Священник Владимир Вигилянский: "Они практически сказали "нет" просьбе Патриарха"Разгорается скандал вокруг иконы прп. Андрея Рублева "Троица Ветхозаветная"…Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился в Государственную Третьяковскую галерею (ГТГ) с просьбой предоставить икону прп. Андрея Рублева "Троица Ветхозаветная" на три дня для участия в праздничном богослужении в Троице-Сергиевой лавре в день Святой Троицы – 7 июня 2009 года, сообщает портал "Ежедневный журнал". Этот вопрос, по сведениям издания, Предстоятель Русской Церкви обсудил с министром культуры России Александром Авдеевым еще в сентябре сего года.
Как сообщил тогда министр культуры, переговоры по этой теме только начаты, и в настоящее время требуется рассмотреть технические возможности перемещения святыни из Москвы в Сергиев Посад, сообщает Newsru.com. В случае положительного решения министерство культуры при участии Московской Патриархии и ГТГ приступит к подготовке этого важного проекта, который, по мысли высоких собеседников, должен иметь огромное значение в деле сотрудничества Церкви и государства. На встрече Патриарха Алексия II и министра культуры России было отмечено, что стало уже традицией временно передавать святыни Русской Православной Церкви, хранящиеся в государственных музеях, в действующие храмы.
Тем временем генеральный директор ГТГ Валентин Родионов заявил, что согласен передать для временного поклонения в Троице-Сергиеву лавру икону Андрея Рублева "Троица Ветхозаветная", для которой она и была написана, но лишь при согласии реставраторов. "Мы можем рассматривать вопрос о выдаче этой иконы на несколько дней, как просит Святейший Патриарх. Но перед этим необходимо решить три вопроса. Если хотя бы один из них не решается, то вывозить нельзя", – заявил В.Родионов в интервью "Интерфакс-Религии".
По его словам, во-первых, необходимо изготовить специальную капсулу, в которой икона будет перевозиться, и где будет поддерживаться необходимый температурный режим и режим влажности. Московский завод полиметаллов "обещает сделать такую капсулу или витрину". В.Родионов напомнил, что уже 14 лет галерея выдает Донскую икону Божией Матери столичному Донскому монастырю в капсуле, которую изготовил этот завод, "и никаких проблем не возникало". Второй момент, продолжил он, заключается в том, что "везти икону довольно далеко, поэтому необходимо иметь специальный автомобиль на очень мягком ходу". "Такие машины (для перевозки музейных экспонатов) производят зарубежные фирмы. Ее стоимость составляет около 200 тысяч долларов. Я думаю, что такую вещь мы можем приобрести при помощи наших благотворителей либо взять в аренду", – сказал директор Третьяковки. Кроме того, по его словам, необходимо "тщательно исследовать весь маршрут, дорогу, по которой будет перевозиться икона, – все выбоины и так далее". "Третий вопрос – самый главный: наши специалисты-реставраторы должны сказать, смогут ли они укрепить икону, чтобы она не пострадала при транспортировке. Я такую задачу перед своими реставраторами поставил, сказал, что можно приглашать любых специалистов – не только из Москвы, но и со всей России, а может быть, даже и мирового значения, чтобы они внимательно проработали вопрос", – заявил Валентин Родионов, добавив, что ожидает получить окончательный ответ от специалистов ближе к лету.
Между тем свое мнение относительно просьбы Патриарха Алексия предоставить икону на три дня для участия в праздничном богослужении в Троице-Сергиевой лавре высказал старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи Левон Нерсесян, передает портал "Ежедневный журнал". Он сообщил, что 17 ноября в ГТГ состоялся расширенный реставрационный совет, на котором присутствовали "десятка три ученых с мировым именем – специалистов по древнерусскому искусству", подчеркнув, что "такого нажима на нас со стороны Церкви никогда не было".
"Я не могу утверждать, что "Троица" рассыплется в прах, если только ее перевезти (конечно, исключая возможность, что на машину, которая будет ее везти, кто-нибудь наедет), и, конечно, есть шанс, что ничего фатального с ней не произойдет. Но существует довольно большой риск, который признают даже люди, которые делают уникальную аппаратуру для поддержания состояния икон, сохранения температуры и влажности (…) Плюс в Троицком соборе уникально плохие условия, и даже самые надежные капсулы могут не выдержать свечей, дыхания, сотрясения и всего остального", – считает Нерсесян.
"Разговоры от людей, называющих себя христианами, о возвращении Церкви ее собственности, очень странны. Разговоры об уникальной святыне, когда имеют в виду богословие образа и постановление Седьмого Вселенского собора, тоже очень странны. Потому что понятно, что мы поклоняемся Троице Единосущной и Нераздельной, а не конкретному куску дерева. И даже если эта икона прославилась, можно сделать с нее список и благополучно возносить молитву не иконе, а Святой Троице через нее. Эта фиксация на конкретном предмете даже с богословской точки зрения очень сомнительна, любой защитник иконопочитания в VIII веке на счет "раз" обличил бы это как ересь идолослужения", – самоуверенно заключил сотрудник галереи.
В свою очередь, глава пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский в интервью "Интерфакс-Религия" отметил, что "музейные работники могли бы иметь хоть полпроцента нравственного компонента в этом вопросе, ведь они остаются, по сути дела, хранителями краденного". "Церковь может поднимать вопрос относительно того, чтобы особо почитаемые иконы могли бы на время, хотя бы раз в столетие, не говоря уже о том, чтобы раз в году, быть явлены верующим, потому что они писались для верующих и мыслились как связь человека с Богом", – отметил священник.
Отец Владимир сообщил, что на днях в Третьяковской галерее прошел расширенный реставрационный совет, на котором присутствовали руководители галереи, Русского музея, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и др. "Они практически сказали "нет" просьбе Патриарха. Там не было ни одного выступления, в котором бы поддерживалась просьба Церкви", – отметил он.
"В некоторых музеях хранятся, например, богослужебные сосуды. Это подпадает под отлучение от Церкви. Существуют постановления Вселенских соборов, согласно которым тот, кто крадет, продает или хранит церковные сосуды, подлежит анафеме. Эти постановления еще никто не отменял", – напомнил священник.
Отец Владимир рассказал, что ему доводилось бывать в запасниках Третьяковки, где он видел, как в темноте, "в идеальных, правда, условиях, находятся чудотворные иконы, вывезенные из храмов". "Их вообще не выставляют, они находятся в тюрьме. Можно же давать хотя бы на один день эти иконы верующим для поклонения и молитвословия! В календаре сотни, если не тысячи, икон, которые празднуются Русской Церковью, но, как утверждают некоторые специалисты, две трети этих икон находится в запасниках музеев и недоступны для поклонения. Разве это нормально!" – недоумевает отец Владимир.
Он привел в пример один из самых почитаемых в России образов – Владимирскую икону Пресвятой Богородицы, которая написана, по преданию, апостолом Лукой, сейчас хранится в Свято-Никольском храме Третьяковки и периодически переносится в специальном ковчеге для поклонения. "Что мешает этот опыт в дальнейшем использовать и с другими иконами?" – задал вопрос представитель Московской Патриархии. Он признал важную функцию музеев, спасавших иконы от истребления в советские времена, однако, по мнению священника, "аргумент музейных работников, который заключается в том, что "Троица" Рублева в ужасном состоянии и поэтому неперевозима", является ложным. "Кто виноват? На протяжении многих десятилетий "Троица" находится в руках этой научной корпорации. Например, в советские времена икона совершенно спокойно вывозилась, когда речь шла о какой-то денежной составляющей, о доходе", – заявил отец Владимир.
По его словам, другой аргумент музейных работников, скрывающих святыни в запасниках, о том, что из Церквей воруют иконы, не выдерживает никакой критики. "А из Эрмитажа, Русского музея не воруют или не подменяют подлинники на копии? К сожалению, мы живем в таком обществе, что даже в Третьяковке или в Эрмитаже невозможно обезопаситься на сто процентов. Так что этот аргумент никоим образом Церковь не принимает", – справедливо отметил священник.
Русская линияhttp://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=179787