О Христе Рождающемся.
Поздравление с праздником Рождества ХристоваБеседа с епископом Костанайским и Рудненским Анатолием о духовном смысле Боговоплощения, о том, как Рождество Христово было предсказано в древних пророческих книгах, и об особой радости празднования этого великого дня.Рождественский вертеп у Константино-Еленинского собора г. Костанай. – Всех вас, дорогие, поздравляю с праздником Рождества Христова! «Христос раждается, славите!» – это удивительные слова! Великое событие! Радость – неописуемая, потому что она не поддается выражению человеческими словами.
Когда святой Иоанн Креститель увидел Спасителя, шедшего к нему, то сказал своим ученикам, крестя их в водах Иордана: «Приблизилось Царствие Небесное! Приготовьте путь Господу…». Что это значит? Это значит – ямочки засыпьте, кривизны выпрямите… Имеются в виду, конечно, духовные «кривизны» человека. И нам должно задуматься над этим, ведь Бог приходит в тот мир, частью которого являемся и мы с вами.
– Владыка, сегодня многие считают, что Рождество – это такой зимний праздник, отмечаемый после Нового года, причем люди малоцерковные вообще имеют слабое представление о сути этого события: дети идут на елку, потом – веселые гуляния, праздничный стол…
– Вы правы, иногда Рождество Христово воспринимают именно как детский праздник: елочку поставили, дети попрыгали вокруг нее, подарки им подарили, а они стишок рассказали… Отрадно бабушке и дедушке, радость, что их дети тоже имеют своих детей, что внуки растут здоровенькими, красивыми, радуют их...Но духовное торжество праздника Рождества Христова, конечно же, простирается далеко за границы радости обыкновенного ребенка. Ребенок радуется свету, правде, любви, всеобщему умиротворению вокруг себя. И это тоже прекрасно. Но вспомним содержание события Рождества Христова: Господь Бог Сам пришел к человеку, чтобы человек стал другим!
– Мы часто слышим эти слова, но как-то не вдумываемся в их смысл. Как же объяснить это человеку невоцерковленному?– Тут важно понять вот что: Богомладенец пришел к тем людям, которые хотели жить со своим Творцом. Не к тем, кто покоряет космическое пространство, не к тем, кто завоевывает государства, не к тем, кто пытается подчинить всех своей власти, но к тем, кто хочет быть вместе со своим Творцом и исполнять Его правду, получая за это право на жизнь, на вечность, на радость, на свет и на всеобъемлющую Божественную любовь.
– Но ведь само событие Рождества Христова совершилось, по человеческим меркам, очень скромно, даже в гостинице не нашлось места для Святого Семейства…– Да, Святое Писание рассказывает нам о том, как это произошло, и мы понимаем, что совсем немногие люди жили тогда в ожидании Богомладенца. Был мир с его многочисленными царствами, были люди, обладавшие многими знаниями в области философии, астрономии, в различных оккультных направлениях – но все они не ждали Христа. Удивительно, но весь ученый мир того времени представлен в Евангелии тремя волхвами (мудрецами, или астрономами), которые все-таки возымели желание оставить все и идти на поклонение Тому, Кого ожидали как Мессию. А из огромного количества гостиниц и царских дворцов Богомладенцу Христу предложено было всего-навсего лишь одно местечко в пещере, да и то – там, где уже стоял скот.
Рождество Христово. Пьетро Каваллини. Церковь Санта Мария ин Трастевере, Рим. 1291 г. – И поклониться Родившемуся Спасителю туда пришли лишь волхвы и пастухи…– Да, из всего множества людей нашлось всего лишь несколько пастухов, которые пасли овец неподалеку от этой пещеры. Вдумаемся в это еще раз: из всего окружающего мира только несколько простых пастухов пришли поклониться Богомладенцу! А из множества тех евреев, которые ожидали Мессию, – только Матерь Божия и святой праведный Иосиф смогли лицезреть явление Бога во плоти в этот мир!
– Но ведь мы знаем, что ветхозаветное человечество на протяжении очень долгого времени жило ожиданием предвещенного пророками Мессии – Христа. Почему от них было сокрыто событие Рождества?– Сколько было пророков, сколько родоначальников, знатных людей, первосвященников – и все они остались вне пещеры Рождества! Они не были там, потому что тайна пришествия в мир Бога во плоти была настолько необычной, настолько важной, настолько бескомпромиссной, что не смогла явиться достоянием всех и вся.
– Но пророчество о спасении Адама от «семени Жены» Господь открыл еще в раю…– Мы-то с вами знаем, что Христа начали ожидать еще Адам и Ева в раю. Мы знаем, что и ветхозаветные пророки многократно возвещали о том, что придет в мир Спаситель. Знаем, что, когда Христос пришел, книжники и первосвященники Его не приняли (помните, в Евангелии от Иоанна: «К своим пришел, и свои Его не приняли»), не узнали Его… Казалось бы, трудилась целая армия законников, книжников, фарисеев: они не только слова, не только буквы, но даже и точки все сосчитали в Писании! Знали все наперечет: сколько слов, сколько запятых, сколько точек. Они знали пророчества! Но когда действительно пришел Христос Спаситель – они не узнали Его, не поняли, что Он и есть возвещенный пророками, ожидаемый Мессия!
– Это особенно странно, ведь Рождеству Спасителя предшествовали многие чудесные события ветхозаветной истории.– Конечно, это произошло не потому, что Христос пришел как-то неожиданно! Очень ожидаемо! Мы знаем, что волхвы в течение двух лет наблюдали, что весь мир готовится к пришествию в мир Христа. Первосвященники видели, как, вопреки всем законам и обычаям, Матерь Божия вводится во Святая Святых. Наблюдали, как, вопреки законам рождения, рождается будущий Иоанн Креститель. Знали о преестественном рождении Матери Божией. Но вот рождается Сам Христос Спаситель – и ни у кого это не вызывает таких глубоких чувств, какие испытывали в этот момент Пресвятая Дева Богородица и святой праведный Иосиф…
Из всего множества человечества земного нашлось только одно сердце, смиренно готовое принять Бога – это сердце Приснодевы Марии. До Нее ни один человек на земле не смог приготовить себя до такой степени, чтобы в нем мог поселиться Бог! Но знаете, что на самом деле страшно: если вдуматься, то после Матери Божией также не было, и не будет ни одного такого человека!
Рождество Христово – Пресвятая Богородица явилась исполнением «от века Таинства явления», как поется в тропаре Благовещению…– Да, именно на Матери Божией сошлись все земные чаяния, упования и надежды на то, что на землю к людям придет Сам Бог. Конечно, надеялись на пришествие Мессии многие, но готовили себя к принятию Христа Спасителя далеко не все.
Поэтому, давайте не будем путать понятия: то, что произошло, нельзя назвать просто днем рождения, нельзя обозначить как некий семейный или общественный случай. Это событие можно представить только как событие космического значения.
Весь мир, все, что было сотворено Богом, явственно почувствовало Божественное присутствие, выраженное ранее словами Предтечи: «Приблизилось Царствие Божие». То есть, Сам Бог снизошел в этот мир, где вроде бы есть вера – но отсутствует верность, вроде бы есть пророки – но им мало кто верит, вроде бы есть и законники, которые с точностью до точки могут высчитать все грядущее – но они сами не принимают закон!
– Владыка, Спаситель воплотился из среды богоизбранного народа, по человечеству Своему он был из рода Давидова. Какое это имеет значение для нас?– Есть люди, народы, которые очень тщательно хранят свою историю, свою родовую память. В Ветхом Завете рассказывается о том, что постепенно из всего огромного количества народов выделилось племя, которое не просто тщательно хранило свой род, но свой закон наследия, или родовой закон возводило в ранг веры и верности Самому Богу. Помните? «Авраам поверил, и это вменилось ему в праведность». Речь идет о постоянном памятовании о своем Творце и понимании Творца как своего Создателя и Бога! Оказывается, и посредством обыкновенных человеческих свойств и законов можно было, по Промыслу Божию, сохранять в себе все необходимое, чтобы не забывать Бога и не лишить себя Его Божественной любви!
Господь пришел к богоизбранному еврейскому народу для того, чтобы показать: Он верно исполняет Свое обетование. Пришел, чтобы все язычники знали, что Он пришел не к Озирису, не к Юпитеру или каким-то другим языческим богам, а пришел к людям, почитающим Истинного Бога, что Он не языческий ложный бог, с большими зубами, огромными глазами, хвостом, извергающий молнии, – Он, прежде всего, Богочеловек. И Творец того, что называется Светом и Жизнью. Он – Источник Света и Жизни! Он не просто пришел поделиться Своими дарами, а пришел спасти людей!
Епископ Костанайский и Рудненский Анатолий (Аксенов)– Накануне Рождества в храмах читается Евангелие с родословием Иисуса Христа. Что это значит?– У Евангелиста Матфея записано родословие Спасителя, начиная от Авраама, Исаака и Иакова. У Евангелиста же Луки Его родословная восходит даже до самого Адама. Это говорит о том, что Христос пришел к тем людям, которые ожидали Его. И как Адам был сотворен Богом, и Бог общался с ним в раю, так и через обетование от Бога в мир должен был придти Христос Спаситель. То есть, эта родословная свидетельствует о том, что так и произошло в действительности! Не от кого-то и где-то воплотился какой-то неизвестный бог, а пришел к людям Тот Бог, Который дал обетование Адаму о пришествии в мир Спасителя.
У Адама рождались дети, у тех – свои дети, и так – вплоть до Самого Богомладенца Христа. То есть, из рода в род, от человека к человеку, через памятование о Своем Творце жила в людях вера – как верность Богу. Не как признание существования Бога, а как верность Истинному Богу, Творцу. И эта вера не была посрамлена, она получила свое завершение. В день Рождества Христова произошло чрезвычайное событие: Бог приходит к человеку не в каком-то неизвестном, чуждом образе, не в образе представителя животного мира (существуют огромные, могучие животные, например, слоны или киты, или даже еще более мощные, которые жили раньше; хотя они и огромны, и мощны – они – ничто по сравнению с той верой, которая сохранялась в этом человеческом роде), нет, Он приходит, приняв образ этого человека. От плоти к плоти, от веры к вере, непрерывно, осуществлялось ожидание людьми пришествия в мир Христа Спасителя.
– И ожидание это было долгим, более двух тысяч лет…– Да, ожидали этого события долго, потому что не находилось ни одного человеческого сердца, способного произнести те слова, которые произнесла Матерь Божия в ответ Небесному вестнику, Архангелу Гавриилу: «Се, раба Господня, буди Мне по глаголу твоему!» И, наверное, даже не эти слова были самыми главными. Главным было сердце Богоматери. Когда Она узнала о том, что должен родиться Христос Спаситель от Девы, то подумала: «Хорошо бы быть самой последней служанкой у этой Девы!» Не первой подругой, не главной начальницей в доме этой Госпожи… И уж, конечно, Она даже не помыслила о том, как хорошо бы быть самой этой Госпожой. Она молилась, чтобы Господь позволил Ей быть хотя бы служанкой в том доме. И «призрел Господь на смирение» Ее …
– И само событие Рождества так же научает нас смирению…– Люди часто говорят о каких-то своих особых свойствах, чувствах, некоторые даже объявляют себя богами. Но как же это несовместимо с Божественным происхождением человека! Ведь первый человек Адам был сотворен Богом и получил от Него в дар возможность видеть, слышать, думать, чувствовать, любить. Все свои мысли и знания человек получил в дар от Бога. И когда человек хвалится своим величием, насколько это смешно в очах Правды Божией! И насколько же человек беспомощен пред Богом, когда Господь видит его неадекватность по отношению к окружающему миру: ведь если человек поражен самомнением смерти, он не способен и к дальнейшей жизни!
Если выплеснуть воду на песок, то скоро она высохнет, лишь на короткое время останется мокрый след в этом месте. Так и человек: когда он живет в этом мире без связи с Богом, он «высыхает» в своем мнении о себе: он начинает воображать, что это он сам изобрел окружающий мир, воздух, горы, солнце, звезды. Ему кажется, что невозможно превзойти его в славе, что он может все купить, всех продать, всех поставить себе в послушание. Но как же он сам себя обманывает! И вдруг, неожиданно для него, наступает время – и он остается без Бога, без жизни, без света, без радости, без вечности. Это самое страшное, что может случиться: вынужденная богооставленность. В таком состоянии и находилось человечество накануне пришествия в мир Христа Спасителя.
– Христос пришел на землю, чтобы спасти человека от греха, восстановить связь людей с Богом…– Христос пришел, чтобы избавить людей от греха, спасти от болезни и от смерти все человечество, чтобы показать, что все великое и главное дается человеку от рождения. И дань этому великому и главному – человеческое желание быть вместе со своим Творцом и не потерять эту связь с Первоисточником Жизни. Эта связь должна сохраняться. Скажем так, если это небольшой пруд, то он обязательно должен быть связан с какой-то рекой. Если это река – она должна обязательно питаться из каких-то небесных источников. А если море – оно должно быть соединено с океаном.
Когда же человек теряет связь с Океаном Жизни – с Богом – происходит огромная трагедия.
– Из ветхозаветной истории нам известно, что эта трагедия случилась и с богоизбранным народом.– Многие люди на протяжении всей человеческой истории подвергались искушению объявить себя богами. Достаточно вспомнить хотя бы тот мир, который был при праведном Ное. Многие люди тогда, действительно, чувствовали себя настоящими богами, как сказано: «ели, пили, женились, выходили замуж», то есть, делали все, что присуще и животному миру, но и безмерно согрешали, так что Господь назвал их беззакония «невозможными». В Библии даже сказано, что Господь пожалел тогда, что Он сотворил человека, и решил погубить человеческий род. Но и в этом океане неверия и порабощения животными страстями нашелся один праведник со своей семьей. Звали его Ной. Ной был человеком, «ходившим пред Богом», и Бог говорил с ним, и велел ему построить корабль, на котором Ной должен был «переплыть» Потоп, эту трещину в отношениях между человечеством и Богом. Праведный Ной послушался Бога и «переплыл», и прибыл на своем ковчеге в место для возрождения новой жизни, и во истину стал «обновлением» в сознании многих людей. Он явился родоначальником нового взгляда на жизнь, благодаря ему люди по-новому взглянули на окружающий мир, по-новому стали относиться друг к другу.
Праведный Ной собирает животных в ковчег Но, оказывается, и этого было недостаточно! Недостаточно потому, что эти «новые люди», теперь, казалось бы, должны были быть верны своему Творцу, а они вдруг стали противопоставлять себя Богу, стали строить Вавилонскую башню. И так упорствовали в этом противопоставлении, что Господь разрушил их башню, а они разбежались в разные стороны, ибо не может людей объединять пустота. Не может быть источником жизни – смерть.
– Но в еврейском народе память о грядущем Мессии сохранялась…– Праведные Авраам, Исаак и Иаков вновь возродили отношения людей с Богом. Шло время, и вот, наконец, через пророков, через стенания и молитвы людей, искренне и всем сердцем ищущих Бога, люди смогли в лице Матери Божией уготовать такое место, где смог воплотиться Богомладенец. Господь пришел на землю, чтобы дать человеку свойства, с которыми у него была бы возможность жить потом на Небе. Таким образом, Рождество Христа Спасителя на земле стало центром и всех событий, связанных с жизнью человека на земле.
– Событие Рождества Христова получило отражение и в названии новой эры.– Да, даже наименование этого периода времени не случайно получило название «христианской эры». Мир стал «христоцентричным», «вифлеемоцентричным».
И те, кто пришли из разных мест земли в Вифлеем, в эту убогую пещерку, поклониться Богомладенцу, удивились, увидев Рождшегося Спасителя и стали прославлять Его. Именно с этого момента сердца людей стали готовиться к настоящему принятию в себя Христа как Бога: уже через Крещение, через Пятидесятницу.
(Окончание следует)