Владимир Штоль
|
|
« : 22 Июня 2009, 15:15:22 » |
|
По библейскому преданию, Дева Мария родилась в городе Назарете (Палестина). Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Достигнув преклонных лет, супруги были бездетны. В то время бесплодие считалось у еврейского народа наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. Но они не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Бог может даровать им ребенка даже в старости, как некогда даровал Аврааму и Сарре. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить дитя служению Богу. Не знаю точно, что это за источник. Если с ним что не так, я буду рад, если модераторы его удалят. http://www.portal-credo.ru/site/index.php?act=news&type=forum&id=36624
Подскажите пожалуйста источник, где можно прочесть об этом подробнее. Мне нужно это для свидетельства протестанту. Я ничего не хочу ему доказывать, но я хочу знать точную позицию Церкви в этом вопросе и все источники, что бы свидетельствовать достойно. Спасибо! Владимир.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #1 : 22 Июня 2009, 15:53:42 » |
|
Дорогой Владимир! Вот навскидку с сайта "Православие.Ру": http://days.pravoslavie.ru/Life/life1479.htmРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона.Подойдет? А.К.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
Сообщений: 1142
Русь Святая! Храни Веру Православную!
Православный священник
|
|
« Ответ #2 : 22 Июня 2009, 16:06:03 » |
|
Ув. Владимир! Св. Церковь Хранит Божественное Откровение и распостраняет оное двумя способами: 1.Посредством Св. Писания (документальные источники). 2. Посредством Св. Предания (передающимся из уст в уста). Надо сказать, что второй способ распостранения наиболее интересен тем, что только принадлежность к Истинной Церкви, предполагает под собой наличие этого самого "предания". Вот что говорит ап.Павел в Св. Писании "О Предании": Итак, братия стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2Фес. 2,15). Как мы видим Апостол оперирует не только посланием, но "словом". Другими словами Св. Предание раскрывает Св. Писание! Из этого следует: Если ...один Господь, одна вера, одно крещение, (Ефесянам 4:4-6). То попросите Вашего знакомого протестанта рассказать о таком "странном" отрывке: Иуд.1,9. Ведь толкования на него нет! Только принадлежность к Истинной Церкви, благодаря Св. Преданию обьясняет этот спорный стих. Итак, по-поводу Вашего вопроса: Прочитать или написать Св. Предание нельзя, только находясь в Спасительной ограде Св. Церкви можно знать что передаётся из уст в уста. У Протестантов предания нет!!! Тем самым они входят в противоречие с вышеуказанным местом из Ап. Павла!
|
|
« Последнее редактирование: 22 Июня 2009, 16:41:11 от Иерей Георгий »
|
Записан
|
С ув. прот. Георгий
|
|
|
Константин О.
Администратор
Ветеран
Сообщений: 661
православный, РПЦ МП, иерей
|
|
« Ответ #3 : 22 Июня 2009, 19:51:12 » |
|
[
Подскажите пожалуйста источник, где можно прочесть об этом подробнее. Мне нужно это для свидетельства протестанту. Я ничего не хочу ему доказывать, но я хочу знать точную позицию Церкви в этом вопросе и все источники, что бы свидетельствовать достойно. Спасибо!
Владимир.
уважаемый Владимир, например вот здесь. http://virginnativity.paskha.ru/history/Detstvo_Bogoroditzi/Константин
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Владимир Штоль
|
|
« Ответ #4 : 23 Июня 2009, 12:32:23 » |
|
Я очень благодарен участникам Русской Беседы за ответы. Спасибо! А вот что я нашёл на просторах интернета. Может кому-то будет интересно прочесть. http://www.wco.ru/biblio/books/ignbr8/Main.htmИзложение Учения Православной Церкви О Божией Матери Составлено Святителем Игнатием БрянчаниновымБожия Матерь, Приснодева Мария есть высшее существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших Ангелов, Херувимов и Серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она - Владычица и Царица всей твари, земной и небесной. Она - Приснодева, то есть, до рождения ею Богочеловека - Дева, в рождении Его - Дева, по рождении Его - Дева. Имя Мария дано ей по велению Божию, и значит Госпожа 2. К уразумению достоинства Богоматери, к уразумению его в том величии, в каком оно исповедуется православной Церковью, руководствуют точные и подробные понятия о непостижимом деянии всемогущего Бога: о вочеловечении Бога-Слова. Предвечное Слово - Сын Божий - силой творчества Своего составил Себе плоть в утробе Девы: зачался Богочеловек, и родился Богочеловек. Сын по Божественному естеству соделался сыном и по естеству человеческому. Родился от Девы Иисус Христос, одно Лицо в двух нераздельных и неслитных естествах, Божеском и человеческом. Божеское естество, несмотря на Свою беспредельность, не уничтожало естества человеческого, и человеческое естество, несмотря на свое неслитное существование, нисколько не стесняло беспредельности естества Божественного. Такое чудное соединение, принимаемое верой и рождаемым ею духовным разумом 3, непостижимое для разума плотского и душевного, произведено всемогуществом Божества. Вочеловечившийся Господь имел все принадлежности человека: дух, душу и тело. Именем духа обозначается разумная часть человека: его ум, его мысль, его словесные сердечные ощущения, чуждые естеству зверей и скотов, общие естеству человеческому и ангельскому. Собственно душа выражается в жизненной силе; душе свойственны желание или воля, и энергия или естественный гнев, не переходящий в раздражительность. Эти свойства видим и в животных. Человеческий дух Христов упражнялся молитвой и изложением словами человеческими слова Божия; душа Христова выражала радость, скорбь, гнев, томление; тело Христово зачалось, родилось, питалось, возрастало, утруждалось, ощущало голод и жажду, упокоевалось сном, страдало, было распято и погребено, воскресло. По нераздельности естеств во всех случаях, когда проявлялось естество человеческое как бы действующим исключительно, - содействовало ему нераздельно и неразлучно, хотя и неслитно, естество Божие, действуя сообразно себе. Таким образом хотя зачался во утробе Девы человек, но он в самом зачатии уже был и Бог; хотя родился от девы человек, но вместе родился и Бог; возрастал, вкушал пищу, утруждался от пути, был связан в саду Гефсиманском, ударяем по ланитам, ударяем жезлом по главе, увенчан терновым венцом, распят человек, но вместе и Бог. Таким образом Апостолы были очевидцами, учениками, посланниками Бога 4; Иуда Искариотский предал Бога 5; архиереи иудейские и Пилат суть богоубийцы 6; Приснодева есть Божия Матерь. По нераздельности естеств в одном лице, совершавшееся относительно одного естества неизбежно относилось и к другому. При зачатии Богочеловека, от человечества заимствована одна половина его - Дева; семя мужчины, обыкновенно оплодотворяющее утробу женщины, отвергнуто. Причина этого ясна. Род человеческий тотчас по сотворении первых человеков получил способность размножаться 7. Эта способность осквернена грехом вместе с прочими способностями в самом корне своем - в праотцах: следовательно она, производя людей, в самом обряде производства сообщает им греховный яд, как пророк Давид по внушению Святого Духа исповедал от лица всего человечества: в беззаконниих зачат есмь 8. Способ зачатия, сообщавший с жизнью греховность, не мог быть употреблен при зачатии Богочеловека, предназначенного в искупительную Жертву за человечество. Жертва за греховность человечества долженствовала быть чуждой греха, вполне непорочной. Этого мало: она долженствовала быть безмерной цены, чтоб могла искупить человечество, виновное пред бесконечным Богом, невыкупимое, следовательно, никакой ограниченной ценой, как бы эта цена ни была велика. Естество человеческое соделало Богочеловека способным быть Жертвой, а естество Божеское дало этой Жертве безмерную цену. Бог-Слово для принятия человечества заменил действие семени мужеского творческой силой Бога. "Сын Божий, говорит святой Иоанн Дамаскин, из пречистых и девственных кровей образовал Себе начаток нашего естества, плоть, оживленную душой словесной и разумной, но образовал не из семени, а творчески 9". Для достойного зачатия предуготовлена была и Дева. Дева, о зачатии которой возвестил Ангел молящимся и оплакивающим свое неплодие родителям, которая соделалась плодом слезных молитв и постов, которая была дщерью праведников, которая ими посвящена от самого рождения Богу, и сама по настроению духа своего посвятила себя всецело на служение Богу, - Дева была уже сама по себе сосудом весьма чистым. Чистота Девы тем была неприкосновеннее для ощущений чувственных, что ум Ее, постоянно направленный и прилепленный к Богу, даже не сходил к помышлениям о браке. Это засвидетельствовала она Архангелу, благовестившему ей зачатие и рождение Сына 10. Сосуд чистый, предуготованный Богом при посредстве святых человеков и святых Ангелов, сосуд чистый, предуготовленный собственным настроением, еще был предочищен Святым Духом к принятию всесвятого, невещественного семени Слова. Когда Дева вопросила Архангела о образе зачатия и рождения для безмужней, - он объяснил Ей этот образ так: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя 11. Силой названо Слово. Слово Божие есть вместе и Сила Божия и Премудрость Божия 12; вся Тем - Словом - быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть 13. Низошел Дух Святой на чистую Деву, и еще ее очистил. Чистая по собственному состоянию тела и духа, соделалась чистейшей от творческого всесильного действия, произведенного в ней животворящим, очищающим, обновляющим, изменяющим, претворяющим Свои сосуды. Духом Божиим. Чистая Дева соделалась Пречистой, чуждой всякой скверны помышляемой и ощущаемой, соделалась благодатно-чистой, Духоносной, Божественной Девой. В такой обновленный и Богоукрашенный сосуд, стяжавший от действия в нем Святого Духа способность и достоинство приять в себя Бога-Слово, низошло Слово-Бог, сделалось во утробе Девы и семенем, и плодом, вочеловечилось 14. "Святый Дух, говорит Иоанн Дамаском, сошел на нее, очистил ее, и даровал ей способность как принять в себя Божество Слова, так и родить. Тогда приосенил ее, как бы Божественное семя. Сын Божий 15". Пречистая Дева принесла свою чистейшую кровь в дар от всего человеческого рода Семени-Слову, для зачатия Богочеловека. Дева, зачав и родив Бога и человека в одном Лице, соделалась Матерью Бога в точном смысле, потому что рожденный ею был Бог, хотя вместе и был человек. "Как не Богородица та, восклицает святой Иоанн Дамаскин, которая родила воплотившегося от нее Бога?" 16 Дева, соделавшись Матерью Бога, уже естественно соделалась Госпожой, Царицей и Владычицей всей разумной твари, земной и небесной; но вместе с сим она пребывает тварью и рабой Сына и Бога своего. Родив Жертву за все человечество, Она родила эту Жертву и за себя, как принадлежащая к человечеству. Сын ее есть ее Бог. Творец, Господь, Искупитель и Спаситель 17. Когда Бог произносил в раю приговор над падшими первыми двумя человеками. Он произнес и обетование, что Семя жены сотрет главу змея 18. О семени мужа умолчано в обетовании; сокрушение владычества греховного над человечеством приписано исключительно Семени жены. С приближением времени, в которое долженствовал явиться на землю Искупитель, пророчество о образе Его явления произнесено яснее. Даст Сам Господь вам знамение: Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил 19, предвозвестил пророк Исаия событие вочеловечения за семь столетий до события. Точно: дивное знамение, Богом дарованное знамение, которое не могло и на мысль придти человеку! Сверхъестественное знамение, которое изобрел и дал Сам Господь и Творец человеческого естества, применив законы естества, соделав Деву Марию, а Себя, Господа и Творца всех видимых и невидимых тварей. Плодом ее чрева! Увлеченный гордостью Адам возмечтал в раю соделаться Богом. Он покусился татебно и насильственно похитить Божество у Божества, усвоить бесконечное ограниченному при посредстве ухищрения и усилия слабосильной твари. Погибла тварь при попытке привести в исполнение замысел дерзновенный, безумный. Не постигла она. бесконечной благости Божией, способной даровать твари не только преимущество естеств ангельского и человеческого, но и самое Божество Свое, на сколько тварь способна к принятию такого дара. Тщетными, убийственными были замысел и покушение праотцев: преподает Божество Свое человечеству, пожелавшему Божества, Сам Бог, воплотившись от Девы, приняв зрак раба и твари, причастившись естеству разумных созданий, чтоб соделать их способными причаститься Божественному естеству 20. Приимите даруемое без зависти! приимите даруемое неизреченной благостью! приимите неспособное быть похищенным ни при посредстве татебного ухищрения, ни при посредстве насилия хищнического! По той гордости, по которой вы захотели собственным усилием и коварством бессовестным похитить и присвоить себе неприкосновенное и неприступное Божество, не отвергните великой почести, не откажитесь ради достоинства скотов и диаволов от достоинства богов, которое принес вам на землю, в плачевную юдоль вашего изгнания, Сам Бог, смирившийся до плоти и родившийся от Девы! Богочеловек имел естество человеческое вполне непорочное, но ограниченное. Оно было ограниченное: ограниченное не только той ограниченностью, с которой человек создан, но и той, которая гораздо в большей степени явилась в естестве человека по его падении 21. Богочеловек не имел греха, вовсе был непричастен греху, даже в самомалейших его видах: естественные свойства Его не были изменены, как в нас, в страсти 22; свойства эти находилась в Нем в естественном порядке, в постоянном подчинении духу, в управлении духом, а дух находился в постоянном управлении Божества, соединенного с человеком. Богочеловек имел свойство печалиться и скорбеть; но печаль никогда не овладевала Им, как случается с нами, а постоянно была управляема духом. Господь огорчился смертью Лазаря, пролил при гробе его слезы 23. Господь плакал о Иерусалиме, предрекая разрушение его за отвержение им Мессии 24. Господь допустил в Себе такое предсмертное томление в саду Гефсиманском, что это состояние души Его названо в Евангелии подвигом и смертельной скорбью. Оно сопровождалось таким страдальческим напряжением тела, что тело дало из себя и пролило на землю пот, которого капли были подобны каплям крови 25. Но и при этом усиленном подвиге тяжкая скорбь находилась в покорности духу, который, выражая вместе и тяжесть и скорби и власть свою над скорбью, говорил: Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия; обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты 26. Богочеловек имел свойство гнева; но гнев действовал в Нем, как святая душевная сила, как характер, как энергия, постоянно сохраняя достоинство человека, никогда не обнаружив никакого увлечения. Господь выразил Свое негодование тем, которые не допускали к Нему детей 27; Он подвигся гневом на ожесточенных и ослепленных Фарисеев, дерзнувших хулить явное Божие чудо 28. Необыкновенное, поразительное владение гневом, при употреблении этой силы в движение, созерцается при тех страшных обличениях, которые произносил Господь Иудеям 29. Величественное духовное зрелище представляют собой человеческие свойства Христовы во время Его страданий за человечество; Господь, во все продолжение этих страданий, пребывает постоянно верным Самому Себе; ни на минуту не явились в Нем ни разгорячение, ни восторг, обыкновенно одушевляющие земных героев; ни на минуту не явились в Нем многословие и красноречие этих героев; ни на минуту не выказаласъ в Нем никакая переменчивость; постоянно действовала в Нем неколеблющаяся, равная сила, без ослабления и без напряжения; эта сила постоянно выражала и могущество свое и подчиненность святой власти, руководившей ею. Если кто вникнет в характер Иисуса Христа при разумном чтении Евангелия, тот по одному этому характеру исповедует Иисуса Богом, как исповедал Его Богом апостол Петр единственно за Его слово жизни 30. Такого характера, постоянно и вполне свободного и открытого, постоянно одинакового, никогда не увлекающегося, не изменяющегося ни от укоризн, ни от похвал, ниже пред лицом убийц и смерти, - такого другого характера между характерами человеческими - нет. Богочеловек был вполне чужд одного из свойств нашего падшего естества: Он был вполне чужд - не по устройству тела, но по ощущению души и тела - того свойства, которое до падения нисколько не было ощущаемо, ощущено немедленно по падении, потом развилось, соделалось естественным падшему естеству. Адам, сотворенный бесстрастно из земли, Ева, заимствованная бесстрастно из Адама, сообразно бесстрастному началу бытия своего, были бесстрастны. Они до того были бесстрастны и невинны, что при ближайшем содружестве и непрестанном обращении друг с другом, не нуждались в одежде, даже не понимали наготы своей, несмотря на то, что непрестанно видели ее 31. Богочеловек зачался от действия Святого Духа! Слово составило Себе плоть во утробе пречистой Девы! Бог соделал плоть Свою, в самом зачатии ее, Божественной, способной к ощущениям единственно духовным 32 и Божественным. Хотя свойства плоти Богочеловека были человеческие, но вместе все они были обоженные, как принадлежащие одному Лицу, которое - Бог и человек. По этой же причине человеческие свойства Богочеловека были вместе и естественны а сверхестественны в отношении к человеческому естеству. Святость плоти Бога и Господа была бесконечно выше святости, в которой сотворена плоть твари - Адама. Очевидно, что зараза, которую источает человеческое падение во всех человеков посредством унизительного зачатия по подобию зверей и скотов, зачатия во грехе, здесь не могла иметь никакого места, потому что не имел места самый способ зачатия, то есть, не имело места то средство, которым сообщается греховная зараза. Напротив того: как зачатие было Божественно, так и все последствия его были Божественны. - Богочеловек, как Искупительная Жертва, принял на себя все немощи человеческие - последствия падения - кроме греха, чтоб, искупив человечество, избавить его от бремени этих немощей, явить его в обновленном состоянии, явить его без тех немощей, которые привлечены в естество наше падением. Богочеловек восприял и носил наши немощи произвольно, а отнюдь не был им подчинен необходимостью естества: будучи совершенным человеком, Он был и совершенным Богом, Творцом человеческого естества, неограниченным Владыкой этого естества. По этой причине Он являл Свое человечество так, как Ему было благоугодно. Иногда он являл Свое человечество в немощи естества падшего; утруждался, жаждал, принимал упокоение сном, был схвачен и связан в саду Гефсиманском, претерпел биение и поругание, был распят и погребен. Иногда Он являл человечество Свое в правах естества, с какими оно создано: ходил по водам; въехал в Иерусалим на необъезженном жеребце, на которого из человеков еще никто не садился; эта власть была первоначально достоянием Адама 33. Иногда Господь являл Свое человеческое естество в том состоянии славы и величия, которое Он даровал человеческому естеству, совокупив в себе, в одном Лице, Божество и человечество, которого оно отнюдь не имело по сотворении, в самом состоянии невинности и бессмертия: это состояние величия и славы. Он явил дивными знамениями, преимущественно же явил избранным ученикам при преображении Своем, явил в такой степени, в какой они способны были видеть 34, а не в той, в какой оно есть.
|
|
« Последнее редактирование: 23 Июня 2009, 12:35:18 от Владимир Штоль »
|
Записан
|
|
|
|
Владимир Штоль
|
|
« Ответ #5 : 23 Июня 2009, 12:33:07 » |
|
продолжение ...
Божество Богочеловека соединено неслитно, но вполне соединено с Его человечеством: Божество Богочеловека соединено с Его человеческим духом, с Его душой, с Его телом. Когда душа Христова разлучилась с телом Христовым посредством смерти, то Божество Христово пребыло неразлучным как с душой Его, так и с телом Его. Возглашет святая Церковь: Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный 35. Тело Богочеловека имело необыкновенную стройность и красоту, как и воспел о Нем пророчественно праотец Его святой пророк Давид: красен добротою паче сынов человеческих 36. Но телесная красота Богочеловека, отнюдь не производила на женский пол тех впечатлений, которые обыкновенно производит на него красота мужчин. Да будет отвергнута и проклята такая мерзостная и богохульная мысль, которая однако принята и произнесена еретиками 37. Напротив того тело Христово исцеляло все страсти, и душевные и телесные. Каким свойством оно было проникнуто, такое свойство оно и сообщало. Оно всеобильно преподавало Божественную благодать всем, взиравшим на него, всем прикасавшимся ему, и мужчинам и женщинам. Сила от Него исхождаше, свидетельствует Евангелие, и исцеляше вся 38. Елицы аще прикасахуся Ему, спасахуся 39. Это то. Божественное тело, о котором Сам Господь засвидетельствовал: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем 40. Всякий православный и благочестивый христианин да представит себе непредставимое величие Божией Матери, носившей во чреве такое тело, потом носившей его в объятиях, продолжительнейшее время бывшей в ближайшем отношении к этому телу. По причине Божественности тела Христова, непогрешительно признать и назвать величие Божией Матери Божественным. Тело Христово при погребении его положено было в тесную, искусственную пещеру, иссеченную в камне, то есть, в холме, составлявшем собой цельный камень. Пещера так тесна, что она названа в Евангелии гробом. Вход в нее так низок, что надо посредством него вползать в пещеру, приняв самое согбенное положение. По внесении во гроб тела Христова, ко входу в гроб был привален камень значительной величины 41. Иудейские архиереи, опасаясь предсказанного Господом воскресения Его, и думая, что тело Христово подчинено тем же законам, которым обыкновенно подчинены тела человеческие, припечатали камень, заграждавший вход в пещеру, к наружности пещеры; сверх того они поставили при входе стражу. Таким образом, по соображению человеческому, все препятствия неупустительно были совокуплены и устроены к тому, чтоб воспрепятствовать воскресению; все меры были приняты к тому, чтоб в случае воскресения тотчас же по воскресении погубить воскресшего насильственной смертью. Но Божественное тело воскресло, оставя и естественные препятствия и человеческие предосторожности неприкосновенными. Оно проникло сквозь толстое, цельное и твердое вещество пещеры; камень остался приваленным, печать нетронутой; пещера не дала трещины для свободного шествия воскресшему телу; стражи, поставленные для надзора и насилия, не сподобились ни ощутить воскресения, ни увидеть воскресшего. Уже по воскресении Христовом низшел Ангел, сломил печать, отвалил камень и возвестил совершившееся воскресение; стражи от одного видения Ангела попадали замертво на землю 42. Божественное тело по воскресении проникло сквозь затворенную дверь к собранным Апостолам 43. Оно не было узнано двумя учениками, шествовавшими в Еммаус; когда же они узнали его при преломлении хлеба, - оно внезапно соделалось невидимым 44. Это тело в виду всех Апостолов отделилось от земли, начало возвышаться и проникать воздух как крылатое, скрылось от очей апостольских в недосягаемой высоте, вступило в небо 45. На небе увидел его первомученик Стефан, будучи возведен к такому видению действием Святого Духа, и воскликнул: се! вижу небеса отверста, и Сына человеча одесную стояща Бога 46. С такими сверхъестественными преимуществами явил, постоянно являл и являет Богочеловек Свое человеческое тело по воскресении. Эти преимущества нетленный, духовный венец, которым с справедливостью тело Богочеловека увенчано Им, как победившее и поправшее смертью смерть 47. Не должно думать, чтоб тело Христово получило такие свойства только по воскресении 48. Нет! Оно, как тело всесовершенного всегда имело их, а по воскресении лишь постоянно проявляло их. Доказывают то следующие события: Однажды в храме иерусалимском Господь Иисус Христос сделал указание на Свою предвечность по Божеству; Иудеи взялись за камни, чтоб побить Богочеловека, столь открыто объявившего им о Себе. Но Господь внезапно сделался невидим посреди их, и удалился из храма, пройдя между множеством врагов Своих 49. В другой раз разъяренные жители города Назарета схватили Господа, учившего в их синагоге, и повели на вершину горы, на которой построен город, чтоб оттуда свергнуть вниз и убить; но Господь сделался невидим, и, вышедши из среды их, удалился 50. Точно так поступил Господь и при рождении Своем: Он вышел из утробы Девы, не разрушив печатей девства, не разверзши дверей сего дивного храма Своего, как это предуведал Пророк, предвозвестивший в восторге видения своего: сия врата заключена будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими, и будут заключена, и никтоже пройдет ими: яко Господь Бог Исраилев внидет ими, и будут заключена 51. Святая Церковь воспевает в своих песнопениях Господу: "Явлейся Творец наш без семене от Девы воплотися, из гроба печати нерушив воскресе, и ко Апостолом дверем затворенным с плотию вниде" 52. "Сохранив цела знамения (печати) Христе, воскресл еси из гроба, ключи Девы невредивый в рождестве Твоем" 53. "Вся паче смысла, вся преславная твоя, Богородице, таинства, чистоте запечатанной и девству храниму. Мати позналася еси неложно. Бога родши истинного" 54. "Прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, и по рождестве пребываеши Дева" 55. "Дерзающим глаголати, яко пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве, и по рождестве Дева: анафема" 56. Божественное тело Богочеловека зачалось Божественно и родилось Божественно. Дева совершила рождение, будучи во время рождения преисполнена духовной, святейшей радости 57. Болезни не сопровождали этого рождения, подобно тому, как болезни не сопровождали взятия Евы из Адама. Они не могли иметь тут места, будучи одной из казней за первородный грех, а этот грех не имел тут места, потому что зачатие совершилось не только без участия мужеского семени, не только без всякого ощущения плотской сласти, но, в противоположность обычному зачатию, при наитии Святого Духа на Деву, при вселении Всесвятого Бога-Слова в утробу Девы. Безболезненность Девы при рождении Богочеловека очень ясно видна из простого и скромного повествования, которое читаем в Евангелии: Роди Сына своего первенца, поведает Евангелие о Богоматери, и повит Его, и положи в яслех 58. Родила Дева, и немедленно приступает к служению: рожденного повивает, полагает в яслях, не нуждаясь при служении в посторонней помощи. Не нуждается в посторонней помощи, потому что не ощущает никакой болезни, никакого изнеможения, которые так свойственны женам, рождающим в грехе чад, зачатых в беззакониях, рождающим их уже убитыми вечной смертью и для вечной смерти. Божия Матерь родила Жизнь и Подателя жизни 59. Божия Матерь, зачав и родив Богочеловека, соделалась превыше всех святых человеков и святых Ангелов. По объяснению преподобного Григория Синаита, Богоматерь была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим. Прочие святые человеку, хотя и соделываются по действию в них Святого Духа причастниками Божественного естества 60 и обителями Триипостасного Бога 61, но совершенно иным образом, нежели Богоматерь 62, которая одна прияла в себя Бога-Слово для Его вочеловечения. Такое приятие в себя Бога, очевидно, есть единственное, исключительное, беспримерное, недоступное ни для святых человеков, ни для святых Ангелов, принадлежащее одной Богоматери. Как Богочеловек для племени спасающихся избранников заменил Собой Адама, и соделался их родоначальником: так Божия Матерь заменила для них собою Еву, соделалась их матерью. Как Богочеловек есть Царь небесный. Царь всех человеков и Ангелов: так Богоматерь есть Царица небесная, Царица и человеков и Ангелов. Божия Матерь родилась от святых и праведных родителей, Иоакима и Анны, была единственным плодом их супружества, испрошена многими молитвами и слезами; родилась после продолжительного неплодства родителей, родилась, будучи предвозвещена родителям Ангелом, родилась, когда родители были уже в весьма преклонных летах. Обстоятельства рождения Богоматери очень сходны с обстоятельствами рождения святого Иоанна Предтечи, описанными в первой главе Евангелия от Луки. Рождение Иоанна святая православная Церковь воспевает так - "Восхвалим ныне Господня Предтечу, егоже священнику Елисавет роди, из ложесн неплодных, но не без семене. Христос бо един вместилище пройде непроходимо без семене. Иоанна неплоды роди, без мужа же сего не роди. Иисуса же, осенением Отца и Духа Божия, Дева роди чистая. Но бессеменному явися от неплодове пророк и проповедник, вкупе и Предтеча" 63. Подобное этому святая Церковь умствует и исповедует о Божией Матери. Неплодная и состарившаяся Анна родила Иоакиму дщерь, а Богу Матерь, но родила не без семени: семя во утробу свою заимствовала от мужа, праведника и старца Иоакима. Рожденная от святых супругов Дева соделалась Богоизбранным и Богоосвященным сосудом, в который вселился Бог-Слово, в котором это Слово-Творец всего видимого и невидимого - благоволением Отца, при содействии Духа, послужило семенем при посредстве творческой силы Своей, вочеловечилось. Родившийся от Марии Богочеловек соделал Деву Матерью, а Матерь сохранил Девой. Бог и Творец Девы соделался Ее Сыном, пребывая ее Богом и Творцом; соделавшись ее Сыном, Он соделался ее Искупителем и Спасителем. Первый Адам без участия жены произвел жену: Приснодева без участия мужа зачала и родила Нового Адама. При всем величии Божьей Матери, ее зачатие и рождение совершились по общему закону человечества; следовательно общее исповедание рода человеческого о зачатии в беззакониях и рождении во грехе принадлежит и Богоматери. Произнесла смиренная и благодатная Мария это исповедание во услышание вселенной! Ощущая присутствие вожделенного Спасителя в утробе своей, она от действия духовной, благодатной радости произнесла исповедание в следующих чудных и достопримечательных словах: величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем: яко призре на смирение рабы Своея: се бо от ныне ублажат мя вси роди 64. Богоматерь исповедует пред всем человечеством, в Евангелии, читаемом всеми человеками, что рожденный ею Бог есть вместе и ее Спаситель. Если же Бог есть ее Спаситель: то Она зачата и рождена во грехе по общему закону падшего человечества. Бог - Творец и Ангелов и человеков; но Он - Спаситель одних человеков; относительно Ангелов, не подвергшихся падению, Он - Господь их, но не Искупитель и не Спаситель. Признание Бога разумной тварью Спасителем есть вместе признание этой тварью своей собственной погибели. Зачалась и родилась Дева Мария в погибели, в падении, в узах вечной смерти и греха, родилась в состоянии, общем всему человеческому роду. Рождение ею Бога, Спасителя ее и всех человеков, доставило ей величие, превысшее величия безгрешных Ангелов, не вкусивших душевной смерти и не нуждавшихся в Спасителе. Святые родители Богоматери, находившиеся в преклонных летах, смирившие плоть свою многими и продолжительными подвигами, не подверглись, следовательно, при супружеском совокуплении тем сильным страстным ощущениям, которые неизбежны для людей в цветущих летах и силе в настроении души, далеко отстоящем от того благочестивого настроения, в котором были праведные Иоаким и Анна. Однако совокупление их совершилось по общему порядку совокупления человеческого, по порядку, явившемуся после падения и вследствие падения. Богоматерь по зачатию и рождению своему соделалась причастницей первородного греха и греховного яда, которым в праотцах заразился весь род человеческий. Родившись от праведных родителей, Богоматерь проводила и сама жизнь самую праведную. Чистота и смирение были главнейшими ее добродетелями. - Она занималась непрестанно Богомыслием, молитвой, чтением и изучением Священного Писания. Она не только была непричастной всех смертных грехов, но и всякого дела и слова, явно противного Закону Божию, в котором она воспитана, который Она изучила и постоянно изучала. Несмотря однако на праведность и непорочность жизни, которую проводила Богоматерь, до приятия вместе с Апостолами Святого Духа, доставившего ей христианское совершенство, грех и вечная смерть проявляли в ней свое присутствие и владычество. Доказательства этому видим в Евангелии. Так, до озарения Святым Духом, ум ее, подобно уму святых Апостолов, пребывал в омрачении, и Она не уразумела слов двенадцатилетнего Спасителя, сказанных ей в храме 65.
1 Изложение это составлено в Ставрополе кавказском, вследствие желания некоторых лиц общества, в котором тогда предметом суждений был новый догмат папистов.
2 Точное изложение православной Веры святого Иоанна Дамаскина. Книга IV, гл. XIV.
3 О том, что верой уничтожается разум плотский и душевный, и рождается разум духовный, смотр. Преподобного Исаака Сирского слово 28.
4 Предаша нам иже исперва самовидцы и слуги Слова (Лук. 1, 2).
5 "Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает и приемлет цену Создавшего Своими руками человека". Кондак, глас 2-й, в великий четверток.
6 "Господи, осудиша Тя Иудеи на смерть, Жизнь всех". Тропарь 3-го гласа в великий пяток. - "Видя разбойник Начальника жизни на кресте висяща, глаголаше: аще не бы Бог был воплощься, Иже с нами распныйся, не бы солнце лучи своя потаило, ниже бы земля трепещущи тряслася: но вся терпяй помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". Тропарь 9 часа.
7 Быт. 1, 28.
8 Псал. 50, 7.
9 Изложение православной Веры, книга III, гл. II.
10 Лук. 1, 34.
11 Лук. 1, 35.
12 1 Кор. 1, 24.
13 Иоанн. 1,3.
14 По согласному мнению всех святых Отцов православной Церкви, писавших об этом предмете. Святой Григорий Богослов. Слово 38.
15 Изложение православной Веры. Книга III, гл. II.
16 Святой Иоанн Дамаскин. Изложение православной Веры. Книга IV, гл. XIV.
17 Святого Иоанна Дамаскина Изложение православной Веры. Книга IV, гл. XIV.
18 Быт. 3. 15.
19 Исаия 7, 14.
20 "Солгася древле Адам и Бог возжелев быти, не бысть. Человек (человеком) бывает Бог, да бога (богом) Адама соделает". Акафист Божией Матери, 4-я стихира.
21 Святой Иоанн Дамаскин. Изложение православной Веры. Книга III, гл. XXVIII и XVI.
22 Страстями называются свойства человеческие в их болезненном состоянии, произведенном падением. Так способность питаться превратилась в наклонность к объядению и лакомству; сила желания - в прихоти и похоти; сила гнева или душевная энергии - в вспыльчивость, ярость, злобу, ненависть; свойство скорбеть и печалиться - в малодушие, уныние и отчаяние; естественное свойство презирать унижающий естество грех - в презрение к ближним, в гордость, и проч. Преподобного Исаии Отшельника слово 2.
23 Иоанн. II, 33. 35. 38.
24 Лук. 19, 41.
25 Матф. 26, 38. 39. Слич. Лук. 22, 43. 44.
26 Матф. 26, 39.
27 Марк. 10, 14.
28 Марк. 3, 5.
29 Матф. 23. Иоанн, г. 5, 7, 8, 10.
30 Иоанн. 6, 68.
31 Быт. 2, 25.
32 Здесь духовным называется то, что освящено Святым Духом согласно тому значению, какое дает святой апостол Павел слову духовный (1 Кор. 2, 15) и какое ему дают все святые писатели православной Церкви.
33 Преподобный Макарий Великий. Слово IV, гл. 3.
34 "Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху". "На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо разумеют вольное". Тропарь и кондак Преображению.
35 Тропарь на часах святой Пасхи.
36 Псал. 44, 2.
37 Роман, извлеченный из Евангелия, известный под названием: Passion douleureuse de notre Seigneuz Jesus - Christ, par Ecatérine d’Emerich.
38 Лук. б, 19.
39 Марк. б, 56.
40 Иоанн. 6, 54. 56.
41 Матф. 27, 60.
42 Матф. 28, 2.4.
43 Иоанн. 20, 19.
44 Лук. 24, 31.
45 Деян. 1, 9.
46 Деян. 7, 56.
47 и 48 Святого Иоанна Дамаскина изложение православной Веры, Книга III, глава XXVIII и XVI. Господь единственно по "благоволению Своему приял на Себя немощи падшего человеческого естества, как-то голод, жажду, утомление, самую телесную смерть, состоящую в разлучении души с телом". Всему этому тело Господа подчинялось до Его воскресения, и престало подчиняться по воскресении. Сама по себе плоть Господа с самого зачатия обожена; она зачалась уже Божественной. "Она, говорит Дамаскин, стала едино" с Богом, и Богом - не по предложению или превращению, не по изменению или слиянию естества. Одно из естеств - по ссылке на 42-е слово Григория Богослова - обожило, другое обожено, и, осмелюсь сказать, стало едино с Богом; и помазавшее сделалось человеком, а помазанное Богом. И сие не по изменению естества, но по соединению промыслительному о спасении, то есть Ипостасному, по которому плоть неразлучно соединилась с Богом-Словом, и по взаимному проникновению естеств, чему подобное видим в раскалении железа огнем". Как Божество имеет всегда одинаковое достоинство, будучи постоянно равно самому Себе и неизменяемо, так и достоинство души и плоти Господа в отношении к их Божественности всегда было одинаково. Одинаковым было это достоинство во всех изменениях по человеческому возрасту Богочеловека: одинаковым было оно, когда вочеловечившийся Бог возлежал младенцем в яслях, когда повит был пеленами, и когда явил Себя в неизреченной славе на горе фаворской, когда воскресал из гроба, когда возносился на небо. Одинаковым было это достоинство во всех обстоятельствах, которым благоволил Богочеловек подчиняться по человечеству своему: одинаковым было это достоинство, когда Господь предстоял связанным Синедриону и Пилату, когда был осыпаем поруганиями, заушениями и оплеваниями, и когда Он воссел, по человечеству, одесную Бога-Отца, когда поклонились и припали к стопам Его все Ангелы и Архангелы.
49 Иоанн. 8, 59. По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского.
50 Лук. 4, 29, 30.
51 Иезек. 44, 2.
52 Акафист сладчайшему Иисусу. Икос 7-й.
53 Канон Пасхи, песнь 6-я.
54 Воскресный тропарь, глас 2, Богородичен.
55 Воскресный тропарь, глас 7, Богородичен.
56 Последование в неделю Православия.
57 Святой Киприян Карфагенский, по ссылке святителя Димитрия Ростовского. Четьи Минеи, 25 декабря. Слово на Рождество Христово.
58 Лук. 2, 7.
59 Иоанн. 14, 6.
60 Петр. 1, 4.
61 Иоан. 14, 23.
62 Житие преподобного Григория Синаита, написанное учеником его Святейшим Патриархом Константинопольским Каллистом. Рукопись.
63 Икос канона Предтечи.
64 Лук. 1, 46, 48.
65 Лук. 2, 49. 50.
|
|
« Последнее редактирование: 23 Июня 2009, 12:34:45 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Владимир Штоль
|
|
« Ответ #6 : 23 Июня 2009, 12:52:08 » |
|
Ещё один отрывок http://www.wco.ru/biblio/books/ignbr8/H2-T.htm В противоположность догмату папистов протестанты, заклятые враги новозаветного девства, утверждают, что святейший сосуд и храм Божий, Богоматерь, по рождении ею Богочеловека, нарушила девство свое, соделалась сосудом похоти человеческой, вступила с Иосифом в отношения жены, имела других детей. Мысль ужасная! Мысль вместе и скотская и демонская! Мысль богохульная! Она могла, родиться только в недре глубокого разврата! Ее мог произнести и может произносить только отчаянный и отверженный прелюбодей! Ее могут принять и усвоить себе одни те, которые столько низошли от образа и подобия Божиих к подобию скотов, что имеют и могут иметь понятие о естестве человеческом единственно в его униженном, скотоподобном состоянии. Для подтверждения этой чудовищной мысли невежественные и несчастные хулители ссылаются на Евангелие. Лютер, свергший с себя монашество и взявший себе в наложницу монахиню, свергшую монашество, - союз Лютера с Екатериной де Борре иначе не может быть понимаем, так как не видно, чтоб обеты девства, данные ими Богу, были им возвращены, - вопиют против христианского девства. Вопиют против него вместе с Лютером все протестанты. Они называют девство противоестественным, противным воле, благословению, повелению Бога, Который по сотворении первых двух человеков немедленно сказал им: Раститеся и множитеся и наполните землю 75. Протестантам можно отвечать словами Спасителя, сказанными Им Саддукеям: Прельщаетеся, неведуще Писания, ни силы Божия 76. Протестанты, ссылаясь на вышеприведенные слова, не заметили, что вслед за ними в Бытейской книге описано девство первых двух человеков, в котором они пребывали до падения, не понимая даже наготы своей, что они поняли эту наготу и ощутили стыд, признак явившегося вожделения, по падении, что настоящие отношения жены к мужу и ее болезни при чадорождении изречены как казнь за преступление Божией заповеди 77. Православная Церковь признает девство естественным человечеству 78, признавая собственно естеством человеческим то естество, в котором он был сотворен. Состояние падения, в котором ныне находится все человечество, есть состояние неестественное, нижеестественное, противоестественное. Но так как все человечество объято недугом падения, то это состояние общего недуга можно называть естественным падшему человечеству. Так свойства недуга естественны состоянию в недуге: они неестественны состоянию здравия. В таком случае - мы согласны девство уже неестественно человечеству. По этой причине весьма, весьма немного девственников между праведниками Ветхого Завета: и патриархи и большая часть Пророков должны были подчиниться игу супружества. Господь наш Иисус Христос, восставив падшее человеческое естество, восстановил и девство. Сам Он был, по человечеству, всесвятым девственником; Его Матерь была благодатною, Пречистою Девою. Девство, естественное естеству человеческому в первобытном состоянии естества, неестественное естеству падшему, возвращено, как дар, естеству, обновленному Спасителем. Дарование Божие о Христе Иисусе Господе нашем все, чем составляется вечное наше спасение, наше достоинство, наше совершенство, что все называется общим именем живота вечного 79. И новозаветное девство есть дар Божий, даруемый Господом, как Сам Господь сказал о девстве: Не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть 80. Дается дар преподобия (т. е. нравственного состояния, наиболее сходственного с тем, которое явил собой Господь наш Иисус Христос) тем, которые желают его всем сердцем, и испрашивают у Господа теплейшими молитвами 81. Неестественно девство падшему человечеству, а потому оно никак не может быть получено одними собственными усилиями: собственные усилия укрощают плоть, а истинное девство дар Божий, вследствие постоянной, усерднейшей, часто весьма долговременной молитвы. Истинное девство заключается не в одной телесной чистоте; но преимущественно оно заключается в отчуждении ума от сладострастных помыслов и мечтаний. Ум неспособен сам собой совершить отречения от греха, если не осенит его Божественная сила 82. Борьба ума со грехом составляет тот величайший труд, при котором подвижник проливает множество слез горьких, испускает множество глубоких и тяжких воздыхании, умоляя о помощи и заступлении Свыше. Когда сердце вкусит сладость духовную, тогда только оно может отторгнуться от услаждения плотской сластью; без наслаждения оно быть не может. "Любовь отражается любовью, и огнь угашается огнем невещественным", сказал Святой Иоанн Лествичник 83. Бесчислен лик девственников и дев в Новозаветной Церкви милостью и щедротами Спасителя нашего; но они перешли к состоянию девства, доказав постоянной, тяжкой и продолжительной борьбой с вожделениями плоти свое искреннее желание девства. Это можно видеть из жизнеописаний преподобного Антония Великого, Пахомия Великого, Симеона Христа ради юродивого и многих других величайших угодников Божиих. Но Божия Матерь борьбы с плотскими пожеланиями не вкусила и не познала: прежде нежели подействовало в ней вожделение, низшел на нее Святой Дух, запечатлел ее чистоту, даровал ей благодатную чистоту, даровал ей духовное наслаждение, к которому прилепилось ее сердце и от которого оно уже никогда не отторгалось. Святая Церковь называет Богоматерь Христовой одушевленной книгой, которую запечатлел Дух 84. Протестанты видят основание своему учению в Евангелии. Евангелист Матфей, полагают они, повествуя об отношениях Богоматери и Иосифа обручника Богоматери, говорит об Иосифе, что он не совокуплялся с Девой только до рождения ею Богочеловека, а это служит указанием на совокупление впоследствии. Подлинные слова Евангелиста, приводимые протестантами к подкреплению их мнения, суть следующая: И (Иосиф) не знаяше ее (Марии), дондеже роди Сына Своего первенца 85. Хулители основывают свое заключение на слове дондеже, выражающем по мнению их срочное воздержание от соития и мысль о соитии, последовавшем по рождении первенца, - также на слове первенец, подающем мысль о дальнейшем деторождении; по свойству русского языка вышеприведенный стих Евангелия со всей точностью может быть переведен так: Иосиф же не знал ее, и Она родила сына своего первенца. Очевидно, что слова: Иосиф же не знал ее - относятся ко всему времени пребывания Божией Матери в доме Иосифа. Если рассмотреть внимательно повествование Евангелиста Матфея о рождении Господа нашего Иисуса Христа 86, то делается тотчас очевидным, что Евангелист употребил все тщание на то, чтоб показать с ясностью и точностью рождения Богочеловека от Девы, без мужеского семени. Для этого Евангелист объясняет, что Дева, обрученная мужу, не познав мужа, оказалась имеющей во чреве от Святого Духа; для этого Евангелист приводит свидетельство Ангела, явившегося во сне Иосифу и удостоверившего, что плод во чреве Девы от Святого духа; для этого Евангелист приводит Пророка, предвозвестившего, что Дева зачнет и Дева родит Сына, Спасителя миру; для этого, говоря уже о самом рождестве Богочеловека, Евангелист показывает, что Мария родила Его, будучи Девой, как и зачала, будучи Девой. Обстоятельства, касавшиеся собственно лица Богоматери и не составлявшие главного предмета, который был описываем Евангелистом, оставлены им без отчетливого объяснения. Такой же характер имеет и повествование Евангелиста Луки о рождении Христовом. Умалчивая о недоумении Иосифа, о явлении ему Ангела во сне, святой Лука поведает о пришествии Архангела Гавриила к Божией Матери с радостнейшим благовестием от Бога о зачатии и рождении ею Сына Божия, повествует о том, что Елисавета от действия Святого Духа узнала в Марии Матерь Божию. Святой Лука, также, как и Матфей, называет Марию Девой, обрученной мужу 87, а рожденного ею Богочеловека ее Сыном - Первенцем 88. Подробного изложения обстоятельств, касавшихся собственно Девы, святым Лукой не сделано; только косвенным образом явствует из его поведения, как выше было сказано, безболезненность Девы при рождении Богочеловека. И так тщетно ищут протестанты опоры хуле своей в Евангелии! Святые Отцы православной Церкви видят в вышеприведенных словах Евангелиста Матфея мысль совершенно противоположную мысли протестантов, - видят свидетельство, что Богоматерь, зачав Богочеловека Девой, пребыла по зачатии Девой, родила Девой, по рождестве пребыла Девой, осталась навсегда Девой 89. Приснодева, говорит святой Иоанн Дамаскин, и по рождестве пребывает Девой, не имев до смерти никакого общения с мужем. Хотя и написано: И не знаяше Ея (Иосиф), дондеже роди Сына своего первенца, однакож должно знать, что первенцем называется перворожденный, хотя бы он был и единородный. Имя первенец означает того, кто первый родился, и не указывает необходимо на рождение других. А слово дондеже хотя и означает срок определенного времени, однакож не исключает и последующего за тем времени. Так слова Господни: И се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века 90, не означают того, будто Господь по скончании века разлучится с нами, потому что божественный Апостол говорит: "и тако всегда с Господем будем 91, т. е. после воскресения". Здесь слово дондеже, хотя само по себе означающее определенный срок, имеет совершенно противоположное значение по обычному употреблению этого слова Священным Писанием. Господь сказал: Не изыдеши оттуду (из адской темницы), дондеже воздаси последний кодрант 92. Известно, что адские муки вечны: срочное слово дондеже, здесь употребленное, значит, что заключенный в адскую темницу никогда не выйдет из нее, не имея возможности отдать долга греховного, уплата которого производится только во время земной жизни добрыми делами во Христе и очищением согрешений посредством покаяния. О вороне, которого выпустил Ной из ковчега, сказано: И изшед не возвратися, дондеже изсяче вода от земли 93; ворон вовсе не возвращался в ковчег. Священное Писание говорит: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих 94; здесь слово дондеже, означающее срок, опять употреблено для означения бессрочного, бесконечного времени. Очевидно, что пребывание вочеловечившегося Сына одесную Отца по человечеству, чем означается высшее состояние славы, не ограничится тем временем, которое будет употреблено на низложение врагов Богочеловека, падших ангелов и нечестивых человеков, но будет продолжаться бесконечно во веки веков. Слово дондеже имеет по отношению к Деве то же значение, какое оно имеет по отношению к письменному закону, данному Богом. Йота едина, сказал Господь, или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут 95. Закон запечатлеется исполнением его, и пребудет вечно запечатленным, как исполненный: Дева запечатлела свое девство рождением Бога-Слова, и осталась навсегда Девой, будучи запечатлена рождением Бога. И не знаяше Ея (Иосиф), дондеже роди Сына своего первенца: "это значит, говорит блаженный Феофилакт Болгарский, никогда не прикасался ей, ни прежде рождения, ни по рождении не познал ее". Оба Евангелиста с очевидной особенной целью указывают на то, что Богочеловек был Первенец. Иудеи, которым обетован был Мессия, по этой причине особенно уважали чадорождение, а неплодство женщины презирали; по этой же причине они особенно уважали первенца между чадами, тик как один из первенцев, по мнению их, долженствовал быть ожидаемым Мессией. Вот тот вожделенный и преславный Первенец, говорят Евангелисты, который удовлетворил желаниям и ожиданиям! После рождения Его уже нет причины бесплодию женщины быть ее бесчестием, а рождаемым отселе первенцам пользоваться особенным значением. Отселе слава переходит от супружества к девству, потому что ожиданный Первенец - Девственник, и родился от Девы, сохранив ее при рождении и по рождении Девой. Святое Евангелие умалчивает о родителях Богоматери; оно представляет праведного Иосифа попечителем ее и младенца Богочеловека. Должно быть: родители Богоматери, произведши бесценный плод свой в самых преклонных летах, вскоре после того скончались.
|
|
« Последнее редактирование: 23 Июня 2009, 14:08:25 от Владимир Штоль »
|
Записан
|
|
|
|
Владимир Штоль
|
|
« Ответ #7 : 23 Июня 2009, 14:27:28 » |
|
[
Подскажите пожалуйста источник, где можно прочесть об этом подробнее. Мне нужно это для свидетельства протестанту. Я ничего не хочу ему доказывать, но я хочу знать точную позицию Церкви в этом вопросе и все источники, что бы свидетельствовать достойно. Спасибо!
Владимир.
уважаемый Владимир, например вот здесь. http://virginnativity.paskha.ru/history/Detstvo_Bogoroditzi/Константин Этот документ был так же затронут в нашем разговоре с моим товарищем, однако я сказал, что не видел ссылок на данный документ у святых отцов и потому не могу сказать о данном документе ничего. Если у Вас, уважаемый Константин, есть подобная информация, то приведите её пожалуйста. Святитель Игнатий Брянчанинов в своём тексте не упоминает данного документа и пишет следующее:" Святое Евангелие умалчивает о родителях Богоматери; оно представляет праведного Иосифа попечителем ее и младенца Богочеловека. Должно быть: родители Богоматери, произведши бесценный плод свой в самых преклонных летах, вскоре после того скончались." Я полагаю, что ему протоевангелие Иакова не было знакомо, или же он не посчитал возможным на него ссылаться. Если же этого не сделал он, то я, грешный, тем более не буду говорить о нём в моих разговорах с инославным как о православном предании. Простите, если что не так написал. С уважением, Владимир.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Константин О.
Администратор
Ветеран
Сообщений: 661
православный, РПЦ МП, иерей
|
|
« Ответ #8 : 23 Июня 2009, 22:10:35 » |
|
[
Подскажите пожалуйста источник, где можно прочесть об этом подробнее. Мне нужно это для свидетельства протестанту. Я ничего не хочу ему доказывать, но я хочу знать точную позицию Церкви в этом вопросе и все источники, что бы свидетельствовать достойно. Спасибо!
Владимир.
уважаемый Владимир, например вот здесь. http://virginnativity.paskha.ru/history/Detstvo_Bogoroditzi/Константин Этот документ был так же затронут в нашем разговоре с моим товарищем, однако я сказал, что не видел ссылок на данный документ у святых отцов и потому не могу сказать о данном документе ничего. Если у Вас, уважаемый Константин, есть подобная информация, то приведите её пожалуйста. Святитель Игнатий Брянчанинов в своём тексте не упоминает данного документа и пишет следующее:" Святое Евангелие умалчивает о родителях Богоматери; оно представляет праведного Иосифа попечителем ее и младенца Богочеловека. Должно быть: родители Богоматери, произведши бесценный плод свой в самых преклонных летах, вскоре после того скончались." Я полагаю, что ему протоевангелие Иакова не было знакомо, или же он не посчитал возможным на него ссылаться. Если же этого не сделал он, то я, грешный, тем более не буду говорить о нём в моих разговорах с инославным как о православном предании. Простите, если что не так написал. С уважением, Владимир. уважаемый Владимир, я не совсем понимаю какого рода информацию Вы ищете? О родителях Богородицы? или же где они жили? или о месте рождения? Константин
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Владимир Штоль
|
|
« Ответ #9 : 24 Июня 2009, 01:30:42 » |
|
Этот документ был так же затронут в нашем разговоре с моим товарищем, однако я сказал, что не видел ссылок на данный документ у святых отцов и потому не могу сказать о данном документе ничего.
уважаемый Владимир, я не совсем понимаю какого рода информацию Вы ищете? О родителях Богородицы? или же где они жили? или о месте рождения? Константин Доброго время суток, Константин! Простите за неудачный вопрос. Я хотел бы узнать об отношении святых нашей Церкви к т.н. "Протоевангелию Иакова". Именно о нём говорит та статья, ссылку на которую Вы поместили в первом сообщении. http://virginnativity.paskha.ru/history/Detstvo_Bogoroditzi/С уважением Владимир
|
|
« Последнее редактирование: 24 Июня 2009, 10:12:45 от Владимир Штоль »
|
Записан
|
|
|
|
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
Сообщений: 1142
Русь Святая! Храни Веру Православную!
Православный священник
|
|
« Ответ #10 : 24 Июня 2009, 14:43:37 » |
|
Этот документ был так же затронут в нашем разговоре с моим товарищем, однако я сказал, что не видел ссылок на данный документ у святых отцов и потому не могу сказать о данном документе ничего.
уважаемый Владимир, я не совсем понимаю какого рода информацию Вы ищете? О родителях Богородицы? или же где они жили? или о месте рождения? Константин Доброго время суток, Константин! Простите за неудачный вопрос. Я хотел бы узнать об отношении святых нашей Церкви к т.н. "Протоевангелию Иакова". Именно о нём говорит та статья, ссылку на которую Вы поместили в первом сообщении. http://virginnativity.paskha.ru/history/Detstvo_Bogoroditzi/С уважением Владимир Ув. Владимир! Наша Св. Церковь обладает полнотой Евангельского и Святоотеческого Писания и Предания, поэтому увлечения "апокрифами" пусть даже и авторитетными, мягко говоря не приветствуется! Ведь Апокриф это-подражательный тип творчества. Памятники апостольского периода беруться как пример и образец! Апокрифическая литература занимает большое место в круге чтения того времени. Литература эта стремиться подражать книгам Св. Писания по их содержанию и направлению. Именно подражать!!!! Но не является Богоудохновенной!!! Так называемое "Евангелие Иакова" Найдено французким учёным Постелем и впервые в 1552 году издано на латыни. Этот памятник очень распостраненный в древнехристианской среде. Составлен во второй половине II века. В нём много повествуется о детстве Божией Матери, о Её родителях, об избиении младенцев в Вифлиеме и.т.д И всё-таки это апокриф! Владимир! почему же Вы не поинтересовались толкованием того стиха, который я привел? Ведь я Нарочно оставил Его без обьяснения, это даёт повод полагать, что Вы невнимательно читаете ответы на Ваши вопросы. Читайте Св. Отцев, и меньше обращайте внимания на апокрифы. Для примера советую почитать "Патралогия" Архимандрит Киприан (Керн). Там найдете ответы на интересующие Вас вопросы! Храни Вас Господь!
|
|
« Последнее редактирование: 24 Июня 2009, 17:22:26 от Иерей Георгий »
|
Записан
|
С ув. прот. Георгий
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #11 : 26 Июня 2009, 11:03:36 » |
|
Мне нужно это для свидетельства протестанту.
Дорогой Владимир! Возможно не по теме, но для доказательства протестанту, возможно, будет полезен следующий аргумент: Вопрос:
Многие протестантские конфессии не молятся Пресвятой Богородице. Единственным подтверждением благословления Марии в Библии Православная Церковь считает отрывок из Лк. 1: 48: «Отныне будут ублажать Меня все роды». Однако некоторые считают перевод «ублажать» неточным. Перевод с греческого будет якобы «считать счастливой»: получается, что Богородица просит не молиться к ней, а просто считать ее счастливой. Вера в заступничество Марии Девы перед Господом за нас является одним из ключевых моментов Православия. Пожалуйста, дайте ответ относительно перевода.
Василий, Киев-------------------------------------------------------------------------------- Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):Перевод на церковнославянский и русский языки совершенно точен. В греческом тексте Евангелия от Луки стоит: «tou nun makariousin me pasai ai geneai» 1: 48). Ключевым словом является слово makarizo (1. прославлять, превозносить; 2. считать счастливым). У евангелиста Луки глагол поставлен во множественном числе третьего лица – makariousin. Есть обязательное правило для всех экзегетов и переводчиков: если слово имеет несколько смыслов, то брать только то значение, которое находится в смысловом согласии с другими словами переводимого или комментируемого места, то есть брать текст и контекст. Если это не соблюдается, то получается буквализм, который ведет к ошибкам и произволу. Приведенные слова составляют часть песни Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лк. 1: 46–49). Как видим, слово «ублажать» находится в смысловом единстве со словами «сотворил Мне величие Сильный». Слово «величие» во всей Библии встречается только 41 раз. Оно означает «вознесенность», «возвышенность», «слава Божия» (см.: Втор. 5: 24; Иов 13: 11; 1 Пар. 29: 11; Евр. 1: 3, 8: 1; Иуд. 1: 25). В Священном Писание оно связано всегда с почитанием. «Вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое» (Втор. 5: 24); «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие» (1 Пар. 29: 11); «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки» (Иуд. 1: 25). Учение и практика протестантов показывают, что они поступают вопреки святому Евангелию, ибо не признают величие Божией Матери и не почитают Ее. Православная Церковь имеет великое множество свидетельств об исполнении Ее пророческих слов о Себе: «Кому из внимательных к церковному богослужению не памятна часто слышимая церковная песнь в честь Пресвятой Девы Марии: “Блажим Тя вси роди, Богородице Дево?” Если размыслим, от чего произошла эта песнь и на что указывают самые слова ее, то созерцающему духу представится чудное и необъятное зрелище. В дали прошедших времен видим мы, что из незнатного Назарета в другой не славный город нагорной страны Иудейской приходит бедная неизвестная в мире Дева, приветствует свою престарелую родственницу обычным приветствием, но внезапно возбуждает в ней пророческий восторг, приветствуется от нее как Матерь Господа и, быв объята подобным же восторгом Сама, о Себе пророчествует: “Отныне, – говорит, – ублажат Мя вси роди”. Глас Ея слышат народы, веки, концы вселенной – и народы, веки, концы вселенные ответствуют Ей: вот, мы исполняем Твое слово – блажим Тя вси роди, Богородице Дево» ( Филарет Московский, святитель. Слава Богоматери). 25 / 06 / 2009 http://www.pravoslavie.ru/answers/30925.htm
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Владимир Штоль
|
|
« Ответ #12 : 26 Июня 2009, 14:08:08 » |
|
я Нарочно оставил Его без обьяснения
Я это понял, отец Георгий, и ещё найду это толкование. Я не в коей мере не оставил Ваши слова без внимания. Пока же я внёс в свой разговор с собеседником начало Вашей рекомендации. Мы c cобеседником уже около часа пытались понять, что же есть Церковь в протестантизме. Если же Она, Церковь, невидима, то откуда протестанты взяли, что Библия есть Слово Божие, и откуда они вообще пришли к этой мысли. Мы сейчас мусолим эту тему, и будем это делать до тех пор, пока я не услышу одназначного заявления о том, что же есть предание в протестантизме и кто(или что) его является его (протестанского предания) носителем. "Итак, братия стойте и держите предания".... " или словом или посланием"
И вот когда этот вопрос(о предании) станет ясным, я перейду к следующему Вашему совету. Прежде же чем мы с собеседником пойдем дальше, мне самому прийдётся дать определение понятию "предание" в Православии(что Вы собственно уже и сделали в краткой форме в своём ответе), и о том, что же есть "апокрифы" и являются ли они преданием в православном смысле. Своим вторым сообщением Вы мне дали ориентир в поиске ответа и на этот вопрос. Спасибо большое. С уважением Владимир Р.S. Вы правы, отец Григорий, мне необходимо было прочесть это толкование. Феофилакт, блж. Толкование на второе послание Святого Апостола Петраhttp://www.pagez.ru/lsn/0134.phpТогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. Желая удержать их от такой дерзости, говорит: тогда как и ангелы, превосходя их крепостью и силой, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. Апостол, как мы заметили, говорит одно и то же с апостолом Иудой; ибо и он, удерживая дерзких на язык, убеждает их этим же самым примером. Впрочем, он говорит обширнее: Михаил Архангел не смел произнести укоризненного суда (Иуд. 1, 9). Подобное хочет сказать теперь и Петр, что эти злобесные не имеют никакой пощады в хуле на славы, тогда как и ангелы, превосходящие этих скверных силой и крепостью, не произносят против них, то есть начальства, укоризненного суда пред Господом. А как диавол причастен некоторой славы, потому что он начаток творения Господня (Иов. 40, 14), то Архангел не произнес на него укоризненного слова. Если же более достойный хулы, то есть диавол, как причастный славе, не получил от Михаила хулы пред Господом; то весьма неразумны те, которые поспешно хулят начальства, тогда как сами гораздо ниже достоинства ангелов. Под начальствами разумеет божественные силы, или и церковные начальства, против которых они восстают и которые они непрестанно злословят.
|
|
« Последнее редактирование: 26 Июня 2009, 18:10:01 от Владимир Штоль »
|
Записан
|
|
|
|
Владимир Штоль
|
|
« Ответ #13 : 26 Июня 2009, 14:29:19 » |
|
Приведенные слова составляют часть песни Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лк. 1: 46–49). Как видим, слово «ублажать» находится в смысловом единстве со словами «сотворил Мне величие Сильный». Слово «величие» во всей Библии встречается только 41 раз. Оно означает «вознесенность», «возвышенность», «слава Божия» (см.: Втор. 5: 24; Иов 13: 11; 1 Пар. 29: 11; Евр. 1: 3, 8: 1; Иуд. 1: 25). В Священном Писание оно связано всегда с почитанием.
Спасибо Вам, Александр Васильевич. Я не могу говорить с моим собеседником сразу о многом, но думаю, что прийдет момент, и я этот ответ смогу применить в нашей беседе. С уважанием Владимир
|
|
« Последнее редактирование: 26 Июня 2009, 21:46:22 от Владимир Штоль »
|
Записан
|
|
|
|
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
Сообщений: 1142
Русь Святая! Храни Веру Православную!
Православный священник
|
|
« Ответ #14 : 26 Июня 2009, 23:59:15 » |
|
Феофилакт, блж. Толкование на второе послание Святого Апостола Петраhttp://www.pagez.ru/lsn/0134.phpТогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. Желая удержать их от такой дерзости, говорит: тогда как и ангелы, превосходя их крепостью и силой, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. Апостол, как мы заметили, говорит одно и то же с апостолом Иудой; ибо и он, удерживая дерзких на язык, убеждает их этим же самым примером. Впрочем, он говорит обширнее: Михаил Архангел не смел произнести укоризненного суда (Иуд. 1, 9). Подобное хочет сказать теперь и Петр, что эти злобесные не имеют никакой пощады в хуле на славы, тогда как и ангелы, превосходящие этих скверных силой и крепостью, не произносят против них, то есть начальства, укоризненного суда пред Господом. А как диавол причастен некоторой славы, потому что он начаток творения Господня (Иов. 40, 14), то Архангел не произнес на него укоризненного слова. Если же более достойный хулы, то есть диавол, как причастный славе, не получил от Михаила хулы пред Господом; то весьма неразумны те, которые поспешно хулят начальства, тогда как сами гораздо ниже достоинства ангелов. Под начальствами разумеет божественные силы, или и церковные начальства, против которых они восстают и которые они непрестанно злословят. Ув. Владимир! Для обьяснения стиха: (Иуд. 1, 9). Необходимо посмотреть параллельное место. В Синодальном переводе это: Втор 34,6; Зах. 3,2. Так вот по-мысли блж. Феофилакта Болгарского в данном случае это намёк на мытарства! По преданию, когда Моисей умер, диавол претендовал на его душу! И почему же? Да потому, что тот, когда то давно убил египтянина, поэтому то Архангел служивший при погребении его тела (людям неизвестна могила Боговидца) не смел "укоризненно судить" даже диавола, ибо восхищение суда не дело твари, но Творца. диавол юридически точен-убил изволь в ад, но Арх.Михаил и послан был для того чтобы оправдать душу Пророка, ведь он (Моисей) тогда в Египте заступился за обиженного единоплеменника. Таких мест в Св. Писании много. Вот ещё один пример: 2-е Тимофею 4:13 - "Когда пойдёшь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные." Где у наших братьев протестантов фелони? У нас они есть, как необходимая составляющая облачения. Напрашивается вопрос: Не забыли ли они (протестанты) саму историю Христианства из-за занятостью своими протестами и недовольствами?
|
|
|
Записан
|
С ув. прот. Георгий
|
|
|
|