Русская беседа
 
18 Апреля 2024, 05:55:45  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 3 [4]
  Печать  
Автор Тема: С Праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!  (Прочитано 15825 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103541

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #45 : 07 Апреля 2022, 13:00:03 »

"Новость, изменившая весь мир": Тайные смыслы праздника Благовещения — отец Андрей Ткачёв



Протоиерей Андрей Ткачёв о сути и смыслах сегодняшнего великого дня — Благовещения Пресвятой Богородицы. С праздником, православные!

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://vk.com/video-75679763_456271713

https://tsargrad.tv/shows/novost-izmenivshaja-ves-mir-tajnye-smysly-prazdnika-blagoveshhenija-otec-andrej-tkachjov_525915
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #46 : 08 Апреля 2022, 01:06:25 »


Благовещение Пресвятой Богородицы

Великий пост. Ежедневная колонка главного редактора

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)



Благовещение Пресвятой Богородицы. Новгород, кон. XV — нач. XVI вв.


Каждый из нас в своей христианской судьбе прославил и принял Благую весть о спасении, пришедшую в наше сердце от Бога. Но наиболее мы прославляем Ту, благодаря Которой эта весть достигает наших сердец, Пречистую Богородицу. Она не только смогла услышать и постичь Благовещение, но и исполнила всё, что Ей надлежало от Бога исполнить: «Се, Раба Господня, буди Ми по глаголу твоему» (Лк. 1:38).

***

Вслед за Божией Материю повторим в надежде и уповании не на нашу силу, а на силу Божию: все мы рабы Господни, буди нам по глаголу Твоему! Дай нам, Боже, исполнить волю Твою, какой бы Твой глагол ни прозвучал о нашей жизни: о счастье и об испытании, о скорбях и радостях. Сподоби исполнить всё, посылаемое нам, по молитвам Сказавшей: «Се, Раба Господня, буди Ми по глаголу твоему».

***

Вот величие Промысла Божиего о спасении грешных человеков! Господь поставил милость над судом — Матерь Свою, не могущую не молить Сына Своего о нас, распинающих своими грехами Христа, потому что мы — усыновленные Ею дети.


7 апреля 2022 г.

https://pravoslavie.ru/145584.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #47 : 09 Апреля 2022, 03:56:05 »


ПЯТНИЦА ПЯТОЙ СЕДМИЦЫ

Великий пост. Ежедневная колонка главного редактора

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)





Мы порой забываем, а порой всё же вспоминаем о том благовещении, которое было в судьбе каждого из нас: когда мы вдруг Духом Святым поняли, что можем постичь Бога, можем познать Бога, можем быть близки ко Всемогущему Господу, непостижимому для нас.

***

Господь приходит в душу человеческую совершенно неизреченным способом так, что мы и постичь этого не можем. Почему и как душа наша, порой неверующая, порой совершенно далекая от Бога, вдруг встретила Бога? Каким образом Бог вошел к нам? Почти всегда, а может быть, даже не почти, а просто всегда — совершенно нежданно-негаданно, неизреченно.

***

Благая весть заключалась в том, что мы почувствовали и узнали Бога, и ангел Божий таинственно возвестил нашему сердцу и уму: «Ты увидишь и познаешь Того, Кто всесилен, Кто будет Царем над миром, Кто утвердит справедливость, и этому Царству мира, радости, счастья, света и справедливости не будет конца, и имя Его, этого Царя, — Иисус».


8 апреля 2022 г.

https://pravoslavie.ru/145594.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103541

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #48 : 06 Апреля 2023, 21:16:37 »

Благовещение Пресвятой Богородицы. Протоиерей Олег Стеняев



В сегодняшнем праздничном видео на библейском портале Экзегет вместе с протоиереем Олегом Стеняевым говорим о Благовещении Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
 
🔸  Явление архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии
🔸  "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою"
🔸  Мечта каждой праведной девы стать матерью Мессии
🔸  Ангел предрекает Марии рождение Сына Всевышнего
🔸  Воспоминание об обете Богу девства
🔸  Посвящение в великую тайну
🔸  Принятие Благой Вести Марией
🔸  Знамение, данное Елизавете - родственнице Пресвятой Девы
🔸  Смирение праведной Девы
🔸  Встреча Бога с человечеством
🔸  Зачатие от Духа Святого Пресвятой Девы Марии

📜 Читать Евангелие от Луки главу 1, стихи 26-38 (с толкованиями) https://ekzeget.ru/bible/evangelie-ot...

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=beV97U6eo7s
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #49 : 07 Апреля 2023, 09:08:32 »


БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ




Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова.

"Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста..." воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праздника Благовещения. Превечный Совет Святой Троицы о Воплощении Единородного Сына Божия для искупления погибавшего в грехах человеческого рода и его спасения был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не только от людей, но и от Ангелов.

Когда приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та единственная в мире по Своей чистоте и святости Дева - Преблагословенная Отроковица Мария, достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия. Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне за их непрестанные и слезные молитвы. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена с праведным восьмидесятилетним старцем Иосифом, бедным плотником из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство. Переселившись в Назарет, в дом Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме. Святые отцы Церкви - Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин указывают, что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы врага рода человеческого диавола, скрыв от него таким образом, что Она - Та Самая Благословенная Дева, о Которой сказал пророк Исаия: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог" (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14).

Пребывая в доме Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Дева Мария однажды читала Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой. В тот благословенный день начала человеческого спасения, ставший днем воплощения Бога Слова, Пресвятой Деве Марии с небес явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: "Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою; благословенна Ты между женами". Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что значит это приветствие. И сказал Ей Ангел: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца". Мария же сказала Ангелу: "Как будет это, когда Я мужа не знаю? " Ангел сказал Ей в ответ: "Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиям... " Тогда Мария сказала: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему". И отошел от Нее Ангел (Лк. 1, 28-38).

Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его Святой воле, явились той благодатной Нивой, в недрах которой возник Благословенный Плод - Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира. Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: "днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление..." День Благовещения является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев. Святая Церковь в праздник Благовещения вспоминает это дивное и непостижимое умами смертных Таинство.

Всемогущий Бог великим Таинством Своего воплощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого; Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы Своим воплощением, искупительными страданиями и Воскресением обновить и обожить ее. Так бесконечная любовь Господа к Своему созданию явилась в Его Божественном истощании (умалении), без которого прародительский грех и неисчислимые грехи последующих поколений неминуемо привели бы к гибели в вечности всех людей. Благодаря Боговоплощению каждому христианину, верующему в Господа и стремящемуся жить по Его заповедям, дарована возможность вечного блаженства в Царстве Небесном.

В лице Пресвятой Богородицы христиане обрели милосердную Мать, Заступницу, Помощницу и Ходатаицу за них перед Божественным Ее Сыном. Торжественное церковное почитание дня Благовещения началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились в Церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению помещаются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось "главизною" нашего спасения.


Тропарь праздника

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!

 
Кондак праздника

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.



***






Святитель Илия (Минятий). Слово на Благовещение Богоматери

Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для исследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, – решил наконец, что в мире, под солнцем, нет ничего нового – ничтоже ново под солнцем (Еккл. 1, 10). Но Бог сотворил теперь дело совершенно новое, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие; это – дело, совершившееся в Благовещении благодатной Марии, Деве и Матери, но Матери Божией. Чудо сугубое, величайшее действие Божия всемогущества, возвышеннейшая тайна нашей православной веры. Дева и Матерь! Что же более невероятное природа может увидеть в творении? Дева – Матерь Божия! Что более чудесное может совершить Божественная благодать? Одно превышает пределы природы, и еще не было подобного ему; другое восходит на вершины Божественной благодати, и подобного ему быть не может. То – великое чудо, а это – выше чуда; оба непостижимы, и оба вполне божественны. Се, зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус; Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется; и даст Ему Господь Бог престол Давида Отца Его (Лк. 1, 31-32).
Об этом новом чуде или лучше об этих двух чудесах, одном – о Деве и Матери, другом – о Деве и Матери Божией, я хочу сегодня возвестить, слушатели мои. Вот как по Евангельской истории они совершились.

I

Когда настало исполнение времени, в которое Бог Отец определил ниспослать на землю Единородного Сына и Слово, чтобы Он воплотился и вочеловечился, Гавриил, предстатель ангелов, был послан в Галилейский город Назарет к Деве Марии, обрученной Иосифу, чтобы приветствовать Ее словами Радуйся, благодатная (Лк. 1, 28), и сказал Ей о том, что Бог и Отец избрал Ее быть Матерью Его Сына и родить Избавителя мира. Архангел принес весть: се, зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус (Лк. 1, 31). В начале Дева смутилась и пожелала узнать образ этого чудесного события: како будет сие, идеже мужа не знаю? (Лк. 1, 34). Но когда Ей было сообщено, что это произойдет совершенно сверхъестественным образом, именно силой всемогущей благодати Святого Духа, Она склонилась сердцем и приняла повеление с глубоким смирением: се, раба Господня; буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1, 38). И тотчас сошел на Нее Святой Дух, боголепно приуготовил Боговместимое обиталище. Божественное Слово воплотилось в Ее чистой утробе, и осенила Ее сила Всевышнего, «укрепив Ее, – учит Афанасий Великий (в слове на Благовещение), – чтобы, запечатленная с этого времени, Она могла созерцать, насколько это возможно, чревоносимого в Ней невидимого Бога и образовала зачинаемого Младенца». Вот то новое чудо, которое явилось под солнцем: Дева и Матерь, но Матерь Божия; это и есть предмет нынешнего празднества.

Все обстоятельства вполне соответствовали этому божественному Благовещению: во-первых, соответствовало лицо благовестника, архангела Гавриила, так как эта тайна есть не что иное, как сверхъестественное соединение двух естеств, Божеского и человеческого, в единую ипостась Божественного Слова – совершенного Бога и совершенного Человека; а имя Гавриил переводится как сила Божия. Соответствовало место – город Назарет, так как следствием этого таинства было освящение человеческого рода причастием Божественного естества, а Назарет значит «освящение».

Соответствовало и время – месяц март; в это время совершилось творение мира, в такое же совершается и воссоздание мира. Тогда ненасеянная земля в первый раз произвела растения, и теперь в первый раз неискусомужная Дева зачала.

Все события нынешнего таинства чудесны, но выше всего чудесного – Сама Дева, приявшая благовестие, Дева и Матерь, и это в особенности соответствует таинству, ибо таковой должна быть Матерь такого Сына. Божественное Слово стало тем, чем не было, и осталось тем, чем было, сделавшись человеком и пребывая Богом; и Мария стала тем, чем не была, и осталась, какой была, сделавшись Матерью и пребыв Девой, как прежде. Божественное Слово стало Сыном, родившись без Отца, и Мария стала Матерью без мужа, родив неискусомужно.

Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества. И как различны Дева и Матерь! Но Дева, став Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства. Какое странное общение двух природ – Божеской и человеческой, неслитно соединившихся в одну ипостась! Божественная природа усвоила особенности человеческой, и Бог стал совершенным Человеком; человеческая стала причастна свойствам Божественной, и тот же Человек сделался совершенным Богом. Точно так же, какое необычайное соединение девической чистоты и материнского чревоношения, которые странным образом совместились в одной Жене! Девство дало Матери чистоту, которую должна была иметь Матерь Бога, вся чистая, вся непорочная, прекрасная как солнце, избранная как луна, как называет Ее Святой Дух (см.: Песн. 6, 9). Чревоношение дало девству благословение, которое должна была иметь Дева сообразно тому, как приветствовал Ее Архангел: Благословена Ты в женах (Лк. 1, 28). Там родилось это чудесное соединение – Богочеловек; здесь происходит другое соединение, такое же чудесное, Дева Матерь. «Странное и чудесное и во многом отступающее от обычной природы: одна и та же Дева и Матерь, пребывающая в освящении девства и наследующая благословение деторождения», – возглашает небоявленный Василий. У такого Сына, повторяю, такая должна быть и Мать; у Сына, Который родился человеком и не перестал быть Богом, – Мать, Которая родила Сына и не перестала быть Девой.

И это таинство не могло совершиться иначе; один и тот же Богочеловек, Тот Сын, Который вечно рождается от присносущного Отца, и во времени рождается от жены. Один Сын, и знает на небе Отца, а на земле Мать, но на небе, где Он имеет Отца, нет места матери, и на земле, где Он имеет Мать, нет места отцу. Нет места матери на небе – и Сын рождается бесстрастно; нет места отцу на земле – и Сын рождается бессеменно; таким образом, отношение Лиц сохраняется совершенным. Един Сын, и у Единого Сына Един Отец, одна Мать, по естеству неискосомужная Дева.

Теперь, христианин, и я тебе говорю, как Господь говорил царю Ахазу: Попроси себе знамения… в глубину, или высоту (Ис. 7, 11); посмотри вниз, на землю, взгляни вверх, на небо, исследуй настоящие и прошедшие века, и не найдешь другого такого знамения, как это, за много веков открытое Богом устами пророка Исаии: Се, Дева во чреве зачнет и родит Сына (Ис. 7, 14) – и сеннописанное во многих прообразах: в неопалимой купине, в прозябшем жезле, в нерукосечном камне, в заключенных вратах, обращенных на восток, через которые вышел и вошел один Господь. Как же Соломон говорит, будто нет ничего нового под солнцем? Вот новое чудо, подобного которому еще не было. Дева и Матерь, но Матерь Божия. И это новое чудо такое, подобного которому не может быть.

Матерь Божия! Исповедую истину, что не могу ни помыслить, ни объяснить высоту этого достоинства. Обращаюсь к святым отцам, чтобы хоть некоторым образом понять, но нахожу, что и святые отцы также недоумевают и обходят это молчанием. Сами ангелы, если бы и хотели объяснить нам, остаются безгласными; и даже Дева, ум Которой был просвещен для созерцания несравненно более, чем у всех ангелов, Дева, исполненная Святого Духа, чревоносящая Божественное Слово, объясняет его нам Божественными словами: Сотвори Мне величие Сильный (Лк. 1, 49), – и ничего более.

Если бы Она была Матерью Мессии (как в Него веровали евреи), т. е. только человека, а не Бога, и если бы родила чаяние веков, Сына благословения, Избавителя Израиля, то и тогда, как мать такого славного царя, вследствие этой чести и счастья, она превосходила бы всех матерей мира и по одному этому Ее должны бы были ублажать все роды. Но быть Матерью Бога, родить Спасителя всего мира, родить во времени Того именно Единородного Сына, Которого Бог и Отец рождает вне времени – это честь, которая делает Ее богоподобной. Денница, увидев эту честь, когда в начале веков ангелам было открыто великое таинство домостроительства о воплощении, тотчас был поражен завистью, помыслил суетное, отступил от Бога и, как молния, ниспал с небес. Таково мнение Максима исповедника, основанное на известном изречении апостола Павла: Егда же паки вводит Первороднаго во вселенную, глаголет: да поклонятся Ему вси ангели Божии (Евр. 1, 6; вопросоответ 42 на послание к евреям).

Матерь Божия! Чем больше я вдумываюсь, тем больше убеждаюсь, что это непонятно; что это – беспредельное величие, которое возводит Ее до высочайшего престола Трисиятельного Божества и приближает Ее к Богу и Отцу. Подымитесь созерцанием на высоту, о христиане, и помыслите с одной стороны предвечного Отца, с другой – благодатную Марию и посредине – Единородного Сына, воплощенного Богочеловека. Он имеет две природы: Божескую и человеческую; Божеская – это рождение Отца, человеческая – рождение Марии; Сын Божий, как Бог, Сын Марии, как богомужное чадо. Но этот Сын имеет одну только ипостась, которая содержит неслиянными две природы. Ипостась нераздельна, поэтому не два Сына, один – Сын Бога и Отца, а другой – Сын Марии Девы. Это – единое Лицо, в Котором, поскольку оно не слитно, различаются особенности двух естеств, однако в этой различимости сохраняется нераздельность, а в двойстве – единство; Иисус Христос только один: Бог и человек. Отец есть Отец Христа и Отец Бога и человека; Мария – Матерь Христа и Матерь человека и Бога; так что какое отношение к Единородному Сыну имеет Бог Отец, такое же к Тому же Сыну имеет и Дева Мария, Которая поэтому в рождении Богочеловека Сына имеет славу, подобную славе Бога Отца. Это Гавриил хочет выразить словами: Се, зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус; Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется (Лк. 1, 31-32); Той бо спасет люди Своя (Мф. 1, 21).

Может ли ум помыслить более высокое величие?! Теперь перенесите ваш взор с такой высоты в дольний мир, на все прочие разумные создания, столь далеко от Нее отстоящие, насколько отстоит небо от земли, и посмотрите, какой малой и недостаточной является вся благодать, вся слава и пророков и апостолов и мучеников по сравнению с благодатью и со славой Богоматери. Что говорит Соломон, будто нет ничего нового под солнцем? Но вот новое чудо – Дева и Матерь; вот чудо, подобного которому еще не было. Дева – Матерь Божия – чудо новое, подобного которому не может быть. Дева и Матерь – чудо, которое для Девы есть величайшая благодать. Матерь Божия – чудо, которое для Матери есть высочайшая честь.

Это – чудо чудес, каким не может хвалиться никакая другая вера, кроме веры христианской, в которой это таинство есть начало и конец таинств.

II

Богоневестной Владычице, восприявшей благодать быть Девой и Матерью и честь быть Матерью Божией, вполне свойственно быть и Матерью христиан. Одесную божественного величия восседает Царица неба и земли, как видел Ее пророк: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44, 10). Она – Матерь Бога, Который Ее Сын естественно по рождению, и Матерь христиан, которые суть также Ее чада по всыновлению. Ходатайствуя перед Богом за христиан, Она ходатайствует перед Своим Сыном за Своих же чад; итак, Она умоляет Бога с таким дерзновением, какое свойственно Матери по отношению к Сыну, и умоляет за христиан с такой любовью, какую Ей пристало питать к Своим чадам. Но дерзновение, но любовь такой матери беспредельны: что может Она когда-нибудь попросить и не получить от такого Сына? Что мы можем попросить и не получить от такой Матери? Сирые, странные, пленные, больные, сокрушенные, грешные, не печальтесь: вы имеете матерью – Матерь Бога!

То, что сказал Александр Великий Антипатру, разговаривая о своей матери Олимпиаде, именно, что «одна слеза матери очищает от многих клевет», скажем мы с большим правом о благодатной Марии, нашей Матери и Матери Бога. Многочисленны наши грехи перед Богом, велик гнев Божий на нас; но одна слеза, одно слово, одно предстательство Богоматери очищает наши грехи и удаляет гнев Божий.

Такую веру в Тебя, такую надежду мы имеем на Тебя, всесвятая Дева; исповедуем Тебя Девой и Матерью; проповедуем о Тебе, как о Матери Бога, признаем Тебя Матерью христиан, началом и посредницей нашего спасения.

О, Матерь Божия и Матерь нас христиан! Умилостивь Сына Твоего для нас, чад Твоих, и сподоби чад Твоих благодати и царства Сына Твоего. Аминь.


http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/blagov/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #50 : 07 Апреля 2023, 09:08:42 »


«Совет превечный открывая Тебе, Отроковице»

Комментарий на стихиру Благовещения Пресвятой Богородицы

Лариса Маршева, Митрофан Середа





<…> Воспоминание событий Благовещения началось еще в первые века христианства. Особое почитание этого дня сложилось во всех древних Церквях, что отразилось и в святоотеческом учении, и в многочисленных гимнографических текстах, посвященных этому событию.

В начале праздничных служб, на вечерне Благовещения, поют стихиру, которая особенно выделяется в русской богослужебной традиции. Текст данной стихиры небольшой, но чрезвычайно точно и торжественно передает суть праздника:

   «Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая: радуйся, земле
   ненасеянная, радуйся, купино неопалимая; радуйся, глубино неудобозримая, радуйся, мосте, к Небесем
   преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде, радуйся, Божественная стамно манны, радуйся, разрешение
   клятвы, радуйся, Адамово воззвание: с Тобою Господь»
[3].

Русский перевод стихиры (протоиерей Владимир Успенский):

   «Открывая Тебе, Отроковица, предвечный совет, явился пред Тобою Гавриил, приветствуя Тебя и возглашая:
   радуйся, земля ненасеянная; радуйся, купина (куст) несгораемая; радуйся, глубина, непроницаемая взором;
   радуйся, мост, переводящий к небесам; радуйся, лестница высокая, которую видел Иаков; радуйся,
   Божественный сосуд с манной; радуйся, разрешение от клятвы: радуйся, воззвание Адама, Господь с
   Тобою!»[5].


Предвечный замысел Троицы

Представлена эта стихира в знакомом каждому православному христианину виде. Первая повествовательная часть и вторая – прямая речь – вместе образуют текст, напоминающий икосы акафиста.

Сначала обратимся к первой части. Как кажется, в ней и сосредоточен основной замысел. Первое слово «Совет» в греческом оригинале представлено словом «βουλή», что имеет много схожих значений, но сейчас проанализируем слово «замысел». Стоит оно в винительном падеже, а значит, Архангел Гавриил открыл Деве Марии замысел о Ней. Но какой замысел? Замысел предвечный.

В этой повествовательной части отражается событие, описанное в первой главе Евангелия от Луки (см.: Лк. 1: 26–38). В шестой месяц по зачатии Иоанна Предтечи послан был Гавриил в город Назарет к Деве Марии, чтобы возвестить Ей, что через Нее родится Господь Бог. Замысел предвечный – тот, который был до того, как что-либо начало быть, и через данный замысел все и начало быть. Замысел этот и есть Сам воплотившийся Христос, как говорит святой евангелист Иоанн: «Слово было Бог» (Ин. 1: 1).

Теперь рассмотрим «βουλή» в значении некоего Совета, который был до сотворения веков. Живоначальная Троица, «собравшись к Себе на собор, единым советом воли Своей» определила прежде всех веков вочеловечение Бога Слова и обожение человека[7]. И этот Великий Совет ныне открывается Деве Марии Архангелом. В тот момент, когда Гавриил открывает Деве Марии Замысел Бога, Христос воплощается. Как говорит святитель Григорий Богослов:

   «Ангел выслушал это (повеление Божие о Благовестии. – Л.М., М.С.) и, вероятно, размышлял сам с собою:
   необыкновенное это дело; превосходит разумение то, что сказано мне»[8].


Начало Нового Завета

Так что же празднуем мы в этот день? Первый стих, первое слово стихиры говорят нам: мы празднуем начало Нового Завета!

   В этот день мы празднуем начало Нового Завета

Поэтому в древней традиции Церкви первый день творения и день Благовещения празднуются одновременно.

Данная стихира также поется и в Субботу Акафиста. Службы Праздника Благовещения и Субботы Акафиста тесно связаны. И предполагается, что акафист, посвященный Божией Матери, написан именно для праздника Благовещения. На это указывает и пение по шестой песни канона на утрене Благовещения первого кондака и икоса акафиста, и предписание в древнейшем Кондакаре X века, где сказано о совершении акафиста в день Благовещения[9].

Акафист в целом, если его внимательно прочитать, посвящен теме Боговоплощения: от событий Благовещения мы с каждым кондаком продвигаемся к теме Рождества; от нее – к теме Сретения Господня, и уже в двенадцатом кондаке поем: «Прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздрав рукописание»[10]. Вот она, суть праздника: Господь воплощается, чтобы спасти род человеческий, а мы совершаем торжество начала этого Спасения.

Как же восхвалять нам Ту, Которой все это Таинство совершилось? Как воспевать нам в словах то, что превосходит разумение ангела? Перенесемся на девять месяцев вперед и произнесем слова задостойника Рождества Христова:

   «Ты, Матерь, Сама даруй нам и силу по нашему усердию достойно восхвалять Тебя»[11].


Благословенная Богородица

«Радуйся, земле ненасеянная!» – необычное наименование Богородицы. У пророка Иеремии мы встречаем слова:

   «Иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о
   любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную» (Иер. 2: 2).

Через пустыню пришло избавление избранному народу от египетского плена, через Матерь Божию пришло ныне нам избавление от греха. «Пустынею, которую не возмущала жизнь человеческая»[12], называет гимнограф Богородицу, Она была без осквернения, Чистая, Непорочная Дева «и как капля, каплющая на землю» (Пс. 71: 6), так как в Ней воплотился Христос.

   «Сим ясно представил нам пророк человеческое рождение, совершившееся без шума, крайне безмолвно и
   таинственно»[13], – пишет блаженный Феодорит Кирский.

«Радуйся, купино неопалимая!»: то, что было Моисею в тайных образах явлено, ныне воочию происходит.

   «Радуйся, купино неопалимая!»: то, что было Моисею в тайных образах явлено, ныне воочию происходит

Дева принимает Самого Бога во чреве, рождает и Девой до нынешнего дня пребывает. Свершается то, что было открыто в пророчестве Моисею:

   «Мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и
   Богом Иакова» (Лк. 20: 37). Спаситель в мир приходит.

«Радуйся, глубино неудобозримая!»:

   «Я трепещу, начавши измерять бездну божественного человеколюбия, ужасаюсь, побуждаемый исследовать
   глубину божественного домостроительства»[14], – говорит святитель Фотий Константинопольский.

«Неудобозримая»: в греческом оригинале «δυσθεώρητον» – с трудом поддающаяся изучению, пониманию[15]. Не можем умом осознать глубину Милости Божией, а Мария Дева вместила ее в Себе.

«Радуйся, мосте, к Небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде!»: выше уже говорилось о Моисее. Теперь же вспомним слова патриарха Иакова, во сне видевшего лестницу Небесную – прообраз Боговоплощения:

   «Как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28: 17).

«Радуйся, Божественная стамно манны!»: стамно (στάμνος) – сосуд, имеющий внутри себя Божие благословение – манну, которая питала избранный народ в пустыне[16]. Мы же имеем сосудом Саму Богородицу, через Которую пришло к нам благословение – Сам Христос, Который питает нас и избавляет от жажды.

«Радуйся, разрешение клятвы! Радуйся, Адамово воззвание!»: этими словами заканчивает свои приветствия гимнограф. В мир через Деву Марию приходит Спаситель людей, Спаситель рода Адама, Он разрушит клятву – проклятие рода нашего.

Благовещение – начало, «главизна» нашего спасения. Вознесем хвалебные песни Богу, нас ради воплотившемуся, прославим и Пречистую Его Матерь Марию Деву, воспевая: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» (Лк. 1: 28).


[1] Ванюков С.А., Желтов М.С., Фельми К.Х. Благовещение Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. Т. 5. М., 2002. С. 255.

[2] Лебедев Д., священник. Почему праздник Пасхи 25 марта называется «Кириопасха»? // Богословский вестник. 1905. Т. 2. № 5. С. 118–128.

[3] Минея. Март. М., 2002. С. 178.

[4] ΤΡΙΩΔΙΟΝ ΚΥΡΙΑΚΗ ΟΡΘΡΟΔΟΞΙΑΣ // https://glt.goarch.org/texts/Mar/Mar25.html.

[5] Успенский В., протоиерей. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М., 1911. С. 126.

[6] Иларион (Алфеев), митрополит. Православие. Т. 2. М., 2009. С. 518.

[7] Козлов М., протоиерей. Учение святого Иоанна Дамаскина о Пресвятой Богородице // Иоанн Дамаскин, преподобный. Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. М., 1997. С. 230.

[8] Григорий Чудотворец, святитель. Вторая беседа на Благовещение Всесвятой Богородицы Девы Марии // https://azbyka.ru/otechnik/books/download/10123-Беседа-на-Благовещение-Пресвятой-Богородицы-2-я.pdf.

[9] Турилов А.А., Никифорова А.Ю. и др. Акафист // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 375.

[10] Триодь постная. Ч. 1. М., 2002. С. 329.

[11] Успенский В., протоиерей. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. С. 136–137.

[12] Григорий Нисский, святитель. Творения. Ч. 1. М., 1861. С. 344.

[13] Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение псалмов. Т. 2. М., 2004. С. 248.

[14] Фотий Константинопольский, святитель. Беседа первая на Благовещение Пресвятой Богородицы // https://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstantinopolskij/Beseda_pervaya_na_Blagoveschenie/.

[15] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 457.

[16] Там же. P. 1633.



https://pravoslavie.ru/138461.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103541

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #51 : 07 Апреля 2023, 10:14:30 »

Совет Превечный. Стихира Благовещения Пресвятой Богородицы



Совет превечный / открывая Тебе, Отроковице, / Гавриил предста, / Тебе лобзая и вещая: / радуйся, земле ненасеянная; / радуйся, купино неопалимая; / радуйся, глубино неудобозримая; / радуйся, мосте, к Небесем преводяй, / и лествице высокая, / юже Иаков виде; / радуйся, Божественная стамно манны; / радуйся, разрешение клятвы; / радуйся, Адамово воззвание: / с Тобою Господь.

Солист: Чернегов-Номеров Егор Глебович

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=ZOwk-7X9jFA

https://yandex.ru/video/preview/2488622410889119332

Послан бысть Гавриил Архангел... Стихира на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы



Валаамский монастырь

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://yandex.ru/video/preview/893147598585397994

https://www.youtube.com/watch?v=BJKaozEU8H0
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103541

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #52 : 06 Апреля 2024, 21:25:42 »

Икона Богородицы Благовещение Киевская


Празднование - 7 апреля

В Киево-Софийском соборе, на восточных столбах, поддерживающих алтарную арку, можно увидеть мозаичное изображение архангела Гавриила и Богоматери, образующих композицию «Благовещение».

Описание явления Ангела Господня Деве Марии присутствует только в одном Евангелии – от Луки (Лк.1:26-39). На основе этого сюжета и построена иконография «Благовещения», которая весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет несколько изводов благодаря дополнениям из многочисленных неканонических источников.

На софийской мозаике в руках Богородицы веретено с пурпурной пряжей, о котором евангелист Лука ничего не говорит. Однако, согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова» (XI, 1), когда к Пречистой Деве явился архангел с вестью о непорочном зачатии Спасителя мира, Она пряла пряжу для завесы Иерусалимского храма. «Благовещение с пряжей» стало одним из главных изводов в иконографии этого сюжета. Именно этот вариант «Благовещения» помещают на Царских вратах, которые ведут в святая святых – алтарь. В мозаике отсутствуют какие-либо атрибуты конкретного места действия: это помогает указать на сокрытый характер начала Боговоплощения. Сведение к минимуму набора «рассказывающих» деталей – характерная особенность византийской иконописи эпохи македонской династии.

При выкладывании изображения Богоматери греческий мастер искусно использовал смальту различных оттенков синего: на Деве Марии хитон светло-синих тонов, а мафорий более темный, с густыми темно-синими складками, доходящими до черного цвета. Лик выложен розоватыми и белыми кубиками, сочетающимися в притененных местах с зеленовато-серыми. Справа от Богородицы греческая цитата из Евангелия, русский перевод которой: «[Я] Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).

Архангел Гавриил обращен к Богоматери. Правой рукой он благословляет, а в левой, как посланник Господа, держит жезл. Надпись гласит: «Архангел Гавриил: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Лк.1:28).

Фигуры архангела и Девы Марии выполняли разные мозаичисты. Гавриил, в отличие от Богоматери, массивен и грузен, а складки его одеяний почти прямоугольны и ломки. Это изображение Благовещения Пресвятой Богородицы носит название «Прядущая».

https://azbyka.ru/days/ikona-blagoveshchenie-kievskaja
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103541

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #53 : 06 Апреля 2024, 21:30:00 »

Икона Богородицы Благовещение Московская



Празднование - 7 апреля

Хотя торжественное празднование дня Благовещения началось в IV веке, но иконы, отображающие это событие, появились в христианской церкви несравненно раньше. Уже в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы, можно найти стенное изображение Благовещения, относящееся к началу II века: здесь бескрылый ангел преклонил колена пред Девой; одну руку он простер к Ней, а в другой держал свиток. Пресвятая Дева изображена сидящей, на лице Ее – выражение удивления и страха.

Позднее на иконе изображался архангел Гавриил с крыльями и райской ветвью, как символом радостного приветствия, в руках, а Богоматерь – сидящей или стоящей и читающей книгу, на которой иногда была видна надпись: «Се Дева во чреве приимет».

На древнерусских иконах, таких, как, например, мозаичное изображение в киевском Софийском соборе на двух столбах, поддерживающих алтарную арку, или в новгородской Борисоглебской церкви Антониева монастыря Благовещение изображено в другом виде: Пресвятая Дева держит в руках веретено, или початок, и прядет. В московском Успенском соборе или в новгородской Мироносицкой церкви – не Сама Богоматерь прядет, а девы, сидящие при Ее ногах, или дева, сидящая за Ней.

Из икон Благовещения, прославившихся своей чудотворной силой, известны две, находившиеся в Москве: в Успенском соборе («Устюжская») и в церкви Благовещения, что на бывшем Житном царском дворе в Кремле.

Житницы эти примыкали к безымянной башне, служившей местом заключения преступников. Предание говорит, что сюда при Иоанне Грозном был заключен один оклеветанный воевода. Узник, перенося терпеливо свое несчастье, усердно молился о своем избавлении. И вот однажды ему явилась Богоматерь и приказала просить царя о свободе. Он не решался, боясь увеличить гнев царя. Тогда Царица Небесная вторично явилась ему и обещала Свою помощь. Воевода повиновался. Посланные от царя люди, подойдя к тюрьме, были поражены, увидев на стене башни самописанную икону Благовещения.

Царь, узнав об этом чуде, освободил воеводу, а при образе приказал воздвигнуть деревянную часовню. Императрица Анна Иоанновна в 1731 году построила здесь храм таким образом, что внешняя стена башни с иконой стала внутренней южной стеной церкви. Образ этот, изображенный на штукатурке, был украшен великолепным киотом.

https://azbyka.ru/days/ikona-blagoveshchenie-moskovskaja
Записан
Страниц: 1 2 3 [4]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!