Русская беседа
 
26 Октября 2024, 12:21:43  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Память святого праведного Алексия (Мечева)  (Прочитано 3965 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« : 22 Июня 2009, 20:19:08 »

22 июня Русская Православная Церковь празднует память святого праведного протоиерея Алексия (Мечева), знаменитого московского пастыря, "старца в миру". Алексий Алексеевич Мечёв (17.03.1859, Москва - 22.06.1923, Верея), св. прав. (пам. 9 июня, 16 сент. и в Соборе Московских святых), прот., московский старец (см. Старчество). Род. в семье регента кафедрального чудовского хора А. И. Мечёва, к-рый в детстве был чудесно спасен от смерти свт. Филаретом (Дроздовым), митр. Московским и Коломенским. Благодатная помощь свт. Филарета была явлена также при рождении А. Роды были трудные, и жизни матери и ребенка оказались в опасности. В большом горе А. И. Мечёв поехал помолиться в Алексеевский (см. московский во имя Алексия, человека Божия) мон-рь, где по случаю престольного праздника служил митр. Филарет. Пройдя в алтарь, он тихо встал в стороне, но от взора владыки не укрылось горе любимого регента. «Ты сегодня такой печальный, что у тебя?» - спросил он. «Ваше Высокопреосвященство, жена в родах умирает». Святитель молитвенно осенил себя крестным знамением. «Помолимся вместе... Бог милостив, все будет хорошо,- сказал он; потом подал ему просфору со словами: - Родится мальчик, назови его Алексеем, в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия». Алексей Иванович отстоял литургию и поехал домой. В дверях его встретили радостной вестью: родился мальчик.

По окончании Заиконоспасского уч-ща и Московской ДС А. был 14 окт. 1880 г. определен псаломщиком Знаменской ц. Пречистенского сорока на Знаменке. В 1884 г. женился на дочери псаломщика А. П. Молчановой и в том же году, 18 нояб., был рукоположен Мисаилом (Крыловым), еп. Можайским, во диакона. 19 марта 1893 г. А. был рукоположен еп. Нестором (Метаниевым), управляющим московским Новоспасским мон-рем, во священника к Николаевской в Клённиках ц. Сретенского сорока на Маросейке. Это был один из самых маленьких и бедных приходов в Москве. «Восемь лет я служил каждый день литургию при пустом храме»,- рассказывал А. Лишь на девятый год народ пошел в храм. Одновременно со служением в храме А. вел работу в Об-ве народного чтения, посещал тюрьмы.

29 авг. 1902 г., в день усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, скончалась жена А. Он был безутешен до тех пор, пока духовные чада не устроили его встречу с о. Иоанном Кронштадтским. «Вы пришли разделить со мной мое горе?» - спросил А., когда вошел о. Иоанн. «Не горе твое я пришел разделить, а радость,- ответил о. Иоанн,- тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты жалуешься на свои скорби и думаешь - нет на свете горя больше твоего... а ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет». Сказанное А. принял как возложенное на него послушание старчества, к к-рому он был подготовлен многими годами подвижнической жизни. «Пастырь должен разгружать чужую скорбь и горе»,- учил он впосл., опираясь на опыт своей жизни. Духовно близкими к А. были современные ему оптинские подвижники - иеросхим. прп. Анатолий (Потапов) и скитоначальник схиигум. Феодосий. Они изумлялись подвигу московского старца «во граде, яко в пустыни». Прп. Анатолий приезжавших к нему москвичей направлял к А. Старец Нектарий (Тихонов) говорил: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексей».

Ранее пустая ц. свт. Николая стала переполняться богомольцами, среди к-рых появились представители интеллигенции (профессора, врачи, учителя, писатели, инженеры, художники, артисты, философы) и студенческая молодежь, к-рой А. уделял особое внимание. В нижнем, жилом, этаже храма А. открыл начальную церковноприходскую школу, а также устроил приют для сирот и детей неимущих родителей. В течение 13 лет А. преподавал Закон Божий в частной жен. гимназии Е. В. Винклер. А. благословил на писание икон свою духовную дочь Марию, пришедшую к нему в храм девочкой-подростком вскоре после смерти отца, свящ. и худож. Н. А. Соколова. Впосл. она стала замечательным иконописцем, приняла монашество с именем Иулиания, основала при МДА иконописный кружок, из к-рого выросла иконописная школа.

Высоко оценивал пастырскую деятельность А. наместник Чудова мон-ря архим. Арсений (Жадановский, с 1914 еп. Серпуховской). В 1920 г. Святейший Патриарх Тихон наградил А. крестом с украшением. Патриарх Тихон при хиротонии всегда учитывал отзыв А. о кандидатах в священники и предложил А. взять на себя труд по объединению московского духовенства. Собрания духовенства проходили в храме Христа Спасителя, но по условиям того времени вскоре были прекращены. Дважды А. вызывали в ОГПУ (в кон. 1922 и 30 марта 1923) и запрещали принимать народ. Во второй раз беседа была недолгой, т. к. старец был тяжело болен.

Старец скончался в Верее, гроб с его телом был доставлен в родной храм свт. Николая в Клённиках 27 июня 1923 г. До самого утра следующего дня церковные общины Москвы во главе со своими пастырями приходили петь панихиды и прощаться с почившим. Чтобы дать возможность всем пришедшим помолиться, служили вечером 2 заупокойные всенощные, одну в церкви и др.- во дворе. Литургию и отпевание совершил во главе сонма духовенства архиеп. Феодор (Поздеевский), настоятель Данилова мон-ря. Незадолго до смерти А. написал архиеп. Феодору письмо, прося его об этом. Владыка Феодор находился тогда в тюрьме, но 20 июня был освобожден и смог исполнить желание А. Всю дорогу до кладбища пелись пасхальные песнопения. Проводить А. в последний путь прибыл на Лазаревское кладбище Святейший Патриарх Тихон, только что освобожденный из заключения. Он был восторженно встречен толпами народа. Исполнились пророческие слова А.: «Когда я умру - всем будет радость». Литию служил архим. Анемподист. Святейший Патриарх благословил опускаемый в могилу гроб, первый бросил на него горсть земли.

А. просил своих духовных чад приходить к нему на могилу со всеми своими трудностями, бедами, нуждами, и многие шли к нему на кладбище. В связи с его закрытием 28 сент. 1933 г. останки А. и его жены были перенесены на кладбище «Введенские горы», называемое «Немецким». Еп. Стефан (Никитин), участвовавший в перенесении мощей, рассказывал, что тело А. было в ту пору нетленным. Все последующие десятилетия могила А. была, по свидетельству администрации кладбища, самой посещаемой.

За свою не очень долгую священническую жизнь А. создал удивительную духовную общину в миру. Сам А. и его община, впосл. возглавленная его сыном - свящ. Сергием Мечёвым, привлекли и объединили многих замечательных людей - священников и мирян. Одна из немногих, эта община выдержала времена самых страшных гонений и воспитала новое поколение ревностных служителей Церкви и благочестивых церковных людей, восприявших дух подлинной, благодатной христ. жизни, к-рой научал старец. А. обладал благодатными дарами прозорливости и чудотворений, многократно засвидетельствованных современниками. А. прославлен Архиерейским Собором 2000 г.

Литература: Отец Алексей Мечев: Воспоминания [разных лиц]. Письма. Проповеди. П., 1970, 1989р; Храм Николая Чудотворца в Кленниках. М., 1991. (Моск. приходской сб.; Вып. 1); Иулиания, мон. (М. Н. Соколова). Жизнеописание московского старца отца Алексея Мечева. М., 1992, 19992; Московский Батюшка: Восп. об о. Алексее Мечеве / Сост. Г. Дурасов. М., 1994; Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. М., 1995. С. 14-31; Добровольский А. Рассказы о старце Алексее Мечеве, о чудесах, им совершенных, и о других чудесах; [Ровинский К., свящ.] Беседы старого священника. М., 1995. С. 196-212; «Пастырь добрый»: Жизнь и труды моск. cтарца прот. Алексия Мечева / Сост. С. Фомин. М., 1997; Флоренский П., свящ. Рассуждения на случай кончины о. Алексея Мечева // Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. М., 1996. Т. 2. С. 597-620; он же. Отец Алексей Мечев // Там же. С. 621-627. 

Прот. Владимир Воробьёв
Записан

С ув. прот. Георгий
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 22 Июня 2012, 09:59:33 »

Всё дело в любви



С таким понятием, как «старец», у нас стойко ассоциируется представление о монахе-подвижнике почтенных лет. Проведя многие годы в усердных и внимательных трудах, такой подвижник может получить от Бога особые дары — знание человеческого сердца, способность направлять людей на прямые жизненные пути. Такие люди любимы православным народом, их ищут, к ним едут и идут, преодолевая любые расстояния. Таких подвижников не ищут в миру. Хотя, говоря по совести и следуя Писанию, можно и в миру найти тех, кто является неукоризненным и чистым, чадом Божиим непорочным среди строптивого и развращённого рода (Флп. 2, 15).

Таким был отец Иоанн Кронштадтский. Но ещё более этому слову соответствует житие Алексия Московского (Мечёва).

Отец Иоанн не имел детей, не был связан необходимостью прокормления и воспитания. Он служил, служил и паки — служил. Проповедовал, проповедовал и паки — проповедовал. С момента прихода к нему всероссийской известности он путешествовал по всей стране, всюду принося дух апостольской ревности и апостольского чудотворства.

В отличие от него, отец Алексий никуда не путешествовал. Он сидел на месте, и храм, в котором он служил, был одним из самых маленьких и невзрачных во всей Москве. Он был семейный человек, и, когда отдавал последнее нищим, сердце его не раз сжималось болью о своей семье. «Чужим помогаю, а о своих не пекусь», — мучительно думалось ему в эти минуты. Как и кронштадтский пастырь, отец Алексий искал силы и вдохновения в молитве, наипаче — в литургии. Каждый день год за годом в его маленьком храме звонили к литургии. «Опять звонишь? — спрашивали соседи-настоятели. — Зря звонишь».

Но годы прошли, долгие годы почти одинокого подвижничества, замешанного на нищете и борьбе с тяжёлыми мыслями, и в храм потянулись люди.

Живя в миру, отец Алексий был очень близок по духу подлинному монашеству. Ведь монашество — это не только и не столько безбрачие и чёрные одежды. Это самопожертвование и любовь, это частая молитва о людях, со временем превращающаяся в молитву всегдашнюю. Живя так, Алексий Московский был един в духе с лучшими представителями предреволюционного духовенства. Старцы оптинские считали его своим. Серафим Саровский, к тому времени уже вошедший в небесный покой, наблюдал за его деятельностью и посылал к нему за помощью людей.

Одна женщина, доведённая до отчаяния житейскими трудностями, решила свести счёты с жизнью, для чего пошла в лес, прихватив верёвку. В лесу она увидела сидящего на пеньке благообразного старичка, сказавшего ей: «Это ты нехорошо задумала. Иди-ка в такой-то храм к отцу Алексию. Он тебе поможет». Удивлённая женщина побежала в указанный храм, и первым, что она увидела — была икона старичка, спасшего её от самоубийства. Это был святой Серафим. А храм этот — Никольский храм на Маросейке, где настоятелем был отец Алексий Мечёв.

Такой случай был не единственным. Но дело не только и не столько в чудесах. Дело в любви, без которой засыхают души человеческие; которую многие жадно ищут; которая является отличительным признаком для безошибочного узнавания учеников Христовых.

Никаких миссионерских путешествий, никаких написанных книг. Ничего внешне великого или грандиозного. И вместе с тем подлинная святость, подлинное сердцеведение, при котором батюшка, раскрыв ладошку, мог сказать духовным детям: «Все вы у меня вот где».

Он переживал о них, думал о них, склонив колени, усердно молился о них суетными днями и долгими ночами. Он действительно любил всех попавших в орбиту его молитвы, и они все были у него словно на ладошке со всеми своими страхами, трудностями, проблемами.

Таких людей не бывает много. Захоти любой среднестатистический батюшка унаследовать подобный образ жизни, а вслед за ним — благодатные дарования отца Алексия, порыв его утихнет и «бензин закончится» очень быстро. Далее может начаться «стук в моторе» и капитальный ремонт. Тайна подлинной святости сродни тайне истинной гениальности. Никогда не знаешь, почему дано тому, а не этому; почему у одного хватило верности, твёрдости, мужества, а у сотен других не хватило. Но запах святости должен быть доступен всякому духовному обонянию. И запах этот подсказывает нам то, что мы встречаемся с повторением того опыта, который был у Павла. А именно: И уже не я живу, но живёт во мне Христос (Гал. 2, 20).

Живёт Христос в отце Алексии, в отце Иоанне, в отце Серафиме.

Живут во Христе отец Алексий, отец Иоанн, отец Серафим.

Мы знаем об этом. И тепло, приносимое в души наши мыслями о святых, свидетельствует духу нашему о том, что, хотя мы и далеки от всегдашнего подражания друзьям Божиим, всё же совсем чужими мы ни им, ни Христу не являемся. Но сама теплота эта свидетельствует о том, что и работы много, и двигаться есть куда, и помощники, ранее нас прошедшие путь до конца, готовы прийти на помощь.

Ведь действительно, если в дни земной жизни никто от них не ушёл без утешения, то неужели сегодня, войдя в славу и умножив дерзновение, они откажут нам в помощи?

Не откажут. Правда, батюшка Алексий?


Протоиерей Андрей Ткачев

Православие.Ru

http://www.pravoslavie.ru/smi/48926.htm

« Последнее редактирование: 22 Июня 2012, 20:54:03 от Владимир К. » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 20 Августа 2014, 14:06:06 »

Праведный Алексий Мечев: жить не требуя

Роман Савчук



Святой праведный Алексий Мечев

«Был скромным и прозорливым человеком», – так напишут спустя почти сто лет после кончины о великом угоднике Божием прошлого столетия святом праведном Алексии Мечеве. И, наверное, трудно подобрать более точные слова, чтобы описать подвиг этого святого. Он не был строгим аскетом, уединенным молитвенником, не принимал монашеский постриг, он был близким и любящим для каждого. «Входите в положение каждого человека, учитывайте то, кто перед вами, переживайте с другими, старайтесь разгружать других», – учил праведник приходящих к нему. И учил не словом, а жизнью. Он жил так, как многие сказали бы, жить нельзя… Жил по-евангельски просто, разделяя с ближними и тяготы семейной жизни, и непонимание близких, и обиды, оскорбления, равнодушие окружающих. Батюшка не выходил за рамки той скромной жизни обычного священника, в которой Господь определил возрастать его духу. Был внимательным к близким и благодарным Богу. Позже он будет учить так же поступать и других: «Со слезами прошу и молю вас, будьте солнышками, согревающими окружающих вас, если не всех, то семью, в которой Господь вас поставил членом».

Восемь долгих лет в маленький храм святителя Николая в Кленниках к батюшке Алексию почти никто не приходил на службы. А он со смирением исполнял свой долг, принимал и обстоятельства, и свою жизнь, как Богом данные. Потом была смерть горячо любимой супруги, четверо детей на руках, но отец Алексий все равно жил так, как жить нельзя – по совету праведного Иоанна Кронштадского принял скорби как посещение Божие, призыв войти в чужое горе, взять его на себя.

Испытав силу смирения, позже батюшка будет говорить своим духовным чадам: «Ты всё думаешь: вот пришли скорби, вот несчастья, которых нет ни у кого, вот обстоятельства, из которых нет выхода, а это Бог с любовью посмотрел на тебя, это Бог приближается к тебе».

Отец Алексий жил в непростое время. Революция, безбожная власть, разврат общества, начало гонений… Казалось бы, как раз время выступить с горячим обличением общества и порядков, которые в нем утверждались. Но святой опять жил так, как жить нельзя – жил, не требуя ничего от других. Вопреки всему говорил просто и ясно: «Когда видишь вокруг себя что-нибудь нехорошее, посмотри на себя сейчас же, не ты ли этому причина». Нередко и вовсе поражал приходящего на исповедь силой искреннего смирения: «Помни, что хуже нас с тобою во всем свете никого нет».

«Не в правилах святого было читать наставления, обличать, разбирать чьи-нибудь дурные поступки. Приезжая в готовую развалиться семью, батюшка приносил в нее мир, любовь и всепрощающее понимание всех и каждого. Он не порицал никого, не укорял, а старался, приводя яркие случаи ошибок и заблуждений, доводить слушающих до сознания своей вины, вызывать у них чувство раскаяния». И в этом проявлялась сила веры праведника. Он не брался судить мир, не пытался во всем разобраться, понять, выработать правильное отношение. Отец Алексий просто понимал, что мир не нуждается в наших разбирательствах, мнениях и суде, он гибнет от недостатка любви, милосердия, доверия Богу.

Когда вокруг рушились все устои общества, мир, казалось, сходил с ума, батюшка доказывал только одно: что и в этих условиях жить по-евангельски можно и просто необходимо! «Раздражаться не стоит, не стоит… Желай счастья всем и сама счастлива будешь», – вот что слышали из уст святого те, кто возмущался происходящим вокруг.


Святой праведный Алексий Мечев     

«Был скромным и прозорливым человеком»… И достаточно! И нет для праведника большей чести, чем эти слова. Остается лишь, испросив молитв святого, вспомнить любящий голос кроткого батюшки: «Будьте теплом и светом для окружающих; старайтесь сперва согревать собою семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей, и круг, освещаемый вами, будет постепенно все увеличиваться и увеличиваться; так старайтесь, чтобы ваш светильник ярко горел»…


20 августа 2014 года

http://www.pravoslavie.ru/put/73046.htm

Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!