Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 14:44:44  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Артемий Слезкин. Душа в эпоху потребления, или Спасибо тебе, кризис  (Прочитано 2810 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 27 Июля 2009, 11:51:23 »

Артемий Слезкин

Душа в эпоху потребления, или Спасибо тебе, кризис

Пожалуй, самым популярным в народе словом сегодня является «кризис». До того доходит, что многие свои проблемы и неурядицы мы сваливаем на этого зловещего монстра. Деньги пропали? Кризис! Муж изменяет? Кризис! Конечно, и реальные гадости есть от этого «кризиса». Например, на работе сократили, продукты подорожали, дорогие покупки типа бытовой электроники или авто придется отложить до лучших времен. Вот тут – стоп! Да, кризис вынуждает многих затянуть пояса, или, говоря языком экономистов, сократить душевое потребление. «Душевое» означает «на одну душу», читай «на одного человека». И вот о чем хочется поразмышлять: а так ли уж плохо для «души» это самое сокращение? Копнем глубже: насколько нашей душе необходимы тысячи мертвых вещей, которые мы с таким воодушевлением покупали в докризисные времена? Если мы с этим разберемся, то сможем расставить для себя приоритеты и выдержать натиск «кризиса» с наименьшими потерями.


Если почитать высказывания, скажем, православных иерархов, то они в один голос утверждают, что теперешний кризис – это Божие наказание, попущение за наше чрезмерное увлечение процессом потребления. Речь идет не только о питании, но обо всех материальных благах, обладание которыми человек делает самоцелью, одним из способов получения удовольствия. Да, мы привыкли тратить деньги на изысканную еду, модные шмотки, последние новинки техники, развлечения. «Ах, как же мы можем жить без развлечений?! Ох, как мы будем жить без навороченного телефона?!». Казалось бы, ну что тут плохого? Почему церковные лидеры бьют тревогу? Да потому что в погоне за модными вещами, престижными цацками, стильными побрякушками мы задвигаем в дальний угол свои духовные потребности. Другими словами, мы всячески ублажаем свое тело, а душе кидаем редкие крохи (если вообще кидаем).


Да, вы можете не верить в Бога. Но это не значит, что души у вас нет и духовная пища вам не нужна. В конце концов, человек – существо эмоциональное. Радость за детей, печаль разлуки, сострадание и любовь к ближним – все эти чувства суть духовного, душевного порядка. Они составляют значительную часть здания под названием «жизнь». Но враг рода человеческого не дремлет и пытается заменить эти наши чувства суррогатами: желанием выделиться из толпы, эпатировать публику, произвести нужное впечатление, заслужить признание. А для этого нужно лишь приобрести шикарную иномарку, надеть перстень с бриллиантом или обзавестись последней моделью сотового телефона. Одним словом – бегом в магазин, и потреблять, потреблять, потреблять!


Вот она, модель современного бездуховного общества, которую нам лихо экспортирует «просвещенная Европа» и особенно наш заокеанский «друг». В этом обществе минимум места отведено простым человеческим ценностям: искренней дружбе, взаимоподдержке, милосердию, сочувствию. Зачем этот «балласт» в 3-м миллениуме? Так что кризис жахнул вовремя. Человечество в своем неуемном стремлении быть «впереди планеты всей», в своей гордыне («каковы мы, хозяева мира!») крепко получило по носу. Оказывается, неимоверно разогнавшийся локомотив потребления мчался по тупиковой ветке. И нет дальше иной дороги, как поворачивать назад и думать, как выбраться из трясины наших мелочных страстишек и желаний, которые мы привыкли удовлетворять у прилавков магазинов. Самое время подумать о вечном, о душе, о детях, забытых нами в погоне за достижениями технического прогресса.


Кстати, о техпрогрессе. Вся сумасшедшая махина современного мирового производства работает по принципу: «Хоти, плати и потребляй». Для нормального существования человеку, в принципе, нужно не так уж и много: сносная пища и питие, крыша над головой, необходимые бытовые предметы. Все. Человеку нужно средство передвижения, а не «Мерседес». Нужно надежное средство связи, а не многофункциональное электронное устройство с фото-, видео-, аудио-возможностями. То есть нужды человека весьма скромны, а то, что мы называем «потребностями», – это продукт маркетинговых разработок тысяч компаний, всучивающих, впаривающих (навязывающих?) нам свои товары и услуги. Вопрос: а нужны ли все они нам? Здравый смысл подсказывает, что не очень. Но здравого смысла сегодня днем с огнем не сыщешь, поскольку его успешно заменили фразы и образы из рекламных роликов, обильно вываливаемых на нас с экранов телевизоров, мониторов компьютеров и т.д. А «рулит» всем этим процессом нашего потребительского зомбирования дядька с тугим кошельком по кличке Капитализм.


Вот круг и замкнулся. Так что спасибо тебе, кризис! Он хоть немного проветрит наши мозги, забитыми нуждами тела, но никак не нуждами души. Давайте крепко подумаем: «А правильно ли мы жили «до» и как мы будем жить «после». Самое интересное, что те из нас, которые и до кризиса жили в дружбе со своей душой, сейчас мало что потеряли. Духовные потребности пострадали меньше всего. Им не страшен никакой финансовый кризис, поскольку он – порождение земное, а душа – посланница небес. Она устремлена вверх, к Небу, к людям. Она тянется к Свету и находит этот Свет, ибо он никак не зависит от нашей земной суеты. Время кризиса – самое время задуматься о себе, своей душе. Спросить себя: «А правильно ли я живу, а не обижаю ли я людей, которые мне дороги?». И если мы сделаем правильный вывод, то никакой кризис нам будет не страшен.

Артемий СЛЕЗКИН, газета «РУСИЧИ»

http://www.rusk.ru/st.php?idar=156116
Записан
Михаил Филиппов
Ветеран
*****
Сообщений: 4077


Просмотр профиля
православный, РПЦЗ, приход Святого Благоверного Александра Невского, город Маннхайм, Германия
« Ответ #1 : 27 Июля 2009, 17:44:22 »

Мне на самом деле интересно: у нас что действительно много народу жировало, или заразилось этой заразой "не дай себе засохнуть", или "новое поколение выбирает пепси"? Или что кризис заствит как-то изменить рекламную политику многих компаний в России?
Записан
Владимир К.
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« Ответ #2 : 27 Июля 2009, 18:22:33 »

Или что кризис заствит как-то изменить рекламную политику многих компаний в России?

Уважаемый Михаил! Вы задали вдвойне риторический вопрос. Конечно же, пошлость рекламы, которую нам навязывают различные компании, неизбывна. Очень яркий пример дает компания Магги. От убожества ее рекламы люди в России страдали еще 100 лет тому назад, и ничего не меняется (не считая, конечно, того отрезка времени, когда эта компания не "кормила" нас своими сухими продуктами). Привожу для иллюстрации стихотворение Маяковского:

 ВЫВЕСКАМ

Читайте железные книги!
Под флейту золоченой буквы
полезут копченые сиги
и золотокудрые брюквы.

А если веселостью песьей
закружат созвездия "Магги" -
бюро похоронных процессий
свои проведут саркофаги.

Когда же, хмур и плачевен,
загасит фонарные знаки,
влюбляйтесь под небом харчевен
в фаянсовых чайников маки!

Думаю, Вы понимаете, что "песья веселость" совсем не комплимент, и к тому же очень узнаваемый бивис-бадхедовский пафос современной рекламы. 
Маяковский поэт гениальный, если не брать во внимание политику.

Владимир К.
Записан
Михаил Филиппов
Ветеран
*****
Сообщений: 4077


Просмотр профиля
православный, РПЦЗ, приход Святого Благоверного Александра Невского, город Маннхайм, Германия
« Ответ #3 : 27 Июля 2009, 18:47:51 »

Думаю, Вы понимаете, что "песья веселость" совсем не комплимент, и к тому же очень узнаваемый бивис-бадхедовский пафос современной рекламы. 
Маяковский поэт гениальный, если не брать во внимание политику.

А что эти Магги производят? Еду какую-то?

Я тут иногда смотрю рекламу на украинском телевидении. Меня продирает часто от двух вещей. Во-вервых, у них там вечно у кого-то "запыняет шлунок", а поэтому надо принять лекарство от запора или выпить какой-нибудь суперйогурт западного производства, а, во-вторых, "ваша шкира захищена" (это при рекламе мыла или шампуня, западного естественно). Лично мне во втором случае почему-то сразу представляется либо рожа Ющенко, либо человек покрытый вшами, потому что похитили у него "шкиру".
Записан
Владимир К.
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« Ответ #4 : 28 Июля 2009, 05:59:47 »

А что эти Магги производят? Еду какую-то?

Магги производят всякие сухие концентраты. У нас они усиленно рекламируют бульонные кубики (естественно, это обязательный глютамат натрия - как биолог, Вы должны прекрасно знать, какая это вредная вещь). Не знаю, каков стиль рекламы за границей, но здесь это еще не самая, нужно сказать, отвратительная реклама. Просто это унылая пошлость в стиле "ваша шкира захищена". Маяковский, как поэт, имел наблюдательный взгляд, поэтому чисто по-чеховски хорошо замечал "свинцовые мерзости жизни", которые рядовой обыватель может увидеть только при подсказке. 
Записан
Михаил Филиппов
Ветеран
*****
Сообщений: 4077


Просмотр профиля
православный, РПЦЗ, приход Святого Благоверного Александра Невского, город Маннхайм, Германия
« Ответ #5 : 28 Июля 2009, 08:49:33 »

А что эти Магги производят? Еду какую-то?

Магги производят всякие сухие концентраты. У нас они усиленно рекламируют бульонные кубики (естественно, это обязательный глютамат натрия - как биолог, Вы должны прекрасно знать, какая это вредная вещь). Не знаю, каков стиль рекламы за границей, но здесь это еще не самая, нужно сказать, отвратительная реклама. Просто это унылая пошлость в стиле "ваша шкира захищена". Маяковский, как поэт, имел наблюдательный взгляд, поэтому чисто по-чеховски хорошо замечал "свинцовые мерзости жизни", которые рядовой обыватель может увидеть только при подсказке. 

Ясно. Глютомат натрия обеспечивает вкус мяса. Но в мясе его концентрация физиологична. А в переизбытке эта вещь действительно довольно вредна и может атрофировать стечатку глаза. Это известная проблема в азиатских странах. Они потребляют его в огромных количествах с их рисовой лапшой.
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!