Разрушивший церковь не встретит БогаЯн Таксюр
заметки православного жителя Украины1
Несколько дней назад был уничтожен уникальный Иверский монастырь в Донецке. Но дело даже не в чудовищном парадоксе – украинская артиллерия стреляет в памятник украинской же истории и архитектуры. Уничтожена святыня. Дом Божий. И в этом факте – знак времени. Всё меньше места оставляем Богу. Святыня для нас нечто другое. То, что якобы выше Бога. Безумие? Несомненно. Однако это наша жизнь.
Церковь Христова живёт на землях Украины больше тысячи лет. Говоря «церковь», имею в виду не организацию, а созданное Самим Спасителем благодатное собрание людей, Куда Он приходит и где причастниками Его Божества могут становиться новые и новые поколения. Зачем? Для спасения от ада и для вечной жизни в Боге.
Так вот, именно этой Церкви не слишком сладко живётся сегодня на нашей земле.
Украинская Православная Церковь – единственная каноническая, то есть, законная Церковь – не пользуется расположением власти, масс-медиа и, видимо, в силу этого, всё чаще подвергается безнаказанным обидам и оскорблениям. Примеров, к сожалению, достаточно. Ночью 27-го января 2015 года в Киеве, на перекрёстке ул. Сабурова и Мелиоративной, вдруг подожгли православный храм. А несколько раньше, тоже в Киеве, бутылку с зажигательной смесью бросили в храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радосте». Многие видели в сети постыдное зрелище: представители партии «Свобода» и Радикальной партии Олега Ляшко ворвались на богослужение в Киевской области (с.Червона Мотовиловка). Оскорбляли священника, отца Владимира, говорили, что он «благословляет Путина», требовали, чтобы убирался в Москву. А когда батюшка твёрдо сказал, что служит на своей родной земле и на земле своей общины, ему закричали, что он может рассчитывать только на участок один на два метра.
Заметим: чинившие погром совершали это прямо перед жертвенником, в тот момент, когда на нём находилась величайшая святыня православных христиан – Святые Дары. При полном равнодушии органов, отвечающих за охрану прав граждан.
Общая картина ушедшего года скорбна. На западе Украины и в центре – захваты храмов, избиения (по состоянию на декабрь 14 храмов УПЦ незаконно захвачены, 6 - под угрозой захвата). На востоке – разрушение церквей, гибель священнослужителей и мирян. Те, кто интересуется потерями нашей Церкви, могут найти обширный фактологический материал в статье митрополита Антония (Паканича).
http://blogs.korrespondent.net/blog/events/3463424/2.
Неизменными «вдохновителями» гонений и лидерами акций произвола по отношению УПЦ являются деятели так называемого «киевского патриархата». Его возглавляет человек, именующий себя «патриархом киевским и всея Украины Филаретом». Пишу всё в кавычках, поскольку любому грамотному человеку известно: за две тысячи лет христианства никогда не существовало никакого «киевского патриарха»; киевскую кафедру всегда возглавляли митрополиты; а «патриархат» этот не признан ни одной поместной церковью в мире и потому является незаконной организацией, где никакие Таинства не совершаются.
К захватам и другим актам насилия, как правило, привлекаются радикально настроенные организации. Кроме упомянутых – «Правый сектор» и просто обманутые или подкупленные хулиганы, закрывающие свои лица балаклавами.
Сценарий везде одинаковый. Два-три десятка молодых людей, до этого, в лучшем случае, посещавших храм один раз в младенчестве – когда батюшка окунал их в крещенскую купель, – эти юные «реформаторы церкви» срезают замки, врываются на чужую территорию, часто сгоняют местных жителей на «собрание», где, угрожая оружием и расправой, допрашивают: вы за Москву? Те обычно отвечают: мы за Украину. И на этом основании (!) пишется резолюция о том, что местные верующие изъявили желание перейти в «киевский патриархат» или признали его «право» на собственный храм. А иногда и собрание не нужно – просто выгоняют прихожан и священника и проводят свои сборища. При этом местная власть и органы, якобы охраняющие права, помалкивают (а бывает, что и помогают взломщикам). Масс-медиа смакуют кадры расправы, ухмыляются и поддерживают.
Почему же гонения на нашу Церковь стали возможны? Почему для украинских СМИ стало законом: именно УПЦ – истинная православная церковь, ведущая жителей Украины к спасению – должна подвергаться нападкам? Почему взломщики уверены, что уйдут от ответственности? Что здесь, отсутствие над ними власти или понимание, что их действия власть поддерживает? Ведь есть же и такое высказывание о раскольнике и отлученном от Церкви Денисенко (Филарете) – главном идеологе погромов и избиений православных, начиная с 1992 года:
"Очень горжусь, что Украина имеет человека такого масштаба, который демонстрирует путь к Богу и очень высокую патриотическую позицию».
Знаете, кто это сказал? Президент Петр Порошенко, поздравляя Денисенко 26 января 2015 года с 86-летием. Тот самый Порошенко, который в этом году встречал Рождество в организации «киевский патриархат», нарушая древнейшие и незыблемые Правила Святых Апостолов. В частности 10-е правило: «Кто с отлучённым от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме – таковой да будет отлучён».
А ведь это для православного христианина Петра страшное предупреждение. Но, видимо, отлучение от Христовой Церкви Порошенко не страшит? Есть вещи, для него более важные? Политические, финансовые? Тогда становится понятно, чем раскольник Филарет, с которым запрещено молиться, выгоден и удобен. Почему он вызывает «гордость» и официальные поздравления.
Филарет (Денисенко) и его организация играют на патриотических чувствах, используя церковное невежество. Ты – украинец, значит, записывайся в «киевский патриархат» и поддерживай власть. А то, что наша Церковь называется украинской лишь потому, что она есть собрание верующих во Христа на земле Украины и что в это собрание могут входить люди разных национальностей и политических взглядов – об этом соблазнители умалчивают. Как и о том, что под омофором патриарха (Вселенского, Иерусалимского или Московского) могут находиться верующие хоть в Америке, хоть в Японии. И о том, что патриархат – вообще явление не географическое и не геополитическое – об этом обманщики тоже не сообщают.
Секрет нынешних гонений прост. Наша Церковь, следуя Евангелию, призывает к миру, единению народа и осуждает братоубийственную войну. А у власти сегодня «в тренде» именно война. И «киевский патриархат», организация, всегда держащая нос по ветру, послушно озвучивает все принятые властью идеологемы и политические лозунги.
И не удивительно. Для этого сообщества важно и значимо только мирское, суетное, материальное. Ведь Неба там нет, И Бога тоже.
3.
Конечно, гонители и хулители у нашей Церкви разные. Есть сознательные, а есть обманутые. Сознательные – это те, кто не верит ни во что, кроме денег и комфорта. Для них церковь – такая же партия, как их политическая или финансовая компания, и они без страха используют церковную риторику и псевдоцерковные организации в борьбе за власть. Тут нет веры, но есть голый расчет. А верующие для них – ничтожный электорат и обслуга их корпораций. Не к ним хочу сейчас обратиться. Таких апостол Павел назвал людьми с сожжённой совестью.
Есть другие. Их большинство. Те, кто по лени или равнодушию чудовищно необразован. Эти люди легко поддаются манипулированию в важнейших вопросах жизни и веры. Это те, кто по привычке приходят раз в год в храм освятить воду или колбасу, но при этом берутся рассуждать о созданной Самим Богом Церкви. Таким можно внушить всё, что угодно. Например, что в храмах, где просят Бога спасти и помиловать не только Митрополита Киевского, но и Патриарха Московского, засели агенты Кремля. А завтра им внушат, что в каждом районе Киева, при каждом ЖЭКе, должен быть свой «патриарх» – днепровский, деснянский, шевченковский (прости, Господи!). Ведь невежество – страшная сила. Человек ничего не читал, не знает ни одной молитвы, но берётся судить о Теле Христовом (так апостол Павел называет Церковь). Поистине безумие.
Так вот, не для первых, но для вторых, а вместе с ними и для представителей власти и президента (к какой бы из двух категорий гонителей они ни относились) хочу сказать несколько слов в порядке православного «ликбеза». Гордые и возмущённые вопросы «а ты кто такой?» и «чё, самый умный?» во внимание, с вашего разрешения, не возьму.
4.
Итак. Мы, православные христиане, живущие более тысячи лет на земле Украины, верили и верим: цель нашей жизни – Царство Небесное, вечная жизнь с Богом. Заметьте, не деньги, не власть, а вечная жизнь и спасение от вечной погибели. Можно ли достичь такой цели без Бога? Нет. Для этого Бог стал Человеком, умер за нас на Кресте и создал Свою Церковь, в Которой Сам живёт и где через церковные таинства подаёт нам средства к спасению. Подчеркнём, Христос создал не много, а одну Церковь. И вне этой Церкви (истинной, канонической) спасение невозможно. Так думали Владимир Святой, Антоний и Феодосий Печерские, Кирилл и Мефодий, тысячи святых мучеников двадцатого века. И это правда.
Христос Сам возглавляет Церковь. Им же установлена структура Церкви, Её иерархия и законы. В основе этих законов – Любовь. Ведь и Сам Бог, по слову апостола Иоанна, есть Любовь. И только сама Церковь (а не депутаты или взломщики с «болгарками» в руках) решает, как Ей жить. Так происходит уже две тысячи лет. И такое долгое существование лишь подтверждает угодность подобного порядка Богу.
Теперь представим, что кто-то, например, пишущий эти строки (не дай Бог!) обезумел и, нарушая законы Церкви, объявил себя патриархом. И его поддержала тысяча таких же безумцев. Будет ли это Православной Церковью? (То есть правильно исповедующей и прославляющей Бога). Не будет. А что, если мы купим облачения, кадила и будем в помрачении приносить в жертву хлеб и вино? Ничего не будет, кроме кощунства и фиглярства. Хлеб и вино не станут Телом и Кровью Христа. А значит, все, кто пойдет за самозваным «патриархом», отделятся от Церкви и окажутся в расколе. Что и произошло на Украине.
А поскольку в раскольнических организациях благодать Божья не присутствует, и Христос не приходит в их собрания, с такой самочинной «церковью» происходит вот что. Как отрубленная ветка, она засыхает. Ведь в ней нет жизни. Жизнодавец – только Христос. И тогда умершие родные этих обманувшихся уходят в вечность без молитвы Церкви и отпущения грехов. А крещение и венчание их детей становится недействительным. И значит, путь в Царство Христа для тех, кто попал в сети раскольников, закрывается.
Святые отцы считали учинение церковного раскола преступлением более страшным, чем убийство. Убийца может раскаяться и получить прощение. А раскольник и поддержавшие его политики ведут в погибель тысячи, даже миллионы людей. То есть, они виновны в смерти не временной, но вечной.
Давайте, наконец, во всём разберёмся, и не будем поддаваться на спекуляции словом «Московский»: Церковь поделена на патриархаты не нами, и не нам (даже если у нас много звёзд на погонах) Её делить. Патриарх предстоит за нас перед Богом. Он Богом поставлен. И только Ему будет отвечать.
Что же касается нашей УПЦ, она организационно самостоятельна. Но в Духе Святом, в Боге, в совершении Таинств она едина с патриархом Московским. Почему? Так решила вся полнота Православной Церкви, руководимой Богом. Может ли УПЦ стать самостоятельной? Может. В точном соответствии с канонами. По любви. А если каноны, как у нас на Украине, нарушены, тогда что? Тогда и появляется «киевский патриархат», квазицерковь. Не признанный никем из православных иерархов. А признание, как уже говорилось, есть важнейшее условие самостоятельности, поместности церкви.
Для тех же, кто вслед за Филаретом бездумно повторяет, что его «церковь» особенно патриотична, скажу то, что говорил не раз: УПЦ – самое патриотическое установление на земле Украины. Потому, что желает и может дать гражданам самое главное благо и богатство – соединение с Богом и спасение в Нём.
5.
Всем, кто гонит нашу Церковь, разрушает храмы, обижает священнослужителей, хочу сказать: притеснение Церкви Христовой, даже сочувствие ему, есть восстание против Бога. И за него следует расплата. Часто очень скорая. Почитайте, что стало с разрушителями храмов в 20-30-е годы. Как тяжко сложились судьбы их детей. А что стало с несчастным депутатом Червонием, гнавшим Церковь и строившим планы окончательного искоренения Православия в западной Украине? Убит молнией. И где он теперь?
И ещё хочу сказать вам, гонителям и хулителям: не очень уж мы и боимся. В том числе, и смерти. Мы верим, что встретим Того, Кого любим. Бойтесь вы.
А мы и в лесу, и в поле можем молиться. В лагерях ГУЛАГА заключенные служили Божественную Литургию ночью, а Жертву приносили на груди умирающего епископа. Наш Бог всегда с Нами. А вот кто с вами? И за вами. И хорошо ли вам будет, когда попадёте к нему, лукавому?
И ещё: мы, православные христиане, верим несомненно – если бы народ Украины покаялся сегодня, признался в своих преступлениях, совершенных от невежества и обмана, то простил бы Господь. И настал бы желанный мир. Сначала в душах, а потом и в стране.
Ну а если не хотите каяться, тогда бойтесь. У Бога нет лицеприятия. Ему всё равно, кто ты – депутат, президент, водитель или пенсионер. Он – наш Создатель и Спаситель. И о тех, кто обезумел в гордыне, Он сказал, что ждет их тьма, «где будет плач и скрежет зубов».
И всё же верю: рано или поздно, не только по нашим слабым молитвам, но по молитвам единой с нами Церкви Небесной, где Богородица и Архангел Михаил, Печерские и Святогорские святые, Николай Мирликийский и Сергий Радонежский – их заступничеством жители Украины очнутся от сна и выйдут из духовного тупика, в который они зашли по собственному неведению и гордыне, а также были завлечены туда подлинными разбойниками – отечественными и зарубежными.
http://blogs.korrespondent.net/blog/events/3473562/