Русская беседа
 
23 Апреля 2024, 21:02:22  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Икона Богородицы Луганская. Празднование 31 мая (ст.стиль), 13 июня (нов.стиль)  (Прочитано 607 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103672

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 27 Января 2023, 14:02:02 »

Икона Богородицы Луганская

Празднование: старый стиль - 31 мая, новый стиль - 13 июня


В Лу­ган­ске об­на­ру­жи­ли ико­ну Бо­жьей Ма­те­ри, ко­то­рую дав­но счи­та­ли уте­рян­ной. Неко­гда она ви­се­ла в ке­лье из­вест­но­го стар­ца Филип­па, ко­то­ро­му при­пи­сы­ва­ют мно­гие чу­де­са, в том чис­ле и то, что он был сви­де­те­лем яв­ле­ния Бо­жьей Ма­те­ри в Лу­ган­ске. Имен­но это со­бы­тие и пе­ре­да­но на иконе.

Изо­бра­же­нию, ко­то­рое бы­ло на­пи­са­но неиз­вест­ным ав­то­ром в 1905 го­ду, ко­гда Бо­го­ро­ди­ца яко­бы яви­лась всем лу­ган­ча­нам, ста­рец про­ро­чил боль­шое бу­ду­щее. Во всех ис­точ­ни­ках упо­ми­на­лись сло­ва Филип­па о том, что эта ико­на бу­дет еще про­слав­ле­на, она спа­сет Лу­ганск и сде­ла­ет его из­вест­ным.

Счи­та­лось, что по­сле смер­ти стар­ца ико­на бы­ла без­воз­врат­но уте­ря­на. Од­на­ко по счаст­ли­вой слу­чай­но­сти или во­лею судь­бы ее уда­лось най­ти съе­моч­ной груп­пе те­ле­ка­на­ла ЛОТ, ко­то­рая при­е­ха­ла в г. Алек­сан­дровск снять фильм про стар­ца для цик­ла пе­ре­дач «Гу­бер­ния».

При­е­хав в Алек­сан­дровск, чтобы по­се­тить цер­ковь, где Филипп слу­жил дья­ко­ном по­след­ние го­ды жиз­ни, пер­вым че­ло­ве­ком, ко­то­ро­го встре­ти­ла съе­моч­ная груп­па, ока­за­лась ба­буш­ка, ко­то­рая са­ма ви­де­ла и пом­нит стар­ца.

По­сле пе­ре­име­но­ва­ния Лу­ган­ска на Во­ро­ши­лов­град, у стар­ца спра­ши­ва­ли: “Па­па­ша! А как же ико­на на­ша те­перь бу­дет на­зы­вать­ся? Го­род-то уже не Лу­ганск? На­зы­вать ее Во­ро­ши­лов­град­ской как-то и язык не по­во­ра­чи­ва­ет­ся”. И толь­ко уве­рен­ный от­вет стар­ца мог раз­ве­ять со­мне­ния на­ро­да. А в ис­пол­не­нии ска­зан­ных им слов мы, по про­ше­ствии мно­гих лет мо­жем убе­дить­ся са­ми. “Го­род был и оста­нет­ся Лу­ган­ском. Имя же это­го бан­ди­та со­трет­ся со стра­ниц ис­то­рии как имя ге­роя. И лю­ди его за­бу­дут. А кто бу­дет об­раз яв­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри име­но­вать его име­нем, у тех на язы­ках шиш­ки по­вы­рас­та­ют”.

Изо­бра­же­ние, ко­то­рое на­хо­ди­лось у стар­ца в ке­лии, бы­ло на­пи­са­но од­ним неиз­вест­ным ху­дож­ни­ком и пе­ре­да­ва­ло все яв­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри в по­дроб­но­стях. Ста­рец Филипп ча­сто го­во­рил, что не знав­шие его, ко­то­рые бу­дут жить позд­нее, про­сла­вят Лу­ган­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, но не ту, что на­хо­ди­лась у него и от­ра­жа­ла все яв­ле­ние, а бу­дет на­пи­са­на но­вая ико­на в вос­по­ми­на­ние это­го со­бы­тия. Так­же го­во­рил: “Прой­дут с ико­ной кре­сто­об­раз­но через весь го­род. При­едут чу­же­зем­цы и по­кло­нят­ся. А вы бу­де­те сле­дом ид­ти, петь и ра­до­вать­ся”. Так и слу­чи­лось. По­сле смер­ти диа­ко­на Филип­па изо­бра­же­ние, на­хо­див­ше­е­ся у него про­па­ло. И толь­ко при Ар­хи­епи­ско­пе Лу­ган­ском и Ста­ро­бель­ском Иоан­ни­кии, по его бла­го­сло­ве­нию и по прось­бам ве­ру­ю­ще­го на­ро­да, во вре­мя Ве­ли­ко­го по­ста, в 1992 го­ду, луч­шим ико­но­пис­цем на­ше­го вре­ме­ни мо­на­хом-по­движ­ни­ком Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря бы­ла на­пи­са­на Лу­ган­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Свя­той об­раз ис­пол­нен в ви­зан­тий­ской ико­но­пис­ной тра­ди­ции, не имея ана­ло­гов в изо­бра­же­нии во всем Пра­во­слав­ном ми­ре.

21 декабря 2017 года Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил прославление для общецерковного почитания Луганской иконы Божией Матери. Дата празднования для чествования святыни установлена 13 июня. Икона пребывает в Свя­то-Пет­ро­пав­лов­ском ка­фед­раль­ном со­боре го­ро­да Лу­ган­ска. Имея та­кую По­кро­ви­тель­ни­цу го­ро­да и об­ла­сти, пра­во­слав­ные мо­лят­ся о за­щи­ще­нии от всех бед и на­па­стей, об утвер­жде­нии в оте­че­стве на­шем ми­ра и со­гла­сия, ис­пра­ши­вая по­треб­ное бла­го­по­лу­чие.

https://azbyka.ru/days/ikona-luganskaja
« Последнее редактирование: 27 Января 2023, 14:11:14 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103672

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 27 Января 2023, 14:10:28 »

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой «Луганская»


Кондак 1

Избра́нней Влады́чице Богоро́дице Царице песнь похвальную приносити дерзаем, яко Сия, земнородных Заступница, любовию Своею нас присно покрывает. О всех благодеяниях, бывающих от Нея на нас, явленных и неявленных, умиле́нно вопием:

Радуйся, Преди́вная Дево и Мати, града Луганска Покров и Украшение.


Икос 1

Одеяйся светом, яко ризою, Господь Славы Христос, Невместимый Бог наш, Егоже трепещут всяческая, плоть Человечу та́инственно прият от Тебе, Богоро́дице. Тому поклонимся, с благодарностию о смирении Твоем, Влады́чице, поюще Ти:

Радуйся, плоде усерднаго моления.

Радуйся, соде́тельнице нашего спасения.

Радуйся, христиан православных упование.

Радуйся, к Сыну Твоему благое дерзновение.

Радуйся, ангелов удивление.

Радуйся, роду человеческому благословение.

Радуйся, утверждающая всякое доброе намерение.

Радуйся, скорбей на радость пременение.

Радуйся, Преди́вная Дево и Мати, града Луганска Покров и Украшение.

Кондак 2

Ангелов превзошла еси, Всепетая Царице, благодатию. Честнейшую Херувимов и Славнейшую без сравнения Серафимов православно почитаем Тя, Богоро́дице, радостно воспевая о Тебе Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Не иму́т власти над Тобою, Пресвята́я Дево, ни гроб, ниже́ смерти жало, но в молитвах неусыпных любовь Твою щедро изливаеши на верных, яже благословят Тя благодарно званиями сими:

Радуйся, благоухания честное селение.

Радуйся, верных о Господе укрепление.

Радуйся, благочестивых надеяние.

Радуйся, иноков умиление.

Радуйся, иереев благоговение.

Радуйся, праведных сохранение.

Радуйся, врагов низложение.

Радуйся, неверных посрамление.

Радуйся, Преди́вная Дево и Мати, града Луганска Покров и Украшение.

Кондак 3

Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем, поюще о Тебе Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Твое моление, Богоро́дице, выну Милости бездну на град наш призывает, праведный гнев Божий отводит, неду́жныя соде́лывает здравыми, скорбящим утешение приносит, радость подает людем православным, поющим Ти благодарственныя песни таковы́я:

Радуйся, милости Божией водворение.

Радуйся, яко Рождеством Твоим мир избавися от тления.

Радуйся, Церкви красное удобрение.

Радуйся, о христианах благое попечение.

Радуйся, радости щедрое подаяние.

Радуйся, отчаяния исторжение.

Радуйся, пророков исполнение.

Радуйся, сердец от страстей доброе врачевание.

Радуйся, Преди́вная Дево и Мати, града Луганска Покров и Украшение.

Кондак 4

Избавление от тления миру прииде, Богоро́дице, Тобою. Се бо блажи́м и сла́вим вернии, по до́лгу. Ты же, Дево, гра́д наш непоколеби́м сохраняяй, Стену бо необори́мую, тве́рдую Предста́тельницу и прибежище ду́ш на́ших Тя вемы, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Диа́кон Филипп четверицу нечестивых разбойников обличи, и тии тщашеся старца погубити, но Ты, Преблагослове́нная Влады́чице, Сама явилася, светом неизреченным облиста́ема, молящегося сохранши. Мы же ныне ведуще, яко Ты, Госпоже Богородице, стеною нерушимою и защитою крепкою граду нашему являешися, поем Ти благодарственныя песни:

Радуйся, верных заступление.

Радуйся, града нашего от бед сохранение.

Радуйся, вражду иму́щих примирение.

Радуйся, от напрасныя смерти избавление.

Радуйся, греха пресечение.

Радуйся, посылающая вразумление.

Радуйся, Света неприступнаго озарение.

Радуйся, уповающих на Тя благодатное посещение.

Радуйся, Преди́вная Дево и Мати, града Луганска Покров и Украшение.

Кондак 5

Едина Чистая и Преблагослове́нная, Влады́чице Богоро́дице, Царице Небесная, присно предваряющая Ходатайством пред Сыном Твоим Христом Богом прошения наша, не отрини благодать Твою от нас по грехом нашим, но посли нам покаяния дар и миром огради нас, да воспоем о Тебе Вседержи́телю: Аллилуиа.

Икос 5

Влады́чицы образ новый написан бысть по завету подвижника благочестия Филиппа, и память чудного явления Преблагослове́нныя Богородицы в триех возрастах трие дни светло духовно торжествуем, радостно воспевая Заступнице Усердной рода христианского:

Радуйся, изрядныя милости явление.

Радуйся, радости умножение.

Радуйся, града нашего осенение.

Радуйся, праведнику дивное посещение.

Радуйся, дающая умиление.

Радуйся, всем хотящая спасения.

Радуйся, плачущим доброе утешение.

Радуйся, молящихся Тебе сохранение.

Радуйся, Преди́вная Дево и Мати, града Луганска Покров и Украшение.

Кондак 6

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный, Девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш. Ложесна бо Твоя Престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела. Мы же пред образом Твоим Честным дерзнове́нно поем Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Проповедницы благодатныя помощи от иконы Твоея чудотворныя суть все множество Тобою, Царице Небесная, спасенных: страждущих, болящих, скорбящих и грехми прежде обремененных. Мы же, в сонме их быти желающе, благодарственно Богородице поем песни таковыя:

Радуйся, помощи Божией призвание.

Радуйся, стрел лукавого отгнание.

Радуйся, моря щедрот Божиих излияние.

Радуйся, здравия подаяние.

Радуйся, недугов врачевание.

Радуйся, тяготы духовныя избавление.

Радуйся, подвизающая исполняти Господни веления.

Радуйся, наставляющая творити Богу благодарение.

Радуйся, Преди́вная Дево и Мати, града Луганска Покров и Украшение.

Кондак 7

Осеняеши град наш, Всепетая Влады́чице Богоро́дице, крестным зна́мением Сына Твоего и Бога нашего, и Материнским Твоим благословением. Мы же со умиле́нием поем о Тебе Троице Единосу́щней и Неразде́льней: Аллилуиа.

Икос 7

Херувимов Честнейшую и Серафимов Сла́внейшую Богородицу воспоем пред честно́ю и чудотворною иконою Ея Луганскою, ради преди́вныя любве, роду христианскому выну являемыя, званиями сими:

Радуйся, дающая трезвение.

Радуйся, скорби забвение.

Радуйся, православных умиление.

Радуйся, верным спасение.

Радуйся, неверных вразумление.

Радуйся, заблу́ждших покаяние.

Радуйся, молитвы возношение.

Радуйся, приятное благоухание.

Радуйся, Преди́вная Дево и Мати, града Луганска Покров и Украшение.

Кондак 8

Витийство всякое скудно есть во еже изобразити Преславную Чистоту Твою, Присноде́во и Богородице! Недоуме́нно есть разумети Боговоплощения Тайну человеком; сей же и Горняя Воинства, дивящеся, непрестанно поют Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Апостолов дванадесять звезды златые прообразуют во образе Твоем честне́м, Присноде́во Всесвятая. Темже Церковь, служителями Сло́ва наученная, православно восхваляет Тя званиями таковыми:

Радуйся, апостолов проповедание.

Радуйся, миру просвещение.

Ра́дуйся, щедрот многоплодие.

Радуйся, милости Божией излияние.

Радуйся, скорби отгнание.

Радуйся, Света Истинного сияние.

Радуйся, к покаянию воззвание.

Радуйся, врачующая отчаяние.

Радуйся, Преди́вная Дево и Мати, града Луганска Покров и Украшение.

Кондак 9

Луганск благоукрасися славно образом достохвальным Всесвятыя Девы, такожде и удостоися посещения Царицею Небесною, людие же православнии, зде живущии, упование по Господе возлагают на Пресвятую Богородицу и благодарно поют Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ужасом объяти быша разбойники, егда Светом невечерним ночь озарися при явлении Божия Матери, обаче жестокосердии не сподобишася Тя, Богоро́дице, зрети. Мы же, пред иконою Твоею предстояще, сердцем и мыслию ко Первообразу возносимся, хотяще Милости Твоея удостоитися, радостне взываем:

Ра́дуйся, сердец освящение.

Радуйся, образе терпения.

Радуйся, печалей горьких утоление.

Радуйся, супругам благословение.

Радуйся, младенцев взыграние.

Радуйся, отроко́в соблюдение.

Радуйся, старцем утешение.

Радуйся, и по смерти надеяние.

Радуйся, Преди́вная Дево и Мати, града Луганска Покров и Украшение.

Кондак 10

Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный Источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди, в Божественней Твоей славе нас с ними вчини, и венцев славы сподоби, да вси славящия Тя купно поем Богови: Аллилуиа.

Икос 10

Вы́шняго освященный Доме, Горо́, неудобовосходимая человеческими помыслы, Богоро́дице Всеблагая, со умилением предстоим ныне пред иконою Твоею и дерзновением движими воспети Тя, Заступнице Усердная наша, дерзаем возглашати сия словеса похвалы:

Радуйся, благословляющая приходящих к иконе Твоей на поклонение.

Радуйся, верных сладкое лобзание.

Радуйся, дарующая младенцев взыграние.

Радуйся, материнства людем от Бога дарование.

Радуйся, в супружестве живущих радование.

Радуйся, инокам спасения стяжание.

Радуйся, тьмы житейския озарение.

Радуйся, сердец освящение.

Радуйся, Преди́вная Дево и Мати, града Луганска Покров и Украшение.

Кондак 11

Освящение наше, Христос Спаситель, из Тебе, Богоро́дице, произыде, печать Девства нерушиму сохранив, всего в Себе человека от язвы лютыя греха свободив. Темже о Тебе, Дево Чистая, Богу плоть давшей смирением Своим, поем благодарно: Аллилуиа.

Икос 11

Роду человеческому путь обожения открыся, егда возгласила Чистая благовестнику Гавриилу: Се, Раба Господня. Буди Ми по глаголу твоему. Всеблагий Бог вочеловечися нас ради, Безначальный от Тебе, Чистый Источниче, плотию начало прият. Людие православнии Богородицу Истинную Тя почитают, и поют сия похвалы:

Ра́дуйся, Посылающая терпение.

Радуйся, любве умножение.

Радуйся, младенцам здравия подаяние.

Радуйся, юных воспитание.

Радуйся, зрелости наставление.

Радуйся, старости поддержание.

Радуйся, немощны́х укрепление.

Радуйся, сердцам благое утешение.

Радуйся, Преди́вная Дево и Мати, града Луганска Покров и Украшение.

Кондак 12

Иже во граде Луганске бывшим явлением Твоим, Преславная Дево Богородице, утешаеши и ныне с верою притекающих к иконе Твоей чудотворней, и людие православнии от Тебе просимаго прияти сподобляются: недужнии исцеления, скорбящии отраду, и нужд всяческих избавление даруеши просящим. Темже со благодарением о Тебе, Владычице, взывают вси Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Трисияннаго Солнца Светом озаритися моли, Богородице, певцем Твоим, славящим торжество Твое: Ты бо Сокровище священное благоволила еси даровати граду нашему, светозарную икону Твою, многа знамения совершила еси от нея, и благодати струи источаеши доднесь. Темже, уповая на неоскудныя милости Твоя нам, недостойным, дерзновенно поем сицевая:

Радуйся, людей града нашего доброе сохранение.

Радуйся, в житейском море спасительное окормление.

Радуйся, Светом благочестия озарение.

Радуйся, молние, нечестия попаление.

Радуйся, обуреваемым страстьми тихое пристанище.

Радуйся, благодати неистощимое сокровище.

Радуйся, обидимых скорое избавление.

Радуйся, верным божественное услаждение.

Радуйся, Преди́вная Дево и Мати, града Луганска Покров и Украшение.

Кондак 13

Икона Богородицы ЛуганскаяО всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, Тебе вопиющих: Аллилуиа.

[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]


Икос 1

Одеяйся светом, яко ризою, Господь Славы Христос, Невместимый Бог наш, Егоже трепещут всяческая, плоть Человечу та́инственно прият от Тебе, Богоро́дице. Тому поклонимся, с благодарностию о смирении Твоем, Влады́чице, поюще Ти:

Радуйся, плоде усерднаго моления.

Радуйся, соде́тельнице нашего спасения.

Радуйся, христиан православных упование.

Радуйся, к Сыну Твоему благое дерзновение.

Радуйся, ангелов удивление.

Радуйся, роду человеческому благословение.

Радуйся, утверждающая всякое доброе намерение.

Радуйся, скорбей на радость пременение.

Радуйся, Преди́вная Дево и Мати, града Луганска Покров и Украшение.

Кондак 1

Избра́нней Влады́чице Богоро́дице Царице песнь похвальную приносити дерзаем, яко Сия, земнородных Заступница, любовию Своею нас присно покрывает. О всех благодеяниях, бывающих от Нея на нас, явленных и неявленных, умиле́нно вопием:

Радуйся, Преди́вная Дево и Мати, града Луганска Покров и Украшение.

Молитва

О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Ма́ти Упова́ния на́шего Христа́ Бо́га! При́зри на ны гре́шныя и недосто́йныя, сше́дшиися просла́вити Тя славосло́вием у о́браза, и́мже град наш благослове́ние от Тебе́ прие́млет. Усе́рдно мо́лим Тя, Цари́це Небе́сная, сохрани́ лю́ди Твоя́! Спаси́ всех, ве́рою моля́щихся Тебе́, да́рующи вся, я́же ко спасе́нию, проше́ния; супру́жества в ми́ре и единомы́слии соблюди́, младе́нцы воспита́й, ю́ность наста́ви, ста́рость поддержи́, малоду́шныя уте́ши, расточе́нныя собери́, прельще́нныя обрати́ и соедини́ Святе́й Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви. Изба́ви, Всесвята́я Де́во, гра́д сей и вся́кий град и страну́ от гла́да, губи́тельства, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, мир Христов низпосыла́ющи вы́ну. Сама́, Всепе́тая Ма́ти, всем утеше́нием бу́ди, яко ве́си коего́ждо проше́ние. Ты бо еси́ по́мощь безпо́мощным, наде́жда безнаде́жным, обурева́емым сохране́ние, пла́вающим приста́нище, неду́гующим врачева́ние, и Тя, Пресвята́я, прославля́ем во ве́ки. Ами́нь.

https://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-presvjatoj-bogorodice-pered-ikonoj-luganskaja.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103672

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 27 Января 2023, 14:21:56 »

Олег СЛЕПЫНИН

Тайна иконы «Луганская»



115 лет назад, в ночь с 13 июня 1905 года, в Луганске случилось диво-дивное… Сияние в ночном небе, говорят, видели многие. А Богородицу – один лишь старец Филипп. Прошла Божия Матерь в небесах с запада на восток, а затем, крест наложив, с юга на север, меняя вид Свой. Потом обратилась Она к Филиппу и, сделав некоторое предсказание о городе, пообещала Филиппу заступничество.

Сюжет видения непрост, мы к нему ещё вернёмся.

Филипп Елисеевич Горбенко (22 ноября 1858 – 22 ноября 1956) родился на Черниговщине в день празднования иконы Божий Матери «Скоропослушница», которую почитал всю жизнь. Имена его родителей – Елисей и Феврония. Крещён в память св. апостола от 12 Филиппа (день памяти 27 ноября). В Луганск приехал с группой земляков на заработки. На Донбассе пережил разгром церковной жизни и немецкую оккупацию. Духовный сан дьякона Филипп Горбенко принял в преклонном возрасте – не ранее лета 1944 года. В его маленький домик годами стекались страждущие и его духовные чада. Принимал порой и до 50 человек в день. Многие десятки лет местом паломничества в Луганске является его гробница. Над нею почитателями старца возведена часовня.

Явлению Богородицы предшествовали такие обстоятельства. В 1905 году Филипп Елисеевич (ему 47 лет) работал на пороховом заводе сторожем на проходной. Охранником он был уникальным. Духовным зрением знал, кто вознамеривался что-то украсть. Взывал к совести. Таким образом указал четырём рабочим, что те утаили одну подводу с лесом, думая, что учёта нет. Вразумлял: «Разве вы разбогатеете, если лукавого послушаете? Живите лучше той правдою, которой раньше жили». Жулики речам таким удивились и, недолго комплексуя, боясь разоблачения, решили убить Филиппа. Когда тот шёл ночью по заводу, подстерегли. Филипп в это время смотрел в небо, молился. Один из воров взял в руки камень… Надо сказать, что Филипп был не мелок – высокого роста, под метр девяносто. Значит, прибить хотели мгновенно. Но вот небо озарилось сиянием. На жуликов это произвело впечатление – закрыли лица руками. И видели перед собой только стену. А душа Филиппа, по его словам, наполнилась огромной радостью. Вспоминал: «Где я был тогда сам, стоящим или лежащим на земле, не знаю». Старец указывал направление, каким ступала Богородица. Прошла Она в небе с запада на восток (от Родаково на Миллерово); Царица Небесная была в возрасте сорока лет. Её окружали девы, облачённые в белые одежды. Потом Божия Матерь осенила Своим присутствием пространства с юга на север (от Краснодона до Старобельска), пребывая в возрасте 60 лет. В свите её были монахи с копьями – воинство Небесное, а также, что поразило Филиппа, – местный юродивый с фонарём. Так ходят крестным ходом. Боясь, что это искушение нечистого, Филипп стал креститься и молиться: «Да воскреснет Бог…» И увидел он Царицу Небесную в образе юной Девы семнадцати-восемнадцати лет в белом, которая и обещала ему заступничество, а городу предрекла славу.

Некоторые слушатели пытались в красках воссоздать то, что видел Филипп: писали иконы, лубочные картины и преподносили ему. Какие-то ему не нравились – в печь отправлял, другие раздаривал, но одну считал верной, наиболее правильно передающей то, что даровано было ему видеть. На ней и проходная завода, и Божия Матерь в трёх возрастах. И небесные молитвенники. И злодеи заводские…


Духовная картина старца Филиппа

Эта духовная картина, далёкая от иконописных канонов, находилась в келье старца дьякона Филиппа и пропала после его смерти. Как полагали, сокрыта «до лучших времён». Некоторые уверены – пропала безвозвратно. Кто-то считает, что была недавно обнаружена. Другие возражают: находка – один из экземпляров старых фотокопий, раскрашенных акрилом, перенесённая на холст.

В память явления Богородицы в 1992 году в Псково-Печерском монастыре была написана икона «Луганская» архимандритом Зиноном (Теодор) – самым известным в мире иконописцем конца ХХ века. Икона пребывает в кафедральном Свято-Петропавловском соборе Луганска, в котором ежегодно 13 июня в день чудесного явления совершается особое праздничное богослужение. Старец Филипп говорил духовным чадам, что дни 13, 14 и 15 июня (по новому стилю) Богородица завещала праздновать торжественно. Этого же придерживался и владыка Никон (Петин), который после войны рукоположил Филиппа во дьяконы. Старец ни в коей мере не относил явления Божией Матери в заслугу своим духовным качествам, но объяснял лишь милостью Богородицы по отношению к жителям города.


Икона Божьей Матери «Луганская» в Свято-Петропавловском кафедральном соборе Луганска

Рядом с памятником-часовней дьякону Филиппу находится навес, под которым пребывает огромная колода окаменевшего дуба. История этой святыни замечательна. Многие православные слышали эту историю.

В агломерации Луганска находится город Александровск, в котором в 1937 году осталась единственная на всю область действующая церковь – Вознесенский собор. Еженедельно старец приходил в храм на литургию. Путь пролегал через «графские развалины» (усадьбы ХVIII в. бригадира К.Н. Юзбаши, одного из первых военных поселенцев Славяносербии). Навстречу старцу попались комсомольские активисты, которые потребовали немедленно доказать им существование Бога.

Филипп обычно странствовал с огромным посохом – под два метра. И сам был под метр девяносто. Активистам наверняка хотелось показать необыкновенному человеку свою силу. Старец спорить не стал, подошёл к лежащей в парке дубовой колоде. Колода была трухлява, но хранила ещё на себе следы топора. Филипп встал на колени и, воздев руки к небу, стал молиться. Затем, как передают, он трижды ударил посохом в дерево и произнес: «Дуб сей да обратится в камень в воспоминание мое и во свидетельство чудес Божиих; а для тех, кто не будет верить сказанному обо мне, камень этот будет видимым свидетельством жизни моей. Камень же этот будет лежать до Второго Пришествия, укрепляя немощных в вере». Помолчав, старец добавил: «Пока не расцветет»… Экспертизу, говорят, проводили; подтвердилось: глыба эта – окаменевший дуб.


Часовня над гробницей старца Филиппа. Под красной кровлей  – окаменевший дуб


Часовня над гробницей старца Филиппа. Под красной кровлей  – окаменевший дуб

Многим людям старец казался «со странностями» («дикуватым»). Поначалу не воспринял его с вниманием и новый правящий архиерей епископ Никон (Петин), назначенный 26 июня 1944 года епископом Донецким и Ворошиловградским. Филипп Елисеевич служил в то время псаломщиком в соборе Святителя Николая. Владыка был человек яркий, проживший непростую жизнь. В Луганске его обворовали. Местные священники посоветовали ему обратиться к псаломщику Филиппу. Старец мгновенно указал дом, заброшенный ещё в войну. Награбленное находилось там в мешках – ценные книги, утварь… Владыка Никон стал присматриваться к Филиппу, которого люди по грубой своей простоте называли «папаша». Никон приглашал его для общения и на братскую трапезу в епархию.

Предложил и захотел рукоположить Филиппа во дьяконы: «Аксиос!» Хиротония состоялась в Свято-Николаевском соборе, в ту пору кафедральном. В 1955 году старец пытался предупредить владыку Никона не ездить в Москву, куда тот был вызван для участия в архиерейской хиротонии. Отец Филипп послал предупредить свою келейницу Марийку в епархию: «Скажи Владыке, чтобы не ехал». Келейница вернулась ни с чем: «Папаша, нас не чують». Владыка угодил в аварию, остался жив, но это спровоцировало болезни и скорую его кончину. Последние годы архиепископ Никон пребывал в Одессе, с 1948 года временно управляя Одесской епархией. Он пытался вызвать старца к себе, но тот в своём возрасте на десятом десятке лет из келии уже почти не выходил. Отошли они в один год.

Вспоминают, что кое-каких посетителей старец гнал от порога. Других привечал. Слышали, как старец напрямую в голос разговаривал с небом. Иногда чудил, на жалобу духовных чад, что кто-то не пишет или кто-то не то делает, объявлял: «Я сейчас ему позвоню». Он брал свою алюминиевую мисочку, из которой ел, ударял о дно ложкой. Говорил: «Всё, иди, я ему позвонил, всё будет хорошо. Потом придёшь, расскажешь». И приходили, рассказывали.


Старец Филипп

Кто не знал или не верил в обещанное заступничество Богородицы, тот не понимал, как в СССР человек может всю жизнь прожить без документов и на свободе. Задерживали его однажды и продержали менее суток.

Голова сельрады как-то грозил, что отправит Филиппа в милицию. Старец неожиданно подарил ему варежку: «Ты лучше возьми рукавичку. Она тебе пригодится». Начальник послушался. В тот же день это спасло ему одну руку – при ремонте молотилки. Больше он не говорил о прописке и паспорте. На старца Филиппа стучали, за ним шпионили. Составлялись отчёты: кто и зачем и в каком количестве посещал старца. Однажды привели его вместе с келейницей Марийкой в кабинет большого начальника. Тот принялся волноваться, кричать, власть показывая. Старец спокойно перебил: «О своем ребёнке лучше побеспокойся». Выяснилось, сын начальника угодил в аварию. Начальник стал просить святых молитв старца. Отпустил потом, когда сын пришёл в сознание.

Сохранились фотографии, где Филипп снят вместе со священством, есть фотография, где он в школе (!) с детьми. Самая знаменитая – старец Филипп с надкушенной хлебной булкой в руке. В ней многие видят особый смысл. Известны его предсказания о крушении Советского Союза. Удивлялись: страна так крепка! Он показал крепкий кувшин, ударил, подсчитали осколки – 15. Некоторые «свидетельства» о старце, переходящие из уст в уста, представляются сомнительными по объективной причине: срабатывает эффект испорченного телефона. Иные «пророчества» попросту выражают «хотелки мемуаристов». А порой распространяют выдумки.

На могилке старца Филиппа десятилетиями совершаются чудеса. Многие из них описаны. Живыми авторитетными свидетелями являются и самые неприметные православные люди, и некоторые журналисты, и правящие архиереи. Архиепископ Каменский и Царичанский Владимир (Орачёв), который с малых лет на личном опыте знает несомненно о чудесной помощи от дьякона Филиппа, так говорил о перспективах канонизации старца: «Это очень серьезный вопрос, который нужно рассматривать разносторонне. С одной стороны, очевидно почитание старца после смерти. Кроме того, прошли положенные 50 лет… Высокая духовная жизнь отца Филиппа налицо…» Возражений против канонизации владыка и не приводит. Но наверняка они у кого-то существуют.

Однако точно известно из воспоминаний, что на вопрос, будет ли у людей лучшая жизнь, отец Филипп отвечал, что будет ещё хуже. При этом говорил и такое: «Только когда мои мощи откопают и пронесут по всему городу крест-накрест, – вот после этого времени будет хорошо!»

Жил он в маленьком домике – 2,5 на 3 метра. О своем жилище пел на украинском, не унывал: «Кирпичная хатка, серед дому ямка. Я богатый человек, но короткий в мене век».

Ему даровано было прожить без малого век – 98 лет – день в день.

https://www.odnarodyna.org/content/tayna-ikony-luganskaya
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!