Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106623
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« : 21 Августа 2012, 10:22:50 » |
|
Опубликована программа пребывания Донской иконы Божией Матери в московском Донском монастыре 1 сентября, в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери, в Москве пройдут торжества по случаю престольного праздника Донского ставропигиального монастыря. Как ожидается, Божественную литургию в этот день возглавит Святейший Патриарх Кирилл, сообщает Патриархия.ru. По сложившейся традиции для молитвенного поклонения верующих в Донской монастырь из Государственной Третьяковской галереи будет принесена чудотворная Донская икона Божией Матери. Святыня будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря с 14 часов 31 августа до 10 часов 30 минут 3 сентября, сообщает пресс-служба обители. Все это время будут совершаться молебны с чтением акафиста Донской иконе Божией Матери. Икона XIV века предположительно принадлежит кисти преподобного Феофана Грека. В летописях сказано, что икона была передана святому благоверному князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой «казацами» — «народом христианским воинского чина». С тех пор Донская икона Божией Матери почиталась как защитница Отечества. В 1591 году в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за град Москву был основан Донской монастырь. С тех пор ежегодные крестные ходы из Московского Кремля в Донскую обитель, в которых принимали участие цари и члены царствующего дома, стали традицией. После возрождения Донского монастыря была возрождена и традиция принесения Донской иконы в стены обители для молитвенного поклонения. В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 1 сентября, день Донской иконы Божией Матери, объявлен главным праздником православного казачества. http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/21/opublikovana_programma_prebyvaniya_donskoj_ikony_bozhiej_materi_v_moskovskom_donskom_monastyre/
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 13500
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #1 : 01 Сентября 2014, 08:52:30 » |
|
Донскую икону Божией Матери перенесут из музея в монастырь на праздникМосква, 30 августа 2014 г. Чудотворную Донскую икону Божией Матери доставят из государственной Третьяковской галереи в Донской монастырь Москвы для поклонения верующих в субботу, накануне престольного праздника обители, сообщает РИА Новости. С 1919 года образ, написанный в XIV столетии Феофаном Греком, хранится в Третьяковской галерее, и только в последние годы святыню в канун 1 сентября на несколько дней доставляют в Донскую обитель. В понедельник в монастыре состоятся торжества по случаю праздника Донской иконы Божией Матери. В обители икона останется до 2 сентября. "Это радостное событие, когда верующие хотя бы на какие-то сугубые церковные праздники имеют возможность получить доступ к своим святыням, которые исторически находились в тех или иных храмах, в данном случае — в Донском монастыре", — сказал руководитель патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков. По его словам, с одной стороны, принесение иконы — радостное событие, а с другой — повод задуматься над способом решить ситуацию, когда множество церковных святынь "до сих пор находятся в светских музеях и полноценный доступ к ним верующие имеют хорошо, если раз в году, а к каким-то и такового доступа не имеют". Собеседник агентства отметил, что музейное сообщество в этой ситуации выступает в качестве хранителя этих раритетов. "Конечно, здесь нужен диалог и какое-то взаимное понимание", — подчеркнул Волков, добавив, что уже есть примеры, когда подобного рода ситуации решались таким образом, чтобы иконы могли находиться в храме постоянно. Например, Владимирская икона Божией Матери хранится в храме при Третьяковской галерее, и к ней верующие имеют постоянный доступ. В сам праздник Донской иконы Божией Матери, 1 сентября, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит в Донском монастыре Божественную литургию. В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха, этот день был объявлен главным праздником православного казачества. Казаки особо почитают эту икону, так как считают ее своей заступницей. Перед Куликовской битвой именно донские казаки передали чудотворный образ в дар Дмитрию Донскому и вместе со всем войском молились перед ним. "Знаю, как велика сила соборной молитвы: во всех обстоятельствах, бедах, скорбях и испытаниях мы желаем и находим утешение и подкрепление в молитве. Особенно через святой образ Донской иконы Заступница указывает всем нам путь служения, стойкости, верности и любви к Отечеству", — говорится в поздравлении с праздником митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Святыня будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря с14:00 30 августа до 10:00 2 сентября. Все это время будут совершаться молебны с чтением акафиста Донской иконе Божией Матери, сообщает сайт Донского монастыря. В самый день праздника будет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит торжественную Божественную Литургию в Большом соборе Донского монастыря. Встреча Святейшего Патриарха в 9:30. Начало Божественной Литургии в 10:00. http://www.pravoslavie.ru/news/73278.htm
|
|
« Последнее редактирование: 01 Сентября 2016, 07:28:31 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106623
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #2 : 01 Сентября 2016, 07:31:58 » |
|
Икона Божией Матери ДонскаяПразнование 19 августа / 1 сентября И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меня Ты сошла, в одежде свет струящей, Не спугнув коня…
И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда, Был в щите Твой Лик Нерукотворный Светел навсегда.
А. А. Блок Шел 1380 год. Русь стонала под игом Золотой Орды. И наконец 8 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, на Куликовом поле сошлись в смертельной битве две силы: орда кочевников, не знавшая жалости, привыкшая воевать и побеждать, и ведомые великим князем Димитрием Ивановичем русские рати, вдохновляемые верой Христовой. Величественную картину битвы дал Н.Н. Карамзин: «Стоя на высоком холме и видя стройные, необразимые ряды войска, бесчисленные знамена, развевавшиеся легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким весенним, солнцем, слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу государю нашему!» и вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к Отечеству, — Димитрий в умилении преклонил колена перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее Русские войска с верою в победу двинулись на неприятеля и разбили татарские войска». И склонился святой князь Димитрий пред образом Богоматери, который поднесли ему донские ратники из городка Сипотина. Образ был укреплен на древке и как хоругвь победоносно реял над русским воинством во время сражения. После битвы ратники преподнесли князю Димитрию эту икону в дар. Князь поместил ее сначала в Успенском соборе, а затем — во вновь построенном Благовещенском соборе Московского Кремля. С тех пор чудотворная и носит имя Донской. Не умолчим об ином предании, согласно которому икона пребывала поначалу в Успенском соборе города Коломны. Наиболее ранее известие о коломенской Донской Божией Матери содержится в летописном сообщении времен царя Ивана Васильеича Грозного, молившегося перед нею в 1574 году, перед началом Казанского похода: «И приходит государь в церковь Успения Пречистыя и припадает к образу Пречистыя, иже на Дону была с преславным великим князем Димитрием Ивановичем». Когда Казань пала, царь Иван Васильевич приказал перенести чудотворный, дарующий победу образ в Москву. На лицевой стороне иконы — Богоматерь, предстающая в иконографическом типе «Умиления». Изначальный золотой фон полностью утрачен, но лики и одежды Богородицы с Младенцем сохранились хорошо. Вишневого цвета плащ-мафорий Богоматери, рыжевато-коричневая рубашка Христа разукрашены сетью изломанных золотых линий. Золотом были написаны и края мафория Богоматери, звезды на нем — символ Ее тройного девства (до, во время и после рождения Спасителя). Синий чепец Пречистой, клав на хитоне Христа и свиток, перевязанный золотым шнурком, — все это делает цветовую гамму иконы торжественно-сумрачной и исполненной таинственной значимостью. На оборотной стороне изображено «Успение Богоматери». Пережив века, образ дошел до наших дней почти без изменений. Сохранилась и киноварная надпись: «Успение святыни Богородицы». От великого множества греческих и русских икон «Успения» этот образ отличает цельность внутреннего построения: опущены многие дополнительные сюжеты, которые часто используют другие иконописцы (несение апостолов Ангелами, плачущие жены, Ангел, отрубающий руку нечестивому Аффонию, дерзнувшему поколебать гроб Богоматери. В темно-синем ореоле царит фигура Христа с пламенеющим над Ним Херувимом, она вдвое больше фигур апостолов и святителей. В руках Спасителя — крошечная запеленутая фигурка, олицетворение бессмертной души Богородицы. Справа и слева от ложа с телом Богоматери — по шести апостолов и одному святителю (первый из них, вероятно, Иаков, брат Божий, епископ иерусалимский; второй — Иерофей, епископ Афинский). Это очевидцы кончины земной жизни Богоматери во граде Иерусалиме. Одинокая свеча перед смертным ложем Божией Матери, ее трепетное пламя — символы угасания жизни. Обрамляющие центральную группу здания напоминают о кончине Богоматери в «доме». Всякий бывший в Иерусалиме видел это священное для христиан место. Благочестивая традиция приписывает авторство Донской Богоматери выдающемуся иконописцу Феофану Греку. Не один год длится полемика искусствоведов по этому вопросу, но не она важна для нас. Космическая мощь кисти Феофана пережила века и осталась с тем народом, к которому пришел он, принеся с собой великое искусство Константинополя. Кто видел фрески Феофана в Новгородской церкви Спаса на Ильиной улице, уже никогда не забудет их. Заказчиками Феофана были лучшие люди Великого Новгорода, московские князья и митрополиты. Деисус его письма украшает Благовещенский собор Московского Кремля. Там же, в местном ряду, слева от царских врат, была поставлена и чудотворная Донская. Ныне она находится в Третьяковской галерее. Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 году вторглись в русские пределы крымские татары, подошли, к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в Великом Новгороде, защищая его от шведов. Столица оказалась беззащитной. Царь Федор Иоаннович, уповая на помощь свыше, повелел совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой, а затем поставить ее посреди малочисленного московского воинства. Ночью после усердной молитвы царь получил откровение от явившейся ему Богоматери, а утром устрашенные неведомой высшей силой татары покинули поле битвы и стали спасаться бегством, бросив множество раненых и весь свой стан. В воспоминание столь дивной победы, дарованной чудотворным образом, царь в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла тогда Донская икона. Монастырь, так и названный Донским, хранил в своих стенах список с Чудотворной. Ежегодно 19 августа сюда шел из Кремля крестный ход. 7 мая 1686 года князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход на Крым, взял с собой чудотворную Донскую икону. По возвращении ее встречали государи Иоанн, Петр и царевна Софья. Все возвращается на круги своя. В Донском монастыре, месте погребения святителя Тихона, где неугасимо горят лампады перед списком с чудотворной иконы, вновь звучит пение иноков. К православной России вернулся и другой чтимый список Донской Богоматери, исполненный уже в 1920-х годах замечательным изографом — новомучеником Владимиром Комаровским: этот образ пребывает в нижнем храме собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря. Придет время — и, веруем, скоро — когда вновь зазвонят колокола в ознаменование возобновленного крестного хода. И опять засияет дивным светом над склоненными головами православных людей чудотворная икона Божией Матери Донской, и восславят они Ее в своих молитвах. Тропарь, глас 4Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.МолитваО Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворный образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающии ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезни и печалех сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Прими, благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.Надежда Дмитриева
Из книги "О Тебе радуется!"http://www.pravoslavie.ru/1920.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106623
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #3 : 01 Сентября 2016, 07:47:33 » |
|
Святитель Димитрий РостовскийДень празднования Донской иконы Божией Матери «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» Почитая ныне икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, именуемую Донской, хотел я узнать об этом наименовании, возлюбленные! И узнал я от достоверных повествователей и летописцев, что, когда благоверный великий князь Димитрий Иоаннович вел брань с татарским царем Мамаем между реками Непрядвой и Доном, была там в полках христианских сия пречестная чудотворная икона, принесенная от донского воинства в дар великому князю и в помощь против сопротивников. И по молитвам Пречистой Богоматери и чудесной Ее силой, исходящей от иконы, побеждены были агаряне; великий князь, со славой торжествуя победу, возвратился с христианским воинством обратно и принес с собой честную и чудотворную сию икону, которая названа Донской по причине бывшей там (на Дону) победы. Я, грешный, с усердием вспоминая победы над агарянами, всесильною помощью Богородичной совершенные, вспомню и древнейшую победу над каганом под греческим Цареградом и скажу: Пречистая Матерь Божия ту же благодать Свою, которую древле явила грекам, явила и России. Ибо той же силой, которой победила под Константинополем, Она победила и прогнала агарян от пределов страны нашей. И как тогда греки, восписуя Пречистой Деве Богородице песни благодарения в Боге, называли Ее Взбранной Воеводой, так творим и мы ныне, воспевая Богородице: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!». Слыша воеводский титул, приписанный Церковью Пречистой Деве, я хочу видеть и самый чин Ее воеводский: как вооружается Она на брань? Как выводит Свое войско и строит полки? Как побеждает супостатов не только видимых, но и особенно невидимых? Обратим же наши мысленные очи и рассмотрим сего невиданного и неслыханного когда-либо Воеводу. Кто он такой? — Дева. Слышал ли и видел ли кто-либо когда-нибудь, чтобы воеводой была дева? Воеводе приличествует иметь в руках меч: Не без ума, — говорится, — меч носит, и сие на отмщение злым (Рим. 13, 4); деве же приличествует иметь в руках иглу для вышивания узоров. ... Как может дева быть воеводой? Но воеводствует именно Дева. Какая же Дева? Та Дева, Которая поразила главу адского змия, ведущего брань против всего рода человеческого, — Дева, Взбранная Воевода, Пречистая Матерь Божия; Она приняла в Свои руки оружие, и не одно оружие, но вся оружия Божия, как говорит Апостол: «Приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют» (Еф. 6, 13). Еще Соломон предусмотрел оружие в руках Ее, когда сказал: « Поострит же напрасен (строгий) гнев во оружие» (Прем. 5, 20). Какое же это оружие? — Меч и копие. Копием прободает Она адского семиглавого змия и единомышленников его, мечом же внезапно отсекает главы их. Имеет и шлем спасения, по Апостолу: «И шлем спасения восприимите» (Еф. 6, 17). Она приняла шлем спасения, чтобы не только Самой быть спасенной от проклятия за прародительский грех, но и спасти весь мир, ибо чрез эту Спасительницу спасен мир, как и Церковь воспевает Ей: «Спасе Богородицею мир Христос, имеяй велию и богатую милость». Облеклась в броню правды рожденная праведными родителями и от юности поучившаяся оправданиям Господним. « Прияла щит непобедимый — преподобие» (Прем. 5, 19). Слово сие «преподобие» происходит от «подобный»; подобный — преподобный. « Созда Бог человека по образу Своему и по подобию» (Быт. 1, 26). И все люди душой своей разумной, созданной Богом, подобны Богу; только у грешников подобие это утрачивается, ибо человек чрез грехи свои уподобляется уже не Богу, а скотам несмысленным (Рим. 1, 23). У святых людей подобие бывает преподобием, ибо они соблюдают в себе образ Божий неповрежденным. В Преблагословенной же Деве подобие образа Божия не только преподобно над подобными, но и над преподобными преподоб-нейшее; в Ней образ Божий яснее, чему всех других, как свидетельствует сам Бог, Который в Песни Песней говорит Ей: «Уподобих Тя близ Мене» (Песн. 1, 8 ), то есть как бы говорит: «Все люди и особенно угодники Мои подобны Мне, Ты же подобнее их, так как находишься близ Меня». ...Она подобна Богу Отцу, как родившая без отца Сына Его, рожденного Им прежде веков без матери; подобна Богу Сыну, как носившая Его в пречистой Своей девической утробе и родившая Его нетленно; подобна Богу Духу Святому, как соделавшаяся Его Невестой и храмом чистым и непорочным. И как Она более близка к Богу, чем все святые, так и более подобна Ему, чем все подобные, и более преподобна, чем все преподобные. Вот какой щит приняла Взбранная наша Воевода, и щит этот — непобедимый. « Приимет, — сказано, — щит непобедимый — преподобие». Ибо кто может одолеть, превзойти своей святостью Ее святость, которая превзошла и святость Серафимов? Созерцая умом своим Взбранную нашу Воеводу, во вся оружия облеченную, вооруженную щитом и бронями, вспомню здесь слова Духа Святого, сказанные о Ней: «Выя твоя, яко столп Давидов, тысяща щитов висит на нем и вся стрелы сильных»; по другому переводу: «и оружия сильных» (Песн. 4, 4). По древнему обычаю на высоких столпах, то есть вежах или башнях, стоявших на городской стене, слагалось и хранилось все оружие, приготовленное для войны. Так, царь Давид, по свидетельству святого Амвросия (Медиоланского), устроил в Иерусалиме высокий столп на городской стене для защиты, а вместе и для украшения града. Уподобляет Дух Святой Пречистую Деву столпу Давидову потому, что Она, будучи дщерью Давидовой, посредствует между Христом как Главой Церкви и верующими, которые составляют Тело Церкви Его, и вместе с тем превосходит Церковь, ибо Она воистину высшая всех и достигающая Христа, как давшая Ему плоть. Еще же и для того уподобляет Ее Дух Святой столпу, или хранилищу оружейному, чтобы показать, что Она есть Взбранная Воевода, всеми оружиями облеченная; в этом — наша защита от врагов. Ибо что может прообразовать сей столп, как не крепость Девы для нашего спасения: «Столп крепости от лица вражия»? Что могут знаменовать щиты, как не защищение Ею нас? Что означают стрелы, как не победу над врагами? Когда враг воюет против нас, Она защищает нас щитами молитв Своих; когда же мы сами воюем с врагами, Она подает нам оружие, стрелы сильные; и если мы ослабеваем, Она, как столп, укрепляет немощь нашу, чтобы нам не падать. Тысяча щитов знаменует бесчисленные молитвы Ее о нас к Богу. Тысячное число употребляется здесь для обозначения бесчисленного, ибо Богородица защищает нас бесчисленными, крепкими, как щит, молитвами. Вся же оружия сильных указывают на то, что всю ту благодать и силы, которые имеют все святые и которыми они помогают нам, те силы, которые имеют и которыми помогают пророки, апостолы, иерархи, мученики, преподобные и праведные и все святые, имеет в Себе единая Пресвятая Дева, и Она одна может помочь нам столько, сколько все святые; и потому говорится, что Она имеет вся оружия сильных. Узнав, как облечена Взбранная наша Воевода, посмотрим еще, как Она выводит и строит Свои полки, ибо Воеводе без воинства или без полков быть не подобает. Помните ли вы Иаковлеву лествицу, по которой восхождаху и нисхождаху ангелы Божии? (Быт. 28, 12). Помыслите, почему Ангелы Божии непрестанно ходят по этой лествице вверх и вниз: то восходят, то нисходят? Вы не узнаете причины, пока не исповедаете, что лествица сия есть Пречистая Матерь Божия, как и Церковь говорит Ей: «Радуйся, Мосте, к Небесем преводяй, и Лествица высокая, юже Иаков виде!». Если же признаете вы, что Она есть лествица Иаковлева, то узнаете и то, что Ангелы потому не имеют покоя, восходя и нисходя по лествице, что Пресвятая Богородица повелевает им, восходя, приносить к Богу человеческие молитвы и всякие нужды, скорби и печали, а нисходя приносить от Бога людям Божию милость, помощь и дары, и сие все чрез лествицу, то есть Богородицу, имеющую такое попечение о нас. Та же лествица, кроме ангельских воинств, изводит еще и полки святых от горнего восшествия к дольнему снисхождению, к человеческому христианскому роду, на помощь воинствующей на земле Церкви. Изводит полки святых, ибо Церковь воинствующая взывает к Ней об этом словами Дамаскина: «Молящи, приими лики Архангел же и множество Вышних воинств Зиждителя моего, апостол же и пророк соборы, и мученики, и преподобныи, и священномученики, и молитву сотвори, Чистая, за нас Богу» (Октоих, глас 2, в понедельник на повечерии, песнь 9, ст. 5). ...Не напрасно говорит Ей Дух Святой: Добра еси, Ближняя Моя, красна яка Иерусалим, ужасна же, яко полкбв устроение чинное (Песн. 6,3). Все множество святых, составляющих торжествующую Церковь, по согласному утверждению всех богословов, разделяется на три больших ликостояния, на три полка (как и Ангелы — на три лика) по числу трех наград, уготованных в воздаяние: на полк учителей, полк мучеников и полк девственников. Начальствует и воеводствует над полками Дева, как Святейшая из всех святых. Воеводствует (Она) над полком учителей, ибо чрез Нее познали мы Сына Божия, как говорит о Ней Дух Святой: Тайноучительница есть еже о Бозе разумения. Воеводствует над полком мучеников, как стоявшая у Креста и как Та, у Которой оружие душу пройде. Воеводствует над полком девствующих, как Приснодева, как Дева и пред рождеством, и в рождестве, и после рождества, Дева, девической чистотой превосходящая Ангелов. Для полков Своих устроила Воевода следующие знамена. Для полка учителей — знамя небесного цвета, ибо богомыслие их направляется к Небу; на знамени сем изображен венец златой, ибо они искушены как злато в горниле. Об этом именно венце говорит Апостол: «Отложимися венец, его же воздаст ми Господь в день он (тот)» (2 Тим.4,8). Для полка мучеников — знамя червленого цвета, обагренное пролитою за Христа кровью; и на знамени сем изображен Престол Божий, ибо говорит Он: «Побеждающему дам сести на Престоле Моем» (Откр. 3, 21). Для полка девствующих — знамя белого цвета, так как и они непорочны и белы; и на знамени сем изображен Крест, ибо знает каждый, кто несет Крест сей, с каким крестом, с каким терпением соблюдаются чистота и девство. Эти три полка Она поставляет против вражеских полчищ и повелевает всем вступить в бой, биться упорно с нашими великими врагами, сражаться мечами, копьями и стрелами их молитв за нас, уязвлять ими супостатов и далеко прогонять их от нас; Сама же Она поступает по обычаю воеводскому: как воеводы обычно наблюдают с высокого места за полками сражающихся и ослабевающим посылают подмогу, так и Она стоит на высоком месте, будучи взята по успении Своем на Небо, и стоит там, где видел Ее Богослов: « Знамение велие, — говорит он, — явися на небеси, Жена облеченная в солнце»; и явилась в самое злое время, ибо написано: «Быша блистания и гласи, и громы, и трус, и град велик»... Необходимо знать, почему сия Жена, виденная Богословом и изображающая нашу Воеводу, явилась не ранее блистания громов и гласов, труса и града, когда еще все стихии находились в мире и покое, а во время самого страшного смятения земли и неба. Сие было для того, чтобы показать, что Пречистая Матерь Божия во время самой лютейшей брани, в самое злое время, когда мы боремся с супостатами, когда воюют против нас враги наши то блистанием похоти очес, то гласом гордости плоти, то громом внезапных страстных наваждений, то трусом внутренних мятежей, то градом различных попущений Божиих на нас, тогда Она, как солнце, восходит к нам на помощь, чтобы укрепить тех, кто побеждается, чтобы исцелить тех, кто изранен, чтобы воздвигнуть тех, кто пал в борьбе, чтобы воскресить и вновь вооружить для подвигов тех, кто уже умер душой, побежденный во время брани, но без отчаяния в Ее помощи, и чтобы уготовать мзду за подвиги тем, кто хорошо подвизается и достигает победы. Во все время борьбы, чтобы не покрыла ночь своею тьмою борющихся, Она является облеченной в солнце, просвещая тьму нашу. Так ведет за нас брань с супостатами нашими Взбранная Воевода, Непобедимая Победительница, Пречистая Матерь Божия, побеждая врагов невидимых и видимых... Мы же, благодарственная восписующе, воспеваем Ей: «Радуйся, Еюже воздвижутся победы! Радуйся, Еюже врази низпадают!».Тогда только и только тогда Богородица усердно умоляет о нас Бога, когда мы с покаянием и со слезами притекаем к Богу и Богородице, имея твердое намерение не работать более греху; только тогда Она воистину сильна умолить о нас Бога. А пока мы пребываем нераскаянными и ожесточенными, Она умолить не может. Так ли это — рассудите сами. Я же, поистине известив вас о сем, окончу мою беседу. Аминь. Святитель Димитрий РостовскийЖурнал Московской Патриархии, №9, 1980 г.http://www.pravoslavie.ru/1488.html
|
|
« Последнее редактирование: 02 Сентября 2016, 14:39:26 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106623
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #4 : 02 Сентября 2016, 14:44:17 » |
|
В Донском монастыре торжественно встретили чудотворный образ Донской Божией Матери Москва, 1 сентября 2016 г. 31 августа в Донской монастырь прибыла Донская чудотворная икона Божией Матери. Наместник с братией монастыря и многочисленными верующими, с радостью в душе и на лицах, встретили образ Царицы Небесной в обители. Под торжественное пение молитв Богородице, святыню перенесли в Большой собор на украшенное цветами место, сообщает сайт обители. Владыка Парамон в сослужении духовенства обители совершил акафист Пресвятой Богородице, после чего все желающие смогли приложиться к чудотворному образу, вознося свои молитвы к заступничеству и помощи Божией Матери. Святыня будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря до 4 сентября. Все это время перед иконой будут совершаться молебны с чтением акафиста. http://www.pravoslavie.ru/96649.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106623
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #5 : 01 Сентября 2020, 12:20:29 » |
|
1 сентября - Празднование в честь Донской иконы Божией МатериДонская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком. В день Куликовской битвы (8 сентября 1380 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы) икона находилась среди русского войска, подавая ему помощь, а после победы была передана донскими казаками в дар великому князю Димитрию Донскому (1363–1389), который перенес ее в Москву. Икона находилась сначала в Успенском соборе Кремля, а затем в Благовещенском (ныне икона в Государственной Третьяковской галерее). В память победы на берегах Дона она получила наименование Донской. См.видео по нижеприведённой ссылке:https://www.youtube.com/watch?v=URc1DK_hX8Q&feature=emb_logohttps://ruskline.ru/video/2020/09/01/_sentyabrya__prazdnovanie_v_chest
|
|
« Последнее редактирование: 01 Сентября 2024, 12:10:58 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106623
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #6 : 01 Сентября 2024, 12:20:22 » |
|
Икона Богородицы ДонскаяПразднование - 1 сентябряИсторияДонская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком. В день Куликовской битвы (8 сентября 1380 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы) икона находилась среди русского войска, подавая ему помощь, а после победы была передана донскими казаками в дар великому князю Димитрию Донскому (1363–1389), который перенес ее в Москву. Икона находилась сначала в Успенском соборе Кремля, а затем в Благовещенском (ныне икона в Государственной Третьяковской галерее). В память победы на берегах Дона она получила наименование Донской. В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей с многочисленным войском вторглись в Россию, и, подступив к Москве, расположились на Воробьевых горах. Для ограждения от врагов вокруг Москвы был совершен крестный ход с Донской иконой Пресвятой Богородицы. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за Ее милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где она стояла среди воинов, был основан Донской монастырь, в котором была поставлена чудотворная икона и установлено совершать празднество 19 августа. По установившейся традиции в малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери раз в 4 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает чин варения святого мира. * * * В настоящий день в обители, называемой Донскою и находящейся близ царствующего города Москвы, совершается праздник Пречистой Деве Богородице в честь почитаемой чудотворной иконы Ее. Об этой иконе повествуется следующее. Когда благоверный великий князь Димитрий Иоаннович между реками Доном и Непрядвою сражался с нечестивым татарским ханом Мамаем, то там в русских войсках была и сия пречестная и чудотворная икона. Она была принесена донским войском великому князю в дар и в помощь против врагов. По молитвам Пречистой Богоматери благодатною Ее силою, исходящею от чудотворной иконы, татары были побеждены. Торжественно празднуя вместе с войском своим победу, великий князь возвратился в престольный город свой Москву и принес с собою честную икону, названною Донскою по случаю бывшей за Доном победы над татарами. Об обители, называемой от Донской иконы Пресвятой Богородицы Донскою, существует такой рассказ. В царствование благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича Крымская орда сделала внезапный набег на владения Московского государства, и татарский хан Мурат Гирей подступил к самому престольному городу Москве. Тогда благоверный царь вышел с своим войском против татар и расположился станом на том самом месте, где находится теперь обитель. Сюда же в свой воинский стан он взял и икону Пресвятой Богородицы, принесенную с Дона. При помощи Пречистой Богоматери он одержал победу над татарскими войсками и прогнал их. Воздавая Богоматери благодарение за победу, он повелел на этом месте построить каменный храм и поставить в нем упомянутую икону. С того времени обитель и стала называться Донскою. В этот день из великого соборного храма города Москвы в обитель приходит всё священное сословие с честными крестами и иконами и совершает торжественное празднество в честь Божией Матери. В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения. Тропарь, глас 4Засту́пнице ве́рных Преблага́я и Ско́рая,/ Пречи́стая Богоро́дице Де́во!/ Мо́лим Тя пред святы́м и чудотво́рным о́бразом Твои́м,/ да, я́коже дре́вле от него́ заступле́ние Твое́/ гра́ду Москве́ дарова́ла еси́,/ та́ко и ны́не нас от вся́ких бед и напа́стей ми́лостивно изба́ви,// и спаси́ ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рдая. Ин тропарь, глас 4Всепе́тая и Всесла́вная Цари́це Богоро́дице,/ Ма́ти всея́ тва́ри Соде́теля,/ христиа́нская наде́ждо и Засту́пнице,/ ненаде́ющимся и отча́явшимся ско́рое наде́яние, мо́лим Тя:/ ми́лостива бу́ди нам, гре́шным,/ не оста́ви раб Твои́х и не отри́ни моле́ния недосто́йных./ Мо́лимся, взира́юще ко о́бразу Твоему́ честно́му/ святы́я и чудотво́рныя ико́ны Твоея́ и вопию́ще:/ с пла́вающими и путеше́ствующими да пребу́дет ми́лость Твоя́./ О Влады́чице, ри́зою Твое́ю честно́ю защити́,/ и во вся́ких ме́стех злы́х ве́рныя соблюди́,/ и моли́ся к Ро́ждшемуся из Тебе́ Христу́ Бо́гу на́шему,// да спасе́т от грех ду́ши на́ша. Кондак, глас 8Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная. Ин кондак, глас 2В Небе́сныя оби́тели пресели́вшаяся с пло́тию,/ су́щия на земли́ ника́коже оста́вила еси́, Богоро́дице,/ о́браз Боже́ственный и многочуде́сный Пречи́стаго Лица́ Твоего́/ зре́ти лю́бящим Тя и покланя́тися дарова́ла еси́,/ я́ко зна́мение Твоея́ благода́ти;// чтим его́, лобыза́юще. Молитва О, Пресвята́я Влады́чице, Де́во Богоро́дице, Засту́пнице на́ша блага́я и ско́рая! Воспева́ем Ти вси благода́рственная за чу́дная дела́ Твоя́. Песносло́вим от лет дре́вних неотъе́млемое заступле́ние Твое́ гра́ду Москве́ и стране́ на́шей, чудотво́рным о́бразом Твои́м Донски́м всегда́ явля́емое: в бе́гство обраща́ются полцы́ чужди́х, гра́ди и ве́си невреди́ми сохраня́ются, лю́дие же от лю́тыя сме́рти избавля́ются. Осуша́ются о́чи слезя́щеи, умолка́ют стена́ния ве́рных, плач в ра́дость о́бщую претворя́ется. Бу́ди и нам, Пречи́стая Богоро́дице, утеше́ние в бе́дствиих, возрожде́ние наде́жды, о́браз му́жества, исто́чник ми́лости и в ско́рбных обстоя́ниих неистощи́мое терпе́ние нам да́руй. Пода́ждь коему́ждо по проше́нию и ну́жде его́: младе́нцы воспита́й, ю́ныя уцелому́дри и стра́ху Бо́жию научи́, уныва́ющия обо́дри и не́мощную ста́рость поддержи́. Посети́ в боле́знех и печа́лех су́щия, зла́я сердца́ умягчи́, братолю́бие укрепи́, ми́ра и любве́ всех нас испо́лни. Примири́, Благосе́рдая Ма́ти, вражду́ющия и оправда́й оклеве́танныя. Истреби́ поро́ки, да не восхо́дят греси́ на́ши пред Судие́ю вся́ческих, да не пости́гнет нас пра́ведный гнев Бо́жий. Твои́ми моли́твами, всемо́щным Твои́м покро́вом огради́ нас от наше́ствий вра́жиих, от гла́да, губи́тельства, огня́, меча́ и вся́каго ино́го злострада́ния. Упова́ем моли́твами Твои́ми получи́ти от Всевы́шняго Бо́га грехо́в проще́ние и изглажде́ние и с Бо́гом примире́ние. Умоли́ стяжа́ти нам Ца́рствие Небе́сное и по сконча́нии жи́зни на́шея одесну́ю Престо́ла Бо́жия ста́ти, иде́же Ты, о Всепе́тая Де́во, Святе́й Тро́ице в ве́чней сла́ве предстои́ши. Удосто́й и нас с ли́ки А́нгелов и святы́х та́мо восхвали́ти Пречестно́е и́мя Сы́на Твоего́, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Всесвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь. 2-я Молитва О, Всеми́лостивая Ма́ти, Пречи́стая Де́во Богоро́дице! Ты еси́ свет ума́ моего́, ра́дость се́рдца моего́, си́ла во́ли моея́. Услы́ши и приими́ моле́ние мое́. При́зри на я́звы души́ и те́ла моего́, обогати́хся страстьми́, обнища́х смире́нием. Испо́лнен есмь студа́ за зла́я дела́ и трепе́щу Суда́ Бо́жия. Греси́ ю́ности, забве́ннии и утае́ннии греси́ отягча́ют со́весть мою́. Омы́й мя струя́ми сле́зными, сними́ бре́мя тя́жкое, грехо́вное, да сотворю́ плоды́ досто́йныя покая́ния. Те́рнием скорбе́й усы́пан есть путь мой. Вем, я́ко пра́вда Бо́жия наказу́ет мя. Умоли́ милосе́рдие Бо́жие о мне, при́зри на сле́зы моя́ и испра́ви и спаси́ мя и ча́да моя́, бу́ди ми сокро́вище ве́ры и храни́лище благоче́стия. Да́руй несокруши́мое терпе́ние в беда́х, от ве́ры проистека́ющее, отыми́ дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия. Изгони́ гнев, за́висть, памятозло́бие, нечистоту́, ле́ность, си́ми и бо́льшими поро́ки неду́гует душа́ моя́. Примири́ вражду́ющия, оправда́й оклеве́танныя. Просвети́ нас све́том Сы́на Твоего́ и даждь нам глаго́лати сло́во и́стины, тве́рдое в пра́вде, ми́рное любве́ ра́ди, растворе́нное благоразу́мием. Посети́ в боле́знех и печа́лех су́щих, да вси, под держа́вным покро́вом Твои́м сохраня́еми, безбе́дно Ца́рствия Небе́снаго дости́гнем, хвалу́ воздава́юще за вся Человеколю́бцу Бо́гу. Ами́нь. https://azbyka.ru/days/ikona-donskaja
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106623
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #7 : 01 Сентября 2024, 12:31:53 » |
|
Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Донская»Текст акафиста утвержден решением Священного Синода от 26 декабря 2019 года (журнал № 163). Кондак 1 Взбра́нней Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице, но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая. Икос 1 Арха́нгела благове́стие слы́шавши Пречи́стая, кро́тостию прия́т во́лю Го́спода Своего́ и во смире́нии се́рдца отвеща́: Се Раба́ Госпо́дня, бу́ди Мне по глаго́лу твоему́. Мы же, дивя́щеся, ка́ко Сын Бо́жий Сын Де́вы быва́ет, с Гаврии́лом Благода́тную пе́сньми си́ми почита́ем: Ра́дуйся, Отрокови́це, от всех родо́в Бо́гом избра́нная; ра́дуйся, ски́ние, Ду́хом Святы́м осене́нная. Ра́дуйся, живоно́сная оби́тель Све́та Боже́ственнаго; ра́дуйся, Ма́ти Бо́жия, Спа́са ми́ру ро́ждшая. Ра́дуйся, Всепе́тая, я́ко сотвори́ Ти вели́чие Си́льный; ра́дуйся, я́ко и в сла́ве икон Твои́х вели́чие сие́ явле́но бысть. Ра́дуйся, я́ко Тобо́ю, Благода́тная, Неви́димый нам приобщи́ся; ра́дуйся, я́ко чудотво́рными ико́нами Твои́ми благода́ть и ми́лость нам источи́ся. Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая. Кондак 2 Ви́дяще Тя, Богоро́дице, на объя́тиих Свои́х Младе́нца Христа́ держа́щую и главо́ю к пречи́стому ли́ку Его́ кро́тце прини́кшую, разумева́ем боже́ственную любо́вь Твою́ и непреста́нное о ми́ре хода́тайство. Ве́руем, я́ко и́маши ве́лие дерзнове́ние ко благосе́рдию Влады́ки, Ему́же, да́вшему нам Тя благу́ю Засту́пницу, благода́рственно пое́м: Аллилу́иа. Икос 2 Ра́зум немощны́й не мо́жет пости́гнути глубину́ смире́ннаго служе́ния Твоего́, Госпоже́, Искупи́телю на́шему, не име́вшему на земли́, где главу́ подклони́ти. Егда́ же прии́де вели́кий и тре́петный день страда́ний Сы́на Твоего́, Богома́ти, ору́жие сме́ртное про́йде ду́шу Твою́. Сего́ ра́ди се́рдцем соболе́знующе, глаго́лем Ти такова́я: Ра́дуйся, незло́бивая А́гнице, верте́п и бе́гство смире́нно прии́мшая; ра́дуйся, богоприи́мца Симео́на ско́рбное прорече́ние в се́рдце начерта́вшая. Ра́дуйся, поноше́нию Сы́на Бо́жия сострада́вшая; ра́дуйся, кре́стный путь Его́ слеза́ми ороси́вшая. Ра́дуйся, му́ки Его́ кре́стныя се́рдцем раздели́вшая; ра́дуйся, Кресту́ предстоя́нием соверше́нство любве́ Твоея́ яви́вшая. Ра́дуйся, гро́бу Сы́на Твоего́ благосе́рдый плач прине́сшая; ра́дуйся, воскресе́нием Его́ па́че всех обра́дованная. Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая. Кондак 3 Си́ла Вы́шняго соде́ла Тя, Благода́тная, исто́чник неоскудева́ющ утеше́ния бе́дствующим: мно́ги бо ско́рби претерпе́вши, мо́жеши и искуша́емым помощи́. Лю́дем ру́сским, лю́те стра́ждущим от наше́ствия ага́рян, благоволи́ла еси́ яви́ти о́браз Твой в зна́мение ми́лости Твоея́ ко Оте́честву на́шему, в защи́ту от враг ви́димых и неви́димых, и́хже по́мощию Бо́жиею побежда́юще, Спаси́телю Бо́гу воспева́ху: Аллилу́иа. Икос 3 Иму́ще Тя подвигополо́жницу, ше́ствующую по стопа́м Влады́ки Христа́, му́жества исполня́хуся первосвяти́телие Моско́встии и подви́жницы благоче́стия земли́ Ру́сския. Беды́ и напа́сти претерпева́юще, сии́ уча́ху лю́ди ду́хом Го́сподеви рабо́тати, ве́дуще, я́ко си́ла Бо́жия в не́мощи соверша́ется. Мы же, ви́дяще ве́ру оте́ц на́ших и явле́ние благода́ти, претвори́вшия злоумышле́ния во нра́вы до́брыя, досто́йно Тя, наста́вницу ве́рных, ублажа́ем: Ра́дуйся, насажде́ние ве́ры и благоче́стия; ра́дуйся, о́бразе несокруши́маго терпе́ния. Ра́дуйся, ду́ха уны́ния и боя́зни отгна́ние; ра́дуйся, ду́ха ра́зума и кре́пости стяжа́ние. Ра́дуйся, близ Донски́х струй чу́дно ико́ну Твою́ яви́вшая; ра́дуйся, ре́ки слез наро́дных е́ю изсуши́вшая. Ра́дуйся, до́блести бога́тство нам вручи́вшая; ра́дуйся, моли́твенников земли́ Ру́сския возрасти́вшая. Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая. Кондак 4 Бу́ря превели́каго наше́ствия ага́рянскаго потрясе́ зе́млю Ру́сскую, но не возмо́же пла́мень угаси́ти ве́ры в покро́в Твой, Богома́ти Пречи́стая. Вели́кий печа́льник земли́ на́шея преподо́бный Се́ргий, призва́в на по́мощь Святу́ю Трои́цу и Тя, Влады́чице, со упова́нием благослови́ свята́го кня́зя Дими́трия с дружи́ною в похо́д проти́ву ага́рян и предрече́ ему́ победу, те́мже научи́ всех пе́ти всеси́льному Бо́гу, в Тро́ице сла́вимому: Аллилу́иа. Икос 4 Ви́дя ико́ну Богома́тере, на по́ли бра́ни от Донски́х преде́л прише́дшую, и, прии́м посла́ние от Се́ргия преподо́бнаго с напу́тием: Да помо́жет ти Бог и Свята́я Богоро́дица, возра́довася князь Дими́трий, я́ко Сама́ Влады́чица гряде́т на супоста́ты, и, воспряну́в ду́хом, с наде́ждею поведе́ во́ины своя́ на тьмочи́сленная по́лчища и побе́ду одержа́. Ико́на же Твоя́, Влады́чице, молниено́сным блиста́нием зра́ка Твоего́ враги́ устраша́ющи, зало́г побе́ды явля́ше. Сего́ ра́ди благода́рственно и ра́достно пое́м Ти похва́льная сия́: Ра́дуйся, Ма́ти Го́спода Сил, небе́сная Воево́до; ра́дуйся, земли́ Ру́сския от ве́ка по́моще и покро́ве. Ра́дуйся, во́ином му́жества неодоли́маго дарова́ние; ра́дуйся, врага́ иско́ннаго гро́зное низверже́ние. Ра́дуйся, во́инов-и́ноков на по́двиг ра́тный избра́вшая и укрепи́вшая; ра́дуйся, Оте́чество на́ше от и́га ага́рянскаго свободи́вшая. Ра́дуйся, в явле́нии ико́ны Твоея́ луча́ми Со́лнца пра́вды ве́рных осия́вшая; ра́дуйся, пресла́вную побе́ду правосла́вно Тя чту́щим дарова́вшая. Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая. Кондак 5 Богоявле́нною звездо́ю возсия́ ико́на Твоя́ пресве́тлая, озаря́ющи у́тро бра́ни и возвеща́ющи благослове́ние Бо́жие ратобо́рцем, на бра́нь жесто́кую с ага́ряны подви́гшимся. Весь день той предстоя́ху Се́ргий преподо́бный и и́ноцы мно́зи в моли́тве неотсту́пней ко Святе́й Тро́ице. Ве́черу же бы́вшу, побе́ду ста́рец ду́хом позна́в, ра́достно сию́ провозгласи́ и благода́рственное пе́ние соверши́ всеще́дрому Бо́гу, призыва́я и нас велегла́сно воспе́ти Ему́: Аллилу́иа. Икос 5 Ви́дя очи́ма ве́ры тече́ние би́твы и моли́твою ратобо́рцы укрепля́я, поиме́нно помина́ше преподо́бный Се́ргий вожди́ и во́ины убие́нныя. Мы же, иму́ще заве́т его́ па́мять о таковы́х осо́бо твори́ти и ве́дуще си́лу моли́твы, побе́ду ору́жию принося́щия, из глубины́ се́рдца воззове́м Бо́жией Ма́тери, всемо́щней Покрови́тельнице ду́шу свою́ полага́ющих за дру́ги своя́: Ра́дуйся, меч гне́ва Бо́жия на проде́рзыя направля́ющая; ра́дуйся, из пра́вды вене́ц побе́ды соплета́ющая; Ра́дуйся, с хра́брыми непреобори́мо спобора́ющая; ра́дуйся, к по́двигом во бра́нех дух возвыша́ющая. Ра́дуйся, ура́ненных Свои́м попече́нием не оставля́ющая; ра́дуйся, убие́нных к ве́чному поко́ю управля́ющая. Ра́дуйся, вдови́ц и обезча́дствованных благода́тно утеша́ющая; ра́дуйся, Воево́до изря́дная, непобеди́мо держа́вствующая. Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая. Кондак 6 Провозве́стник спасе́ния Москвы́ от внеза́пнаго наше́ствия ага́рянскаго яви́ся о́браз Твой, Засту́пнице ско́рая. Неприя́телем во град вни́ти уже́ гото́вым, с ве́рою и сле́зным моле́нием обнесо́ша его́ лю́дие по стена́м и сто́гнам гра́да и поста́виша посреде́ во́инства в похо́дней це́рквице Се́ргия преподо́бнаго и, в моли́тве прилежа́ще, усе́рдно взыва́ху всеми́лостивому Спа́су: Аллилу́иа. Икос 6 Возсия́вшу со́лнцу, узре́ша стрегу́щии во́ини, я́ко опусте́ стан ага́рянский: но́щию страх внеза́пу нападе́ на ня от не́кия ве́лия си́лы и, смути́вшеся, неудержи́мо бежа́ша да́же до преде́л земли́ Ру́сския и вси изгибо́ша. О, преди́вная Засту́пнице на́ша! Твои́ми моли́твами ско́рое избавле́ние сие́ бысть. Да испо́лнится же дре́вний храм, возвы́сивыйся на ме́сте, иде́же стоя́ше чудотво́рный о́браз Твой Донски́й, гла́са хвалы́ сея́: Ра́дуйся, свеще́ неугаси́мая, ве́ры огнь воспламеня́ющая; ра́дуйся, гра́ду Москве́ стра́же неусыпа́ющая. Ра́дуйся, упова́ющих на по́мощь Твою́ не посрамля́ющая; ра́дуйся, плач ве́рных вско́ре в ра́дость претворя́ющая. Ра́дуйся, в бе́гство враги́ обраща́ющая; ра́дуйся, призыва́ющим Тя по́мощь подаю́щая. Ра́дуйся, со святи́телями и преподо́бными град наш огражда́ющая; ра́дуйся, и́ноков под се́нию ико́ны Твоея́ учрежда́ющая. Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая. Кондак 7 Восхоте́вши огради́ти зе́млю Ру́сскую, держа́вная Покрови́тельнице на́ша, мно́гажды ко́зни ага́рян и про́чих иноплеме́нник разоря́ше, преде́лы страны́ на́шея храня́щи, и побе́ды ди́вныя да́же без кро́ве подаю́щи. Благоволи́, о Ма́ти Бо́жия, в ми́ре глубо́це и сою́зе любве́ вселе́нную сохрани́ти, Тебе́ бо даде́ся благода́ть всеми́рнаго заступле́ния пред Влады́кою всех, Его́же во́инства небе́сная сла́вят, пою́ще Ему́: Аллилу́иа. Икос 7 Но́ваго стра́жа неусы́пнаго гра́да Москвы́ досто́йно почти́ти хотя́ще, собо́рный храм лю́дие благочести́вии в Донсте́й оби́тели сооруди́ша и на стене́ хра́ма живописа́ша ико́ну Твою́, Богома́ти, в боже́ственное огражде́ние страны́ на́шея, я́ко да отвне́ находя́щии врази́ отраже́ни бу́дут неотсту́пными моли́твами Твои́ми. Тебе́ же, я́ко су́щей с на́ми, со упова́нием глаго́лем: Ра́дуйся, Бо́га Жива́го одушевле́нный хра́ме; ра́дуйся, Ма́ти ми́ра, укроща́ющая смяте́ний во́лны. Ра́дуйся, нощны́х бде́ний и моле́бных пе́ний ско́рое слы́шание; ра́дуйся, до́брое приста́нище душа́м, спасе́ния и́щущим. Ра́дуйся, ико́ну Твою́, я́ко зна́мя побе́д, дарова́вшая; ра́дуйся, страну́ Ру́сскую достоя́ние Свое́ избра́вшая. Ра́дуйся, бра́ней прекраще́нием мир и ра́дость принося́щая; ра́дуйся, ко благоче́стию страну́ на́шу приводя́щая. Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая. (Окончание следует)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106623
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #8 : 01 Сентября 2024, 12:33:00 » |
|
(Окончание)Кондак 8 Разсе́яшася ту́чи напа́стей моли́твами Твои́ми, Засту́пнице всеблага́я. Те́плая заря́ покая́ния, восходя́щи, предваря́ет то́ки благода́ти, призыва́ющи к по́двигу, е́же ве́ровати пра́во и жи́ти свя́то. Простри́ же покро́в Твой, о Благода́тная Ма́ти, на всех гряду́щих у́зким, но вожделе́нным путе́м Христо́вых за́поведей, да вси позна́ют, я́ко с на́ми Бог, Ему́же пое́м: Аллилу́иа. Икос 8 Весь мир стра́ждет грех ра́ди челове́ческих, во зло его́ поверга́ющих. В Тебе́, Ма́ти ро́да христиа́нскаго, нача́ло о́бщаго избавле́ния бысть, исполне́ние вся́кия доброде́тели. Да́руй же нам узре́ти, богому́драя Де́во, в Ева́нгелии Сы́на Твоего́ свет боже́ственный, да отве́ргше го́речь греха́, сла́дость благоче́стия обря́щем, взыва́юще Ти сицева́я: Ра́дуйся, благода́ти живоно́сный исто́чниче; ра́дуйся, заблу́ждшим путево́дный свети́льниче. Ра́дуйся, сле́зне ка́ющимся обновле́ние подаю́щая; ра́дуйся, ходи́ти в зако́не Госпо́дни наставля́ющая. Ра́дуйся, моли́тве те́плей науча́ющая; ра́дуйся, по́двигу поста́ вспомоществу́ющая. Ра́дуйся, грехо́вныя по́мыслы вла́стно от нас отгоня́ющая; ра́дуйся, братолю́бием те́мную зло́бу побежда́ти наставля́ющая. Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая. Кондак 9 Всех немощны́х кре́посте, печа́льных ра́дование, стра́ждущих посеще́ние, ве́рных дерзнове́ние Ты еси́, Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице, всех притека́ющих под сень Креста́ Госпо́дня ко спасе́нию приво́диши, да позна́вше Христа́, Бо́жию Си́лу и Бо́жию Прему́дрость, воспою́т Ему́: Аллилу́иа. Икос 9 Вети́и многовеща́ннии пости́гнути не мо́гут, человеколюби́вая Ма́ти, бе́здну щедро́т Твои́х, на злостра́ждущия и безпо́мощныя излива́емых. И мы, сла́дость утеше́ния в ну́ждах позна́вше, благословля́ем Тя с ве́рою и че́ствуем с любо́вию, моле́ния вознося́ще пред о́бразом Твои́м сицева́я: Ра́дуйся, в ско́рбех земны́х во́лю Бо́жию смире́нно прии́мшая; ра́дуйся, обурева́емых в ти́хое приста́нище вводя́щая. Ра́дуйся, боля́щих милосе́рдая цели́тельнице; ра́дуйся, вдов и сиро́т незри́мая пита́тельнице. Ра́дуйся, стра́ждущих любо́вию окружа́ющая; ра́дуйся, долгонеду́жных сла́дости ра́йстей приобща́ющая. Ра́дуйся, чад Свои́х от враг необори́мо защища́ющая; ра́дуйся, я́ко слеза́ми ра́дости ико́на Твоя́ украша́ется. Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая. Кондак 10 Спасти́ хотя́ мир, Сын Бо́жий из Тебе́, Де́во, пло́тию облече́ся и естество́ на́ше па́дшее обнови́. Ди́вное Бо́жие смотре́ние о нас Тобо́ю, Де́во, исполня́ется, я́ко Ты еси́ вои́стину поги́бших взыска́ние и гре́шных исправле́ние, и Тобо́ю от отча́яния изба́влени, дерза́ем с весе́лием пе́ти Бо́гу: Аллилу́иа. Икос 10 Стена́ еси́ несокруши́мая Це́ркви Христо́ве, Всенепоро́чная Де́во, ве́рныя бо во искуше́ниих укрепля́еши, ми́ром и любо́вию огражда́еши. Сего́ ра́ди и гла́си моли́твеннии не умолка́ют зову́щих Ти: Ра́дуйся, от купе́ли креще́ния блага́я путеводи́тельнице; ра́дуйся, целому́дрия ю́ных огради́тельнице. Ра́дуйся, ма́терем многотру́дным изря́дная помо́щнице; ра́дуйся, чад непокори́вых му́драя наста́внице. Ра́дуйся, в сиро́тстве ди́вное утеше́ние; ра́дуйся, вражду́ющих неча́емое примире́ние. Ра́дуйся, беззако́ннующих све́том пра́вды просвеща́ющая; ра́дуйся, грехи́ на́ша в мо́ри милосе́рдия потопля́ющая. Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая. Кондак 11 Пе́ние всеумиле́нное прино́сим Ти, вмести́вшей ипоста́сное Сло́во Бо́жие. Сын Твой, А́гнец Бо́жий, взе́мляй грехи́ ми́ра, закала́ется и дае́тся в снедь ве́рным. Сподо́би нас, Ма́ти Бо́жия, досто́йно причаща́тися Пречи́стых Те́ла и Кро́ве Его́, да спасе́ние улучи́вше, воспое́м Жизнода́вцу: Аллилу́иа. Икос 11 Дщи Отца́ Небе́снаго, Ма́ти Сы́на Бо́жия, Неве́сто Ду́ха Свята́го, неисчерпа́емое мо́ре даро́в боже́ственных Ты еси́, Всесвята́я Де́во. Умоли́ человеколю́бца Го́спода откры́ти нам исто́чник всеоживля́ющия благода́ти, да очище́нным се́рдцем потщи́мся возрасти́ти плоды́ Ду́ха, в ра́дости и весе́лии зову́ще Ти: Ра́дуйся, плодо́в Ду́ха Свята́го стяжа́ние всеце́лое; ра́дуйся, ра́достию духо́вною упое́ние пречу́дное. Ра́дуйся, ми́ра непоколеби́маго дарова́ние благонаде́жное; ра́дуйся, бла́гости и любве́ исполне́ние преми́рное. Ра́дуйся, милосе́рдия насажде́ние неувяда́емое; ра́дуйся, ве́ры живы́я утвержде́ние несокруши́мое. Ра́дуйся, кро́тости наста́внице несравне́нная; ра́дуйся, вражды́ разруша́ющая средосте́ние. Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая. Кондак 12 Благода́тную по́мощь мно́гажды явля́ла еси́, Цари́це Небе́сная, чрез чудотво́рный о́браз Твой, от сме́рти ско́рыя и неизбе́жныя изъима́ющи. Та́ко о́браз всечестна́го Успе́ния Твоего́, на обра́тней стране́ ико́ны Донски́я от лет дре́влих пи́саный, зна́мение есть вся́кому подвиза́ющемуся, да не убои́тся сме́рти, но, взира́я, ка́ко душа́ Твоя́ прие́млется в ру́це Бо́га жива́го, с наде́ждею предае́т себе́ в час сме́ртный Суди́и всех Бо́гу, вопия́ Ему́: Аллилу́иа. Икос 12 Пою́ще Тя, в моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу, Святе́й Тро́ице предстоя́щую, вопие́м Ти: пробуди́ нас све́том живоно́снаго Успе́ния Твоего́ от смертоно́снаго сна нераде́ния о спасе́нии души́ и испроси́ нам с Го́сподом примире́ние. Егда́ же приспе́ет жа́тва сме́ртная житию́ на́шему, огради́ нас всеси́льным предста́тельством Твои́м от духо́в зло́бы, да, Тобо́ю води́ми, дости́гнем Ца́рствия Небе́снаго, иде́же незаходи́мое Со́лнце пра́вды невече́рний свет сла́вы Боже́ственныя излива́ет. О Всесвята́я Де́во, от Херуви́м воспева́емая, приими́ от нас, недосто́йных, похвалы́ сия́: Ра́дуйся, обра́дованная, во успе́нии Твое́м нас не оставля́ющая; ра́дуйся, Ма́ти всепе́тая, одесну́ю Бо́га предстоя́щая. Ра́дуйся, го́рняго ми́ра красото́ боголе́пная; ра́дуйся, кла́дезю богомы́слия неисчерпа́емый. Ра́дуйся, любве́ боже́ственныя неугаси́мый свети́льниче; ра́дуйся, грехо́вных уз ско́рая реши́тельнице. Ра́дуйся, возду́шных мыта́рств безбе́дное прехожде́ние; ра́дуйся, блага́я врата́рнице, двере́й ра́йских отверзе́ние. Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая. Кондак 13 О, всеми́лостивая Влады́чице Богоро́дице, страны́ на́шея ди́вная засту́пнице, оби́димых прибе́жище, гре́шных спасе́ние! Оте́чество на́ше от враг защити́, вселе́нную всю ми́ром благослови́, ве́ру правосла́вную укрепи́, крест коему́ждо со упова́нием понести́ помози́, в любви́ и согла́сии всех нас соблюди́ и в ра́дость Го́спода вни́ти сподо́би пою́щих Ему́: Аллилу́иа. [Се́й конда́к глаго́лется три́жды.] [Далее повторяем 1‑е икос и кондак:] Икос 1 Арха́нгела благове́стие слы́шавши Пречи́стая, кро́тостию прия́т во́лю Го́спода Своего́ и во смире́нии се́рдца отвеща́: Се Раба́ Госпо́дня, бу́ди Мне по глаго́лу твоему́. Мы же, дивя́щеся, ка́ко Сын Бо́жий Сын Де́вы быва́ет, с Гаврии́лом Благода́тную пе́сньми си́ми почита́ем: Ра́дуйся, Отрокови́це, от всех родо́в Бо́гом избра́нная; ра́дуйся, ски́ние, Ду́хом Святы́м осене́нная. Ра́дуйся, живоно́сная оби́тель Све́та Боже́ственнаго; ра́дуйся, Ма́ти Бо́жия, Спа́са ми́ру ро́ждшая. Ра́дуйся, Всепе́тая, я́ко сотвори́ Ти вели́чие Си́льный; ра́дуйся, я́ко и в сла́ве икон Твои́х вели́чие сие́ явле́но бысть. Ра́дуйся, я́ко Тобо́ю, Благода́тная, Неви́димый нам приобщи́ся; ра́дуйся, я́ко чудотво́рными ико́нами Твои́ми благода́ть и ми́лость нам источи́ся. Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая. Кондак 1 Взбра́нней Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице, но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая. Молитва О, Пресвята́я Влады́чице, Де́во Богоро́дице, Засту́пнице на́ша блага́я и ско́рая! Воспева́ем Ти вси благода́рственная за чу́дная дела́ Твоя́. Песносло́вим от лет дре́вних неотъе́млемое заступле́ние Твое́ гра́ду Москве́ и стране́ на́шей, чудотво́рным о́бразом Твои́м Донски́м всегда́ явля́емое: в бе́гство обраща́ются полцы́ чужди́х, гра́ди и ве́си невреди́ми сохраня́ются, лю́дие же от лю́тыя сме́рти избавля́ются, осуша́ются о́чи слезя́щеи, умолка́ют стена́ния ве́рных, плач в ра́дость о́бщую претворя́ется. Бу́ди и нам, Пречи́стая Богоро́дице, утеше́ние в бе́дствиих, возрожде́ние наде́жды, о́браз му́жества и исто́чник ми́лости; в ско́рбных обстоя́ниих неистощи́мое терпе́ние нам да́руй. Пода́ждь коему́ждо по проше́нию и нужде́ его́: младе́нцы воспита́й, ю́ныя уцелому́дри и стра́ху Бо́жию научи́, уныва́ющия ободри́ и немощну́ю ста́рость поддержи́. Ми́лостию посети́ в боле́знех и печа́лех су́щия, зла́я сердца́ умягчи́, братолю́бие укрепи́, ми́ра и любве́ всех нас испо́лни. Примири́, Благосе́рдая Ма́ти, вражду́ющия и оправда́й оклевета́нныя. Истреби́ поро́ки, да не восхо́дят греси́ на́ши пред Судие́ю вся́ческих, да не пости́гнет нас пра́ведный гнев Бо́жий. Твои́ми моли́твами, всемощны́м Твои́м покро́вом огради́ нас от наше́ствий вра́жиих, от гла́да, губи́тельства, огня́, меча́ и вся́каго ина́го злострада́ния. Упова́ем моли́твами Твои́ми получи́ти грехо́в изглажде́ние и с Бо́гом примире́ние. Умоли́ стяжа́ти нам Ца́рствие Небе́сное и с ли́ки А́нгелов и святы́х та́мо восхвали́ти Пречестно́е И́мя Святы́я Тро́ицы: Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Аминь. https://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-presvjatoj-bogorodice-pred-ikonoj-donskaja.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|