Предвкушаю анализ знаменитого поэтического диалога Пушкина и митрополита Филарета. Интересно, что думают о нем школьники, как воспринимают стихотворение "Дар напрасный, дар случайный", написанное поэтом в свой 29-й день рождения, блистательный ответ митрополита и ответный ход Пушкина – стихотворение "В часы забав иль праздной скуки"? Считают ли они ответ митрополита Филарета пародией на пушкинские стихи или палинодией, то есть отрицанием того, что сказано в оригинальном тексте?
Ничего этого нет. А есть примитивные и сумбурные методические рекомендации к уроку "Дар напрасный? Дар случайный?": "Мы не видим противоречия в содержании 2-й и 3-й строф: поэт страдает именно потому, что такой человек, как он, осознающий свой талант, богатство духа, не может найти применения себе в "однозвучном шуме жизни".
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Вопросы, заданные поэтом в минуты уныния, тяжелыми гроздьями повисают над бедными головами семиклассников. Вероятно, чтобы закрепить полученный эффект – стихотворение Н. Огарева "Хандра":
Бывают дни, когда душа пуста:
Ни мыслей нет, ни чувств, молчат уста,
Равно печаль и радости постылы,
И в теле лень, и двигаться нет силы.
Напрасно ищешь, чем бы ум занять, -
Противно видеть, слышать, понимать,
И только бесконечно давит скука,
И кажется, что жить – такая мука!
Затем – "Пока горит свеча" А.Макаревича, лучшая, на мой взгляд, песня "Машины времени", которая в стихотворном виде теряет многое, если не все. Вряд ли когда-нибудь Андрей Вадимович мечтал попасть в учебник литературы для 7-го класса. Итоговой работой по данной теме должно стать лирическое размышление "Бывают дни…". Чтобы задать мыслям ребят правильное направление, водитель по учебнику студент Алексей читает любимое место из дневника Печорина: "Что ж? Умереть так умереть: потеря для мира небольшая: да и мне самому порядочно уже скучно".
Уверена, что такая литература придется по вкусу поклонникам модного сейчас в молодежной среде эмо-стиля – унылым подросткам в черном, которые видят вокруг только мерзость, отгораживаются от мира длинными черно-красными челками и периодически режут себе вены таким образом, чтобы их было несложно спасти.
Авторы учебника не обманули. В книге есть и "строгая логическая последовательность, оригинальность композиции, единство нравственной проблематики, наличие внутренней ассоциативной и смысловой взаимосвязи всех разделов".
"Логично" и "последовательно" детей ведут в трясину уныния. "Нравственная проблематика" сводится к актуализации негативных переживаний. Есть в учебники и светлые станицы, такие, как "Алые паруса" А.Грина. Но они растворяются в массе тенденциозно подобранных литературных произведений, моделирующих картину мира, в котором не хочется жить. Герои произведений, с которыми невольно будут идентифицировать себя семиклассники, представлены жертвами и мучениками, как на кощунственной картине В.Овчинникова "Св.Себастьян", приведенной в качестве иллюстрации к "Дневникам Адриана Моула" С.Таунсенд. Вообще интересно, изучают ли русскую литературу в английских и американских школах в таком объеме, как русские дети – англоязычную?
Большинство иллюстраций отвратительного качества, которое нейтрализует "воспитательное" воздействие картин Босха, Ван Гога, Гойя, Дали, Пикассо…
Но, судя по ответу директора департамента государственной политики в образовании И.И.Калины на обращение родителей по поводу качества учебной литературы, в жизни все не так плохо, как в этом учебнике:
"В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" выбор учебников из утвержденных федеральных перечней, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, относится к компетенции и ответственности образовательного учреждения. Учебную литературу выбирает школа, и это должен быть выбор, согласованный с органом общественного управления образовательным учреждением (Советом школы, попечительским советом, общим собранием, педагогическим советом), а также с учетом мнения родительской общественности".
Галина Владимировна Резапкина, старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления (Москва), преподаватель Института практической психологии личности при МГУ
http://www.rusk.ru/st.php?idar=113611