Русская беседа
 
26 Декабря 2024, 22:17:53  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Как княжество Литовское пропило свою независимость и продало себя...  (Прочитано 700 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106967

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 02 Декабря 2024, 01:21:43 »

Как княжество Литовское пропило свою независимость и продало себя за «чечевичную похлёбку» Польше

То, что это княжество было великим – слишком громко сказано. Это было искусственное образование, расположившееся на русских землях, которое просуществовало с 1235 по 1569 год, а потом потеряло свою государственность, а, если точнее, то пропило её.


Великое Княжество Литовское Фото из открытого доступа

Предыстория вопроса

Литовские племена издавна были соседями Руси, часть из них была завоёвана, либо истреблена немецкими крестоносцами. Свободу сохранили лишь племена, жившие по реке Неман. Они объединились и создали Литовское княжество, которое возглавил князь Миндовг.

Пользуясь тем, что на Руси в это время шла война между удельными князьями, выдаваемая в официальной истории за монгольское нашествие, Миндовг стал подчинять близлежащие русские земли – Гродно, Берестье, Пинск и другие. Однако государство считалось русско-литовским, впоследствии там правили и русские князья, например Роман Данилович.

В период правления Гедимина с 1316 по 1341год территория княжества значительно расширилась, к нему были присоединены земли Западной Руси: Полоцкое, Витебское, Минское, Киевское княжества.

При сыне Гедимина Ольгерде княжество оставалось русским, православие было государственной религией.

Однако сын Ольгерда Ягайло в 1385 году женился на наследнице польского престола, принял католичество, став одновременно польским королём. Это вызвало возмущение православного населения, но с тех пор Литва вместе с русскими территориями стала вассалом Польши.

Русско-литовские войны 1487-1494 и1500-1503 годы

Если в XIV веке княжество Литовское процветало, в XV веке оно проедало накопленное величие.

В 1487-1494 годах состоялся массовый переход верховских князей со своими вотчинами из Литвы к Ивану III, военные действия ограничились пограничными конфликтами, литовский князь Александр признал этот переход.


Военные действия в1487-1494 годах. Фото из открытого доступа

Но за верховскими князьями к русскому князю попросились новгород-северские и стародубские князья, этот переход сопровождался военными действиями в 1500-1503 годах, в результате которых к Москве отошли Новгород-Северщина и Черниговщина, а ещё через какое-то время Смоленск и Брянск.

Упадок княжества

Чтобы понять, что же всё-таки случилось с княжеством можно обратиться к современникам того периода, например, к запискам шляхтича Михайло Литвина, который жил в середине XVI века и считал главными врагами литовско-русского государства – Москву и татар. Вот, что он писал:

«Силы москвитян и татар значительно меньше литовских, но они превосходят литовцев деятельностью, умеренностью, воздержанием, храбростью и другими добродетелями, составляющими основу государственной силы».

Автор записок считает, что его паны слишком увлекаются иностранными товарами- турецкими лошадьми, заморскими пряностями, дорогими каретами, а московиты воздерживаются во всём.

«Так как москвитяне воздерживаются от пьянства, то города их славятся ремесленниками, прилежно изготовляющими различные изделия; они снабжают нас деревянными чашками и посохами, также седлами, саблями, конскою сбруею и разного рода оружием, получая за эти предметы наше золото».

Автор вспоминает предков: «наши предки также избегали иноземных яств и напитков; трезвые и воздержанные, они полагали свою славу в военном деле, все удовольствие в оружии, конях, большом количестве слуг и вообще во всем, что проявляло твердость и храбрость, необходимые для ведения войны. Они не только отражали нападения соседних народов, но раздвинули свои пределы от одного моря до другого, и враги называли их «Храбрая Литва».

Однако вся добропорядочность ушла в золотое прошлое, автор об этом очень сожалеет и с горечью описывает настоящее:

«в городах литовских самые многочисленные заводы - это броварни и винницы. Литовцы возят с собой пиво и водку в военные походы и даже тогда, когда съезжаются, чтобы присутствовать на богослужении. Они так привыкают к этим напиткам дома, что, если во время похода случится пить воду, они, вследствие непривычки, гибнут от поноса и дизентерии. Крестьяне, не радея о земледелии, собираются в корчмах, пьянствуют там день и ночь, забавляясь пляскою ученых медведей под звуки волынки…

День у нас начинается питьем водки, еще лежа на кровати кричат: «Вина, вина!» и затем пьют этот яд мужчины, женщины и юноши на улицах, на площадях, даже на дорогах; омраченные напитком, они не способны ни к какому занятию и могут только спать».


Можно было бы принять автора записок за человека, обиженного судьбой, но как раз в этот период Литовское княжество проиграло территории Москве, и придя в упадок от безмерного либерализма и пьянства, заключило с Польшей в 1569 году Люблинскую унию, потеряв свою государственность.

Причины пьянства в княжестве.

Пьянство в княжестве появилось не само собой, должны же были быть причины. И они действительно были.

Всё дело в том, что в этот период евреи были постепенно изгнаны из всех стран Европы и тогда они устремились в Польшу и на юго-западную Русь. Шляхта отдавала русские земли в аренду новым иноземцам с целью поиметь выгоду. Хорошо описывает эти события Гоголь в повести «Тарас Бульба»:

«Он прямо подъехал к нечистому, запачканному домишку, у которого небольшие окошки едва были видны, закопченные неизвестно чем; труба заткнута была тряпкою, и дырявая крыша вся была покрыта воробьями; куча всякого сору лежала пред самыми дверьми. Из окна выглядывала голова жидовки, в чепце с потемневшими жемчугами.

- Муж дома? — сказал Бульба, слезая с коня и привязывая повод к железному крючку, бывшему у самых дверей.

...Этот жид был известный Янкель. Он уже очутился тут арендатором и корчмарем; прибрал понемногу всех окружных панов и шляхтичей в свои руки, высосал понемногу почти все деньги и сильно означил свое жидовское присутствие в той стороне. На расстоянии трёх миль во все стороны не оставалось ни одной избы в порядке: всё валилось и дряхлело, всё пораспивалось, и осталась бедность да лохмотья; как после пожара или чумы, выветрился весь край. И если бы десять лет ещё пожил там Янкель, то он, вероятно, выветрил бы и всё воеводство».


Польская аристократия только способствовала этому спаиванию, поскольку пьянство подрывало силы литвинов, и в конечном итоге поглотила «великое» спившееся княжество.

https://dzen.ru/a/Zvw-jPynyWWdEhMg
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!