа, привалив большой камень к двери гроба. В снятии Иисуса Христа со Креста и погребении участвовала и Пресвятая Матерь Его, и жены-мироносицы. Возвратившись с погребения, они приготовили благовония и масти, чтобы полностью совершить обряд помазания тела Иисуса Христа по прошествии субботы.

Первосвященники и фарисеи «поставили у гроба стражу и приложили к камню печать» (Мф. 27, 66). Когда тело Иисуса Христа лежало во гробе, Он душою Своею сошёл во ад, сокрушил врата адовы, возвестил находящимся там душам умерших людей о Своей победе над диаволом и смертию, вывел оттуда в рай души людей, с верою ожидавших Его пришествия, а Божеством Своим был на Престоле с Богом Отцом и Духом Святым.

На этом заканчивается Страстная Седмица, посвящённая воспоминанию Спасительных Страстей по плоти Господа нашего Иисуса Христа. После Великой Субботы верующие с нетерпением ожидают великой радости — восстания из мёртвых Христа Жизнодавца — Славного Христова Воскресения.

Русская народная линия

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/29/strastnaya_sedmica/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #33 : 24 Апреля 2019, 00:16:31 »


«Побудем с Господом в эти дни и душой, и телом»

Предпасхальное интервью Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия

Диакон Сергий Герук



Страстная седмица – особое время, когда Церковь вспоминает путь Господа на Голгофу. В эти дни в храмах идут значимые службы, и на каждой хорошо бы помолиться. Как совместить современный ритм жизни с приобщением к жизни Церкви в неделю перед Пасхой? Что ответить тем, кто считает необязательным посещение служб и привержен теории о «Боге в душе»? Как подготовить себя к Светлой Пасхе? И как вообще сочетать в своей жизни церковное и мирское, духовное и обыденное? С этими вопросами мы обратились к митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию.


Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

– Ваше Блаженство, разрешите задать вам несколько вопросов, которые можно услышать от наших друзей, знакомых и посторонних людей, рассматривающих Церковь Христову из-за ее ограды, не участвуя в ее богослужениях или же участвуя изредка, по большим праздникам. Самый распространенный вопрос, он же и оправдание: зачем и как я могу столько времени проводить в храме, как этого требует церковный устав, когда у меня работа, семья, приусадебный участок, плохое здоровье наконец? А ведь перед Пасхой нужно быть ежедневно в храме, а потом еще стоять на пасхальной службе всю ночь. Где взять силы и время?

– Господь не требует от нас, чтобы мы все свободное время проводили в храме, и Церковь Его в лице священнослужителей не настаивает на этом. Современный ритм жизни человека, особенно городского, таков, что у него действительно нет свободного времени. Некоторые люди в наше время только на одну дорогу на работу тратят подчас его половину. То есть если рабочий день длится семь или восемь часов, то на дорогу может уйти три и четыре часа. Например, сейчас многие ездят в Киев на работу из пригорода, из сел, поселков, где вообще никакой работы нет. Устраиваются, мне рассказывали, на работу в столице, например, из населенного пункта, который находится за 150–200 километров, охранником и неделю подряд дежурят на каком-нибудь предприятии или фирме, а потом неделю отдыхают. А «отдых» какой в селе? Приусадебное хозяйство, домашние животные, за которыми требуется уход… Поэтому неслучайно богослужения на приходах по времени значительно короче монастырских.

Но дело не только и не столько в ритме нашей современной жизни, который действительно часто увеличен до ненормальной скорости и напряжения. Дело в нашей вере, в наших личных взаимоотношениях с Богом, в том, что происходит в наших душах. Господь никого не принуждает посещать Его храм. Он лишь призывает к Себе человека смиренно: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11: 28). Господь, сотворив человека, вложил в него душу бессмертную. И бессмертная душа по природе своей не может не искать Бога. Поэтому каждый человек хочет открыть в себе этот источник бессмертия. Когда человек начинает обращаться к Богу, у него возникает потребность общаться с Ним. Потому что Господь милосерд и многомилостив, Он заботится о каждой душе живой, слышит наши думы, знает наши сердца, наши чувства, наши переживания. Он безмерно любит всякую душу и знает всякую душу так, как не знает ее в себе сам человек. Поэтому от нашего доверия Богу зависит и наша жизнь земная, и наша жизнь и участь загробная. Когда юноша любит девушку, он не спит ночами, думает о ней, его сердце исполнено любви, и он готов все отдать, чтобы увидеть любимую, побыть рядом хотя бы несколько мгновений.

Еще более сего любящий Бога человек стремится к Господу, словно олень на источники вод, как поет в Псалтири блаженный пророк Давид: Как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41: 2). А если в душе человека рождается такая любовь к Богу, то он и жизнь свою будет выстраивать таким образом, чтобы быть как можно ближе к Нему. Тогда он и время свое планирует так, чтобы бывать в храме, чтобы поститься ради Господа, ради Него творить добрые дела и любить всякого человека, молиться о нем и мире во всем мире; тогда он стремится убрать из души своей всякую нечистоту, чтобы не оскорбить ею любящего Господа. Ведь Господь нигде не говорит: «Ходите ко Мне на службы», но призывает: Сыне, даждь Ми твое сердце (Притч. 23: 26).

    Важнее не то, сколько времени мы проводим в храме, но как мы относимся к Богу, как откликаемся на Его зов

Поэтому важнее не то, сколько времени мы проводим в храме – час или целую ночь, но – как мы при этом относимся к Богу, какие у нас с Ним взаимоотношения, как мы откликаемся на Его зов…

– Не означает ли это, что на службы вовсе можно не ходить, а «иметь Бога в душе», как повсеместно повторяет большинство нецерковных людей?

– Если человек крещен в Православной Церкви и действительно считает себя верующим, он не может не посещать храм Божий. Поскольку в храме Божием совершаются Божии Таинства, Божественная Евхаристия: Господь отдает нам Свое Тело и Свою Кровь во оставление наших грехов, во исцеление наших душ. Ведь человек, говорящий, что Бог у него в душе, может и не догадываться, что душа его покрыта язвами грехов и она вся истекает кровью, она искажена и испорчена, а человек при этом не чувствует этого и не хочет прислушаться к себе и понять, что он тяжело болен грехом и что только Господь может исцелить его. Храм – это духовная лечебница, а поскольку нет человека без греха, который является духовной болезнью, то все должны ходить в храм.

    Храм – духовная лечебница, а так как нет человека без греха, то все должны ходить в храм – очищать душу Таинствами

– Ваше Блаженство, напрашивается вопрос другого порядка. А как же быть с политиками, которые управляют целыми регионами и государствами? Ведь это Господь дает им такое право, потому что всякая власть от Бога (Рим. 13: 1), как напоминает нам об этом апостол Павел.

– Всякая власть от Бога, но не всякий властелин слушает Бога, а часто не просто не слушает, но действует вопреки Его воле и Божественным законам.

– Политики Украины сделали все, чтобы создать новую религиозную раскольничью структуру под названием «ПЦУ». Вы много в своих проповедях и интервью говорили на эту тему, объясняя природу раскола и участие в нем Константинопольского патриарха. И все же: на каком этапе политиками высокого ранга была допущена ошибка в этом вопросе? Ведь ее можно было избежать?

– Ошибка политиков состоит в том, что, получив от Бога власть земную, они считают, что они получили и власть духовную. Они вторгаются в сферу духовной жизни народа, не понимая, что это такое, и с помощью политических принципов пытаются корректировать жизнь Церкви. Это все равно что с помощью молотка и зубила ремонтировать космический корабль. Поэтому после их вмешательства в церковные дела проблемы не исчезают, а умножаются. Всем нам, кому Господь дает власть, надо открывать Святую Библию: там написано, какими должны быть руководители и что бывает тогда, когда мы совершаем беспредел.

– Близится Пасха Господня, мы вступаем в Страстную седмицу. Как провести ее тем, у кого так мало свободного времени, о котором мы говорили в начале нашей беседы?

– Страстная седмица стоит особо во всем Великом посте, она завершает его. Каждый день этой седмицы назван «великим». Мы со Христом проходим последние дни Его жизни на земле, начиная со Входа Господнего в Иерусалим. Поэтому нужно постараться побыть с Ним в эти дни и душой, и телом. Душой – если мы еще раз прочтем Евангелие, где описаны эти события, если в храме Господнем будем внимать текстам богослужений. Телом – если воздержимся в эти дни от праздности, суеты, многоядения, если поклонимся Его распятию и станем на колени пред Его Плащаницей, когда Он будет лежать во Гробе… Если мы обратим к Нему свои души и свои сердца. И каждый может совершить все это в меру своих сил, возможности и свободного времени. Кто-то полчаса проведет в храме, а кто-то сможет выстоять всю службу, и Господь благословит каждого. Ведь недаром в Огласительном пасхальном слове святитель Иоанн Златоуст говорит:

   «Кто работал с первого часа – получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа – с благодарностью
   празднуй! Кто достиг только после шестого часа – нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до
   девятого часа – приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу – и тот не
   страшись своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего как и первого; ублажает пришедшего в
   одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное…»

Пусть же Господь благословит каждого искренне стремящегося встретить Пасху Господню.


С Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием
беседовал диакон Сергий Герук

23 апреля 2019 г
.

http://pravoslavie.ru/120786.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #34 : 25 Апреля 2019, 00:55:30 »


На излете великопостного поприща


По слову Святейшего Патриарха Кирилла, возможность верить открывается только тогда, когда сердце и разум к этому готовы …




Вечером в канун Великой Среды, Святейший Патриарх Кирилл принял участие в вечернем богослужении в Андреевском монастыре г. Москвы, сообщает Патриархия.ru.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.


«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Замечательные поучения, с которыми Господь обратился к иерусалимлянам после торжественного входа во Святой Град, пронизаны множеством великих смыслов, - рассказывает Святейший Патриарх Кирилл. - Буквально каждая фраза несет в себе содержание, имеющее большое значение для нашего духовного возрастания и укрепления нас в вере. Вот и сегодня чтение из Евангелия от Иоанна (Ин. 12:17-50) содержит слова, с которыми Христос обратился к тем, кто окружал Его в последние дни перед страданиями и смертью на кресте. Словно недоумевая, апостол Иоанн говорит: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него». И поясняет: потому что "очи их ослепли и сердца их окаменели"».

«Действительно, - продолжает Первосвятитель, - люди, поверхностно относящиеся к вере в Бога, никогда по-настоящему об этом не задумывавшиеся, нередко говорят: "Конечно, уверовали бы, если бы увидели чудо". Так вот, сегодняшнее Евангелие отвечает: кто как не иерусалимляне, иудеи, соплеменники и современники Спасителя, видели эти чудеса своими глазами? Чего только стоило воскрешение Лазаря в канун восхождения Спасителя в Иерусалим, на Голгофу! Совсем недавно силой Божественной, которую источал Иисус Назарянин, воскрес человек, — и тем не менее многие не поверили».

«Что это означает для нас, для нашей собственной веры? – вопрошает Первоиерарх. - Не нужно непременно ждать чудес, потому что, если сердце окаменело, никакие чудеса его не изменят и тем более не помогут возжечь пламень веры. Только сам человек может открыть для себя захватывающую перспективу религиозной веры, в которой перед ним открывается таинственный Божественный мир — не фикция, не мираж, а духовная реальность, которую люди и умом осознают, и сердцем чувствуют. На этом непосредственном восприятии Божественной реальности, реальности иного мира, и основаны наши религиозные убеждения, наша убежденность в бытии Бога, наша готовность быть учениками Спасителя».

«Еще и еще раз следует сказать, что даже самые великие чудеса многие пытались объяснить так же, как это делали книжники и фарисеи, говорившие об Иисусе: "Он все это творит силой веельзевула, князя бесовского" (см. Мф. 12:24). Какие только ни придумывались объяснения, что свидетельствует лишь об одном: возможность верить открывается только тогда, когда сердце и разум к этому готовы, - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. - Бог не воздействует силой на наше сознание, на наше нравственное чувство до тех пор, пока мы сами не возжелаем иметь это воздействие».

«Великий пост является тем самым временем, когда у нас появляется много возможностей открыть свое сердце навстречу Господу, - напомнил он. - И участие в богослужениях, и воздержание от скоромной пищи, и определенный образ жизни дают возможность дистанцироваться от окружающего мира настолько, чтобы он не разрушал наш внутренний мир. Вот почему так важно исполнять все церковные предписания в отношении поста. Не для того чтобы бездумно истязать себя, как иногда говорят люди нецерковные, но именно для того, чтобы открыть свои внутренние способности воспринимать силу Божественной благодати. И воздержание от пищи, и определенная самоизоляция от искушающих влияний мира сего, и молитва в храме помогают нам изменить свое внутреннее состояние, а значит, обрести дар Божественной благодати».

«Мы с вами находимся уже на излете великопостного поприща. Каждый постился, молился в меру своих сил — кто-то, может быть, с большим дерзновением, с большей ревностью, кто-то с меньшей, — но важно хотя бы в оставшееся до Великой и Святой Пасхи время, вне зависимости от того, каким был опыт Великого поста, максимально сосредоточиться на событиях в жизни Господа и Спасителя в те самые страшные дни в древнем Иерусалиме. Сосредоточиться на Его подвиге, на Его крестной жертве и через эти события посмотреть на себя, на состояние своей души. Несомненно, этот беспристрастный взгляд поможет нам многое открыть о самих себе — то, что мы не знали и о чем даже не догадывались. Духовное самосозерцание есть непременное орудие самосовершенствования, и лучшим временем для такого воздействия на себя является время Великого поста. Пусть Господь в оставшиеся дни Страстной седмицы даст нам силу познать самих себя, даст нам способность оценить свое духовное состояние, даст нам возможность через покаяние и причащение Святых Христовых Таин приуготовить себя к встрече с радостью Христова Воскресения. Аминь», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.


24.04.2019

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/24/na_izlete_velikopostnogo_popriwa/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103569

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #35 : 13 Апреля 2020, 20:03:40 »

В СТРАСТНУЮ СЕДМИЦУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

Материнские заметки


Н.К. Пимоненко. Страстный четверг. 1887 г.
   
Страстная седмица – время страданий Спасителя, и в это время мы вместе с нашей Церковью переживаем эти страшные дни. Это время удивительных богослужений, которые бывают только раз в году. И хочется не просто попасть на эти службы, но вместе с детьми своими, всем домом своим быть именно вместе с Церковью. Подготовить и детей, и весь дом ко встрече святой Пасхи. А ведь еще хорошо бы убраться к Празднику и накрыть вкусный праздничный стол. И все это – так, чтобы уборка не оказалась важнее самой Пасхи, важнее мира в семье. Чтобы вместо участия в богослужениях мы не занимались выпечкой и раскрашиванием яиц. Да еще чтобы сохранились силы веселыми ногами все-таки доползти до Светлого Христова Воскресения, а не рухнуть на сверкающем чистотой полу умирающим памятником всем великим идеальным хозяйкам.

Главное – чтобы уборка, выпечка куличей и раскрашивание яиц не оказалась важнее самой Пасхи, важнее мира в семье

Как все это успеть? Это каждая хозяйка, конечно, решает сама. У кого-то на руках грудные двойняшки, кто-то совмещает активную материнскую жизнь с учёбой или работой. И задачи на эти страстные дни у каждой женщины могут быть разные. Поэтому в каждой семье попытки «все успеть» – особенные, уникальные. То, что получается у меня, может быть просто неприемлемо для кого-то другого. Но мой опыт может кому-то помочь выбрать собственный путь, может кому-то подсказать новые идеи подготовки к Страстной седмице и к празднику Пасхи. Как и мне самой помогал и помогает опыт других активных многодетных мам, которые сами занимаются воспитанием своих детей, не сбрасывая это благое иго на чужие плечи.


   
Великий Понедельник

Чтобы Страстная седмица прошла без суеты, можно заранее составить список всех необходимых дел, которые желательно сделать до Пасхи. И все, что можно сделать заранее, наметить на понедельник или вторник. В первую очередь это касается уборки. Например, в понедельник можно постирать шторы, помыть окна и холодильник. Не устраивать большую уборку на целый день, а выделить не более двух часов для строго определённых дел. Не все получилось, не все успела – не страшно, не самое главное в жизни, двигаемся дальше.

Если мама прочитает хотя бы что-то из службы Великого Понедельника, ее мысли весь день будут направлены по определённому пути

В понедельник, как обычно, дети идут в школу. Загружать их и без того ранний и тяжёлый учебный день еще и специальными службами не стоит. А вот мама вполне может прочитать хотя бы что-то из утрени или вечерни Великого Понедельника. Это может занять не более десяти-пятнадцати минут, зато мысли на весь день будут направлены по определённому пути.

Вернувшись из школы, старшие дети вместе с младшими приводят в порядок свои «зоны ответственности» – игрушки, парты, ящики. Чтобы сохранить порядок до Пасхи, малыши с этого дня могут выбрать только три игрушки на целый день, ни во что другое играть уже нельзя – ни в железную дорогу на всю детскую комнату, ни в кубики, ни в лего. Такое ограничение в эти несколько дней помогает и выделить это время как совершенно особенное, и будет развивать фантазию у наших избалованных обилием игрушек деток, и позволит несравненно меньше времени тратить на ежедневную уборку во все оставшиеся до Пасхи дни.

В понедельник мы заканчиваем делать украшения и поделки к Пасхе. Это могут быть деревянные яички, подставки для них, легкие яички-подвески для пасхального дерева, самодельные открытки, пасхальные надписи и рисунки для украшения дома, слова «Христос Воскресе» и буквы «ХВ» для домашних икон, расписные коробки для освящения яиц в Великую Субботу – в общем, это последний день для всякого рода поделок.

Укладывая детей спать, читаем им те книги, в которых рассказывается о Страстной седмице

Во время вечерней молитвы читаем и поем что-то из службы Великого повечерия, и таким образом заканчиваем день. Укладывая детей спать, читаем им Шмелева, Никифорова-Волгина, Клавдию Лукашевич, другие детские книги, в которых рассказывается о Страстной седмице.


   
Великий Вторник

Также как и в понедельник, дети идут в школу, папа – на работу. Сегодня убираемся во всем доме. Также именно сегодня можно подготовить одежду на пасхальную службу: что-то нужно постирать, что-то догладить. Таким образом, сокращаем количество дел на предпасхальные дни. Вместе с младшими детьми идем встречать старших из школы, и все вместе отправляемся на небольшую прогулку в лес. Ищем самую красивую веточку. Дома эту веточку ставим в вазочку на подоконник. Все эти дни наши дети – дикие городские жители – будут наблюдать, как на нашем подоконнике, на веточке созревают и распускаются почки, а к Великой Субботе должны появиться маленькие липкие листики. Это и будет наше «пасхальное дерево» – на эту веточку мы повесим легкие яички из папье-маше, пенопласта, ткани.

Также сегодня мы сеем пшеницу – в подготовленную плоскую миску насыпаем покупную садовую землю, дети высеивают зернышки пшеницы для проращивания, поливают. К Пасхе это будет целое лукошко нежной свежей травки, на которую можно будет выкладывать съедобные или деревянные яички, спрятать в высокой траве пушистых цыплят.

Сегодня же мы готовим цукаты из апельсиновых корок для кулича и творожной пасхи. Дети мелко нарезают все, что может понадобиться для выпечки: один измельчает миндаль, другой очищает коробочки кардамона, третий снимает цедру с лимона – каждому найдётся дело.

На общей молитве снова все вместе читаем что-то из повечерия Великого Вторника. И на ночь – снова читаем из детских воспоминаний об этих днях.


Великая Среда. Предательство Иуды. Автор: Дуччо ди Буонисенья, XIII в.
   
Великая Среда

Чтение кондака дня – это не подвиг, не трата драгоценных сил, это самый настоящий источник духовной бодрости

В этот день Иуда предал Господа. Напоминаем детям об этом с самого утра, отправляя их в школу. Снова можно прочитать дома хотя бы несколько молитв из службы Великой Среды. Тексты служб можно скачать в интернете, отдельные молитвы выкладываются также на портале Православие.Ru. Один только кондак дня – и вот уже будет память о том, что сегодня за день. Одна молитва утром – это одна минута, это время, которое есть у самой занятой, самой многодетной и самой многозаботливой мамы. Это отнюдь не подвиг, это не трата драгоценных сил – это самый настоящий источник духовной бодрости.

Пока дети в школе, готовим обед на два дня, чтобы завтра, придя из храма, сразу сесть за стол.

В этот день, в среду, мы печем куличи, и из того же самого теста – пасхального ягненка, агнца. Когда-то я пыталась выпекать куличи в Страстную Пятницу – чтобы были к празднику совсем свежими. Но в таком случае на пятницу остается такое невероятное количество дел, что на службы действительно не остается ни сил, ни времени. Потом я решила печь куличи аж в понедельник – но потом поняла, что и в среду на это будет достаточно времени. Наши куличи, выпеченные в Страстную Среду, и к Антипасхе остаются мягкими – если, конечно, они вообще остаются. У некоторых моих подруг куличи, выпеченные заранее, черствеют, поэтому привожу наш вариант рецепта.

Взять 6 стаканов муки, 50 г свежих дрожжей, 15 желтков, по 200 г сливочного масла и сахара, 3 стакана сливок, 10 зерен кардамона, 1 мускатный орех, 100 г цукатов, 50 г миндаля, 100 г изюма. Дрожжи развести в стакане сливок, замесить опару из половины всей муки. Когда опара поднимется, ввести желтки, растертые блендером со сливочным маслом и сахаром, смешать с оставшейся мукой, взбитыми сливками, толченым кардамоном, мускатным орехом, измельченным миндалём, цукатами, изюмом. Тесто как следует вымешивать руками в течении получаса. Оставить подходить. Когда тесто поднимется, снова его вымесить, оставить подниматься. Поднявшееся тесто еще раз обмять, наполнить бумажные формы до половины. Выпекать при 180 градусах.

В доме появляется особое настроение – «уже вправду скоро Пасха»

Выпечка куличей – дело хитрое, но занимает не так уж и много времени. Тем более и дети могут помочь – взбивать сливки с помощью миксера, растирать блендером или в комбайне желтки с маслом и сахаром, а потом – выкладывать тесто в формочки. Пока мама вымешивает тесто, старшие дети могут вслух почитать сегодняшнее чтение из Священного Писания про многострадального Иова, и есть время обсудить прочитанное. Можно всем вместе петь «Се, Жених грядет в полунощи», «Егда славнии ученицы…». В доме появляется особое настроение – «уже вправду скоро Пасха». Настроение особенной тишины.

Пока тесто поднимается – обедаем, потом мама может прилечь, отдохнуть. Покормить грудью малыша, полулежа на подушках проверить уроки у детей. Тесто поднимается второй раз – и в это время готовим ужин, тоже на два дня, чтобы максимально разгрузить завтрашний день.

Если опару поставить с утра, то куличи будут выпечены к началу вечернего богослужения. Укладываем готовые куличи на бок, на подушки – чтобы не осели. Собираемся в храм с младшими детьми, по дороге завозим старших на занятия в музыкальную и художественную школу, на обратной дороге – забираем их с занятий.

На ночь, начиная с Великой Среды, в последние годы мы читаем драму «Царь Иудейский» Константина Романова, понемногу каждый вечер, по ролям. А когда дети уснут, можно вдвоём с мужем помолиться перед завтрашним Причастием. И это время – возможность особенного общения супругов, когда мы остаёмся одни, вместе – и с Богом…


   
Великий Четверг

В этот день мы все причащаемся. Дети, конечно, не идут в школу – завтра они принесут классному руководителю записки про «семейные обстоятельства».

Вернувшись из храма, мы обедаем, а потом красим яйца. Красим в луковой шелухе – самые красивые, полезные и вкусные яички. Луковую шелуху вовсе не обязательно накапливать заранее – в супермаркете можно набрать целый пакет шелухи из ящиков для лука. Если много шелухи, да еще ее заранее залить водой – цвет яичек будет ярким, насыщенным. Еще красим разноцветными красителями – этим уже занимаются сами дети. Благо грамотные, инструкции читать умеют. Наклеивают на яички наклейки, укладывают в корзинки и коробки. Коробки для яиц можно также обклеить цветной бумагой, наклейками. Все побитые яички воспринимаем как обязательный побочный эффект детской самодеятельности, отправляем их в холодильник – пригодятся.

Сегодня же покрываем куличи белковой глазурью, посыпаем разноцветными покупными украшениями. После этого младшие дети вместе с мамой отмывают кухню от сладкой глазури и яичной краски, старшие узнают школьное домашнее задание на завтра и выполняют его. Вот и все, домашние дела на сегодня закончились. В этот особенный день дети пропускают не только общеобразовательную школу, но и дополнительные занятия. Иначе мы не сможем попасть в храм на чтение Двенадцати Евангелий.

Берём с собой в церковь текст этой службы, Евангелие на русском языке, книжку с изображениями страданий Спасителя. Особенно хороша для такого случая книга «Жизнь Христа», изданная Сретенским монастырем. Берем стеклянные фонарики-свечки, чтобы привезти домой четверговый огонь.

Пока дети были маленькими, мы с мужем ходили на эту службу в храм по очереди: один молится в храме, другой гуляет с детьми на площадке. Сейчас у нас есть и дети, достаточно взрослые для того, чтобы молиться всю службу в храме, и младшие школьники, которые не смогут все время сохранять внимание, должное благоговение. И есть малыши, поведение которых никак не совместимо со строгостью страстных богослужений. Возраст детей и особенности характера каждого ребенка требуют особенной организации общесемейного посещения храма. В той ситуации, в которой мы находимся последние несколько лет, оптимальным получился такой вариант.

На первые Евангелия папа и старшие дети идут в храм, где старшие дети смогут следить за службой по книге. А мама и младшие дети остаются в церковном дворе. Мы садимся на лавочку, малыш бродит вокруг со своей игрушкой. Мама читает младшим детям то Евангелие, которое сейчас прочитывается в храме, но на русском языке. Потом рассматриваем изображения с соответствующим сюжетом в книге с иллюстрациями. Получается, дети не просто гуляют около храма, но это время – время их обучения Священному Писанию, время их воспитания, время подготовки детей к службе. Совсем не трудно найти время поговорить с детьми о страшных событиях Страстной седмицы. Вот она, эта возможность – прочесть слова Евангелия у церковных дверей, слушая удары колокола в начале каждого Евангельского чтения, перед тем, как дети смогут услышать эти самые тексты уже на славянском, в храме, из уст священника, перед большим Распятием посреди церкви.

После первых шести Евангелий папа с мамой меняются местами – мама тоже может помолиться на службе. Также мама берет с собой в храм тех малышей, которые по своему настрою готовы к этому. А после одиннадцатого Евангелия мама посылает кого-то из старших за папой – и на двенадцатое Евангелие приходят уже все младшие дети, вся семья. Дети уже подготовлены к этой службе чтением на улице, они ждали разрешения вместе со старшими зайти в храм, понимают, куда они попали. Только что они узнали, или вспомнили, что такое кустодия – и вот, слышат раскатистое: «утвердиша камень с кустодиею». Они ждут этих слов, они понимают, о чем это. Все вместе, с зажженными свечами, мы отстаиваем службу до конца – это всего минут пятнадцать. За это короткое время даже младший ребенок не успевает разойтись и нарушить благоговение страстного богослужения.

Четверговый огонь мы привозим домой в стеклянных фонариках и с молитвой «Да воскреснет Бог» обходим квартиру со свечой, папа изображает крест над входом, зажигаем лампадки этим огнём. После ужина и общей молитвы продолжаем чтение «Царя Иудейского», и таким образом укладываем детей спать.


   
Великая Пятница

Утром дети идут в школу. Родители дома могут почитать Царские часы, хотя бы небольшую часть их. До времени возвращения старших детей из школы мама успеет сделать творожную пасху. Даже пятилетний малыш может помочь маме. Например, собрать деревянную пасочницу, застелить готовую форму тканью. Успели приготовить пасхи – и теперь все основные пасхальные блюда, к тому же домашние (а значит, действительно самые вкусные и натуральные), готовы.

Дети вернулись из школы – собираемся на вынос Плащаницы. Не обязательно на всю службу, чтобы дети не устали, но попробуем хотя бы попасть в храм. Если вдруг не получается пойти в храм – например, на руках новорождённый малыш, а папа на работе и не может помочь маме с детьми, то можно помолиться дома. Зажечь свечи, ладан, и прочитать вместе с детьми – с теми, кто захочет присоединиться, – эту службу, или некоторые молитвы из нее. А потом сесть и почитать детям по-русски те пророчества, которые будут читаться на погребении Плащаницы. В таком случае дети будут лучше готовы к вечернему богослужению. 

Теперь из всех домашних дел у нас остались окончательная и совсем небольшая уборка к Пасхе и приготовление блюд для ночного разговенья. Убираться мы можем всей семьей. Просто собираем все, что оказалось на полу, пылесосим, моем раковины и убираемся на кухне. Если чего-то не успели – не переживаем, это того не стоит. Можно встретить праздник с зеркалом, на котором проступают отпечатки детских ладошек, и с невыглаженным постельным бельём – нельзя встречать Пасху с раздражением по этим мелким поводам, с мыслями о том, какая из меня вышла плохая хозяйка.

Если что-то можно приготовить уже сегодня – готовим. Варим и запекаем овощи, если они нам понадобятся для праздничных блюд. Самое главное – не суетиться, не раздражаться. Если дети не заняты помощью маме, то можно им включить заранее приготовленный фильм о страданиях Спасителя, фильмы о терновом венце Спасителя, или о Кресте, на котором был распят Христос, или о Туринской Плащанице.

Обязательно идем на службу погребения Плащаницы. Берем с собой свечки-фонарики для крестного хода. С этими фонариками, с пением «Святый Боже», мы пойдём вместе со священниками и всем народом хоронить нашего Спасителя.


   
Благословенная Суббота

Утром родители одни или вместе с детьми могут прочитать вечерню. Снимаем черные кружева и полотенца с икон, вместе с детьми украшаем квартиру надписями, иконы – белыми и красными полотенцами. Украшаем наше пасхальное дерево – подготовленную веточку: вешаем на нее яички на ленточках. Вокруг расставляем все расписанные деревянные яички на подставочках, которые накопились у нас за все годы жизни нашей семьи, фигурки ангелочков – все, что нам когда-то дарили к Пасхе. Получается такой красивый пасхальный уголок.

После завтрака собираем в корзины и коробки продукты для освещения – куличи, яички. Все укрываем расшитыми полотенцами – и таким образом находим применение для детских вышивок. Творожные пасхи берём в храм не все – одну или две из имеющихся шести-семи, чтобы оставшиеся сохранялись в холодильнике.

Дома мы готовим блюда для пасхальной ночи. Что-то, что будет особенным, вкусным, праздничным, но при этом не должно потребовать от мамы большого труда. Да, и главное – эта вкусная праздничная еда не должна быть тяжелым бедствием для тех, кто постился всю Святую Четыредесятницу, должна быть нежирной и хорошо усваиваться. В любом случае, все приготовления нужно закончить к пяти часам вечера. В это время мы ужинаем и ложимся спать. Чтобы можно было полными сил всем вместе поехать к полуночи на пасхальную службу.

Если воспринимать детей не как препятствие на пути к «духовной жизни» или к «праздничному порядку», то все получится

В общем, получается, что можно успеть прямо-таки все. И при этом не надрываться, не мучить себя и своих домашних сумасшедшими уборками. Главное – не переживать, если все идет не по плану. Ведь планы в семье с детьми – это вещь условная. Один спать хочет, другой – коленку разбил, у третьего – подготовка к зачету. Но если на один день запланировано не так много дел, то они обычно легко меняются местами. Если за один день выполнять всего по два-три домашних дела, если упорядочить свой день, если воспринимать детей не как препятствие на пути к «духовной жизни» или к «праздничному порядку», то все получится. А не получится – так ведь это не самое страшное в жизни. Главное – не забывать о том, ради чего мы все дела затеваем: чтобы весь дом свой, чтобы детей своих привести к радости Христова Воскресения.

Анна Сапрыкина

http://pravoslavie.ru/78436.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103569

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #36 : 25 Апреля 2021, 08:22:07 »

Телеканал «Спас» покажет документальный сериал «Страстная неделя»

Москва, 24 апреля 2021 г.

   

На телеканале «Спас» стартует показ документального цикла «Страстная неделя», сообшает Патриархия.ru. В шестисерийном фильме подробно рассказывается о каждом дне Страстной седмицы, а также о том, как Церковь и православные верующие готовятся к Пасхе. Ведущий телепроекта — заслуженный артист России Андрей Мерзликин.

Страстная седмица — самая важная для христиан неделя в году, финальный этап подготовки к «празднику праздников» — Светлой Пасхе. В течение недели Церковь заново переживает последние дни земной жизни Спасителя. Авторы документального цикла «Страстная неделя» вместе с историками и библеистами попытались разобраться, что именно происходило в дни перед распятием Спасителя: зачем фарисеям понадобилась смерть Христа и чем они угрожали Пилату? В чем в действительности состояло предательство Иуды и почему Спаситель должен был умереть в Пасху?

В сериале также рассказывается о богослужебных особенностях Страстной недели. Священники и специалисты по литургике раскрывают смысл происходящего в храмах в каждый из дней Страстной седмицы, поясняют, чем отличаются Литургии Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова и почему в Великую Субботу служба содержит множество чтений из Ветхого Завета.

Создатели телепроекта особо осветили подготовку к празднованию Пасхи в многодетной православной семье. Как в эти дни в шумном мегаполисе сосредоточиться на главном? Как донести смысл происходящего до детей? Что можно и нужно делать современному человеку в дни поста? На эти и другие насущные вопросы отвечают церковные и светские эксперты.

Первая серия выйдет в эфир на телеканале «Спас» в Вербное воскресенье, 25 апреля, в 20.55 по московскому времени. В дни Страстной недели, с понедельника по пятницу, время выхода сериала — в 21.30. Все серии будут повторяться в Великую Субботу, а также будут размещены на сайте телеканала «Спас».

https://pravoslavie.ru/138889.html
« Последнее редактирование: 26 Апреля 2021, 05:28:19 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103569

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #37 : 26 Апреля 2021, 05:27:13 »

Документальный сериал «Страстная неделя»



Шестисерийный фильм раскроет тайну каждого дня знаковой недели и расскажет, как Церковь и православные верующие готовятся к Пасхе. Ведущий телепроекта – заслуженный артист России Андрей Мерзликин.

Страстная седмица – самая важная для христиан неделя в году, финальный этап подготовки к «празднику праздников» — Светлой Пасхе. В течение недели Церковь заново переживает последние дни земной жизни Спасителя. Авторы документального цикла «Страстная неделя» вместе с историками и библеистами попытались разобраться, что именно происходило в те знаковые дни перед Распятием Спасителя.

http://spastv.ru/shows/strastnaja-nedelja/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103569

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #38 : 26 Апреля 2021, 05:34:18 »

ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ С АНДРЕЕМ МЕРЗЛИКИНЫМ



В этой серии даётся предыстория отношений между Христом и иудейским священством.
Почему первосвященники хотели избавиться от Христа? Какую угрозу Он представлял? Какие меры против Него могли принять по тогдашним законам? Кто имел право проповедовать в Храме?

В Понедельник служится Литургия Преждеосвященных даров. Разбираемся, почему служится именно она, когда была установлена эта служба?

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=seWv5_hsgOc

https://youtu.be/seWv5_hsgOc

http://spastv.ru/blog/2021/04/25/velikij-ponedelnik-strastnaja-nedelja-s-andreem-merzlikinym/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103569

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #39 : 27 Апреля 2021, 14:33:35 »

Великий Вторник. Страстная Неделя с Андреем Мерзликиным



Это вторая часть документального цикла «Страстная неделя», в которой мы рассказываем о Великом вторнике.

Это день открытого разрыва Христа с первосвященниками. На чём его пытаются поймать фарисеи и зачем?

Пророчество апостолам о разрушении храма, которое сбылось через 36 лет. Споры между учёными уже не первое столетие. Обсудим эти вопросы с экспертом.

Коротко ответим на вопрос: что такое «притча»? Почему Христос использовал именно такую форму поучений? Зачем нужны несколько притч на одну тему?

Кроме того, в этот день вспоминается книга Иова, посвященная острым вопросам, которые и по сей день волнуют не только для верующих, но и остаются контраргументом почти всех атеистов: почему Бог допускает зло в мире? Поговорим просто о сложном со священником.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=gqdr3aP4Ag0

https://youtu.be/seWv5_hsgOc

http://spastv.ru/blog/2021/04/25/velikij-vtornik-strastnaja-nedelja-s-andreem-merzlikinym/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103569

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #40 : 28 Апреля 2021, 01:11:06 »

ВЕЛИКАЯ СРЕДА. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ С АНДРЕЕМ МЕРЗЛИКИНЫМ



Это третья часть документального цикла, в которой мы расскажем о ВЕЛИКОЙ СРЕДЕ. Это поворотный день в истории Страстной седмицы:

Первосвященники собираются и решают убить Иисуса Христа. Но тайно и «только не в праздник». Почему и зачем?

 «Нищих всегда имеете перед собой, а Меня - не всегда». Что значила эта фраза Христа?

В этот день Иуда решает предать своего Учителя.

И в богослужениях происходит некоторый перелом: отныне не читается Псалтирь, не кладутся земные поклоны… Что всё это означает? Обсудим все детали.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=2pjugQkKKuA
« Последнее редактирование: 29 Апреля 2021, 05:33:44 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103569

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #41 : 29 Апреля 2021, 05:41:35 »

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ С АНДРЕЕМ МЕРЗЛИКИНЫМ



Это четвёртая часть документального цикла, в которой мы расскажем о ВЕЛИКОМ ЧЕТВЕРГЕ:

День Тайной Вечери, последней совместной трапезы Христа с апостолами.

Перед едой Христос вместо раба омывает ноги своим ученикам, а затем преломляет хлеб и говорит “это тело Моё”, а наливая вино – “это кровь Моя”.

Служится в этот день Литургия Василия Великого, хотя то, что мы по умолчанию называем Литургией – это Литургия Иоанна Златоуста. С точки зрения прихожанина они мало отличаются. Что же происходит в алтаре?

И в этот же день единственный раз в году  Патриарх Московский и Всея Руси освящает сваренное миро, которое используется при Таинстве Миропомазания.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=gykCvpyYaTU
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103569

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #42 : 29 Апреля 2021, 06:10:23 »

Тайны страстной седмицы. Заговор дьявола. Страдания Христа. Предательство Иуды



Взгляд на самые острые события и новости о Церкви. Большой разговор с отцом Олегом Стеняевым:

📍Тайны страстной седмица. Что мы проживаем в неделю перед Пасхой?

📍Заговор дьявола против Христа. Как лукавый совратил людей и заставил их пойти против Бога?

📍Предательство Иуды. Почему ученик продал Спасителя? И мог ли Иуда поступить иначе?

📍Страдания Господа на кресте. Какие муки пережил Иисус? И для чего нужен был пусть позора, унижения и страшной казни?

📍Опасности и искушения страстной. Почему болезни, проблемы и несчастья начинаются именно в последнюю неделю перед Пасхой?

📍Будут ли ограничения в храмах на праздник? И как христианам относиться к страху перед вирусами и болезнями?

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=yk7nAMpgJQ8

https://youtu.be/yk7nAMpgJQ8

https://ruskline.ru/video/2021/04/27/tainy_strastnoi_sedmicazagovor_dyavola
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103569

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #43 : 29 Апреля 2021, 17:44:59 »

Иеромонах Дорофей (Баранов)

По пути смирения

Богослужения Страстной седмицы



В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди.

Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости - собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс - полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы.

«Просим видети...»

В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче...». Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица - это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа.

Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе...

Каждый день этой недели - воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы - это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг - воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница - день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.



Три дня учебы

Прежде чем пострадать ради спасения людей и уничтожить нашего главного и последнего врага - смерть, Христос первые три дня пребывания в Иерусалиме проповедует о грядущем Своем Царстве. В притчах, то есть простых, буквально из повседневной жизни примерах в доступной для людей форме Господь излагает Свое учение об иной жизни, учит нас духовым законам, более важным и таким же неизменным, как законы природы.

В Великий понедельник  вспоминается иссушение Господом покрытой пышной листвой, но бесплодной смоковницы. Это плодовое дерево изображает кроме иудеев, кичившихся своей праведностью, но отвергнувших пришедшую к ним Правду, также и всякую душу, прикрывающуюся листвой мнимого добра, но не приносящую настоящего плода духовной жизни - покаяния. В следующей притче о злых виноградарях видится не только ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю Сына Божия распявших и Его Самого, но и осуждение христиан, нарушающих заповеди и тем самым изгоняющих Христа из своей жизни.

На фоне такого строгого обличения духовного бесплодия в эти дни звучит в храмах песнопение «Се Жених грядет в полунощи...», которое отсылкой к евангельской притче о десяти девах указывает, что наша встреча со Христом (Женихом нашей души) может произойти в любой момент. Словами этого песнопения мы обращаемся к своей душе: «Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши». Они звучат как предупреждение о губительном бездействии в духовной жизни, как бы призывают нас: «Спеши стать хорошим христианином!».

В эти же дни поется на службах одно из самых трогательных песнопений Страстной седмицы - «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь...». Брак души со Христом - это таинственное единение Бога и человека в вечности. И этот небесный брачный чертог христианин уже видит, но сокрушается о том, что не имеет плодов духовной жизни - подобающих брачных одежд, чтобы войти в него.

В Великий вторник мы услышим в храмах притчи, сказанные Христом в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесарю, воскресении мертвых, Страшном суде и о талантах. В этот день также читается отрывок из евангелиста Матфея, в котором Господь, обличая книжников и фарисеев, многажды повторяет такие слова: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры», и после этих слов каждый раз Он указывает на то, чего не должны делать христиане, чтобы не уподобиться по своим делам фарисеям и не услышать страшные слова проклятия: «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?».

Среда Страстной седмицы повествует о предательстве Иудой Иисуса Христа. И вспоминается также некая грешная женщина, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя. Совершилось и то и другое, когда Господь пребывал в Вифании - селении недалеко от Иерусалима. Это суровый урок противопоставления бескорыстного поступка худого и бедного человека с добрым сердцем корыстному предательству того, кто должен бы по близости ко Христу быть самым лучшим подражателем Его нищеты. В этот день вся Церковь как бы замирает перед фактом того, что родилось в душе Иуды на почве страсти сребролюбия преступное намерение предать Своего Учителя и Господа.



Великие дни

В четверг Страстной седмицы  вспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам в знак глубочайшего смирения и любви к ним и молитва Спасителя в Гефсиманском саду перед началом пути на Голгофу. Утром совершается Божественная литургия, во время которой христиане (конечно, у кого есть возможность в рабочий день) стараются обязательно причаститься.

Самое главное в этот день будет на вечернем богослужении, когда служится уже утреня Великой пятницы, на которой совершается Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. На середину храма, перед установленным Распятием, выходят все священнослужители, и начинается самое продолжительное по времени богослужение Великого поста - чтение Страстных Евангелий, выдержки из всех четырех евангелистов о Страданиях Спасителя.

Весь следующий день Великого пятка, собственно, и посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. Утром совершаются часы, которые принято называть Царскими, или Великими. Литургии в этот день не совершается в знак скорби христиан о величайшем злодеянии - распятии Христа.

Обычно около двух часов дня в храмах служится вечерня Великого пятка, по окончании которой совершается Чин выноса Плащаницы с изображением положения Христа во гроб, после чего бывает чтение священником умилительного канона «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». После чтения этого канона совершается поклонение Плащанице как Самому Господу, снятому со Креста и приготовленному к погребению во гробе.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие Его во ад для избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия.

Утреня Великой субботы совершается обычно в пятницу вечером, и эта служба погребения Господа завершается Крестным ходом с Плащаницей вокруг храма. В Великую субботу утром совершается особое богослужение. Одежды священников и облачения в храме с черных меняются на белые, и этот день не похож ни на один другой день церковного года. Христос уже сошел во ад, чтобы разрушить его власть над людьми и освободить из него души ветхозаветных праведников. Но Церковь, подражая неведению апостолов о Воскресении Христа, пока откладывает до Пасхи эту переливающуюся через край радость. Великая суббота - это день особой безмолвной сосредоточенности на деле спасения человеческого рода, совершенном Богочеловеком Иисусом Христом. Лучше всего настроение Великой субботы передает песнопение, исполняемое на литургии вместо «Херувимской»: «Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет...».

Эти Великие дни не вмещаются ни в одну неделю, ни во все время, которое прожило и проживет еще все человечество. Главная мысль, которую богослужения Страстной седмицы до нас доносят, - это необходимость осознания нами, что Богочеловек Иисус Христос пришел к людям, чтобы спасти всех, но главное - спасти лично меня. Чтобы спасти кого-либо от гибели, необходимо устранить причину, приводящую к гибели. Таковой является наша гордыня, то есть желание жить и принимать решения не так, как того хочет от нас наш Творец, а основываясь на собственном произвольном выборе. Это высшая точка гордости - бунт горшка против горшечника - приводит человека к тому, что он разбивается вдребезги, спрыгивает с полки и, пока не закончит свой бесславный полет, успевает на один краткий миг ощутить обманчивую сладость свободного падения. Исправить последствия произвольного бунта оказалось возможно только посредством произвольного же смирения и послушания. Смирению невозможно научить, его можно  только показать, чтобы затем последовать за этим примером. И, по сути, на Страстной седмице, как и во всем христианстве, нам преподается этот самый главный пример.

https://ruskline.ru/analitika/2014/04/17/po_puti_smireniya
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103569

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #44 : 30 Апреля 2021, 00:33:55 »

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ С АНДРЕЕМ МЕРЗЛИКИНЫМ



Это пятая часть документального цикла, в которой мы расскажем о ВЕЛИКОЙ ПЯТНИЦЕ:

Это день суда над Христом. За что именно осудили Иисуса Христа? Почему Понтий Пилат не хотел отдавать Христа на казнь и как первосвященникам удалось его убедить, или даже заставить? Кто такой Варавва, которого выбирает толпа вместо Христа?

Далее следует казнь. Осужденного Христа сначала подвергают бичеванию, затем заставляют тащить огромный крест на Голгофу и там распинают.

Первое богослужение Великой Пятницы служится вечером в четверг – эта служба называется “Двенадцать Евангелий”, по числу чтений отрывков из Евангелий, повествующих о Страстях Христовых.

Великая Пятница – единственный день, когда не совершается Литургия. Разбираемся почему.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=TrKg6Kp1kIE
Записан
Страниц: 1 2 [3] 4
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!