Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« : 17 Апреля 2007, 00:46:04 » |
|
РАДОНИЦА - ДЕНЬ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ . Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32). Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью. Как поминают усопших в Дни Пасхи Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших. Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник. Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой - разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей. Как вести себя на кладбище Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку на могильный холм - этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному. Как относиться к могиле православного христианина Кладбища - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными. Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием. Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. Могила - это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора. Как правильно поминать усопших «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», - пишет святитель Иоанн Златоуст. Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. http://orthodox.etel.ru/2004/14/rodonica.shtml
|
|
« Последнее редактирование: 02 Мая 2022, 21:23:39 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #1 : 07 Мая 2008, 09:51:24 » |
|
РАДОНИЦА В БЕЛОРУССИИ ОТМЕЧАЕТСЯ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИКМинск, 6 апреля 2008 г. В Белоруссии 6 мая, как и во всем православном мире, отмечают Радоницу или День поминовения усопших. Однако в республике этот день одновременно является государственным праздником и нерабочим днем, передает ИТАР-ТАСС. Только один раз в год, на Радоницу, белорусские граждане могут беспрепятственно посетить могилы своих родных и близких, находящиеся в загрязненных радиацией районах Белоруссии, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. При въезде на территорию этих зон на контрольно-пропускных пунктах посетители должны регистрироваться. А при выезде - пройти дезактивацию обуви и автомобилей, замерить излучение от одежды. Для обеспечения порядка усиленную службу будут нести сотрудники милиции и администрации зоны отселения. Ежегодно в День поминовения усопших кладбища этих районов посещают около 5-6 тысяч человек. На Радоницу минские власти выделили дополнительно несколько сотен автобусов на обслуживание маршрутов, связывающих столицу с крупными кладбищами. http://www.pravoslavie.ru/news/080506125109
|
|
« Последнее редактирование: 13 Мая 2024, 18:25:57 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Белогорец
Новичок
Сообщений: 21
Олег
Православный Русская Православная Церковь (МП)
|
|
« Ответ #2 : 07 Мая 2008, 13:09:44 » |
|
Полезный опыт. Есть, однако, одно обстоятельство, которое в России весьма существенно - многоконфессиональность.
Надо еще учесть, что Радоница - не единственный день, когда можно сделать выходной. Есть Сплошная седмица, двунадесятые праздники, есть особые службы во время Великого Поста и т.д. и т.п.
Российская Империя была православно ориентирована на государственном уровне, поэтому жизнь общества строилась во многом в соответствии с годовым богослужебным кругом, да и такой нормативной зарегулированности в отношении трудового законодательства не было.
Невозможно разом принудительно воцерковить считающих себя православными в государстве, но, думаю, возможно оговорить законодательно право работника за свой счет брать выходные дни по религиозным мотивам. Это фактически расширение конституционного права на свободу вероисповедания. Такое решение не будет излишне "повышать градус" в многоконфессиональном обществе, а даст возможность и людям других вероисповеданий свободно совершать обрядовую сторону жизни.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #3 : 07 Мая 2008, 13:31:05 » |
|
Полезный опыт. Есть, однако, одно обстоятельство, которое в России весьма существенно - многоконфессиональность.
Это неправда. Более 70 процентов в России исповедуют Православие. И 80 процентов населения России - русские. Не надо тут повторять-перепевать наработки русофобской антиправославной пропаганды. А то скоро затребуете в Кремле ставить мечети и синагоги... Надо еще учесть, что Радоница - не единственный день, когда можно сделать выходной. Есть Сплошная седмица, двунадесятые праздники, есть особые службы во время Великого Поста и т.д. и т.п. Лучше все же праздновать православный праздник Радоницу, чем "Международный женский день 8 марта" - веселый еврейский праздник Пурим, установленный жидовкой Кларой Цеткин. Российская Империя была православно ориентирована на государственном уровне, поэтому жизнь общества строилась во многом в соответствии с годовым богослужебным кругом, да и такой нормативной зарегулированности в отношении трудового законодательства не было. И что это по-Вашему было неверно? Опять напираете на "многоконфессинальность" и "многонациональность"? Невозможно разом принудительно воцерковить считающих себя православными в государстве, но, думаю, возможно оговорить законодательно право работника за свой счет брать выходные дни по религиозным мотивам. Это фактически расширение конституционного права на свободу вероисповедания. Такое решение не будет излишне "повышать градус" в многоконфессиональном обществе, а даст возможность и людям других вероисповеданий свободно совершать обрядовую сторону жизни. Значит все надо отдать на откуп сектам? Они как раз "непринудительно" затягивают в свои сети, а потом не только все их имущество присваивают, но и душу губят. И о каком "конституционном праве" Вы говорите, когда Ельцин в 1993 году расстрелял парламент, когда эту самую конституцию писали "под Ельцина" Шахрай (в переводе с малороссийского "плут"), когда стабилизационный фонд, принадлежащий России, брошен Кудриным на спасение хиреющей американской экономики". И т.д. Такое решение не будет излишне "повышать градус" в многоконфессиональном обществе, а даст возможность и людям других вероисповеданий свободно совершать обрядовую сторону жизни Именно жиды из т.н. "сахаровского центра" устроили богохульную антиправославную "выставку", поскольку глумление над Православием предписывает им иудейский религиозный талмудический трактат "Шульхан-арух"". Да воскреснет Бог и расточатся врази Его! За проповедь либеральной "идеи" "многоконфессинальности" и "многонациональности" Вам от имени Администрации объявляется строгое предупреждение. Либеральные идеи у нас тут не в чести.Во Христе Иисусе, А.В.
|
|
« Последнее редактирование: 08 Мая 2008, 21:53:41 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Белогорец
Новичок
Сообщений: 21
Олег
Православный Русская Православная Церковь (МП)
|
|
« Ответ #4 : 07 Мая 2008, 15:02:18 » |
|
Принимаю предупреждение без объяснений. Вы имеете на это право и воспользовались им.
Отмечу лишь одно - разномыслие не есть признак неправославности и либеральности. Видеть решение одного и того же вопроса другим способом более полезно, чем вредно.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #5 : 07 Мая 2008, 15:34:35 » |
|
Принимаю предупреждение без объяснений. Вы имеете на это право и воспользовались им.
Премного благодарен, что Вы позволяете нам пользоваться этим правом. Простите за сарказм. Видеть решение одного и того же вопроса другим способом более полезно, чем вредно. Не думаю, что конфессиональная неразборчивость душеполезна. А.В.
|
|
« Последнее редактирование: 07 Мая 2008, 22:42:01 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Белогорец
Новичок
Сообщений: 21
Олег
Православный Русская Православная Церковь (МП)
|
|
« Ответ #6 : 07 Мая 2008, 17:21:44 » |
|
Разномыслие в православной среде - это не одно и то же, что разноконфессиональность. Я говорю не о разном понимании земного пути к Богу у разных вероисповеданий - в этом смысле выражаю полное с Вами единодушие. Я говорю о том разномыслии, которому надлежит быть среди христиан, дабы выявился искуснейший (могу найти цитату из Посланий).
Я убежденный монархист, и в этом смысле антидемократ, только не считаю, что сейчас немедленно надо бросаться искать монарха, и во что бы то ни стало возводить его на престол. Значит ли это, что я высказываю либеральный взгляд?
Механическое решение проблемы вызывает скорее отторжение, особенно если оно проводится "нажатием сверху". Когда мы сами, своими взвешенными действиями в России, среди огромного множества крещеных, но не воцерковленных будем взращивать ту самую православность личным примером, в первую очередь, тогда подготовится почва и для общегосударственных решений.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Д
Пользователь
Сообщений: 64
Православный, Московский Патриархат Белорусский экзархат
|
|
« Ответ #7 : 07 Мая 2008, 19:58:01 » |
|
Если смотреть строго по Уставу, то такого дня в Типиконе нету - Радоница. Нету его и в Цветной Триоди соответственно. А в этом году вторник фоминой недели выпал на день памяти Георгия Победоносца - праздник как минимум полиелейный, согласно уставу в такой день ничего заупокойного быть не может, и вот его перенесли на 7 число, хотя конечно логичней перенести было бы Радоницу. И что у нас в Белоруссии получается - с утра служиться литургия с заупокойной ектеньей минут на 10 (вопреки уставу), после литургии ( опять же вопреки уставу) хоть и сокращенная но длительная панихиду с малопонятным перечислением имен, и все это заканчивается примерно в час дня, учитывая то, что часы начинают читать в 9-30 - весьма утомительно. То есть практика служить панихиду и другие требы после литургии настолько прочно укоренилась в Беларуси, что мало кому даже приходит в голову, что после литургии вообще ничего служить не положено (если только краткую литию в положенное время после заамвоновой молитвы), а по уставу панихида совещается после вечерни или после утрени, может и какое другое время, но никак не после литургии. Написал я это все к тому, что, наверное, нечем особо белорусам хвалится...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #8 : 07 Мая 2008, 21:30:22 » |
|
Если смотреть строго по Уставу, то такого дня в Типиконе нету - Радоница. Нету его и в Цветной Триоди соответственно. А в этом году вторник фоминой недели выпал на день памяти Георгия Победоносца - праздник как минимум полиелейный, согласно уставу в такой день ничего заупокойного быть не может, и вот его перенесли на 7 число, хотя конечно логичней перенести было бы Радоницу. И что у нас в Белоруссии получается - с утра служиться литургия с заупокойной ектеньей минут на 10 (вопреки уставу), после литургии ( опять же вопреки уставу) хоть и сокращенная но длительная панихиду с малопонятным перечислением имен, и все это заканчивается примерно в час дня, учитывая то, что часы начинают читать в 9-30 - весьма утомительно. То есть практика служить панихиду и другие требы после литургии настолько прочно укоренилась в Беларуси, что мало кому даже приходит в голову, что после литургии вообще ничего служить не положено (если только краткую литию в положенное время после заамвоновой молитвы), а по уставу панихида совещается после вечерни или после утрени, может и какое другое время, но никак не после литургии. Написал я это все к тому, что, наверное, нечем особо белорусам хвалится...
Дорогой Александр! Христос Воскресе! Вы правы, Уставом (Типиконом) заупокойная служба не предусмотрена. Об этом говорит и великий литургист нашего времени Епископ Афанасий (Сахаров). Фрагменты из его капитального труда опубликованы на нашем Форуме: http://www.rusbeseda.ru/index.php/topic,2436.0.htmlДерзну предположить, что каждая Поместная Православная Церковь сама определяет для себя день и порядок поминовения усопших по Пасхальному календарю. Несколько лет назад мне пришлось быть в Болгарии. Попал я на праздничную службу на Вознесение в Кафедральный Собор в Варне. Там в этот день совершалось поминовение усопших. Не знаю, с каких времен установлен день поминовения усопших - Радоница, но вторник Фоминой Седмицы, наколько я понимаю, этот день празднуется повсеместно в Русской Православной Церкви. Надеюсь, наши братия из Зарубежной Церкви подскажут, когда этот день празднуется у них. Так что Белоруссия не исключение. Простите великодушно, но не вижу оснований для Вашего недовольства. И то, что в Белоруссии Радоница празднуется как выходной, вызывает в моем православном сердце только радость за наших православных братьев. Простите, если обидел. Во Христе Иисусе, А.В.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Д
Пользователь
Сообщений: 64
Православный, Московский Патриархат Белорусский экзархат
|
|
« Ответ #9 : 08 Мая 2008, 18:19:22 » |
|
Воистину Воскресе! Дорогой Александр Васильевич, позвольте мне привести здесь довольно обширную цитату:
"Чины церковные и правила молитвы создавались не случайно и не как-нибудь. Все они, все то, что заключается в Типиконе и богослужебных книгах, в большинстве является плодом иногда целожизненных молитвенных подвигов лучших сынов Церкви, великих угодников Божиих, неусыпных молитвенников, для которых молитва составляла все в жизни, которые возгоревшись желанием горнего, жестость пустыни паче всего мира сладких предпочли и удалившись совершенно от людей и соделавшись жителями пустыни, вселенную утвердили молитвами своими, и которых внегда пети им святые молитвы, сослужителями были Ангелы которые за молитвой забывали о пище, о сне, об окружающих врагах и мучителях, которые свое богослужение и молитвенное правило оканчивали в засыпаемых катакомбах, в подожженных со всех сторон храмах , на пути к месту казни, во время самых мучений, склоняя под меч свою голову, или растерзываемые зверями, иногда смешивая свою кровь с кровью Владыки своего при незаконченной еще Литургии. Сии святые делатели молитвы опытно познавали, как легче и прямее достигнуть спасительнейших и сладостнейших плодов молитвы. А Церковь принимала и сохраняла и те священные слова, в которых они изливали Богу свои души, и тот опытно проверенный ими строй и порядок молитвы и богослужений, которые они слагали для себя, а иногда рекомендовали своим собратиям и чадам духовным. Из собранного таким образом богатства молитвенного опыта лучших своих сынов, руководимая Духом Божиим Святая Церковь избрала лучшее, потребнейшее, систематизировала, исправляла недоконченное, приводила к стройному единству и давала в руководство своим послушным чадам, которые и принимали все с любовию, не как иго неудобоносимое, а как бремя благое и легкое, полученное от возлюбленной и любящей Матери. Так слагался наш церковный Устав, которые наши старые русские книжники не без основания называли "КНИГОЙ БОГОДУХНОВЕННОЙ". Наш Типикон - это вехи на пути молитвенном, указывающие нам протоптанные дорожки, прямо ведущие к цели, дорожки протоптанные и истоптанные святыми угодниками и нашими благочестивыми предками. Зачем уклоняться на иные пути, зачем выискивать новые, когда по этим, как уже изведанным, безопаснее, легче, скорее, с меньшим трудом можно войти в труд всех предшествовавших поколений, пожать то, что уже посеяно иными между прочим и для нас.
В богослужении, в Уставе православной Церкви нет ничего случайного, в нем все строго продумано. И все даже малейшие детали имеют свой, часто весьма глубокий смысл, сообщают отдельным чинам и последованиям свой колорит, придают им особую умилительность и трогательность. Как в стройном стильном здании все до мелочей на своем месте, как в хорошем музыкальном произведении все звуки сочетаются в одну стройную гармонию, как на прекрасной картине и линии, и краски, и тени расположены так, что все вместе только восхищают зрителя, так и в нашем величественном, дивном, прекрасном богослужении. Перестановка одной части богослужения на место другой, внесение несоответствующих дополнений, опущение даже небольших деталей, - это также нарушает общую гармонию богослужения, как фальшивая нота в пьесе, как случайно проведенная на картине ненужная черта или клякса, как не на месте устроенное окно или карниз в стройном здании.
В грубой, топорной работе и большие неточности незаметны. В работе тонкой, в художественном произведении, в точном механизме неточность и в 1 миллиметр бросается в глаза (конечно понимающему), нарушает красоту, может остановить механизм. Наше богослужение - высокохудожественное произведение, сложный механизм тонкой работы. И одно "Господи помилуй" опущенное или прибавленное, для церковных людей то же, что для художника одна черточка не на месте поставленная, что в сложном точном механизме ошибка на 1 мм. И если иногда нам неясен смысл той или иной детали богослужения, - это не значит, что его вовсе нет. Это значит только, что мы ПОКА еще не умеем понять его, не знаем. Надо найти его и постараться уяснить себе.
Чтобы научиться понимать смысл уставных предписаний, надо тщательно вникать в Церковный Устав, надо внимательно читать и изучать Типикон, изучать Устав на практике, изучать историю богослужения. Но и этого мало: надо заставить себя, приучить себя по возможности точно до мелочей исполнять Устав. Надо полюбить его. Тогда откроется смысл многого непонятного
Из сказанного следует, как важно для православных в деле молитвы и богослужения послушание церковному Уставу. Важно и необходимо и мельчайшие детали чинов и служб церковных исполнять именно так, как они изложены в уставе, ибо только тогда богослужение будет иметь тот именно смысл, какой дает ему Святая Церковь. В частности, важно и необходимо и дело поминовения усопших совершать именно так, как повелевает Святая Церковь в Уставе церковном, за святое послушание Ей, а не так, как каждому из нас нравится или хочется.
Нередко говорят: "Зачем эти стеснения? Почему в данный день нельзя помянуть усопших, или можно поминать, но не так, как желательно мне, не по-моему? Я люблю моих усопших сродников и друзей и чувствую потребность именно сегодня помянуть любимых мною. Что худого, если я исполню эту потребность любви, хотя бы и с некоторым нарушением уставных правил? Любовь выше всего. Не человек для субботы, а суббота для человека!"
Но неразумно и неосновательно оправдывать свое самочиние ссылкой на христианскую любовь. Апостол наставляет, что любовь не бесчинствует, а христианская свобода не должна быть поводом к распущенности. И может ли быть польза для души умерших или живых от попрания священных правил, внушенных Церкви Божественным Духом? Святая Церковь любит своих чад, живых и усопших, больше, чем любим мы самых близких и дорогих нам людей. И нас она усиленно призывает любить своих собратий. Но всему должна быть мера. Должна быть мера и любви. Какая любовь выше любви родительской? Но чрезмерная, неразумная любовь родителей к детям часто только портит последних, и вместо пользы приносит величайший вред.
Говорят также: воскресные и праздничные дни уступают же иногда часть своих песнопений в пользу празднуемых святых. Можно думать, что и Господь и святые не погневаются, если они будут как бы несколько потеснены чрез внесение в праздничное богослужение некоторых заупокойных молений.
Но в том-то и дело, что и это возражение уже предусмотрено в нашем Уставе. Святая Церковь, с мудрой рассудительностью составившая правила соединения служб праздников Господских, Богородичных и святых, с той же мудрой рассудительностью разработала и стройную систему поминовения усопших, в которой точно определила когда, где, как и кого можно потеснить в пользу прославленных святых или непрославленных усопших. Так например в субботы вселенские ради усопших Она вытеснила почти совсем минейные памяти. Потеснив в других случаях усопших, Она сделала это потому, что хорошо знает, убеждает и нас поверить ей, что усопшие не погневаются, когда в соответствии с церковным Уставом потеснят их в пользу праздника, не погневаются на отсутствие гласного моления о них даже в особо знаменательные для них дни, но с любовью порадуются и утешатся нашей любовью и послушанием к любимой их и Нашей Матери.
Отменяя и даже воспрещая в известные дни усиленные моления за умерших, сосредотачивая исключительно и безраздельно все внимание верующих на праздничном событии, Святая Церковь тем самым проявляет свою заботу о том, чтобы праздничная радость их была полной, совершенной, ничем не омрачаемой. "Несоответственное и чуждое, — говорит святитель Григорий Нисский, — кроме того, что не приносит никакой пользы, составляет нарушение порядка и приличия не только в речах, имеющих предметом служение Богу и благочестие, но и в тех, кои относятся до внешней и мирской мудрости. Ибо неужели найдется столь неразумный и смешной ритор, который, будучи позван на светлое торжество брака, оставит приличную и блестящую сочувственную радости праздника речь и начнет жалобно петь плачевные песни и оглашать брачные покои печальными рассказами о несчастиях, описываемых в трагедиях... Если же в мирских речах хороши порядок и знание дела, то гораздо более приличны они, когда дело идет о великом и небесном”.
Своими правилами о поминовении усопших, как и вообще всеми своими установлениями, касаются ли они богослужения или дисциплины, Святая Церковь предлагает испытание послушания своих чад, искренности их любви ко Господу и бескорыстия любви к ближним. Это как бы своего рода древо познания добра и зла, данное для воспитания и укрепления воли православных христиан. Не забывай своей обязанности молиться об усопших, чаще поминай их, но только в те времена и в тех формах, какие даны Святой Церковью и не преступай положенных пределов.
А кто и в воскресные дни, и в великие праздники не хочет оставить усиленных молений об усопших и ограничиться только дозволяемым Церковью, кто говорит, что он не может этого сделать по причинам сильной любви к усопшим, тот показывает своим своеволием и оправданием, что он не только не хочет слушаться Святой Церкви, но даже дерзает судить Ее, считая Ее уставы не в достаточной мере исполненными духом христианской любви. Не следует ли по этому поводу сказать словами Митрополита Филарета: “Так думать значило бы слишком мало думать о Церкви и слишком много о себе”. Для проявления естественной, но в законных пределах христианской любви к усопшим Святая Церковь всегда (как показано будет далее) оставляет и за богослужением общественным и в частной молитве достаточно свободы и места. Она сама не опустит ни одного случая, когда и где можно, не нарушая установленного Ею строя богослужения и молитвы, вознести моления об усопших. Но кто во что бы то ни стало, вопреки уставу церковному, требует, например, провозглашение вслух всех богомольцев имен усопших, и неразрешенных Церковью в данный день заупокойных молений, задерживая таким образом около усопших внимание молящихся вопреки намерению Церкви, отвлекая его от главного предмета праздничных воспоминаний, тот показывает этим, что он, очевидно, любит своих усопших больше, чем Господа, забывает или не считает важными Его слова: “Кто любит отца или матерь... сына или дочь более Меня, несть Меня достоин”. А это уже не будет христианская любовь. Это будет только искание своих си. Это будет только угождение себе, эгоизм, желающий сделать по-своему, как ему нравится, как ему хочется, не считаясь даже с тем, будет ли это отрадно или только причинит скорбь якобы любимым усопшим. Не опечалятся ли они от мысли о том, что их братья, оставшиеся на земле, любят их более чем Господа, свои желания ставят выше послушания Церкви. Усопшие, как разрешившиеся от уз плоти и телесной ограниченности, лучше живых понимают смысл, значение и ценность данных Церковью правил и уставов. И если, как мы веруем, дела и поступки живых находят тот или иной отклик в сердцах усопших, то несомненно их радует проявление только подлинной христианской любви, только то, что чуждо эгоизма, что совершается как послушание Святой Церкви. Все же самочиние в поведении живых причиняет усопшим только печаль. "
И то что Типикон сейчас нарушаяться постоянно и повсеместно в Беларуси и понудил меня написать о том, что и выходной день на Радоницу стал общегосударственным вероятно ввиду того, что он неуставной. И хвалиться, на мой взгляд тут особо нечем.
И меня простите.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #10 : 08 Мая 2008, 18:27:20 » |
|
Дорогой Александр Васильевич, позвольте мне привести здесь довольно обширную цитату:
Дорогой Александр! Хотелось бы знать, откуда цитата. Приведите, пожалуйста, ссылку на источник. Сами понимаете, это не праздное любопытство. А.В.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Д
Пользователь
Сообщений: 64
Православный, Московский Патриархат Белорусский экзархат
|
|
« Ответ #11 : 24 Декабря 2008, 20:56:38 » |
|
Простите за запоздалый ответ, Александр Васильевич! "великий литургист нашего времени Епископ Афанасий (Сахаров)" - Ваши слова! из его книги, "Поминовение усопших по уставу Православной Церкви"
|
|
|
Записан
|
|
|
|
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
Сообщений: 1142
Русь Святая! Храни Веру Православную!
Православный священник
|
|
« Ответ #12 : 13 Апреля 2010, 18:03:20 » |
|
Сегодня Радоница. Радоница— радоваться. С приветствием «Христос воскресе» мы обращаемся ко всем усопшим. Или так образно выразиться, мы как бы сходим в ад, чтоб известить пленников, чтобы со всеми умершими заговорить человеческим языком. Сошёл туда Христос, сегодня сходим мы. Но это только наше логическое построение. С сошествием Христа в ад ада нигде нет, нет смерти, нет умерших, и так называемым умершим мы говорим так же, как и живым: Христос воскресе! И если бы мы имели настоящий слух, не тот, которым различаем только земные звуки, мы бы услышали: воистинну воскресе Христос. И их «воистинну воскресе» прозвучало более бы слышно, чем наше. Потому что они больше знают, чем мы. Мы смотрим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, они смотрят так, как и нужно, видят воочию, что там есть. А там есть жизнь и жизнь настоящая. Здесь тоже то, чем мы живём, называем жизнью, но это не жизнь, в лучшем случае это для нас отпущенное время, чтоб достигнуть настоящей жизни, в худшем случае — мелькнувший миг, вот есть — и сразу его нет. А там только «есть», «нет» там не может быть. Но во всё это нам нужно проникнуть верой, и верой в Воскресшего Христа. Христос воскресе и запоры ада разрушены, Христос воскресе и нет смерти, Христос воскресе и для всех нас наступило торжество жизни, но мы ещё на земле и торжество жизни для нас не так понятно. Откроем Деяния Апостолов и Евангелие на сегодняшний день. В Деяниях рассказывается, как Апостолы проповедовали Христа воскресшего, и к ним приступили священники, и начальники стражи при храме, и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых, и до сих пор досадуют, что в Иисусе проповедуют воскресение. А как же без этого, без воскресения Христова, только мертвецы на кладбище, да мы, готовящиеся стать мертвецами. С воскресением Христовым нет мертвых, и мы не будем никогда мертвецами. Но люди не хотят этого понимать, за такую радостную проповедь гонят. Как далее говорится в Деяниях: и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра. Но вопреки этому многие же из слушавших слово уверовали, и число таковых людей около пяти тысяч. Да и как не веровать, ибо душа человеческая — подобие Божие и не смиряется с тем положением, что умереть — это нормально. Умереть — это именно ненормально. Когда умереть нам кажется нормально, это показатель только того, чем мы живём. Живём тем, что ведёт к смерти, и естественно, нам смерть кажется нормальным, а смерть — это не нормально, нужно жить высшими интересами, как говорится, интересами духа, тогда для нас смерть не нормально, нормально только жизнь, и при том жизнь не временная, а вечная. Иногда, у проповедающих воскресение, спрашивают, какой силой или каким именем вы это делаете, и ответ может быть один: именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых. Оттого мы вопреки всему говорим: Христос воскресе, и невольно душа человеческая отвечает: воистинну воскресе. Оттого мы обращаемся к мертвым, как живым, и они отвечают нам, как живые: воистинну воскресе Христос. В Евангелии (это обычное, которое читается над покойником) говорится: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Всякий верующий в Христа не погибает, но имеет жизнь вечную. Только вера должна быть не мертвой, а живой. А живой она тогда является, когда связана с добрыми делами, ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасён через Него. Отсюда и нам запрещается осуждение друг друга… Не судить, а спасать. Судящий другого судит самого себя. Мир должен быть спасён, всё для того, чтоб спасти мир, как бы это ни было трудно. Вот точное определение неверия: суд над собой. Не веришь -значит, для тебя нет ничего живого, ты мертв. Суд не как осуждение, а как правильное понимание сущности состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их злы. И всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что в Боге соделаны. Если наша совесть чиста — и для нас дорог свет, кто прячется в тьму, тот прячет свою совесть. К свету! К свету Христову, вот единственный наш путь, в нем истина и жизнь. Христос воскресе! Пусть же ответ «воистинну воскресе» не останется только словами. Будем жить для воскресения Христова, чтоб не только поминать усопших, а встретиться с ними в вечности, встретиться и обрадоваться, и радости нашей не будет конца. Христос Воскресе! Протоиерей Димитрий Дудко. Из виноградника Божия. М., 2009 г. Проповедь произнесена 4 мая 1981 г. в селе Виноградово http://www.pravmir.ru/radonica-umeret-%e2%80%93-eto-nenormalno/
|
|
|
Записан
|
С ув. прот. Георгий
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #13 : 02 Мая 2011, 18:14:17 » |
|
Игумен Лука (Степанов): «Радоница вмещает в себя Пасхальное торжество»Завтра православные христиане отмечают особый день поминовения усопших - Радоницу. Согласно канонам Православной Церкви, посещение кладбища в день Светлого Христова Воскресения не предусмотрено. Для этого существует специальный праздник Радоница (Радуница) – девятый день после Пасхи. В этот день совершается особое поминовение усопших, имеющее благочестивое намерение разделить великую радость Пасхи с умершими в надежде блаженного воскресения, радость которого возвестил Сам Господь, сойдя во ад с вестью о победе над смертью. Эта весть радостная, отсюда и Радоница, слово древнеславянское, означающее «радующаяся».
Мы попросили рассказать о значении праздника Радоница и православном отношении к смерти заведующего кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятеля Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директора православной гимназии игумена Луку (Степанова).В самом Пасхальном тропаре дважды употребляется слово «смерть», также четыре раза употребляются слова «мертвый» и «гроб», что может наводить ужас на человека неверующего в воскресение мертвых. Очевидно, что христиане давно удивили весь мир, поставив смерть превыше царской цаты (золотой дощечки в виде полумесяца на груди императора, означающей его царское достоинство), выше цаты, украшающей крест на вершинах наших храмов. Всякий любящий Христа не только перестает ужасаться смерти как неизбежного момента расставания со столь дорогим ему видимым миром, но вслед за святителем Лукой (Войно-Ясенецким) может сказать: «Я полюбил страдание», а страдание – это не что иное как приближение к смерти телесной, в том случае если это страдание, скорбь и самая смерть принимается за Христа. Устанавливая закон смерти «Земля еси, в землю отъидеши» (Быт. 3,19), Господь установил этот закон и для Самого Себя, пообещав, что «Семя Жены сотрет главу змия» (Быт. 3,15), т.е. определяя и для Себя воплотиться и умереть, как умирают люди, с тем, чтобы воскреснуть из мертвых. Смерть появилась в результате греха, стала необходимой человечеству, а чуждый греха, ибо Он – Богочеловек, удержит и смерть. И вот предназначив смерть не только для людей, ради удержания их от безмерного развития во грехе, установив смерть для Себя, как необходимое Божественное искупление, Господь дарует нам как в отношении к Своему кресту, так и в отношении к нашему кресту, выражающемуся в страданиях и смерти, совсем иное отношение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Нет такого труда, который не сделала бы легчайшим надежда на грядущее воздаяние», если крестом Христовым в мир пришла истинная жизнь и спасение для человечества, то и нашим страданием и смертью для нас открывается истинная жизнь, которую уже никто не отнимет у нас. После смерти Господь утрет всякую слезу, «идеже несть болезни, печали и воздыхания, но жизнь бесконечная», только блаженство беспрестанного пребывания в славословии Господу и в лучах славы Его составляет участь во Христе преставившихся. Поэтому праздник Радоница вмещает в себя Пасхальное торжество в приложении к почившим православным христианам и упование на вечную жизнь со Христом воскресшим тех, кто ныне во гробе, ибо «сущим во гробех живот даровал» Христос. Эта истина, это исполнение обетования и составляют радость поминовения усопших. Поэтому богослужения этого дня не отличаются особыми траурными песнопениями, поскольку песнопения попразднества Пасхи содержат в себе всё необходимое для нашего разумного и благоговейного, исполненного почтения о в вере почивших наших предках. После Божественной литургии в храмах совершается панихида особым чином с акцентом на Пасхальный канон более, чем на слезные и скорбные созерцания, свойственные непасхальному времени. Хотя всякая заупокойная молитва христианина имеет в себе эту надежду на грядущее воскресение, но в Пасхальный период по преимуществу содержанием заупокойного богослужения является возвещение Светлого Христова Воскресения, благовестие миру загробному того, что Бог радует всех живущих. http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/05/02/igumen_luka_stepanov_radonica_vmewaet_v_sebya_pashalnoe_torzhestvo/
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #14 : 03 Мая 2011, 08:09:46 » |
|
Священноисповедник Афанасий (Сахаров)О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви (фрагменты)В канун дня особого поминовения усопших — Радоницы — портал Патриархия.ru публикует выдержки из фундаментального труда выдающегося литургиста святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского (+1962).Абрам Архипов. Радоница (Перед обедней). 1892«Пасхальная панихида»<…> Церковный Устав не знает чина Пасхальной панихиды. Естественное для живых желание помянуть на Пасхе своих дорогих усопших не имеет препятствий, так как поминовение на проскомидии и тайное поминовение во время литургии не возбраняется и на Пасхе; не встречает также препятствий и естественное желание навестить родную могилку, похристосоваться с дорогими почившими. Христосование с усопшимиВ вере усопшие, оставаясь такими же членами Церкви Христовой, как и живые, слышат обращение к ним живых и ответствуют на них, чаще всего незаметно для наших чувств, а иногда и весьма громогласно, как в 1463 году чудотворцы Печерские на пасхальное приветствие преподобного Дионисия[1], «яко живи суще… и по смерти… от среды гробов отвечали: Воистину воскресе»[2]. Но христосование с усопшими должно быть действительно радостным христосованием, а не заупокойным молением, всегда настраивающим нас на грустный лад. Церковные люди скажут на дорогой могилке: «Христос воскресе!», положат на могилку красное яичко, может быть, и слезу прольют, но совершать заупокойную службу не дерзнут. От грусти на могилке для нас, людей, и в Пасху трудно удержаться совсем, но не надо еще более увеличивать эту естественную, неосудительную и на Пасхе грусть грустными заупокойными песнопениями, которые по Церковным Уставам на эту седмицу совсем устраняются их обихода, даже и из келейного, домашнего правила. Пасхальное посещение могил священнослужителямиДля людей церковных естественно желание, чтобы священный обряд христосования с усопшими происходил при участии священнослужителей, подобно тому, как первое, самое радостное христосование с живыми во время утрени первого дня Пасхи происходит также при участии священнослужителей. Кроме того, как для самих церковных людей отрадно и утешительно посещение с молитвой в праздник их жилищ священоослужителями, так естественно для них позаботиться о том, чтобы такую же радость и утешение доставить и умершим. Но и пасхальное посещение могил священнослужителями, соответственно особливому характеру праздника праздников и торжества из торжеств, должно быть радостным, праздничным, торжественным и совершенно отличным от посещения могил во всякое другое время. В Пасху на могилке священнослужителями приличнее всего совершить то, что обычно совершается при посещении на Пасхе священнослужителями домов их живых духовных чад, т. е. пропеть пасхальные песнопения, какие где принято, и как там, в конце может быть присоединена ектения о здравии предстоящих, так здесь может быть присоединена ектения об усопших, разумеется, с красным, а не заупокойным Господи помилуй. Больше из заупокойного ничего, — ни кондака, ни «Вечной памяти» не должно быть. У гроба скончавшегося во святые дни Пасхи может быть более продолжительное служение, но не пасхальной панихиды, а пасхального молебна с опущением Евангелия и с произнесением по 3-й, 6-й и 9-й песням канона заупокойных ектении. Пение же «Со святыми упокой» и «Сам един ecи» должно быть оставлено как исключительное и почти единственное отличие последования пасхального погребения. Служение же полной панихиды должно быть отложено до Радоницы, когда у нас обычно совершается поминовение усопших. Но и в Радоницу должна быть не какая-либо особая пасхальная панихида, а самая обычная великая панихида, изложенная в Типиконе и Октоихе, предваряемая только после начального иерейского возгласа троекратным пением тропаря Пасхи, как это делается на всех службах в послепасхальные дни. __________________________________________ [1] Преподобный Дионисий, по прозванию Щепа, был блюстителем Антониевых пещер. Почивает в затворе в дальних пещерах. Память 28 августа. [2] Служба преподобным отцам Печерским и всем святым в Малой России просиявшим, песнь 8, тр. 4. http://www.pravoslavie.ru/smi/36693.htm
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|