Русская беседа
 
26 Октября 2024, 04:27:45  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]
  Печать  
Автор Тема: МВФ агонизирует  (Прочитано 6962 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106211

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #15 : 24 Декабря 2015, 21:29:51 »

Илья Новицкий

МВФ пытается отделаться от БРИКС черствыми пряниками



На днях произошло событие, которое на первый взгляд выглядит крупной внешнеполитической и экономической победой России. Однако при детальном рассмотрении все оказывается не так однозначно. Речь идет о реформе МВФ.

Россия сегодня входит в десятку стран с самыми большими национальными квотами в Международном валютном фонде. По результатам недавней реформы МВФ мы поднялись с 10 на 9-е место. Также в первую десятку вошли наши партнеры по БРИКС — Бразилия, Китай и Индия (ЮАР пока недотягивает). Остальные шесть стран — это Соединенные Штаты, Япония, Франция, Германия, Великобритания и Италия. Саудовская Аравия, еще недавно входившая в этот список, из первой десятки выпала. Всего же в МВФ входит 188 государств.

В соответствии с принятыми в МВФ правилами, решения о дальнейшей деятельности фонда будут приниматься на голосовании. По маловажным вопросам решения принимаются простым большинством, при решении серьезных стратегических проблем необходимо набрать 85% голосов.

При этом действует так называемый принцип взвешенных голосов. То есть, чем больше страна вложила, тем больше голосов у нее есть. 250 базовых и по одному голосу за каждые 100 тысяч СДР (Специальные права заимствования, Special Drawing Rights — внутрифондовое платежное средство, на данный момент равно примерно полутора долларам США). Соответственно, никакого равноправия в МВФ не наблюдается: кто больше вложил, того и тапки.

Примерно так же обстоят дела и с исполнительным советом. Кресел там всего 24, и наиболее вложившиеся страны имеют своего представителя в исполнительном совете, а остальным приходится довольствоваться назначенным ведущими странами директором. Причем назначается он сразу для группы стран. Правда, к чести организаторов МВФ, деление на группы происходит более-менее адекватно.

Собственно, реформа

На днях завершилась реформа МВФ, спланированная и одобренная еще в 2010 году. Последние пять лет проведению этой реформы мешали исключительно Соединенные Штаты. У США 17% голосов, этого как раз достаточно, чтобы блокировать любые серьезные инициативы в индивидуальном порядке. Ну а в совокупности развитые страны обладают простым большинством голосов и, соответственно, некоторые решения могут проводить, вообще не спрашивая мнения подавляющего большинства членов МВФ.

Так что же мы выиграли от этой реформы?

Кристин Лагард, занимающая должность директора-распорядителя фонда, склонна считать, что страны БРИКС в результате реформы получили огромное преимущество. Правда, до блокирующего пакета немного не хватило. Суммарно у нас 14,7%: 6,4% у Китая, 2,7% у России и Индии, 2,3% у Бразилии и у ЮАР 0,6%.

Однако считается, что добрать необходимые 0,3% голосов наш блок сможет при помощи Ирана, Венесуэлы или других сочувствующих государств.

Но это только для важных, стратегических решений. А текущие решения, как уже сказано выше, принимаются простым большинством голосов. И тут счет явно не в нашу пользу. Совокупное количество голосов стран Запада действительно уменьшилось, но с 60,5% до 57,7%. Соответственно, на долю развивающихся стран приходится теперь не 39,5%, а 42,3% голосов. Больше, конечно, но все равно мало.

Кроме того, по итогам реформы вдвое возросли национальные квоты всех стран–членов МВФ. Совокупные ресурсы Фонда увеличились с 330 до 660 млрд долларов США. Нетрудно догадаться, что при этом ценность голосов стран с самыми маленькими вложениями в общее дело несколько просела.

Кстати, удвоение капитала происходит не по мановению волшебной палочки. Решение о взносах в Фонд будет принято на специальном заседании в середине января. После этого у стран-участниц будет месяц на внесение дополнительных средств, для России это 8 с лишним миллиардов долларов.

Ешь калачи, да поменьше лопочи

Но как все красиво обставлено. Соединенные Штаты сдаются под гнетом общественности и снимают свою блокировку с давно уже написанного плана реформы. Кристин Лагард немедленно выступает с соответствующими заявлениями перед прессой. В годовом отчете она назовет 2015 год инновационным для МВФ.

А на деле никаких критически важных изменений-то и не произошло.

По всей видимости, мы видим претворение в жизнь этакого «плана Б». Недавно созданный банк БРИКС, являющийся прямым конкурентом МВФ, хоть и уступает Фонду по размеру капитала, но абсолютно не контролируется странами Запада. Такого конкурента стоит опасаться, тем более, что он в первую очередь будет обслуживать интересы стран БРИКС, а также помогать государствам, пострадавшим от кредитной политики Запада.

Воспрепятствовать самому созданию банка БРИКС не получилось. Вставлять палки в колеса пока рано, банк еще толком не приступил к своей деятельности. Но можно попытаться создать для своей организации более приятный имидж, сделать вид, будто в МВФ теперь учитываются интересы и нашего с Индией, Китаем, ЮАР и Бразилией союза. Протянуть этакий пряник.

Вот только пряник этот какой-то черствый

Мы, конечно, возьмем. В хорошем хозяйстве и такой пригодится. Демонстративно выходить из МВФ или уступать свою квоту другим было бы глупостью, особенно пока банк БРИКС не заработал на полную мощность. Но подобная политика США и к ним примазавшихся стран свидетельствует, что западный мир пока не готов считаться с постепенным изменением текущего мироустройства и до сих пор надеется отделаться демонстрацией сотрудничества. Но изменения есть, и ничего не значащими подачками этот процесс остановить уже не получится.

http://politrussia.com/world/mvf-pytaetsya-otdelatsya-715/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106211

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #16 : 26 Декабря 2015, 09:04:26 »

Валентин КАТАСОНОВ

Лёд тронулся, господа присяжные. О реформе МВФ



 На протяжении пяти лет давно назревшее реформирование Международного валютного фонда блокировалось из-за обструкционизма США. Ещё в 2010 году на совете директоров Фонда было принято решение о реформировании Фонда, предполагавшее корректировку квот стран-членов с учетом изменений их позиций в мировой экономике, а также удвоение капитала Фонда путём перечисления странами-членами дополнительных взносов пропорционально их скорректированным квотам. Наконец совет директоров согласился с тем, что необходимо пересмотреть формулу расчета квот, сделав показатель валового внутреннего продукта в этой формуле основным, и следующую 15-ю корректировку квот проводить уже на основе новой формулы.

Все страны, кроме одной, ратифицировали это решение, и только США, используя свою доминирующую позицию в МВФ, упорно не желали легализовать решения о реформировании Фонда. В конце 2010 года доля США в капитале МВФ была равна 17,69%, а доля в голосах – 16,74%, что обеспечивало Вашингтону право вето на решения совета директоров этой организации. А вместе со своими ближайшими союзниками по G7 Вашингтон имел около 42% голосов, что позволяло ему продавливать любые нужные решения. Ратификация решений 2010 года ставила позиции США в Фонде под угрозу: реформа понижала их долю в квоте, которая приближалась к роковой черте в 15% (минимальное количество голосов, необходимое для вынесения вето).

Обструкционистская политика США поставила под вопрос само существование МВФ. Ситуация усугублялась тем, что Вашингтон стал усиливать свое давление на директора-распорядителя Фонда Кристин Лагард и совет директоров МВФ, вынуждая их принимать решения, ломающие устоявшиеся правила работы этой международной финансовой организации. Последним примером такого рода стало изменение существовавших в МВФ правил кредитования в угоду политике США на Украине. Отныне Фонду позволено кредитовать страны, у которых возник дефолт по обязательствам перед суверенными кредиторами. Изменения были сделаны специально под Украину, которой 20 декабря надо было произвести полное погашение долга перед Россией по займу в 3 млрд. долл.

Сейчас уже наступило время принятия решения о 15-й корректировке квот стран-членов Фонда, а до сих пор не выполнены решения по 14-й корректировке. Не сегодня-завтра может начаться вторая волна мирового финансового кризиса, а у Фонда так и не увеличился капитал. Существующего же капитала, как показал кризис 2007-2009 гг., явно не достаточно для того, чтобы оказать эффективную помощь даже нескольким странам одновременно.

К концу 2015 года кризис МВФ достиг апогея. Сложилась ситуация, при которой многие государства могли покинуть Фонд или оставаться в нём лишь номинально, перебравшись в другие международные финансовые организации. В качестве альтернативной площадки чаще всего называют АБИИ - Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, созданный в начале текущего года. Примечательно, что среди членов «азиатского» банка есть и ведущие европейские государства: Великобритания, Франция, Германия, Швейцария и другие. Банк находится под эгидой Китая (основная доля в капитале), а Соединенных Штатов среди членов АБИИ нет. В любой момент первое слово из названия банка («Азиатский») можно убрать, и он превратится в финансовый институт мирового масштаба, куда начнут перебираться страны с тонущего корабля под названием «МВФ».

* * *

Долгое время война нервов между США и их оппонентами в Международном валютном фонде велась с переменным успехом, и вот 18 декабря 2015 года появились признаки того, что баланс побед в этой войне может склониться в пользу оппонентов Вашингтона. После долгих дебатов республиканцы в Конгрессе США поддержали законопроект о государственных расходах. Это очень ёмкий акт. Помимо бюджетной сметы на следующий финансовый год, завершающийся 30 сентября 2016 г., принятый закон предусматривает, например, снятие существовавшего 40 лет запрета на экспорт американской нефти. И, кроме того, он дает, наконец, зеленый свет реформированию МВФ.

Вступление в силу решений о реформировании Фонда ожидается в начале 2016 года. Для этого необходимо еще отдельное решение Совета директоров МВФ, который сейчас прервал свою работу в связи рождественскими и новогодними каникулами до 11 января. После заседания Совета странам-членам организации будет предоставлено 30 дней на оплату новых квот. Впрочем, речь идет не о реальном перечислении средств, а лишь о резервировании соответствующих сумм национальными центральными банками.

В результате 14-го пересмотра квот их общий размер будет увеличен вдвое - с 238,4 млрд. специальных прав заимствования (СПЗ, или SDR) до 476,8 млрд. SDR. На 19 декабря 2015 года курс SDR был равен 1,383 долл. США. Таким образом, общая сумма дополнительных взносов в капитал Фонда должна составить примерно 330 млрд. долл. У России нынешняя квота равна примерно 8,2 млрд. долл. Поскольку реформы предполагают удвоение капитала организации, эта сумма также должна удвоиться. На самом деле она вырастет даже немного больше, поскольку удельный вес российской доли в капитале МВФ увеличен. После оплаты страна сможет пользоваться новым пакетом голосов в Фонде. В процентном отношении он чуть меньше, чем денежная квота, из-за того, что небольшую часть голосов изначально распределили поровну между странами-членами. Например, у России нынешняя квота в капитале - 2,5%, а пакет голосов - 2,39%. У США квота в капитале - 17,69%, а пакет голосов - 16,74%. На практике это существенного значения не имеет.

В результате реформы более 6% квот в капитале планируется перераспределить от развитых стран в пользу развивающихся. Количество голосов США в результате 14-й корректировки уменьшится, но очень незначительно: с 16,7 до 16,5% (при снижении доли в капитале с 17,69 до 17,40%). То есть Вашингтон сохранит право вето. Больше всего от реформы потеряют европейские экономики, количество голосов которых сократится. Бельгия, к примеру, потеряет 0,59%; Нидерланды – 0,34%; Франция и Великобритания - по 0,28% голосов; Швейцария – 0,24%. Еще больше голосов лишится Саудовская Аравия (0,83%). Перечисленные выше ключевые союзники Вашингтона лишатся в общей сложности почти 2,8 процента голосов.

Среди главных бенефициаров реформы – Китай. Его доля в голосах вырастет с нынешних 3,8% до 6,0%. Китай станет третьей страной МВФ по количеству голосов после США и Японии, отставая от Японии всего лишь на 0,07%. К Китаю и России, которые и сейчас входят в первую десятку членов МВФ по количеству голосов, после проведения реформ присоединятся Индия и Бразилия. При этом Россия по доле в голосах переместится с 10-го на 9-е место. Индия и Бразилия заменят в десятке Канаду и Саудовскую Аравию.

Страны БРИКС - Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР - формально не будут иметь в МВФ группового права вето по важнейшим решениям в результате реформы. Сумма их национальных квот в капитале Фонда составит 14,7%, тогда как блокирующий пакет должен превышать 15%. Вместе с тем страны БРИКС при условии согласованности их действий всегда могут найти одно-два государства (например, это могут быть Иран и Сирия), которые готовы присоединиться к группе БРИКС для наложения вето на нежелательные для них решения МВФ.

Новая раскладка голосов в Фонде после 14-й корректировки значительно ограничивает возможности Вашингтона принимать угодные ему решения. До сих пор, например, России не удавалось блокировать нежелательные для неё решения МВФ по финансированию Украины, которые продавливал Вашингтон. В случае успешного завершения нынешней фазы реформы делать это России будет проще. Если, конечно, она сумеет вместе с Китаем сформировать в рамках МВФ группу государств, противостоящих США.

http://www.fondsk.ru/news/2015/12/26/led-tronulsja-gospoda-prisjazhny-o-reforme-mvf-37620.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106211

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #17 : 27 Декабря 2015, 16:44:56 »

«Баланс побед может склониться в пользу оппонентов Вашингтона»

Валентин Катасонов о реформировании Международного валютного фонда



На протяжении пяти лет давно назревшее реформирование Международного валютного фонда блокировалось из-за обструкционизма США. Ещё в 2010 году на совете директоров Фонда было принято решение о реформировании Фонда, предполагавшее корректировку квот стран-членов с учетом изменений их позиций в мировой экономике, а также удвоение капитала Фонда путём перечисления странами-членами дополнительных взносов пропорционально их скорректированным квотам. Наконец совет директоров согласился с тем, что необходимо пересмотреть формулу расчета квот, сделав показатель валового внутреннего продукта в этой формуле основным, и следующую 15-ю корректировку квот проводить уже на основе новой формулы.

Все страны, кроме одной, ратифицировали это решение, и только США, используя свою доминирующую позицию в МВФ, упорно не желали легализовать решения о реформировании Фонда. В конце 2010 года доля США в капитале МВФ была равна 17,69%, а доля в голосах – 16,74%, что обеспечивало Вашингтону право вето на решения совета директоров этой организации. А вместе со своими ближайшими союзниками по G7 Вашингтон имел около 42% голосов, что позволяло ему продавливать любые нужные решения. Ратификация решений 2010 года ставила позиции США в Фонде под угрозу: реформа понижала их долю в квоте, которая приближалась к роковой черте в 15% (минимальное количество голосов, необходимое для вынесения вето).

Обструкционистская политика США поставила под вопрос само существование МВФ. Ситуация усугублялась тем, что Вашингтон стал усиливать свое давление на директора-распорядителя Фонда Кристин Лагард и совет директоров МВФ, вынуждая их принимать решения, ломающие устоявшиеся правила работы этой международной финансовой организации. Последним примером такого рода стало изменение существовавших в МВФ правил кредитования в угоду политике США на Украине. Отныне Фонду позволено кредитовать страны, у которых возник дефолт по обязательствам перед суверенными кредиторами. Изменения были сделаны специально под Украину, которой 20 декабря надо было произвести полное погашение долга перед Россией по займу в 3 млрд. долл.

Сейчас уже наступило время принятия решения о 15-й корректировке квот стран-членов Фонда, а до сих пор не выполнены решения по 14-й корректировке. Не сегодня-завтра может начаться вторая волна мирового финансового кризиса, а у Фонда так и не увеличился капитал. Существующего же капитала, как показал кризис 2007-2009 гг., явно не достаточно для того, чтобы оказать эффективную помощь даже нескольким странам одновременно.

К концу 2015 года кризис МВФ достиг апогея. Сложилась ситуация, при которой многие государства могли покинуть Фонд или оставаться в нём лишь номинально, перебравшись в другие международные финансовые организации. В качестве альтернативной площадки чаще всего называют АБИИ - Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, созданный в начале текущего года. Примечательно, что среди членов «азиатского» банка есть и ведущие европейские государства: Великобритания, Франция, Германия, Швейцария и другие. Банк находится под эгидой Китая (основная доля в капитале), а Соединенных Штатов среди членов АБИИ нет. В любой момент первое слово из названия банка («Азиатский») можно убрать, и он превратится в финансовый институт мирового масштаба, куда начнут перебираться страны с тонущего корабля под названием «МВФ».

Долгое время война нервов между США и их оппонентами в Международном валютном фонде велась с переменным успехом, и вот 18 декабря 2015 года появились признаки того, что баланс побед в этой войне может склониться в пользу оппонентов Вашингтона. После долгих дебатов республиканцы в Конгрессе США поддержали законопроект о государственных расходах. Это очень ёмкий акт. Помимо бюджетной сметы на следующий финансовый год, завершающийся 30 сентября 2016 г., принятый закон предусматривает, например, снятие существовавшего 40 лет запрета на экспорт американской нефти. И, кроме того, он дает, наконец, зеленый свет реформированию МВФ.

Вступление в силу решений о реформировании Фонда ожидается в начале 2016 года. Для этого необходимо еще отдельное решение Совета директоров МВФ, который сейчас прервал свою работу в связи рождественскими и новогодними каникулами до 11 января. После заседания Совета странам-членам организации будет предоставлено 30 дней на оплату новых квот. Впрочем, речь идет не о реальном перечислении средств, а лишь о резервировании соответствующих сумм национальными центральными банками.

В результате 14-го пересмотра квот их общий размер будет увеличен вдвое - с 238,4 млрд. специальных прав заимствования (СПЗ, или SDR) до 476,8 млрд. SDR. На 19 декабря 2015 года курс SDR был равен 1,383 долл. США. Таким образом, общая сумма дополнительных взносов в капитал Фонда должна составить примерно 330 млрд. долл. У России нынешняя квота равна примерно 8,2 млрд. долл. Поскольку реформы предполагают удвоение капитала организации, эта сумма также должна удвоиться. На самом деле она вырастет даже немного больше, поскольку удельный вес российской доли в капитале МВФ увеличен. После оплаты страна сможет пользоваться новым пакетом голосов в Фонде. В процентном отношении он чуть меньше, чем денежная квота, из-за того, что небольшую часть голосов изначально распределили поровну между странами-членами. Например, у России нынешняя квота в капитале - 2,5%, а пакет голосов - 2,39%. У США квота в капитале - 17,69%, а пакет голосов - 16,74%. На практике это существенного значения не имеет.

В результате реформы более 6% квот в капитале планируется перераспределить от развитых стран в пользу развивающихся. Количество голосов США в результате 14-й корректировки уменьшится, но очень незначительно: с 16,7 до 16,5% (при снижении доли в капитале с 17,69 до 17,40%). То есть Вашингтон сохранит право вето. Больше всего от реформы потеряют европейские экономики, количество голосов которых сократится. Бельгия, к примеру, потеряет 0,59%; Нидерланды – 0,34%; Франция и Великобритания - по 0,28% голосов; Швейцария – 0,24%. Еще больше голосов лишится Саудовская Аравия (0,83%). Перечисленные выше ключевые союзники Вашингтона лишатся в общей сложности почти 2,8 процента голосов.

Среди главных бенефициаров реформы – Китай. Его доля в голосах вырастет с нынешних 3,8% до 6,0%. Китай станет третьей страной МВФ по количеству голосов после США и Японии, отставая от Японии всего лишь на 0,07%. К Китаю и России, которые и сейчас входят в первую десятку членов МВФ по количеству голосов, после проведения реформ присоединятся Индия и Бразилия. При этом Россия по доле в голосах переместится с 10-го на 9-е место. Индия и Бразилия заменят в десятке Канаду и Саудовскую Аравию.

Страны БРИКС - Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР - формально не будут иметь в МВФ группового права вето по важнейшим решениям в результате реформы. Сумма их национальных квот в капитале Фонда составит 14,7%, тогда как блокирующий пакет должен превышать 15%. Вместе с тем страны БРИКС при условии согласованности их действий всегда могут найти одно-два государства (например, это могут быть Иран и Сирия), которые готовы присоединиться к группе БРИКС для наложения вето на нежелательные для них решения МВФ.

Новая раскладка голосов в Фонде после 14-й корректировки значительно ограничивает возможности Вашингтона принимать угодные ему решения. До сих пор, например, России не удавалось блокировать нежелательные для неё решения МВФ по финансированию Украины, которые продавливал Вашингтон. В случае успешного завершения нынешней фазы реформы делать это России будет проще. Если, конечно, она сумеет вместе с Китаем сформировать в рамках МВФ группу государств, противостоящих США.

Валентин Юрьевич Катасонов, д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова

http://ruskline.ru/news_rl/2015/12/26/balans_pobed_mozhet_sklonitsya_v_polzu_opponentov_vashingtona/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106211

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #18 : 22 Января 2016, 18:09:23 »

«Действия США очень напоминают поведение Герострата»

Экономист Валентин Катасонов о причинах давления Вашингтона на МВФ



Как известно, в декабре прошлого года Международный валютный фонд под давлением своего главного акционера – Соединенных Штатов – внес серьезное изменение в правила своей деятельности. Отныне МВФ может продолжать сотрудничество с теми странами, которые по тем или иным причинам не выполняют своих обязательств перед государствами-членами Фонда (официальными кредиторами).

Семь десятилетий МВФ выполнял функцию не только международного кредитора, но, что еще более важно, гаранта последней инстанции по кредитам, которые выдавали одни государства другим. В 1956 году основные государства-кредиторы объединились в Парижский клуб – неформальную международную организацию, которая наряду с Международным валютным фондом стала заниматься вопросами обеспечения возвратности займов и кредитов, выдаваемых официальными (суверенными) кредиторами. При этом МВФ оставался последней «линией обороны». В случае отказа получателя суверенного кредита от его обслуживания или погашения МВФ прекращал всякие отношения с таким отказником, он становился изгоем в мире международных финансов.

Механизм защиты интересов официальных кредиторов работал достаточно безотказно до тех пор, пока в нем нуждались США и другие государства Запада были основными официальными кредиторами на мировом финансовом рынке. Они и сегодня остаются крупными кредиторами развивающихся стран. Общая задолженность стран мира Парижскому клубу, куда входят 20 государств, составляет 304 млрд. долл. (по состоянию на 31 декабря 2014 года; без учета процентов по просроченному долгу).

Однако в конце ХХ века на арену международных финансов в качестве официальных кредиторов стали многие другие государства.

Во-первых, это экспортеры сырья. С конца прошлого века они стали создавать так называемые суверенные фонды, в которых аккумулируется валютная выручка от экспорта нефти и других природных ресурсов. Средства фондов стали размещаться в виде инвестиций и займов. Число суверенных фондов исчисляется в мире многими десятками. Наиболее крупные из них – суверенные фонды ОАЭ, Норвегии, Саудовской Аравии, Кувейта. По самым минимальным оценкам, на сегодняшний день совокупные активы суверенных фондов мира составляют 6-7 триллионов долларов.

Во-вторых, это Китай. У КНР самые крупные золотовалютные резервы, в том числе в виде суверенных фондов. В Китае три крупных суверенных фонда, на которые в совокупности приходится почти 1,2 трлн. долл. Часть средств китайских суверенных фондов проходит через несколько крупнейших банков КНР, которые занимаются международным кредитованием. Выдаваемые этими банками кредиты относятся к категории официальных, или суверенных, кредитов.

Международная кредитная активность Китая в ХХI веке вышла на недосягаемый уровень. Неожиданно Китай оказался самым крупным в мире официальным кредитором. Когда это произошло, никто не успел заметить.

Многих на Западе привела в возбуждение сенсационная публикация под названием «Китайское кредитование берет новые высоты», появившаяся в Financial Times от 17 января 2011 года. По подсчетам газеты, в период с 2009 по 2010 год государственные кредитные организации Китая - China Development Bank и China Export-Import Bank - выдали правительствам и компаниям развивающихся стран кредиты на сумму как минимум 110 млрд. долл. Причем в эту оценку включены только те кредиты, которые были официально подтверждены китайской стороной и/или реципиентами этих средств. Фактические объемы китайских официальных кредитов, по мнению Financial Times, могли быть существенно больше. Для сравнения газета привела другую цифру: за период с середины 2008 по середину 2010 года Всемирный банк предоставил другим странам (примерно те же клиенты, что и у Китая) лишь 100,3 млрд. долл.

Вскоре о сенсации Financial Times забыли. Западу фиксация внимания на этих фактах не выгодна – не хочется признавать свой проигрыш на рынке международного кредита. Китай также не хочет лишней огласки, которая затруднила бы его кредитную экспансию, успех которой во многом объясняется тем, что  Китай предоставляет инвестиции и официальные кредиты на условиях, существенно более выгодных, чем те, что предлагают МВФ, Всемирный банк или государства-члены Парижского клуба. Во многих случаях китайские кредиты вообще оказываются беспроцентными. Западные эксперты называют это «кредитным демпингом» Китая.

Китайские кредиты, прежде всего, направлены на установление контроля над источниками сырья и энергоносителей в странах Азии, Африки, Латинской Америки. Погашение кредитов нередко осуществляется поставками нефти и других природных ресурсов после завершения инвестиционных проектов. Вторым направлением кредитной экспансии Пекина является развитие транспортной инфраструктуры, необходимой для доставки товаров по экспорту и импорту Китая. Речь идет о широком спектре инвестиционных проектов в рамках Нового шелкового пути. Наконец, китайские банки развития активизируют экспорт сложного оборудования (например, энергетического); для этого широко используются экспортные кредиты.

Китай для многих развивающихся стран уже давно стал главным торговым партнером. Так, торговый оборот Китая со всеми африканскими странами в 2014 году составил 166 млрд. долл. Только по линии своего Export-Import Bank в период с 2001 по 2010 г. Китай предоставил африканским странам кредитов на сумму 62,7 млрд. долл. Это на 12,5 млрд. долл. больше, чем сумма кредитов, предоставленных Всемирным банком тем же странам. Похожая ситуация и в Латинской Америке.

China Export-Import Bank сообщил, что на начало 2016 года в его портфеле имелось зарубежных кредитов в рамках мегапроекта «Один пояс, один путь» (One Belt, One Road) на общую сумму 520 млрд. юаней (79 млрд. долл.). Кредиты предназначены для финансирования около 1000 инфраструктурных проектов в 49 государствах мира.

Ещё один пример. В ходе двухдневного африкано-китайского форума, проходившего в Йоханнесбурге в декабре 2015 года, председатель КНР Си Цзиньпин заявил о том, что Пекин намерен предоставить странам Африки финансовую помощь на общую сумму 60 млрд. долл. Часть ее будет приходиться на кредиты с нулевой процентной ставкой.

Теперь вернемся к тому, с чего начали, - к изменению правил Международного валютного фонда. Вашингтон утратил свои позиции ведущего кредитора в большинстве стран мира. Его место везде уже занимает Китай. Дядя Сэм не один год искал способ противодействия китайской кредитной экспансии. Идея изменить правила работы МВФ, легализовать суверенные дефолты и лишить Фонд функции гаранта по суверенным кредитам давно уже зародилась в голове главного акционера МВФ. Этим можно очень существенно насолить Пекину,  вытесняющему американцев из многих развивающихся стран.

Создав прецедент на Украине (неуплата долга по суверенному займу России), можно подвигнуть развивающиеся страны на то, чтобы они «кинули» своего китайского кредитора. А после этого можно ожидать возникновения конфликтов между Китаем и развивающимися странами-должниками.

Подобное «реформирование» МВФ подобно игре с огнем. Под вопрос ставится не только существование Фонда, но и вся международная финансовая система, которая, лишившись «гаранта последней инстанции», может в одночасье рухнуть. Действия США очень напоминают поведение Герострата, который, чтобы заставить поверить в свою «исключительность», сжег в своём городе знаменитый храм Артемиды. Для дяди Сэма Международный валютный фонд на протяжении семидесяти лет имел такую же значимость, как для жителей Эфеса в древней Греции храм Артемиды.

P.S. 20 января МВФ отменил так называемую «системную оговорку» (systemic exemption), которая была принята в 2010 году и позволяла Фонду «в исключительном порядке» кредитовать страны с непосильными долгами при наличии реальной угрозы распространения кризиса на смежные экономики. Принятие данного решения еще больше запутывает политику МВФ. Эксперты расходятся во мнениях о том, как отмена «системной оговорки» повлияет на продолжение сотрудничества МВФ с Украиной.

Валентин Юрьевич Катасонов, д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/22/dejstviya_ssha_ochen_napominayut_povedenie_gerostrata/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106211

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #19 : 03 Февраля 2016, 01:24:47 »

Реформа МВФ вступила в силу, но борьба ещё впереди

Валентин Катасонов о преобразованиях в Международном валютном фонде



Международный валютный фонд объявил о том, что с 26 января вступили в силу решения о реформе МВФ, принятые в 2010 году, когда на саммите G20 помимо изменения квот стран-членов в капитале Фонда было предусмотрено удвоение его капитала. Такое решение диктовалось уроками мирового финансового кризиса. Еще одной рекомендацией G20 было пожелание выработать новую формулу расчёта квот стран-членов Фонда, более точно отражающую роль и место отдельных стран в мировой экономике.

15 декабря 2010 года решения G20 по реформированию МВФ были конкретизированы Советом директоров Фонда. Общий объём квот (капитала) Фонда должен был увеличиться с 238,5 млрд. СДР (СДР - специальные права заимствования) до 477 млрд. СДР (примерно эквивалентно 659 млрд. долл. США). В результате доля «недооцененных» стран должна была увеличиться на 6 процентных пунктов. Соответственно на те же 6 процентных пунктов планировалось уменьшение квот стран «переоцененных». К первым относились развивающиеся страны и страны с быстро растущими экономиками (emerging economies), в первую очередь Китай и другие страны БРИКС. Ко вторым относились так называемые экономически развитые страны, в первую очередь страны G7. Такая реформа назревала давно, поскольку за четверть века (1985-2010 гг.) положение этих двух групп стран в МВФ практически не менялось (табл. 1). Если в 1995 году доля стран БРИКС в капитале МВФ составляла 9,8%, то к 2010 году она увеличилась символически – до 10,6%.

После принятых в 2010 году решений МВФ о его реформировании многие страны ратифицировали их, как того требовали процедуры. Однако решения не вступили в силу, поскольку их отказался ратифицировать главный акционер МВФ – Соединенные Штаты. Отказался из опасений, что США утратят эффективный контроль над МВФ, который обеспечивался превышением доли США в общем количестве голосов над величиной 15% (минимальная доля, необходимая для блокирования важных решений Фонда). Кроме того, США без особого труда находили себе союзников в Фонде при голосовании по тем вопросам, где требовалось простое большинство. Ядром такого «союзнического блока» были страны G7. Голоса семи ведущих капиталистических государств накануне реформы составляли в совокупности более 45%. Вашингтону без особого труда удавалось привлекать на свою сторону также Австралию, Новую Зеландию, Саудовскую Аравию, Израиль и многих других. Дополнительной причиной нежелания Конгресса США ратифицировать решения о реформе 2010 года было нежелание расставаться с деньгами, которые Вашингтону пришлось бы вносить в порядке удвоения капитала Фонда (около 60 млрд. долл.).

Между тем напряжение внутри МВФ из-за нежелания Вашингтона поддержать реформу стало возрастать, так как доли в капитале и в голосах большей части стран-членов МВФ не соответствовали их возросшей роли в мировой экономике (см. табл. 2 и 3). Доля стран G7 в капитале Фонда на протяжении многих лет, вплоть до последних дней оставалась в диапазоне от 50 до 45%; доля в голосах никогда не опускалась ниже планки 2/5. А доля G7 в мировом ВВП в 2014 году опустилась ниже 32%. Несправедливость этих соотношений била в глаза.

Еще более вопиющее нарушение принципа справедливости просматривалось в случае со странами БРИКС. До последней реформы доля стран БРИКС в капитале Фонда составляла 11,50%, в общем количестве голосов – 11,03%. В то же время доля пяти государств БРИКС в мировом ВВП в 2014 году была равна 30,94%. Можно сказать, что страны БРИКС по своему экономическому развитию уже сравнялись с семью ведущими странами Запада, а их доля в общем количестве голосов МВФ на протяжении многих лет оставалась почти в четыре раза ниже.

Более пяти лет велась борьба за реформирование Фонда. На ежегодных саммитах МВФ и Всемирного банка Кристина Лагард не упускала случая воззвать к Вашингтону, умоляя ратифицировать решения 2010 года. То же самое происходило и на ежегодных саммитах G-20. В конце концов дальнейшее затягивание реформы 2010 года стало угрожать самому существованию МВФ. Кажется, Вашингтон осознал, что утрата им Фонда как инструмента своей политики приведет к еще большему ослаблению позиций США в мире. Неожиданно в конце прошлого года Конгресс США изменил свое отношение к реформированию Фонда. В декабре было принято решение о ратификации решений 2010 года, вошедшее составной частью в закон о федеральном бюджете США.

21 января Советом директоров МВФ была поставлена последняя точка в процессе принятия решения о реформе Фонда: 149 государств (из 188 членов) проголосовали за введение реформы в силу. Для такого решения по правилам МВФ нужно было 60% голосов, в пользу начала реформы высказались страны, обладающие 94,04% голосов. Следующий шаг в реализации реформы – выделение странами-членами Фонда средств, необходимых для удвоения капитала МВФ. На самом деле речь идет даже не о перечислении денег на счета Фонда, а об их резервировании в странах-членах. В течение 30 дней страны должны представить подтверждения такого резервирования. В частности, России предстоит выделить около 8 млрд. долл.

На данный момент (30 января 2016 г.) на сайте Международного валютного фонда ещё сохраняется старая информация о квотах и долях в голосах стран-членов МВФ. Информация о новых квотах и долях, которая появлялась в СМИ, пока носит неофициальный характер. Ранее в публикациях Фонда фигурировали оценки, которые исходили из экономического положения стран на 2010 год. Доля экономически развитых стран должна была сократиться с 60,5% до 57,7%. Доля стран G7 - с 45,2 до 43,4%. Доля стран ЕС – с 32,4 до 30,2%. Доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой должна повыситься с 39,5% до 42,3%. В том числе доля стран БРИКС – с 10,6 до 14,7%. Расклад новой квоты БРИКС по странам таков (%): Китай – 6,4; Россия – 2,7; Индия – 2,7; Бразилия – 2,3; ЮАР – 0,6. Четыре страны (Китай, Россия, Индия и Бразилия) теперь входят в первую десятку крупнейших акционеров МВФ.

Однако это изменение произведено по расчётам, относящимся к 2010 году, сегодня на дворе 2016 год. Цифры корректировок должны быть другими, так как за пять лет позиции многих развивающихся стран и стран с переходными экономиками укрепились ещё больше. Соответственно их квоты и доли в МВФ должны быть выше указанных цифр. Пока неизвестно также, как будет исполняться принятое решение. То ли квоты будут пересмотрены сначала по цифрам 2010 года, а затем дополнительный пересмотр будет проведен с учетом цифр 2015 года, то ли сразу будет произведена 15-я корректировка, и квоты будут изменены одноразово.

В любом случае нынешняя реформа дисбалансы Фонда не выровняет. Конечно, странам БРИКС будет легче блокировать не отвечающие их интересам решения Фонда. Достаточно будет найти двух-трех союзников, чтобы гарантированно получить блокирующую долю голосов. Однако все-таки это оборона. Для наступления, то есть продвижения решений, отвечающих интересам стран БРИКС, сил у них по-прежнему маловато.

Поэтому борьба будет продолжаться как внутри МВФ, так и за его пределами. Внутри МВФ в текущем году развернутся баталии по поводу пересмотра формулы расчёта квот. Действующая формула расчёта представляет собой средневзвешенное значение ВВП (с весом 50 процентов), открытости (30 процентов), экономической изменчивости (15 процентов) и международных резервов (5 процентов). Подобная формула выгодна западным странам, которые своё прогрессирующее отставание в темпах роста ВВП пытаются компенсировать с помощью таких невнятных показателей, как «открытость» и «экономическая изменчивость». Страны периферии мирового капитализма будут добиваться более простой и понятной формулы, основанной в первую очередь на показателе ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности, и во вторую очередь - на показателе величины международных (золотовалютных) резервов.

А за пределами МВФ борьба стран периферии мирового капитализма за укрепление своих позиций в международных финансах будет отражаться в укреплении позиций новых международных институтов - Банка развития БРИКС и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. В случае если США будут и дальше тормозить реформирование МВФ, развивающиеся страны и страны с переходными экономиками переместят свою деятельность на эти запасные аэродромы.

Валентин Юрьевич Катасонов, д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова

http://ruskline.ru/news_rl/2016/02/01/reforma_mvf_vstupila_v_silu_no_borba_ewyo_vperedi/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106211

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #20 : 12 Февраля 2016, 11:19:30 »

Кристин Лагард избрали главой МВФ на второй срок



Глава Международного валютного фонда Кристин Лагард сохранит за собой пост на следующий срок. Об этом пишет агентство Reuters.

Таким образом, действующий директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард продолжит свою работу на данной должности еще 5 лет.

Ранее сообщалось, что на очередных выборах главы Международного валютного фонда Россия поддержит кандидатуру действующего руководителя МВФ Кристин Лагард, которую в Минфине РФ назвали эффективным руководителем.

Также кандидатуру Лагард поддержали Великобритания, Германия, Франция, Китай и Мексика.

Впрочем, оказалось, что Кристин Лагард была единственным кандидатом на пост главы МВФ.

http://politrussia.com/news/kristin-lagard-izbrali-556/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106211

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #21 : 02 Июля 2016, 09:42:12 »

Главу МВФ потребовали судить во Франции



Глава Международного валютного фонда Кристин Лагард должна предстать перед судом по делу о продаже компании Adidas. Об этом в пятницу сообщает Agence France-Presse со ссылкой на мнение французского прокурора.

Решение о том, придется ли Лагард отвечать перед Фемидой, будет вынесено 22 июля. В случае судебного разбирательства и признания вины главе МВФ грозит до года тюремного заключения и штраф в размере 15 тысяч евро.

В настоящее время во Франции продолжается разбирательство по делу о продаже Adidas в 1993 году известным бизнесменом и политиком Бернаром Тапи. О том, что в рамках этого дела начато расследование в отношении Лагард, стало известно в августе 2014 года.

Для заключения сделки по продаже компании-производителя спортивных товаров был создан консорциум под управлением государственного банка Credit Lyonnais. Однако после того, как сделка состоялась, Тапи обвинил кредитную организацию в махинациях и потребовал возмещения ущерба.

В 2007 году Министерство финансов Франции, на тот момент возглавляемое Лагард, передало дело Тапи в арбитраж. Принятое им год спустя решение вызвало скандал: бизнесмен получил от финансовой госструктуры компенсацию за споры, возникшие вокруг продажи Adidas, в размере почти 403 миллионов евро.

Члены Социалистической партии Франции тогда обвинили власти во вмешательстве и давлении на судебную систему.

http://politrussia.com/news/vo-frantsii-potrebovali-482/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106211

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #22 : 23 Июля 2016, 01:18:36 »

Глава МВФ Кристин Лагард предстанет перед судом в Париже



Директора-распорядителя Международного валютного фонда Кристин Лагард будут судить во Франции по делу о сомнительной многомиллионной компенсации в 2008 году. Сегодня, 22 июля, Верховный суд Франции открыл путь для запуска соответствующего судебного разбирательства, передает Интерфакс.

Лагард находится в поле зрения органов юстиции в связи с сомнительной многомиллионной компенсацией, которую выплатили в 2008 году бизнесмену Бернару Тапи. Нынешняя глава МВФ, в то время будучи главой Минфина Франции, посодействовала выплате 403 миллионов евро, подписав соответствующие документы.

Следователи подозревают, что решение было принято в пользу Тапи в обмен на его поддержку Николя Саркози. Позднее также выяснилось, что один из адвокатов бизнесмена был связан с одним из судей в комиссии, которая приняла решение о выплате данной компенсации.

Напомним, что в феврале 2015 года суд Парижа аннулировал предыдущее постановление и постановил, что эта сумма должна быть возвращена.

http://politrussia.com/news/glava-mvf-kristin-240/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106211

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #23 : 16 Сентября 2016, 18:06:03 »

Валентин КАТАСОНОВ

Роковое решение по Украине, или Самоубийство МВФ



 Сук, на котором сидел Международный валютный фонд, кажется, окончательно срубили. Вечером 14 сентября в Вашингтоне состоялось заседание совета директоров Международного валютного фонда (МВФ). Главным пунктом повестки дня был вопрос о выделении Украине транша на сумму в 1 млрд. долл. И такое решение было принято. При этом директор МВФ от России голосовал против.

Произошло событие отнюдь не ординарное, которое повлияет, прежде всего, на судьбу Международного валютного фонда.

Напомню, что речь идет о деньгах в рамках соглашения о выделении Фондом Украине кредита на общую сумму 17,5 млрд. долл. Он выделялся под четырехлетнюю программу поддержки украинской экономики, составленную при активном участии МВФ. Общая сумма внешнего финансирования программы, включая выделенный кредит Фонда, - 40 млрд. долл. По этой программе Киев получил первый транш в размере 5 млрд. долл., затем второй (1,7 млрд. долл.) и ждал новых траншей. Однако третьего транша до конца 2015 года так и не поступило. Процесс застопорился. Официальные объяснения сводились к тому, что Украина не справляется с выполнением своих обязательств. Особенно по части различных реформ – налоговой системы, системы социального обеспечения, системы тарифов на услуги предприятий коммунального сектора экономики и т. п. Кроме того, МВФ заявлял об отсутствии прогресса в борьбе с коррупцией, в проведении приватизации и т. п. Чуть ли не каждый месяц список этих претензий обновлялся и менялся. Для справки отмечу: до настоящего времени Украина в общей сложности успела получить от Фонда около 20 млрд. долл. (начиная с 1994 года). Если поднять документы тех лет, то можно обнаружить: Украина никогда в полном объёме своих обязательств не выполняла, но деньги от Фонда получала исправно. Так что собака зарыта где-то в другом месте.

С возникновением в начале 2014 года украинского вопроса как вопроса мировой политики США стали использовать его для давления на Россию - и жизнь МВФ начала претерпевать радикальные изменения. Дядя Сэм, будучи главным «акционером» Фонда (ему принадлежит блокирующая доля в капитале и голосах этой международной финансовой организации), стал самым беспардонным образом использовать МВФ в качестве инструмента своей политики на украинском направлении. Решение о предоставлении Фондом последнего кредита в начале прошлого года принималось под беспрецедентным давлением со стороны главного «акционера». Оно было незаконным, о чём знают все члены совета директоров Фонда, включая исполнительного директора Кристин Лагард.

Во-первых, было прервано действие предыдущего кредитного соглашения Фонда с Украиной от 2014 года. Причины очень простые – заёмщик некредитоспособен. На этом, казалось бы, надо было поставить точку в отношениях МВФ с клиентом. Именно так поступал Фонд со многими странами на протяжении десятилетий. Однако тут произошло неслыханное: несостоятельному клиенту весной 2015 года был предложен новый кредитный договор, причём на гораздо более выгодных условиях, чем предыдущий.

Во-вторых, что ещё более важно: Фонд не имел право выдавать кредит по политическим причинам. В правилах этой организации написано чёрным по белому: кредиты не выдаются тем странам, на территории которых ведутся войны. Только слепой не видит, что на территории Украины с весны 2014 года ведется кровопролитная война. Однако госпоже Лагард и прочим чиновникам Фонда главный «акционер» дал команду «ослепнуть». И в таком состоянии они принимали решение о кредитном соглашении с Украиной.

МВФ всегда был организацией политизированной, это важный инструмент внешней политики США. Однако при этом и Вашингтон, и Фонд долгое время соблюдали минимальные нормы приличия, действуя в рамках правил, которые формально одобрялись всеми членами этой организации. Или добиваясь изменения этих правил в нужном для себя направлении, но в рамках существующих процедур.

Сегодня все приличия отброшены в сторону. В конце прошлого года истекал срок действия подписанного в декабре 2013 года соглашения о предоставлении Россией займа Украине. Сумма займа – 3 млрд. долл. Он был выдан Россией из средств Фонда национального благосостояния и был оформлен в виде операции по покупке евробондов, выпущенных казначейством Украины. Подстрекаемые Вашингтоном украинские власти ещё задолго до наступления даты погашения займа стали заявлять, что платить не будут, и требовать, чтобы Москва пошла на реструктуризацию долга по той же схеме, по какой Киеву удалось летом прошлого года провести реструктуризацию других внешних долгов по евробондам. Тогда, однако, была проведена реструктуризация долгов по бумагам, приобретённых частными инвесторами. Россия в эту категорию не входит. Долг Киева на сумму 3 млрд. долл. перед Москвой – это классический суверенный долг. Киев признать это не пожелал, приравнивая указанный долг к долгам перед частными держателями евробондов. МВФ делал вид, что спор между Москвой и Киевом его не касается. При этом и Кристин Лагард, и другие чиновники Фонда прекрасно понимали, что проблема этого долга может серьёзно повлиять на будущее международной финансовой организации. Ведь если Киев действительно откажется погашать долг перед Москвой, это будет означать полномасштабный дефолт Украины. Тогда вся программа восстановления украинской экономики вместе с последним кредитным соглашением летит под откос. А этого допустить нельзя, так как главный «акционер» требует от МВФ безоговорочной поддержки киевского режима.

В прошлом году Фонду пришлось всё-таки признать, что 2 Х 2 = 4. Что долг Украины перед Россией является суверенным. Одновременно МВФ под давлением Вашингтона сделал ещё один ход. Он внёс специально «под Украину» революционные изменения в правила кредитования. Новые правила предусматривают возможность продолжать кредитовать страну даже в случае наступления полного дефолта по суверенным долгам. Правда, сделана оговорка, что продолжение кредитования возможно лишь в том случае, если страна-должник демонстрирует «добросовестные попытки» урегулировать свои отношения со страной-кредитором.

Дальше всё развивалось как по нотам. В декабре 2015 года Киев официально заявил, что платить по займу России не будет. Произошел полномасштабный дефолт по суверенному долгу Украины. И в МВФ этого события не заметили! «Не заметили» это даже ведущие мировые рейтинговые агентства, которые обычно меняют свои оценки после любого «чиха», исходящего от страны-должника.

Что касается Киева, то он, чувствуя себя под крылом дяди Сэма и проявляя невиданную наглость, стал заявлять, что никогда вообще не заплатит свой долг России. Никаких попыток даже создания видимости того, что страна-должник пытается «добросовестно» урегулировать свои долговые проблемы со страной-кредитором, сделано не было. Москва подала иск по вопросу о долге Украины в международный суд, но, похоже, рассматривать его суд будет со скоростью черепахи.

Не будет преувеличением сказать, что в конце 2015 года в мировых финансах произошла революция. Со временем она вызовет мощную волну хаоса в мировой финансовой системе. Эта система лишилась элементарных правил и норм, служивших ей чем-то вроде гарантии предотвращения финансовой энтропии на мировых рынках.

Исполнительному директору Фонда Кристин Лагард в последний год жилось нелегко. Она прекрасно понимает, что восторжествовавший в МВФ нигилизм может плохо кончиться для этой организации. Как могла, она сопротивлялась прессингу со стороны главного «акционера», и тогда дядя Сэм прибег к испытанному средству давления на чиновницу. Неожиданно в прошлом году суд Франции возбудил против неё дело, связанное с возможными злоупотреблениями госпожи Лагард в период её нахождения на посту министра финансов Франции. Вскоре, однако, судебная история затихла, и это было сигналом – исполнительный директор МВФ согласилась с «аргументами» главного «акционера».

Несколько месяцев Лагард, как могла, тянула время, пытаясь не допустить того кошмара, который всё-таки произошел вечером 14 сентября на совете директоров МВФ. Постоянные переносы вопроса о предоставлении очередного транша Украины были вызваны вовсе не тем, что Киев что-то там «не выполнил» - он всё равно ничего выполнить не в состоянии. Это был спектакль, организованный мадам Лагард. Наконец, в дело вмешался главный режиссер – дядя Сэм, который сказал чиновнице: «Хватит!» Дяде Сэму наплевать на «экономическое оздоровление» Украины, но она нужна ему (при нынешнем режиме) как инструмент постоянного давления на Россию. Давления не только политического и военного, но и финансового. Для этих же целей ему нужен и МВФ.

Вашингтон в отношении МВФ ведёт себя в последнее время как легендарный Герострат. Фонд семь десятилетий был исправным орудием внешней политики США, но сегодня это золотое для Вашингтона время заканчивается. Подавляющее число стран-членов МВФ недовольно засильем США. Недовольство, в конце концов, привело к началу процесса реформирования Фонда, прежде всего к пересмотру квот стран-членов в капитале и голосах. В ближайшее время это может привести к утрате Соединёнными Штатами контрольного пакета в капитале и голосах МВФ. Такой Фонд дяде Сэму не нужен.

Голосованием совета директоров МВФ 14 сентября главный удар нанесен не по России. Главный удар нанесен по самому Фонду. А также по той мировой финансовой системе, которая складывалась на протяжении семи послевоенных десятилетий.

http://www.fondsk.ru/news/2016/09/16/rokovoe-reshenie-po-ukraine-ili-samoubijstvo-mvf-42510.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106211

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #24 : 05 Июля 2019, 04:57:44 »

ВАЛЕНТИН КАТАСОНОВ

ЕЦБ и МВФ – смена караула

На пост главы Европейского центрального банка выдвинута исполнительный директор МВФ Кристин Лагард



После майских выборов в Европарламент следующим важнейшим событием в Европейском союзе стало назначение руководителей ключевых институтов ЕС. На чрезвычайном саммите ЕС, который начался в воскресенье, 30 июня, и продолжался без малого сутки, удалось достичь консенсуса по четырём ключевым позициям.

На первом месте стоит Урсула фон дер Ляйен, министр обороны Германии, рекомендованная на пост главы Европейской комиссии. Главой Евросовета предложено сделать Шарля Мишеля, премьер-министра Бельгии. Жозеп Боррель, министр иностранных дел Испании, выдвинут кандидатом на пост высокого представителя ЕС по внешней политике и обороне. Четвёртая позиция – президент Европейского центрального банка (ЕЦБ). На этот пост предложена Кристин Лагард, исполнительный директор Международного валютного фонда (МВФ).

Сейчас президентом ЕЦБ является итальянец Марио Драги. 31 октября истекает положенный восьмилетний срок его пребывания на этом посту, продления срока устав ЕЦБ не допускает.

Удивительно, но в европейской прессе, охочей до всяких версий, тема преемника Марио Драги активно не обсуждалась. По сравнению с другими институтами ЕС Европейский центральный банк – наиболее закрытый. Ещё до появления новости о кандидатуре Кристин Лагард эксперты предсказали, что нынешний президент ЕЦБ, проявлявший всегда большую осторожность, в оставшиеся месяцы может пойти на принятие очень радикальных решений. Последние три заседания ЕЦБ под руководством Драги в июле, сентябре и октябре рассматриваются как возможность возвращения к сверхмягкой («голубиной») денежно-кредитной политике, которую с этого года ЕЦБ обещал сворачивать.

В частности, аналитики ожидают, что ЕЦБ понизит процентные ставки. По депозитам они уже отрицательны, составляют минус 0,4%, а ключевая ставка равна нулю и к осени может стать отрицательной (как, например, у Банка Японии), а по депозитам опуститься до минус 0,8%. При Марио Драги ЕЦБ проводил политику количественного смягчения, которая формально была завершена к 1 января сего года. Европейским центробанком было скуплено государственных долговых бумаг на сумму 2,6 трлн. евро (примерно 3 трлн. долл. США). Эксперты ожидают, что уже летом ЕЦБ возобновит скупку государственных облигаций стран-членов еврозоны и продолжит накачивать европейскую экономику деньгами. Сейчас ЕЦБ может выкупать не более 33% долгов каждого правительства, но Драги намекнул, что правила могут измениться. Повышение лимита до 50% позволит ЕЦБ докупить облигаций ещё на 1 трлн евро. Наблюдатели обращают внимание на то, что Марио Драги синхронизирует курс ЕЦБ с курсом ФРС США, которая с середины июня чётко развернулась в сторону сверхмягкой денежно-кредитной политики.

Длительное проведение «голубиной» политики любым Центробанком действует на экономику разрушительно. Ожидаемая резкая либерализация политики ЕЦБ в последние месяцы пребывания Драги на его посту означает, что на короткое время может возникнуть видимость экономического оживления в Европе, но затем наступит тяжёлое похмелье. И наступит оно тогда, когда на вахту заступит Кристин Лагард. «Пространство для манёвров у будущего президента, кто бы им ни стал, будет очень ограниченным», – заявил 30 июня Юрген Штарк, ранее занимавший должность старшего экономиста ЕЦБ.

Согласно источникам, близким к Елисейскому дворцу, на кандидатуре Лагард настоял президент Франции Эммануэль Макрон. Эксперты говорят, что при этом Макрон заручился поддержкой канцлера ФРГ Ангелы Меркель, пообещав в свою очередь поддержать назначение министра обороны Германии Урсулы фон дер Ляйен на пост главы Еврокомиссии. Франция очень довольна. Все понимают, что ЕЦБ в системе управления ЕС, может быть, даже более влиятельный институт, чем Еврокомиссия.

Европейцы порядком устали от Марио Драги. Он итальянец, но его воспринимают как проамериканского чиновника и лоббиста интересов американского банка Голдман Сакс, где он в своё время занимал высокие посты. Однако не стоит думать, что Кристин Лагард на посту президента ЕЦБ будет проводить решения, выгодные Франции и всей Европе. Она будет таким же проамериканским чиновником. Большую часть своей сознательной жизни Лагард провела в Новом Свете. Четверть века (с 1981 по 2005 г.) работала адвокатом в Чикаго в одной из крупнейших в мире юридических и консалтинговых фирм Baker & McKenzie, где сделала головокружительную карьеру, и в 1999 году стала первой женщиной, возглавившей эту организацию. У Лагард американская хватка. 2005-2011 годы она провела во Франции, занимая должности министра-делегата по внешней торговле (2005-2007 гг.), министра сельского хозяйства и рыболовства (2007-2008), наконец, министра экономики и промышленности (2008-2011). Ее пребывание на министерских постах сопровождалось рождением анекдотов. Находясь на посту министра экономики, она заявила, например: «Если бензин слишком дорог, французам нужно пересесть на велосипеды». Её сравнивают с Марией-Антуанеттой, которой приписывают фразу: «У народа нет хлеба? Так пусть едят пирожные». За американскую бесцеремонность французы окрестили Кристин Лагард Мадам Бестактность.

В 2011 году она вернулась в США, заняв кресло директора МВФ. Её предшественник в Фонде Доминик Стросс-Кан отзывался о Лагард со скепсисом: «Для описания наших отношений с мадам Лагард слово «уважение» вряд ли подходит. Она некомпетентна, это всего лишь красивый фасад».

2 июля председатель Евросовета Дональд Туск заявил, что Кристин Лагард будет «очень независимым» главой Европейского центрального банка. Это звучит издёвкой. Свою «независимость» Лагар показала на посту директора МВФ, где она была на постоянной связи с Минфином США, который диктовал, что она должна говорить и какие решения проводить. При Лагард нормальная работа Фонда была фактически парализована. Даже либерально настроенные экономисты признают, что в текущем десятилетии МВФ находится в состоянии перманентного кризиса.

Поведением дамы на руководящих постах очень удобно управлять. Во французских судах на неё лежат дела. Находясь на посту министра экономики и промышленности, согласно материалам следствия, она допустила незаконную растрату бюджетных денег на сумму более 400 млн. евро. Споры идут лишь о том, был ли со стороны министра умысел (участие в сговоре) или это была халатность. Дело несколько раз открывали и вновь закрывали. В таком положении Лагард вряд ли будет перечить тем, кто станет давать ей команды с более высоких этажей власти.

А как будет жить МВФ, когда Кристин Лагард оттуда уйдёт? Она уже успела заявить о сложении с себя полномочий главы Фонда в связи с выдвижением на пост президента ЕЦБ. 2 июля исполнительный совет МВФ отреагировал на заявление Лагард: «Мы принимаем решение госпожи Лагард временно отказаться от своих обязанностей в МВФ на период выдвижения. Мы полностью доверяем первому заместителю управляющего директора Дэвиду Липтону в качестве исполняющего обязанности директора-распорядителя МВФ». Дэвид Липтон занял пост первого заместителя директора-распорядителя МВФ 1 сентября 2011 года, а до этого исполнял обязанности специального советника директора-распорядителя Фонда. Он американец. До прихода в МВФ работал специальным помощником президента США, старшим директором по международным экономическим вопросам в Национальном экономическом совете США и Совете национальной безопасности.

Никаких предположений о кандидатуре нового директора МВФ пока нет. По неписаному правилу на этом посту должен находиться европеец. Первый директор Фонда Камиль Гутт (Camille Gutt) был бельгийцем (находился на посту в 1946-1951 гг.). Из последующих десяти директоров МВФ двое были шведами, один немец, один голландец, один испанец. А французов было аж пять: Пьер-Поль Швейцер (Pierre-Paul Schweitzer; 1963-1973), Жак де Ларозьер (Jacques de Larosière; 1978-1987), Мишель Камдессю (Michel Camdessus; 1987-2000), Доминик Стросс-Кан (Dominique Strauss-Kahn; 2007-2011), Кристин Лагард (Christine Lagarde; 2011-2019). За весь период активной деятельности Фонда (1946-2019 гг.), равный 73 годам, французы занимали кресло директора МВФ на протяжении 44 лет. Можно сказать, что должность директора-распорядителя Фонда – французская. Скорее всего, окончательно имя преемника Лагард станет известно в августе.

Пост президента ЕЦБ очень непростой, но должность директора-распорядителя МВФ ещё сложнее. Во время нахождения Лагард на этой должности Фонд переживал острейший кризис, связанный с тем, что реформы организации (прежде всего, пересмотр квот стран-членов) блокировались её «главным акционером» – Соединёнными Штатами. При Лагард МВФ под давлением «главного акционера» пустился во все тяжкие, грубо нарушая правила своей работы, особенно при выдаче кредитов Украине. Даме надо радоваться, что она сменит одно кресло на другое. Впрочем, в МВФ она лишь исполняла команды «главного акционера». Видимо, и в ЕЦБ она останется исполнителем команд незримых акционеров этого банка.

https://www.fondsk.ru/news/2019/07/04/ecb-i-mvf-smena-karaula-48525.html
Записан
Страниц: 1 [2]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!