Русская беседа
 
19 Июня 2019, 13:08:34  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 8 9 [10]
  Печать  
Автор Тема: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!  (Прочитано 23568 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9261


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #135 : 29 Мая 2019, 04:21:47 »


Согретые Пасхой

Протоиерей Андрей Ткачев




Балканы. Сербская деревушка, ХIV век. Стоян был самым красивым юношей не только в своей деревне, но и в ее окрестностях. Высокий, чернобровый, с уже покрытой черным пушком верхней губой, он давно заставлял тревожно биться не одно девичье сердце. Родители его умерли, и юноша жил в доме дяди-кожевника. Местные турки тоже любили Стояна, а кади [1] и вовсе часто звал парня к себе и подолгу с ним беседовал, угощая сладостями.
То ли кади был хитрый, то ли Стоян глупый, то ли некому было его уберечь, но решил он принять ислам. Кади уговорил. Сербы поплакали, турки порадовались, а потом жизнь потекла своим чередом.

* * *

Наступила Пасха. Светозарная ночь опустилась на Балканы. В каждом христианском селе горели свечи и радостью светились глаза людей. Сулейман — так теперь звали Стояна — не мог уснуть. Он вышел на улицу, и ноги сами повели его к храму. Там только что закончилась полунощница, и крестный ход с иконами и хоругвями уже выходил на улицу. Медленно и торжественно три раза обошли люди церковь. И вот в ночной тишине раздался громкий голос священника:
— Слава Святей Единосущней и Животворящей Троице! — Сотни душ ответили «аминь», и в воздухе раздалось победное: «Христос Воскресе из мертвых!»
Сердце, как пойманная в сети голубка, забилось в груди Сулеймана. Ни о чем не думая, он побежал к людям, чтобы присоединить свой голос к их хору, чтобы обняться с ними и разделить их радость. Каков же был его ужас, когда он увидел, что все от мала до велика сторонятся его, как прокаженного. Он понял, что нарушил их радость, и на возмущенных лицах читал: «Ты не наш».

* * *

— Скажи, кади, если кто-то продал мне свинец вместо серебра, а я по неопытности купил его, законна ли эта сделка?
Судья сидел на мягких подушках и, глядя в окно, перебирал четки.
— Нет, сынок, эта сделка незаконна.
— Могу ли я отдать свинец и забрать свое серебро?
— Можешь, сынок, — сказал кади, неподвижно глядя на дерево за окном. Но уже через секунду его глаза расширились, а лицо изобразило смесь ужаса и удивления. Его приемный сын, его ученик Сулейман снял с себя турецкую феску, бросил под ноги и, наступив на нее обеими ногами, сказал:
— Забирайте свой свинец и своего Магомета. Отдайте мне мое серебро — моего Христа.

* * *

Стояна казнили на следующий день. Сначала его сильно избили, но быстро поняли, что это не поможет. Потом хотели морить голодом, но у парня в глазах было написано, что и этого он не боится. Спешили: нужно было не дать христианам окрестных сел узнать об отречении и собраться вместе. Дело могло перерасти в бунт. Поэтому юношу и судили, и обезглавили быстро.
Он вел себя смело и даже не дал завязать себе руки. Только сильно побледнел, когда увидел палача с обнаженной саблей. Были бы живы мать и отец, не избежать бы истерик и крика. А так сотни пар глаз молча и внимательно смотрели на юношу. Кто-то шептал молитву, чьи-то руки перебирали четки, кто-то лишился чувств. А турки спешили, потому что знали — кто-то мог сжимать кулаки или греть в широкой ладони рукоятку ножа.
Когда голова отделилась от тела, народ охнул и стал креститься. Мертвый он был еще красивей, чем живой. Черные глаза его были открыты, и даже не знающий грамоту мог прочитать в них надежду и молитву юноши к Тому, за Чье имя он только что умер.

* * *

В Болгарии, Греции, Сербии подобные истории не были редкостью. Пятьсот лет, шутка ли сказать — полтысячелетия — христиане здесь платили за веру кровью. Подробный курс истории Христианской Церкви никто из них не читал. Может быть, имена Траяна, Нерона, Веспасиана значили для них не больше, чем для нас — фамилии китайских писателей. Но чашу мучеников они испили до дна, и опыт их был тождествен. И тех и других согревала Пасха. Не иудейская, с печеным ягненком и горькими травами, а христианская — с ночным торжеством и чувством того, что стоишь на пороге Вечности. В этом опыте стиралась грань между мирянами, духовенством и монашествующими. Перед лицом смертельных угроз пасхальная радость была общей и питала всех одинаково.
Когда молодая римлянка Перпетуя вздрагивала всем телом от звука лязгающего замка и открывающейся двери в ее темницу, то стражники улыбаясь бурчали: — Что ты будешь делать там, когда увидишь зверей на арене или разложенные перед тобой орудия пыток?
— Там, — отвечала молодая женщина, — во мне будет Другой, Который вместо меня перетерпит мои муки. Другой был со всеми и везде, где только ни лилась кровь за Его имя. Чтобы умереть за Него, мало верить верой философов и верой ученых. Нужно верить верой Авраама, Исаака и Иакова, верой Петра и Павла, верой Стефана. Эту веру рождает Пасха.

* * *

I век в Риме, XVII в Греции, XX в России… За Христа умерло и в Нем воскресло множество людей, ныне душами собравшихся воедино. Хлеб в виде зерен рассеивается по полям, чтобы потом собраться в одно в виде свежей горячей буханки. Святые живут в разных странах и в разное время, носят разную одежду и говорят на разных языках. Но имя Иисуса им понятно, кто бы его ни произнес. Сегодня они в белых одеждах стоят перед Престолом Агнца. Они пришли от великой скорби, и одежды их белы оттого, что вымыты кровью Безгрешного.
Есть смысл всмотреться в сияющие лица богомольцев на наших пасхальных всенощных, в нашем третьем тысячелетии. Возможно, мы смотрим в лица еще не прославленных святых, на иконы, еще не ставшие чудотворными…


[1] Кади – судья в мусульманских странах, единолично осуществляющий судопроизводство по закону Шариата (правовые и религиозные нормы, основанные на Коране)

Источник
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9261


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #136 : 31 Мая 2019, 01:46:00 »


Пасха навсегда

Священник Сергий Круглов




Когда заканчивается праздник Пасхи? Если смотреть по Богослужебному календарю, то определить, казалось бы, просто: в день отдания, перед праздником Вознесения Господня. А на самом деле – наверное, у всех по-разному.

Ну, у тех, кому Пасха - прежде всего   повод для веселых розговин после изнурительного поста, заканчивается она известно когда - сразу после Радоницы, при наступлении первой постной среды: вот, мол, попраздновали, наелись мясного, и снова входим в череду привычных дней... Скажете: мол, это «плотские» - то ли дело мы, «духовные»!.. В самом деле? «Духовные»?

У многих из нас, мнящих себя «духовными»,  Пасха истощается, сходит на нет в сердце, еще раньше -   на Светлой: увы,  трудно изо всех сил  радоваться изо дня в день, трудно пребывать  ежеминутно -  в жизни вечной,  в сиянии  и славе рая, нам,  пока еще не очищенным от греха, трудно пребывать в Отчем доме на побывке нам, привыкшим жить по-походному, в  долгом странствии по тернистым  дорогам падшего мира... И многие встречают момент закрытия Царских врат перед Всенощной в Светлую субботу с печалью, но и с тайным облегчением, и возгласы «Христос воскресе!» день ото дня слышны в наших разговорах  все реже, и так хочется вернуться снова к  покаянному настроению, удалиться от Бога подальше, чтоб было пространство для земных поклонов перед Ним...

А у кого-то, и я лично знаю таких людей, Пасха не кончается никогда, как не кончалась она у батюшки Серафима. И, когда такой человек  говорит тебе при встрече: «Христос воскресе!», неважно, весной или зимой, в день воскресный или будничный  - ты знаешь: он не просто приветствует тебя, но делится  самым своим дорогим. И самым важным для нас известием: Христос не просто воскрес - Он среди нас сейчас и нас зовет воскреснуть.

Да, вслед за Пасхой следует Вознесение - но, взойдя на небо, Христос не оставил земли.  В библейском представлении  «небо», где царствует Бог, и «земля», на которой пока еще в силе грех и смерть,  вовсе не абсолютно противоположны (в этаком платоническом смысле)  друг другу. Во Христе небо пришло на землю, Бог вступил в непосредственное владение ею, как и небом.   И с момента Своего вознесения  Христос, пребывая на небе, стал доступен и всем нам на земле. Он первым, воскреснув, вошел в новый, преображенный мир Божий, в тот, который в полноте будет явлен - вспомним Символ веры: «...и царства будущего века...» - по втором Его пришествии и Суде. Мало того - Он, Сын Божий и Сын человеческий, уже сейчас -  Господь, Повелитель этого нового мира: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». И в тот же самый мир вступили за Ним и мы, через таинство крещения и таинство нового бытования в Его Церкви. Да, мы, пока еще смертные и грешные, стоим на земле и смотрим вслед Христу,  воскресшему и вознесшемуся к Отцу - но одновременно и вступили в этот новый мир за Ним, мы, как сказано однажды, и «уже» - и «пока еще не»... Тайна Вознесения, конечно, остается тайной. Но, если кто-то вздумает разгадать ее в сентиментальном духе мультяшной фрекен Бок, вздыхающей у окна: «Он улетел, но обещал вернуться!», если кто-то полагает, что наш Спаситель, хотя и придет снова к Нам в некоем умозрительном «конце времен», но сейчас-то пока далеко, а уж тем более если кто-то считает, что вот, уходя, Он нам, церковным,  оставил Свои вожжи  правления, и мы с полным правом и чувством собственной значимости можем этими вожжами охаживать наших ближних, гордясь тем, что мы христиане, - тот глубоко ошибается.

Христос ВОИСТИНУ воскрес, и этот факт неотменим. Он вознесся и воссел одесную Отца - но Он здесь, посреди нас.

И есть, и будет.


https://www.otechestvoua.org/main/20105/1915.htm
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9261


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #137 : 01 Июня 2019, 03:34:44 »


Пасха Исаака

Протопресвитер Константин Стратигопулос




Эту историю, которая напоминает живой синаксарий новомученика, мне рассказала моя бабушка, и она глубоко запечатлелась у меня в памяти. Бабушкин отец был священником в одной из деревень Верхнего Босфора, которая сейчас называется Бейкоз. У отца Антония (так звали священника) было много детей, одного из них звали Христодулом. Когда произошли те трагические события, Христодулу было 10 лет. В день Страстной Пятницы ребенка выкрали евреи и распяли его на кресте, так же, как и Христа. На следующий день мальчика нашли прохожие. Он был без сознания. Через несколько дней, на Светлой седмице, когда всюду царила атмосфера Воскресения, он умер. Эта история произошла на самом деле. Каждый год, накануне Пасхи, в нашей памяти возникали подобные истории и воспоминания, и всякий раз мы испытывали враждебные чувства по отношению к евреям. Кульминационным моментом в выражении нашей вражды было сожжение чучела еврея, которое происходило в Страстную Пятницу и следовало сразу за выносом Плащаницы.

    Кульминационным моментом было сожжение чучела еврея, которое происходило в Страстную Пятницу

У нас по соседству, в районе под названием Ставродроми, жило много евреев. На протяжении всего года мы обычно играли в соседских дворах с еврейскими ребятишками. Нас объединяла неприязнь к турчатам. Однако накануне Пасхи, как правило, все менялось. Еврейские дети не могли играть в наши «христианские» игры. Обычно на Страстной седмице наша ватага собиралась в притворе храма Пресвятой Богородицы, а затем мы шли играть во дворе и в прилегающих окрестностях.

Исаак жил в одном из угловых домов на большом спуске, в районе Хамалбаси, в нескольких метрах от нашего дома. Он был одним из тех еврейских ребятишек, которые были нашими добрыми друзьями. Не было такой общей затеи, в которой бы он не участвовал. В сложных ситуациях нас не раз выручала его смекалка. Помню, как-то раз к нашим родителям пришла соседка пожаловаться на нас, потому что мы звонили в звонки соседских дверей и потом сразу убегали. Исаак с невозмутимым видом сказал:

– Мы с хорошими намерениями это делали, для вашего же блага. Должен пойти дождь, и мы вам напоминали, что надо собрать вещи, которые вы развесили сушиться на улице.

– Где ты увидел дождь, бессовестный мальчуган? – кричала госпожа Катина Балу.

– Да как же, по радио прогноз погоды передавали недавно, – возразил в ответ Исаак.

Зато теперь, накануне Пасхи, Исаак, который столько раз выручал нас своей находчивостью и острым умом, был «причислен к синагоге». Он ведь был евреем. В эти дни, накануне Страстной Пятницы, он не мог играть с нами, и это казалось нам вполне естественным. Это было его наказанием за то, что он родился евреем. А ведь именно евреи распяли Христа.

Наступила Страстная Пятница. День большой игры. Церковь была открыта целый день. Мы рвали цветы для украшения Плащаницы, прыскали одеколоном и протирали оклады икон, смотрели за порядком в храме и занимались множеством других, очень интересных дел.

Во время Царских Часов кто-то сообщил, что во дворе храма появился Исаак.

Исаак во дворе церкви? Это было неприемлемо. В такой день?

– Он точно пришел, чтобы осквернить нас, – сказал Сулис

– Точно, это так, – закричали все собравшиеся.

– Он должен понять, что в такой день еврей не может ходить повсюду, где хочет, с высоко поднятой головой, как будто ничего не произошло. Мало того, что они Христа распяли, ещё и хотят с нами в игру играть, – громко выкрикнул Ламбрис Го.

«Го» – это было его прозвище, потому что он сильно картавил и вместо «р» всюду говорил «г».

Сулис, главный заводила, тут же подхватил его слова, ведь именно он считался главным среди всех ребят, которые помогали в алтаре. Он обернулся ко мне и сказал:

– Дино[1], пойди и скажи ему, что мы не хотим его здесь видеть. Ты лучше нас его знаешь, ведь это твой сосед.

– Хорошо, – ответил я немного нерешительно.

– Ты что, боишься?

И Сулис добавил:

– Он – еврей, ты понял? На этой неделе мы должны им показать! Ведь они распяли Христа. А за это будут распяты нами!

– Но ведь Христос же не распял тех, кто был виновен в Его распятии, – решился сказать я.

– Что ты такое говоришь?! Или, может быть, мне послышалось? Ты что, заодно с евреями? А ну-ка, отвечай!

– Нет, – ответил я.

– Вот поэтому замолчи и иди делать то, что я тебе сказал, а то что-то ты мне не нравишься. Не приходи сюда на Пасху. И в игру тебя больше не возьмем.

– Хорошо, – произнес я испуганно.

Я вышел во двор. Исаак и правда был там. Я приблизился к нему с нарочито грозным видом.

– Исаак, что тебе здесь нужно?

– А что, разве нельзя? Кто может мне помешать?

Но после этого он осёкся и сказал уже другим тоном, тепло и доверительно:

– Дино, что с тобой случилось? Где же наша сердечная дружба?

– Христос разделяет нас, Исаак. Вы, евреи, распяли Христа, значит, вы не имеете права появляться здесь в такой день.

– Но Христос никогда не прогонял тех, кто приходил к Нему.

– Исаак, сейчас ничего не выйдет. А вот после Пасхи мы снова будем друзьями, – сказал я и сразу убежал, потому что был не в силах продолжать этот разговор.


Бейкоз     

Как только закончилась служба и мы начали играть во дворе церкви, я почувствовал какое-то стеснение в груди. Как будто я был одним из тех, кто участвовал в распятии Христа. Я был прав или ошибался? Вся радость, которую я чувствовал в эти святые дни прежде, куда-то пропала. Неожиданно я нашел выход. Это случилось тогда, когда я, огорчённый и растерянный, стоял у Креста. Перед крайним, высочайшим смирением. Я должен был что-то сделать. Ведь Тот, Кто был распят на кресте, проявил такое снисхождение к нам, грешным... И я принял решение. Я пошел к дому Исаака. Он сидел на ступеньках у порога, опустив голову. При виде меня его глаза радостно заблестели, хотя внешне он сохранял спокойствие.

    Я почувствовал стеснение в груди. Как будто я был одним из тех, кто участвовал в распятии Христа

– Исаак, – обратился к нему я, – извини меня за утро. Ты же знаешь, я говорил не от себя, а от имени всех наших ребят. Ты же знаешь, как они мыслят… У меня есть хорошая идея. Давай скажем ребятам, что хоть ты и еврей, но в душе ты любишь Христа и очень сожалеешь, что евреи Его распяли. Ты им скажешь, что твоей вины в этом нет.

Исаак внимательно наблюдал за мной своим не по-детски пронзительным взглядом.

– Дино, – сказал он мне, − ты хоть и не пророк, но я на самом деле так думаю.

Я глубоко вздохнул и сказал:

– Вечером жду тебя на выносе Плащаницы. Ребят я беру на себя.

Но ребята ни в какую не хотели мне верить. Я очень старался их убедить, но они были непреклонны.

– Но ведь Христос простил и молился за Своих распинателей.

– Замолчи, ничего не говори, если не хочешь, чтобы этим вечером мы сожгли тебя вместе с чучелом еврея, – воскликнул Сулис.

Вечером во время выноса Плащаницы шел небольшой дождь. Обычно всегда моросило в этот вечер. Все мы, христианские ребятишки, как обычно, следовали за Плащаницей по большому церковному двору вокруг храма Пресвятой Богородицы.

В толпе я распознал Исаака. В какое-то мгновение наши взгляды встретились. Его глаза были влажными, и я не мог понять, были ли его щёки мокрыми от дождя или от слёз. А если даже он и плакал, может быть, это были слёзы обиды, потому что ребята не приняли его, несмотря на смелое признание? Или, может быть, ему было жаль, что мы такие бессердечные?

После выноса Плащаницы мне попало от Сулиса, который заметил Исаака:

– Эй, я видел тебя, видел! Видел, как ты обменялся дружеским взглядом с этим евреем. – И Сулис добавил:

– Сегодня вечером ты не будешь сжигать чучело еврея.

– Хорошо, – сказал я Сулису, – я возьму вину Исаака на себя.

Из окна своего дома я наблюдал за сжиганием чучела.

В конце этого своеобразного «ритуала» к моим окнам подбежал посыльный от Сулиса и прокричал:

– Послушай, Дино, в этом году ты не будешь праздновать Воскресение Христово: ни ты, ни еврей.

Критический момент наступил в Пасхальную ночь. В Константинополе долгие годы Пасху встречали не в полночь, а в пять утра, на рассвете. Момент Воскресения всегда самый отчаянно-сложный. Это сошествие Христа во Ад. Это поражение Ада. Освобождение умерших.

Все это мы пережили тем утром во время Пасхального богослужения. Ребята пришли к храму с полными карманами яиц и петард. В пять утра, на рассвете, в то самое время, когда раздается радостное «Христос Воскресе», должно было начаться самое основное действо для нас, мальчишек. Цоканье яиц и запуск петард, высоко взлетающих над нашими головами.

В церковь я пришел напуганный. Я не посмел зайти внутрь. Ребята заметили меня и смотрели на меня немного враждебно. Я остановился недалеко от того места, где верующим раздавали Благодатный огонь из алтаря. «Придите, примите Свет!» –

«Христос Воскресе!»

Радость неописуемая. В тот момент я все позабыл. Я испытывал огромную радость. И я больше не боялся ни Сулиса и никого другого. Радости моей не было предела. Петарды, выпускаемые ввысь, придавали атмосфере некую воинственность. Восклицания, крики, торжество безграничной радости. Среди всего этого шума я услышал несколько выкриков разозленных людей. Как будто кого-то ругали или даже били. Вместе с ребятами я повернулся в ту сторону, откуда доносились крики, это было на расстоянии выстрела, совсем рядом. И да… на самом деле происходило нечто, из ряда вон выходящее. Оказалось, что отец Исаака тайно проследил за сыном, который сбежал из дома. В момент, когда Исаак закричал «Христос Воскресе!», отец набросился на него с кулаками и начал безжалостно бить его. И как только посмел еврей прославлять Воскресение Христово?

    И как только посмел еврей прославлять Воскресение Христово?

Стыд, это великий стыд и позор для всей семьи. Я увидел, как отец швырнул Исаака на землю и с ненавистью топтал его ногами.

– Что ты сказал? Что ты сказал? Христос воскрес? – неистово кричал он.

Исааку было очень плохо. Он попробовал встать – из его рта и носа хлынула кровь. Но он осмелился и сказал:

– Да, отец, Христос воскрес. Мы, евреи, распяли Христа. Но Христос воскрес!

Исаак бессильно опустился на землю, без единого стона, совсем как мученик, и тихонько прошептал нараспев:

– Христос воскресе из ме-е-е-ртвых…

Он напомнил нам о мучениях многих других людей, которые выкрикивали «Христос воскрес» на залитой кровью земле Константинополя.

После этого он потерял сознание. Мы не осмеливались приблизиться к нему. Ребята замерли. Отец схватил его на руки. Нет, скорее он поволок его по земле. Мы следили за происходящим, затаив дыхание. Сулис посмотрел на меня, а я на него. Он троекратно расцеловал меня в обе щеки и сказал.

– Воистину воскрес!

Его глаза были полны слез.

– Да, воистину воскрес!


Протопресвитер Константин Стратигопулос

Впоследствии мы потеряли Исаака из виду. Позже мы узнали, что он несколько месяцев пролежал в постели. А потом они уехали из нашего района.

Прошли годы, и как-то раз я услышал от одного человека, что в скиту на Святой Горе Афон подвизается иеромонах, по национальности еврей, который ранее жил в Константинополе. Позже он принял Православную веру. Говорили, что этот монах хромал из-за какого-то несчастного случая.

Так мне сказали, и я думаю… да, я уверен, что это и есть друг мой Исаак.

Христос Воскресе!


Протопресвитер Константин Стратигопулос (1946–2018)

Из книги протопресвитера Константина Стратигопулоса «Перекресток моего сердца»
Перевела с новогреческого Елена Огородник

30 мая 2019 г.


[1] Уменьшительное от Константин – примечание переводчика.


https://pravoslavie.ru/121484.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9261


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #138 : 01 Июня 2019, 23:12:06 »


Пасха, Господня Пасха! Изречения афонских старцев о Воскресении Христовом

Источник: «Русский Афон»

   


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры.

Поздравляя читателей с этим Праздником праздников, редакция портала «Русский Афон» собрала десять изречений афонских святых и старцев о светлом и всерадостном Воскресении Христовом.



1. В течение всего Великого поста мы усердно, в покаянии и молитве готовились к встрече праздника праздников и торжества из торжеств – Светлого Христова Воскресения. И вот этот день настал! Это Великий День Любви и Милосердия Божия о Его творении... Чтобы не происходило, какие бы скорби, искушения или испытания нас не постигали бы, мы должны помнить, что «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоан. 4:16)... Господь наш Иисус Христос в Своей искупительной жертве, в добровольных крестных страданиях за наши грехи и в Своем Святом Воскресении явил и заповедал нам этот бесценный дар. И потому именно в этот день сердца христиан особенно ощутимо переполняются чувством любви, радости и мира.

Схиархимандрит Иеремия (Алехин)


2. Мироносицы имели великую веру во Христа, имели духовное расположение, поэтому ни на что не обращали внимания. Если бы у них не было духовного расположения, разве бы они решились на это ? На рассвете, в ранний час, когда ещё запрещено было появляться на улице, они с ароматами в руках отправились ко святому Гробу Господню по любви ко Христу. Потому и удостоились услышать от ангела радостную весть Воскресения.

Преподобный Паисий Святогорец


3. Постараемся же очистить наши душевные чувства, будем трезвиться, чтобы не осквернять их, чтобы возмочь Благодатью Божией увидеть в своём сердце Свет Божественного Воскресения. … будем подвизаться всеми силами нашей души — так, чтобы в этом мире душою познать Иной мир. Наш успех в монашеской жизни состоит в том, чтобы познать, вкусить жизни мира иного, достичь такой степени любви ко Христу, чтобы всегда гореть желанием лицезреть Его Божественный Лик. Святые отцы говорят, что в ином мире пищей людей будет любовь — любовь ко Христу и друг к другу. Один человек будет лицезреть другого и от этого ощущать в душе настоящий рай.

Архимандрит Ефрем (Мораитис)


4. Христос Своим Воскресением не просто перевел нас на другую сторону реки, канала, озера. Он вывел нас из хаоса, который сам человек никогда бы не смог преодолеть. Он препроводил нас от смерти к жизни. Христос воскрес, и теперь все ликует. Ты видел весной козочек, как они радостно резвятся на зеленой травке? Немного пососут свою мамочку и снова продолжают весело скакать? Так и мы должны ликовать о неизреченной радости Воскресения Христова и о нашем собственном воскресении. Могу дать тебе один совет, - продолжал он. - Когда тебя постигнет какая-либо скорбь или неудача, мысленно соберись и медленно–медленно читай тропарь: «Смерти празднуем умерщвление…». И ты увидишь, что самое великое событие как в твоей жизни, так и в жизни всего мира уже свершилось. Это Воскресение Христа, наше спасение. И ты осознаешь, что случившаяся с тобой неудача слишком мала, чтобы разрушить твое доброе устроение.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит


5. О, только бы нам начать проводить новое жительство, которое подобает тем, кто совоскрес с Владыкой Христом, как нам возвещает Павел: «Да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем» (Рим. 6, 4). Сегодня мы узнали от Воскресшего о новой жизни. Только бы нам хранить ее до конца, имея новые помыслы, произнося новые слова и совершая новые дела, достойные нового Воскресения Христова, – а не роскошествовать на пирах и кутежах, не распевать постыдные и диавольские песни, не насмешничать и плясать, не впадать в сластолюбие и славолюбие, пьянство и распутство, сребролюбие и другие грехи. … Будем умолять, возлюбленные, Воскресшего Христа умертвить гнездящиеся в нашем сердце страстные помыслы и демонов, будем умолять Его, чтобы Он Сам воскрес посреди нас, переступая, словно печати, страстные впечатления, находящиеся в нашей душе, и прилоги греха

Преподобный Никодим Святогорец

6. Много раз мне приходилось встречаться с такими явлениями, что Пасха была для некоторых временем испытания … «Христос воскрес, мертвый ни един во гробе», а я чувствую себя вдруг во власти смерти! Не только когда вы будете чувствовать фактическое преобладание над собою страстей, но и в самой борьбе помните, что ничего конечного нет, кроме Христа, и опирайтесь на Него. Может возникнуть ощущение: «Вот, пришла Пасха, а я все равно пребываю в смерти страстей». Но не надо поддаваться этому искушению, а надо верить в то, что мы действительно воскреснем; и не просто верить, но и чаять, как замечательно говорят святые отцы в Символе веры. Я не только верю, что воскреснут мертвые, нет! – а жду этого воскресения. Говорите эти слова с большим чувством, проверяйте себя и познавайте характер этих явлений! Если говорим в Символе веры «я ЖДУ воскресения мертвых» и в молитвах за умерших: «в НАДЕЖДЕ живота вечного усопшего раба Твоего упокой», – то подчеркиваем, что, умирая, мы будем ждать нашего воскресения, а пока: «в руце Твои предаю дух мой» (Лк.23:46). Всем вам желаю действительно жить Пасху с этим ожиданием нашего общего воскресения.

Архимандрит Софроний (Сахаров)


7. Постоянно больной, в полной нищете, отказавшись от всякой радости, которую доставляют человеку предметы мира сего, отец Георгий всегда радовался радостью духовной, приветствуя гостей пасхальным «Христос воскресе». «Мы – дети Воскресения, – любил говорить отец Георгий. – Нам, монахам, без пасхальной радости ни жить, ни спасаться – невозможно».

Схимонах Георгий (Виткович)


8. Воскресший Христос Бог наш справедливо возглашает: «верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 47). Без Христа – единого Всесильного, абсолютной Жизни и Бессмертия – пространство и время, в которых пребывает наш мир, становятся неподъемным бременем. Только через Христа и с Ним они становятся легкими и приятными. Страшно и ужасно ярмо человека, и ноша его неподъемна. Только с помощью Всеблагого и Всесильного Богочеловека Христа это «иго» становится «благим, а бремя – легким» (ср.: Мф. 11, 30). Когда силою и благодатью воскресшего Богочеловека разрушаются узы и причины тления и отчуждения человека от корня жизни и бытия, тогда все сменяется счастьем, радостью и ликованием.

Старец Иосиф Ватопедский

9. Глагол Господень, сладчайший паче меда и сота, «верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11, 25–26) полностью исполнился в Его Божественном Воскресении. Но надо сказать еще об одном. Без Воскресения Господня не может быть понят триумф всех от века праведников, особенно же Его учеников и апостолов, мучеников, исповедников, воздержников – героев во Христе, которые посредством благодати Божественного Воскресения «заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне» (Евр. 11, 33–34) и вообще победили начала и власти тьмы, попрали саму смерть. Наградой и венцом за все эти подвиги стало для них Воскресение Господне, которое до скончания века будет символом и чаянием всех поколений. Сладчайший наш Господь Иисус, воскресший Богочеловек, пребудет единым бытием как под небом, так и превыше неба, удостоившим заключенного в юдоли плача человека победить смерть, диавола и сам грех, стать блаженным, бессмертным и причастником Его вечного Царства. Потому для нашей природы воскресший Господь стал «всем для всех» (1Кор. 9:22). Он стал прекрасным, добрым, истинным, любимым, радостным, божественным, премудрым, вечным, единственной нашей любовью, нашей радостью, всем нашим благом, всей нашей жизнью, всем нашим чаянием и упокоением.

Старец Иосиф Ватопедский


10. Только во Христе человек обретает подлинную, настоящую радость, потому что только Христос даёт радость и духовное утешение. Где Христос – там истинная радость и райское ликование. Находящиеся далеко от Христа не имеют истинной радости. Они могут предаваться мечтаниям «Сделаю то-то и то-то, съезжу туда, съезжу сюда», им могут оказывать почести, они могут предаваться развлечениям и оттого испытывать радость, но эта радость не насытит их душу. Эта радость вещественная, мирская, а мирская радость не насыщает душу, и человек остаётся с пустотой в сердце. Знаешь, что говорит Соломон? «Я построил дома посадил виноградники, разбил сады, собрал золото, приобрел всё, чего желало моё сердце, но в конце понял, что всё это суетно» (См. Еккл.2,4–11). Мирская радость даёт нечто временное, что приятно только в данный момент, не даёт того, что даёт радость духовная. Духовная радость – это райская жизнь. Те, кто прошли Крест и воскресли духовно, живут в пасхальной радости. «Пасха, Господня Пасха»!

Преподобный Паисий Святогорец


Источник: «Русский Афон»

http://www.pravoslavie.ru/112100.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9261


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #139 : 03 Июня 2019, 04:47:15 »


Пасха

Александр Моисеенков


Около двух тысяч лет назад на Святой земле произошло событие, перевернувшее мир, изменившее его навсегда. Воспоминанию о нем посвящен главный православный праздник — Пасха. Мы постарались еще раз воссоздать картину того, что случилось двадцать веков назад под небом Иерусалима.


Белый ангел. Фрагмент фрески Вознесения в монастыре Милешево, Сербия. До 1228 г.

Страдания, смерть и Воскресение Иисуса Христа всегда осознавались главными событиями всего Нового Завета. Об этом говорят и Сам Спаситель, и Его ближайшие ученики, и последующие поколения верующих людей вне зависимости от их национальности, уровня образованности или социального положения. Если Христос не воскрес, то вера наша бессмысленна — это утверждение апостола Павла является, пожалуй, самым главным основанием, на котором строится все наследие святых отцов Церкви.

Но сама Пасха, будучи событием вселенского масштаба, относящимся в одинаковой мере и к прошлому, и к настоящему, и к будущему, совершилась в конкретный момент мировой истории и в конкретной точке земного шара. «Верую… в Иисуса Христа Сына Божия… распятого за нас при Понтийском Пилате…», — такие слова Символа веры повторяет каждый христианин во время молитвы.

Мы решили совершить своеобразное путешествие во времени и снова вместе с жителями древнего Иерусалима встретить Христа у Львиных ворот, быть свидетелями Тайной вечери и Гефсиманского моления, стоять у Креста на Голгофе, оплакивать Его при погребении и получить от ангела радостную весть о Его Воскресении. Мы решили посмотреть в самую суть этих событий и понять их внутреннюю логику, которая порою сокрыта за, казалось бы, таким знакомым евангельским сюжетом…




Вход Господень в Иерусалим

Идущий во имя Господне

— Осанна! Да здравствует наш Царь! Осанна Сыну Давида! Благословен Тот, Кто идет во имя Всевышнего воссесть на престол Израиля! Осанна!

Так в девятый день весеннего месяца нисана ликующая толпа встречала Иисуса — Человека, который въезжал в древнюю столицу Иудеи верхом на молодом ослике. Люди относились к Нему очень по-разному, но все признавали в нем невероятную силу духа, когда Он исцелял больных и говорил Свои проповеди — всегда живые, яркие, бьющие в самое сердце.

Еще вчера этот загадочный пророк — как называли Его многие — воскресил Лазаря из Вифании, пролежавшего мертвым целых четыре дня и уже начавшего разлагаться. Весть об удивительном чуде распространилась молниеносно, и при первом же слухе о том, что Чудотворец направляется в город, местные жители стали резать пальмовые ветви и выходить к Львиным воротам. Они встречали Его с радостью и надеждой — как своего лидера, как триумфатора и законного владыку, который придет и избавит их от позорного римского ига. А там — возможно, даже — и вернет престолу Давида его былое величие.

Но у Спасителя была совсем иная цель. С самого начала Своей проповеди Христос отмежевался от любых претензий на земную власть и настаивал на том, что пришел в мир как Избавитель и Победитель. Но отнюдь не социальной несправедливости, а куда более страшных вещей — греха и смерти. Иисус никогда не отрицал своего царственного достоинства, однако при этом всякий раз подчеркивал, что Его Царство не от мира сего, что путь к торжеству этого Царства лежит через страдания, поругание и смерть. И сейчас Он въезжал на ослике в древний град Сионский, чтобы взойти на престол — на Крест, на Голгофу.


Иисус и старейшины Израиля

Среди шумной толпы находились и те, кто смотрел на происходящее с едва скрываемым презрением и ненавистью. Это были фарисеи и саддукеи — духовные вожди израильского народа. Их отношение к проповеди Христа с самого ее начала было настороженным: и по форме и по содержанию она радикально отличалась от учений старцев и книжников. Спаситель говорил с силой, как власть имущий, смело и беспощадно клеймя пороки современного Ему общества.

Саддукеям такое положение дел не понравилось сразу — это была та часть общественной верхушки, которая лишь формально исполняла Закон Моисея, но на деле исповедовала гедонистический принцип «бери от жизни все». Фарисеи же долго не могли определиться.

С одной стороны, они чувствовали, что Иисус обладает огромной силой, и где-то в глубине души у многих из них теплилось осознание, что именно Он и есть Тот долгожданный Искупитель, которого предвозвещали древние пророки. Однако, с другой стороны, за несколько веков своего существования фарисейская среда выработала свою систему норм, ценностей, предписаний и запретов, в рамках которой не было места учению Спасителя. Кроме того, галилейский Проповедник очень серьезно подрывал их авторитет среди народа, предлагая Своим последователям более глубокое и нравственно возвышенное понимание всего Моисеева Закона. Фарисеи попросту боялись Спасителя. Поэтому, когда толпа ликовала у Львиных ворот, старейшины окончательно утвердились в решении убить Иисуса Назарянина. Осталось только подобрать подходящий момент. И он вскоре представился…


Конец Ветхого Завета

Господь прекрасно знал замыслы своих недоброжелателей, как знал все, что было, что есть и чему надлежало произойти. Придя в Иерусалим, Спаситель направился в Храм, который был средоточием духовной жизни всего Израиля. Эта жемчужина восточного зодчества поражала своим размахом и величием, а гигантские дворы могли вместить тысячи и тысячи человек. Но сейчас не на красоты древнего святилища обратил Свое внимание Господь. Он увидел, как на этом святом месте продавали жертвенных животных и сидели меновщики денег. Воспылав праведным гневом, Иисус сделал бич из веревок и выгнал прочь скот и тех, кто творил бесчинство в доме Божьем.

В столице Господь три дня учил народ и обличал Своих оппонентов-законников. Именно к Страстной неделе относятся самые драматичные евангельские диалоги. Иисус говорит очень эмоционально, а каждая Его речь похожа на раскат грома среди ясного неба. Особенно выделяются притчи, они посвящены не просто нравственным проблемам, но касаются самого главного — конечной судьбы всего человечества. Господь говорит об окончании Ветхого Завета, он выполнил свое предназначение и его должен сменить Новый Завет. Христос говорит о том, что создает Новый Израиль, в котором спасение достигается не выполнением внешних предписаний, а единственно верой в Сына Божьего.

За три последних дня проповедей фарисеи окончательно порывают с Иисусом, несмотря на то, что все факты указывают на Его мессианское достоинство. Такой Мессия попросту не нужен был иудейским вождям. Простой народ тоже стал постепенно отходить от галилейского Проповедника. Тот, кому они буквально вчера кричали «осанна», не предпринимал никаких политических действий, а по-прежнему продолжал учить. Многих это разочаровало и оттолкнуло. И эта ситуация стала фоном, на котором разыгралась еще одна трагедия тех великих дней — предательство Иуды.



Предательство Иуды
 
Тридцать сребреников

Если бы нам пришлось познакомиться с Иудой лично, то мы вряд ли заподозрили бы за ним что-либо недоброе. В апостольской братии Искариот нес функцию казначея. Вообще-то он был человеком неплохим, наравне с другими был избран Самим Спасителем и делил с Ним все тяготы и невзгоды Его земного служения. Вполне возможно, из него получился бы очень хороший проповедник, как это произошло с прочими учениками Иисуса.

Однако Иуда был болен страстью сребролюбия. Вся трагедия его жизни состояла в том, что он так и не смог принять Господа как Мессию Распинаемого. Возможно, Искариот до конца надеялся, что Учитель все-таки станет бороться за власть. Но даже после триумфального входа в столицу Христос не поднял восстания, не начал переговоры с иудейской верхушкой. И тогда Иуда решил действовать сам.

В среду вечером он пришел к законникам и сказал, что готов выдать им место, где можно беспрепятственно схватить Спасителя. За роль информатора предателю заплатили 30 серебряных шекелей, что в общей сумме равнялось примерно 360 граммам серебра. Таким обычно было вознаграждение за поимку беглого раба. Именно столько стоила в глазах иудейской элиты жизнь Богочеловека.

О мотивах предательства Иуды споры идут до сих пор. Одни толкователи считают его закоренелым сребролюбцем, который во всем видел выгоду. Другие же полагают, что Искариотом двигало желание занять пост министра в будущем царстве Мессии, и он надеялся, будто арест подтолкнет Иисуса к открытому противостоянию с иудейскими и римскими властями. Так или иначе, истинных мотивов бывшего апостола мы не знаем.

Но Иоанн Богослов ясно указал в своем Евангелии, что поступок Иуды был следствием бесовского внушения и через Искариота действовал сам сатана. Конец предателя был ужасен. Узнав, что арест приведет Учителя к неизбежной смерти, он пришел к старейшинам и отказался от своих денег. Однако было поздно — Христа уже приговорили к смерти.

Ученика-предателя охватило чувство вины, которое росло с каждой минутой. В конечном итоге это привело к самоубийству. Иуда повесился, но, согласно преданию, только с третьего раза — две первые попытки были неудачными. Церковная традиция видит в этих «осечках» стремление Бога остановить апостола, обратить его предательство на покаяние — так же, как это случилось позже с Петром во дворе дома, где проходило судилище над Христом. Петр ведь тоже отрекся тогда — но покаялся. Иуда, к сожалению, — нет.


Тайная вечеря

Настал четверг… Едва солнце коснулось верхушек окрестных холмов, Спаситель попросил двух учеников идти в столицу и сделать необходимые приготовления к приближавшейся Пасхе. Сейчас трудно сказать, был ли это непосредственно канун праздника, или же все-таки Иисус совершил древний обряд на день раньше положенного — 13 нисана. Большинство церковных толкователей придерживаются второго мнения. Оно основано на свидетельстве апостола Иоанна, что Спаситель принес Себя в жертву на Голгофе в тот самый день, когда закалывался традиционный пасхальный агнец — 14 нисана. Следовательно, Свою последнюю трапезу вместе с учениками Иисус совершил днем ранее.

Ученики собрались в горнице одного из иерусалимских домов. Перед совершением ритуального потребления хлеба, вина и освященного мяса ягненка Иисус препоясался полотенцем и умыл ноги Своим ученикам, показав тем самым образец смирения: Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мк 9:35). На этой вечери Учитель, по сути, прощался с ними, говорил им очень важные — самые важные — слова. Впрочем, пока что апостолы мало что понимали из сказанного. Им нужно было пережить немало потрясений, а затем — просветиться Духом Святым, и только тогда до них дошел подлинный смысл слов той последней беседы.

Исполнив древний пасхальный обряд, Христос взял в Свои руки один из хлебов (скорее всего, он был квасным, поскольку опресноки начинали вкушать исключительно в вечер 14 нисана), преломил его: Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26–28).

Так было даровано человечеству величайшее Таинство Причащения, в котором все верующие необъяснимым образом реально соединяются со Христом, вкушая Его Тело и Кровь и становясь членами единого богочеловеческого организма Церкви. Всякий раз за Литургией христиане вместе с апостолами становятся участниками Тайной вечери Спасителя.


Тайная вечеря


Гефсиманский сад

После ужина апостолы вместе с Учителем направились на восточную окраину Иерусалима — через долину Кедрон к Елеонской горе. Здесь, в Гефсиманском саду, на западном склоне Елеона, росли оливковые деревца, сюда не долетали звуки городской суеты и тут можно было уединиться. По Преданию, Господь бывал здесь каждый раз, когда посещал шумную столицу. Христос любил это место, и сейчас Он пришел сюда, чтобы среди тишины духовно укрепиться перед страданиями.

Но со Христом были не все — еще до конца трапезы Иуда покинул апостолов. О подлинной цели его ухода знали только Господь и Иоанн Богослов, который сидел близко к Иисусу и слышал, как Тот, подавая Иуде часть хлеба, сказал: Что делаешь, делай скорее (Ин 13:27). По мнению толкователей, Христос до последнего взывал к Иудиной совести, но, утвердившись в своем решении, предатель уже не слышал этих призывов. Он пошел к первосвященникам и, взяв с собою отряд храмовой стражи, повел воинов и слуг в Гефсиманию, куда отправились апостолы с Иисусом.

Попросив учеников подождать Его, Иисус отдалился от них, пал на землю и горячо молился Отцу. В Гефсимании Спаситель переживал такие страшные терзания, сильнее которых были только крестные муки. Будучи Богом, Он не боялся смерти, но как Человек безгрешный не мог не ужаснуться от осознания тяжести того груза, который Ему нужно было понести. Психологическое напряжение было настолько сильным, что со лба Иисуса стал капать кровавый пот. По Своему человеческому естеству Христос не хотел смерти и просил Отца избавить Его от нее.

Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк 22:42), — такими словами окончил Свое обращение Богочеловек, идущий на смерть ради людей. И когда страх был окончательно преодолен, в конце Гефсиманской молитвы перед апостолами предстал не смятенный духом Учитель, а сильный и мужественный Мессия, вступивший на Свой скорбный путь, который приведет Его в конечном итоге к победе и славе.


Суд Синедриона

Тем временем среди деревьев и кустов послышался шум — это пришли солдаты, чтобы арестовать Спасителя. Открывать свое предательство перед другими апостолами Иуда, видимо, не хотел. Он планировал поцеловать Христа, тем самым указав воинам, кого именно им нужно брать, и смешаться с остальными учениками. Но все произошло иначе — Иисус сразу раскрыл предательство перед всеми и после Иудина приветствия громко произнес:

— Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк 22:48) И, обратившись к толпе воинов, продолжил: Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня (Мф 26:55).

После короткой стычки с апостолами солдаты схватили Христа и повели к первосвященнику Каиафе. Суд проходил с нарушением всех юридических норм ветхозаветного Израиля и был, по сути, бесчинным судилищем. Согласно правилам, Синедрион — так назывался верховный суд иудеев — должен был собраться днем, официально, в полном составе и выносить приговор только после того, как найдется больше трех свидетелей, дающих точь-в-точь одни и те же показания. И даже когда приговор был уже вынесен, до самого момента казни действовал принцип, который предписывал при наличии хотя бы одного свидетельства в пользу заключенного отменять казнь и возобновлять разбирательства. При этом слова подсудимого категорически воспрещалось использовать против него.

Эти и многие другие условия соблюдены не были. Собравшись ночью, старейшины пригласили лжесвидетелей, которые говорили путано и невпопад. При этом любые попытки свидетельствовать в пользу Иисуса решительно пресекались — не были выслушаны даже именитые иудейские учители Иосиф и Никодим, знавшие Христа и бывшие Его тайными учениками. Формальным же поводом для осуждения послужил утвердительный ответ Христа на вопрос первосвященника, является ли Тот Сыном Божьим. Это было нарушением норм — нельзя было выносить решения на основе слов самого обвиняемого.

Но фарисеи спешили. Если бы процесс над Иисусом происходил столетием ранее, то, скорее всего, Его тут же после вынесения смертного приговора забили бы камнями как богохульника. Но вот уже несколько десятилетий, как Синедрион не имел права принимать решений об убийстве. Это мог делать лишь представитель римской администрации в должности не ниже префекта или прокуратора. Таковым на момент ареста Спасителя в Иерусалиме являлся Понтий Пилат. К нему на следующее утро, в пятницу 14 нисана, и повели осужденного Христа.


Пилат

День еще только-только начинался, а в воздухе уже стояла невыносимая духота. На Христа смотрел средних лет человек, чье лицо несло на себе печать надменности, жестокости и властности. Это был Пилат.

В евангельском повествовании игемон — как называли Понтия покоренные иудеи — выглядит куда более симпатично по сравнению с тем, как описывают его светские историки. Это был безжалостный римский солдафон, беспощадно подавлявший любые протесты. Впоследствии он был снят с поста префекта Иудеи именно за свою жестокость. Учитывая это, вряд ли можно заподозрить Пилата в симпатиях к Христу.

Большинство толкователей и историков сходятся во мнении, что в глазах римского чиновника Иисус Назарянин был безобидным бродячим философом, полусумасшедшим сыном плотника, который ходил с горсткой последователей и проповедовал о каком-то царстве. Очень показательно, что Пилат на допросе задает Христу вопрос: «Что такое Истина?», впрочем, не ожидая ответа. Это был даже не вопрос, а, скорее, насмешка.

Тогда почему все-таки Пилат был мягок со Христом и уступил требованиям иудейских старейшин лишь после долгих препирательств? Прежде всего, против казни выступала жена чиновника — ее жалобы на бессонные ночи и головные боли заставили мужа задуматься. Супруга напрямую связывала свои ночные кошмары с будущей казнью и просила Понтия не делать Иисусу ничего плохого. А еще Пилат был язычником и, когда услышал от Христа о Его божественном достоинстве, испытал легкий страх. А вдруг этот Назарянин — действительно один из полубогов? Желая «подстраховать» себя, прокуратор решает помиловать Осужденного, предварительно наказав его плетками-скорпионами.

Но Синедриону была нужна именно смерть ненавистного им Праведника. Старейшины успели подговорить толпу, чтобы та скандировала гневные требования распять Христа. Было понятно, что крикуны подучены, однако лишних проблем Пилату тоже не хотелось. К тому же иудеи пригрозили ему жалобой самому императору в том случае, если Пилат не утвердит смертный приговор. В итоге он решил отбросить сантименты и пожертвовать жизнью странного подсудимого ради усмирения толпы. Так Иисус был приговорен к смертной казни — распятию.


(Окончание следует)
« Последнее редактирование: 03 Июня 2019, 10:09:17 от Дмитрий Н » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9261


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #140 : 03 Июня 2019, 04:54:01 »

(Окончание)



Распятие
 
Голгофа

Оглашенному вердикту были рады не только израильские старейшины, но и римские солдаты, в чьих руках отныне находился Христос. Они смотрели на необычного Арестанта как на очередную жертву, над которой можно было изрядно потешиться перед тем, как предать смерти.

Сначала Его поволокли во двор казармы, где воины издевались над ним. Потом, насмехаясь над Его царским достоинством, на голову изможденного и еле живого Спасителя надели терновый венец–корону, а на плечи накинули багряную тряпку. Когда пришел час казни, примерно в полдень, на плечи Арестанта взвалили перекладину креста и повели на западную окраину города, где Ему и предстояло умереть за грехи всех людей.

Несмотря на желание фарисеев убить Господа без лишнего шума, в городе только и говорили о казни Иисуса. Поглазеть на то, как измученный Пророк из последних сил несет крест к месту смерти, высыпали почти все жители. Кто-то рыдал, кто-то негодовал… А кто-то и проклинал Самого Христа. Это были те, кто пять дней назад ждали от Него чуда, кто во весь голос кричал осанну, думая, что Он провозгласит Себя Царем. Теперь они оказались обманутыми. И столь же громко взрывались словами проклятия. Они так и не увидели в окровавленном Человеке своего Спасителя.

Голгофой назывался каменный кряж за городскими стенами. Раньше здесь добывали камень, а теперь казнили преступников. Большинство апостолов разбежались и теперь отсиживались по домам. Только женщины из апостольской общины совершили подвиг — они все время шли за своим Учителем и были с ним при распятии. Неотступно за Сыном шла и Мать вместе с ближайшим Христовым учеником Иоанном. В эти последние часы Своей жизни Господь поручает Иоанну заботиться о Матери.

Вместе со Христом распяли двоих разбойников. Уже вися на крестах, они поносили Иисуса. Но когда в толпе людей показалась Богородица, один из них изменил свое отношение к Спасителю, просил у Него прощения и молил о спасении. По преданию, благоразумный разбойник в юности был членом банды, которая остановила святое семейство на дороге из Египта в Палестину. Иисусу тогда было всего года два. Грабители хотели отнять у путешественников имущество, надругаться над ними и убить. Но молодой разбойник пожалел их и убедил товарищей не причинять путникам зла. Прошло более тридцати лет, и сейчас вор и Праведник встретились снова. Как и предсказала некогда Пречистая Дева, за ту милость, которую оказал разбойник Ей и Ее Сыну, он будет спасен.

Крестная казнь была мучительна для Господа не только физически, но и психологически. По Своей человеческой природе Христос добровольно испытал состояние абсолютно полного одиночества — такого полного, когда кажется, что даже Сам Бог тебя оставил… На Кресте безгрешный Христос испил до дна ту чашу страданий, которая стала уделом всех людей после грехопадения.

Совершилось! — таковы были последние Его слова (Ин 19:30). Когда Он испустил дух, Иерусалим ощутил подземные толчки, а в Храме разорвалась завеса, отделявшая святилище от самого сакрального места — Святого Святых. Это был знак, что смерть Христова уничтожила ту пропасть, которая лежала дотоле между Богом и человеком.


Погребение и сошествие в ад

Древняя столица постепенно погружалась в праздничную атмосферу, все меньше людей встречалось на улицах, а когда на крыше храма священнослужители заиграли на трубах, город и вовсе словно заснул. Приближался праздник Пасхи, который наступал после захода солнца. Считалось кощунством оставлять распятых на крестах живыми, поэтому их решили добить. К этому моменту Христос уже умер, поэтому над Его телом не стали издеваться. Но, чтобы убедиться в смерти Иисуса, один из воинов ударил Его копьем в бок, откуда брызнула околосердечная жидкость вместе с кровью.

Обычно преступников отдавали родственникам, но бывало и так, что трупы либо просто сжигали, либо скармливали зверям, либо зарывали в общую яму. Такого ученики не могли допустить. Иосиф Аримафейский выпросил у Пилата разрешение на похороны Иисуса, купил пропитанную благовониями ткань и вместе с женщинами-ученицами положил тело Господа в пещере, которую изначально готовил для себя самого. Иосиф был человеком богатым, праведным и уважаемым. Естественно, гробницу он себе приготовил тоже соответственную. На три дня она стала смертным ложем Царя вселенной.

На земле Израиля начиналась Пасха. А тем временем, согласно церковному Преданию, после смерти Христос спускается в Шеол — место, куда попадали души всех умерших. Он проникает туда законно — как один из людей. Но Он же стал первым, кто вышел оттуда — как Бог. Своей силой Сын Божий разрушил ад и вывел оттуда всех, кто пожелал пойти за Ним. Это были сотни тысяч тех, кто умер с верой в грядущего Избавителя. Сатана был повержен. Теперь для всех людей открыт путь к Богу, а уж пойдет ли человек этим путем — зависит только от него самого.

О сошествии в ад не написано в Евангелии, зато евангелисты описывают события субботы. Ученики провели ее в покое, как и положено благочестивым евреям. А вот фарисеям было не до праздника: они, невзирая на строгий запрет делать что-либо в субботу, пришли к Пилату и уговорили его опечатать гробницу Христа. Старейшины переживали, что Его тело похитят апостолы, а потом скажут, что Он воскрес. Так гроб оказался запечатанным. Кроме этого к нему были приставлены римские солдаты.


Сошествие во ад

 
«Он воскрес!»

По обезлюдевшим городским кварталам к западной окраине спешила группа женщин. Было видно, что они торопились — их белые головные накидки развевались в предрассветной мгле. Спутницы юркнули под арку ворот, свернули и стали пробираться среди кустов росшего здесь виноградника.

Это были ученицы Христа, которые держали путь к Его гробу и несли с собою благовония, чтобы воздать Умершему последнюю почесть — омыть тело и помазать его маслом. Это нужно было сделать еще до погребения, но в пятницу начинался праздник, и все спешили. Ограничились лишь тем, что по-быстрому оттерли кровь и завернули тело в пропитанную маслом плащаницу.

Погруженные в свое горе, они даже не подумали, а кто же им откроет запечатанный гроб. Но когда женщины подошли к пещере, перед ними предстала неожиданная картина: гробница была открыта, камень лежал у входа, а внутреннее пространство погребальной камеры было залито светом. Женщины ускорили шаг, испугавшись, что тело похитили. Но когда заглянули внутрь, увидали там Ангела. Небесный посланник, сидевший на краю каменного ложа, сказал им: Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес (Мф 28:5–6).

Однако сомнения терзали учеников и учениц Христа до тех пор, пока воскресший Господь Сам не явился им.

По Преданию, первой радостную весть получила Его Мать — Господь явился Ей одной, самому дорогому человеку на свете. После этого, согласно Писанию, в разное время Воскресшего Иисуса видели более пятисот учеников. В течение 40 дней Он беседовал с ними и говорил о том, чего недосказал ранее. Теперь они были готовы принять в сердце все слова, произнесенные Учителем. И не только принять, но и пронести их по всему миру, проповедуя Евангелие и свидетельствуя о Нем.

После кончины апостолов — чаще всего мученической — десятки тысяч мужчин и женщин самой своей жизнью повторили путь своего Искупителя. И в каждой новой смерти мученика жила и крепла святая Церковь.

Вот уже почти два тысячелетия она несет миру свет Истины, свет божественной любви, свет Вечности. Тот самый свет, который когда-то воссиял в пещере в день Христова Воскресения.


Источник
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9261


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #141 : 04 Июня 2019, 02:44:53 »


Воскресение Христово - это не просто праздник, это основа нашей веры



Пасхальная великая вечерня в Храме Христа Спасителя

Воскресение Христово - это не просто праздник, это основа нашей веры. У апостола Павла есть такие слова: «…а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15.14). Да, смерть становится непреодолимой преградой для свершения всех наших мечтаний, планов, дел, чаяний, надежд, уравнивая в себе и добрые и злые поступки.
Осознание временности бытия делает бессмысленным человеческое существование, обесценивая смертью любые земные цели и достижения.

Христос побеждает смерть. Становится по слову апостола Павла «Первенцем из мертвых», Тем, Кто дает каждому уверенность в окончательной победе света и правды над тьмой и злом. Воскресение Христово становится центральным событием в истории человечества еще и потому, что оно дает каждому из нас путь к Вечной жизни. Принимая пасхальное благовестие, мы становимся Христовыми, а это значит, что Его смерть и воскресение «действует в нас» (2 Кор. 4:12). Отсюда свет и радость нашей веры, отсюда бодрость жизни христиан, отсюда всемирная радость Воскресения Христова.

В России на протяжении многих столетий Пасха была главным Праздником, означавшим Победу Бога над грехом, провозгласившим Победу жизни над смертью.

Даже большевики не смогли вытравить благоговейное отношение к Пасхальной радости о Воскресшем Спасителе. Вспоминается ставший уже хрестоматийным случай, произошедший в 20-е годы прошлого века:
В один из городов с антирелигиозными лекциями приехали воинствующие безбожники. В рабочем клубе завода был организован антирелигиозный диспут, на который в качестве оппонентов пригласили и «служителей культа». Собрался полный зал: одни, под влиянием пропаганды, пришли посмотреть, как будут издеваться над «попами», другие верили, что священнослужители сумеют защитить свою веру.

Используя «данные современной науки» лектор ловко и остроумно, а потом с ерничеством и скабрезностями вещал о «выдумке жрецов», о материи, об обезьяньих корнях человека. Два или три священника, не выдержав издевательств над верой в Господа, поднялись со своих мест и под развязный хохот толпы покинули зал, что с радостью было воспринято докладчиками как доказательство отсутствия Бога.

И вдруг к сцене прошел седой священник. Он взошел на трибуну, перекрестился, спокойно оглянул зал и вдруг громко и радостно сказал: «Братья, Христос Воскресе!» И произошло чудо: аудитория, которая только что смеялась в спину уходящим священникам, ответила как один человек: «Воистину Воскресе!» А священник опять провозгласил: „Христос Воскресе!” И снова всеобщий взрыв голосов: «Воистину Воскресе!»

Тут растерявшийся лектор закричал, что лишает «служителя культа» права голоса. «А я уже все сказал, благодарю Вас!»- ответил священник и сошел в толпу. Народ встал и расступился, пропуская его к выходу. Пока он шел, ни один человек не произнес ни слова. И вслед за ним повалили из душного клуба рабочие, красные от стыда, сокрушаясь, что участвовали в хулении веры своих отцов.....

В моем детстве Сахалин был атеистической зоной: на острове не было ни одного храма, а священникам запрещалось приезжать сюда. Но Пасху люди все равно отмечали. Помню, как соседские бабушки угощали нас крашеными яйцами и куличом, а мы с детской непосредственностью, до конца не понимая смысла произносимых фраз, приветствовали друг друга словами: «Христос Воскресе!».

Эту поистине детскую радость празднования Воскресения Христова у верующих православных христиан отмечал в одной из своих статей известный миссионер протоиерей Иоанн Восторгов: «Так ребенок радуется теплу и свету, радуется и играет на лоне жизни, хотя не может точно и ясно формулировать, почему приятны ему свет и тепло, почему радостна для него жизнь».

Спустя много лет уже став священником мне посчастливилось ощутить Пасхальную радость на Святой Земле. В составе делегации Фонда Андрея Первозванного я был свидетелем удивительного чуда - схождения Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Впечатления и чувства, посетившие меня на той службе, оставили неизгладимый след в моем сердце.

Тогда, стоя в храме, я ощутил вселенский характер Православной веры. Рядом со мной молились люди, прибывшие с самых разных концов мира, но, несмотря на это мы все составляли единую Церковь. Глядя на людей, излучающих улыбки и веселие, меня посетила мысль, что в России люди ведут себя в храме напряженно и сосредоточено, совсем не так, как здесь. Это впечатление о радостном переживании веры глубоко отразилось в моей памяти.

Еще я запомнил, как один священнослужитель, мой знакомый из Воронежа, аккуратно и внимательно зажигал десятки пучков свечей от Благодатного огня. Меня заинтересовала эта увлеченность, и я завел разговор. Батюшка рассказал мне о прихожанах, священнослужителях, благотворителях, знакомых чиновниках, соседях и журналистах, которые с терпением и радостным ожиданием встретят его в России. Он собрал целый чемодан свечей, чтобы каждому привезти видимую частицу святыни. Встретившись с чудом, пережив определенный духовный опыт, у верующего человека возникает желание поделиться этим переживанием с ближними. Солидарность и сопереживание всегда были характерными качествами нашего народа.

Еще один человек, который произвел на меня впечатление, был израильский полицейский. Молодой человек в полной экипировке, обвешанный разнообразным оружием, в каске сидел на ступенях в храме и пил воду. Меня поразило до глубины души, что в окружении всеобщей радости и любви этот бедный солдат оставался непричастным к людскому ликованию, а его взгляд совершенно ничего не выражал. В тот момент мне захотелось рассказать этому молодому человеку о том чуде, свидетелем которого он стал, но я оставил эту затею, решив не искушать и не провоцировать оснащенного оружием полицейского.

Спустя время, я отметил для себя, что какие бы внешние чудеса не происходили в жизни человека, они мало что меняют, если не произойдет главного чуда, когда сердце человека открывается Богу. Неправы те, кто говорят, что если бы они воочию увидели явное чудо, тогда бы поверили. Неверие - это всегда следствие нравственной поврежденности человека. Главное чудо - Воскресение Христово уже совершилось. Сможет ли наше сердце отозваться на это чудо, на эту любовь Божию зависит от нас.

Дай Бог, чтобы Праздник Пасхи укрепил нашу веру. Обращаясь ко Господу словами из Евангелия: «…верую, Господи! помоги моему неверию», важно, чтобы мы пошли за Христом, Который откроет нам все тайны духовной жизни, наставит и укрепит наши немощные души. Тогда мы станем истинными православными христианами и воскреснем в жизнь вечную!

Христос воскресе!


Протоиерей Виктор Горбач, руководитель Миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии

http://ruskline.ru/news_rl/2013/05/03/voskresenie_hristovo_eto_ne_prosto_prazdnik_eto_osnova_nashej_very/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9261


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #142 : 05 Июня 2019, 04:54:48 »


Святитель Иоанн (Максимович). Христос Воскресе!




Христос Воскресе!


Воскрес Иисус из гроба, якоже прорече.

Воскрес Господь… Не удержал Христа запечатанный гроб, не преградили Ему пути поставленные у гроба воины.

Воскрес, якоже прорече. Что сказал, то и исполнил. Нет силы, могущей преодолеть Господа, нет власти, могущей воспрепятствовать Христу исполнить Свою волю.

Дал себя некогда связать Сампсон, смеясь в сердце своем над врагами (Суд. 15, 13). Но затем, исполнившись Духа Господня, расторгнул узы и поразил своих неприятелей. Так и Господь дал смерти связать Себя, но, расторгнув затем узы смерти, сокрушил врата адовы.

Ликовали враги Христовы, мнили, что нет больше Христа. Но восстал, как от сна, Господь и разрушил козни врагов Своих. Воскрес живым Тот, Кого считали мертвым. Явился нетленным запечатанный в гробу.

Воскрес Иисус, даде нам живот вечный и велию милость.

Источник жизни, Победитель смерти Своим Воскресением открывает путь к Общему Воскресению. Своим восстанием из мертвых дает Он вечную жизнь человечеству. Дарует нам Иисус велию милость – прощение грехов, освобождение от рабства диаволу, силы для искоренения своих пороков и слабостей.

Приидите, пользуйтесь милостями, принимайте дары Христовы.

Вот сокровищница даров Господних – Новый Сион – Святая Церковь. В ней всякое богатство духовное, даемое верным. Обильно раздает она дары своим чадам, просвещая их ум, очищая чувствие, укрепляя волю.

Приидите, насладимся пира Веры!

Не оскудевают сокровища Церкви, и нет силы, которая бы могла их отнять от нея. Попускает Господь Церкви Своей претерпевать иногда напасти, но и тогда сияет она своим благодатным светом! «Аз с вами есмь, – сказал Господь, – во вся дни до скончания века» (Мф.28:20). И независимо от того, – наслаждаемся ли мы с нею миром в лета благоприятные или терпим с нею гонения в дни злые, незримый Свет просвещает души верующих.

А во время, Господу угодное, являет Он силу Свою, пред которой не могут устоять гонители Церкви. Воскреснет Бог, и расточатся врази Его!

Во вся дни до скончания века с нами Воскресший, а наипаче в дни Святой Пасхи!

Забудем временные печали, предвкусим вечную радость Царствия Христова!

«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!».

Христос Воскресе!




Пасха 1938 г.

http://vifanskymonastir.cerkov.ru/2018/04/07/pochil-o-gospode-dorogoj-batyushka-arximandrit-kirill-pavlov/
Записан
Страниц: 1 ... 8 9 [10]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!