Александр ВОРОНЦОВ
Олег РЕВЕНКОКНДР: мирный спутник или боевая ракета?Событие, которого с тревогой ожидали, произошло: 5 апреля 2009 года Северная Корея осуществила, по собственной официальной версии, запуск спутника связи или, по утверждениям её оппонентов, - пуск ракеты дальнего радиуса действия. Напомним, что подобные эксперименты имели место и в прошлом, в частности в 1998-м и в 2006 годах, причём каждый раз такие действия болезненно воспринимались Соединёнными Штатами, Японией и Южной Кореей, рассматривающими ракетную программу Пхеньяна как прямую угрозу своей безопасности. Ответом на предыдущее ракетное, а затем и ядерное испытание в КНДР стало принятие Совбезом ООН двух санкционных резолюций, в соответствии с которыми Пхеньяну в числе прочего запрещалась любая деятельность, связанная с разработкой и реализацией программ по баллистическим ракетам, включая мораторий на их пуски.
Нужно сказать, что на этот раз северокорейцы, по крайней мере формально, стремились продемонстрировать цивилизованное поведение. Они заблаговременно заявили о планах вывода на околоземную орбиту «экспериментального спутника связи», уведомили международные организации о примерных сроках и времени запуска, передали необходимую техническую информацию для обеспечения безопасной навигации в районах Тихого океана, над которыми будет проходить траектория полета ракеты-носителя.
Естественно, США и их союзники категорически отказались воспринимать на веру утверждения Пхеньяна о «мирном характере» запуска космического объекта, заявив о том, что это лишь прикрытие для проведения испытаний межконтинентальной баллистической ракеты, способной нести ядерный боезаряд. Действия КНДР были интерпретированы как прямая угроза для этих стран и грубое нарушение ооновских резолюций. Эти высказывания сопровождались беспрецедентными военными мерами: в акваторию Японского моря была стянута мощная группировка сил ВМС США, Японии и Южной Кореи, приведены в состояние боевой готовности системы ПРО этих государств на случай необходимости уничтожения северокорейской ракеты либо ее фрагментов при «возникновении чрезвычайных обстоятельств». В ответ Пхеньян предупредил о неминуемости «возмездия», коль скоро эти замыслы будут реализованы на практике.
К счастью, все пока обошлось без последствий в духе худших голливудских сценариев. Запуск прошёл в штатном режиме, и поводов для применения военных мер воздействия КНДР своим соседям не предоставила. Драматический накал страстей вокруг происходящих событий во многом обусловлен тем, что здесь столкнулись две экстремальные линии поведения: Пхеньяна, с одной стороны, и Запада - с другой.
Северокорейцы в духе своей излюбленной тактики "балансирования на краю обрыва" предприняли рискованный космический эксперимент, прекрасно понимая, что это может еще более усугубить и без того напряжённую ситуацию на Корейском полуострове и вокруг него. В свою очередь Вашингтон и Токио, третирующие КНДР как "парию" международного сообщества, априори расценивают любые действия Пхеньяна как вызывающие и представляющие вызов их благополучию. Истина, как всегда, "находится где-то рядом".
Северной Корее в соответствии с резолюциями СБ ООН воспрещается осуществление лишь военных ракетных программ, в то время как мирное исследование космоса, будучи неотъемлемым правом всех суверенных государств, не может быть "отозвано" или ограничено решениями каких-либо международных органов, включая и Совет Безопасности ООН. Специалистам по корейским делам вполне понятно и то, что технически явно несовершенные северокорейские баллистические ракеты "штучного производства" вряд ли представляют реальную военную угрозу для соседних стран. Пхеньян, по свидетельству многих серьёзных экспертов, пока не в состоянии создавать компактные ядерные боеголовки для их установки на ракетах-носителях. Поэтому самое худшее, чего можно ожидать от этих аппаратов, - это экологические бедствия или материальный ущерб для соседей, в том числе и для российского Дальнего Востока в случае катастрофы по причинам технического характера.
В связи с этим у некоторых наблюдателей возникает вопрос - зачем бедной стране, какой является КНДР, втягиваться в реализацию дорогостоящей и не сулящей практической отдачи ракетно-космической программы, усугубляя трудности, испытываемые северокорейской экономикой? На этот счёт существуют разные мнения, а наиболее убедительной представляется версия о том, что запуском своего космического объекта Северная Корея преследовала, главным образом, цели политического характера: привлечь к себе внимание как серьёзной "военной державе", с интересами которой надо считаться.
В Пхеньяне небезосновательно полагают, что новый американский президент чрезмерно увлёкся ближневосточным, афганским и другими международными сюжетами, в то время как задачи урегулирования проблем Корейского полуострова в списке приоритетов Вашингтона отошли на второй план. В интересах же Северной Кореи - добиться возобновления диалога с администрацией США в надежде на дипломатическое признание со стороны Вашингтона или получение солидных материальных дивидендов и гарантий за отказ от своих опасных программ в ракетно-ядерной области.
Конечно, Пхеньян начал рискованную игру, результат которой не очевиден. Вполне вероятно, что вместо дипломатического выигрыша КНДР может столкнуться с растущей международной изоляцией, в случае если раздражение Запада по поводу запуска 5 апреля обернётся введением новых санкций, способных основательно "перекрыть кислород" стагнирующей экономике страны. Во всяком случае, с большой долей уверенности можно утверждать, что состоявшийся ракетный пуск лишь положил начало цепи событий, и каким будет последнее звено этой цепи, пока сказать невозможно.
Здесь необходимо обратить внимание на существующие в международном праве и мировой практике неопределённости и разночтения в определении понятия «запуск спутника». Одни утверждают, что любой запуск спутника одновременно является и испытанием ракетной техники. Другие специалисты указывают на принципиально важные различия между этими двумя техническими программами. По их убеждению, суть ракетного испытания состоит в том, чтобы полезный груз, переносимый ракетой, был перемещён по баллистической траектории из одной точки на земле в другую точку, расположенную также на земной поверхности. При запуске же спутника имеет место принципиально иное действие – движение только в одну сторону космического пространства с выводом полезного груза на околоземную орбиту без его возвращения на землю.
Как известно, действуя по заранее разработанному плану, Япония, поддержанная США и другими союзниками, мгновенно инициировала созыв чрезвычайного заседания СБ ООН, в ходе которого страны Запада без сомнения будут настаивать на «скором суде и строгом приговоре» - ужесточении режима санкций в отношении КНДР. При этом они руководствуются первой из двух возможных интерпретаций понятия «запуск спутника». Однако они наверняка услышат возражения со стороны государств, считающих КНДР своим партнёрам и полагающих необходимым учитывать логику второго типа. В Совете Безопасности ООН к этим государствам обычно относят КНР и Россию.
Конечно, различия в подходах указанных групп стран объясняются не только этим. Глубинной мотивацией действий сторонников жёсткого курса в отношении КНДР является стремление сопроводить официальную линию на достижение ракетно-ядерного разоружения «скрытой повесткой», направленной на осуществление смены режима на севере Кореи. Нынешние события представляются им удобным поводом для наращивания давления на КНДР и её изоляции. И тут уже не столько Пхеньян, сколько они сами вступают на путь «балансирования на острие лезвия», поскольку такая политика неизбежно ведёт к дальнейшему увеличению конфликтного потенциала на полуострове и сужению возможностей диалога.
В этой ситуации Москва и Пекин призывают к следующему:
Во-первых, не спешить с принятием скоропалительных решений в СБ ООН, а дождаться появления выверенных военно-технических экспертиз относительно характера и природы осуществленного КНДР запуска.
Во-вторых, отдавая приоритет задачам сохранения мира и безопасности на Корейском полуострове, проявлять сдержанность и благоразумие, просчитывая все последствия планируемых шагов с тем, чтобы избежать эскалации напряжённости.
В-третьих, задуматься над вопросом, что для всех заинтересованных сторон важнее: сохранение в целом успешно действующего шестистороннего процесса, нацеленного на ликвидацию реально существующего ядерного оружия на Корейском полуострове или крушение этого переговорного формата в угоду введения, как показывает практика, малоэффективных ограничений на сравнительно менее опасную для соседей ракетную деятельность КНДР?
Здесь имеет смысл поставить не точку, а многоточие, принимая во внимание неминуемое появление в ближайшие дни и даже часы новой богатой пищи для размышлений по данной теме.
http://www.fondsk.ru/article.php?id=2047