«Неизвестная Церковь-сестра». Интервью с клириками Армянской Апостольской Церкви Ованнесом Асатряном и Азатом Багдасаряном, профессорскими стипендиатами Московской духовной академииПрошло 20 лет с тех пор, как на встрече с главой Армянской Апостольской Церкви США митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявил: «Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию. Она воспринимается Русской Церковью как Православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы отцов Церкви». Однако и сегодня Армянская Церковь, одна из древнейших христианских Церквей, по-прежнему остается для членов Русской Церкви полной загадок. Портал «Богослов.Ru» предлагает эксклюзивное интервью с клириками Армянской Церкви дьяконами Ованнесом Асатряном и Азатом Багдасаряном, в котором рассказывается об особенностях богословской, образовательной и литургической сторон жизни Армянской Апостольской Церкви.
— Добрый день! Отец Ованнес, отец Азат, Вы являетесь выпускниками Эчмиадзинской духовой академии. Не могли бы Вы рассказать читателями нашего портала о традициях и образовательном процессе Вашей академии?
О. А.: Академия размещается на территории монастыря Эчмиадзин. В Армении есть еще две семинарии: одна — на Севанском полуострове и еще одна семинария в городе Гюмри.
Немного об истории академии. Эчмиадзинская академия была основана в 1874 году при Католикосе Геворке IV Константинопольском. В 1917 году, в связи с революцией, она закрылась, но благодаря политике Армянской Церкви во время Великой Отечественной войны — на деньги армянской диаспоры был сформирован танковый эшелон — власти СССР академию разрешили открыть, что и сделал Католикос Геворк VI.
Наша академия в данный момент интегрирована в так называемую Болонскую образовательную систему (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры). В данный момент наши студенты обучаются в семинарии 4 года, в академии — 2. При этом обучение в академии является обязательным.
В процессе обучения наши студенты проходят более 45 предметов — это и богословские дисциплины, и гуманитарные. Причем в ознакомительном формате в академии изучается история России и история Русской Церкви.
— Сколько студентов ежегодно выпускается из Эчмиадзинской академии?
О. А.: В 2003 г. выпуск составил 19 человек. Последние два года — от 35 до 45. Дело в том, что в академии очень строго подходят к вопросу дисциплины. За мельчайшее нарушение студентов отчисляют. К примеру, студентам наших духовных школ в принципе запрещено покидать территорию Эчмиадзинского монастыря без разрешения администрации школы.
В конце каждого семестра на специальном преподавательском совещании анализируются результаты студентов. С курса отчисляется обычно 20% учащихся. Часто студенты сами покидают академию — в процессе обучения некоторые понимают, что священство — это не их призвание, или не выдерживают строгой дисциплины. В таком случае они переходят на богословский факультет Ереванского университета. Там студенты чувствуют себя, конечно, свободнее.
Следует отметить, что 95% наших студентов становятся священниками.
— По какому расписанию живут студенты Эчмиадзинской академии?
А. Б.: График наших студентов следующий:
6.45 — подъем
7.00 — гимнастика (обязательная для всех студентов)
7.30 — начало утреннего богослужения
8.30 — завтрак
9.20 — начало занятий
14.30 — обед
15.00-17.00 — свободное время (администрация не имеет право его занимать)
17.30 — начало вечернего богослужения
19.00 — ужин
После ужина студенты готовятся к следующему рабочему дню
22.00-23.00 — подготовка ко сну
23.00 — отбой
Перед сном студенты совершают краткую молитву.
В субботу после уроков все учащиеся покидают академию, чтобы навестить семьи, и возвращаются в Эчмиадзин в воскресенье утром для участия в Божественной литургии в главном соборе монастыря.
В академии, к сожалению, нет пока своего храма — идет его постройка. Ежедневное богослужение проходит только в монастыре.
— Когда студенты Эчмиадзина разъезжаются на каникулы?
О. А.: Каникулы есть только летом и длятся с середины июня до начала сентября.
— Какой диплом Вы получаете по окончании академии?
О. А.: В 2003 году академия получила государственную аккредитацию и была интегрирована в Болонскую систему. Начиная с этого времени наш диплом признается повсеместно.
— Расскажите, пожалуйста, о Ваших научных разработках — какие темы дипломных работ Вы избрали в процессе обучения в академии?
О. А.: Тема моей работы звучит как «Католикос Авраам III Критский: жизнь, деятельность и наследие». Достижением моего диплома было то, что в архивах мной была найдена рукопись, принадлежавшая католикосу Аврааму III — по необъяснимым причинам она не была замечена историками.
А. Б.: Моя дипломная работа посвящена жизни и деятельности Арама Манукяна, основателя армянского государства в 1918 году.
— Почему Вы избрали именно Московскую духовную академию для продолжения своего образования?
О. А.: Стало уже доброй традицией, что армянские студенты обучаются в МДА. В нашем случае основным поводом для поездки в Россию стало то, что мы хорошо изучили русский язык за время обучения в Эчмиадзине. Стоит отметить, что наши выпускники учатся и в европейских вузах, и в университетах США.
— Как Вы видите точки соприкосновения наших Церквей?
О. А.: Точки сотрудничества уже существуют. Можно и нужно вести активный богословский диалог. Мы уже сейчас можем прийти к согласию по некоторым спорным моментам. Продолжается культурный диалог между нашими Церквями.
— Насколько нам известно, у Армянской Апостольской Церкви существуют некоторые особенности. К примеру, постоянно подчеркивается национальный статус Армянской Церкви. Возникает вопрос, способен ли иностранец стать членом Армянской Апостольской Церкви, принять сан и стать ее священнослужителем?
О. А.: Армянская Апостольская Церковь всегда была национальной Церковью. Это было связано с многочисленными бедствиями, которые пришлось пережить нашей стране. В задачи Церкви часто входило сохранять целостность нации во время, когда светская власть либо отсутствовала, либо бездействовала. На миссию просто не оставалось сил и времени. Иностранец сможет стать членом Армянской Церкви — такие случаи уже были. Но рукополагать его не будут.
— Ну а армянские диаспоры в различных странах мира? Ведут ли они какую-либо миссионерскую деятельность?
А. Б.: Только среди армян.
— Что представляет собой богослужебный язык Армянской Апостольской Церкви?
О.А.: Наш богослужебный язык носит название «грабар». Это староармянский язык. На нем совершаются основные богослужения. Крещение, венчание, панихида, некоторые иные молитвы совершаются на современном армянском языке, чтобы смысл происходящего был понятен простым верующим. «Грабар» сегодня с трудом воспринимается многими армянами.
— Расскажите про обрядовую сторону Вашей церковной жизни. Насколько известно, Армянская Апостольская Церковь сохранила наиболее древнее христианское богослужение.
О. А.: Наше богослужение сохранилось в своем первоначальном виде. Изменения коснулись только облачений, которые были переняты у католиков в XII веке. Митры носят у нас и священники, и архимандриты, и даже дьяконы в особые дни. Епископы носят тиары наподобие католических. Безбрачное духовенство носит клобуки.
— Ваша Церковь восприняла некоторые армянские народные обычаи. Например, у Вас существует такой обряд как «матах», который некоторые богословы трактуют как языческий ритуал. Что в действительности представляет из себя «матах»?
О. А.: Некоторые секты в Армении, действительно, трактуют «матах» как жертвоприношение. Но это неправильно. «Матах» — это не жертвоприношение, это форма благотворительности.
«Матах» возник в IV веке при Католикосе Григории Просветителе, первом Католикосе Армении. Григор Нарекаци трактует «матах» как поднесение соли: «ах» — это соль, «мат» — искаженная форма армянского слова «приношение». При совершении обряда соль освящается в храме, потом посыпается в рот жертвенному животному. Животное закалывают, и его мясо готовится. Церковь освящает только соль. Приготовленное мясо едят бедные люди.
— Если Вы не против, я хотел бы коснуться некоторых догматических особенностей Армянской Апостольской Церкви.
А. Б.: Сразу хотелось бы сказать, что если в литературе встречается фраза «как утверждают монофизиты», то в скобках обязательно указывается, как понимают данное утверждение армяне. Мы не монофизиты. Наша Церковь осуждает Евтихия так же, как делает это Православная Церковь.
Начиная с XX века Армянская Апостольская Церковь стала принимать выборочно решения IV, V, VI, VII Вселенских соборов. Мы берем из общего церковного наследия то, что действительно нужно нам.
— Теперь об очень сложной догматической теме. Как сейчас отвечают представители Армянской Церкви на вопрос: «Сколько природ во Христе?»
О. А.: Две. Разница состоит лишь в формулировках. В понимании разницы нет. Мы также исповедуем две природы и две воли во Христе. Но, как сказал один наш богослов, «если кто понимает, что такое два естества, то сможет сказать, что во Христе одно естество!» Мы понимаем учение о двух природах во Христе, основываясь на формуле Кирилла Александрийского «Одна природа Бога Слова воплощенного», и говорим не о сложной Ипостаси Христа, а о Его сложной Природе.
— Насколько влиятельны сейчас армяне-католики?
О.А.: Армяне-католики появились в Киликийский период (XII-XIV вв.). Это было время крестовых походов. Католические миссионеры активно действовали среди армян. Их миссия продолжается до сих пор — под влиянием католиков находятся районы, прилегающие к Грузии.
— Вы дьяконы, но, насколько известно, имеете право жениться?
А.Б.: Рукоположение во дьякона после академии обязательно. После хиротонии необходимо определиться — жениться ты хочешь или принять монашество. Невозможно остаться целибатом. Современная практика вступления в брак уже после хиротонии появилась только в ХХ в. До этого соблюдалась обычная практика женитьбы до хиротонии.
— Спасибо.
А. Борисов
Богослов.ru/Патриархия.ru
(
http://www.patriarchia.ru/db/text/460569.html)