Петр МаслюженкоПреступление и воздаяниеВ последние дни раскольники усилили атаки на храмы УПЦБожьи мельницы мелют медленно, но неотвратимо. Иногда справедливое воздаяние свершается на наших глазах. И хотя активисты-раскольники не унимаются и продолжают захватывать храмы канонической Церкви на Украине (УПЦ), меч возмездия над ними уже занесен.А примеры воздаяний вопиют.
Так, например, 24 марта в автокатастрофе разбился 36-летний Василий Габор — депутат Тернопольской областной рады, экс-глава администрации Шумского района. Это был фанатик-националист, который нес несчастья себе и другим. Он был скандально известен тем, что был самым ярым преследователем канонической Церкви в своем регионе, организатором погромов православных храмов и их принудительного «перевода» в раскол ПЦУ. Этот случай подтверждает суждение, что погромы храмов и кощунства очень часто наказываются не на том, а уже на этом свете.
Летом 2017 г. Василий Габор со своими сторонниками сорвал выделение земли Почаевской лавре на сессии местного горсовета. По его приказу «свободовцы» угрожали депутатам физической расправой за выделение земли, необходимой обители для обслуживания двух старых полуразрушенных братских корпусов, которые лавра планирует восстановить.
Депутат В. Габор разбился в день памяти Феодоровской иконы Божией Матери, которая считается одной из главных святынь ненавистного укронацистам царского рода Романовых, защитницей Руси от смуты.
«Однако можно и не быть православным, — пишет комментатор, — но следует видеть четкие знаки судьбы в таких смертях — знаки постепенного падения украинского нацизма здесь налицо. Самой последней записью в Фейсбуке депутата Габора, датированной 24 марта, была его похвальная речь в адрес кандидата в президенты, известного нациста Руслана Кошулинского, чьим доверенным лицом на выборах он был. Василий Габор, среди прочего, заявил тогда, что “будущее за националистами”, что у них “есть возможность изменить ход истории этой весной”. Знал ли этот несчастный фанатик, задумавший “менять ход истории”, что всего через неделю его начальник Кошулинский станет политическим трупом, набрав всего 1,7% голосов на выборах, а он сам через две недели станет трупом физическим?».
Многим также памятна и другая история, когда в соседней с Тернопольской Ровенской области погиб точно такой же депутат-нацист Василий Червоний, бывший председатель Ровенской облгосадминистрации, — тоже организатор погромов храмов с их последующим «переводом» в раскол.
Он любил повторять: «Лишь бы с чертом, только бы не с Москвой». Червоний погиб 4 июля 2009 г. во время рыбалки в селе Ганевка Костопольского района — после удара молнии скончался по пути в больницу.
При этом он за несколько дней до своей гибели обещал сорвать визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, публично заявив, что тот приедет в Ровно «только через его труп»...
Небезынтересна биографическая справка: «В. Червоний был одним из организаторов и инициаторов создания в Ровенской области в конце 1980-х первых организаций Общества украинского языка имени Т. Шевченко и Народного Руха Украины за перестройку… Был руководителем областного избирательного штаба блока Виктора Ющенко в Ровенской области в 2002 и 2004 гг.» Дальше — существенней: «Ему принадлежит большая роль в организации и создании епархий Украинской православной церкви Киевского патриархата. Он также был членом Высшего церковного совета УПЦ Киевского патриархата, церковным старостой ривненского кафедрального Свято-Покровского собора, кавалером многих отличий этой церкви».
Червоний был отлучен владыкой Иринеем от канонической Церкви еще в 1992 г.
То есть сразу по провозглашении «незалежности» этот невысокого роста активный комсомолец осознал в себе призыв к новым активным действиям — то ли понял, где его истинное призвание, то ли стремительно уловил новую конъюнктуру. Есть сообщения, что Василий Михайлович, урожденный Дзюбук, изменил не только фамилию, но и даже дату своего рождения – на 24 августа, чтобы она совпала «с праздничным Днем независимости»; настоящая же дата — 17.08.1958 г.
В деле «активистов-боевиков» пан Червоний изрядно преуспел. Бывший инженер, глава областного Руха, он стал кошевым атаманом полувоенной общественной организации «Волынская сечь». Избранный в 1990 г. нардеп Червоний создал, по сути, карманный спецназ. В 1992–1993 гг. его закамуфляженные «волынские сечевики», вооруженные железными прутьями, силой захватывали храмы и монастыри Украинской православной церкви Московского патриархата. Атаковал Червоний с бойцами, к слову, и Почаевскую лавру; к счастью, безрезультатно.
Избивал с боевиками журналистов, громил редакции газет. После нападения боевиков Олесь Бузина однажды получил сотрясение мозга, повреждение носа, обширные гематомы и рваные царапины на лице, попал в больницу. На счету Червония и другие избиения журналистов: 2 ноября 2000 г. на ступенях здания Верховной рады — Н. Несенюка, шеф-редактора газеты «Рiвне вечiрне», а 14 августа 2004 г. — главного редактора ровенской областной газеты «Панорама» Н. Кульчинского.
В 2002 г. Червоний, будучи руководителем избирательного штаба блока Ющенко «Наша Украина», использовал в агитационной кампании антисемитские и антирусские лозунги. Это именно он (как и О. Тягныбок) засветился на телеэкране своим выступлением с призывом разобраться с «жидами и москалями».
Червоний успел взять под свой контроль весь епископат УПЦ КП на Ровенщине, притом, что интересно, являясь прихожанином языческой секты РУНВира «Вэлыкый вогонь».
Среди симпатизировавших пану Червонию наблюдатели называют персон, имевших влияние на В. Ющенко. Это отлученный от канонической Церкви самозваный «патриарх» Филарет Денисенко (к слову, предлагавший присвоить Червонию звание Героя Украины), а также Ю. Костенко, который от имени Украинской народной партии ходатайствовал, чтобы Червония назначили каким-нибудь силовиком — либо министром МВД, либо начальником СБУ. Бог Украину в этом смысле тогда миловал.
Но вот слова В. Ющенко вослед покинувшему сей мир В. Червонию: «Светлая память о Василии Михайловиче — настоящем патриоте Украины, который посвятил свою жизнь развитию национал-демократического движения, навсегда останется в наших сердцах. Ушел из жизни человек, чей вклад в развитие демократического Украинского государства трудно переоценить — свидетельством этого является многолетняя достойная и высокопрофессиональная работа в органах государственной власти. В этот час скорбим вместе с вами».
«Национал-демократического» — как это точно сказано! Где-то мы уже слышали похожее по конструкции и по сути словосочетание — «национал-социализм».
* * *
«Габоры» и «червонии», увы, не унимаются. Словно чувствуя приближение окончания их властвований, они в последние дни усилили свои ежедневные атаки на храмы УПЦ.
14 апреля сторонники ПЦУ, устроив драку, штурмом захватили храм святых Космы и Дамиана в с. Розваж Острожского района Ровенской области во время воскресного богослужения, в 9 часов утра.
«Людей хватали за руки, волосы, порвали одежду, дети падали, они по детям шли… и несмотря ни на что, — рассказала прихожанка Валентина. — Их “батюшка” Лукашик сорвал монтировкой замок на хате на территории храма, самовольно повесил другой замок, а затем начал ею еще и размахивать». Далее она рассказала, чем все закончилось:
«Первую их провокацию удалось погасить. Помогла полиция, которая вывела провокаторов, и мы продолжили службу. Но они не успокоились, и когда пошли второй раз на штурм, то уже просто начали бить людей и отбрасывать от церкви. На этот раз полиция решила не вмешиваться, и просто наблюдала за тем, как наших людей бьют».
Со стороны ПЦУ было человек 120, многих из которых привезли, а местные — те, кто в церковь или совсем не ходит, или наведывается раз или два в год. «Показывали нам какие-то бумажки, якобы в них зарегистрирована здесь община ПЦУ, и они имеют полное право на храм. Но о каком праве они говорят, когда мы, прихожане нашей церкви, которые постоянно в нее ходят, никаких решений не принимали, и сегодня, как всегда, собрались на службу в воскресенье. Нас было почти столько же, как и их, но они попривозили даже из Острога людей, а мы все здесь, настоящая община, оказались беззащитными перед этими разбойниками», — поделилась очевидица.
Прибывшим со всей округи на поддержку верующим УПЦ полиция приблизиться не позволила, у снимавших изымала телефоны и удаляла видеофайлы. Срезав замки, избив людей, сторонники новосозданной ПЦУ, как сообщают очевидцы, принялись описывать имущество, которое им не принадлежит.
10 апреля в Свято-Иоанно-Богословскую церковь села Копытов Корецкого района Ровенской области утром прибыли сторонники ПЦУ с требованием отдать им храм. К тому моменту многочисленная община верующих УПЦ уже была уведомлена о возможном рейдерстве, и стояла перед дверью храма, читая акафист.
Во время нападения один из активистов ПЦУ угрожал настоятелю храма, что изрежет ему лицо.
Полиция, приехавшая на вызов, откровенно выступила на стороне активистов ПЦУ, верующие слышали, как начальник Корецкого райотдела полиции Карпюк согласовывал с подчиненными план оттеснения верующих УПЦ от дверей храма.
Представители местной администрации запугиванием и манипуляциями предлагали сельчанам перейти в новую Церковь и собирали подписи в поддержку перехода Свято-Иоанно-Богословского прихода Украинской православной церкви в ПЦУ. Известно, что инициатором межконфессионального конфликта в селе стал Павел Сухой, чиновник из Корецкой РГА.
И 13 апреля, около 13 часов, осуществив накануне поджог хозпостройки, рейдеры храм в Копытове все же захватили. При участии и полной поддержке представителей органов правопорядка.
«Наши верующие утром собрались возле храма на богослужение, отслужили потом панихиду и начали читать акафист, — рассказала Ирина Балк, прихожанка храма. — Как тут отовсюду начали сходиться наши оппоненты, приехало немало людей из соседних сел, полиция. Мы встали на входе в церковь, активисты ПЦУ стали нас бить и отшвыривать, полиция не вмешивалась только несколько минут, потом начала сбрасывать наших людей с лестницы, а батюшку вообще выволокла за ворота, где на него набросились активисты, били ногами в спину, пинали, будто выгоняли из села».
«Во время захвата церкви присутствовали представители СБУ, наши люди просили их представиться, фамилии эти особы не называли, только должности, — прокомментировал ситуацию протоиерей Виктор Земляной, руководитель отдела по вопросам межконфессионального урегулирования при Ровенской епархии УПЦ. — По рассказам людей, именно от этих двух неизвестных шли распоряжения относительно действий полиции».
Также местные жители сообщили, что во время силового захвата храма немало людей пострадало не только психологически, но и физически: одну женщину, верующую УПЦ, госпитализировали, священнику пришлось вызывать «скорую».
Утром 12 апреля, около 8 часов, противники канонической Церкви в селе Курозваны Гощанского района все той же Ровенской области взломали двери в церковном доме, который уже более месяца служит домовой церковью для прихожан захваченного храма, и вынесли на улицу имущество, принадлежащее религиозной общине УПЦ.
Настоятель захваченной церкви протоиерей Владимир Коваль вместе с семьей выехал из села за день до этого события. Священник вынужден был оставить дом, в котором он проживал более 20 лет, чтобы у прихожан было место для совершения богослужений. Дело в том, что «активисты» захватили Свято-Покровский храм в Курозванах еще 1 марта: под предлогом проведения инвентаризации сторонники ПЦУ срезали замки. Присутствовавшие на месте представители полиции не предприняли никаких попыток остановить правонарушителей. В церковь вошли чиновники из Гощанской райгосадминистрации и, пробыв там 15 минут, якобы провели инвентаризацию. После этого «активисты» отправились в дом настоятеля с требованием, чтобы он немедленно выселился.
«Все, что произошло в Курозванах, иначе чем беснованием и издевательством над святынями я назвать не могу, — прокомментировал ситуацию протоиерей Михаил Петров, благочинный Гощанского благочиния. — Нашу общину удалось сохранить. Только в это воскресенье во временную церковь на молитву пришло более 100 человек, теперь я не знаю, как им дальше быть и где искать правду. Религиозная община УПЦ имеет право собственности на церковный дом, правда, теперь ни на документы, ни на людей, ни на закон никто не реагирует».
В настоящее время ситуация в селе нестабильна. Полиция бездействует, «правила игры» устанавливают сторонники ПЦУ.
Активисты ПЦУ не оставляют попыток отобрать церковь-крепость УПЦ и в Сутковцах Хмельницкой епархии. Верующие не допускают их в храм и продолжают стояние. Ситуация напряженная.
Как рассказал настоятель Свято-Покровского храма УПЦ в Сутковцах протоиерей Владимир Степанишин, поскольку церковь-крепость — памятник архитектуры, на ее реставрацию планируется выделить финансирование, из-за чего сторонники ПЦУ получили дополнительную мотивацию поскорее ее захватить.
Сторонники ПЦУ позвали на помощь других жителей села, которые высказались за переход в другую конфессию на собрании территориальной общины. Из районного центра Ярмолинцы приехал священник ПЦУ Николай Ковалик с несколькими представителями праворадикальных организаций.
Глава сельсовета поддерживает верующих УПЦ, которых в селе большинство. По словам настоятеля общины УПЦ, на собрании религиозной общины храма за поддержку УПЦ проголосовали более 300 жителей села, большинство верующих общины. Реальных сторонников ПЦУ в селе, утверждает о. Владимир, около 60 человек.
В завершение обзора беспредела последних дней скажем и о нападении священника ПЦУ на канонического архиепископа Винницкого и Барского Варсонофия.
Ведают ли помраченные, что они творят и что их ждет?
Специально для «Столетия»http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/prestuplenije_i_vozdajanije_219.htm