Русская беседа
 
20 Августа 2018, 03:39:11  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 6 7 [8]
  Печать  
Автор Тема: С ДНЁМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!  (Прочитано 14240 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71526

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #105 : 08 Мая 2018, 10:00:24 »

Штурм Берлина. В логове зверя. Фильм Алексея Денисова



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=9V6DXQr8pNs
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71526

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #106 : 08 Мая 2018, 10:06:37 »

Самая мощная Армия мира освободившая Европу. Окружение и штурм Берлина



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=0FVqV5AiWYw
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 7882


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #107 : 09 Мая 2018, 06:32:47 »


Пастыри о Победе

Анна Ерахтина



Порой складывается ощущение, что единственный по-настоящему народный и близкий сердцу человека, проживающего на территории бывшего СССР, праздник — это День Победы... Так это или нет, и если да, то почему, корреспонденту портала Православие.ру рассказали священнослужители Русской Православной Церкви: игумен Нектарий (Морозов), священник Димитрий Шишкин и диакон Владимир Василик.



     


***
 


«Это была война демонического духа, облеченного в нацистскую идеологию и Православия, пробивающегося через холстину коммунистической идеологии»




Священник Димитрий Шишкин

Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):

— День Победы — это святой праздник торжества добра над злом, отсвет Божественной Пасхи, праздник, соединяющий всех его участников, живущих на земле и отошедших в вечность, в единый народ, хранящий в сердце непреходящую любовь к истине.

Бог любит людей, но чтобы человеку спастись, ему надо и самому полюбить вечность, полюбить Бога, полюбить его правду, радость и красоту. А когда человек пребывает в плену той или иной политической, идеологической или иной химеры, когда все силы употребляет на служение ей, на достижение призрачных идеалов — он тратит силы своей души, тратит свою жизнь напрасно. И тогда Бог, желая, чтобы человек увидел и почувствовал нечто большее, чем призрачные иллюзии, попускает человеку вкусить плоды своего обольщения и познать происходящие от него скорби. И скорби эти бывают тем большими, чем более человек увлёкся обманчивыми, суетными мечтами и трудами по их воплощению. Это происходит не потому, чтобы Господь хотел человеку зла, но потому, что иного способа переменить его взгляд, обновить его жизнь, очистить её, кроме как болезненное отрезвление — нет.

Так бывает и с обществом, одержимым какой-нибудь ложной идеей. Великая Отечественная Война — страшная беда, обрушившаяся на нашу Родину, несомненно, — была попущением Божиим, тем наказанием, которое возводит к преображению души, способствует тому, чтобы человек освободился от суетного и наносного, очистился, как золото в огне, стал способен воспринимать те неизреченные глаголы Божии, восприятие которых и составляет смысл и содержание человеческой жизни в высшем её достоинстве и измерении. Война была страшной, но необходимой встряской для нашего народа, значительной частью своей пребывающего в обольщении коммунистической идеологией.

Абсолютное большинство тех, кто принял деятельное участие в той войне, оставалось людьми крещеными. Фактически все, кто мог по возрасту принимать в ней участие, родились в те годы, когда крещение младенцев оставалось ещё повсеместной нормой, особенно в деревнях. Дети рождались и воспитывались в условиях сохраняющегося нравственного, бытового, мировоззренческого уклада, и именно православного. И этот уклад невозможно было искоренить за два десятилетия нового строя даже путём репрессий и насильственного насаждения искусственных идеалов атеизма. А если учесть, что Россия всё ещё оставалась тогда аграрной страной и большинство её населения составляло крестьянство, то можно сказать с уверенностью, что даже люди, внешне индифферентно относящиеся к Церкви и вере, на самом деле в своей основе, может быть, даже не понимая того, принадлежали православному миру. Всё-таки если мы и говорим, что достижение полноты обожения возможно не иначе как посредством сознательного и даже крайнего приложения человеческих сил, но начаток освящения, приобщения человеческой личности духу Христову полагается в той среде, в той культурной, нравственной атмосфере, в которой ребёнок растёт и воспитывается.

Вообще, феномен «советского неверия» достаточно интересен, чтобы сказать о нём хоть несколько слов, тем более что и сейчас нам приходится с этим явлением сталкиваться. Явление это имеет идеологическую подоплёку. Суть его заключается в том, что в понятия «бога», «веры» и «церковной жизни» люди, атеистически настроенные, сознательно или неосознанно вкладывают примитивные, искаженные и извращенные смыслы. И эти смыслы они проповедают, распространяют, внушают другим. И те, другие, отвергая вполне резонно такого рода «бога», «веру» и «церковь», считают себя атеистами, не понимая, что их неверие, по существу, не имеет никакого отношения ни к Богу, ни к истинной вере, ни к Церкви. Между тем, это неведение не отменяет действительного переживания человеком присутствия Бога, осознания святости, вечности — только всё это остаётся порой не названным и не осмысленным до конца.

Во время нападения фашистской Германии на Советский Союз все эти святые переживания сосредоточились для большинства людей в понятии Родина. И когда люди претерпевали нечеловеческие мучения, жертвовали своей жизнью, они по существу умирали за всё то святое, что было в их жизни. Можно даже сказать, что люди умирали ради Христа, не всегда осознавая это умом, но в простоте сердечной Самого Христа именуя Родиной. И это, думаю, недалеко от истины, потому что самую суть понятия Святой Руси, его средостение составляет крайняя любовь и устремление к Богу.

Агрессия фашистских оккупантов воспринималась абсолютным большинством именно как покушение на духовные основы жизни. А поскольку эти основы были, несмотря на внешние успехи безбожной агитации, сильны — то и восстание против этого покушения было всеобщим, стихийным и мощным. Страшные, непостижимые муки перенёс наш народ в этой войне, неисчислимые жертвы возложил ради Победы. Но дух народа в этом огненном испытании очистился, закалился, просветился и просиял.

Эта война не была только войной двух режимов, как это пытаются сейчас показать те, кто не желают признавать духовный смысл и значение этого всемирного огненного испытания. Это была война мрачного демонического духа, облеченного в нацистскую идеологию и святого Православия, пробивающегося через холстину коммунистической идеологии. И как Христос Распятый преодолел, не разрывая их, погребальные пелены и даже освятил их Своим Воскресением, так и Победа нашего народа в Великой войне освятила всё то, что возможно было освятить в сложной жизни нашего народа в условиях существования безбожного государства.

Ненависть современных нацистов к Великой победе, к самому её факту, к символам этой победы только подтверждает, что та война была войной не идеологий только, но одним из эпизодов вселенской войны добра и зла. И если война эта снова перешла в «горячую фазу», то это означает только одно — время соблазна заканчивается, и снова, в который раз, начинается время гонений. То, что творят сегодня неонацисты — это очевидное проявление одержимости — состояния, когда человек покоряется злому духу и действует по его воле, думая, что он действует свободно и сам по себе. Крайняя ненависть к русским, к евреям, к инакомыслящим вообще, патологический садизм и жестокость — вот черты этого одержания. Бес, то есть дух, владевший бандеровцами прежних времён и теми, кто ныне пошел по их стопам — это один и тот же бес. «Почерк» его узнаваем. Сейчас он вырвался снова на волю, очевидно, во многом потому, что сами люди покорились ему добровольно, позволили ему овладеть собой и распространить своё влияние через их «свободную» деятельность. И имя Христа, имя своей страны эти люди наполнили демонской злобой, забывая, что не призывание только имени Божьего делает человека христианином, но исполнение Его Божественных заповедей. И не крики «Слава!» приносят славу Отечеству, а мужественное и терпеливое постоянство в доброделании.

Вот почему Победа для абсолютного большинства нашего народа означала, означает и будет означать всегда победу духовную. И это действительно так, это подсказывает нам наше сердце, наше духовное чувство, наша сокровенная память — то, что составляет само основание жизни и чем пренебрегать никак невозможно. Вот почему Великая Победа, принятие или неприятие её — стало как бы разделительным рубежом между истиной и ложью, между светом и тьмой, между добром и злом в той борьбе, которая продолжается, пока продолжается земная человеческая история.

Несмотря на новые разделительные границы и образование новых государств на территории бывшего СССР, сохранился единый народ, объединённый общим духом, общими ценностями, одна из которых — великая Победа над фашизмом. Этот народ не сосредоточен в пределах одной только Российской Федерации, он рассеян по всему миру, и везде, где есть хоть один представитель этого единого народа, Праздник 9 мая всегда будет оставаться праздником святой и Великой Победы добра над злом.



***


«Нет другого дня, который был бы настолько выстрадан, оплачен кровью, потом и бесчисленными слезами»



Игумен Нектарий (Морозов)

Игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма «Утоли моя печали» Саратова, главный редактор портала «Православие и современность»:

— К сожалению, настоящих общенародных гражданских праздников, праздников в полном смысле этого слова, у нас почти не осталось. Остались дни, когда люди могут отдохнуть от работы, побыть праздными, то есть незанятыми ничем обязательным, могут как-то развлечься. Но способность переживать праздник как общую радость, общее торжество, кажется, почти исчезла из нашей жизни. Скорее всего, потому что слишком разобщен сегодня наш народ, слишком разные ценности у нас, русских людей, слишком разные мы сами — настолько, что кто-то уже давно и русским себя не считает, и о Родине своей склонен говорить лишь как об «этой стране», а то и еще пренебрежительней.

День победы 9 мая для нашего народа, конечно, совершенно особый: нет другого, который был бы настолько выстрадан, оплачен кровью, потом и бесчисленными слезами, свидетельствовал бы так неопровержимо сильно и ясно о поразительном мужестве, силе, величии русского человека. Беда зачастую способна объединить дотоле разрозненных людей, как ничто другое, способна сплотить. А Великая Отечественная и стала для нашей земли такой бедой — самой страшной, самой великой. И преодолеть ее можно было только вместе, и радость потому была всенародной: все отступило на какое-то время перед этой радостью, все прочие несчастья и скорби, как бы ни были и они тяжелы.

Поэтому и в наше время День Победы стоит в ряду прочих государственных праздников отдельно, из этого ряда выламываясь, выделяясь. И вместе с тем... Вместе с тем рискну сказать, что и он сегодня уже далеко не общий. Разве мало тех, кто пытается сейчас всерьез «пересмотреть историю» Второй Мировой, предложить ее «альтернативную» версию, доказать, что всего лишь навсего одна «империя зла» победила другую? Или тех, кто так же всерьез убежден сам и готов убеждать других, что войну выиграли не столько мы, сколько наши союзники? Или — просто равнодушных к истории своей страны и к стране как таковой? Немало, к сожалению. Мне кажется, это в первую очередь от того, что многие из нас не могут до конца понять, в какой стране мы в принципе живем, что представляет она из себя — та ли это Россия, о славе, величии которой мы читаем в учебниках, в исторических романах, или какая-то другая? И мы действительно во многих отношениях находимся сейчас на распутье — кем нам быть дальше: великими потомками великих предков или так — теми самыми иванами, которые родства не помнят и помнить совершенно не хотят. Ответ на этот вопрос необходим, он — насущнейшая потребность современной России, пусть даже и не осознаваемая еще до конца, вполне.

И, как это и бывает, сама жизнь и само время, а точнее, Сам Господь ставит нас сейчас в положение, когда не ответить, не определиться — хотя бы внутренне — уже невозможно.

Мы будем праздновать День Победы... Но каким будет этот праздник сейчас, когда наши братья и сестры сталкиваются лицом к лицу с самым настоящим фашизмом? Каким будет праздник на фоне всего произошедшего и происходящего еще в городе-герое Одессе? Праздником со слезами на глазах, думаю, как и обычно, вот только не с радостью, а с болью в сердце. И мне кажется, что сейчас важнее всего опять-таки, чтобы эти слезы и боль тоже были максимально общими. Потому что если мы будем эту разворачивающуюся на наших глазах трагедию считать чем-то сторонним, не касающимся нас напрямую, то вряд ли сможем по достоинству считаться сыновьями и внуками тех, кто спас мир от фашизма много десятилетий тому назад. И их победа останется именно их, а не нашей победой.



***


«Все народы бывшего СССР внесли свой вклад в победу над фашизмом»



Диакон Владимир Василик

Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета, доцент Сретенской семинарии:

— Для меня Победа в Великой Отечественной Войне является второй Пасхой, потому что Победа — это второе рождение России, в том числе и ее духовное возрождение. Благодаря подвигу советского солдата Святая Русь вновь возродилась. Если бы не подвиг советского воина-освободителя, над миром бы воцарилась чума, мир бы оказался под диктатурой фашизма, которая в своем будущем превзошла все мыслимые и немыслимые тирании прошлых веков, таких как монголо-татарское иго или война с Наполеоном. Поэтому оценить подвиг советских солдат невозможно.

В победе в Великой Отечественной Войне главная роль, конечно, отводится русскому народу, но в то же время все народы бывшего СССР внесли свой вклад в победу над фашизмом. Достаточно вспомнить о том, что только одна маленькая Грузия отдала триста тысяч жизней своих сыновей и дочерей во имя победы над фашизмом. Тот же самый Ленинград защищали русские, украинцы, армяне и многие другие народы. Символично, что Знамя Победы над Рейхстагом установили вместе три советских солдата, один из которых был грузином. Это действительно была дружба народов бывшего СССР, скрепленная кровью.


http://www.pravoslavie.ru/jurnal/70552.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71526

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #108 : 09 Мая 2018, 14:27:49 »

Виктор  Саулкин

«9 мая 1945 г. Сталинградцы в Берлине!!!»



Мы склоняем свои головы перед подвигом наших родных и близких, дедов и отцов, бабушек и матерей, которые ценой своей жизни и самоотверженного труда защитили нашу Родину и победили фашизм.

Семьдесят семь лет назад наш народ, от мала до велика, встал за защиту своего Отечества и спустя четыре года суровой войны разгромил врага в его логове и освободил Европу от нацизма.

Любовь к ближнему, верность присяге и готовность положить душу свою за друзей своих стали тем краеугольным камнем, о который разбились зависть, ненависть и злоба фашистов.

Братья и сестры! Будем всегда помнить, кто и как начинал эту страшную войну, сколько невинных жизней она унесла и какой ценой далась нам Победа.

Вечная память ушедшим воинам и ратным труженикам Великой Отечественной Войны.

Крепкого здоровья и долгих лет жизни всем здравствующим ветеранам.

Слава нашему Народу - Победителю! С Днем Великой Победы!

Московские суворовцы

«9 мая 1945 г. Сталинградцы в Берлине!!!»
 
В 1945 году 1 мая над рейхстагом развевалось Знамя Победы. Его установили над куполом рейхстага бойцы 150 гвардейской стрелковой Идрицкой дивизии 3-й ударной армии генерала Василия Ивановича Кузнецова. Летом 41-го года генерал Кузнецов упорно пробивался со своей поредевшей армией из германских «котлов». Выходил через «бутылочное горло» у Волковыйска, сбивая немецкие заслоны на переправах через Неман, вновь оказывался в окружении и в очередной раз пробивался к своим, разрывая железные клещи танковых групп Гота и Гудериана. Затем участвовал в битве под Москвой, сражался под Сталинградом, освобождал Минск. И великая правда была в том, что бойцы 150 стрелковой дивизии 3-й Ударной водрузили над рейхстагом Знамя Победы.

А 2 мая к Василию Ивановичу Чуйкову, ненавистному немцам герою Сталинградской битвы, явился для переговоров с русским Верховным командованием генерал Кребс, начальник генерального штаба сухопутных войск Германии, и ему первому из военачальников (и вообще иностранцев) сообщил о самоубийстве Гитлера. Кребс прибыл «для установления связи с вождем советского народа». Генерал и опытный разведчик, бывший военный атташе в Москве Кребс пытался говорить о возможных условиях для заключения мира. Но Кребс услышал: «Никаких условий, только безоговорочная капитуляция». Бойцы 62-й армии Чуйкова удерживали пятачок на правом берегу Волги в Сталинграде, эти последние метры так и не смогли пройти германские солдаты. И теперь  наши бойцы добивали врага в его логове на берегах Шпрее.

СТАЛИНГРАД

В этом году наш народ отмечает 75-летие победы в Сталинградской битве. Имя города на Волге стало символом Русской победы, несокрушимой твердости духа и стойкости великого народа. Победа в Сталинграде была одержана в самом жестоком и кровопролитном сражении в мировой истории. В этой небывалой по напряжению битве решался исход всей Второй Мировой войны, а, следовательно, решалась судьба человечества. Германские войска стремились перерезать жизненно важную транспортную артерию Советского Союза (путь по Волге), соединявшую центральную часть СССР с южными регионами страны, выйти на Кавказ, захватить нефтеносные районы в Грозном и Баку, в Астрахани. Если бы операция «Блау» завершилась успехом германских войск, то СССР был бы отрезан от каспийской нефти, а в «войне моторов» это означало бы, что без «крови войны», горючего, остановились бы советские танки и самолеты. Потерян был бы Кавказ, и в войну против Советского Союза в этом случае на юге вступила бы Турция, а на Дальнем Востоке Япония. И в Стамбуле, и в Токио ждали, чем закончится великое противостояние на Волге, чтобы принять окончательное решение о вступлении в войну на стороне Третьего Рейха.

В те дни весь мир с огромным волнением следил за исходом титанической борьбы русских и германцев в Сталинграде. Отчеты британской военной разведки в октябре 1942 г. отмечали, что «Сталинград стал едва ли не навязчивой идеей», которая приковывает внимание всего общества. А лидер китайских коммунистов Мао Цзэдун писал: «В эти дни новости о каждом поражении и победе в городе захватывают сердца миллионов людей, доводя их до отчаяния и приводя в восторг».

По масштабам и ожесточенности мир не знает сражения, равного Сталинградской битве. Двести дней и ночей более двух миллионов солдат с обеих сторон сражались на берегах Волги, проявляя невиданное упорство. До сих пор ветераны Вермахта, выжившие в этой страшной битве, не могут понять, как, имея подавляющее численное превосходство, обладая полным господством в воздухе, имея подавляющее преимущество в артиллерии и танках над бойцами защищавшей Сталинград 62-й армии, они так и не смогли преодолеть последние сотни метров до берега Волги. А были дни, когда защитники Сталинграда удерживали лишь островки земли на волжском берегу, и немцам оставалось пройти последние сотни метров, чтобы полностью овладеть городом.

В Сталинграде сражались отборные немецкие войска. 6-я  армия под командованием Фридриха Паулюса - любимца Гитлера, участвовала в завоевании Франции и Бельгии, Греции и Югославии. Именно элитные дивизии 6-й армии прошли победным маршам под Триумфальной аркой в Париже. Солдаты и о офицеры Паулюса вместе сражались два года, все части и подразделения армии были очень сплоченными, дружными, отлично взаимодействовали между собой. Солдаты и офицеры 6-й немецкой армии обладали огромным боевом опытом, были прекрасно обучены и подготовлены, уверенны в своем превосходстве над противником. И превосходство германской армии в военном мастерстве после разгрома советских войск под Харьковом действительно казалось  подавляющим. Создавалось впечатление, что натиску вермахта противостоять невозможно. Немцы действовали словно прекрасно отлаженная военная машина, которая создана для разгрома, окружения и истребления войск противника. Было очевидно, что после разгрома под Москвой войска Третьего Рейха полностью восстановили свою боевую мощь, и Гитлер считал, что летняя кампания 1942 г. решит исход войны. Для нас же, страшным летом 42-го казалось, что полностью повторяется трагедия 41 года.    

ФРАНЦИЮ ВЗЯЛИ ЗА 38 ДНЕЙ. ДОМ ПАВЛОВА ВЗЯТЬ НЕ СМОГЛИ

В конце августа 1942 года в Германии были твердо уверены, что в ближайшие дни Сталинград падет. Берлинские газеты сообщали о новых успехах немецких войск, о том, как доблестные германские солдаты на Волге добивают остатки разгромленных русских армий. Но в октябре «Берлинер Берзенцейтунг» будет сообщать о боях в Сталинграде:

«В Сталинграде в самом разгаре сражение мирового значения. Это крупнейшая, решающая битва. Ее участники в силах увидеть лишь ужасные детали отдельных боев, но не способны осознать их значение и предвидеть конец... Потребуются годы, чтобы до конца осознать все подробности этой беспрецедентной битвы с ее уличными боями. Никогда за всю историю войн не было аналогичного примера, когда на столь сжатом пространстве на такой долгий срок концентрировалось столь огромное количество вооружения. Никогда ранее не было города, сражавшегося до падения его последней стены... В этой битве, несмотря на наше численное превосходство, мы пока не достигаем необходимого результата».

Немецкие солдаты и офицеры называли Сталинград настоящим адом и жаловались, что здесь приходится неделями сражаться за то, чтобы продвинуться на сотню метров.

 Лондонское радио в то время сообщало: "За 28 дней была завоевана Польша, а в Сталинграде за 28 дней немцы взяли несколько домов. За 38 дней была завоевана Франция, а в Сталинграде за 38 дней немцы продвинулись с одной стороны улицы на другую..."

Весь мир с напряжением следил, как кровопролитные и невиданные по упорству бои идут за Тракторный завод, завод «Баррикады», Мельницу, Универмаг, Железнодорожный вокзал. Крепостями стали считаться полуразрушенные отдельные дома - дом Павлова, дом Специалистов. Немцам в Сталинграде приходилось драться за каждую лестничную площадку и комнату, дорого платить кровью, чтобы занять груду битых кирпичей и развалин. В письмах немецкие солдаты писали, что им приходится за каждый шаг сражаться с «настоящими дьяволами, которые не боятся ни пули, ни огня».

В сентябре 1942 года в 4-этажном доме в центре Сталинграда укрепилась разведгруппа из четырех солдат, возглавляемая сержантом Павловым. Через несколько дней в дом прибыло подкрепление и боеприпасы. Два месяца  немцы атаковали дом Павлова по несколько раз в сутки, используя танки и артиллерию. Но полуразрушенный дом благодаря мужеству и стойкости защитников стал неприступной крепостью. Василий Иванович Чуйков отмечал, что потери гитлеровцев при штурме Дома Павлова были сопоставимы с их потерями при наступлении на Париж. Франция сдалась через 38 дней, но дом Павлова, штурмуя непрерывно 58 суток, немцы взять не смогли.

Зная, что его войска обладают полным превосходством, Фридрих Паулюс не мог понять, что происходит. Он умело выбирал направления для удара, авиация обрабатывала передний край русских так, что там не должно было остаться ничего живого -  перед  немецким наступлением 14 октября в небе над Сталинградом действовало свыше 1000 самолетов Люфтваффе. Русских засыпала снарядами крупнокалиберная артиллерия, применялись даже особенно мощные осадные 600-мм мортиры. Поддерживая пехоту, вперед двигались танки и штурмовые орудия. Но развалины и руины Сталинграда продолжали стрелять, и очередное наступление немцев оканчивалось провалом. Уничтожить и сбросить русских в Волгу не удавалось.

СТАЛИНГРАДСКОЕ ЧУДО

Генерал Василий Иванович Чуйков, который возглавил 62-ю армию и организовал оборону Сталинграда, признавал, что то, как им удалось отстоять Сталинград при столь подавляющем превосходстве сильного, умелого и храброго врага, «выше понимания любого из нас».  Чуйков говорил: «Оборона Сталинграда - парадокс для военной науки. В ее терминах можно истолковать окружение и наше наступление в конце битвы. Но наша оборона необъяснима с точки зрения любой системы рационального анализа. Наши шансы были крайне ничтожными, к октябрю-ноябрю 1942-го у нас практически не оставалось сил. У немцев же было головокружительное превосходство: соотношение их сил с нашими было несоизмеримым. Вы вряд ли найдете другой подобный пример в истории».

Действительно враг обладал пятикратным превосходством в живой силе и двенадцатикратным в танках. Были моменты, когда в 62-й армии оставалось не больше 6 тыс. бойцов - в два раза меньше, чем в полнокровной дивизии. Были дни, когда немцы сосредотачивали на участке меньше, чем в 4 км, против одной русской дивизии три пехотные дивизии, одну танковую и одну моторизованную и  после массированного применения авиации и тяжелой артиллерии бросали их в наступление, стремясь прорваться к Волге между Тракторным заводом и заводом «Баррикады». Но им не удалось это сделать. Пополнение и боеприпасы на западный берег Волги приходилось переправлять под непрерывными бомбежками немецкой авиации и интенсивным артобстрелом. У 6-й немецкой армии с этим не было проблем - снабжение германских войск было отлично налажено. Все преимущества были на стороне немцев.

Но защитники Сталинграда отбивали одну за другой атаки врага и переходили в контратаки, не давая немцам спокойной жизни. Сталинград действительно превратился для 6-й армии Паулюса в настоящий ад.

14 сентября было особенно тяжелым днем для защитников Сталинграда.  Казалась, что враг уже овладел городом. Немцы, сосредоточив огромные силы, нанесли сокрушительный удар, смогли прорвать нашу оборону и закрепиться на господствующей высоте - Мамаевом кургане. Колонны вражеских танков, моторизованные части и пехота входили в Сталинград, заполняя город. Немцы вышли к набережной Волги, их пулеметчики обстреливали единственную паромную переправу, группы «Юнкерсов» по 50-70 самолетов кружили над городом, наносили интенсивные бомбовые удары. Ситуация была критической, т.к. немцы могли захватить единственную переправу через Волгу, и части 62-й, оставшись на западном берегу без подвоза боеприпасов, были бы обречены. И в это время в Сталинград прибыла 13-я авиадесантная дивизия Александра Ильича Родимцева.

(Продолжение следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71526

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #109 : 09 Мая 2018, 14:32:54 »

(Продолжение)

ОНИ БЫЛИ НАСТОЯЩИМИ БОГАТЫРЯМИ

Переправляться через Волгу днем, когда над рекой непрерывно кружила вражеская авиация, а занявшие Мамаев курган немцы могли точно корректировать огонь своей артиллерии, казалось настоящим самоубийством. Немецкие самолеты бомбили и открывали огонь по любому плавсредству, стремясь уничтожить даже маленькие лодки. По переправе немцы вели плотный артиллерийский и минометный огонь.

Судьба Сталинграда висела на волоске. И Родимцев обратился к своим  бойцам, объяснив, что в Сталинграде сейчас решается судьба страны, судьба нашей Родины.  Александр Родимцев всегда отличался не только отвагой, но и необыкновенным самообладанием и  выдержкой и умел это передать солдатам. Он сказал бойцам, что если падет Сталинград, то в войну вступят турки и японцы, судьба страны окажется под угрозой. От них зависит,  удастся ли удержать город.  Комдив сам повел бойцов к переправе и в числе первых переправился через Волгу. На противоположном берегу реки они видели затянутое дымом небо и пылающий, в огне город, больше похожий на ад.

Офицер, который видел, как бойцы Родимцева направились к реке, пишет, что десантники оставили все тяжелое вооружение, кроме легких минометов и пулеметов, готовясь сразу вступить в ближний бой с врагом. «Я смотрел на них словно загипнотизированный. Что-то необычайное было в них: твердость шага и необычайная концентрация на предстоящей задаче. Я почувствовал, что должно произойти нечто невероятное». И  произошло, действительно, невероятное.

Под непрерывной бомбежкой, ожесточенным артиллерийским и минометным огнем, гвардейцы Родимцева на баржах переправились через Волгу. Река кипела от взрывов, бомбы и снаряды разносили в щепки и топили баржи. Дивизия понесла ужасные потери, при этой героической переправе погибла едва ли не половина бойцов, но те, кто достиг западного берега, выпрыгивали прямо в воду и с криком «Ура!» бросались в штыковую атаку. У немцев была господствующая высота - высокая речная набережная, превосходство в огневых средствах - в упор били немецкие пулеметы. Но гвардейцы Родимцева в ожесточенном рукопашном бою сломили и погнали врага, отбив у немцев Мельницу - важный опорный пункт, отбросив от набережной и обеспечив безопасность переправы через Волгу.  Сталинград устоял, выдержав в этот день страшный, сокрушительный натиск многократно превосходящего в силах врага. А немцы были врагом необыкновенно умелым и опытным, храбрым, очень упорным и настойчивым в бою.

Но 15 сентября гвардейцам Родимцева предстояло штурмовать Мамаев курган, который необходимо было отбить у немцев. С Мамаева кургана просматривался весь город и очень важно было лишить врага  возможности точно корректировать огонь артиллерии. Вот что пишет в своей книге Майкл Джонс: «В преддверии столкновения все преимущества были за немцами, Русские предприняли штурм в дневное время, начав атаку от склонов холма и продвигаясь вверх к хорошо укрепленным позициям врага под сильнейшим огнем немецкой артиллерии и бомбардировками с воздуха. Атака не могла быть успешной. И тем не менее она удалась. Невероятно, но красный флаг взмыл над водонапорными башнями на вершине кургана».

Чуйков впоследствии рассказывал своему сыну Александру о том, как перед боем разговаривал с бойцами, объясняя необходимость во что бы то ни стало взять Мамаев курган. «Я видел лица бойцов, я смотрел им в глаза. Они были сильными парнями, крепкими и красивыми. Они готовили себя к атаке. И когда я разговаривал с ними, я знал, что посылаю большинство из них на смерть. Можешь ли ты представить, каково ощущать такое? Но не было другого пути, мы должны были отбить курган». Чуйков рассказывал сыну о том, как наблюдал в бинокль за атакой на Мамаев курган: «Я никогда не забуду их героизма. Враг буквально снес склон, где они находились, но они продолжали идти, прикрепляя штыки, стремясь сблизиться с врагом для рукопашного боя. Я видел, как один из наших солдат проткнул штыком немца и подбросил его. Они все продолжали двигаться вперед с невероятной решимостью. На мгновение я представил, что смотрю на строй богатырей, уничтожающих противника».

Они и были настоящими богатырями, и Василий Иванович Чуйков, и Александр Ильич Родимцев, и все бойцы и командиры, защищавшие Сталинград.

ПОЛКОВОДЕЦ СУВОРОВСКОЙ ШКОЛЫ

Участник Сталинградской битвы офицер штаба 62-й армии Мережко говорит: «Среди наших войск царил особый дух, проявившийся во время битвы. Смелость была ключевым словом для бойцов под командованием Чуйкова. Они гордились быть частью этой армии, голос чести заставлял солдат совершать невероятные подвиги. Заставить совершать подобное их не могли бы ни комиссары, ни кто-либо другой».

Вся армия повторяла слова снайпера Василия Зайцева, сказанные им Чуйкову, когда командарм вручал бойцу медаль. «Нам отступать некуда. За Волгой для нас земли нет», - сказал крестьянский сын из уральской деревни Зайцев.

Чуйков, обладая необыкновенной отвагой и храбростью, считал необходимым находиться в решающие моменты сражения в самых опасных местах среди своих бойцов, чтобы поддержать боевой дух войск. Да и сам КП командующего армией также находился часто всего в трех-четырех сотнях метров от передовой. Когда немецкая авиация разбомбила резервуары с нефтью, горящая нефть залила все пространство вокруг блиндажа, где находился КП Чуйкова. Стоя среди этого озера горящей нефти, Чуйков вместе со своим штабом продолжал командовать войсками.

Историк Ричард Овери в своей книге «Русская война» называет назначение Чуйкова командармом 62-й армии «вдохновенным выбором», подчеркивая, что «этот крепкий, рослый человек... переносил то же, что и его бойцы, и без дрожи смотрел в лицо смерти». Американский исследователь Майкл Джонс в своей замечательной книге «Сталинград. Как состоялся триумф Красной Армии» главу, посвященную Чуйкову, назвал «Лев на Волге», т.к. многие считали, что этот высокий, широкоплечий человек с густой шевелюрой и сильным, решительным лицом напоминал льва. Но Василий Иванович напоминал могучего льва и отчаянной смелостью, и железной волей. Майкл Джонс пишет, что Чуйков «в кромешном аду Сталинграда сумел изменить настроение бойцов и привести их к победе. Именно благодаря исключительному взаимодействию Чуйкова с рядовыми солдатами удалось сделать почти невероятное: превратить истерзанную в боях 62-ю армию в боевое формирование колоссальной силы».

В Сталинграде не раз вспоминали заветы Суворова, особенно «Сам погибай, а товарища выручай». Василий Иванович Чуйков, как и Суворов, верил в доблесть и отвагу русского солдата: «Даже в самом горячем бою хорошо подготовленный солдат, зная моральные силы противника, не боится его количественного превосходства. Ничего страшного не будет, если боец, ведя бой в подвале или под лестничной площадкой, зная общую задачу армии, останется один и будет решать ее самостоятельно. В уличном бою солдат порой сам себе генерал. Нельзя быть командиром, если не веришь в способности солдат».

Наставления Чуйкова, написанные для действий штурмовых групп в Сталинграде, стали основой для методик, по которым обучают в разных армиях мира бою в городских условиях. Чуйкова после Сталинграда стали так называть - «генерал-штурм». Язык Чуйкова напоминает речь Александра Суворова: «Врывайся в дом вдвоём - ты да граната; оба будьте одеты легко - ты без вещевого мешка, граната без рубашки; врывайся так: граната впереди, а ты за ней; проходи весь дом опять же с гранатой - граната впереди, а ты следом. На этот опыт можно положиться вполне. Тактика штурмовой группы основана на быстроте действий, натиске, широкой инициативе и дерзости каждого бойца".

Под стать Чуйкову были и его начальник штаба Николай Иванович Крылов, и член Военного Совета Кузьма Акимович Гуров. Настоящими героями были комдивы 62-й армии -  Родимцев, Гуртьев, Батюк, Жолудев, Гурьев, Людников. Не случайно на карте Сталинграда появился «Остров Людникова». 138-я дивизия Людникова была полностью окружена немцами со всех сторон, занимала площадь 500 на 500 м, а за спиной была Волга. Больше месяца в таких условиях дивизия отбивала непрерывные атаки немцев, пытавшихся сбросить их в Волгу. Людников со своим штабом в рукопашных схватках отражал немецкие атаки на свой КП. Когда было прервано снабжение, бойцы 138-й дивизии сражались используя боеприпасы добытые у врага. Но они выстояли и победили.  

Майкл Джонс приводит воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Ивана Щилаева, воевавшего в дивизии Родимцева. Щилаев вспоминал еще один страшный день, когда  вновь судьба Сталинграда висела на волоске, 22 сентября. В этот день немцы огромными силами предприняли необычайно мощное наступление, стремясь сбросить части 62-й в Волгу. И в некоторых местах до воды оставалось не больше 200 м. Но 13-я гвардейская дивизия выдержала все атаки врага. Щилаев почувствовал, что произошло нечто знаменательное. «Когда я уходил на войну, мать дала мне листок, на котором была написана молитва. Эта молитва должна была хранить меня. Я положил листок в нагрудный карман и даже не взглянул на него, я ведь был коммунистом. Однако в Сталинграде происходило что-то необъяснимое. Впервые я ощутил это, когда мы взяли Мамаев курган, а затем гораздо сильнее, когда мы выстояли 22 сентября. Все наши солдаты говорили, что произошло нечто значительное, что-то такое, что выше нашего понимания. Мы знали, что снова открылись церкви и что снова вспомнили о исконных героях нашей земли. Я был атеистом, но оставаться им в Сталинграде оказалось невозможно. Я не могу объяснить, каким чудом я остался жив или как наша армия смогла продолжить борьбу. Немцы должны были уничтожить нас всех в тот день. Само собой получилось, что я достал из кармана листок с молитвой, развернул его и поблагодарил Бога».

«ЗА ВОЛГОЙ ДЛЯ НАС ЗЕМЛИ НЕТ»

Через месяц упорных и ожесточенных боев, 14 октября, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, вновь решалась судьба Сталинграда. Именно в этот день Паулюс сосредоточил для решающего штурма огромные силы. Главный удар был направлен на Тракторный завод, который защищала 37 дивизия Жолудева. У Чуйкова не было резервов, все части 62-й армии упорно бились на своих участках фронта. Он ничем не мог помочь Жолудеву и лишь просил его продержаться, сколько сможет. Бойцы 37-й дивизии знали об этом и готовились к последнему бою, раскладывали гранаты и бутылки с зажигательной смесью, точили ножи и саперные лопатки.

14 октября немецкая авиация в течение полутора часов непрерывно наносила сокрушительные  бомбовые удары по русским позициям. По словам командующего немецкой авиацией Хоззела «Юнкерсы» действовали очень эффективно: «Подобно нанизыванию жемчуга на нить, один самолет следовал за другим с интервалом в несколько секунд, сбрасывая бомбы вдоль цели. Ни один из них не промазал». В этом можно не сомневаться, пилоты немецких пикирующих бомбардировщиков были настоящими асами и мастерами своего дела. На нашей передовой все было разнесено в клочья, груды кирпичей, балки, дымящиеся руины, плавилось железо. Казалось, после такого страшного удара в этом кромешном аду не могло остаться ничего живого.

Далее последовал артиллерийский и минометный обстрел и в наступление на Тракторный завод двинулись пять немецких дивизий, три пехотные, одна танковая и одна моторизованная - триста танков, среди которых были огнеметные танки и штурмовые орудия. Но внезапно дымящиеся развалины ожили, немцев встретил пулеметный и ружейный огонь, полетели гранаты и бутылки с зажигательной смесью.  

Хозелл был поражен, но увидел как после полуторачасовой непрерывной бомбежки немцы встретились со «свирепыми контратаками, как будто ничего не случилось, как будто мы сбрасывали игрушки вместо бомб». Немецкие самолеты вновь поднялись в воздух. Но русские применяли особенную тактику, чтобы уберечься от бомбежек, они максимально сближались с немцами - «вцепляясь в горло врагу», как говорили ветераны Сталинграда.

Немецкая авиация работала очень эффективно, применяя мощные бомбы весом в тонну, как и немецкая радиоразведка, которая засекала командные пункты советских войск, направляя на них точные удары своей авиации и артиллерии. Засыпан землей и фактически похоронен заживо в разбитом блиндаже был комдив Жолудев. Чуйков направил ему на помощь свою охрану, но пока откапывали Жолудева, тонная бомба засыпала землей и блиндаж командующего армией. Немцы били очень точно, наши солдаты не успевали откапывать людей в разбитых бомбами и снарядами командных и наблюдательных пунктах полков и дивизий. Было много убитых, но присутствия духа никто не терял. Пока Жолудева с офицерами штаба откапывали, они, погребенные под толщей земли в разбитом блиндаже пели: «Любо братцы, любо, Любо братцы жить. С нашим атаманом не приходится тужить».

Связь подразделений с командными пунктами была нарушена, но бойцы и командиры не думали отступать, сражаясь часто в полном окружении, поднимались в контратаки. Рядовые бойцы, оставшись без командиров в развалинах и кучах битого камня и кирпичей, брали командование на себя, организовывая оборону, а командиры полков со своими штабами бросались в штыковые атаки, уничтожая прорвавшуюся немецкую пехоту. Но слишком неравны были силы, при помощи авиации и танков немцы теснили остатки дивизии к Волге. 15 октября Чуйков позвал своего брата Федора и приказал ему переправиться на левый берег, передав ему прощальное письмо для жены. Василий Иванович сказал брату: «Федор, один из нас должен остаться живым. Когда немцы прорвутся, я возьму автомат и встану на последнем рубеже у края Волги. Я не собираюсь сдаваться, я умру сражаясь. Я не оставлю этот город».

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71526

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #110 : 09 Мая 2018, 14:34:11 »

(Окончание)

 Для командарма 62-й и его бойцов за Волгой земли не было. Чуйков приказал брату на восточном берегу дождаться утра и, если город устоит, уничтожить письмо и возвращаться на правый берег. Чуйков улыбнулся и сказал: «Если мы останемся здесь завтра утром, считай мы победили». Чуйков вызвал корректировщика огня батареи тяжелой артиллерии, которая работала с Заячьего острова и славилась точностью своих ударов, и посадил на своем КП. Корректировщик получил приказ, в случае если немцы прорвутся на командный пункт, вызвать огонь на себя.  

На следующий день немцы были отброшены. Сталинград выстоял. И мы победили.

Василий Иванович Чуйков во главе своей, переименованной в 8-ю гвардейскую, 62-й армии брал Берлин. И именно к нему вышел для переговоров генерал Кребс. И услышал решительный ответ Чуйкова: «Никаких условий. Только безоговорочная капитуляция». Арсений Тарковский написал такие строки:

И сам я видел вражеских солдат,

Уже заполонивших Сталинград,

И видел я, как русская пехота

Штурмует Бранденбургские ворота.      

Майкл Джонс пишет о своей беседе с сыном  Василия Ивановича Чуйкова: «Я помню, как перебирал  бумаги отца после его смерти - рассказывает Александр Чуйков - и нашел небольшой листок с написанной от руки молитвой и сразу узнал его почерк. Листок был старым, с выцветшими чернилами. На нем виднелись складки. Видимо он хранился в кармане и служил талисманом. Мой отец, убежденный коммунист, никогда не говорил о нем. Но от других членов семьи я узнал, что этот листок пробыл с ним всю войну. Молитва была такой «О Могущий! Ночь в день превратить, а землю в цветник. Мне все трудное легким содей и помоги мне». Александр Чуйков посмотрел на меня и сказал: «Так мы и защищали Сталинград».

МОЛИТВА МАТЕРИ

Мать генерала, Елизавета Федоровна Чуйкова, воспитала 12 детей. Ей было присвоено звание Мать-героиня. Многие годы Елизавета Федоровна была старостой храма церкви Святителя Николая поселка Серебряные Пруды. Когда богоборцы закрыли храм, Елизавета Федоровна отправилась пешком в Москву. Шел 1937 год. Каким-то до сих пор никому не ведомым образом, она попала на прием к Сталину. Храм не разрушили, но службы в нем по-прежнему не было. Это была единственная церковь, не разрушенная богоборческой властью во всем Серебрянопрудском районе.

После окончания войны, когда по праздникам собиралась вместе вся большая семья Чуйковых, конечно, начинались рассказы об удивительных случаях, происходивших с теми, кто был на фронте. Мама обычно молча слушала своих сынов и внуков (тоже воевавших), но, когда ей представлялось, что кто-то хватил через край, она говорила: «Сынки! Тихо. Матушка вас отмолила».

НЕБЕСНОЕ ЗНАМЕНИЕ В СТАЛИНГРАДЕ

14 октября армия Чуйкова сдержала бешенный натиск гитлеровцев. Немцы так и не смогли прорваться к Волге. Нацистская газета «Берлинер бер-зенцейтунг» писала в этот день о боях в Сталинграде: «Наше наступление, несмотря на численное превосходство, не ведет к успеху».

Враг был остановлен в Сталинграде в день Покрова Пресвятой Богородицы - Небесной Заступницы России. По свидетельству однополчан именно после Сталинградской битвы Василий Иванович Чуйков, когда врага погнали на запад, стал посещать все уцелевшие церкви в освобожденных городах.

В пятидесятых годах генерал Родимцев был главным военным советником албанской армии и военным атташе СССР в Албании. В его семье хранятся воспоминания переводчика Родимцева тех времен, Николая Григорьевича Крыжановского, ясно свидетельствующие об отношении героя Сталинградской битвы к вере в Бога. Сам Николай Григорьевич родился в городе Босна Лука в Югославии и был сыном русского офицера, оказавшегося после революции в Чехословакии, потом в Югославии и Албании и принявшего в годы эмиграции сан священника, Крыжановский рассказывал:

«С группой экскурсантов я был в одном из православных храмов столицы Албании Тираны. Власти запретили богослужения в церквях, но некоторые из них оставались открытыми как музеи. Когда все вышли на улицу, мне захотелось вернуться, чтобы побыть одному в церкви. Я так и сделал. Оглядевшись, увидел в темном углу перед иконами коленопреклоненную фигуру. Когда человек поднялся и повернулся ко мне, я узнал Александра Ильича Родимцева. Он сказал мне: «Ты меня не видел». Я ему ответил: «Я и сейчас Вас не вижу».
 

Существует множество свидетельств о том, что в самые тяжелые дни для защитников Сталинграда многие наши солдаты и офицеры увидели Небесное знамение.

О Небесном знамении в небе Сталинграда есть и документальное свидетельство. В архиве Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР находится отчет уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по УССР Ходченко. Он сообщал своему начальнику в Москву Георгию Григорьевичу Карпову, что целая воинская часть из состава армии Чуйкова, пришедшая на Украину со Сталинградского фронта, оказалась свидетельницей некого чудесного явления в Сталинградском небе в ноябре 1942 г. Бойцы и командиры рассказывали о том, что видели Небесное знамение. В наши дни опубликованы воспоминания сталинградцев о том, что в небе наши воины сподобились видеть Пресвятую Богородицу.

В Сталинграде необыкновенно убедительно проявилось главное условие, при котором Господь совершает чудо. О своих сыновьях молились матери командарма 62-й Василия Чуйкова и бойца дивизии Родимцева Ивана Щилаева. Материнские молитвы и обращение к Богу  тысяч русских солдат  соединяются с готовностью наших воинов отдать жизнь за Отечество, положить душу за други своя и родную землю. И тогда приходит помощь Божия.

СТАЛИНГРАДЦЫ В БЕРЛИНЕ

После битвы в Сталинграде наступил перелом в войне. От берегов Волги наши воины погнали войну на Запад и завершили ее в «логове фашистского зверя».

В январе 1943 года командующий 6-й армией Паулюс был награжден дубовыми листьями к Рыцарскому ордену, фюрер присвоил ему звание генерал-фельдмаршала и прислал с самолетом фельдмаршальский жезл с алмазами. А в это время Красная армия завершала операцию под кодовым названием «Кольцо».  Советские войска сжимали свое железное кольцо и добивали  окруженную немецкую группировку.

Во избежание напрасного кровопролития советское командование предъявило ультиматум о безоговорочной капитуляции всех немецко-фашистских войск в районе Сталинграда, однако он был отвергнут. 10 января войска Донского фронта приступили к последней стадии Сталинградской битвы, целью которой было сжать кольцо окружения, расчленить и ликвидировать немецко-фашистские войска.

25 января части 21-й армии ворвались в Сталинград с запада и на следующий день в районе Мамаева кургана соединились с 62-й армией. А 31 января генерал-фельдмаршал Третьего Рейха Фридрих фон Паулюс в подвале сталинградского Универмага сдался в плен ст. лейтенанту Ильченко вместе со своим штабом.

Был пленен весь личный состав штаба 6-й немецкой армии, в том числе начальник штаба генерал-лейтенант А.Шмидт, командующий Южной группой войск генерал-майор Ф.Росске. Всего в Сталинграде в плен было взято 24 генерала вермахта - командиры корпусов и дивизий 6-й армии, 2 500 офицеров и 91 тыс. немецких солдат.

Может быть, Паулюс в эти дни вспомнил август 1942 г., когда его передовые части подошли к Сталинграду.

Танки 14-танкового корпуса генерала Густава фон Витерсхайма приближались с севера к городу. На пути немецких танков оказались три батареи 1077 зенитного полка - 37 пушек с расчетами из молоденьких девушек-добровольцев и батальон рабочего ополчения сталинградского Тракторного завода. Части 62-й армии еще не успели отступить в город и вели бои на Дону отступая к Сталинграду. Девушки-зенитчицы не были обучены вести бои с танками, но выкатили орудия на прямую наводку и приняли бой. Витерсхайм бросил в бой авиацию. Зенитчицы не стреляли по самолетам - экономили снаряды для боя с немецкими танками, продолжая отбивать немецкие атаки. С 23 по 24 августа они подбили и сожгли 83 танка и уничтожили до трех батальонов пехоты. Силы были неравны. Почти все зенитчицы погибли, погибли и рабочие-ополченцы. Густав фон Витерсхайм, осмотрев на поле боя тела убитых зенитчиц и рабочих в гражданской одежде с винтовками в руках, направился к командиру 6-й армии Фридриху Паулюсу и стал убеждать его не идти на Сталинград, предупреждая, что его взятие приведёт если не к поражению в войне, то к колоссальным потерям вермахта. Паулюс расценил высказывания фон Витерсхайма как проявление трусости и отстранил его от командования корпусом.

В Германии в эти дни был объявлен государственный траур, на улицах немецких городов вывесили черные траурные флаги. Впервые «нибелунги» стали догадываться, что в России они столкнулись с силой, которая может сломать их могучий «тевтонский меч» и сокрушить «тысячелетний Третий Рейх».

200 суток продолжалась Сталинградская битва. В сталинградском котле было окружено, полностью уничтожено и пленено 22 отборные, лучшие дивизии вермахта -  330 000 солдат и офицеров. Всего же во время этого небывалого сражения, центром которого был Сталинград, Германия и ее союзники потеряли свыше 1,5 млн солдат и офицеров. Кроме немецких знаменитой 6-й полевой армии и 4-й танковой, были полностью разгромлены 3-я и 4-я румынские и 8-я итальянская армии, 2-я венгерская армия, и несколько оперативных групп германских войск. Потери румын составили 159 тыс. убитыми и пропавшими без вести. В 8-й итальянской армии погибли 44 тыс. солдат и офицеров, а почти 50 тыс. сдались в плен. 2-я венгерская  армия численностью в 200 тыс. солдат потеряла только убитыми 120 тыс.

Всего же в ходе сражения было полностью уничтожено 32 немецкие дивизии и 3 бригады, 16 дивизий были разбиты. Это была четверть всех войск Третьего Рейха.

Что значила битва на Волге для немцев, пишет генерал-лейтенант Вестфаль:  "Поражение под Сталинградом повергло в ужас, как немецкий народ, так и его армию. Никогда прежде за всю историю Германии не было случая столь страшной гибели такого количества войск".

Генерал Ганс Дёрр, признавал, что «Сталинград стал поворотным пунктом Второй мировой войны. Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в её истории, для России - её величайшей победой. Под Полтавой (1709) Россия добилась права называться великой европейской державой. Сталинград явился началом ее превращения в одну из двух величайших мировых держав».

19 января 1943 года на праздник Крещения местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий возглавил Крестный ход на Иордань. Владыка особенно горячо молился о победе русского воинства. Сильно простудился и болезнь заставила его слечь. В ночь на 2 февраля 1943 года, митрополит Сергий, пересилив недуг, попросил своего келейника архимандрита Иоанна Разумова помочь ему подняться с постели. Встав с трудом, владыка положил три земных поклона, воссылая благодарение Богу. Когда келейник помогал ему лечь в постель митрополит Сергий сказал: «Господь воинств сильных в брани низложил восстающих против нас. Да благословит Господь людей своих миром! Может быть это будет началом счастливого конца».

Утром радио передавало сообщение Информбюро о разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом.

Над Сталинградом в этот день развевался красный флаг, и десятки тысяч жалких, оборванных, замотанных в тряпье, замерзших «непобедимых завоевателей» черно-серыми колоннами поплелись на восток - в русский плен.

А счастливый конец наступил в тот день, когда Знамя Победы поднялось над рейхстагом. И на стене рейхстага до наших дней можно прочесть надписи, оставленные гвардейцами Чуйкова: «Мы из Сталинграда», «9 мая 1945 г. Сталинградцы в Берлине!!!».

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/8/9_maya_1945_g_stalingradcy_v_berline/

http://www.mccvu.ru/news/5257/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 7882


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #111 : 10 Мая 2018, 00:14:11 »


Почему нам всем так дорог День Победы?

Ответы пастырей


В наше время, в реалиях постсоветского пространства, лишь один праздник может называться поистине народным и священным – День Победы, который отмечается 9 мая. Почему нам, верующим, не удалось сделать столь же значимыми для всех праздники Пасхи и Рождества Христова?




Праздник Победы глубинно связан с христианским духом


Священник Роман Савчук

Священник Роман Савчук

    Этот праздник «литургичен». В его основании лежат память и благодарность

– Еще Тертуллиан сказал, что наша душа – по природе христианка. Людям, даже лишенным внешней связи с религией, свойственно искать и стремиться к чему-то священному. Поэтому совсем неудивительно, что День Победы стал поистине религиозным праздником в светском обществе. Ведь на самом деле этот праздник чрезвычайно «литургичен», если можно так выразиться. В его основании лежат память и благодарность. Это тот естественный фундамент человеческого сознания, который является средоточием и нашего богослужения: благодарение («Евхаристия») через воспоминание благодеяний Божиих. Мне кажется, что именно эта глубинная связь Праздника Победы с христианским духом сделала его настолько священным для нашего народа. И это нужно поддерживать.

Что же касается вопроса о значимости Пасхи и Рождества Христова, то для христиан эти Священные дни никогда не теряют своей актуальности. Однако совершенно естественно и то, что мир, не желающий всецело принять Христа, стремится стушевать память о Нем, сделать ее не более чем данью традиции. Здесь, мне кажется, не стоит стремиться к какой-либо нарочитой популяризации. Люди должны, прежде всего, пережить личную встречу со Христом, и только тогда они поймут истинное значение всех событий, связанных с жизнью и подвигом Спасителя.


День Победы созвучен Пасхе


Священник Валерий Духанин

Священник Валерий Духанин

– Для меня День Победы созвучен Пасхе. Потому что это не просто победа в какой-то локальной войне, а победа, определившая все в нашей исторической судьбе, победа жизни над смертью, добра над злом, если говорить в общечеловеческих понятиях. Мы сейчас живем, потому что за нас умерли наши деды. Сама Великая Отечественная война подобна Страстной седмице жертвенным подвигом всех, кто оказался включен в те мировые события. День Победы дал возможность нам жить, он основан на жертвенности и в каком-то смысле даровал нашей великой державе возможность воскреснуть.

    Мы живем, потому что за нас умерли наши деды

Во время войны гонителям было уже не до гонений. Все силы были брошены на фронт. А сама война во многих людях пробудила веру. Так что День Победы стал и днем торжества Церкви, ее законного возвращения в жизнь людей.

Я вспоминаю своих дедушек и бабушек, которые все оказались причастны войне и победе. Это какие-то другие люди, которые за всю свою жизнь не знали роскоши, постоянно трудились, в начале 1990-х потеряли вообще все, но они воевали и трудились ради нас. Поэтому для меня День Победы – праздник тоже священный, он освящен благодатью Божией, потому что достичь победы в той страшной войне без особой милости Божией, без помощи и особого Промысла Господа было невозможно. А жертвенность поколения военных лет – живой пример на многие века.

Слава Богу, что люди так чтут этот день. Люди празднуют то, что для них очевидно, существенно. День Победы – праздник живой, он проходит через самое сердце. Другое дело, что не всякий наш соотечественник знает о духовных реалиях, о том, что есть духовная война, в которой победа крайне важна для каждого из нас. Хочется верить, что и Пасха, и Рождество Христово со временем займут в сознании народа должное место, когда сам народ станет ближе к Богу и увидит ту духовную победу, которую ради нас совершил любящий нас Господь.


Подготовил Юрий Пущаев

9 мая 2018 г.


https://pravoslavie.ru/112787.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 7882


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #112 : 15 Мая 2018, 01:03:55 »


День Победы пережил роковую черту

Лев  Пирогов




Так бывает: чем умнее мы хотим казаться, тем глупее становимся. Почему?

Гоголь писал: «Ум не есть высшая в нас способность. Ум идет вперед, когда идут вперед все нравственные силы в человеке, и стоит без движенья и даже идет назад, когда не возвышаются нравственные силы».

Вот День Победы. Выходной. Люди гуляют, радуются. Покупают мороженое. А кто-то умный сидит перед телевизором (или заменившей его «новостной лентой») и морщится: «Плохо это, ох, плохо, что детей одевают в военную форму»...

Или так: «Ну да, ну да, конечно... Раз в год режим делает народу инъекцию Девятого мая...»

Всё правильно: да, раз в год, да, инъекцию. Да только подмечающие всё это умные - дураки. Их ум «стоит без движенья и даже идёт назад».

Те, кто в этот день выходит на улицу, замечают: если совсем недавно главными действующими лицами праздника были старики, то теперь это дети. Правнуки с портретами прадедов. О чём это говорит?

Недавно мы боялись: что будет, когда ветеранов не станет? Забудем? Великая война отойдёт в область преданий?

Ну, нет же у нас личного отношения к Бородинской битве? У Лермонтова ещё было, а у нас уж нет - учи не учи...

Да и не в этом дело... Просто больно было смотреть, как они дряхлеют. Как их год от года становится всё меньше и меньше. Как на традиционные школьные встречи с ветеранами приводят едва живых людей в ходунках - «уф-ф, еле нашли»...

Больно об этом писать. Жестоко, больно и - странно...

Ведь я помню День Победы начиная где-то с тридцатой его годовщины, когда ветераны были крепкими, нестарыми ещё мужиками. Многим из них было столько лет, сколько мне теперь.

Подумать только - как мне теперь...

Ведь означает очень простую вещь. Скоро - да, уже скоро - меня тоже не будет. Скоро наша очередь умирать.

Так, на этой минорной ноте, глуша её торжественными словами, мы и ждали конца Праздника. Говорили «никогда», а в подсознании отзывалось - «скоро»...

Но нет. Что-то случилось. Генерал Мороз, Божье провидение, счастливое стечение обстоятельств... Год, другой, третий... Нет! Точно нет. Теперь об этом можно сказать с полной определённостью. День Победы пережил роковую черту смены поколений.

Он изменился - стал не только и не столько днём памяти о войне. Он стал днём семейной и национальной памяти. Больше того: стал днём, когда память семейная и память историческая, национальная - соединяются.

Днём встречи предков с потомками. Днём, когда они могут побыть среди нас, а мы - прикоснуться к ним. У Бога ведь мёртвых нет. В семье - все живые. День Победы стал днём победы над смертью. <…>

Это событие, позволяющее всем нам объединиться. Это счастье и огромная удача для нашей страны. Удача, каких, может быть, и нет у других. <…>

Может быть, это и есть то самое, за что они сражались и погибали. Не за коммунизм, которого мы так и не построили, не за независимость, которую всё-таки потеряли и пока ещё не вернули, даже не за физическое выживание в те годы... А вот за это. За вечность. За то, чтобы, несмотря ни на что, в любых обстоятельствах, при любом государстве, в любую эпоху наш народ - жил.
 
За то, чтобы настал день, когда уже взрослый праправнук ветерана выйдет с портретом своего отца, когда-то впервые приведшего его на «Бессмертный полк». За то, чтобы был у нас этот день - день победы над смертью, день спасения народной души. Чтобы раз в год наши мужчины плакали. Чтобы прохожие на улицах казались родными. И чтобы хотелось называть их «братья и сёстры».

Пусть только раз в год. Это немало. Ведь людям-то и нужно совсем чуть-чуть, чтобы «не стояли без движенья нравственные силы в человеке».

За это они умирали, это было их последним желанием, исполнение которого свято. Чтобы мы жили. Чтобы мы - всегда - жили.

Так уж давайте не будем умничать. Скажем по-военному - коротко, просто: так точно, вопросов нет. И будем делать то, что завещано. Будем жить.


14.05.2018

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/14/den_pobedy_perezhil_rokovuyu_chertu/
Записан
Страниц: 1 ... 6 7 [8]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!