Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 09:25:51  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Духовные советы румынского старца архимандрита Клеопы (Илие)  (Прочитано 5282 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Павел Б.
Ветеран
*****
Сообщений: 2494


Просмотр профиля
Православный, РПЦ Московского Патриархата.
« : 21 Мая 2007, 19:59:37 »

Иеромонах Клеопа  21.05.2007  
 
Молитва и поиск ощущений

Молитва ищет Бога. Медитация ищет состояние. Чувство. Ощущение.


Так бывает, к сожалению, часто. Это достаточно распространённая среди новоначальных ошибка. О ней надо просто знать, иметь её в виду. Это не прелесть, но это то, что может привести к ней.

Вот, Господь впервые посещает человека своею благодатию, призывающей благодатию новоначальных. Бог рядом и так близок. И, кажется, так будет всегда. Господь будто мать, которая учит своего ребенка ходить. Время от времени отпускает его, что бы он сам шёл, потом подхватывает вновь, не давая человеку упасть. Но вот, приходит время - отходит Господь, чтобы было видно произволение человека. Благодать ушла и человек начинает искать её. Плачет, тоскует человек, не понимая, почему он изменился, и ищет любой способ вернуть благодать. И тогда-то многие и впадают в эту ошибку.

Человек, не познавший ещё себя, начинает часто искать ОЩУЩЕНИЕ. Он пытается вернуть то состояние, в котором он находился, ищет тех ощущений, которые он ЯКОБЫ испытал в присутствии благодати. Это происходит оттого, что он всю свою жизнь искал услаждения любым способом - физических, душевных и духовных. И когда благодать отходит, то он часто не помнит того смирения, в котором он пребывал, любви, неосуждения других и пр. и ищет просто СЛАСТЬ. И тогда всякие психосоматические явления будут приниматься за благодать. Человек уже не молиться, а ждёт - ага, вот тут защекотало, там кольнуло. А вот теперь у меня и молитва попёрла, да я теперь крутой исихаст, "несмь якоже прочие"!

Это просто морок. Обманка. Бога человек подменяет ощущением. Часто душа соблазняется ими, впадает в гордость и тогда начинаются всякие прелестные состояния во всём их многообразии, а также страхования, хульные помыслы и прочее. И если не очистит её Господь через различные скорби, не приведёт её в чувство - не сможет она сама в своей гордости справиться с этим.

Особенно легко поддаются этому те, кто занимался восточными учениями и практиками, кто имеет опыт медитации, аутотренинга и пр. Потому что вместе с привычным путём поиска необычных и усладительных состояний, они в человеке развивают гордость и тщеславие. От этого трудно избавиться.

Также необходимо помнить, что пути человеческие - не пути Божии. Господь в сердце человека действует неприметно, тайнообразующе, незаметно для самого человека изменяя его. Наличие каких либо ощущений при молитве никак не может быть критерием качества молитвы. Вот например, после Причастия человек часто ничего не ощущает. Но незаметно для него самого изменяются его помыслы, его произволение. И вдруг однажды ты понимаешь, что какое-то искушение, которое беспокоило тебя больше не властно над тобой.(Один знакомый говорил - вот когда причастишься, выпьешь запивки, и в животе так тепло становиться - это и есть Благодать .

Необращённость на себя, на свои чувства служит показателем молитвы на любом её уровне. О. Софроний Сахаров писал ("Видеть Бога как он есть"), что когда ты, находясь на высших ступенях молитвы, предстоя Богу, хотя бы малейшим движением помысла начнешь анализировать происходящее с тобой, то Бог отходит.

Как же правильно поступить в такой ситуации?

Прежде всего - опять и опять - заключайте ум в слова молитвы. Не обращайте внимания на приливы крови в области груди, вызывающие теплоту и пр. - это естественные проявления внимания на молитве. Даже память смертная, раскаяние, а иной раз и слёзы могут быть просто проявлением и спутником внимательной молитвы, а не признаком благодати.

Не ищите никаких ощущений даже инстинктивно.

Не пытайтесь соединять искусственно молитву с дыханием.

Постепенно они сами соединяться именно тем образом, как это присуще именно Вам. Не впадайте в эту распространённую именно в России ошибку, когда главный вопрос -"ТАК ГДЕ ЖЕ ИМЕННО концентрировать внимание - на пупке, губах, гортани, нёбе, соске, шишковидной железе или где то ещё?!" (Отец Сергий у Толстого - много лет - на кончике носа, попробуйте сами).

Мы с Вами - обладатели огромного богатства - православной аскетической традиции. Черпать из этого источника могут не только монахи, но и миряне. Есть много факторов, которые помогают становлению правильной молитвы. Это частые исповедь и причастие. Если мы говорим - "Господи, помилуй" - и при этом редко причащаемся, то мы обманываем самих себя. Старайтесь бороться со сладострастием его всех его видах и так Вы научитесь бороться с нею именно в молитве.

В монастыре человек имеет прекрасную возможность жить ради других, гореть как свеча, отрекаясь всякого самолюбия.

Но и в миру у Вас столько поводов для этого. Научитесь этому деланию и тогда очень скоро Вы обретёте настоящую молитву.

Мы должны быть как свеча - пока мы горим, мы сгораем - мы живём. Как только свеча гаснет - мы духовно умираем.

Оглянитесь вокруг - Ваша жена, дети, родители, близкие, друзья - отдавайте им всего себя, отрекаясь всякого самолюбия - и скоро увидите плоды. Не стесняйтесь дарить им свою любовь. Будьте в мире с ними. Не добивайтесь справедливости, не осуждайте. В доме Вашем пусть будет порядок и чистота, одежда опрятная - внешний беспорядок показатель внутреннего духовного состояния и молитвы. Если есть у Вас хороший священник, которому Вы можете открывать свои помыслы - делайте это чаще, слушайтесь его.

Это путь прямой, непреткновенный.

Сделайте так и тогда Тот, которого Вы так ищете всем сердцем и желаете - всегда будет с Вами.

http://www.russned.ru/stats/1146


« Последнее редактирование: 09 Июля 2014, 10:35:13 от Дмитрий Н » Записан

Духовность России есть Христос. Вне Христа, вне Православного понимания Христа никакой духовности у России быть не может...
 
о. Василий, один из трех монахов, убитых в Оптиной пустыни
Владимир Штоль
Старожил
****
Сообщений: 410


Просмотр профиля WWW
Берлинско-Германская Епархия РПЦ МП
« Ответ #1 : 23 Мая 2007, 10:37:08 »

Иеромонах Клеопа  21.05.2007 
Но вот, приходит время - отходит Господь, чтобы было видно произволение человека. Благодать ушла и человек начинает искать её. Плачет, тоскует человек, не понимая, почему он изменился, и ищет любой способ вернуть благодать. И тогда-то многие и впадают в эту ошибку.
Спасибо Павел,
великолепная статья!
Записан

Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 09 Июля 2014, 10:40:35 »

О рассудительности

Архимандрит Клеопа (Илие)



Архимандрит Клеопа (Илие)


Рассудительность, или дар различения, служит украшением добрых дел, как говорит святой Исаак Сирин: «Всякую вещь красит мера»[1]. Без этой соли духовной всё хорошее портится и превращается в тлен. Это украшение добродетелей стяжается, как говорят святые отцы, бесстрастием.

Итак, когда человек не станет полагаться на свои соображения, а будет следовать во всем наставлениям опытных старцев, он приобретет рассудительность. Чтобы понять, как действует рассудительность, надо вспомнить, что душа делится на три части: есть часть разумная, часть гневная и часть вожделевательная[2].

Способ, каким мы должны с рассудительностью управлять этими тремя частями души и тела нашего, описывает святой Максим Исповедник: «Дадим душе и телу своему то, чего они достойны. То есть разумной части дадим чтение, духовные созерцания и молитву; гневной части дадим духовную любовь, которая противится ненависти; а вожделевательной дадим воздержность и умеренность. Телу же нашему дадим пищи и одежды столько, сколько ему необходимо»[3].

Меру подвига, однако, следует определять по силе каждого. Послушай, что говорит святой Марк Подвижник: «Как медь отличается от железа и железо от хвороста, так отличается одно тело от другого». Один по природе здоров, он может поститься и ничего не есть до вечера, а другой, бедняга, если не поест пару раз в день, свалится и умрет. И именно рассудительность сохранит нас от бросаний в разные крайности. Ведь вред бывает как от чересчур продолжительного поста, так и от перенасыщения чрева, как от чрезмерного бодрствования, так и от многоспания.

Во всем, во всем нам нужно иметь рассудительность, ибо рассудительность – царица добродетелей. Потому что если человек хватается за какой-нибудь подвиг со всей горячностью и при этом не имеет руководителя, то он тут же упадет.

Приходит ко мне сюда как-то один герой и говорит:

– Батюшка, разреши мне читать молитвы святого Василия Великого![4]

– Нет, не читай их, а то бесы вышвырнут тебя отсюда. Тебе ли читать молитвы святого Василия Великого?

Он едва успел поступить в монастырь, и я должен разрешить ему читать молитвы святого Василия, потому что он, видите ли, зол на бесов!

– Бедная твоя головушка! А если бы ты знал, как диавол злится на тебя и как хочет поругаться над тобой!

Пришел как-то к святому Варсонофию Великому, великому старцу Палестинскому, один монах и сказал ему:

– Ты позволишь мне проклинать бесов и читать молитвы святого Василия?

– Не проклинай их, ибо великое поругание потерпишь от них! Смирись и говори всем братиям: «Прости меня»! Так ты победишь демонов! Ведь диавол всё может сделать, только «прости меня» не говорит, ибо впал в гордыню.

Диавол постится – ведь он никогда не ест, соблюдает девство – он же не женится, бодрствует – а разве он спит когда-нибудь? Значит, ты занят делом, а он сидит зря? Так не бывает. Ты что, думаешь, что обгонишь диавола, если побежишь с ним наперегонки? Да он же в мгновение ока окажется на другом краю земли. Только одним ты его одолеешь – если будешь думать так: «Я прах и пепел, я грешник, я ничего не могу и даже недостоин жить на земле!» Одного лишь смирения боится диавол. Ничего другого он не боится. Ты можешь быть таким ревностным подвижником, каких еще свет не видывал, но если не можешь попросить прощения, то ты поруган им; ты – помело диавола.

Рассудительность нам надо иметь и в беседах, коленопреклонениях, бдении, и в молчании, воздержании от еды, питья и сна, во всех телесных подвигах. Поэтому, братия, да поможет нам милость Божия стяжать чуточку рассудительности, ибо в мире сем много сетей, и всяческих искушений, и недоумений в духовных вопросах. Будем же держаться рассудительности, меры во всем.

Лес не боится того, кто доверху нагружает телегу свою дровами, ибо знает, что, когда тот поедет с горы, ось лопнет, конь упадет, ибо дальше бежать не сможет. Лес боится того, кто каждый день по бревнышку тащит из леса и уносит домой. Так и враг, он не боится того, кто берет широко, ибо останется не пахано. Понемножку, вот так вот. Понемножку, потихоньку-полегоньку!

Святой Феодор Студит говорит: «Человек богатеет понемножку и в материальном, и в духовном»[5]. Понемножку. Вот так и вы приступайте к добродетели – понемножку, чтобы всегда сожалеть, что не сделали большего.


Архимандрит Клеопа (Илие)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова



9 июля 2014 года



Перевод выполнен по книге: Ne vorbeşte Părintele Cleopa. Vol. 6. Ed. a 2-a. Vânători-Neamţ: Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004. Р. 56–59.

[1] См.: Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Слово 1.

[2] Или: мыслительная, раздражительная и вожделевательная части души.

[3] Ср.: Максим Исповедник, святой. Четыре сотни глав о любви. Сотница 4. Гл. 44.

[4] Имеются в виду молитвы свт. Василия на изгнание бесов, входящие в чин отчитки.

[5] Ср.: Феодор Студит, преподобный. Великое оглашение. Ч. 1. Оглашение 63. С. 379.



http://www.pravoslavie.ru/put/72080.htm
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 18 Декабря 2018, 11:13:50 »


Душа слова и одежда слова

Архимандрит Клеопа (Илие)


2 декабря 1998 года преселился на небеса великий старец Клеопа (Илие). К 20-летию его кончины предлагаем читателям портала Православие.Ru несколько новых переводов его мудрых и духоносных поучений.


Архимандрит Клеопа (Илие)

Самый глубокий голос исходит из нашего сердца – это совесть, глас Божий в человеке, призывающий нас только к хорошему и предотвращающий от плохого, это душа слова.

Душа слова – это слово, исходящее изнутри, вложенное Богом в сердце, посредством которого мы говорим; ведь мы говорим не всегда вслух. Оно называется «душой слова», как говорит святой Иоанн Дамаскин[1]. Это то слово, которое вложено Богом в сердце человека при его сотворении и на котором мы говорим втайне, не слово звучащее.

Звучащее слово – это одежда слова, исходящего из сердца. Звучащее слово делает нас говорящими. А это располагается в сердце втайне. Книгу ведь читаешь мысленно, не шевеля языком. Это и есть душа слова – слово, втайне располагающееся в сердце. Оно вложено туда Богом. И посредством его мы говорим с Богом втайне: и на молитве, и всегда. Обдумываем все проблемы. Оно действует заодно с совестью, оно – глас Божий в человеке.

Если я согрешил, оно меня обличает. Если сделал добро, радует всегда. Да, оно Богом вложено в человека – это слово, находящееся внутри. Это таинственное слово, которое действует заодно с совестью, когда меня никто не обличает. Я согрешил, и никто меня не обличает. А оно – да!

    Совесть – судия праведный. Ее не прельстишь ни деньгами, ни ласкательством, ничем

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Совесть – судия праведный. Ее не прельстишь ни деньгами, ни ласкательством, ничем»[2].

В той мере, в какой мы утолили свою совесть, чтобы она не обличала нас в грехе, в такой и чувствуем себя легкими и близкими к Богу. Ведь совесть тут же говорит, когда на ней что-нибудь есть, и тебе сразу становится тяжело.

Совесть действует трояко, говорит святой Дорофей. Она действует по отношению к материи, Богу и нам самим[3].

Как это – по отношению к материи? Например, я отдал тебе какую-нибудь одежду на помин души и сказал, чтобы ты берег ее, не трепал напрасно. И ты носишь ее, но бережешь. И если увидишь, что порвал ее слишком быстро, совесть обличает тебя: «Эх, я не сделал, как велел мне тот человек!»

Еще по отношению к материи. Ты начинаешь тратить слишком много на еду, на выпивку, а кому-то, бедняжке, и поесть нечего! И совесть говорит тебе: «Вот видишь? Ты хочешь жить на этом свете припеваючи, а другой голодает, ему нечего даже есть!» Чистая совесть по отношению к материи всегда держит тебя близ Бога.

По отношению к Богу совесть всегда отягощается или облегчается в зависимости от того, есть ли у меня покаяние и слезы о грехах.

По отношению к себе самому совесть тоже обличит меня в грехе. Будь он мыслью, словом или делом.

***

Совесть – судия праведный. Божественный Иоанн Златоуст говорит: «Бог не положил тебе судию вовне, чтобы ты не мог прельстить его деньгами, дав ему, чтобы он признал тебя правым. Этот судия положен у нас внутри, и мы не можем прельстить его ничем!»[4].

Послушай, что говорит святой Дионисий Ареопагит: «Извещение помысла чистого есть веселие веселий, а извещение помысла запятнанного – мучение мучений»[5]. Весь мир может говорить мне, что я святой, хороший, какой-то еще, но если совесть скажет: «Берегись, ибо ты грешен, ленив, полон грехов», – ее не утолить.

Если весь мир меня хвалит, а совесть осуждает, говоря, что я виноват, – всё, я самый терзающийся на свете человек! Мое знание становится мучением мучений, ведь я имею дело со знанием Божиим во мне, которое не щадит, которое всегда судит всё верно и указывает нам на наши слабости.

    Когда совесть тебя обличает, ты можешь ее утолить: иди на исповедь – и тебе станет легко

А если совесть моя незапятнанна, тогда пусть хоть все на свете ругают меня, пусть говорят обо мне самое плохое, меня это не трогает. Мне хорошо, когда Бог не осуждает меня в совести. Если совесть не осуждает меня в грехе и если Бог не осуждает меня в совести – я полон всякого веселия! Это и есть то, о чем говорит Евангелие: блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради (Мф. 5: 11). Ради чего блаженны? Ради истины. И не только говорит, чтобы мы не печалились, но и велит: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5: 12).

Так оно и есть: если совесть твоя незапятнанна, она тебя не удручает. А если совесть твоя запятнана и обличает, ты можешь ее утолить. Иди на исповедь к священнику, он разрешит тебя от грехов, и тебе станет легко. А потом будешь остерегаться не делать этого больше и так можешь помириться с совестью. А помирившись с совестью, ты помирился с Богом, и на душе у тебя всегда будет мир и покой.


Архимандрит Клеопа (Илие)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова


[1] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. XXI (35).

[2] Иоанн Златоуст, святитель. О Лазаре. Слово 4, 4.

[3] Дорофей, авва, преподобный. Душеполезные поучения. Поучение 3.

[4] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на книгу Бытия. Беседа 17, 1.

[5] Ср.: Дионисий Ареопагит, святой. О церковной иерархии. Гл. 7.



http://www.pravoslavie.ru/117588.html
Записан
Виктоp
Постоялец
***
Сообщений: 191


Просмотр профиля
Православие
« Ответ #4 : 24 Декабря 2018, 10:12:44 »


«Мы можем обрести вечность»

Изречения старца Клеопы (Илие)


«У него за плечами благословенные годы духовного отшельничества, и он из живого опыта знал, что значит жить в пещере, питаться грибами и засохшими плодами, зимой ориентироваться по следам диких зверей и суровую стужу растоплять жаром непрестанной молитвы»

Митрополит Клужский Варфоломей (Анания)



Архимандрит Клеопа (Илие)

Архимандрит Клеопа (Илие) - известный румынский старец, великий духовник и наставник многих иноков и мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Старец имел силу действием благодати Святого Духа изменять сердца людей. Стяжав на протяжении более чем полувека монашеского подвига огромный духовный опыт, старец Клеопа был так же любим и почитаем в своей стране и за ее пределами, как преподобный Серафим Саровский в России, и так же пламенно защищал чистоту православной веры, как преподобный Григорий Палама. Для такой защиты он обладал даром духовного рассуждения, способностью ясного и глубокого проникновения в самую суть вещей, редкостным умом и феноменальной памятью.

Старец знал наизусть многие творения святых отцов и множество мест из Священного Писания, включая номер страницы, на которой располагался цитируемый им стих. Знал он отменно и каноны Святой Церкви и с легкостью цитировал правила Вселенских и Поместных Соборов. К этим дарам Господь приложил дар учительства и силу красноречия. Проповеди отца Клеопы были приправлены Евангельской солью, несли духовный опыт выдающегося аскета-подвижника.



Советы старца Клеопы:

Рассудительность – царица добродетелей

   Старец имел силу действием благодати Святого Духа изменять сердца людей

«Никогда не поздно полагать благое начало».

«Во всем нам нужно иметь рассудительность, ибо рассудительность – царица добродетелей».

«Если человек хватается за какой-нибудь подвиг со всей горячностью и при этом не имеет руководителя, то он тут же упадет. Один по природе здоров, он может поститься и ничего не есть до вечера, а другой, бедняга, если не поест пару раз в день, свалится и умрет».

   «Во всем нужно иметь рассудительность, ибо рассудительность – царица добродетелей»

«Именно рассудительность сохранит нас от бросаний в разные крайности. Ведь вред бывает как от чересчур продолжительного поста, так и от перенасыщения чрева, как от чрезмерного бодрствования, так и от многоспания».

«Да поможет нам милость Божия стяжать чуточку рассудительности, ибо в мире сем много сетей, и всяческих искушений, и недоумений в духовных вопросах! Будем же держаться рассудительности, меры во всем».


Понемножку, потихоньку-полегоньку!

«Лес не боится того, кто доверху нагружает телегу свою дровами, ибо знает, что, когда тот поедет с горы, ось лопнет, конь упадет, ибо дальше бежать не сможет. Лес боится того, кто каждый день по бревнышку тащит из леса и уносит домой. Так и враг, он не боится того, кто берет широко, ибо останется не пахано. Понемножку, вот так вот. Понемножку, потихоньку-полегоньку!»


Душа – корабль, ум – кормчий

«Знай и помни, брат, что душа наша подобна кораблю, плывущему по мятущимся волнам мира сего, а ум, который есть око души, Богом назначен быть кормчим этого корабля».

«И знай ещё, что кораблю нашему предстоят многие и великие опасности. Подстерегают нас мысленные хищники, то есть бесы коварнейшие. Мы садимся на мели, которые суть слепота нашего неведения, и попадаем в глубокие водовороты, они внезапно возникают на пути, угрожая нам кораблекрушением».

«А когда кормчий корабля, то есть ум, дремлет, тогда вода поднимается в корабле и может погрузить нас в бездну, и это есть неисповедание грехов наших».


Первым позови священника

«Брат, если видишь, что твой отец или твоя мать больны, не зови сначала доктора; первым позови священника, потому что доктор не может прибавить к нашей жизни ни минуты! Все зависит от Бога».


Не отвергай никого, не сотворив милость

   «Две великие добродетели связаны: милостыня и смирение»

«Не отвергай никого, не сотворив милость. Если у тебя нет денег – подай картофель, хлеб, платок, дай хотя бы остатки от обеда. Если дашь нечто, то в следующий раз тебе не будет трудно дать ближнему немного больше, и так твоя милостыня взойдет к Богу, словно молния. Почему? Две великие добродетели связаны: милостыня и смирение».


Только путь смирения дает покой душе

«Те, кто проводит жизнь свою в смирении, отнюдь не имеют столь великих и тяжких искушений, как враги Божии, каковыми являются гордые и высокомерные».

«Таким образом, кто имеет смирение, те избавлены от многих опасностей».

«Только путь смирения ровен и тих и дает покой душе в веке сем».


Гордость бывает двух видов: воли и ума

«Гордость бывает двух видов, а именно: гордость нашей воли и гордость ума. И гордость ума много хуже гордости воли».

«Гордость воли, поскольку она легче распознается умом, легче поддается уврачеванию, ибо ее легче подчинить должному, а когда ум поражен гордостью и твердо уверен, что его суждение лучше суждения других, тогда как его исцелить?»

«Гордость ума – это бесовская болезнь, ибо человек, пораженный ею, считает, что он велик, что он умнее других и более не нуждается в советах и помощи кого-либо».


О молитве

«Ты видел добрую мать с малым ребенком? Если она видит, что он не умеет ходить ножками, отпускает его, чтобы он попробовал походить сам, и он тут же падает и начинает плакать, ибо ножки у него слабенькие, и он не может наступать ими. И мать сразу же подхватывает его: «Погоди, дай-ка я научу тебя». И берет его за ручку, поведет немного и снова отпускает его. Чтобы он научился ходить. Так поступает и благодать с нами во время молитвы, когда мы не умеем молиться».

«От частой молитвы человек начинает учиться молитве истинной. Количество рождает качество».

«Когда мы, немощные и рассеянные, будем молиться так, как можем, то Бог, видя нашу душу и её желание молиться, дает ей несколько минут чистой молитвы».

«Когда мы видим, что Бог посещает нас многими слезами, – это признак того, что милость Божия коснулась глаз твоих и хочет этими слезами покаяния и великой любви очистить тебя, просветить, омыть от грехов и показать тебе, какова истинная молитва».


Советы монашествующим

«Наш долг – молиться за тех, у кого нет времени молиться, за тех, у кого нет веры, за тех, у кого нет надежды. Если мы станем молиться только за самих себя, мы не выполним своей миссии и будем наказаны за свой эгоизм».

Однажды один инок спросил отца Клеопу: «Батюшка, мы засыпаем на ночных службах в храме. Не лучше ли было бы спать в своих келиях?» – «Быть усталым и бороться со сном, – отвечал отец Клеопа, – для монаха тоже молитва, и даже больше молитвы – это жертва. Я тебе советую приходить в храм. Спи там, если не можешь противиться сну, и молись, чтобы Бог простил тебе твою немощь. Бог смилуется, глядя на твои усилия и на твое благое произволение».

«В монастыре бо́льшую заботу нужно уделять брату ревностному, чем грешному. Грешному скажешь, чтобы он исправлялся, и он поймет тебя, поверит, ибо он знает, что грешен. А ревностный с трудом очищает свою ревность от гордости. Особенно если делает всё по правилам, он не понимает, когда ты говоришь ему, что он может пасть, тем более если считает себя исправившимся, к примеру, думает, что он лучше других. И когда ты молод, трудно бывает не искушаться этим помыслом. Потому старцы установили, чтобы духовная жизнь развивалась под присмотром искушенных».


Мы можем обрести вечность

«Мысль о смерти – самый большой советник, самый добрый советник, который должен сопровождать тебя по жизни. Так говорят святые отцы. Святого Василия спросил философ Эвбул, большой ученый: «Василий, в чем суть философии? В чем заключается самая высокая философия?» И святой Василий ответил: «Постоянно думать о смерти».

   «Всех обманывает эта жизнь и со всеми играет. Ты окажешься на дне адовом, если понадеешься на нее»

«Прихворнул ты вечером и до утра не дожил. Ты ушел, умер без покаяния – и пропал! Где теперь тираны? Где императоры? Где сильные века сего? Где шахиншахи Персии? Где императоры Китая? Где турецкие султаны? Где фараоны древнего Египта? Где Наполеоны Франции? Где русские цари? Где кесари Рима? Где кайзеры Германии? Где же они? Где? В глубинах ада, если не сделали ничего доброго! А если сделали хоть немного доброго, счастье им, что перешли из одного в другое Царство. Господь судит всех».

«Потому не нужно тебе возлагать надежд ни на это бренное тело, ни на деньги, ни на сановников, ни на славу, ни на дворцы, ни на богатство, ни на науку, ни на ремесло, ни на красоту, ни на что-либо другое. Все это – мираж».

«Ведь всех обманывает эта жизнь и со всеми играет. Ты окажешься на дне адовом, если понадеешься на нее. Но если в этой нашей столь кратковременной жизни кто-то из нас сделает хотя бы самое малое для спасения души, то тогда такой человек – самый умный на всем белом свете».

«Располагая столь малым временем, пока продолжается наша жизнь – которая всего лишь переход, краткое пребывание на этой земле, – мы можем обрести вечность – жизнь вечную».


Архимандрит Клеопа (Илие)
Составитель Ольга Рожнёва

Книги архимандрита Клеопы (Илие) в интернет-магазине "Сретение"


http://www.pravoslavie.ru/108792.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!