Матвей СлавкоДуховный расколВерность канонической Церкви приобрела на Украине характер исповедничества Столетие спустя о событиях смуты на Украине 1917–1919 гг., которые описывал очевидец, уроженец Киева Михаил Булгаков в рассказе «Киев-город», читаем как о сегодняшних: «Три церкви – это слишком много для Киева. Старая, живая и автокефальная, или украинская. <…> В старом, прекрасном, полном мрачных фресок, Софийском соборе детские голоса-дисканты нежно возносят моления на украинском языке, а из царских врат выходит молодой человек, совершенно бритый и в митре. Умолчу о том, как выглядит сверкающая митра в сочетании с белесым лицом и живыми беспокойными глазами, чтобы приверженцы автокефальной церкви не расстраивались и не вздумали бы сердиться на меня (должен сказать, что пишу я все это отнюдь не весело, а с горечью). <…> За что молятся автокефальные, я не знаю. Но подозреваю. Если же догадка моя справедлива, могу им посоветовать не тратить сил. Молитвы не дойдут. Бухгалтеру в Киеве не бывать».Булгаков вспоминает «бухгалтера», то есть Петлюру, но спустя 90 лет Украина переживет «бухгалтера Ющенко». И теперь, в столетие второй Русской смуты, пришествие в Киев из Винницы нового «бухгалтера-кондитера» добивает несчастную Украину.
Булгаков писал о захвате автокефалами Софийского собора, но сейчас, в эти мартовские дни 2017-го, уже представители так называемого «киевского патриархата» совершили провокацию при силовой поддержке боевиков.
200 волонтеров с помощью «сечевого священника отца Димитрия» провели «молебен» в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, главной святыне канонической Церкви – УПЦ Московского Патриархата. Портал «Патриоты Украины» назвал этот момент «историческим», а известный провокатор Дмитрий Корчинский, экс-лидер УНА-УНСО, в начале 1990-х предпринимавший попытку штурма обители, счел вторжение раскольников-самосвятов «началом освобождения Лавры от московских фарисеев».
Глава украинских греко-католиков Святослав Шевчук, тоже самоименующийся «патриархом», хотя в структуре Римской церкви такой «должности» нет, в интервью «Радио “Свобода”» на днях заявил, что «революция достоинства была проявлением христианских, общественных ценностей, которые мы называем европейскими» и что «ни одна из украинских Церквей никогда не поддерживала никакой агрессии».
Эти лживые утверждения опроверг украинский публицист Вячеслав Пиховшек: никаких христианских, общественных или европейских ценностей не было в убийствах «мирными демонстрантами» девятнадцати украинских милиционеров в Киеве – а с этого и началась эскалация насилия на «евромайдане». Никаких европейских ценностей не было в бутылках с коктейлями Молотова, которыми «мирные демонстранты» жгли ребят из внутренних войск. И к агрессии именно униаты майданутых – призывали. Как, например, прежний кардинал украинских греко-католиков Любомир Гузар, сказавший в январе 2014-го: «Право на восстание – это закон природы». УГКЦ делала все, чтобы поддержать агрессию «мирных демонстрантов» против власти, воодушевляла и поддерживала «евромайдан». И она несет ответственность за все его результаты.
* * *
В июле прошлого года произошло духовное событие вселенского православного масштаба, показавшее, что на попранной и растоптанной Украине по-прежнему дышит Дух Святый, и ведомые Христом и Богородицей верные Русской Церкви прошли с миром, любовью, молитвами Всеукраинским крестным ходом сотни километров с востока до запада страны, приведшим в Киев, в Печерскую лавру, крестоходцев из других лавр – Святогорской и Почаевской.
Нам понятно, что судьба всего Русского мира в духовном плане сегодня решается в Южной Руси, на территориях, где четверть века назад была УССР, сто лет назад – Российская империя, а ныне, волею странных и неумолимых судеб, – псевдогосударственное образование, временно оставшееся от «проекта Украина», навязанного всем нам в 1991 г. Коллективное молитвенное делание продемонстрировало ответ, который верные канонической Церкви дали адской ситуации, навязанной православной стране преступным и помраченным меньшинством.
Грандиозный крестный ход, преодолевший 1200 км и замкнувший духовную дугу трех наших православных лавр (из пяти), давал и дает нам основополагающую надежду на возможность позитивного выхода из ситуации.
Столь массовое волеизъявление граждан, которое резонно истолковывают не только как религиозный акт, но и как акт гражданского протеста против нынешней пронацистской олигархической власти, доведшей страну до политического и экономического коллапса, вызвало бурю возмущения у «больных майданом головного мозга», усматривающих в УПЦ «агентуру Кремля» или «руку Путина».
Увы, сегодняшние реалии, факты и проявления все еще говорят о том, что атака на каноническую Церковь продолжается, и до уврачевания духовного раскола, усилившегося сначала в 2004-м, а более всего, за три года правления хунты, очень далеко.
На печально известный украинский сайт «Миротворец» две недели назад внесены имя и «досье» митрополита Свято-Успенской Почаевской лавры Владимира. Владыке вменяется в вину «отрицание российской агрессии, внедрение в общественное сознание мыслей о том, что украинским властям выгодны боевые действия, что на Украине идет «гражданская война».
Сообщают, что даже в канун Прощеного воскресения украинские раскольники и поддерживающие их правые радикалы не отказались от своей захватнической политики в отношении канонической Церкви.
Их нападению подверглась община храма святых апостолов Петра и Павла села Кинаховцы Збаражского района Тернопольской области. Прихожане вынуждены были закрыться в своем храме на ночь, чтобы не допустить силового захвата храма боевиками «киевского патриархата».
По словам настоятеля храма о. Виталия Гурева, 25 февраля его прихожане на собрании отказались от предложений сторонников лжепатриарха Денисенко и подготовили обращение к президенту и премьер-министру Украины с просьбой защитить права своей религиозной общины, юридического лица. Прежде всего, это обращение касается защиты устава и подкреплено списком с фамилиями, паспортными данными и подписями прихожан – жителей села, которые высказываются за то, чтобы не дать областной власти перерегистрировать основной документ общины в устав «киевского патриархата». Тернопольская ОГА неоднократно прибегала к этому незаконному шагу, в ответ на что общины УПЦ, которых лишили статуса юридического лица, подавали иски в суд.
Раскольники собрали жителей поселка и заставляли прихожан голосовать за переход в раскол. Но жители села не поддержали радикалов. Тогда они попытались провести первое богослужение в сельской церкви. Начались беспорядки. Остановить их удалось членам местной общины, которые убедили непрошенных гостей не устраивать провокации.
Раскольники-самосвяты не ограничивают свою активность западными областями, продолжая и свое продвижение на восток Украины. Беспрецедентный случай произошел на Харьковщине, слывущей территорией, где весьма укоренена каноническая Русская церковь.
9 февраля с.г. в селе Бугаевка Изюмского района «сборами местной общественности» было принято решение изгнать из сельской церкви священника УПЦ Московского Патриархата и отдать храм так называемому «киевскому патриархату». Здание этой церкви построено в 1826 г., когда, как мы понимаем, никаким «киевским патриархатом» и не пахло, а была единая Русская церковь, храм этот построил представитель слобожанского дворянского рода В.М. Донец-Захаржевский, в честь спасения сына, едва не погибшего по время бури.
Мы имеем дело с самым далеким продвижением раскольников на восток. Примечательно: исторически как-то странно сложилось, что в Бугаевке ядро прихожан составляют выходцы из Волынской и Ровенской областей. Никто из наблюдателей не может вспомнить момента такого наплыва на Харьковщину «западэнцев», как теперь выясняется, словно ждавших «времени Ч» – для смены «парадигмы».
Нелишне вспомнить, что преподобный старец Лаврентий Черниговский (Проскура), практически наш современник, предрекал еще накануне 1950-х, что явится в Киеве лжепатриарх, который поведет за собой десятки тысяч душ в геенну огненную.
Самозванец Филарет (Михаил Денисенко) явился в начале 1990-х, вместе с «нэзалэжностью», теперь его адепты отнимают храмы у верных канонической Церкви. Сообщается, что их «предводитель», служитель «киевского патриархата» Илья Зеленский, на русском языке восклицал в Фейсбуке: «Громада села выбрала Киевский Патриархат!!! Слава Украине!!!».
Публицист К. Кеворкян прокомментировал случившееся: «Вот так буднично, хотя и не без давления извне, люди меняют вековые устои на политическую агитку, коей и является непризнанный в мире пресловутый “Киевский патриархат”. Пока сторонники российской “политики невмешательства” предлагают отвернуться от Украины, дерусификация продвигается на восток Украины. Беззащитная перед лицом разъяренных “активистов“ Русская православная церковь подвергается гонениям, русский язык – планомерному изничтожению, русские люди – публичному унижению».
«Дранг нах Остен» (поход на Восток) раскольников-самосвятов активно поддерживается нынешним режимом. В частности, сообщалось о том, как СБУ преследует протоиерея Виктора Земляного, ответственного за урегулирование межконфессиональных конфликтов Ровенской епархии и одного из организаторов Всеукраинского крестного хода. Достается батюшке именно за тот самый летний крестный ход, ведь именно он вел его западную, Почаевскую колонну.
25 января сотрудники СБУ произвели обыск и у батюшки, и у журналиста, активно освещавшего летнее шествие. СБУ-шники ворвались в его дом и в дом его сестры, обыскивали и жилье, и автомобиль (что искали, какой «компромат»?). Когда священнику все же удалось взять трубку телефона, чтобы позвонить адвокату, то СБУ-шник вызвал «подмогу». «И ко мне в квартиру ворвались вооруженные автоматами люди из спецподразделения “Альфа”, – рассказал отец Виктор. – Матушку с детьми затолкали в кухню, потом перевели в другую комнату и не давали выходить. … Прохожу по делу разглашения государственной тайны их сотрудником. Якобы у какого-то кума есть еще один кум, и кум того кума бывший священник. А вдруг он мог и мне что-то сказать? То есть такой вот бред. Мне это говорили, а я смотрел на них и думал: “Куда я попал?”».
У протоиерея и его коллег силовики изъяли более 2,5 тыс. религиозных книг, внутрицерковную документацию десятилетней давности и текущую, и даже действующие банковские карточки. Священник убежден, что у Ровенских руководителей СБУ явно имеется «личная религиозная заинтересованность» в такого рода действиях.
Возвращаясь к теме гипертрофированной и агрессивной активности адептов секты «киевского патриархата», приведу еще один вопиюще-показательный пример.
Полтавский служитель «КП», с позволения сказать, «священник» Александр Дедюхин на своей странице в Фейсбуке разъяснил пастве, что значит «простить»:
«Прощение – оно ведь такое разное бывает. Есть прощение через прицел автомата – так прощают агрессора, послав ему от 6 до 12 грамм любви в какой-нибудь жизненно важный орган. И это тоже освобождает нас… Главное – не забыть простую истину. Мертвый враг уже не враг. Мертвый враг – это всего лишь труп. А мы обретаем свободу, простив, насколько сумеем».
Это слово самосвятского «пастыря». Таковы адепты «КП». Тут уместно припомнить, как их же «священник» Андрий Чмель призывал к установлению военной диктатуры на Украине.
И уже не удивляешься, когда сообщают о вопиющих фактах протеста паствы «филаретовцев» на церемонии возведения в сан молодого епископа Житомирского и Овручского Паисия (Кухарчука) во Владимирском соборе, закончившейся скандалом. На видеоролике, опубликованном в Интернете одним из прихожан-свидетелей, слышны возмущенные возгласы: «Это же кощунство!», «Паисий – содомит!» и «Геть содомитов из Киевского патриархата!». Но церемония в кафедральном «киевско-патриаршем» соборе все же была завершена. Примечательно, что пресловутого Паисия в минувшем году Филарет дважды переводил из одного монастыря в другой – за этот грех.
Храм же этот, знаменитый Свято-Владимирский, – к сожалению, тоже из «трофеев» самосвятов. Он был захвачен ими к середине 1990-х, а строился на пожертвования православных всей Российской империи к 900-летию Крещения Руси, и был расписан выдающимися русскими живописцами В. Васнецовым, М. Нестеровым, П. Сведомским, В. Котарбинским и другими, и освящен в 1896 г. митрополитом Киевским Иоанникием (Рудневым) в присутствии Императорской семьи. Теперь в этой русской святыне правят раскольники-содомиты.
Нельзя не увидеть резона в суждении настоятеля Свято-Георгиевского храма Херсонской епархии Геннадия Шкиля, утверждающего, что самосвятство «киевского патриархата» является своеобразным адсорбентом, вбирающим в себя «всю ту грязь, которая могла бы быть, не будь “КП”, в наших рядах; он всасывает в себя людей, которые, считая себя православными, верят в ценности Евросоюза больше, чем в Евангелие, верят в то, что можно любить Бога и ненавидеть всех остальных только за то, что они другой нации, веры, цвета кожи или национальности. Для всех этих вещей нужен КалоПриемник, и он называется у нас Киевским Патриархатом».
Рисуя общую «картину маслом», следует сказать и о наметившейся тенденции отъема канонических храмов в тех местах, где они появлялись в новейшее время, так сказать, «не по профилю» – в учебных заведениях, медицинских учреждениях, тюрьмах и т.п.
Так, 15 февраля, на праздник Сретения Господня, в областном и епархиальном центре УПЦ МП в Черкассах, был закрыт храм Иоанна Воина, действовавший с 4 декабря 2006 г. на территории воинской части в специально переоборудованном помещении казармы. Министерство обороны Украины «в одностороннем порядке разрывает договор аренды в связи со сложной ситуацией на Украине», – сообщила журналист Вера Троицкая, которой также стало известно, что раскольники-филаретовцы «уже в почете на территории части, что они желают заполучить православный храм целиком, со всем имуществом, со святынями». По мнению главы Военного отдела УПЦ митрополита Августина, подобным административным гонениям будут подвергнуты и другие храмы УПЦ МП, размещенные в такого рода помещениях.
О том, что верность канонической Церкви во многом приобрела на Украине характер исповедничества, т.е. стояния, а порой и страдания за веру, свидетельствует недавнее смелое выступление главы Черкасского облсовета Александра Ивановича Вельбивца, который во время сессии 3 февраля заявил, что скорее откажется от должности, чем изменит своей вере.
Заявить так его вынудил вопрос депутата от ВО «Свобода» В. Зуенко – дескать, почему он поддерживает УПЦ. Председатель облсовета подчеркнул, что остается верен Церкви, в которой его крестили, венчали, в которой он причащается. «Вера – это мое внутреннее глубокое ощущение, и я крепко стою на позициях канонической православной церкви», – заявил чиновник. Весьма стоически и адекватно А. Вельбивец прокомментировал и проблему создания «единой Поместной православной церкви Украины», сказав, что «этому должно предшествовать покаяние всей нации в грехе церковного раскола. … Сегодня украинцев не только убивают, но и хотят разъединить по вере! Я считаю, это надо прекратить, и как можно быстрее». Управление Уманской епархии УПЦ публично выразило поддержку мужественной гражданской позиции А.И. Вельбивца.
Весьма весомый, если не главный вклад в духовное и интеллектуальное оболванивание масс вносят современные украинские СМИ, создавая основу для переформатирования мозгов, продолжения национальной распри и кровопролития.
Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров». http://www.stoletie.ru/slavyanskoe_pole/duhovnyj_raskol_824.htm