Как Монголия почти стала христианской странойДуховенство и прихожане Свято-Троицкого храма в г. Улан-Батор, Монголия. Фото: vk.com/pravoslavie_mnПервоначально христианство продвигалось в страны Востока в «еретической» – несторианской – версии. Не вдаваясь в богословские подробности отличий несторианства от православия и католичества, следует указать, что последователи константинопольского архиепископа Нестория признают важность подвигов Христа именно как человека и не признают термина «Богородица», считая, что Мария родила человека, обретшего божественную природу позднее. Всё это имело значение во времена жарких богословских споров на первых христианских Соборах, для нас же важно то, что несторианство отделилось от основной (тогда – единой православно-католической) ветви очень рано, в V веке.
Несториан приветил враждебный Византии Иран (тем более, что сам Несторий был персом по происхождению). Несторианские общины до мусульманского завоевания Ирана (VII век) процветали в городах этой страны, соперничая с евреями в международной торговле. Несторианские караваны двигались по Великому шёлковому пути – из Ирана, через Центральную Азию – в Китай. Путь был долгим и трудным, и в оазисах, и среди степных племён, по которым шли караваны, строились караван-сараи, в которых оставались представители торговых сообществ – на долгие годы или навсегда. Как это всегда бывает, вместе с людьми на Восток двигались идеи, и в этом плане несториане, говорившие на фарси и сирийском, были успешнее евреев: те не считали нужным распространять свою веру.
А обращать в сою веру партнёров было выгодно: со «своими» торгуют честнее и могут помочь бескорыстно. И начали множиться несторианские общины в городах-оазисах вдоль Шёлкового пути; уже в VII веке несториане появляются в Китае.
«В 635 г. несторианство проникло в Китай и было встречено правительством весьма благожелательно. Первые императоры династии Тан, Тайцзун и Гаоцзун, покровительствовали христианам и позволяли им строить церкви. Во время узурпации престола императрицей У, связанной с буддистами, на христиан было воздвигнуто гонение, но узурпаторша была быстро лишена власти сторонниками династии Тан. В 714 г. император Сюаньцзун указом запретил в империи Тан буддизм, а в 745 г. разрешил проповедь христианства. С этого времени несторианство начало распространяться в Джунгарии, находившейся под контролем империи Тан, и обретать неофитов среди кочевников, главным образом басмалов, но довольно долго его успехи были минимальны» (Несторианство и Древняя Русь. Л.Н.Гумилев, Доложено на заседании отделения этнографии ВГО 15 октября 1964 г.)».
Бывший несторианский монастырь в КитаеОсобенно важно для христиан было установление добрых отношений с кочевыми племенами: они контролировали торговые пути, и могли закрыть их для караванов, а могли дать охрану и обеспечить водой и продовольствием.
«Усилиями несторианских миссионеров и торговцев, к христианству продолжали обращаться как оседлые, так и кочевые тюркские племена Центральной Азии. Так, в 644 г. митрополит Мерва Илияс говорил о великом количестве христиан живущих над устьями реки Оксус (Аму Дарья). Сохранилось письмо того времени, где автор описывает этих тюрков следующим образом: "Эти христиане-тюрки едят мясо и пьют молоко... Все их привычки чистые, их вера ортодоксальная и истинная как наша... Они настоящие верующие и богобоязненные люди, и они обитают в шатрах, и у них нет ни городов, ни сел, и ни домов... Эти христиане тюрки обитают под шатрами и юртами, и у них свои священники, дьяконы, и монахи. У них много мест поклонения в их юртах, и они бьют в колокола и читают Книги на нашем Ассирийском языке" (Несторианство в Центральной Азии, «Призыв македонянина,
https://serg-slavorum.livejournal.com/1942400.html).
Несторианский надгробный камень с берегов Иссык-КуляВ VI-VIII веках громадное степное пространство в центре Евразии (нынешние Монголия, Казахстан, Южная Сибирь, Нижнее Поволжье и степи Северного Кавказа) контролировались тюркскими каганами. За души степняков боролись не только несториане, но и набиравшие силу буддизм и ислам. Но многолетний глава правительства Тюркского каганата Тоньюкук (646-724 гг.) запретил проповедь и буддизма, и ислама среди кочевников. Он завил, что «учение Будды делает людей слабыми и человеколюбивыми», а послам халифа сказал: «Среди моих воинов нет ни цирюльников, ни кузнецов, ни портных; если они сделаются мусульманами и будут следовать предписаниям ислама, то откуда же они добудут себе средства к жизни?». А христианство не вызывало его протеста: по-видимому, несториане, не имевшие собственного государства, в отличие от мусульман и буддистов, не казались всемогущему мудрецу опасными.
В степях того времени господствовали разноплемённые тюрки и монголы: племена этих языковых групп постоянно перемешивались; будучи бесписьменными, они легко переходили с одного языка на другой, поэтому современные споры о том, кем именно были тогдашние народы, представляются бессмысленными. К востоку от Алтая преобладали монголы (хотя были и тюрки), а к западу – тюрки. И те, и другие исповедовали культ неба (тенгрианство) и духов-предков, который не имел устоявшихся форм и письменных традиций. Крушение тюркского каганата и жестокость междоусобных войн подорвали влияние тенгрианства в степях, расчистив поле для новых религий. В VIII веке уйгуры, контролировавшие в то время территорию нынешней Монголии, принимают манихейство, причём им приходится воевать с некой группой, названной в китайских и среднеазиатских источниках «Уч Ыдук» («Три святых»); Л.Н.Гумилёв считал, что под этим именем скрываются степные христиане.
Уйгурия, ставшая манихейской, жестоко конфликтовала со всеми соседями – в значительной мере из-за манихейской нетерпимости. И после разгрома уйгуров и вытеснения их в Синьцзян в степях Халхи массово расселяются монголоязычные племена, и религиозный вакуум пытается заполнить несторианство.
Сегодня трудно понять, как несторианские священники сумели достучаться до сердец монголов. Крайне отрывочные свидетельства – в основном, католиков, побывавших в Монголии уже после смерти Чингисхана, утверждают, что священники-несториане привлекали кочевников в первую очередь умелым врачеванием, что вполне вероятно: медицина в средневековой Сирии была весьма развитой. Занимались они также учительством (среди монголов распространилось сирийское письмо, впоследствии ими забытое) и воспитанием детей. Стационарных церквей в степи не строили (они появляются только после утверждения империи Чингисхана), но священники имели юрты-церкви. Имя Иисуса (Иесу) по-монгольски означало цифру 9, считавшуюся священной в добуддийские времена, и ассоциировалось с именем отца Чингисхана – Есугей. Крест, как писали опять же католики в позднейшее время, воспринимался монголами, в т.ч. нехристианами, как символ распространения власти монголов на все четыре стороны света. Монголы называли несторианство словами «тарза» или «аркагун», а священников – «раббан аркагун», от библейского термина «равви» (учитель).
Между 1006 и 1009 г. несторианство принимает хан могучего племени кереитов Буюрук (точно не известно, имя ли это собственное или титул). Согласно легенде, он заблудился в степи и обратился к святому Сергию, попросив указать дорогу домой. Тот помог хану, и тот «крестился со всем народом», приняв христианское имя Маркуз, т.е. Марк. Разумеется, обращение за помощью к христианскому святому означает как минимум предварительное знакомство с христианством.
Монгольские племена, заселившие Халху после разгрома уйгуров создали протогосударство оригинального типа. Кереиты признавались главным племенем, а их хан был ещё и гурханом (ханом союза равноправных племён, что-то вроде президента конфедерации) всех монголов. Его власть на другими племенами была не столько реальной, сколько моральной. Заставить креститься другие монгольские племена гурхан Маркуз не мог, но некоторые монголы – не кереиты всё же стали несторианами. Крестились онгуты, жившие в излучине Хуанхэ – богатое и культурное племя. Французский исследователь Поль Пеллио в XIX веке обнаружил, что онгуты использовали имена христианского происхождения: Шэн-Вэн (Симеон), Кеули-кису (Георгий), Паолусу (Павел), Юонан (Иван), Юаку (Яков), Юишо (Иисус), Лухо (Лука). Частично крестились меркиты – племя сложного происхождения (возможно, омонголившиеся угро-самодийцы), жившие в нынешней Бурятии и Иркутской области, и, очевидно, некоторые роды в других племенах.
Среди кереитов несторианство укоренилось достаточно прочно. Два века кереитские ханы носили христианские имена - Маргуз I (креститель Монголии), Уба (Увар), Маргуз II, Маргуз ІІІ, Хурджакус (Кириакос), Ван-хан Тогорил (по некоторым предположениям – Иоанн, хотя, возможно, это монголизация китайского титула «Ван»), Эрхе-Хара (Георгий Чёрный), Нилха-Сангун (Илья).
Несторианская кереитская династия не смогла объединить Монголию. Могучая киданьская (северокитайская) империя Ляо поначалу признала второго христианского хана кереитов Уба «царём всех кочевников», но затем развязала против монголов войну, в которой монгольская конфедерация была разгромлена и распалась. В 1092 г. хан Маргуз II попал в плен и погиб, а монголы превратились в вассалов Ляо.
В 1125 г. империя Ляо была уничтожена чжурчжэнями, создавшими на её месте свою империю – Цзинь. Монголы восстановили независимость, и хан кереитов вновь превратился в гурхана всех монголов, однако его власть окончательно стала формальной. Сильное племя татар (они были шаманистами) стало союзником империи Цзинь и не признавало власти гурхана; меркиты, тайджиуты и небольшие племена формально его признавали, но вели совершенно самостоятельную жизнь и политику.
Самую большую угрозу для ханства кереитов представляли найманы – монгольское (либо тюркское или смешанное) племя, по мнению ряда историков, отделившееся от западных («чёрных») киданей Синьцзяна (о них – ниже). Найманы тоже были несторианами, но жёстко конфликтовали с кереитами за власть в Халхе. Найманы (что косвенно подтверждает их киданьское происхождение) имели развитую систему государственного управления, многочисленную бюрократию (черби), были грамотны и богаты. В 1143 г. найманы создали собственное государство, ханом которого стал Инанч-Бильге-Буку, и вступили в борьбу с кереитами. Их успехи в этой борьбе стали возможными из-за конфликта внутри кереитского ханского рода: хан Тогорил (Ван-хан) уничтожил своих братьев, результатом чего стала постоянная нестабильность его ханства и частые измены в пользу более организованных найманов. Тогорил несколько раз терял власть, и восстанавливал её при помощи вождей других монгольских племён (в первую очередь молодого тайджиутского нойона Тэмуджина, впоследствии ставшего Чингисханом), но его власть как гурхана всех монголов стала совсем призрачной.
Нескончаемая война двух сильнейших христианских монгольских племён – уместнее называть их протогосударствами – уничтожила саму возможность создания единой христианской Монголии. Престарелый Тогорил вступил в конфликт с Тэмуджином – и кереиты были разгромлены и присоединены к улусу молодого тайджиута, со временем ставшего Потрясателем Вселенной. Государство найманов после смерти Инанч-Бильге-Буку-хана раскололось – его сыновья Таян-хан и Буюрук-хан не поделили власть. Обе образовавшиеся найманские орды были покорены Тэмуджином, превратившимся в повелителя Монголии и принявшем в 1206 г. титул Чингисхана – всеобщего хана, повелителя степи.
(Окончание следует)