Русская беседа
 
08 Сентября 2024, 05:24:30  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Постижение России, или Открытый урок гражданственности  (Прочитано 2674 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир К.
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 29 Декабря 2008, 18:07:57 »

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) 29.12.2008 

Постижение России, или Открытый урок гражданственности

Разговор с митрополитом Кириллом состоялся в конце ноября 2008 года, когда до подведения итогов телепроекта "Имя Россия" оставалось еще более месяца.

- Владыко, почему Вы решили принять участие в проекте "Имя Россия"?

- Я принял приглашение участвовать в этом телевизионном проекте на канале "Россия" прежде всего потому, что меня привлекла сопряженность идейного замысла новой передачи
с опытом тысячелетней отечественной истории.
Другим важным фактором стало осознание того, что концепция этого телепроекта обладает мощным познавательным и просветительским потенциалом, способным сделать будущую программу равно интересной для людей разных поколений и профессий, неодинакового образовательного уровня и жизненного опыта, относящихся к различным социальным слоям и имеющих несхожие политические убеждения. Для пастыря, согласитесь, это идеальная ситуация, ибо Слово Божие не знает понятия целевой аудитории.
Третий привлекательный лично для меня момент заключался в возможности соединения гражданственной, воспитательной и нравственной задачи с дискуссионной формой популярного ток-шоу или, лучше сказать, дискуссионного клуба. Это тем более привлекательно, что включает в себя интерактивную составляющую – голосование телезрителей с их персональных компьютеров, по телефону и посредством sms-посланий, а также возможность задать вопросы любому из двенадцати присяжных или высказать собственное мнение на интернет-форуме телепрограммы "Имя Россия".
Наконец, самое главное: телепроект "Имя Россия" представляется мне насущно необходимым современному российскому обществу, проходящему в наши дни ответственную и очень непростую стадию самопознания и самоидентификации, уточнения своих нынешних координат в пространстве новейшей истории и определения мировоззренческих ориентиров для дальнейшего движения.
Все вместе в моем представлении должно было стать документально-историческим и одновременно остросовременным аналитическим сериалом, много говорящим уму и сердцу гражданина новой России. Ничего похожего на такую телевизионную школу отечествоведения для многомиллионной аудитории на нашем ТВ до сих пор не было.
И, разумеется, в подобной дискуссии о знаковых именах русской истории непременно должен был прозвучать голос Православной Церкви, роль которой в созидании русской цивилизации и русской культуры является выдающейся и
неоспоримой.

- Почему, по-Вашему, такой проект возник именно сейчас, когда, казалось бы, эпоха кардинальных перемен и выбора новых героев 90-х годов уже позади?
- "Эпоха кардинальных перемен" в политике, экономике, социальном жизнеустроении, начавшаяся в 90-е годы, продолжается ныне и, вероятно, продлится достаточно долго. Иначе и быть не может, когда речь идет о радикальных структурных реформах, затрагивающих в нашей стране все без исключения сферы государственного, общественного и личного бытия. Россия, как огромный океанский лайнер, находится еще только в начальной фазе своего уверенного разворота перед выходом в дальнее плавание грядущих времен.
Что же касается таких изменений, которые ведут к укоренению в индивидуальном и массовом сознании новых духовно-нравственных ценностей, моральных установок, общественно значимых традиций, то под знаком этого процесса скорее всего будет протекать время жизни не одного и даже не двух поколений россиян.
В сущности, наш новый телепроект есть совместное общественное делание, соборное интеллектуальное и духовное усилие в попытке нащупать ответы на три знаменитых вопроса, которые Поль Гоген нацарапал в уголке своего одноименного полотна: "Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?". Подобного взгляда на собственное историческое бытие оказались не чужды столетие назад люди, которые жили на полинезийском острове Таити и которых запечатлел Гоген. А уж для России эпохи великих потрясений и перемен рубежа тысячелетий такая постановка проблемы жизненно необходима и важна.
Ибо сегодня все мы так или иначе трудимся над возведением нового здания для достойной жизни всех народов России. Прочнейший фундамент для этого общего дома на протяжение столетий созидали наши великие предки. И поэтому именно их имена, а не чьи-либо другие мы вспоминаем ныне. Ведь мы с ними соработники в творимой истории нашего Отечества. Поверх веков и поколений, нас разделяющих, мы с ними едины в общем убеждении: "У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия", как однажды замечательно выразился русский религиозный мыслитель Георгий Федотов.
Поэтому так значим для всех вместе и для каждого в отдельности этот телепроект.

- Почему Вы решили представлять именно Александра Невского? В чем значение этого имени для Церкви, истории?
- В проекте "Имя Россия" я имел честь представить на суд телезрителей житие и деяния святого благоверного великого князя Александра Невского (в схиме Алексия). Мое участие именно в этом качестве было предопределено сразу несколькими обстоятельствами.
Во-первых, глубоким убеждением в том, что именно святой Александр Невский должен стать именем России. В моих выступлениях эта позиция была многократно аргументирована (на сайте телепроекта "Имя Россия" доступны соответствующие видеозаписи и интервью).
И в самом деле, кто как не святой угодник Божий, может и должен олицетворять собой идеал Святой Руси? Ведь святость есть понятие, не имеющее временных или пространственных границ, но покрывающее собой путь в вечность. И если народ среди многих иных достойных кандидатур все-таки избирает своим национальным героем человека святого и праведного, то это зримо свидетельствует о духовном возрождении, происходящем в нас.
Во-вторых, этот святой очень близок мне лично. Ведь большая часть моей жизни прошла в Петербурге, где почивают святые мощи Александра Невского. И мне нередко случалось прибегать к его небесному заступлению, молясь пред этой святыней в Александро-Невской Лавре, месте его упокоения. Все мы: учащиеся Духовной семинарии и академии, православные верующие города и многочисленные паломники – неизменно и явно ощущали благодатную помощь, которую святой Александр Невский подавал призывающим его в своих молитвах с верою и упованием.
В-третьих, именно в Троицком соборе Александро-Невской Лавры я получил в разное время рукоположение во все степени священства. Поэтому совершенно естественно, что с именем благоверного князя Александра Невского у меня связаны также глубоко личные переживания.

- Как Вы предполагаете, за кого в большей степени голосовали зрители, выбирая Александра Невского, – за политического деятеля, за талантливого военного стратега, за святого? Не руководили ли их выбором некие мифы и иллюзии?
- Убежден, что это не так. Александр Невский – конкретная историческая личность, совершившая выдающиеся деяния на благо Отечества и во многом предвосхитившая пути развития России.
Однако порой случается, что, ставя под сомнение историческую достоверность тех или иных персонажей или событий давних времен, критики проекта "Имя Россия" бывают далеко не бескорыстны, преследуя некие вполне конкретные и легко вычисляемые идеологические цели. Например, в эфире радиостанции "Свобода" было заявление: "Мы думаем, что мы говорим об истории, а на самом деле говорим о мифах. В частности, с Невским совершенно очевидно, что мы в основном-то говорили о мифе, созданном еще Эйзенштейном в фильме "Александр Невский". А затем его приспосабливали к актуальным проблемам сегодняшнего дня, к поискам русской идентичности. То есть к поискам той идентичности, которая находится между двумя полюсами – Востоком и Западом, Азией и Европой".
Это, конечно, либо незнание, либо забвение, либо сознательное искажение хорошо известных фактов. Из летописных и иных источников мы знаем, что Александр Невский, внук Всеволода Большое Гнездо и сын удельного князя Ярослава Всеволодовича, прожил 42 года. Родился он в Переславле-Залесском. В пятнадцатилетнем возрасте он уже был посажен на новгородское княжение, позже также княжил в Киеве, Владимире, Твери, Дмитрове и других важных центрах тогдашнего русского мира. В 1239 году Александр женился на полоцкой княжне.
В возрасте 20 лет – вдумайтесь: возраст сегодняшнего студента или солдата-срочника – он победоносно отразил в устье Ижоры, на берегу Невы, вторжение шведов. А спустя два года разгромил тевтонских рыцарей-крестоносцев на Чудском озере. Обезопасив с оружием в руках западные пределы русской земли, святой Александр одновременно сумел с помощью дальновидной дипломатии установить добрые отношения с Золотой Ордой, где им – только представьте себе это – даже была учреждена епархия Русской Церкви. Святой Александр был побратимом христианина Сартака, родного сына хана Батыя…
И это лишь самая известная часть не только обширных, но и документально подтвержденных деяний святого Александра, который сознательно пошел на то, чтобы стать данником ордынцев, лишь бы избежать полного разгрома и окончательного пленения Руси. А резюмировать сказанное можно словами одного историка, заметившего: "Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели единственную цель: сбережение Православия как источника нравственной и политической силы русского народа".
Что же касается легенд, мифов и преданий, связанных с выдающимися историческими личностями… По крайней мере в случае с Александром Невским здесь находит свое творческое выражение благодарная память современников и потомков.
Так, в фильме "Александр Невский" исполнитель заглавной роли Николай Черкасов произносит в адрес чужеземцев: "Кто к нам придет с мечом, тот от меча и погибнет". Однако достоверно никому не известно, говорил ли это в действительности реальный Александр Невский. И в то же время эти слова вполне могли бы быть им произнесены, ибо они не просто афористичны, но прежде всего являются парафразом известного речения Иисуса Христа при взятии Его под стражу в Гефсиманском саду:…Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф 26:52).
В итоге осмысление судьбы и личности Александра Невского гениальным содружеством режиссера Эйзенштейна, композитора Прокофьева и актера Черкасова оказалось настолько правдоподобным и убедительным, что со дня выхода
их фильма в 1938 году и доныне эта ставшая крылатой фразой уже неотделима от образа Александра Невского.
И обратный пример: в культовом для российской молодежи фильме "Брат" Данила Багров наставляет случайно встреченного им американца: "Не в силе Бог, а в правде, понял?". Между тем эти слова принадлежат не кому иному, как Александру Невскому, который, как свидетельствует житие святого, произнес их, обращаясь к своей малой дружине со ступеней собора Святой Софии в канун Невской битвы, о чем сегодня вспомнит далеко не каждый поклонник актера Сергея Бодрова-младшего и режиссера Алексея Балабанова.
------------------------------------------------------------------------
 Должен ли герой России обязательно быть святым, православным?
- Человек, имя которого ассоциируется с Россией, должен прежде всего любить наше Отечество. Ибо кто любит Россию, кому она, говоря словом Блока, "как слезы первые любви", тот и есть русский.
А будучи русским, нельзя не уважать Православие и нельзя не быть сердечно благодарным ему как исторической государствообразующей и культуросозидающей религии нашей страны. Ведь душой Великой России является Святая Русь.
В связи с этим вспомним об известном числе русских святых, которые отнюдь не были ни русскими по крови, ни православными по воспитанию, – начиная с ростовского преподобного Петра, царевича Ордынского, и преподобного Макария Римлянина Новгородского.
Иными словами, мы говорим о человеке, который будет неспособен обойтись без России и в котором будет нуждаться она.
Таковы, на мой взгляд, некоторые обязательные условия гражданского прославления истинного героя Отечества. Прочие же оставим на волю Божию.

- Что вообще значит герой в современной России, нужен ли он в действительности, как его выбирать, из кого выбирать, почему нельзя обойтись без героя? Почему Церковь посчитала необходимым участвовать в выборах героя?
- Кто есть герой своего времени, память о котором не умирает, по каким критериям можно определить такого человека среди многих других и какой урок из его жизни и деяний мы можем извлечь для себя сегодня – на эти вопросы каждое воскресенье пытается ответить наша телепередача, которую, судя по откликам, множество людей ожидает и смотрит так, как не снилось никаким сериалам. Отчасти это является ответом и на вопрос о том, нужны ли нам герои.
Вообще же о значении подражания высоким нравственным образцам в деле воспитания достойной личности, ее полноценной социализации и обретения ею внутренней гармонии размышляли многие выдающиеся умы, начиная с Платона и Аристотеля. И той же цели на протяжение веков служила на Руси любимая народом житийная литература, которая, будучи частью Священного Предания, одновременно являлась основой воспитания и образования.
Идеал доступной нам святости Церковь описывает в удивительных словах: на земли ангел, на небеси человек. Наша природа, как известно, представляет собой троическое единство тела, души и духа, и стремление к Божественному идеалу заложено в нас свыше. Вот мы и следуем к нему, держась за край одежды святых угодников Божиих, ведущих нас через тернии жизни к небесному совершенству и укрепляющих наш дух своим примером. Обычному человеку самостоятельно совершать такое восхождение было бы, конечно, не по силам. Таким образом, святые и есть настоящие, абсолютные герои рода человеческого, воплощающие в себе его предназначение.
Разумеется, это не отменяет героизма внецерковного, так сказать – гуманистического, типа и даже вовсе нерелигиозного характера. Однако при ближайшем рассмотрении в каждом таком случае мы отыщем некую искру Божию, павшую на сердце того или иного человека и утроившую его силы, подвигшую его на великое и прекрасное деяние самоотвержения во имя ближнего.
Вместе с тем современная наука, занимающаяся поведением животных, рассматривает кажущиеся необъяснимыми примеры альтруистического, жертвенного и, если угодно, героического поведения в их среде как одно из необходимых условий выживания в природе биологического вида. И если этот поразительный вывод оказывается верным для животного мира, ничего не знающего о бессмертии души, то нам, сотворенным по образу и по подобию Божию, "обойтись без героя" тем более невозможно. Если только, конечно, человек как венец природы и любимое детище Творца не собирается скатиться к подножию пирамиды биологических видов Земли.
А то обстоятельство, что героем нашего, честно говоря, безгеройного времени был назван не кто иной, как человек святого жития, приглашает смотреть в наше будущее с оптимизмом.

- Нужны ли для православной среды "геройские лавры", полученные при помощи СМИ?
- "При помощи" – это если бы князю Александру Невскому какие-то усердные не по разуму доброхоты решили бы подсудить, чего, слава Богу, не было. Так что в нашем случае лучше говорить "при посредстве".
На современном российском телевидении сегодня четко обозначены два полюса: с одной стороны – это непотребные реалити-шоу "За стеклом", "Дом" и "Дом-2", с другой стороны – телепроект "Имя Россия".
В первом случае – апофеоз духовного убожества и нравственного распада в человеческих существах, лишенных корней и мыслей, крайний случай национального вырождения. Во втором – наглядное выявление для человека глубинной связи между историческими временами его Родины и им самим, его судьбой и будущим его детей.
И если в первом случае наш долг состоит в том, чтобы всеми силами оказывать нравственное сопротивление мороку и тлену, разлагающему живую душу народа, то во втором мы обязаны принять деятельное участие в богоугодном деле. Ибо в этом, в частности, и заключается духовная брань наших дней.
Поступая так, мы поможем не только себе, но и ближнему. Ибо чем больше наших соотечественников и единоверцев соберется на светлой стороне жизни, тем меньше людей должно остаться на сумрачной, во тьме и сени смертной.
Бог даст, с помощью этого нашего другого, облагороженного и взыскующего высоких целей телевидения будут воспитываться другие зрители. А из них сформируются и другие граждане, взращенные на прекрасных примерах нашей славной истории.
И кто знает, быть может, лучшие из них с Божией помощью во благовремении пополнят собою сонм великих имен России.
Автор: Владимир ЛЕГОЙДА

http://www.foma.ru/articles/1997/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!