Ну не все же в Сибири жили. Жили люди и в Москве и в Петербурге и в других крупных городах. Тогда уже был и телеграф и телефон и ежедневные газеты. Так что по крупным городам новость об отречении (или "отречении") Царя разнеслась довольно быстро. И никаких громких протестов не было, не было митингов, забастовок, акций гражданского неповиновения с требованием "вся власть царю", вообще ничего не было. Ну, разве что разговоры на кухне были.
Уважаемый Дмитрий! Те люди, о которых Вы говорите, благодаря "телеграфу и ежедневным газетам" находились под воздействием либеральной идеологии. Недавно получил возможность ознакомиться с несколькими десятками выпусков журнала "Нива". Был просто поражен либерально-истерической трактовкой жизни в России на страницах этого журнала. При этом происходящее за границей подавалось в "Ниве" буквально с трепетом - примерно как сейчас о том, что происходит в "цивилизованных странах". Большевистский агитпроп, собственно, не выдал ни одной собственной мысли о "мрачном прошлом России" - видимо, комиссары просто открывали номера той же "Нивы" и беззастенчиво переписывали оттуда "проклятия царистскому прошлому". Я здесь хочу отметить замечание из соседней темы о судьбе Ивана Поддубного. Мне кажется очень точной мысль автора, что победа Поддубного за одну ночь переформатировала сознание российской публики и внушила ей мысль, что великое встречается и в России, а не только за границей. И наверняка, как отмечает автор статьи, победа Поддубного сделала немалый вклад в подавление революционной заразы 1905-го года, подброшенной нам всякими инородцами. Но, к сожалению, продолжали свою работу и либералы из "Нивы" и из подобных изданий. В качестве иллюстрации привожу текст, поясняющий рисунок какого-то профессора с изображением Малюты Скуратова. Взято из номера "Нивы" за 1906-й год.
Уважаемый Дмитрий, здесь нужно понимать, что как и в случае стихотворения Некрасова, в котором фигурирует слово царь, это слово было сигналом для "передовых" людей, что царя-то нужно иметь в виду "нынешнего". Коротким словом голод Некрасов всего лишь слегка маскировал для цензуры все свои выпады. Точно так же в пояснительном тексте к рисунку имя Иоанна Грозного использовано только для маскировки либерального пасквиля. Все стоны о кровавости обращены именно против Царя Николая II. Это было сразу понятно тогда любому "мыслящему передовому человеку". Конечно, это моя личная точка зрения как результат сложившихся у меня убеждений. Естественно, я ожидаю, что у меня есть единомышленники, но и есть, определенно, несогласные с такой точкой зрения. Простите, если сказанное чем-то обидно для Вас.
Во Христе
Владимир К.