Ярослав БутаковПолитическая провокация: вчера, сегодня, завтраЧасть 3Если бы Бен-Ладена не было, его бы придумалиПо окончании Второй мировой войны, в эпоху войны «холодной» и особенно после её завершения провокация как средство воздействия на международную политику получило наиболее широкое распространение. Это было связано, в первую очередь, с резко возросшими, по сравнению с предшествующими периодами истории, возможностями средств массовой информации по целенаправленному формированию общественного сознания.
Здесь достаточно вспомнить знаменитые события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Они знаменовали собой переход человечества в принципиально новую стадию восприятия совершающегося с ним. Она характеризуется двумя главными чертами. Во-первых, это абсолютная некритичность по отношению к подаче информации с «голубых экранов». Во-вторых, это гиперготовность некоторых крупнейших субъектов мировой политики идти до конца в реализации своих геополитических планов, не останавливаясь перед выбором средств. Точнее даже, это тщательный выбор средств с учётом поставленных целей: чем последняя выше и дальше, тем, для её убедительной артикуляции, более шокирующее средство должно быть выбрано.
Мы не будем, однако, вслед за некоторыми «разоблачителями», доказывать, что теракты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке были делом рук ЦРУ, впечатляющей инсценировкой для сотен миллионов одурманенных потребителей информации. В первую очередь потому, что вряд ли такая версия в принципе доказуема: спецслужбы, тем более, настолько высококлассные, как ЦРУ, не стали бы осуществлять подобную провокацию, если бы не было гарантий замести по её совершении абсолютно все следы. Тем не менее, необходимо отметить, что теракты реального или мифического Бен-Ладена состоялись как нельзя более кстати для реализации США своих новых глобальных геостратегических планов. В данном случае – для присутствия в Центральной Азии и для подготовки последующего вторжения в Ирак.
Характерные черты новой стадии восприятия событий проявлялись, впрочем, задолго до 2001 года, постепенно нарастая. Западного обывателя ничего не стоило убедить в необходимости санкций в отношении Югославии и Ирака и бомбардировок этих стран, оккупации и сецессии Косова, вторжения в Ирак. Но здесь важно и то, что эти крупнейшие после 1945 года военные кампании сами начинались и разворачивались как серия масштабных политических провокаций.
Как «разводили» Саддама ХусейнаНи для кого уже давно не секрет, что Саддам Хусейн начинал своё вторжение в Кувейт в августе 1990 года, будучи полностью уверен если не в поддержке, то в невмешательстве США и других великих держав. Во время войны с Ираном 1980-1989 гг. Ирак негласно получал помощь военными материалами от таких разных государств, одинаково негативно относившихся к фундаменталистскому режиму Ирана, как СССР, Франция (давние союзники Ирака) и США (те, правда, как выяснилось, втихую помогали ещё и Ирану – для равновесия, надо полагать). Только благодаря гарантиям такой помощи Ирак решился первым напасть на Иран (однако, блицкрига не получилось), а в дальнейшем сумел выстоять «вничью» в долгом противостоянии с промышленно гораздо более мощным и почти вчетверо более населённым Ираном. Вождь арабского социализма находился в хороших отношениях и с Востоком, и с Западом, мог гордиться этим своим достижением и уверенно смотреть в будущее при реализации своих планов превращения Ирака в региональную державу.
Важным шагом к этому должна была стать аннексия Кувейта. Есть основания полагать, что Хусейн заручился какими-то устными гарантиями со стороны как американских, так и советских высокопоставленных лиц, что их страны не будут мешать Ираку. Вообще, Хусейну в голову не могло прийти, что его союзники сразу резко пойдут на силовую акцию в его отношении. Однако, у США были свои планы. В Белом доме (как, впрочем, и в Кремле) знали о намерениях Хусейна, но делали вид, что им до них нет никакого дела, хотя уже планировали свою реакцию на захват Ираком Кувейта. По сути, Вашингтон (и его тогдашний московский подпевала-перестройщик) элементарно спровоцировали Хусейна.
Далее всё тоже шло по разработанному сценарию. Операция «Буря в пустыне» (январь – февраль 1991 года) завершилась выводом иракских войск из Кувейта. Однако США отказались прекратить конфронтацию. Они объявили сам режим Саддама Хусейна «врагом человечества» и стали инициаторами международных санкций, призванных создать в Ираке невозможную для жизни обстановку, что, по расчётам вашингтонских стратегов, должно было привести к свержению режима Хусейна. Правителю Ирака не дали возможности ни оправдаться, ни вести переговоры. Из союзника Хусейн в одночасье превратился в обречённого изгоя.
Чем был вызван такой резкий поворот в политике США? Запустив механизм обрушения СССР и Восточного блока, обеспечив себе скорую победу в «холодной войне», США перешли к следующему этапу завоевания мирового господства. В мире есть немало стран, реализующих собственную модель развития, не разделяющих ценности ни западного мира, ни советского. На них теперь и обрушился гнев «всемирного бога демократии». В категорию «стран-изгоев» Штаты записали, помимо ориентировавшейся на СССР Кубы, также квази-маоистскую КНДР, Ирак, Сирию, Иран, Афганистан (при талибах), Судан, Сомали, Венесуэлу (после прихода к власти Чавеса), Беларусь (при Лукашенко), Союзную республику Югославию.
Применение санкций, а зачастую и силы против «стран-изгоев» было призвано, помимо прочего, демонстрировать мощь и глобальное влияние США. Рассчитывая на мирное утверждение своего влияния в странах бывшего социализма, и по-прежнему опасаясь военной конфронтации с Россией, США теперь могли, не боясь помех со стороны другой сверхдержавы (ибо такой уже не было – США остались единственной сверхдержавой), приступить к переформатированию особо «неудобных» стран, дипломатическими методами изолируя их от мирового сообщества и отрабатывая свою стратегию глобального вмешательства.
Обрушение ЮгославииПричины и этапы последовательно осуществлявшейся стратегии США по уничтожению Югославии были нами рассмотрены. Здесь лишний раз отметим то, что каждый этап этого плана разворачивался с очередной провокации. Сначала, в 1991 году сербам дали втянуться в долгую войну с хорватами, причём делали вид, что эта война – внутреннее дело самой Югославии. Возможно, что если бы сербам удался блицкриг, за океаном бы не стали поднимать большого шума. Но в то-то и дело, что США и некоторые их европейские союзники (главным образом, Германия) в то время приложили все усилия, чтобы такого блицкрига не получилось. Хорватии оказывалась (пока негласно) военная помощь, и война стала позиционной. В то же время сербы постепенно оказывались в изоляции, чему также способствовало полное отсутствие своего видения внешней политики у руководства РФ начала 90-х гг. Когда затяжной характер войны вырисовался чётко, одновременно обозначилась слабость тогдашнего российского руководства, США и Западная Европа перешли в дипломатическое наступление на сербов. Оно развернулось с лета 1992 года, когда мусульманское меньшинство Боснии объявило о создании независимого государства, а в ответ боснийские сербы провозгласили создание своей республики, которой стала оказывать помощь Сербия.
Есть основания считать, что Слободан Милошевич имел какие-то заверения от далеко не последних лиц в Вашингтоне о невмешательстве США (некоторые даже подозревают наличие у сербского лидера конкретных тайных соглашений с США, поощрявших его на активные действия). Во всяком случае, резкая реакция США на начало кризиса в Боснии стала непредвиденным и неприятным сюрпризом для Милошевича. По существу дела, его спровоцировали на активные действия с тем, чтобы обвинить в агрессии.
Против Сербии и Черногории (составлявших до 2005 года одно союзное государство) были, как против Ирака, введены международные санкции. Урегулирование боснийского кризиса в 1995-1996 гг. произошло за счёт боснийских сербов. В данном случае Милошевича спровоцировали на предательство. Он должен был прекратить помощь Республике Сербской в Боснии и согласиться на выдачу «международному трибуналу» лидеров этой республики, если те найдут убежище в Сербии. Взамен были отменены санкции против Югославии.
Участившиеся с этого времени вылазки албанских сепаратистов в Косово побудили сербское руководство начать в крае полномасштабную контртеррористическую операцию. Сепаратистское движение, подпитываемое из-за рубежа, само по себе было провоцированием сербского руководства на силовые методы, за которыми должно было последовать очередное вмешательство США. Однако и тут до поры до времени Запад не высказывал особого беспокойства, позволяя сербам глубже втянуться в конфликт, в то же время постоянно оказывая помощь албанцам, чтобы те могли сопротивляться. А в конце 1998 года Запад внезапно (для сербского руководства, убаюканного мнимой пассивностью Запада) перешёл на язык ультиматумов. Но даже капитуляция Сербии после трёхмесячных бомбёжек не остановила США в их планах по «наказанию» непослушного Милошевича. Он был свергнут в результате первой инспирированной «цветной» революции.
Под прицелом РоссияАналогом провокаций с помощью сепаратистов стали две «чеченские кампании» против России. Впрочем, это тема отдельной статьи. Россия всё-таки выстояла. Тогда против неё стали использовать соседние государства. Наступление грузинских войск на Цхинвал в августе прошлого года стало типичнейшей провокацией, устроенной под непосредственным управлением вашингтонских кукловодов. Вряд ли они, да и их грузинские марионетки всерьёз полагали, что смогут силой покорить Южную Осетию, и что за последнюю не вступится Россия. Наоборот, вмешательство России просчитывалось с вероятностью 100%, но именно это и было нужно заокеанским политикам. Против России сразу развернулась грандиозная кампания в мировых СМИ (автор, находясь в то время за границей, имел возможность наблюдать её воочию). И даже сейчас, когда собраны и представлены миру доказательства агрессии Грузии, многие зарубежные обозреватели, как заведённые автоматы, продолжают писать о «вторжении российских войск в Грузию и оккупацию ими части грузинской территории».
Расчёт был на то, что Россия просто не сможет не помочь Южной Осетии. Для российского руководства была ясна провокационная суть происходящего, но не ответить было бы ещё хуже. Приняв вызов, ответив силой на силу, Россия повела себя максимально осторожно, чтобы не дать лишнего повода обвинить себя. Войска, имея полную возможность войти в Тбилиси, были остановлены у ворот грузинской столицы. Триумфального завершения кампании, которое неминуемо закончилось бы тяжёлым дипломатическим фиаско, не произошло.
Что было достигнуто этой провокацией? В первую очередь то, что западноевропейского (главным образом) обывателя заставили лишний раз насторожиться в отношении «этих русских». Что будет некоторое время создавать дополнительные трудности для сотрудничества России с государствами ЕС. Одновременно Штаты проверили боеготовность грузинских вооружённых сил на предмет вступления Грузии в НАТО, настойчиво выпрашиваемом официальным Тбилиси. Вывод, который сделали США – грузинская армия в её настоящем виде абсолютно непригодна для боевых действий. Поэтому в доступе к НАТО Грузии пока отказано.
Инструментом последней провокации послужила небоеспособная Грузия. Её и в дальнейшем будут привлекать для выполнения подобных задач. Но в силу её выявившихся ограниченных возможностей Штаты задействуют и других соседей России. Кстати, совсем недавно мы видели ещё одну такую попытку. Она тесно связана с отработанной Штатами методикой «цветных революций». Если бы беспорядки в Кишинёве увенчались свержением законной власти, новое националистическое правительство Молдовы, отчасти для укрепления своего шаткого положения, отчасти в силу внутреннего убеждения, развернуло бы новую войну против Приднестровской республики. И Россия снова не смогла бы остаться в стороне.
Мы уже отмечали, что одним из вариантов решения национально-шовинистическим руководством Украины ряда внешних и внутренних проблем этой страны может стать война с Россией по примеру Пятидневной войны Грузии с Россией. Ряд шагов президента Виктора Ющенко заставляют подозревать умысел провокации. В первую очередь, громкой реабилитацией украинских пособников нацистам, шумными кампаниями вокруг «Гладомора», изъятием храмов у канонической церкви и передачей их раскольникам из «киевского патриархата», покровительством униатам провоцируются антиукраинские общественные настроения в России. Это накладывается на явно провокационную языковую политику, когда использование русского языка, на котором говорит пол-Украины, обставляется нелепейшими для цивилизованного мира ограничениями.
Подобные провокации могут служить средством не столько для развязывания войны (это, действительно трудно, да и рискованно для «оранжевого» Киева), сколько для того, чтобы посеять непреодолимую рознь между великорусским и украинским народами. При этом мелкие провокации, главным образом информационного свойства, постоянно подогревают тлеющий «газовый» конфликт двух восточнославянских бывших братских республик, который также не способствует налаживанию взаимопонимания. В провокационную кампанию информационного свойства против России давно вовлечены государства Прибалтики. Нет гарантий, что её не попытаются перевести на стадию военно-политических провокаций, тем более, что эти страны постоянно выдвигают к России претензии материального, в том числе (Латвия и Эстония) территориального характера.
Потенциальным резервом для развёртывания комплексных провокаций против России является Казахстан. Между двумя странами – самая протяженная сухопутная граница в мире (свыше 7000 км). Одно время радикальные круги в России выдвигали претензии на населённый преимущественно русскими Северный Казахстан. Сейчас градус таких претензий существенно снизился. Но, с другой стороны, радикально настроенные казахи, теоретически, тоже могут предъявить России счёт на некоторые пограничные земли, а также за коллективизацию, за распашку целинных земель, за «оккупацию» начиная чуть ли не с середины XIX века. Конечно, пока у власти в Астане Нурсултан Назарбаев, такого не случится. Но сколько он ещё пробудет у власти?
Да и сейчас Казахстан уже выступает с несколько странными инициативами. Так, недавно посол Казахстана в РФ озвучил мнение о возможности присоединения Казахстана в будущем к ЕС. Посла не смутило ни то, что в ЕС в последнее время явно возобладала тенденция к прекращению расширения, ни то, что от ЕС Казахстан отделён не только Россией, но и Украиной. Хотя последняя давно добивается вступления в ЕС, но последняя инициатива «Восточное партнёрство» фактически заблокировала приём в Евросоюз новых полноправных членов. В предложении казахского посла превратить ЕС с принятием туда Казахстана в «Евразийский союз» фактор России вообще игнорируется, как будто России и не существует на карте. Данное заявление посла Казахстана можно отнести к разряду самых «невинных» провокаций – вбросу дезинформации.
Что день грядущий нам готовит – неведомо. Одно ясно, что Россию всегда будут пытаться «развести», испытанное веками средство «разводки» – провокация, и к этому надо быть всегда готовыми.
Ярослав Бутаков http://www.win.ru/usa/1849.phtml?PHPSESSID=0babccfec7e990960b319feacca86e3d