Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
Сообщений: 3940
Православный, Русская Православная Церковь
|
|
« : 20 Июля 2009, 05:47:05 » |
|
Я хочу рассказать об одном уголке моей Родины… Конкурсная работа в номинации «Слово о Родине» V Международного литературно-художественного конкурса «Гренадёры, вперёд!» – «Душа моей Родины»
В этом году всех нас учеников, учителей, родителей, односельчан потрясла весть о том, что нашу школу закрывают. С этим трудно смириться, и, думая на эту тему, я задала себе такие вопросы. А что будет, когда её закроют? Что для меня наша школа? Как связаны сейчас такие понятия, как школа и село?
БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО…
А с чего началось село, наша школа? С легенды. Мы попробуем объяснить название села, дать историческую справку, воссоздать историю села, его культурную жизнь и рассказать о заслуженных людях села, о его тружениках, воинах и вообще жизни села.
О зарождении нашей Вильвы ходит много легенд. Одна из легенд повествует о Митярте Паромском (Парма – лес, значит, Пармский, Мичаморт – мича – красавец, морт – человек, по – пермяцки, значит, красивый человек, красавец, а приближённое – Мичарт, Мича, Митярт – к русскому Митя, Митрий – это своеобразная замена).
Итак… Давно, давно это было, и не только мы, а наши деды и прадеды это не помнят, будто на нашем месте, где мы живем сейчас, на берегу небольшой лесной речушки жило одно древнейшее племя людей. Жилища их были – землянки с надземными бревенчатыми стенами и крышами с пологим накатом, закрытыми тонкими слегами и упечатанными берестой, а другая сторона ската была крута и зашивалась стоячими слегами без бересты.
Стены жилища вымазаны глиной, сцементированной с другими примесями, да так затейливо и геометрично, что похожи на наши крупнопанельные плиты на домах, только в кубиках ещё треугольники, да в треугольниках ещё треугольники, а в других кубиках разные звери и цветы. И всё это раскрашивалось сверху смесью какой-то краски светлых тонов со скипидаром. Звери были светло-коричневые, палевые; цветы оттенков фиолетовых, красно-розовых, голубых, темных по светлому фону. На иных стенах были деревья с птицами, но в каждом доме был обязательно медведь – ош, скульптура оша – из дерева или глины, и другие скульптуры были тоже деревянные или глиняные. В каждом доме был идол – то ли бог Пера, то ли бог Кам. Люди поклонялись идолам, да ещё разным птицам и зверям.
Двери в жилищах – приставные, деревянные, отодвигались, когда заходишь, а летом совсем убирались; от гнуса же закрывались пологами, окна были небольшими со вставными бычьими пузырями, пузыри убирались, когда горел очаг, и дым выходил через оконные отверстия и двери.
У Мичара была семья – старый отец да красавица жена Гилья, да трое детей. Мича – не только красавец, но и хороший мастер. Он и жилища строил, и обмазывал их, и лепил фигуры птиц и зверей, и раскрашивал. Прекрасный и смелый охотник и рыболов, добрый и заботливый человек. Это у него в жилище скульптура медведя и охотника, запечатлённые в священном танце. Это у него посреди жилища очаг с глиняным куполом, на глиняных столбиках, которые крепко держат очаг. Эти столбики Мичар закалил впервые на огне и стали они кирпичу подобны. Это его уже просят в каждом жилище сделать такие же. И он не отказывается, делает.
Отец Мичара – старик древний и седой – всё сидел у очага на своей лежанке. А вокруг него туда-сюда, сновала детвора. Только не видно красавицы Гильи: умерла как уж недели три прошло, и умерла при странных обстоятельствах. Пошла к реке и упала на бережку, и покатилась к реке в судорожных схватках. Выбежали люди, да только увидели, как к небу поднялось голубое облако и по реке пробежала, будто ветер прогнал с силой, искрящаяся, чистая, голубая струя воды. Пробежала, и поднялся сильный ветер, загремел гром, засверкали молнии – и всё стихло сразу, как и началось. Испугались люди, бросились к очагам, молили идолов, просили не карать их, а даровать радость. И услышали из лесов голос, как эхо: «Не гневите богов, к вам и так пришла великая радость: родилась красавица Вильва, Вильва, Вильва!» Обрадовались люди, и крича, побежали к реке. Она стала шире и глубже и спокойно текла, плескалась в крутые берега. Вода была чистой, вода была светлой, вода была новой. Люди радовались, целовались пили пригоршнями чистую, светлую, новую воду. Вспомнили о Гилье, а Гильи нигде не могли найти: исчезла как в воду канула. То ли вода смыла её и унесла к богу отцу Каму, то ли бог Пера взял к себе в леса. И никто не видел, и никто не знает об этом.
Плачет и тоскует Мичарт о жене своей, но безмолвны леса, безмолвны луга, безмолвна река, только искрится она днём на солнце и ночью при свете луны да ласково плещется в берега. Подойдёт Мичар со своей печалью к реке и подолгу слушает ласковый плеск Вильвы, и лицо его светлеет, и печаль отодвигается, будто человек был на свидании с самым близким и родным.
А время шло, умер старый отец Мичара, умер и сам Мичар. Вырастив детей, пошло другое поколение, потом и оно сменилось новым, жизнь продолжалась, а Вильва – река жила своей жизнью, людям на радость, спокойно и ласково, как прежде, плескалась в свои берега и бежала себе вдаль, к Каме. По-пермяцки, Вильва – новая вода, вода чистая, свежая.
Вильва – название реки и села. Возможен и такой вариант перевода – извилистая вода от коми слова «вильёс» – извилистый.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Итак, селение Вильва возникло на месте городища коми-пермяков, скорее всего их предков, осевших тут в эпоху неолита, когда человек научился полировать каменные орудия и изготовлять глиняные изделия, строить жилища, когда заселялось всё течение реки Камы и её притоков. Для выяснения времени появления древнего городища необходимо веское слово археологов, и будем надеяться, что оно когда-нибудь появится.
Если посмотреть в географо-статистический словарь Кривощёкова и «Пермскую старину» Дмитриева, то село Вильва значится на реке Вильве – правом притоке реки Камы, и Мошевско – Косинском тракте, от волостного правления в 11 верстах (Верхнее Мошево) и до уездного города Чердыни – 78 вёрст.
Деревня Вильва была уже известна при первой переписи Перми Великой. Из писцовых книг, составленных писцом Иваном Игнатьевичем Яхонтовым и подьячим Третьяком Карповым (1579 год) «…Когда в ней было 12 дворов пашенных крестьян и 4 беспашенных. Земельные угодья селения состояли из 80 частей пашни, 33 частей с осьминой перелогу в 3 полях средней земли, лесу 25 десятин и сена по рекам Вильве и Ачасу и по ополью 200 копён». При второй переписи Перми Великой А.М. Кайсарова в 1623 – 1624 годах селение уже называлось погостом, что указывало на существование в нём храма. «Погост Вильва тогда имел свой административный округ, состоявший из 17 деревень, 11 починков, а сам погост состоял из 37 дворов пашенных крестьян, 5 пустых, 6 беспашенных. Всего 48 дворов». Из древних грамот видно, что ранее переписи А.М. Кайсарова земли по реке Вильве ещё в 1618 году были по угорской грамоте «отведены московскому жильцу гостиной сотни Михаилу Яковлевичу Дощаникову со товарищи, Пермитину Ивану и Могильникову на 10 вёрст по длине течения реки, и на одну версту вглубь от берегов, а леса по реке Вильве ниже села эксплуатировались для вырубки солеваренных дров».
В течение не только XVII столетия, но и ранее, погост Вильва отправлял государственную ямскую гоньбу, так как здесь пролегал единственный грунтовый путь, соединявший Москву с Сибирью, называвшийся Сибирской дорогой. На этом пути нынешние села в уезде: Вильва, Уролка, Коса, Юксеево – являлись станциями, где проходила смена лошадей.
Из челобитной 1681 года царю Федору Алексеевичу видно, что чердынцы, отбывая натуральную ямскую повинность, стеснялись соликамцами, почему первые просили разрешить им постройку своих особых изб для остановок «во время осенней и весенней распутицы при перевозке бояр, воевод, приказных детей и всякого рода служилых людей».
Ходатайства чердынских ямщиков государем были уважены и ими была построена ямская изба для остановок в Соликамске.
По ведомости церковных заказов (благочиния) Вятской епархии от 1741 – 42 годов церковь села Вильва числилась в 5м заказе, состоя в ведении Соликамского Троицкого собора. Каменный храм располагается на горе, – динамичная по композиции Богоявленская церковь (1779) с высокой колокольней, крыльцом и лопатками на фасадах; в жилой архитектуре села отмечается влияние городецкой резьбы. «По количеству памятников архитектуры Соликамский район не уступит городу Соликамску, ничуть не хуже по величию и художественной красоте памятники архитектуры – церковь Дмитрия Солунского в деревне Дуброва и Богоявленская церковь в селе Вильва. К мемориальным памятникам Соликамского района также отнесён дом в селе Вильва, где родился и жил известный художник В.А.Оболенский» – указывается в документах Архива Соликамского района.
В селе кроме того находились: двухклассное земское училище, народная библиотека, контора земского начальника и 4 торговых лавки. Ярмарки и торжки проходили 4 раза в год: 6(19) января в Крещение, 17(30) апреля Парасковьи Пятницы Обещанной, 20 июня (2 августа) в Ильин день, 28 октября (10 ноября) Парасковьи Пятницы Явленной. Это были престольные праздники погоста Вильвы и всего прихода Вильвенской церкви.
По земским исследованиям 1884-88 годов экономического состояния уезда, «из 80 домохозяйств села 2 хозяйства не имели земельного надела, но как та, так и другая категория жителей существовала на покупном хлебе, скота же для продажи на рынок не имели, держали про себя». Несмотря на ограниченность земельных наделов, население проявляло прогрессивный дух, и сельское хозяйство не стояло на мёртвой точке: вводится искусственное травосеяние, улучшается частично животноводство (выводится мясная порода свиней). Веялок в селе насчитывалось 10 штук, подсобным заработком являлись заготовки солеваренных дров для соляных промыслов в Соликамске, Усть-Боровой и Троицком медеплавильном заводе, Григоровском руднике, работы при баржестроении и другие временные работы – сбор грибов и ягод в урожайные годы, каковые тоже давали средства для хозяйства. В засоленном виде, например, ведро груздей продавалось в крупных промышленных центрах уезда и в городе Перми от 2 до 3руб. 50 к. В селении имеются 2 мукомольных мельницы и 3 кузнеца. Приход Вильвенской церкви состоит из 17 деревень, из числа которых Дуброва и Свалова находятся в Соликамском уезде, Касибской волости».
Моральные устои всех жителей Вильвы, как и везде в России, держались на религиозном воспитании и Дмостроевщине. Люди верили в Бога, в году справляли много праздников, но четыре из них были главными, к которым приурочивались ярмарки: Крещение, Ильин день, осенний и весенний праздники Парасковьи Пятницы. Парасковья Пятница двойная. Весенняя обещанная, связанная с началом жизни природы, с севом, а осенняя – приплывная, прибыльная, связанная со сбором урожая и подготовкой к зиме.
Церковная легенда гласит, что будто бы святая Парасковья Пятница осенью приплывает к людям, дарит урожай и помогает готовиться всем к зиме, а весной же обещается снова прибыть – раз обещанная- дарит людям надежду на будущее, заставляя сеять и растить всё. К этим праздникам люди готовятся: чистят, моют, скребут, шьют обновы, варят пиво и брагу, разные там кушанья, а потом празднуют – ходят в церковь (в это время бывают большие служения и благовестный колокольный звон разносится по окрестностям), молятся, потом пьют, едят, веселятся, покупают-продают на ярмарках, гуляют по улицам вечерами, поют и пляшут в домах. Празднование продолжается 2-3 дня. Иногда и не обходится без драк.
До революции в Вильве было две лавки. Одна – лавочника Скалецкого (сам латыш), с товарами: рыбой, бакалеей, пряниками, конфетами, сушкой; вторая – лавочника Шатрова – с бакалеей, галантереей, с красным товаром. Лавка с вином; да вместо нынешних баров были два дома, где женщины – пивоварки варили пиво и брагу, продавали любителям выпить. Когда началась империалистическая война в 1914 году, все купцы и лавочники в Вильве и в городе попрятали товары.
В революцию и гражданскую войну тоже очень было плохо с товарами, с продуктами; и процветали мешочники и спекулянты. Так было до тех пор, пока не появились уже при советской власти кооперации. Потребительский кооператив, или потребиловка, как называли её в народе, в Вильве образовался в 1926 году.
Первым председателем кооператива был Габов Александр Николаевич. Первый товарооборот вначале составил 1,5 тысячи рублей, потом же стал увеличиваться; исчезли мешочники и спекулянты, положение со снабжением населения товарами нормализовалось. О революции и гражданской войне известно следующее: ходили мужики на японскую и германскую войны, возвращались искалеченными или совсем не возвращались. Поповские сынки и сынки кулаков откупались, не ходили. Грамотные служили офицерами: Сивков Василий Андреевич, Вожев Михаил Иванович, Вожев Григорий Иванович. Братья Вожевы после перешли к красным, воевали в Белоруссии, на Украине, шли на Варшаву. С победой советской власти работали в государственных учреждениях.
В январе 1919 года Соликамск заняли белогвардейцы, и тогда некоторые крестьяне села Вильва и её окрестностей ушли в леса – Дубровский Лазарь (Жуланов Иван Лазаревич), из Григорово Иван Гаврилович Мельников, из Вильвы – Степан Александрович Чечулин, Попов Александр Иванович и многие другие. Белые из Соликамска проникли и за Каму – в Вильву и другие сёла. Всю весну и лето они стояли в Вильве, бесчинствовали. Искали красных и сочувствующих им.
Советская власть по-настоящему установилась в Вильве в 1925 году. Создавались комитеты бедноты, волостные советы крестьянских и солдатских депутатов. Первым председателем сельского совета был Чечулин Степан Александрович, 1899 года рождения. Далее председателем с 1928 года был Габов Александр Афанасьевич. В Вильве не было особых событий после революции и гражданской по разделу земель и сенокосных угодий.
В 1929-1930 годах в стране началась коллективизация и в Вильве образовался колхоз. Уполномоченным для организации колхоза был назначен землемер из Чердыни. Сначала в колхоз вступило 17 хозяйств: Габов Андрей Тимофеевич, Габов Александр Афанасьевич, Серёдкин Егор Иванович, Габов Александр Николаевич, Бычков Степан Александрович, Назаров Павел Прокофьевич, Бычков Алексей Степанович, Бычков Яков Степанович, Габов Иван Николаевич, Бычков Фёдор Степанович, Кадочников Иван Фёдорович, Кадочников Михаил Фёдорович, Кадочников Егор Власович, Мальцев Николай Андреевич, Пухирев Михаил Михайлович, Чечулина Татьяна Ивановна и Вожева Анна Фёдоровна, Пантелеев Илья Николаевич.
Первым председателем был избран Бычков Алексей Степанович, секретарём-счетоводом – Габов Иван Николаевич. Агроном – Зюляев В.М.
Колхоз взял лучшие земли, сенокосные угодья, леса, выгоны для скота. Единоличных же хозяйств ещё оставалось ещё много. Многие не смели и не знали, надо ли вступать в колхоз, хорошо ли это будет, и что выйдет из этого. Выслали из села кожевенных дел мастера Пономарёва Ивана Андреевича, зажиточного крестьянина Габова Якова Ивановича и ещё Габова Ивана Андреевича.
Жизнь налаживалась. Постепенно в колхоз стали вступать и другие хозяйства.
В 1933 году в Вильву пришли первые трактора. Какая небывальщина! Какое диво! Этакого «отродясь» не видывали! Всё село сбежалось смотреть. Старухи крестились, закрывали вьюшки, окна, двери. А ребятишки… Они всегда есть ребятишки, у которых любознательность превыше страха – и в погоню за тракторами без шапок, босиком…
В 1935 году с церкви сняли колокола и разместили в бывшем храме мастерские МТС.
Первый директор МТС – Крижский, после Варушкин (имя и отчество не сохранилось), механик – Журавлёв Иван Петрович.
При МТС образованы были курсы трактористов, учились больше парни, но были и девушки, например Могильникова Татьяна Фёдоровна, первая женщина-тракторист в Вильве.
А жизнь продолжалась, люди работали, Машинно-тракторные станции очень помогали колхозам, но, конечно приходилось много пахать и на лошадях, а зимой и колхозникам, и лошадям очень трудно доставались лесозаготовки: ведь для строительства в городах и деревнях нужен был ещё и лес. Несмотря ни на что, люди работали с энтузиазмом, залечивали раны прошлой нищеты и бесправия, жить стало лучше, жить стало веселее. Практически была ликвидирована неграмотность, и только старые люди лет 70-80 оставались неграмотными; пришла и культура на село, работала библиотека, открылась изба-читальня.
В 1936-37г.г. в колхозах Соликамского края развивается стахановское движение. Одна из инициаторов стахановского движения в районе телятница Вильвенского колхоза «Имени 1 Мая» Н.Д.Падерина была одним из трёх первых колхозников Прикамья награждена орденом Ленина.
Перед Великой Отечественной войной в Вильве было 140 дворов, 890 жителей. Колхоз состоял из 120 хозяйств. Богатый урожай давал возможность получить на каждый трудодень по 2 кг . ржи, по 2 кг . ячменя или овса, по 5 пудов сена за сезон, и соответственно других продуктов: капусты, гороха и других корнеплодов. Овощи и корнеплоды, а так же молочно-мясные продукты продавались колхозом на рынке в Соликамске.
Великую Отечественную войну Вильва, как и все села, деревни, города нашей Родины, тяжело переживала. Остались одни женщины, старики и дети. Они-то на своих плечах и руках несли тяготы повседневного труда и не дали упасть колхозному хозяйству. Тогда всё отдавалось для фронта, для победы. Работали от зари до зари и во время страды, и во время сева, свои же работы управляли ночами. И ведь жили: надо было жить и растить детей, помогать фронту, платить налоги и займы, отдавать излишки денег на строительство самолётов и танков, шить и вязать тёплые вещи, посылать письма на фронт. Большой ценой заплатил наш народ за победу в Великой Отечественной войне, одна только Вильва, не считая окрестных деревень, послала на фронт более 200 человек. Погибли на фронте, сражаясь за Родину 90 человек.
Пропал без вести в самые кровопролитные бои под Тихвином в 1942 году первый завхоз школы, перед войной же начальник отдела кадров Тюлькинского рейда – Вожев Григорий Иванович – отец четверых детей; погиб под Анапой в 1942 году Габов Василий Иванович, сын первого секретаря и счетовода колхоза. Бычков Яков Степанович, отец четверых детей, погиб под Сталинградом в 1943 году, Кадочников Александр Михайлович (лейтенант) и Пухирев Иван Михайлович, ребята девятнадцати лет отдали свою жизнь за Родину. Пантелеев Андрей Ильич – отец двоих детей , сам тракторист и комбайнер, геройски погиб в схватке с немцами под Сталинградом. Семейкин Василий Михайлович погиб под Курском в 1943 году.
Окончание следует
|