Русская беседа
 
19 Июля 2018, 23:32:06  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
Автор Тема: С Праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!  (Прочитано 7266 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71356

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #30 : 07 Апреля 2017, 04:01:48 »

Библия, изложенная для семейного чтения. Благовещение. Рождество Иоанна Предтечи


Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва

Новый Завет (Евангелие, Благая весть) состоит в тесной связи с ветхозаветным откровением, продолжает и заканчивает собой историю вечного общения Бога с человеком. Перед тем временем, когда в стране Иудейской от Пресвятой Девы Марии воплотился Сам Бог, на земле кроме иудеев не было других народов, которым было бы открыто постижение Единого Бога. В мире царило или идолопоклонство, или безверие, соединенное с суеверием. Но уже пробуждалось стремление познать Истину, познать Всевышнего. И вот на разные лады появляются толкования мудрецов и философов, пытающихся постичь Творца, разъяснить тайну смысла и целей Его творения. Некоторые из них доходят до смутного понимания или, вернее, предчувствия истины, но, блуждая во мраке, не могут достигнуть того, что недоступно уму человеческому — самому по себе, не озаренному откровением свыше…

Лучами этого откровения Богу угодно было осенить лишь избранный народ Свой — иудеев, ради великих душ, бывших в нем, могущих и достойных вместить то, что было невместимо для человеческого ума, искавшего разгадки истины посредством собственных ограниченных человеческих измышлений.

И вел Господь Свой избранный народ тяжким путем; путем испытаний и наказаний напоминал Он им о Себе, поддерживая в нем сознание зависимости от Него, необходимости подчиняться Ему и пребывать в единении с Ним, а вместе с тем укрепляя и утешая его Божественными обетованиями.

Наконец достигнуты цели тяжкого, но исправительного и подготовительного пути; наступила «полнота времен», блеснул небесный луч и озарил Восток, откуда и полился свет на весь мир и на вечные времена. Предшественником же ему явился тот, о котором позже Сам Христос сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11), так как Иоанн, величайший из людей, проповедовал очистительное покаяние, которым приготовил мир восприять Высший Свет, недоступный для неочистившейся души, и был, таким образом, Иоанн Креститель венцом откровений Ветхого Завета и началом новозаветных откровений.

Вот обстоятельства рождения Предтечи Христова.

За много лет до рождения Иоанна Крестителя прозрело уже о нем сердце другого бывшего у иудеев пророка — Малахии, которому возвещено было Духом Святым: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал. 3, 1). А самое рождение Иоанна Крестителя было предварено явлением Ангела священнику Захарии, отцу Предтечи, когда он, живший во время царя Ирода, «в порядке своей чреды служил пред Богом в храме Господнем, а все множество народа молилось вне во время каждения». Когда же при виде Ангела смутился Захария и страх напал на него, то сказал ему Ангел: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный».

В недоумении и с невольным сомнением внимал Захария словам Ангела, так как он и жена его были уже в летах преклонных и не имели детей, и это было причиной их постоянной скорби, так как неимение детей, лишая надежды быть прародителями обещанного Спасителя, почиталось наказанием Божиим и было позорно в глазах людей.

«И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных».

Ангел же отвечал ему: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время».

«Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой», где и проживал уединенно с женой своей Елисаветой в благоговейном ожидании исполнения обещанного им Архангелом Гавриилом. (Лк. 1, 8, 10, 12–23)

«В шестой же месяц после этого снова послан был Ангел Гавриил от Бога» — на этот раз, чтобы возвестить об исполнении обетования, которого ждало и жаждало изнемогающее в немощи душевной и беспомощности своей человечество. Является посланник Божий, чтобы возвестить о великой тайне воплощения Бога Слова от Девы. Но уже не в славный город Давидов, а в бедный, мало известный Назарет, городок
Галилейский, является Ангел со своим благовестием. «В малом Назарете восхотел Господь иметь Пречистую Себе Матерь, — размышляет по поводу этого события святитель Димитрий Ростовский, — и в малом городе Назарете избирает Себе в сем мире последнейшее место и смиряется даже “до рабия зрака”. Малый город был Назарет, но такой великой благодати сподобился, какой не удостаивались все прочие израильские великие до небес возносящиеся грады! В Назарете малом обитала высшая всех святых Ангелов Дева; туда Гавриил посылается, там Дух Святый Ее осеняет, там Бог Слово воплощается, ибо где смирение, там и слава Божия воссияет. Гордые враждебны Христу, смиренные же приятны Ему».

Итак, «с небесных кругов слетев», Гавриил посылается «к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария».

«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, родишь Сына, и наречешь имя Ему: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

Тогда, постигнув волю Божию о Ней и несомненно и всецело предавая Себя ей, «Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел».

«Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету, родственницу Свою.

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, то исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века».

И пробыла Мария в доме Захарии и Елисаветы «около трех месяцев, и возвратилась в дом свой».  (Лк. 1, 26–35, 38–55)

Между тем наступило время исполниться и предсказанию Архангела Гавриила Захарии: у жены его Елисаветы родился сын. «И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.

И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей?

И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.

И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. Младенец же возрастал и укреплялся духом».  (Лк. 1, 58–80)

http://www.pravoslavie.ru/3008.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71356

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #31 : 07 Апреля 2017, 04:09:46 »

Протоиерей Сергий Правдолюбов

Слово на Благовещение



Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — один из самых великих, самых радостных, самых особенных и необычных праздников.

Сначала я хотел сказать о самом простом. Вот, в народе говорят: «на Благовещение птица гнезда не вьет». Откуда такое представление у народа? Да, потому что этот праздник настолько велик, что в этот день даже птица не занимается своими обычными делами, а празднует и не участвует в обычной, можно сказать, тяжелой и трудной жизни — в постройке гнезда и прочего. Так говорили в Рязанской области. В Калуге говорят по-другому: «Птица гнезда не завивает, а девица косу не заплетает». Странные слова... Имеется в виду, наверное, что не начинают делать какое-то дело, а хранят именно празднование. И слово «праздник» — от того, чтобы быть праздным, а не устраивать уборку или тяжелую работу в этот день. Чтобы быть праздным ради великого праздника.

Однажды спросили одну пожилую женщину: «Скажите, а почему же птицы не празднуют? Ведь вон они: летают, носят свои веточки?» А женщина ответила: «Это, наверное, безбожники птиц заразили, и они поэтому и работают, с праздником не считаются!»

Был такой случай в нашем поселке. На Благовещение одна женщина взяла и поклеила обои. Ей говорили: «Что ты делаешь? На Благовещение надо быть в храме и никаких обоев клеить никак нельзя!» Она не послушалась. А через два дня у нее вдруг случился в доме пожар, все обои и обгорели! Дом остался цел, пожарная машина быстро приехала, но все-все обои, что были приклеены на Благовещение, сгорели и дымом закоптили все вокруг. Это тоже некий урок: нужно знать время труду, работе, уборке и, конечно, великим праздникам.

Этот день исполнен света! Это день близко к нам пришедшего солнца. Это весна: вокруг все сияет и радуется! Я помню, как однажды, когда мне было десять лет, я вышел из дома (а мы жили в церковной сторожке прямо около храма) и увидал, как лошади, на которых приехали из деревень, стоят около храма, сено жуют. Овес на морды в мешке навешен, они его едят. И я посмотрел вокруг себя — как будто я в девятнадцатом веке! Как будто не в наше время!

Вот такое непрерывное, цельное единство времени, как было при моих дедах и прадедах, так и я вдруг ощутил, что эти последние 50–70 лет — их так мало! А наше старинное, древнее, православное, идущее от Самого Господа Иисуса Христа состояние — оно вечно, оно дивно и прекрасно!

В этот день громко поют птицы. В Москве птиц не слышно, а в деревнях — там вокруг лес – этот праздник очень большой и радостный.

Это праздник звука не одних только птиц, но и колоколов. Потому что колокол очень часто назывался «Благовестник». И на колоколах почти всегда писались праздничные, благовещенские слова: «Благовествуй, земле, радость велию, творите Небеса Божию славу!» И поэтому колокольный звон в этот день особенно торжественный, особенно радостный, особенно звучащий и веселящий души людей и прославляющий Бога.

В этот день обычно отпускают птиц, как у нас в Москве принято. У меня в детстве никто никого не отпускал, и у меня никаких воспоминаний нет по этому, такому замечательному, обычаю. А вот в Москве так было, видимо, издавна принято. Птиц отпускали на свободу, потому что уже тепло, и они могут уже не замерзнуть, могут приспособиться к тому, чтобы дожить до лета и летать на свободе.

Это первые радостные звуки — и птиц, и колоколов. А у нас, недалеко от Оки, в городе Касимове, — еще и первые звуки пароходов, трезвучия такие — минорные, красивые: первый раз протопили котел и пробуют, как звук звучит.

И колокольный звон, и пароходные гудки, и птицы — это все и есть то, что вспоминается мне вокруг Благовещения...

***

В круге богослужений Благовещение занимает особое положение. Это праздник, который никогда не переносится, с каким бы днем он не совпадал! Какой бы ни был «неподходящий» день, который ну никак нельзя соединить вместе с Благовещением — и все равно он соединяется! Даже в Великую Пятницу служится Литургия Иоанна Златоуста! В Великую Субботу, с выносом плащаницы — все равно Благовещение вместе участвует! А в 1991 году Праздник Благовещения совпал с Пасхой и назывался «Кириопасха» (господствующая Пасха), особенная Пасха, вместе с Благовещением!

А почему никогда не переносится? Да потому что это — особый Праздник, и вовсе не Одной только Пресвятой Богородицы: это Праздник начала нашего спасения, «главизна нашего спасения».

Это Праздник Воплощения Господа Иисуса Христа.

Как замечательно сказано у святителя Андрея Критского: «От Отца безлетно Сына в лето родила Еси, Пречистая...». «От Отца безлетно» — то есть от Отца, вне времени Пребывающего! Во время родила, то есть, в пространство земли и времени вошел Превечный и выше всего Пребывающий Бог! Сына во времени родила еси, Пречистая. И вот, это время нельзя перенести. Почему нельзя? Вот такое соотношение вечности и времени просто поражает, это трудно осознать! Но, тем не менее, это так.

Почему Благовещение празднуется 25 марта по старому стилю, т.е. 7 апреля по новому? Да потому, что 25 марта / 7 апреля — это ровно за девять месяцев до Рождества Христова, которое празднуется 25 января / 7 января. Ровно девять месяцев («Сына во времени родила Еси, Пречистая»). То есть Господь подчинился законам земного бытия. И Он же сотворил весь женский род и даровал возможность рождения детей, которые девять месяцев в утробе пребывают. Поэтому этот день и не переносится.

Само название праздника Благовещание («Евангелисмос», по-гречески) — от слова «Евангелие». Евангелие — ведь тоже «благовестие», Радостная Весть. Поэтому Евангелие и «Евангелисмос» (то есть Благовещение) — родные. Евангелие — это как раз и есть Благовещение, которое было потом развернуто описано в Евангелии: до Воскресения Господа Иисуса Христа и Вознесения Его на небо. И в самом центре каждого православного храма имеется в восточной части алтарь, а к нему ведут царские врата, в которые входит Царь Славы, Господь Сил. А на царских вратах имеется икона, обычно двойная: с левой стороны от нас — архангел Гавриил, а с правой — Пресвятая Богородица). В центре врат — икона Благовещения, а по краям — четыре Евангелиста, которые благовествуют о пришествии в мир Спасителя и Бога нашего.

***

Хотелось бы сказать о событии праздника.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что мы его плохо воспринимаем — не так ярко, сильно, во всей полноте переживания, как следовало бы! Это просто свойственно человеческому уму: мы привыкаем. У нас возникает некоторая будничность, привычка к тому, к чему вообще-то привыкать нельзя.

Однажды маленькая девочка у нас в церкви на Пасху (не в самый ее первый день), когда батюшка сказал ей: «Христос Воскресе!», ответила: «Да, конечно!» А почему она так сказала? Потому что уже привыкла. Для нее уже нет такой остроты восприятия, как в первый день Пасхи: «Да, конечно!» И вот, эти слова маленького ребенка нам тоже близки: мы также привыкаем к таким вещам, которые трудно осознать! Мы начинаем буднично воспринимать то, что сказано о событии Благовещения. В моем домашнем Евангелии это 22 строки: кратко, сжато — лаконичнее не бывает. Однако есть церковные песнопения, которые рассказывают подробно и ярко о том, что происходит в этот день во всем мире, в космосе, в храме и во всей Вселенной, — что такое Благовещение.

Самое главное в службе — и в вечерней, и на утренней Божественной Литургии — это Евангельское чтение. На всенощной у нас читается Богородичное Евангелие от Луки, а в самый день Праздника Евангелие рассказывает уже о событии Благовещения.

Я много — 11 лет — служил диаконом в Николо-Хамовническом храме, и для меня было такой радостью читать за Божественной Литургией слова Евангелия! Это была вершина диаконского служения! Чтение этих слов было для меня радостью, моей, можно сказать, минимальной проповедью. Душа горела, хотелось сказать, а делать этого было нельзя — ведь я был только диаконом. Я внимательно воспринимал Евангелие и переживал его всей душой эти 11 лет.

И однажды мне пришла в голову мысль: как странно читаются Евангелия на Благовещение! Как-то не совсем понятно. Ведь что происходит?

Вечером, под Благовещение, выходит диакон, открывает Евангелие перед предстоятелем, и тот читает Богородичное Евангелие, которое начинается такими словами: «Во дни оны восставше Мариам, иде в горняя со тщанием, во град Иудов...» И дальше рассказывается о том, как Пресвятая Богородица, Богоотроковица Мария, путешествовала к своей родственнице Елизавете, и что с Ней произошло. Какие были события, какие интереснейшие слова были сказаны.

А в самый день Благовещения читается Евангелие, которое рассказывает о Благовещении, которое было до этого путешествия Пресвятой Богородицы.

Получается странная вещь: нет хронологической последовательности, нет этой европейской причинно-следственной связи. Почему же всё читается наоборот? Вечером — то, что было после Благовещения, а уж потом, в самый день Благовещения — собственно событие Праздника.

Не раз я даже представлял себе протест прихожан или молодых батюшек по этому поводу: надо обязательно поменять эти отрывки местами, чтобы была выдержана правильная последовательность! А если не получится, то на Всенощной читать Евангелие, допустим, о Захарии и Елизавете, а потом уже о Благовещении...

Вы знаете, такие рассуждения встречаются у многих людей. У вчерашних студентов, у молодых батюшек они тоже бывают: «Давайте поменяем! Давайте возьмем и исправим эту “несуразность”! Нет здесь логической связи, давайте переделаем!» Звонят по телефону: «Давайте, давайте! Надо поднять вопрос и сделать так, чтобы было понятно: что сначала, а что потом!»

Ох, отцы мои и братья! Или, перефразируя владыку Антония, братья мои священники! Надо несколько (десять и больше) лет прослужить в храме и внимательно обращать внимание на кажущиеся несоответствия. Там, где парадоксальность, там, где необычно — там и есть зерно для размышления: а почему так? Что же, древние были хуже нас? Что же, они были недоразвиты? А ведь там были преподобные Отцы! Святители боговдохновенные! Образованнейшие люди! У них хватало образования для того, чтобы понять, что было до, а что после! Здесь как раз кроется урок: чтобы мы не относились линейно, по-европейски, к таким вещам, а смотрели глубже — внутрь, по-восточному. Ибо восточное Православие — это колоссальная глубина. Надо искать ответа не в западно-европейской причинно-следственной связи, а глубже: как это? Почему так задумано? И для этого, конечно, надо обратиться к содержанию Евангелия.

***

Скажу тут несколько слов о Назарете... В 1997 году, когда мы путешествовали в Иерусалим, нас прямо с самолета посадили на автобус, очень долго куда-то везли, не покормили, не дали отдохнуть. Везли и везли... Нам страшно хотелось есть, было непонятно, зачем нас так долго куда-то везут, ведь по программе надо было вначале приехать в Иерусалим, а уже оттуда ездить по городам. Но что-то не получилось — не было гостиницы, и нас — к великому нашему счастью — привезли в Назарет, подвели к храму и сказали: «Заходите, пожалуйста, побудьте пока там!» А мы голодные, сердитые...

Зашли мы в храм, но не в православный, а в западный, католический — что делать, мы же не знали, куда идти! Встали и стоим напротив престола — там, куда обычно никого не пускают. Смотрю через загородку, а на престоле надпись: «Verbum caro hic factum est», что значит: «Здесь Слово стало плотью»!


«Verbum caro hic factum est» «Verbum caro hic factum est»
    

Дух захватило сразу!

Меня вдохновила не латинская надпись, не замечательные, звучные эти слова. Вдохновило другое. Мы были уставшие и измученные, у нас не было никаких эмоций, мы просто хотели есть. И вдруг — пришла такая волна благодати и радости! Такая Богородичная, «приветствующая» всех нас ласковая сила! Мы враз забыли о том, что голодны, забыли про все. Просто до слез: мы стоим на месте Благовещения! И переполнились (даже молитву-то не успели сотворить) благодатью этого места. Здесь Слово стало плотью!

***

А теперь вернемся к тому, о чем говорится в Евангелии. Открываем Евангельское повествование и читаем: «В месяц же шестой послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет...» Что это за «месяц шестой»? От основания Рима или, может быть, от Олимпийских игр? Какова историческая привязка этого события? В какой «шестой» месяц?

В месяц шестой — Елисаветы! Той самой бездетной, страдающей всю жизнь от бездетности Елисаветы, матери Иоанна Предтечи, которая зачала в старости своей и, как о ней говорится, таилась «месяцев пять». Почему таилась? Потому что, будучи старой, не хотела об этом прежде времени кому-либо говорить! Это же радость какая: она родит младенца! И таилась она пять месяцев в этой молчаливой радости у себя, в Горней стране. Горняя страна — это возвышенности с горами, сейчас там Горненский монастырь, что недалеко от Иерусалима, но совсем в другой стороне, чем Назарет.

И вот, «в месяц же шестой» ношения младенца Елисаветой «послан бысть Ангел Гавриил от Бога...» И вошел он туда, где жила Богородица, и сказал Ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71356

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #32 : 07 Апреля 2017, 04:10:38 »

(Окончание)

«Радуйся, Благодатная...» Эти ангельские слова мы повторяем, когда поем: «Богородице, Дево, радуйся!» И когда акафисты читаем: «Радуйся, Невесто Неневестная! Радуйся, Благодатная!» Ангельские слова, впервые сказанные в этот момент.

«Благословенна Ты в женах (т.е. между женами)!» «Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие».

Как же не смутиться: ангел явился. Любой ангел, если явится — у человека может душа из тела выйти. На некоторых фресках и иконах видно, что ангел старался не смутить, не испугать Пресвятую Богородицу: явиться как-то постепенно, не внезапно, чтобы не было ужаса и страха. Он сказал Ей: «Благословенна Ты между женами! Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, наречешь Ему имя Иисус (то есть «спасающий», Спаситель). Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего. И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его. И будет царствовать над Домом Иакова вовеки, и царствию Его не будет конца». Это то, о чем думали все люди до Рождества Христова. О чем скорбели, от чего томились и плакали. Из-за чего душа была в страшной, можно сказать, ужасающей тягости и отчаянии. Весь ветхий мир жил так. И вдруг эти слова сказаны. Кому? Ей, Богоотроковице Марии.

Представьте себе, приблизительно четырнадцатилетняя (может быть, ей пятнадцать лет было), но — Богоотроковица, в полном смысле слова! Как у Нее ум мог воспринять такое великое, необычное слово! Откуда у Нее такое понимание?!

Да, Она (как говорят некоторые бытописатели) имела желание послужить хотя бы чем-то Той, Которая родит Мессию. И вдруг — Ей Самой говорят эти странные и страшные слова!

Как же Она на них реагирует?

У нас принято — взять и сказать: «Я недостоин / недостойна...», «Да кто я такой / такая...». Но это ложное, показное (от гордости) смирение. Тебе говорят: «Благословляется!» — и все! Ангел Ей так сказал, а что Она?

«Мария же сказала ангелу: “Как будет это, когда Я мужа не знаю?”»

Вопрос очень важный, очень серьезный. Ангел ответил Ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим!» Она молчит и размышляет. Богоотроковица, Мариам Дева без всякой ложной показной позы — смотрит и размышляет. И Ангел Ей помогает, говорит дальше: «Вот Елизавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей. И ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово!»

И тогда Мария сказала удивительные слова. Это поразительно, Пресвятая Богородица, это поразительно: как могла Ты сказать эти простые и смиренные слова — не какие-то другие, которые не были бы возможны, как эти!

Сказала смиренно и просто: «Се, раба Господня! (как Господь скажет, так и будет). Да будет Мне по Слову твоему!»

«И отошел от Нее ангел». Какое удивительное событие, какое многозначительное! Какое страшное и поразительное! Вот — событие Благовещения. Необъяснимое. Непостижимое. Страшное.

И кто сумел Ее так воспитать: кто сумел такой ум и такую удивительную силу смирения вложить в эту Богоотроковицу Мариам, Которая сказала: «Я — раба Господня»! И произошло важнейшее событие! Страшное событие Воплощения Сына Божия на земле.

Вот именно это Евангельское зачало и читается в сам Праздник Благовещения. А что читается накануне? «Обычное» Богородичное Евангелие, которое мы слышим во все Богородичные праздники и, бывает, теряем понимание, какие тут события описываются и почему о них в эти дни говорится.

Читаем: «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету». Давайте посмотрим, что толкнуло Богоотроковицу идти в Горнюю страну с поспешностью (по-славянски «со тщанием», то есть, быстро, спешно)? Почему Она пошла?

И вот тут мы не можем говорить за кого-то, тем более, моделировать то, что чувствовала Пресвятая Богородица. Пресвятая Богородица, прости нас, но мы хотим приблизиться немного к этому: что произошло в те дни после Благовещения!

Размышляя и сознавая это событие, Она не могла усидеть дома: Она хотела с кем-то пообщаться, со своей близкой родственницей. И Она вовсе не хотела рассказать сразу — нет! Если уж Елисавета таилась «месяцев пять» и никому не говорила, так уж, конечно, и Богородица: Она ни в коем случае не хотела никому об этом рассказывать. Божия Матерь просто хотела побыть с кем-то из Своих, из близких. Ей хотелось хотя бы посмотреть на Свою родственницу Елисавету. Может быть, молчаливо поделиться, молчаливо порадоваться Елисавете и Самой вместе порадоваться о том, что произошло. Говорить Она ничего не хотела.

И Она пришла в Горнюю страну, вошла в дом Захарии и поприветствовала Елисавету обычным, как мы говорим, приветствием: «Здравствуйте!» И когда Елисавета услышала приветствие Марии, «взыграл младенец во чреве ее»!

Вот, мужчины, какими бы они ни были — праведными или преподобными — никогда не смогут этого испытать: только женщины понимают это! Только женщины имеют великую радость ощущать младенца, подрастающего в утробе своей.

И «взыграл младенец во чреве ее».

Что значит «взыграл»? Значит, начал ручками и ножками шевелить. Как ребенок, когда он уже родился, может ходить, двигаться, прыгать, бегать, когда ему нравится, когда ему хорошо, когда ему весело. Так вот, этот младенец — Иоанн Предтеча — взыграл во чреве, то есть, стал двигаться и выражать свою радость.

Почему он начал это делать? Конечно, не потому, что ему захотелось просто подвигаться, а оттого, что совершилось нечто необычное! И читаем об этом дальше: «Елисавета исполнилась Святого Духа...» Какие сильные слова! Не просто так! Святого Духа Елисавета исполнилась! И младенец взыграл не просто так!

И Елисавета, когда она ничего не знала и даже ведать не ведала, вдруг Духом Святым сказала удивительные слова: «Благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего!» И дальше: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» Это пророческое свидетельство, которое произносит Елисавета по вдохновению от Духа Святого. Ничем другим нельзя объяснить это событие.

Пришла «Матерь Господа моего ко мне...»

Она еще не стала Матерью, но вневременное уже вошло во время. Она еще только-только «неизреченно зачала», а уже названа — впервые, громко, вслух: «Матерь Господа моего»! Это говорит старая беременная женщина маленькой Отроковице! Это надо понять! Как она могла так сказать: «Матерь Господа моего»? «Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем».

И дальше — удивительно по-женски, по-родственному она говорит: «И блаженна Веровавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа...» То есть, «как счастлива Ты, что поверила в то, о чем Тебе сказано от Господа!» Потому что Захария не поверил — и языка лишился! Захария молчит, потому что подверг сомнению сказанное ангелом Божиим. «И сказала Мария» (по-славянски это торжественнее звучит, чем по-русски: «И рече Мариам»). И вот здесь звучит удивительная и тоже боговдохновенная песнь Пресвятой Богородицы, которая поется каждую службу: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем...» И дальше на всех всенощных мы припеваем: «Честнейшую Херувим...» А это — Ее слова, слова благодарности, слова торжества, слова пророческие.

Потому что призрел на смирение рабы Своей, потому что отныне — вот от этого дня — «будут ублажать Меня все роды», то есть, все народности, все, живущие на земле.

Откуда Она знает? А вот откуда: Она говорит Духом Святым.

«Потому что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его...» И другие прекрасные и чудные слова здесь поются. Вся девятая песнь всех канонов посвящена этой удивительной, возвышенной песни Самой Пресвятой Богородицы. Заканчивается же это повествование у евангелиста Луки словами: «пребыла же Мария с нею около трех месяцев и возвратилась в дом Свой». Почему «трех месяцев»? Во-первых, потому что так Ей хотелось, во-вторых, потому что, как говорят некоторые отцы и преподобные, уже пришло время родиться Иоанну Предтече. А даже до сего дня (я слышал, такое есть правило) беременной тяжело присутствовать при чужих родах. Это трудно переносится. И поэтому Ее отпустили домой. А, может быть, уже и из Назарета звали: с кем-то прислали, что пора Ей уже возвращаться. И Дева Мария пошла в свой дом.

И до сего дня после Благовещения икону Пресвятой Богородицы везут из Назарета (а раньше, может быть, и пешком несли) в Горний монастырь — в воспоминание того, как Пресвятая Богородица пришла к Елисавете в Горнюю. И через три месяца эту икону возвращают в Назарет. Это замечательная, прекрасная традиция Святой Земли, радующая, вдохновляющая на молитву, на то, чтобы ярче осознать это событие!

В Горнем показывают родник, в котором течет очень хорошая вода. Говорят, что именно здесь, с этой самой горки, спускалась к роднику Пресвятая Богородица Дева Мария, и носила воду туда, где стоял дом Елисаветы.

Так вот, это Богородичное Евангелие о том, как Пресвятая Дева Мария не могла остаться в доме и пошла к Елизавете, читается каждый раз, на каждый Богородичный праздник.

Это — первое восхваление, первое исповедание великого служения Пресвятой Богородицы. И признание Духом Святым, проповедание всему миру того, какое великое дело сотворил Господь, и как Отроковица Мария, Дева Мариам Пречистая смогла сказать такое простое, смиренное слово: «Се, раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему!»

Поэтому здесь и не нужна никакая хронология! Да, о Благовещении читается на Литургии, а накануне — то, что было после события. А вот то, что было после — первое прославление Пресвятой Богородицы — может читаться всегда и всеми. Это — торжество удивительного, удивительно женского, женственного, радостнейшего события. Два младенца — Иоанн Креститель и Сам Господь, Ставший плотью — встречаются! Иоанн трепещет, радуется и восхваляет Того, Кого он потом на Иордане сподобится крестить.

И вот, это событие, это торжество, эта необъяснимая радость — дело Воплощения Христа на земле — празднуется на Благовещение!

Поем, празднуем, ликуем, радуемся этому событию. И душа трепещет, когда читаешь и слышишь эти Евангельские повествования.

Приветствую всех, «любящих пришествие Его» (это слова апостола Павла), всех православных христиан, с этим дивным событием — Благовещением Пресвятой Богородицы. Да сохранит нас Пресвятая Богородица Своим Небесным заступлением, Своим Покровом Небесным! А особенно тех, кто понимает, кто любит, кто чтит даже маленькие детали, удивительные моменты в истории нашего спасения. Потому что мы должны вместе с Елисаветой воспевать, ощущать и радоваться, как Господь сотворил дело нашего спасения, как Он до наших дней — вот уже две тысячи лет — не отнимает от Назарета Свою благодать. Даже если просто приедешь, встанешь на земле Назарета, то наполнишься и переполнишься благодатью и радостью Пречистой Девы Марии, Которая всем-всем нам сделала то, что никто и никогда не смог сделать.

Она стала Матерью Господа Спасителя нашего Иисуса Христа.

Поздравляю всех с праздником и вместе с вами радуюсь и ликую в день Благовещения Пресвятой Богородицы!


Подготовил Николай Бульчук

http://www.pravoslavie.ru/69792.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71356

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #33 : 07 Апреля 2017, 09:00:00 »

25 марта - начало времени

Слово протоиерея Александра Шаргунова на Благовещение Пресвятой Богородицы



Сегодня праздник Благовещения — 25 марта по старому стилю. Для всех христиан это особенный праздник, «спасения нашего главизна». А для нас — вдвойне, потому что наш храм посвящен Благовещению. Но не все, наверное, знают, как потрясающе этот день связан со всеми главными событиями земной и вечной жизни.

В греческом Синаксарии сообщается, что мир был создан Богом 25 марта. Кто-нибудь возразит: как могло быть определено это число, если не было еще времени? Но подобно тому как в замысле Божием вольное соработничество человечества с Богом, явленное в Благовещении, уготовано прежде создания мира, так и время существовало в вечности до его сотворения. Синаксарь же говорит, что 25 марта — начало времени, точка отсчета его. Мы узнаем также из синаксария, что 25 марта Адам, обманутый обещанием змия, желая стать богом, нарушил заповедь Божию и был изгнан из рая. В тот же день богоизбранный народ прошел через море Чермное при исходе из Египта. Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых 25 марта. И общее воскресение, последний Страшный Суд будут в этот самый день.

Этот месяц — первый в году — означал для богоизбранного народа совершенство, соединяя в себе все тайны Божественного Промысла от творения до восстановления всяческих. Подобало, говорят святые отцы, чтобы исцеление нашей природы, второе творение, совершилось теми же средствами и в те же дни, что и наше падение. И подобно тому как род человеческий подчинился смерти через непослушание Евы среди весны мира, надо было, чтобы он был избавлен в это же время послушанием Девы, чтобы неувядающая Божия весна расцвела над всеми людьми. Как Ева была соблазнена льстивыми речами падшего ангела, так Божия Матерь была научена благой вести через Ангела послушанием слову Божию.

После нашего падения Бог в Своем бесконечном милосердии являет дивное долготерпение. Постепенно через события радостные и скорбные из поколения в поколение, уготовляет Он человечество к совершению великой тайны, сокрытой в Превечном Троическом Совете, — Воплощению Слова. Бог уготовляет Себе Матерь, Которая красотой Своей непорочной души, украшенной всеми добродетелями, могла стать брачным чертогом Слова, палатой Царя Небесного, вместилищем Того, Кто содержит все. Там, где хочет Бог, побеждаются естества уставы, говорит святитель Григорий Богослов. И через Нее Бог совершает чудо еще большее, чем творение мира.

Преклонив небеса и умалив Себя (Флп. 2, 7), Царь вселенной неизреченным Своим снисхождением вселяется в Ее чрево, соединяясь без смешения с человеческим естеством, облекаясь Ее плотью, как царскою багряницею, омоченной в девственной крови, как говорит богослужебный текст. Пресвятая Дева смиренно предает Себя воле Божией: «Се, Раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему». Этими словами Она приняла, а с Нею — все человеческое естество, Божественную силу, переданную через Ангела. Сын Божий становится Сыном Человеческим во единой Ипостаси и в двух естествах. Бог облекается в человечество, и Дева становится Божией Матерью, чтобы через этот чудесный обмен люди, избавленные от ада, могли стать сынами Божиими по благодати.

Отныне Матерь Божия, Невеста Неневестная, для обновленного рода человеческого — источник всех благ. Она неизменно обращена лицом к лицу к Своему Богу. Ибо в Нем — всегда «да», как говорит апостол Павел. Она вся устремлена к Тому, Кого Она знает. Из века в век звучит это Ее — и вместе с Нею всей Церкви — «Величит душа Моя Господа». И с Нею вся Церковь говорит «да» всему, что совершает Господь. Она, юная Дева, имела дерзновение встать там, где вечные страдания людские и смерть, где Бог становится человеком, чтобы человек мог стать богом. Эти слова: «Да будет Мне по глаголу Твоему» уже прообразуют явление Духа Святого и глас Отчий при Крещении Господа на берегах Иордана, Его Преображение на Фаворской горе, Его Пасху, Его Вознесение, но также множество знамений и чудес во время Его служения, которые все более открывают людям, что Бог — Его Отец.

Благовещение — поистине праздник тайны спасения, когда решается все. Это праздник верности Бога роду человеческому. И верности рода человеческого своему Богу. Это брак между Сыном Божиим и человечеством, прообразованный в Песне Песней, который обретает свою полноту в горизонтах, открываемых Апокалипсисом.

Это подвиг Божией Матери. Она самая совершенная личность в Церкви, и одновременно Она является Материю Церкви. Матерь Божия не перестает давать рождение новым чадам, чтобы всех нас вместе и каждого в отдельности возводить в церковном общении в достоинство тех, кто все более и более делается подобным Ее Сыну.

Воплощение не есть просто одежда, которую Христос сбросит с Себя, взойдя на небо после Вознесения. Но это то, чем Бог становится. Отныне Бог не бывает без человека. Воплощение — взаимное «Аминь» Бога и вселенной. В нем — «да» обетований Божиих, осуществившихся в Его личности, и «да» всех обетов, сознательно или бессознательно произносимых всем творением.

От своего начала на небесах до возвещения на земле, от бессеменного девственного зачатия Божией Матери до искупительной смерти Христа тайна Благовещения обозначена этим. И она должна быть такой для каждого христианина. От начального исповедания крещенской веры: «сочетаюсь Тебе, Господи Иисусе Христе» до каждодневного предания себя в руки Божии: «в руце Твои, Господи, предаю дух мой» вся наша жизнь должна быть отмечена этим «Аминь». Этой нашей верой в Бога, «от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшася», как исповедуем мы, входя во Святое святых Божественной литургии, и начиная новый день. В полной свободе и с предельной простотой, с безграничным доверием предавая себя всецело Богу, не заботясь о том, что будет с нами. Ибо каждый день нашей жизни и вся история человечества, и бесконечная благодатная вечность — это Благовещение, 25 марта.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2017/04/06/25_marta_nachalo_vremeni/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 7722


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #34 : 07 Апреля 2018, 03:05:30 »


БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ




Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова.

"Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста..." воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праздника Благовещения. Превечный Совет Святой Троицы о Воплощении Единородного Сына Божия для искупления погибавшего в грехах человеческого рода и его спасения был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не только от людей, но и от Ангелов.

Когда приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та единственная в мире по Своей чистоте и святости Дева - Преблагословенная Отроковица Мария, достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия. Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне за их непрестанные и слезные молитвы. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена с праведным восьмидесятилетним старцем Иосифом, бедным плотником из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство. Переселившись в Назарет, в дом Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме. Святые отцы Церкви - Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин указывают, что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы врага рода человеческого диавола, скрыв от него таким образом, что Она - Та Самая Благословенная Дева, о Которой сказал пророк Исаия: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог" (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14).

Пребывая в доме Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Дева Мария однажды читала Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой. В тот благословенный день начала человеческого спасения, ставший днем воплощения Бога Слова, Пресвятой Деве Марии с небес явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: "Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою; благословенна Ты между женами". Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что значит это приветствие. И сказал Ей Ангел: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца". Мария же сказала Ангелу: "Как будет это, когда Я мужа не знаю? " Ангел сказал Ей в ответ: "Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиям... " Тогда Мария сказала: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему". И отошел от Нее Ангел (Лк. 1, 28-38).

Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его Святой воле, явились той благодатной Нивой, в недрах которой возник Благословенный Плод - Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира. Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: "днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление..." День Благовещения является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев. Святая Церковь в праздник Благовещения вспоминает это дивное и непостижимое умами смертных Таинство.

Всемогущий Бог великим Таинством Своего воплощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого; Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы Своим воплощением, искупительными страданиями и Воскресением обновить и обожить ее. Так бесконечная любовь Господа к Своему созданию явилась в Его Божественном истощании (умалении), без которого прародительский грех и неисчислимые грехи последующих поколений неминуемо привели бы к гибели в вечности всех людей. Благодаря Боговоплощению каждому христианину, верующему в Господа и стремящемуся жить по Его заповедям, дарована возможность вечного блаженства в Царстве Небесном.

В лице Пресвятой Богородицы христиане обрели милосердную Мать, Заступницу, Помощницу и Ходатаицу за них перед Божественным Ее Сыном. Торжественное церковное почитание дня Благовещения началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились в Церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению помещаются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось "главизною" нашего спасения.


Тропарь праздника

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!

 
Кондак праздника

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.



http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/blagov/
Записан
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!