Андрей Федяшин, политический обозреватель «РИА Новости»Марш Николя СаркозиПариж намерен вернуться в военные структуры НАТОВ натовских столицах и столицах Евросоюза не без трепета и даже ошеломления, начали изучать детали обнародованных Николя Саркози планов коренного пересмотра военной доктрины Франции.
Некоторые называют их «революционными», что отчасти так и есть, поскольку пересмотр основ военной политики и строительства последний раз происходил в стране 14 лет назад. С наскока понять, что же предложил шестой президент Пятой Республики так же сложно, как без подготовки произнести его полное имя Nicolas Paul Stéphane Sárközy de Nagy-Bócsa.
Николя Саркози объявил, что Франция готова на своих, особых условиях, вернуться в интегрированные военные структуры НАТО и возглавить создание некоего подобия «Вооруженных сил Европейского Союза».
На встрече с офицерами и генералами Пятой Республики 17 июня он обнародовал еще целую батарею предложений в области национальной и европейской обороны, системы безопасности, реструктуризации, сокращения и переоснащения национальных вооруженных сил. Самих французских военных они вовсе не бросили в дрожь, хотя и насторожили, кое-какие предложения им даже импонировали, поскольку давно назрели. Некоторые нравились союзникам Франции, а некоторые их озадачили. Все эти предложения содержатся в обнародованной французским президентом Белой книге по обороне и безопасности.
Как и все, что исходило, исходит и, вне всякого сомнения, еще будет исходить от Саркози, объявленные планы – грандиозны, а потому не могли не вызвать неоднозначную реакцию. Спектр – от сарказма бывшего британского бригадного генерала и парламентария Джеффри Ордена: «Я не вижу здесь ничего полезного для Соединенного Королевства. Все это закончится слезами», - до восторженности Центра европейских реформ – «мозгового треста» ЕС: «Это очень амбициозно. Французы хотят все!».
В двух словах: французским военным придется сократиться. Саркози приговорил ВС страны к «усечению» в предстоящие шесть-семь лет с нынешних более чем 320 тысяч до 225 тысяч человек. Это не вызвало большого шума, поскольку все понимают: ВС страны раздуты до неразумных пределов – самые большие в Европе - и Франция уже не может позволить себе оплачивать огромные военные расходы и, главное, административный военный аппарат. Для сравнения можно сказать, что во Франции на небоевые части, управленческий и вспомогательный гражданский персонал идет 60 процентов военного бюджета, и лишь остальные 40 достаются настоящим солдатам и генералам. В Британии, например, все наоборот.
Внутри страны очень не понравилось, что Саркози намерен закрыть около 50 военных баз, которые давали всем окрестным городам и деревням возможность заработать.
Президент парировал уже возникшие голоса критики заявлением в духе - «военные гарантируют безопасность, а не экономику». Справедливо, хотя эта мера, вкупе с сокращением численности ВС, и будет стоить Николя популярности. Но грандиозные планы никогда не обходятся без политических потерь, да к тому же популярность Саркози так низка, что об этом он уже, похоже, не задумывается.
Но при всем этом военные расходы Франции не будут сокращаться, а будут расти, причем львиная доля их пойдет на переоснащение армии, ВВС и ВМС новейшими видами оружия. С настоящего времени и до 2020-го на военные нужды будет выделено 337 миллиардов евро, при этом на техническое переоснащение - 200 миллиардов.
Военно-геополитический раздел, пожалуй, даже превосходит внутренний по грандиозности. В нем Саркози-главнокомандующий обещал вернуть Францию в интегрированное военное командование НАТО и предложил создать Европейскую систему обороны со штаб-квартирой в Брюсселе. Возврат Франции в военные структуры НАТО более всего раздражает Россию, и Саркози здесь выглядит чуть ли не самым отъявленным и наглым пронатовцем со времен Шарля де Голля, главным «предателем» его дела. Здесь надо бы кое-что разъяснить.
Вообще, чтобы понять, что происходит у Франции с НАТО сейчас, хорошо бы знать - как именно они «разводились». Сделал это, как все знают, генерал де Голль в 1966-м. Но вот почему и как он это сделал - мало кто помнит. А зря. Собственно, генерал де Голль, если уж говорить по большому счету, вовсе не был ни антинатовцем или антиатлантистом, он был антиамериканцем, антиангличанином, проевропейцем и профранцузом - с уклоном, естественно, в Величие Франции. В чем его укрепили высокомерное и даже презрительное отношение англосаксонских союзников еще в годы Второй Мировой. Характер у де Голля тоже, конечно, был не подарочек. Но с другой стороны, были характеры еще круче.
Ни Рузвельт, ни позднее Трумэн, ни Эйзенхауэр не переносили «длинного француза», а уж Черчилль ненавидел де Голля так, как мог ненавидеть только Черчилль.
«Длинный француз», «сварливый, высокомерный, заносчивый, скандальный, с фашистскими замашками, авторитарный» – это все черчиллевское. Де Голля так усиленно «задвигали на задний план», что, если бы не Москва, а точнее не наш «дядюшка Джо», подписавший с де Голлем соглашение «о союзе и военной помощи» еще в 1944-м, то долго не видать было бы Франции ни постоянного места в Совбезе ООН, ни возвращения статуса великой державы. Де Голль, может, и согласился бы на НАТО, где Франция имела бы место за столом, а не «в прихожей», но прекрасно понимал, что с блоком, где первенство принадлежит США, а вторая скрипка всегда у Лондона, ему не ужиться. И, уже с 1959-го, как только создал Пятую Республику, стал выдавливать блок из Франции. Сначала вывел из-под командования средиземноморский флот Франции, потом атлантический, запретил американцам держать в своей стране ядерное оружие, бесконтрольно летать над ее территорией, начал строить собственные французские ядерные силы. Все это закончилось выходом из интегрированной военной структуры НАТО в 1966-м. Причем на закрытие 29 военных баз блока и вывод 33 тысяч солдат он дал всего год! Скандал. Такова предыстория.
Францию начал возвращать к проатлантической ориентации еще Жорж Помпиду, бывший у де Голля премьером и сменивший его на президентском посту в 1969-м. Еще большим атлантистом, чем Помпиду и Жискар д’Эстен, оказался Франсуа Миттеран. А предшественник Саркози Жак Ширак почти уже вернулся в интегрированную структуру НАТО, но его план забуксовал, когда тогдашний президент США Билл Клинтон наотрез отказался «отдать» французскому генералу Южное командование НАТО в Неаполе. До 1966-го года именно француз занимал этот пост.
Николя Саркози в этом смысле только продолжатель, а вовсе не застрельщик прекращения «развода». Он здесь ничего не изобретал. Не так уж и далеко от деголлевского «пока страны Старого света находятся в подчинении у Нового Света, Европа не может стать европейской» до нынешнего саркозистского «Я хочу, чтобы альянс стал более европейским, а как мы можем получить более европейский альянс без Франции?».
К воцарению Саркози в Елисейском дворце французы уже несколько лет прорабатывали вариант «достойного возвращения» в НАТО.
Они полагали, что расширение блока на Восток при сохранении французского «получленства», может только укрепить позиции Вашингтона, Лондона и Берлина на пространствах бывшего Варшавского договора и на европейском юге, который Франция всегда считала «карманным». Мало кто знает, но именно Франция, «не член» НАТО наиболее активно настаивала и настояла на том, чтобы Румыния была в «первой волне» вступления. Это самый яркий пример того, как Париж готовил себе почву для контрбаланса на южном фланге НАТО к своему «возвращению». Без «Великой Франции» - такой ее и видит Саркози - продолжение расширения НАТО, которое будет, никуда от этого не деться - просто немыслимо.
«Европейская оборонная инициатива» Саркози вызвала самую противоречивую реакцию. Соседи опасаются - и не зря - что Париж строит ее под себя и вбивает клин в НАТО, хочет компенсировать евроинициативой то, что потеряет с возвращением в военную структуру НАТО. В общем, не без этого, поскольку в дополнение ко всему прочему французы хотят переписать еще и европейскую стратегию безопасности, создать как можно быстрее общий рынок вооружений Старого Света через образование Европейского оборонного агентства, европейскую военно-транспортную авиацию.
Лондон более всего противится «отдельной штаб-квартире» для европейской обороны, считая, что ее созданием в Брюсселе Париж хочет перетянуть множество функций от НАТО. Но вот американцы, почувствовав «аромат Франции», уже подталкивают Лондон к тому, чтобы согласиться к принятию французских предложений – лишь бы Париж поскорее вернулся в натовскую опочивальню, а там уж, на следующий-то день, да кто же будет помнить о каких-то там штаб-квартирах… Где-где, а в Пентагоне хорошо понимают цену заявлений Саркози о том, что Франция «не поместит ни один свой воинский контингент под командование НАТО в мирное время», что «ядерные силы Франции останутся исключительно национальными», что «Франция - независимый союзник, свободный партнер». По большому счету, все эти громкие слова, кроме внутреннего потребления, ни на кого более и не рассчитаны. Притворяться, что такое возможно в блоке, где «независимая политика» - синоним упрямства или противостояния США, Британии или «общей линии» - это уж из области совершенно безрассудного тщеславия. Или откровенного лукавства. Или и того и другого, что, учитывая характер Саркози, более всего и соответствует действительности.
Всю Белую книгу, новую стратегию Франции, еще предстоит предложить на обсуждение парламента, которое начнется ближе к концу июня. Затем, когда стратегия будет одобрена, в чем собственно нет сомнений, разве что сюда добавятся мелкие дополнения, она войдет в Пятилетний план военного развития Франции, который должен быть одобрен к концу нынешнего года. Но вот грандиозные планы Европейской обороны наверняка будут очень даже сильно исправлены союзниками. Это уже было с другими грандиозными планами Саркози.
http://stoletie.ru/politika/marsh_nikolya_sarkozi_2008-06-20.htm