Николай Симаков Архиерей Божией милостью2 ноября - день память митрополита Иоанна (Снычева)"Вы счастливые. Владыка Иоанн – Архирей
Божией милостью, вы его слушаете.
Но сладости на земле не ищите…".Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).На протяжении всей истории нашего Отечества в эпохи духовной смуты и разорения государства, промыслительно появлялись великие молитвенники, заступники и печальники Земли русской. Они возвещали народу правду Божию, выводили его на путь спасения и единства, бесстрашно обличали грехи и пороки, звали мужественно стать за веру православную.
На исходе XX века наш многострадальный народ, измученный новой смутой и разорением страны, нашел своего заступника в смиренном митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне. Он воистину стал молитвенником и печальником Земли русской. Его проповеди, беседы, статьи, книги, выступления и обращения к народу в периодической печати пронизывала искренняя, из глубины души идущая боль и тревога о дорогой, родной его сердцу России.
В одной из статей, которая так и называется "Плач по Руси Великой", он писал: "Болезнует сердце и скорбит душа, Господи, глядя, как калечат и мучают Святую Русь-избранницу Твою, подножие Престола Твоего, земное небо, кладези веры, верности и чистой любви… Томится дух и плачет безутешно, облекая горький плач свой в слова древней молитвы: "Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России!". Так дерзновенно взывал некогда ко Господу великий русский праведник и чудотворец, отец Иоанн Кронштадтский. Так бы и нам всем вопиять ныне, памятуя древнюю славу Руси, скорбя над ее нынешним убожеством и срамом". (Митр. Иоанн. "Одоление смуты" с.75-76).
Печалование и болезнование о России не покидало Иоанна и проявлялось постоянно. В этом отношении характерен такой эпизод: когда один из священников при встрече с архиереем спросил его о здоровье (Владыка часто болел и сильно страдал от телесных недугов), то услышал в ответ: "Да что мое здоровье, надо думать вот, как спасти нам матушку-Русь!". И эта, казалось бы, "негромкая фраза" прозвучала в устах Владыки так просто и искренне, с такой неподдельной скорбью, что надолго оставила след в душе его собеседника.
Глубокая, потаенная молитва ко Господу и печалование за свою паству было главным, сокровенным, архипастырским его служением.
"Я плакал пред Богом навзрыд, просил его защитить невинных и возбудить мужество у людей", – писал он в своем дневнике.
"Господи, умолял я благость Божию, не дай ради Твоих страданий посмеяться врагу над нами. Разруши его козни. Утешь немощных. Покажи, что Ты и теперь действуешь и защищаешь взыскивающих к Тебе." (Еп. Иоанн "Воспоминания очевидца". Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, вып. 15, с.57).
Став в декабре 1965 года епископом Сызранским, он как архипастырь Церкви взошел на русскую Голгофу, подняв на свои плечи крест апостольского служения – исповедничества истинной веры Христовой, святоотеческих преданий Церкви и заветов Святой Руси. Вся его жизнь становится духовным подвигом, ежедневным "полаганием души своей за други своя…". Воспитанный старцем – митрополитом Мануилом (Лемешевским) на святоотеческом православии, епископ Иоанн был духовно подготовлен к этому крестному пути.
Кроткий и смиренный архипастырь был неутомим в служении Богу. Владыка ежедневно совершал Божественную Литургию. На Пасху и Рождество Христово постоянно объезжал приходы и храмы своей епархии. Через год после кончины митрополита Мануила, в 1969 году Владыка Иоанн утверждается епископом Куйбышевским и Сызранским, а позднее, в 1972 году, становится и временно управляющим Чебоксарской епархией. В сентябре 1976 года патриаршим указом он был возведен в сан архиепископа. В эти годы Владыке пришлось столкнуться с разными видами гонений на Церковь со стороны местных властей, всеми силами добивавшихся закрытия храмов в его епархии. Особенно тяжелым было положение Церкви в провинции. В своем дневнике "Воспоминания очевидца" епископ Иоанн писал: "Словно сильная буря, охватило мое бедное сердце предчувствием ожидаемых скорбей, грядущих на Церковь Христову. Безбожие торжествует и в борьбе с Церковью применяет всевозможные способы к ее ликвидации.
Каким варварством дышит произвол местных властей в разрушении Петропавловской церкви в Бузулуке. Тысячи верующих жаждали посещения церкви, но произвол делает свое…
Двенадцать дней отстаивали верующие свою святыню, но не устояли: в одну из ночей сотни юношей-комсомольцев и мужиков, словно дикие вепри, окружили храм и начали свое дело… Стоны и крики бедных старух и стариков, охранявших церковь, наполнили воздух. Но ничто не смягчало сердца остервеневших атеистов. Пинками и кулаками освобождали ратоборцы церковь от верующих. Специальная машина забирала людей и отвозила в отделение милиции. Прошло несколько часов и от храма остались только одни осколки да горы земли". (Еп. Иоанн. "Воспоминания очевидца". Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, вып.9, с. 36). Трудно поверить, что эта запись сделана 21 апреля 1961 года.
Несмотря на гонения безбожных властей, Владыка сумел отстоять от закрытия и разорения многие приходы своей епархии, добиться расширения и благоукрашения действующих, а позднее и открытия новых приходов. Он стал в эти тяжелые годы истинным пастырем для своей гонимой паствы.
В 60-70 годы, когда официальная идеология "научного атеизма" декларировала превосходство и победу "науки" над "религиозными суевериями", Владыка в своих многочисленных проповедях обращался к сердцам своих прихожан, желая укрепить в них живую и спасительную веру во Христа. "Вот и мы с вами, возлюбленные братья и сестры, не должны забывать, что истина восторжествует в любых обстоятельствах. Хотя будут ее унижать, будут над ней смеяться, но истина все равно восторжествует и торжествует всегда. Многие святые достигали духовных высот среди смеха и неприязни, среди ненависти человеческой. Итак, братья и сестры, возглашал пастырь. Возлюбим истину Христову! Придем ко Кресту Господню, поклонимся ему, облобызаем пречистые ноги Спасителя. Пусть Его пречистая кровь омоет и наше тело, и нашу душу, дабы нам крепиться на спасительном пути и достигнуть вечного спасения и жизни во Христе Иисусе Господе нашем, которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь". (Митр. Иоанн "Голос вечности".-СПБ, 1994, с.45-46).
Как правящий архиерей, он прежде всего стремился, проповедуя, указать своей пастве путь к спасению в благодатной жизни Церкви, в ее Таинствах. В одной из своих проповедей на праздник Покрова Божией Матери, он говорил:
"Какие же камни должны лечь во главу храма нашего спасения? Прежде всего-это молитва к Богу и таинства, которые имеет в недрах своих Святая Церковь: Таинство крещения, Таинство миропомазания, Таинство покаяния, Таинство святой Евхаристии. Присовокупим к этому добрые дела и получим все необходимое для спасения.
Блаженни милостивии, яко тии помилованы будут, блаженни миротворцы, яко тии сынове Божий нарекутся.
Вот, возлюбленные братья и сестры, что необходимо нам в деле нашего спасения!". (Митр. Иоанн "Голос вечности". СПБ, 1994, с. 156).
В эти годы Владыка Иоанн, под руководством митр. Мануила (Лемешевского), трудился над составлением каталога русских православных архиереев. Он продолжал работу над ними и после кончины своего аввы-митрополита, доведя по хронологии до 1985 года. Владыка стал одним из самых крупных историков Русской Церкви XX века.
Используя личный архив митр. Мануила, он написал капитальный труд по истории церковных расколов 20-30 годов. На его страницах архиерей выступает как исповедник единства Церкви, сторонник царского пути, предостерегающий от расколов как справа, так и слева, неоднократно возникавших прежде и вновь появившихся в наши дни. Неслучайно эта работа была вторично издана Владыкой в 1995 году под глубоко символическим названием "Стояние в вере". В конце книги, подводя итоги, митрополит Иоанн писал: "Время справедливый судья: все самостийные группировки, возникшие в ходе церковных смут, просуществовали весьма недолго, тогда как Церковь, руководимая митрополитом (а затем-патриархом) Сергием, прошла невредимой через все гонения и доныне служит в России главным оплотом против сил зла, надежным пристанищем для ищущих спасения души… И все же последствия церковных настроений полувековой давности продолжают смущать умы верующих и тревожить жизнь Русской Православной Церкви. Дай же нам, Господи, терпения и мудрости, необходимым для того, чтобы в духе братской любви, в духе неосуждения, кротости и соборного единения разрешить, наконец, все недоумения и соблазны, стоящие на пути возрождения Святой Руси. Яко без Тебе, Жизнодавче, не можем творити ничесоже… Аминь". (Митр. Иоанн. "Стояние в вере." -СПб, 1995, с.215).
За чтение лекций в Ленинградской Духовной Академии в 1988 году по новейшей истории Русской Церкви XX века Владыке Иоанну присвоено звание доктора церковной истории.
От митрополита Мануила он унаследовал и большую любовь к Святоотеческому Православию. В течение всей жизни Владыка постоянно читал и изучал творения святых отцов Церкви. Он глубоко усвоил их аскетический стиль и опыт, стараясь всегда следовать за ними в своей духовной жизни. Любимым чтением митрополита были творения русских святителей: Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), Филарета (Дроздова), св. прав. Иоанна Кронштадтского. В проповедях, беседах и выступлениях он призывал нас обращаться к ним за советом, как начать духовную жизнь во Христе и обрести спасение.
Как истинный архипастырь Церкви, Владыка стал хранителем чистоты Святоотеческого Православия. В своих многочисленных обращениях он завещал нам хранить, как зеницу ока, чистоту истиной, спасительной веры Христовой, унаследованной нами от Святой Руси. Главным назначением и призванием России в XX веке, в эпоху великих гонений, страданий и смут, Владыка считал прежде всего исповедническое состояние русского народа в вере православной.
"
Знайте все: Русь идет своим исповедническим, мученическим, жертвенным путем, предначертанным ей всемогущим Промыслом Божиим! Именно в этом залог спасения и воскресения матушки Руси".
"Сохранение полноты и целостности апостольского, святоотеческого Православия – первейший долг Церкви, первейшая обязанность любого верующего человека. Покуда цело Божественное учение, сильна и необорима Церковь Русская. Поколеблемся в вере, смалодушничаем, поддадимся соблазнам- утеряем церковную благодать, лишимся спасения, погубим себя и Россию!", – писал он в одном из своих посланий.
Большое внимание Архипастырь уделял духовному просвещению нашего народа. Он отредактировал и издал в свет книги свят. Феофана Затворника: "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?", "Ключи разумения", написал большую работу о святителе Филарете Московском и издавал его труды. Благодаря ему вновь увидели свет богословские творения прп. Ефрема Сирина и других святых. В течение всей жизни Иоанн неустанно стремился к тому, чтобы через великие творения Святых Отцов Церкви и подвижников благочестия, духовно окормлялся русский народ, обретая свой путь ко Кресту, спасаясь от лжи и обмана.
Священный Синод Русской Православной Церкви 20 июня 1990 года назначил Владыку Иоанна митрополитом на Санкт-Петербургскую кафедру (тогда Ленинградскую). С августа 1990 года начался период его архипастырского служения в нашей епархии, который продолжался до ноября 1995 года. Этот период стал особым во всей его подвижнической жизни. После долгих лет вынужденного молчания Русская Православная Церковь в лице Владыки Иоанна заговорила в полный голос о самых важных вопросах и проблемах в жизни России. Многочисленные выступления в печати, статьи, книги, интервью, обращения к народу митрополита Иоанна не только сняли табу с различных вопросов, десятилетиями умалчиваемых, но и открыли для многих Православие, как великую духовную и нравственную силу возрождения России. Владыка неустанно стремился к воцерковлению нашего измученного смутой народа, желая возвращения его ко Христу на стезю Правды Божией.
В начале 90-х годов в нашей стране началось соблазнение людей "золотым тельцом", культом наживы, страну захлестнула волна сектантства, оккультизма и откровенного колдовства. Появились многочисленные западные проповедники различных лжеучений, сеющие ереси и расколы. Стало очевидно, что фактически началась информационно-идеологическая колонизация России Западом с целью духовного порабощения ее народа.
Понимая всю опасность и коварство нового нашествия, Владыка Иоанн как архиерей от имени всей Церкви призвал русский народ стать на защиту Православия и Святой Руси. В своем послании "Против ересей и сект" он писал: "Пользуясь нынешним трудным положением страны, к нам на Святую Русь нахлынули толпы новоявленных проповедников, лживо именующих себя христианами".
Эти лжеучителя и лжепророки, собравшиеся обольстить измученный и доверчивый народ, на деле есть дерзкие и наглые самозванцы, стремящиеся отравить чистые, животворящие истоки православного вероучения мутным и ядовитым потоком собственных измышлений. "Восстанем же, братия! Облечемся в святую ревность, отринем уныние и робость! Се, ныне Господь призывает нас поработать на ниве Своей, да не услышим осуждающий глас Его: Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч, о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих…Итак, будь ревностен и покайся". (Апок. 3, 15-16, 19).
Покаемся же в нерадении своем и поревнуем святому делу Божию-возрождению Дома Пресвятой Богородицы, Святой Руси!" (Митр. Иоанн. "Голос вечности".- СПБ, 1994, с. 256).
(Окончание следует)