Русская беседа
 
23 Ноября 2024, 08:52:01  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Святитель Инноке́нтий (Вениаминов), митрополит Московский  (Прочитано 226 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 07 Октября 2024, 06:47:12 »

Святитель Инноке́нтий (Вениаминов), митрополит Московский


Дни памяти

13 апреля

23 июня - Собор Сибирских святых

29 июня (переходящая) - Собор Санкт-Петербургских святых

19 июля - Собор Радонежских святых

6 октября - Прославление

18 октября - Собор Московских святителей


Житие святителя Иннокентия, митрополита Московского

26 августа 1797 года в глухом сибирском селе Ангинском, что в Иркутской губернии, у пономаря церкви святого Ильи Пророка Евсевия Попова родился сын Иван, будущий митрополит Московский и Коломенский Иннокентий. Но не святительские труды на московской кафедре принесли ему венец угодника Божия, хотя и это служение нес владыка достойно. Более того, прославлен митрополит за свой апостольский подвиг, за ревностный миссионерский труд на ниве Христовой среди народов Приамурья, Якутии, Камчатки и Аляски.

Будущему святителю, в то время Ване Попову, не было и пяти лет, когда отец стал учить его грамоте. Мальчик оказался на редкость смышленым. К восьми годам он уже читал в храме за богослужением Апостол, да так, что доставлял прихожанам большое утешение. В шесть лет Ваня осиротел – умер его отец, и мать, имея на руках еще троих маленьких сирот, вынуждена была отдать Ваню на воспитание брату покойного мужа – Димитрию Попову. В девять лет Иван был привезен в Иркутск и определен в тамошнюю духовную семинарию. Дядя его, Димитрий Попов, к тому времени овдовел и, приняв монашество с именем Давид, был перемещен также в Иркутск, где поселился в архиерейском доме уже в сане иеромонаха. В свободное время Иван часто навещал своего дядю и всегда заставал его за каким-либо занятием. Особенно тот любил заниматься механикой; племянник присматривался, помогал и наконец сам пристрастился к этому делу. Так в одной из комнат семинарии он устроил водяные часы с боем. Колеса сделаны были при помощи простого ножа и шила из дерева, циферблат – из писчей бумаги, стрелки – из лучинок.

В 1814 году в семинарии сменился ректор, и новый ректор решил переменить фамилии ученикам. Прежде всего изменены были неблагозвучные фамилии, затем наиболее употребляемые – чтобы не было путаницы. Так Иван Попов стал Вениаминовым, получив фамилию в честь умершего в том году уважаемого всеми епископа Иркутского Вениамина (Багрянского). В 1817 году, за год до окончания семинарии, Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диакона иркутской Благовещенской церкви. В этом сане ему пришлось прослужить четыре года, и только в 1821 году он был рукоположен во священника той же церкви. Как священник отец Иоанн прослужил здесь всего два с небольшим года, но успел снискать любовь прихожан истовым совершением богослужения и в особенности тем, что по воскресеньям перед литургией собирал в храм детей и давал им уроки Закона Божьего. Но промыслом Божиим отец Иоанн был предназначен к иного рода деятельности.

В начале 1823 года иркутский епископ Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова (остров Уналашку), входившие тогда в состав русских владений, для просвещения светом Христовой веры тамошних инородцев. Однако, боясь дальности расстояния и суровых условий жизни, никто из духовенства ехать не хотел. Епископ Михаил оказался в большом затруднении: добровольцев не находилось, а насильно посылать было нельзя. И вдруг приходит к нему отец Иоанн Вениаминов и выражает желание ехать.

С грустью отпустил епископ Михаил такого примерного священника, и 7 мая 1823 года отец Иоанн выехал из Иркутска со своим семейством, которое состояло тогда из старушки-матери, жены, годовалого сына и брата.

Нужно заметить, что когда иркутское духовенство получило предложение преосвященного, отец Иоанн, как и другие священники, и не думал его принимать. Об Уналашке он слышал от одного выходца из тех мест, некоего Ивана Крюкова. Тот много рассказывал ему о тамошней жизни и даже убеждал его принять предложение преосвященного, но убеждения эти не действовали. О том, как появилось желание у отца Иоанна отправиться в столь далекое путешествие, он сам написал много лет спустя: «Когда этот же выходец, Иван Крюков, уже простивший со мною совсем и на прощание все еще убеждавший меня ехать в Уналашку – в тот же самый день, при прощании своем с преосвященным (у которого и мне случилось быть в то время), стал рассказывать об усердии алеутов к молитве и слушанию Слова Божия – то (да будет благословенно Имя Господне!) я вдруг и, можно сказать, весь загорелся желанием ехать к таким людям. Живо помню и теперь, как я мучился нетерпением, ожидая минуты объявить мое желание преосвященному, и он точно удивился этому, но сказал только: посмотрим».

Отправился он прежде всего на свою родину, в село Ангинское, а оттуда на павозке (род баржи) по реке Лене до Якутска. Из Якутска путешественники должны были ехать на город Охотск, лежащий на востоке Сибири, у побережья Охотского моря. Весь этот трудный путь в тысячу верст отец Иоанн со всей семьей проехал верхом на лошадях. А дорога шла то узкими тропами через густые леса, то и вовсе по болоту; порой приходилось взбираться на длинный косогор или на крутую каменистую гору и двигаться по ее скользкой, покрытой снегом вершине... С помощью Божией все эти трудности были преодолены, и путешественники услышали наконец глухой рев морских волн, бившихся о высокие скалы, мало-помалу им стали показываться мачты судов, стоявших на реке Охоте, а потом и самый город Охотск. После долгого и трудного пути до Охотска плавание оттуда до Уналашки показалось путникам несравненно легким. 29 июля 1824 года, более чем через год, они благополучно прибыли на место.

Остров Уналашка, где должен был поселиться отец Иоанн, принадлежит к группе Алеутских островов, которые, вместе с прилегающей территорией Аляски, были открыты русскими в половине XVIII столетия и вскоре объявлены владениями России. Заселение их русскими промышленниками, привлекаемыми богатым пушным промыслом, началось с конца XVIII века. Одновременно началась и проповедь христианства среди туземцев. В конце XVIII века здесь подвизалась миссия под начальством архимандрита Иосафа, которой удалось крестить жителей на Кадьяке и других островах.

Несмотря на кратковременность проповеди, христианство в этих краях имело большой успех. Особенно усердно принималось оно алеутами, которые по своему мягкому и кроткому характеру охотно принимали христианскую веру, навсегда оставляя язычество. Ко времени прибытия отца Иоанна в русских владениях в Северной Америке на разных островах служили еще три священника-миссионера.

Приехав на Уналашку, отец Иоанн Вениаминов нашел крайнюю скудость решительно во всех сторонах жизни и миссионерского дела. На острове не было даже храма, и Богослужение совершалось в ветхой часовне. Поэтому первой заботой отца Иоанна было построение храма, что, однако, оказалось делом нелегким, так как из алеутов никто работать не умел, и миссионеру пришлось предварительно обучать их плотничному, столярному и другим ремеслам. В построенном наконец храме многое, как, например, престол и иконостас, было сделано руками самого отца Иоанна. Одновременно он усердно изучал алеутский язык. Все это помогло ему с большим успехом заниматься миссионерской деятельностью. Его постоянные проповеди и беседы отличались простотою и доступностью и были согреты таким непосредственным христианским чувством, что производили большое впечатление и устанавливали настоящие сыновние отношения паствы к своему пастырю.

Помимо Уналашки, отец Иоанн Вениаминов часто бывал и на других островах, наставляя свою паству и проповедуя Слово Божие среди некрещеных. Невозможно себе представить те трудности и опасности, которые ему приходилось переносить в подобных путешествиях, совершавшихся на утлой туземной лодке в холод и непогоду. Но зато во время бесед с алеутами, когда, по словам отца Иоанна, «скорее утомится самый неутомимый проповедник, чем ослабнет их внимание и усердие к услышанию слова», он «деятельно узнал утешения христианской веры, эти сладостные и невыразимые прикосновения благодати». О чудесном же случае во время одного из таких посещений отец Иоанн рассказывает так.

«Проживши на Уналашке почти четыре года, я в Великий пост отправился в первый раз на остров Акун к алеутам, чтобы приготовить их к говению. Подъезжая к острову, я увидел, что они все стояли на берегу наряженными, как в торжественный праздник, и когда я вышел на берег, то они все радостно бросились ко мне и были чрезвычайно со мною ласковы и предупредительны. Я спросил их: почему они такие наряженные? Они отвечали: «Потому, что мы знали, что ты выехал и сегодня должен быть у нас. На радостях мы и вышли на берег, чтобы встретить тебя». – «Кто же вам сказал, что я буду у вас сегодня, и почему вы узнали меня, что я именно отец Иоанн?» – «Наш шаман, старик Иван Смиренников, сказал нам: ждите, к вам сегодня приедет священник, он уже выехал и будет учить вас молиться Богу; и описал нам твою наружность так, как теперь видим тебя». – «Могу ли я видеть этого вашего старика-шамана? – "Отчего же, можешь; но теперь его здесь нет, и когда он приедет, то мы скажем ему, да он и сам без нас придет к тебе».

Это обстоятельство хотя чрезвычайно меня и удивило, но я все это оставил без внимания и стал готовить их к говению, предварительно объяснив им значение поста и прочее, как явился ко мне этот старик-шаман и изъявил желание говеть, и ходил очень аккуратно. Я все-таки не обращал на него особенного внимания и во время исповеди упустил даже спросить его, почему алеуты называют его шаманом. Приобщив его Святых Таин, я отпустил его... И что же? К моему удивлению, он после причастия отправился к своему тоену (старшине) и высказал свое неудовольствие на меня, а именно за то, что я не спросил на исповеди, почему алеуты называют его шаманом, так как ему крайне неприятно носить такое название от своих собратий, и что он вовсе не шаман.

Тоен, конечно, передал мне неудовольствие старика Смиренникова, и я тотчас же послал за ним для объяснения. Когда посланные отправились, то Смиренников попался им навстречу со словами: «Я знаю, что меня зовет священник отец Иоанн, и я иду к нему». Я стал подробно расспрашивать его о неудовольствии ко мне, о его жизни. На вопрос, грамотен ли он, он ответил, что хотя и неграмотен, но Евангелие и молитвы знает. Затем я попросил его объяснить, откуда он знает меня, что даже описал мою наружность своим собратьям, и откуда узнал, что в известный день должен явиться к вам и что буду учить вас молиться. Старик отвечал, что ему все это сказали двое его товарищей. «Кто же эти двое твоих товарищей?» – спросил я его. «Белые люди», – отвечал старик. – «Где же эти твои белые люди, что они за люди и какой наружности?» – спросил я его. «Они живут недалеко, здесь в горах, и приходят ко мне каждый день», – и старик представил мне их так, как изображают святого Архангела Гавриила, т. е. в белых одеждах и перепоясанного розовою лентою через плечо. – «Когда же явились к тебе эти люди в первый раз?» – «Они явились вскоре после того, как окрестил нас иеромонах Макарий». После сего разговора я спросил Смиренникова, могу ли я их видеть. – «Я спрошу их», – ответил старик и ушел от меня. Я же отправился на некоторое время на ближайшие острова для проповедания Слова Божия и по возвращении своем увидел Смиренникова и спросил его: «Что же, ты спрашивал этих белых людей, могу ли я их видеть, и желают ли они принять меня?» – «Спрашивал, – ответил старик. – они, хотя и изъявили желание видеть и принять тебя, но при этом сказали: «Зачем ему видеть нас, когда он сам учит вас тому, чему мы учим?» – Так пойдем, я приведу к ним». Тогда что-то необъяснимое произошло во мне, какой-то страх напал на меня и полное смирение. Что, ежели в самом деле, подумал я, увижу их, этих Ангелов, и они подтвердят сказанное стариком? и как я пойду к ним? ведь я же человек грешный, следовательно, и недостойный говорить с ними, и это было бы с моей стороны гордостью и самонадеянностью, если бы я решился идти к ним; наконец, свиданием моим с ангелами я, может быть, превознесся бы своею верою или возмечтал бы много о себе... И я, как недостойный, решился не ходить к ним, сделав предварительно по этому случаю приличное наставление как старику Смиренникову, так и его собратьям-алеутам, чтобы они более не называли Смиренникова шаманом».

Отец Иоанн Вениаминов весьма утешался усердием алеутов к слушанию Слова Божия и исполнению заповедей. Редкие из них при его посещении уклонялись по лени или нерадению от говения и очищения совести, и так как их пища всегда одинакова, то они, чтобы отметить пост, в дни говения совсем ничего не ели. Во время богослужения они стояли внимательно и настолько неподвижно, что можно было по следам их ног узнать, сколько народу было в храме. Многие были большими молитвенниками, что часто обнаруживалось лишь случайно или при их кончине. К священникам питали преданность и любовь и готовы были услужить им, чем могли. С распространением христианства стало прекращаться многоженство и внебрачное сожитие, а также убийство рабов при погребении знатных лиц. Даже ссоры и драки стали происходить редко, а междоусобия, сильно распространенные до того, совсем прекратились.

Кроме своей паствы на островах, отец Иоанн Вениаминов посетил также селение Нушегак на материке Америки, где в первое его посещение крестилось тринадцать человек, а во второй приезд число уверовавших возросло до двухсот двадцати.

Жизнь среди алеутов, постоянная проповедь им Слова Божия способствовали углублению знания отцом Иоанном алеутского языка. В дальнейшем он сам изобрел для алеутов азбуку и мало-помалу стал переводить священные книги. Так, он перевел Катехизис и Евангелие от Матфея. Появление этих переводов алеуты встретили с большой радостью и стали усердно учиться грамоте. Отец Иоанн устроил на Уналашке училище для мальчиков и сам учил их, составив все учебники.

Кроме языка, отец Иоанн усердно изучал быт своей паствы. Так, он собрал песни алеутов, по своим наблюдениям за природными явлениями составил «Записку об островах Уналашкинского отдела». Хорошо изучив фауну острова, он даже подавал ценные советы русским промышленникам относительно охоты на морских котиков, направленные к сохранению и умножению стада этих ценных животных.

Сам отец Иоанн Вениаминов жил с семьей сначала в тесной землянке, или юрте, а потом перешел в скромный домик, выстроенный собственными руками. Свободное время он посвящал деланию органчиков, а также беседам и играми с детьми, своими и чужими, которых он очень любил и был с ними очень нежен.

В таких заботах и неусыпных трудах отец Иоанн Вениаминов провел на Уналашке десять лет. В течение этого времени он обратил в христианство всех жителей острова. Труды и подвиги отца Иоанна Вениаминова не могли остаться незамеченными со стороны начальства, и он был награжден наперсным крестом и переведен на остров Ситху, в Новоархангельск – административный центр русских владений в Северной Америке, для просвещения другого народа – колошей.

Новая паства отца Иоанна сильно отличалась от алеутов как по внешнему виду, так и характером. В отличие от некрасивых, неуклюжих, но добрых алеутов, колоши были довольно красивы: у них большие черные глаза, правильные черты лица, черные волосы, средний рост. По нраву были они горды и самолюбивы. Идя в гости к русским, они надевали самые лучшие свои наряды и держали себя с большим достоинством. Они очень мстительны: если колош почему-либо не мог отомстить за обиду при жизни, он завещал свою месть потомкам. О проповеди христианства среди колошей не могло быть и речи, так как к русским они относились с большим подозрением.

Прибыв на Ситху, отец Иоанн занялся сначала изучением языка и обычаев колошей. Вскоре особенный случай изменил отношение колошей к русским. На острове началась эпидемия оспы, от которой колоши, отказывавшиеся принимать прививки от русских, гибли в большом количестве. Между тем русские и алеуты, которым оспа была привита, остались невредимыми. Это заставило и колошей просить русских о помощи, и после своего спасения они перестали смотреть на них как на своих врагов. Тем самым открылась возможность проповеди христианства. И хотя обращение колошей шло медленно, однако они относились к проповедникам с уважением и не препятствовали желающим креститься.

На острове Ситхе отец Иоанн пробыл пять лет. Вся его пятнадцатилетняя деятельность, сначала на острове Уналашке, а потом на Ситхе, отличалась тем же рвением, которое издревле прославило проповедников Евангелия. Он всегда с большой осторожностью принимался за свое дело и тем привлекал к себе грубые сердца дикарей; старался более убеждать, чем принуждать, и терпеливо выжидал добровольного желания креститься. Для детей он устраивал школы, в которых преподавал по им самим составленным учебникам. Наконец, кроме просвещения светом Евангелия, он обучал туземцев кузнечному и плотницкому ремеслам, научил их прививать оспу. При этом он снискал сердечное расположение к себе: дикари полюбили его. И поистине он был их благодетелем и наставником.

За время пребывания на Ситхе отцом Иоанном была начата книга «Замечания о колошском и кадьякском языках и отчасти о прочих наречиях в Российско-американских владениях», которая, как и грамматика алеутского языка, удостоилась лестных отзывов специалистов и внесла много нового в науку.

Многолетний опыт в деле распространения Слова Божия убедил отца Иоанна в том, что при разбросанности туземных поселений и все возраставшем числе крещеных трудно поддерживать дух христианства у паствы. Для этого была нужна постоянная проповедь, что было невозможно при малочисленности священников и недостатке средств. Решение этого зависело от высшего начальства, следовательно, нужно было хлопотать. Кроме того, ему нужно было лично просить разрешения на издание священных книг на алеутском языке. С этой целью отец Иоанн решился отправиться в Петербург. Приняв такое решение, Иоанн взял отпуск и, отправив супругу и детей на родину в Иркутск, 8 ноября 1838 года отплыл с острова Ситхи. Плавание его продолжалось около восьми месяцев. 25 июня 1839 года он прибыл в Петербург.

По прибытии в столицу отец Иоанн в тот же день явился в Святейший Синод и своими рассказами живо заинтересовал его членов. Однако хлопоты в Синоде растянулись на несколько месяцев, которые отец Иоанн не потратил напрасно. Он занялся сбором пожертвований для распространения и утверждения христианства на Алеутских островах и с этой целью отправился в Москву. В Москве он явился к преосвященному Филарету, тогдашнему митрополиту Московскому. Святитель с первого взгляда полюбил трудолюбивого проповедника. «В этом человеке есть что-то апостольское», — говорил он об отце Иоанне. Не раз в свободное время беседовали они наедине, и святитель с удовольствием слушал дивные рассказы отца Иоанна о его жизни среди алеутов. Осенью отец Иоанн вернулся в Петербург, где его ждало решение Святейшего Синода об увеличении штата священно- и церковнослужителей в американских владениях России. Ему также было разрешено печатать свои переводы, и, кроме того, за свои долголетние апостольские подвиги он был награжден званием протоиерея.

Но не только радостные вести ждали его в Петербурге; из Иркутска сообщили о кончине его супруги. Тяжко поразило его это горе. Митрополит Филарет, утешая его, убеждал принять монашество. Но из-за обремененности большой семьей и невозможности в миссионерских разъездах выполнять все требования монашеского устава отец Иоанн согласился не сразу. Когда же, по ходатайству митрополита Филарета, дети его (а их у него было шестеро: две дочери и четыре сына) были устроены на казенное содержание, то он, видя в этом указание Божие, подал прошение о пострижении в монашество. Постриг был совершен 19 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентия, в честь святителя Иркутского. На другой день иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 07 Октября 2024, 06:47:57 »

(Окончание)

Между тем в Святейшем Синоде состоялось решение об образовании новой епархии, к которой были отнесены и Алеутские острова. Возник вопрос о назначении архиерея на новое место. Императору Николаю Павловичу был представлен список из трех избранников, в числе которых был и архимандрит Иннокентий. Государь пожелал его видеть. Обласкав новопоставленного архимандрита, император сказал ему на прощанье: «Передайте митрополиту, что я желаю, чтобы вы были назначены архиереем новой епархии».

Посвящение Иннокентия во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского последовало 15 декабря 1840 года в Казанском соборе. «Я твердо уповаю и верую, – говорил во время своего наречения во епископа Иннокентий, – что Господь, так давно путеводящий меня и дающий мне ныне новый жребий служения благодатию Своею, дарует мне и новые силы к совершению моего служения. Молю вас, Богоизбранные отцы и предстоятели сущей на земле Церкви! Восприимите меня в молитвы ваши и молите Господа, да будет со мною благодать и милость Его всегда». 10 января 1841 года преосвященный Иннокентий уже выехал из Петербурга к месту своего служения на остров Ситху, в Новоархангельск, где было назначено его местопребывание.

Обратный путь епископ Иннокентий совершал уже через Сибирь. По пути он заехал в Иркутск. Можно себе представить, с каким чувством въезжал преосвященный Иннокентий в свой родной город и с каким благоговением и радостью встречали жители Иркутска бывшего своего священника. Народ толпами встречал его при въезде, все церкви приветствовали колокольным звоном. Преосвященный посетил Благовещенскую церковь, где прежде служил священником, и совершил там литургию с благодарственным молебствием. Отъезжая из Иркутска, он заехал на место своего рождения в село Ангинское, заходил в избу, в которой родился и провел детство, посетил своих старых знакомых и, отслужив молебен, пустился в дальний путь, напутствуемый добрыми пожеланиями земляков. Наконец, 27 сентября 1841 года после утомительного и долгого пути Иннокентий благополучно прибыл на остров Ситху.

Теперь, с принятием нового звания, круг просветительской деятельности епископа Иннокентия сильно расширился. Он начал с открытия новых приходов, в которых до сих пор чувствовался сильный недостаток. Поставляя священников во вновь открытые приходы, преосвященный давал им самые подробные наставления и убеждал их действовать силой проповеднического слова, а не принуждением или заманчивыми обещаниями.

Обращения туземцев шли также успешно и почти без всяких настояний миссионеров; напротив, искавшие Крещения подвергались самому строгому испытанию. Особенно утешительными для миссионеров были обращения тех язычников, которые сначла сопротивлялись обращению, а затем сами являлись с мольбой о Крещении.

В местах, регулярно посещаемых миссионерами, население особенно ревностно исполняло их наставления. Случаев отпадения или возвращения к шаманству почти не бывало, если же они происходили, то скоро оканчивались раскаянием и исправлением. Бывали случаи и чудесного исцеления после Крещения. Так, одна старуха, будучи при смерти, пожелала принять Крещение, но так как сама она ходить уже не могла, то была принесена для таинства на носилках. После Крещения она вернулась домой самостоятельно, лишь опираясь на палку. Точно так же молодой мужчина, с детства страдавший припадками безумия, после Крещения совершенно исцелился. Нечего и говорить, что подобные случаи, свидетельствуя о Божественной силе христианства, особенно способствовали обращению туземцев. Помимо проповеди и наставлений в Законе Божием, епископ Иннокентий предписывал миссионерам учить детей и всех желающих грамоте как на местном, так и на русском языке, что население делало очень охотно, и вскоре грамотность туземного населения стала даже выше, чем грамотность населения коренной России.

Прожив в Новоархангельске около семи месяцев, преосвященный отправился обозревать свою епархию. На каждом острове, в каждой деревне принимали его с величайшим торжеством и радостью, и нигде не оставлял он жителей без архипастырского назидания. Его епархия была чрезвычайно обширной и обнимала многочисленные народы, жившие на американском материке, Алеутских и Курильских островах, на Камчатке и на побережье Охотского моря. Так, в первую свою поездку по епархии он преодолел более пяти тысячи верст где морем, а где и на собаках. Таких поездок для обозрения епархии, во время которых он старательно осматривал вновь устроенные приходы, освящая церкви, лично поучал инородцев Слову Божию и устраивал, где можно, училища для детей, у него было три.

За свою плодотворную миссионерскую деятельность среди народов далекой окраины России епископ Иннокентий в 1850 году был возведен в сан архиепископа.

Во время своих путешествий по материковой части России архиепископ Иннокентий бывал также и у якутов, и тунгусов, за отдаленностью жительства никогда не посещавшихся своими архипастырями. Архиепископ был знаком с этими народами еще с детства, когда сталкивался с ними у себя на родине, в селе Ангинском и в Иркутске. Следствием такого попечения было то, что Якутская область была отчислена от Иркутской епархии и присоединена к Камчатской. По этой причине преосвященный Иннокентий должен был переменить место своего постоянного жительства и переехать в Сибирь, в город Якутск.

Новые миссионерские труды предстояли здесь архиепископу Иннокентию. Якуты, принимая Крещение, главным образом, из-за подарков и некоторых льгот, оставались почти в полном неведении христианства и, вследствие редкого посещения их священниками, часто сохраняли прежние языческие верования и обычаи. Верный своим принципам, архиепископ Иннокентий немедленно принялся за просвещение страны, открывая храмы и часовни, переводя на якутский язык священные и богослужебные книги, для чего им была организована специальная комиссия. Несмотря на трудности этого перевода, комиссия успешно справилась со своей задачей, и 19 июля 1859 года в Якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. Преосвященный сам служил молебен и читал Евангелие. Якутов до того тронуло это событие, что старшины их от лица всех своих собратьев представили владыке Иннокентию просьбу, чтобы день этот навсегда стал праздничным. Кроме этого, велась работа по переводу священных и богослужебных книг и на тунгусский язык.

Несмотря на свои уже преклонные лета, архиепископ почти постоянно предпринимал путешествия по своей еще более расширившейся епархии, часто подвергая себя разного рода лишениям и опасностям. В одно из таких путешествий, находясь в Аянском порту, он едва не был взят в плен англичанами, которые в связи с Крымской войной напали на российские дальневосточные владения. Преосвященный убедил англичан не брать его в плен, так как пользы им от этого не будет, что, принужденные кормить его, они понесут только ущерб. Англичане не только оставили его в покое, но даже освободили захваченного ими ранее одного священника.

Миссионерское рвение архиепископа Иннокентия простиралось и на более отдаленные народы, жившие по Амуру и даже за границей с Китаем. Как человек, преданный своей Родине, близко принимавший к сердцу ее интересы и радеющий о ее величии, он проявлял большую заботу о благоприятном для России разрешении амурского вопроса. С этой целью он сам предпринял путешествие по Амуру и составил подробную записку «Нечто об Амуре», в которой на основании личных наблюдений и опросов обосновал возможность навигации по Амуру и заселения его берегов. Содействие архиепископа Иннокентия присоединению Амура к России было оценено очень высоко: в его честь был назван город Благовещенск – в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска.

В конце июня 1857 года архиепископ Иннокентий был вызван в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Его участие в работе высшего органа церковного управления помогло благополучно разрешить вопрос об открытии викариатства на Ситхе и в Якутске. Кафедру решено было перевести в Благовещенск.

Вернувшись из Петербурга, преосвященный Иннокентий переселился в Благовещенск, где так же неутомимо, так же ревностно продолжал дело своего служения, неусыпно заботясь о поддержании православия в епархии. Отсюда он также предпринимал частые путешествия по Амуру и по другим областям для личного надзора и наставления новообращенных. Но преклонные лета и плохое здоровье заставляли его задумываться об отдохновении. Но не к покою от трудов, а к новой деятельности готовил архиепископа Иннокентия Промысел Божий. В 1867 году скончался Московский митрополит Филарет, и на место почившего был назначен архиепископ Иннокентий. Сам преосвященный Иннокентий был поражен этой вестью более всех. Прочитав депешу, он изменился в лице и несколько минут был в раздумье. Затем целый день оставался один, а ночью долго и усердно молился, стоя на коленях. Дивился он собственной судьбе: сын бедного сельского пономаря, которому во время оно и в пономари, на место отца, невозможно было попасть, делается преемником великого архипастыря, одним из первых иерархов Русской Церкви – митрополитом Московским!

С глубоким смирением принял преосвященный Иннокентий новое свое назначение и стал собираться в путь. Излишне говорить, с каким чувством радости и благоговения встречали его жители сибирских городов, через которые ему приходилось проезжать по пути в Москву. В первый раз на своем веку видели они митрополита. С особой торжественностью приветствовали митрополита Иннокентия в его родном Иркутске, где из-за распутицы он пробыл довольно долго и несколько раз совершал литургию в сослужении с другими архиереями.

Наконец 25 мая 1868 года, вечером, огласивший всю Москву колокольный звон возвестил о прибытии в столицу ее нового архипастыря. На другой день высокопреосвященный Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, вступил в Большой Успенский собор, на ступенях которого произнес речь, исполненную истинного смирения. «Кто я, – говорил он, – дерзающий восприять и слово и власть моих предшественников? Ученик отдаленнейшего времени, отдаленнейшего края и в отдаленной стране проведший более половины своей жизни; не более как смиренный делатель на ниве Христовой, учитель младенцев и младенчествующих в вере».

С таким смирением вступал преосвященный Иннокентий в новое свое служение. Ему было уже более семидесяти лет, он был удручен болезнью, почти слеп, но все-таки был преисполнен сил и рвения к деятельности. За новыми заботами он не забывал своего миссионерского призвания. С целью проповеди Евангелия на окраинах России им было учреждено миссионерское общество. Открытое в Москве в январе 1870 года, оно встретило большое сочувствие во всех уголках России. Во многих епархиях были открыты соответствующие комитеты. Но главной его заботой оставалось наставление народа в истинах христианской веры и нравственности.

31 марта/13 апреля – Преставление

Однако среди всех пастырских трудов и забот старость, недуги телесные давали о себе знать. Митрополит дважды ходатайствовал об увольнении на покой, однако просьбы его были отклонены. С некоторого времени ему пришлось отказаться от поездок по епархии, которые теперь за него совершали его викарии. С середины 1878 года митрополит Иннокентий почти непрерывно хворал и даже отменил в конце этого года поездку в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. На Страстной неделе, почувствовав приближение кончины, он попросил себя пособоровать. Последний раз приобщался в Великий четверг. 30 марта 1879 года он потребовал к себе преосвященного Амвросия (позднее епископа Харьковского) для чтения канона на исход души, а 31 марта в 2 часа ночи его не стало.

«Дайте знать, – говорил, умирая, преосвященный, – чтобы при погребении моем речей не было, в них много похвал. А проповедь по мне скажите, она может иметь назидание, и вот текст для нее: от Господа стопы человеку исправляются (Пс.36,23)».

На другой день в одиннадцать часов утра колокол Ивана Великого возвестил москвичам о кончине их святителя, а 5 апреля тело почившего было предано земле рядом с могилой митрополита Филарета в Троице-Сергиевой Лавре.

23 сентября/6 октября – Прославление

Не оставляет Господь Своих праведников и, предуготовляя им место в Царствии Небесном, заботится о их прославлении среди верных чад Своих под омофором земной Церкви. В марте 1974 года на заседании Святейшего Синода Православной Церкви в Америке был поднят вопрос о канонизации приснопамятного просветителя Аляски митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова). 8 мая того же года американские иерархи обратились к Матери-Церкви в Москву с просьбой изучить вопрос о возможной канонизации митрополита Иннокентия, если на то изволится Духу Святому и Священному Синоду Русской Православной Церкви.

Три года ушло на изучение бережно собранных в США и на родине святителя свидетельств о его жизни и равноапостольных трудах. А 23 сентября (6 октября по новому стилю) 1977 года Священный Синод Русской Православной Церкви, воздав славу и хвалу Господу, определил: приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, причислить к лику святых, благодатию Божиею прославляемых, и совершать его память дважды в год – 31 марта, в день блаженной кончины, и 23 сентября – в день его прославления. 10 июня память святителя Иннокентия празднуется вместе со всеми Сибирскими святыми, прославленными в 1984 году.



Тропарь, глас 1

Во вся страны́ полу́нощныя изы́де веща́ние твое́,/ я́ко прие́мшия сло́во твое́,/ и́хже боголе́пно научи́л еси́,/ неве́дущия Христа́ све́том Ева́нгелия просвети́л еси́,/ челове́ческия обы́чаи украси́л еси́,/ Росси́йская похвало́, святи́телю о́тче наш Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь, глас 4

Первопресто́льницы Росси́йстии,/ и́стиннии храни́телие апо́стольских преда́ний,/ столпи́ непоколеби́мии, правосла́вия наста́вницы,/ Пе́тре, Алекси́е, Ио́но, Фили́ппе и Ермоге́не,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 3

Пе́рвый учи́тель пре́жде те́мным язы́ческим племена́м,/ пе́рвый возвести́тель им пути́ спаси́тельнаго,/ апо́стольски потруди́выйся в просвеще́нии Сиби́ри и Аме́рики,/ святи́телю о́тче наш Инноке́нтие,/ Влады́ку всех моли́/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 4

И́стинный и нело́жный учи́тель был еси́:/ запове́данная бо Го́сподем сам сотвори́в,/ и́мже учи́л еси́ и наказа́л еси́ ко благоче́стию приходя́щая ча́да,/ неве́рныя вразумля́л еси́ позна́ти ве́ру и́стинную,/ просвеща́я их святы́м Креще́нием./ Сего́ ра́ди со апо́столы ра́дуешися,// прие́мля по́честь благове́стника Христо́ва.

Кондак, глас 3

Во святи́телех благоче́стно пожи́сте,/ и лю́ди к Богоразу́мию наста́висте, и до́бре Бо́гу угоди́сте,/ сего́ ра́ди от Него́ нетле́нием и чудесы́ просла́вистеся,// я́ко ученицы́ Бо́жия благода́ти.



Молитва

О, па́стырю до́брый и учи́телю прему́дрый, о́бразе благонра́вия всем, благоче́стно жи́ти хотя́щим, святи́телю о́тче наш Инноке́нтие! К тебе́, я́ко ча́да ко отцу́, прибега́ем и мо́лимся, помина́я твою́ любо́вь к лю́дем: бу́ди щит несокруши́м Святе́й Це́ркви Правосла́вней и оте́честву на́шему, архиере́и благоле́пием святи́тельства и прему́дростию украси́, па́стырем в служе́нии ре́вность да́руй, мона́шествующия к по́двигом до́браго тече́ния в послуша́нии утверди́, правосла́вным христиа́ном ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир весь предста́тельством твои́м умири́. Те́плый наш моли́твенниче, всеросси́йский свети́льниче, просвети́телю Сиби́ри и Аме́рики, осени́ го́рним благослове́нием нас, в ско́рбех су́щих, и пода́ждь утеше́ние и избавле́ние от боле́зней душе́вных и теле́сных; испроси́ нам свы́ше дух кро́тости, целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́, да про́чее вре́мя жития́ на́шего в ве́ре и покая́нии поживе́м и в жи́зни ве́чней благода́рне восхва́лим просла́вльшаго тя Го́спода – Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

https://azbyka.ru/days/sv-innokentij-veniaminov
« Последнее редактирование: 07 Октября 2024, 06:49:47 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 07 Октября 2024, 07:01:21 »

Акафист святителю Иннокентию (Вениаминову), митрополиту Московскому и Коломенскому, апостолу Америки и Сибири


Текст акафиста утвержден на заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 78).

Кондак 1

Избра́нный святи́телю и до́брый па́стырю Христо́ва ста́да, всю твою́ ду́шу и се́рдце, ум и кре́пость на служе́ние Го́споду преда́вый, в да́льних преде́лех неуста́нно труди́выйся, не земна́го ра́ди воздая́ния, но Святы́я ра́ди Це́ркве и спасе́ния всех. Мы же, твоего́ вели́каго духо́внаго сокро́вища насле́дницы, прино́сим ти хвале́бную пе́снь. Ты бо, предстоя́ Престо́лу Го́спода Сла́вы, хода́тайствуеши о земли́ на́шей и лю́дех ея́. Сего́ ра́ди, совокупле́ни во Еди́ней Святе́й Правосла́вней Це́ркви, благода́рственне воспева́ем ти: Ра́дуйся, святи́телю Моско́вский Инноке́нтие, Сиби́ри и Аме́рики просвети́телю!

Икос 1

А́нгелом подража́тель нра́вы твои́ми бы́л еси, свя́те Инноке́нтие, и мирови просия́л еси́ яко но́вый апо́стол, от ма́лыя ве́си Сиби́рския да́же до земли́ Америка́нския проше́дый, измла́да бо избра́ тя Госпо́дь, да просвети́ши све́том Правосла́вия те́мныя язы́ки Аля́ски, Сиби́ри и Камча́тки, и́же вку́пе с на́ми чтут тя пе́сненными похвалы́ сицевы́ми:

Ра́дуйся, пропове́дати Ева́нгелие возжеле́вый;

ра́дуйся, благовести́ти наро́дом те́мным возревнова́вый.

Ра́дуйся, Милосе́рдному Искупи́телю челове́ков подража́вый;

ра́дуйся, неве́дущим Бо́га ми́лость источа́вый.

Ра́дуйся, смире́нный де́лателю жа́твы Христо́вы;

ра́дуйся, до́брый вертогра́дарю са́да Иису́сова.

Ра́дуйся, апо́столов Христовых истинный после́дователю;

ра́дуйся, благове́стниче язы́ком Се́вера и Приаму́рия.

Ра́дуйся, наста́вниче и учи́телю алеу́тов и ко́лошей;

ра́дуйся, свети́льниче пресве́тлый эскимо́сом и коря́ком.

Ра́дуйся, прови́дче пресла́вных дел Бо́жиих;

ра́дуйся, зда́телю Правосла́вныя Це́ркви во Аме́рице.

Ра́дуйся, святи́телю Моско́вский Инноке́нтие, Сиби́ри и Аме́рики просвети́телю!

Кондак 2

Ви́дя ра́зум твой и мно́гия да́ры, Бо́гом тебе́ да́нныя, наипа́че же ра́дость твою́ ве́лию во служе́нии Бо́гу и Це́ркви Святе́й Его́, благочести́вый сро́дник тво́й наставля́ше тя в ве́ре и благоче́стии, да от ма́лых лет воспое́ши Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 2

Ра́зум духо́вный от ю́ности твоея́ Бо́гом ти дарова́ся, во е́же служи́ти Ему́ во вся дни живота́ твоего́. Сего́ ра́ди во уче́нии Христо́ве непреста́нно поуча́лся еси́ и в сан свяще́нный поста́влен был еси́, да па́ству твою́ до́бре во благоче́стии наста́виши. Мы же, дивя́щеся свя́тости жития́ твоего́, пра́зднуем с весе́лием па́мять твою́, зову́ще ти си́це:

Ра́дуйся, наста́вники прему́дростию удиви́вый;

ра́дуйся, во вся́цем уче́нии и де́лании преуспе́яние яви́вый.

Ра́дуйся, ра́бе усе́рдный, тала́нта Боже́ственнаго не сокры́вый;

ра́дуйся, подви́жниче, его́же стопы́ от Боѓа исправля́ются.

Ра́дуйся, смире́ние и кро́тость возлюби́вый;

ра́дуйся, ко хвале́нию Бо́га духо́вных чад твои́х подви́гнувый.

Ра́дуйся, Ева́нгелие велегла́сно пропове́давый;

ра́дуйся, Пресвяту́ю Тро́ицу благоче́стно просла́вивый.

Ра́дуйся, по́двиги твои́ми ду́ши бли́жних твои́х возвесели́вый;

ра́дуйся, вели́кими труды́ твои́ми лени́выя обличи́вый.

Ра́дуйся, вся тала́нты твоя́ на служе́ние Вы́шнему употреби́вый;

ра́дуйся, и нас на служе́ние Бо́гу и бли́жнему подвиза́яй.

Ра́дуйся, святи́телю Моско́вский Инноке́нтие, Сиби́ри и Аме́рики просвети́телю!

Кондак 3

Си́ла Вы́шняго укрепи́ тя к восприя́тию Боже́ственнаго призва́ния на служе́ние апо́стольское на Аля́сце. Те́мже в путьше́ствие вельми́ да́льнее и тру́дное ко Аме́рице Ру́сстей му́жественно устреми́лся еси́ ку́пно с супру́жницею, ма́терию-ста́рицею и младе́нцем ча́дом, Бо́гу же из глубины́ се́рдца твоего́ воспева́л еси́: Аллилу́иа.

Икос 3

Име́яше вои́стину ве́лия благода́ть тебе́ да́тися, о́тче Инноке́нтие, во е́же сотвори́ти дела́, челове́ческия си́лы превосходя́щая. Стра́нствие бо до́лгое и притру́дное соверши́л еси́, места́ ди́вия и мо́ре многомяте́жное преше́л еси́, и вся препя́тия превозмо́гл еси́, благове́стия ра́ди Христо́ва. Те́мже и мы, по́двиги твои́ми вдохновля́еми, вопие́м ти си́це:

Ра́дуйся, Сиби́ри и Аме́рики апо́столе;

ра́дуйся, земе́ль да́льних восто́чных и за́падных святи́телю.

Ра́дуйся, сто́лпе Правосла́вия непоколеби́мый;

ра́дуйся, пропове́дниче ве́ры неустраши́мый.

Ра́дуйся, до́брый па́стырю, ду́шу за о́вцы полага́яй;

ра́дуйся, моли́твенниче, дерзнове́нно о пасо́мых Бо́га умоля́яй.

Ра́дуйся, моря́ хла́дная без стра́ха покори́вый;

ра́дуйся, ко́рмчим и морепла́вателем му́дрый наста́вник бы́вый.

Ра́дуйся, Ева́нгельским ловце́м челове́ков уподо́бивыйся.

ра́дуйся, мра́за, ску́дости и трудо́в ве́лиих не убоя́выйся;

Ра́дуйся, А́нгелы Госпо́дними храни́мый;

ра́дуйся, Ду́хом Святы́м руководи́мый.

Ра́дуйся, святи́телю Моско́вский Инноке́нтие, Сиби́ри и Аме́рики просвети́телю!

Кондак 4

Бу́ри ве́тров морски́х и помышле́ний сумни́тельных не поколеба́ша тя, блаже́нне Инноке́нтие, егда́, А́нгелы посреде́ во́лн храни́мый, дости́гл еси́ безбе́дно ото́ка Унала́шки. Те́мже, приклони́в коле́на, воспе́л еси́ ку́пно со сро́дники твои́ми на бре́зе морсте́м А́нгельскую хвале́бную пе́снь Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 4

Слы́шаша, Богому́дре Инноке́нтие, бли́жнии и да́льнии вели́чие дел тво́их, яко, уподо́бився святы́м Кири́ллу и Мефо́дию, изобре́л еси́ письмена́ алеу́том и ины́м племено́м се́верным, во е́же сла́вити им Бо́га И́стиннаго свои́м си язы́ком. Те́мже труди́лся еси́ неуста́нно, прелага́я Писа́ние, чин слу́жбы Боже́ственныя и поуче́ния кни́жная на язы́ки тузе́мныя. Мы же, прославля́юще Бо́га, дарова́вшаго нам свети́льника такова́го, вопие́м ти с ра́достию:

Ра́дуйся, просвети́телю язы́ков, во тьме́ и се́ни сме́ртней седя́щих;

ра́дуйся, благовести́телю Триеди́наго Бо́га во страна́х полу́нощных.

́Ра́дуйся, Це́рковь Христо́ву на ка́мени тве́рдом стро́ивый;

ра́дуйся, се́мена блага́я на ни́ве благопло́дней му́дро се́явый.

Ра́дуйся, равноапо́стольным учи́телем слове́нским единонра́вный;

ра́дуйся, святи́телем росси́йским единомы́сленный.

Ра́дуйся, незло́бивых алеу́тов Смире́нному се́рдцем вручи́вый;

ра́дуйся, свире́пых ко́лошей Судии́ Пра́ведному покори́вый.

Ра́дуйся, неве́дущим И́стины Христо́вы учи́телю нело́жный;

ра́дуйся, в неве́рии су́щим бога́тства ве́ры неисчерпа́емаго пода́телю.

Ра́дуйся, ма́лое ста́до Христо́во воеди́но собра́вый и умно́живый.

ра́дуйся, шама́нов, волко́в хи́щных, к покая́нию приведы́й.

Ра́дуйся, святи́телю Моско́вский Инноке́нтие, Сиби́ри и Аме́рики просвети́телю!

Кондак 5

Боготе́чная звезда́ яви́ся тебе́ свята́го Инноке́нтия Ирку́тскаго по́двиг. Ты же, све́ту тоя́ после́дуя, путьше́ствоваше непреста́нно в места́ да́льняя и непроходи́мая, на ладия́х у́тлых, на еле́нях и псах, от ве́си в весь, от ото́ка к ото́ку, заблу́ждшия о́вцы взыску́я, ве́ру пра́вую язы́ком возвеща́я, во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха креща́я. Храм же во и́мя Вознесе́ния Госпо́дня со ча́ды твоими алеу́ты на ото́це Унала́сце воздви́гл еси, ве́рныя науча́я спаса́ющему тобо́ю Богу взыва́ти: Аллилу́иа.

Икос 5

Ви́девше лю́дие алеу́тстии по́двиги и труды́ твоя́, притека́ху к тебе́ яко к до́брому па́стырю, внима́юще вся́кому сло́ву, от уст твои́х исходя́щему. Ты же, ве́лие попече́ние о них име́я, ми́лость вся́кую сим явля́л еси: неду́ги врачева́л еси́, ско́рбныя утеша́л еси, учи́лища отроко́м устроя́л еси́, во е́же наставля́ти тех во И́стине, сего́ ра́ди слы́шиши от всех си́це:

Ра́дуйся, мре́жею слове́с язы́ки улови́вый;

ра́дуйся, любо́вь Ева́нгельскую ча́дом твои́м яви́вый.

Ра́дуйся, хра́мы свои́ма рука́ма созида́вый;

ра́дуйся, па́че же ду́ши пасо́мых возраща́вый.

Ра́дуйся, Го́споду Иису́су и апо́столу Па́влу в труде́х подража́вый;

ра́дуйся, я́ко ну́ждам твои́м и бли́жних послужи́ша ру́це твои́.

Ра́дуйся, те́ктоне, Вели́каго Архите́ктона учениче́;

ра́дуйся, Ева́нгельских ры́барей досто́йный прее́мниче.

Ра́дуйся, мно́гая де́лания ча́дом твоим изъясни́вый;

ра́дуйся, зда́ти, кова́ти и пли́нфы де́лати лю́ди научи́вый.

Ра́дуйся, Су́щаго пре́жде век пропове́давый;

ра́дуйся, земна́я позна́ния стяжа́вый, да Еди́ному Бо́гу послу́жиши.

Ра́дуйся, святи́телю Моско́вский Инноке́нтие, Сиби́ри и Аме́рики просвети́телю!

Кондак 6

Пропове́дника ве́лия и Богоно́сна чтут тя, преблаже́нне Инноке́нтие, земля́ Сиби́рская, Камча́тка и Аме́рика, ты бо благовести́л еси Христа́ Бо́га язы́ком ма́лым, те́мным и некни́жным, хра́мы воздви́гл еси́, о́троки, му́жи и жены́ в Писа́нии Боже́ственнем наста́вил еси, письмена́ но́вая изобре́л еси и вся научи́л еси взыва́ти Богу: Аллилу́иа.

Икос 6

Возсия́л еси свет живо́тный лю́дем земли́ полу́нощныя, Христо́вым уче́нием ты́я просвеща́яй, святи́телю о́тче Инноке́нтие. Восхоте́л бо еси́ простре́ти апо́стольския труды́ твоя́ да́же до земли́ Нушега́кския, иде́же пре́жде не бе пропове́дника. Сего́ ра́ди наро́ди эскимо́сстии, узре́вше тя, я́ко А́нгела све́тла, спасе́ние благовести́ти гряду́ща, и я́ко па́стыря до́бра, ду́шу свою́ за о́вцы полага́юща, в реце́ Нушега́к а́ки в но́вем Иорда́не крести́шася, с ни́миже и мы воспева́ем ти си́це:

Ра́дуйся, святу́ю ве́ру насади́вый;

ра́дуйся, пре́лесть и́дольскую искорени́вый.

Ра́дуйся, просвети́телю ве́лий племе́н се́верных;

ра́дуйся, учи́телю во мра́це неве́дения су́щих.

Ра́дуйся, чистоты́ ве́ры правосла́вныя усе́рдный храни́телю;

ра́дуйся, му́дрых и некни́жных Богодохнове́нный наста́вниче.

Ра́дуйся, Христа сла́вити все́ми язы́ки завеща́вый;

ра́дуйся, е́ресь триязы́чную попра́вый.

Ра́дуйся, свети́льниче света Христо́ва;

ра́дуйся, благове́стием поля́рную нощь озари́вый.

Ра́дуйся, сло́ва Бо́жия пра́вый толкова́телю;

ра́дуйся, ми́ра Христо́ва всю́ду насади́телю.

Ра́дуйся, святи́телю Моско́вский Инноке́нтие, Сиби́ри и Аме́рики просвети́телю!

Кондак 7

Хотя́ Всеблаги́й Госпо́дь ве́ру правосла́вную во страна́х полу́нощных утверди́ти, повеле́ ти во гра́де Но́вем Арха́нгельске на ото́це Си́тке по́двиги твоя́ продолжи́ти, иде́же лю́дие тлинги́тстии, го́рдии и непокори́вии, живя́ху. Сего ради апо́стольския труды́ твоя́ умно́жил еси, нра́вы, обы́чаи и язык люде́й сих ко́лошских познава́я, да возмо́жеши на сро́дном им наре́чии Сло́во Бо́жие благовествова́ти, да и ти́и не́когда от всея́ души́ возопию́т Христу́: Аллилуия.

Икос 7

Но́вое по́прище, ве́лие и тру́дное, благода́тию Бо́жией соверша́л еси, Самому́ Свято́му Ду́ху тебе́ споспешеству́ющу, ко́лоши бо, мо́ром лю́тым устраше́ннии и по́мощь правосла́вных люде́й ру́сских уразуме́вшии, нача́ша Сло́ву Бо́жию внима́ти, покая́ние приноси́ти и путь спасе́ния познава́ти. Мы же, ре́вности твоея́ о спасе́нии всех челове́ков дивя́щеся, возглаша́ем:

Ра́дуйся, просвети́телю инуи́тов и инде́йцев;

ра́дуйся, благовести́телю тунгу́сом и яку́том.

Ра́дуйся, тала́нты свои́ми всех удиви́вый;

ра́дуйся, Го́сподеви, а не челове́ком угожда́ти учи́вый.

Ра́дуйся, ду́ши, вку́пе же и телеса́ врачева́вый;

ра́дуйся, му́дрый кни́жниче, вся поле́зная на служе́ние Бо́гу поста́вивый.

Ра́дуйся, муже́м кни́жным, купце́м и ловце́м поле́зная возвести́вый;

ра́дуйся, моли́твами и иску́сством кораблецы́ мно́гажды от потопле́ния спасы́й.

Ра́дуйся, всех чту́щих тя во Христе́ утвержде́ние;

ра́дуйся, наста́вниче до́брый ко спасе́нию.

Ра́дуйся, до после́дних дний на ни́ве Госпо́дней труди́выйся;

ра́дуйся, и по сме́рти от па́ствы твоея́ любо́вию не отлучи́выйся.

Ра́дуйся, святи́телю Моско́вский Инноке́нтие, Сиби́ри и Аме́рики просвети́телю!

Кондак 8

Стра́нствие ве́лие вкруг всея́ земли́ соверши́л еси́, да возвести́ши архипа́стырем Росси́йским о возлю́бленных духо́вных ча́дех твои́х, сло́ва Бо́жия а́лчущих, и умо́лиши посла́ти де́лателей на жа́тву Христо́ву, и преложе́ния Писа́ния Свяще́ннаго на язы́к алеу́тский напеча́тати возмо́жеши. Творца́ в преди́вных творе́ниих Его́ в путьше́ствии твое́м созерца́вый, дости́гл еси гра́да Свята́го Петра́ и благода́рственне воспе́л еси́ Бо́гу: Аллилу́иа.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 07 Октября 2024, 07:02:33 »

(Окончание)

Икос 8

Всего́ себе́ и чад твои́х Про́мыслу Ми́лостиваго Бо́га пре́дал еси́, весть о блаже́нней кончи́не супру́жницы твоея́ му́жественно восприе́м. Зва́ние же ко и́ночеству от святи́теля Филаре́та Моско́вскаго слы́ша, посети́ святы́ни Моско́вския и Ки́евския, Го́споду о вразумле́нии и дарова́нии ти благода́тныя по́мощи усе́рдно моля́ся. Те́мже чин А́нгельский и сан архиере́йский, благодаря́ Бога, восприя́л еси, и святи́тель Камча́тский, Кури́льский и Алеу́тский нарече́н был еси. Мы же, воспомина́юще сия́, дерза́ем вопи́ти к тебе сице:

Ра́дуйся, крест мона́шеский му́жески подъя́вый и Христу́ после́довавый;

ра́дуйся, в сан святи́тельский благода́тию Бо́жиею возведе́нный.

Ра́дуйся, Иоанну Крести́телю в креще́нии людей поревнова́вый;

ра́дуйся, Кири́ллу и Мефо́дию в труде́х апо́стольских ра́вный.

Ра́дуйся, Стефа́на Пе́рмскаго до́блестный собра́те;

ра́дуйся, Три́фона Пе́ченгскаго духо́вный насле́дниче.

Ра́дуйся, Ге́рмана Аля́скинскаго свяще́нный прее́мниче;

ра́дуйся, Никола́я Япо́нскаго сла́вный наста́вниче.

Ра́дуйся, Инноке́нтия Ирку́тскаго и́стинный подража́телю;

ра́дуйся, Филаре́та Моско́вскаго вели́кий после́дователю.

Ра́дуйся, венце́м терпе́ния на земли́ венча́нный;

Ра́дуйся, све́том вечным на Небеси́ осия́нный.

Ра́дуйся, святи́телю Моско́вский Инноке́нтие, Сиби́ри и Аме́рики просвети́телю!

Кондак 9

Вси лю́дие земель Алеу́тских, Америка́нских и Камча́тских возра́довашася зело́, ви́дяще святи́теля но́ваго, с па́стырьми до́брыми к ним прибы́вшаго. Той же па́ки умно́жи попече́ния своя́ о устрое́нии и укрепле́нии Це́ркве Христо́вы. Повеле́ же учи́лище духо́вное на ото́це Си́тке учреди́ти, да вси, науче́ние кни́жное зде прие́млющии, Го́споду Сил взыва́ют: Аллилу́иа.

Икос 9

Вети́и многовеща́ннии не возмо́гут исчи́слити вся твоя путьше́ствия, труды́ и начина́ния во епа́рхии твое́й, я́же на ты́сящи по́прищ простира́шеся, и премно́гия язы́ки и племена́ в себе́ содержа́. А́нгели же Бо́жии и сподви́жницы твои́ ликовствова́ху, егда́ па́ки посла́л еси па́стыри и пропове́дники на Аля́ску и во вся да́льняя ме́ста Сиби́ри Восто́чныя, да вси язы́цы позна́ют ве́ру и́стинную. Сего́ ра́ди вопие́м ти си́це:

Ра́дуйся, апо́столе и́стинный кра́я аркти́ческаго;

ра́дуйся, пе́рвый иера́рше во Аме́рице.

Ра́дуйся, Про́мыслом Бо́жиим на святи́тельство призва́нный;

ра́дуйся, святи́телем Моско́вским Филаре́том укрепля́емый.

Ра́дуйся, и́стинный о́бразе архипа́стыря правосла́внаго;

ра́дуйся, не дре́вле, но ны́не подвиза́выйся.

Ра́дуйся, верши́но, о́блаки заблужде́ний превосходя́щая;

ра́дуйся, приста́нище, от козней злых духо́в укрыва́ющее.

Ра́дуйся, иноплеме́нных во́ев не убоявыйся;

ра́дуйся, злобу тех му́дростию на кро́тость преложи́вый.

Ра́дуйся, яко апо́столи, язы́ки иноро́дными веща́вый;

ра́дуйся, ле́ствицу восхожде́ния в Ца́рство Небе́сное нам указа́вый.

Ра́дуйся, святи́телю Моско́вский Инноке́нтие, Сиби́ри и Аме́рики просвети́телю!

Кондак 10

Спасти́ хотя́ всех Жизнода́вец Госпо́дь, благоволи́ зе́мли Яку́тския и Аму́рския попече́нию твоему́, святи́телю о́тче Инноке́нтие, вве́рити. Зде же труды́ твои́ми но́вии хра́ми возведо́шася, учи́лища откры́шася, Писа́ние Боже́ственное на язык яку́тский преложе́но бе. Ты же сам, Бо́гом води́мый и А́нгелы укрепля́емый, посеща́ше лю́ди язы́к непросвеще́нных, бесе́ды, нра́вы и обы́чаи тех изуча́я, о́браз ве́ры и благоче́стия сим явля́я, науча́я непреста́нно взыва́ти Богу: Аллилу́иа.

Икос 10

Стена́ еси всем, о правосла́вней ве́ре ревну́ющим и к заступле́нию твоему́ с наде́ждею притека́ющим, свя́тче Божий Инноке́нтие. Ты бо о́браз в себе́ саме́м яви́л еси и словесы́ мно́гими поуча́л еси, ка́ко подоба́ет труди́тися ра́ди просвеще́ния не ве́дущих И́стины Христо́вы. Моли́твами же и хода́тайствы твои́ми вели́кий край Примо́рский и Уссури́йский ко Оте́честву на́шему мирно приложи́ся. Сего ради, воспомина́юще по́двиги и труды́ твоя́, взыва́ем ти та́ко:

Ра́дуйся, доброде́тельми, я́ко виссо́ном, украше́нный;

ра́дуйся, прему́дростию Соломо́ну подо́бный.

Ра́дуйся, яко апо́стол Иоа́нн Богосло́в, Господа возлюби́вый;

ра́дуйся, сему́ же и ма́лая ча́да твоя учи́вый.

Ра́дуйся, Ева́нгелие на язы́ки тузе́мныя преложи́вый;

ра́дуйся, учи́лища И́стины Боже́ственныя основа́вый.

Ра́дуйся, се́мена Сло́ва Бо́жия в земли́ Америка́нстей насе́явый;

ра́дуйся, трубо́ сладкогла́сная Ева́нгельскаго благове́стия.

Ра́дуйся, ни́щим и убо́гим благотвори́телю;

ра́дуйся, о лю́дех ру́сских непреста́нный моли́твенниче.

Ра́дуйся, гра́да Благове́щенска духо́вный основа́телю;

ра́дуйся, о благоде́нствии Оте́чества хода́таю

Ра́дуйся, святи́телю Моско́вский Инноке́нтие, Сиби́ри и Аме́рики просвети́телю!

Кондак 11

Пе́ние Всемогу́щему Бо́гу па́че ины́х прине́сл еси́, свя́те Инноке́нтие, житие́ твое просвеще́нию неве́рных посвяти́вый, свет Ева́нгельский да́же до коне́ц земли́ донесы́й, стопы́ свои́ми всю вселе́нную преше́дый. При конце́ же жития́ твоего́ призва́н был еси на служе́ние святи́тельское во град первопресто́льный Москву́, о сем же со стра́хом и смире́нием Бо́гу воспе́л еси́: Аллилу́иа.

Икос 11

Светоза́рнаго свети́льника обре́те в тебе́, святи́телю Инноке́нтие, земля́ Ру́сская, уподо́бився бо вселе́нским учи́телем, па́ству Росси́йскую до́бре упа́сл еси, не забыв и духо́вная ча́да твоя́ Аля́скинская, поревнова́в о них да́же до дне успе́ния твоего́. Мы же с ни́ми согла́сно вопие́м ти такова́я:

Ра́дуйся, све́т ми́ру и соль земли́ яви́выйся;

ра́дуйся, свети́льниче, во тьме́ заблу́ждшим сия́яй.

Ра́дуйся, покая́нныя моли́твы наша ко Влады́це принося́й;

ра́дуйся, и сам о нас к Нему́ вы́ну моля́ся.

Ра́дуйся, све́тлое Правосла́вия пропове́дание;

ра́дуйся, златоза́рное света Ева́нгельскаго сия́ние.

Ра́дуйся, ве́лий во Ца́рствии Бо́жии нарече́нный;

ра́дуйся, на земли в Церкви Господней прославленный.

Ра́дуйся, и́стинныя ве́ры испове́дниче;

ра́дуйся, Ца́рствия Бо́жия насле́дниче.

Ра́дуйся, язы́ком те́мным две́ри Ца́рствия Небе́снаго отве́рзый;

ра́дуйся, прему́дро стро́ити Це́рковь во Аме́рице завеща́вый.

Ра́дуйся, святи́телю Моско́вский Инноке́нтие, Сиби́ри и Аме́рики просвети́телю!

Кондак 12

Благода́ть просвеще́ния, ми́ра и друг ко другу любве́ испроси́ нам, святи́телю Христо́в Инноке́нтие, Ева́нгелие Христо́во до конца́ жития́ своего́ благовествова́вый! Завеща́л бо еси не пла́кати, но па́че ра́доватися о преставле́нии твое́м, слове́с похва́льных над гро́бом твои́м не глаго́лати, то́кмо сла́ву Пр́омыслу Божию возда́ти. Отше́л же еси́ ми́рно в вы́шняя селе́ния, Христо́вы Тайны прия́в. Мы же, ра́дующеся таково́му смире́нию твоему́, вопие́м Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 12

Пою́ще труды́ твоя́ и по́двиги, та́кожде и ди́вное житие́ твое́ на земли́, прославля́ем тя, святи́телю Христо́в Инноке́нтие, в тебе́ бо Бог, в Тро́ице прославля́емый, ди́вно просла́вися. Те́мже смире́нно мо́лим тя: си́лу свы́ше во укрепле́ние Правосла́вия ниспосли́, на враги́ ви́димыя и неви́димыя побе́ду да́руй, да со все́ми язы́ки, тобо́ю ко Христу́ приведе́нными, ку́пно и мы воспева́ем ти похвалы́ сия́:

Ра́дуйся, помина́ющих тя помина́яй;

ра́дуйся, нестрое́ния посреде́ чтущих тя исправля́яй.

Ра́дуйся, непоро́чности тезоимени́тый;

ра́дуйся, моли́твы де́лателю неусы́пный.

Ра́дуйся, Правосла́вия тве́рдое огражде́ние;

ра́дуйся, неве́рия и лжи изобличе́ние.

Ра́дуйся, Тро́ицу Святу́ю богому́дре испове́давый;

ра́дуйся, Евхари́стию соверша́ти свои́м си язы́ком наро́ды научи́вый.

Ра́дуйся, реко́ духо́вная, стра́ждущую пусты́ню напоя́ющая;

ра́дуйся, многоце́нный сосу́де Ду́ха Свята́го.

Ра́дуйся, Торжества́ Правосла́вия дальнозри́телю;

ра́дуйся, о всем мире те́плый ко Го́споду моли́твенниче.

Ра́дуйся, святи́телю Моско́вский Инноке́нтие, Сиби́ри и Аме́рики просвети́телю!

Кондак 13

О, преблагослове́нне отче Инноке́нтие, просвеще́ние всех Христа́ и́щущих, ны́нешнее ма́лое наше прие́мля приноше́ние, вся лю́ди правосла́вныя от находя́щих зол и бед свободи́, в ми́ре, любви́ и единомы́слии соблюди́, и в Ца́рствие Небе́сное предста́тельством твои́м приведи́ вся ны, да с тобо́ю воспева́ем: Аллилу́иа.

[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]

Икос 1

А́нгелом подража́тель нра́вы твои́ми бы́л еси, свя́те Инноке́нтие, и мирови просия́л еси́ яко но́вый апо́стол, от ма́лыя ве́си Сиби́рския да́же до земли́ Америка́нския проше́дый, измла́да бо избра́ тя Госпо́дь, да просвети́ши све́том Правосла́вия те́мныя язы́ки Аля́ски, Сиби́ри и Камча́тки, и́же вку́пе с на́ми чтут тя пе́сненными похвалы́ сицевы́ми:

Ра́дуйся, пропове́дати Ева́нгелие возжеле́вый;

ра́дуйся, благовести́ти наро́дом те́мным возревнова́вый.

Ра́дуйся, Милосе́рдному Искупи́телю челове́ков подража́вый;

ра́дуйся, неве́дущим Бо́га ми́лость источа́вый.

Ра́дуйся, смире́нный де́лателю жа́твы Христо́вы;

ра́дуйся, до́брый вертогра́дарю са́да Иису́сова.

Ра́дуйся, апо́столов Христовых истинный после́дователю;

ра́дуйся, благове́стниче язы́ком Се́вера и Приаму́рия.

Ра́дуйся, наста́вниче и учи́телю алеу́тов и ко́лошей;

ра́дуйся, свети́льниче пресве́тлый эскимо́сом и коря́ком.

Ра́дуйся, прови́дче пресла́вных дел Бо́жиих;

ра́дуйся, зда́телю Правосла́вныя Це́ркви во Аме́рице.

Ра́дуйся, святи́телю Моско́вский Инноке́нтие, Сиби́ри и Аме́рики просвети́телю!

Кондак 1

Избра́нный святи́телю и до́брый па́стырю Христо́ва ста́да, всю твою́ ду́шу и се́рдце, ум и кре́пость на служе́ние Го́споду преда́вый, в да́льних преде́лех неуста́нно труди́выйся, не земна́го ра́ди воздая́ния, но Святы́я ра́ди Це́ркве и спасе́ния всех. Мы же, твоего́ вели́каго духо́внаго сокро́вища насле́дницы, прино́сим ти хвале́бную пе́снь. Ты бо, предстоя́ Престо́лу Го́спода Сла́вы, хода́тайствуеши о земли́ на́шей и лю́дех ея́. Сего́ ра́ди, совокупле́ни во Еди́ней Святе́й Правосла́вней Це́ркви, благода́рственне воспева́ем ти: Ра́дуйся, святи́телю Моско́вский Инноке́нтие, Сиби́ри и Аме́рики просвети́телю!



Молитва

О па́стырю до́брый и учи́телю прему́дрый, о́бразе благонра́вия всем, благоче́стно жи́ти хотя́щим, святи́телю отче наш Инноке́нтие! К тебе, яко чада ко отцу́, прибега́ем и мо́лимся, помина́я твою любо́вь к лю́дем: бу́ди щит несокруши́м Святе́й Це́ркви Правосла́вней и Оте́честву нашему, архиере́и благоле́пием святи́тельства и прему́дростию украси́, па́стырем в служе́нии ре́вность да́руй, мона́шествующия к подвиго́м до́браго тече́ния в послуша́нии утверди́, правосла́вным христиа́ном ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир весь предста́тельством твои́м умири́.

Те́плый наш моли́твенниче, всеросси́йский свети́льниче, просвети́телю Сиби́ри и Аме́рики, осени́ го́рним благослове́нием нас, в ско́рбех сущих, и пода́ждь утеше́ние и избавле́ние от боле́зней душе́вных и теле́сных; испроси́ нам свы́ше дух кро́тости, целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́, да про́чее вре́мя жития́ на́шего в ве́ре и покая́нии поживе́м и в жи́зни ве́чней благода́рне восхва́лим просла́вльшаго тя Го́спода, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

https://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svjatitelju-innokentiju-veniaminovu-mitropolitu-moskovskomu-i-kolomenskomu-apostolu-ameriki-i-sibiri.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!