Русская беседа
 
27 Ноября 2021, 10:10:34  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
Автор Тема: 8 / 21 ноября– Собор Архистратига Божия Михаила  (Прочитано 11038 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 11777


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #30 : 21 Ноября 2020, 08:08:28 »


«Небесных воинств Архистратиги»

Комментарий к тропарю Собора Небесных сил бесплотных

Профессор Лариса Маршева, Илья Ведищев




Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Трапезная монастыря Дионисиат на Афоне. 1603 г.

История Церкви знает множество достойнейших людей, подвиги и добродетели которых зримо свидетельствовали об их святости. За прошедшие тысячелетия к лику святых причислены сотни праведников благочестия Ветхого и Нового Заветов. Среди всех святых особо выделяется сонм бестелесного Небесного воинства.

8/21 ноября вся полнота Церкви чтит память Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. По словам святителя Филарета (Дроздова),

   «торжественно собрался ныне собор земной воздать честь Собору Небесному, собрался собор человеков воспеть хвалы Собору
   Ангелов»[1].

И действительно, ангельские силы почитаемы народом Божиим за скорое предстательство перед Небесным Отцом. Особую любовь этот праздник приобрел на Руси, где в честь Небесных сил строили храмы и монастыри, писались иконы и даже назывались целые поселения и крупные города, например Архангельск.

Еще в древности Ангелов считали посланниками, провозвестниками Божией воли[2]. В Новом Завете благие вести, сообщающие о совершившихся или грядущих событиях, приносили именно Небесные силы. Архангел Гавриил благовестил Деве Марии о рождении от Нее Спасителя мира (см.: Лк. 1: 28–33). Весть о Рождестве Христовом пастухи услышали от Ангела и Небесного воинства, воспевающего: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (см.: Лк. 2: 8–15). О Воскресении Христовом женам-мироносицам свидетельствовали два Ангела в блестящих одеждах (см.: Мф. 28: 1–8; Мк. 16: 1–8; Лк. 24: 4–7; Ин. 20: 11–13).

Поклонение Небесным силам в первые века христианства было настолько велико, что многие стали неверно почитать их творцами и повелителями вселенной, превращая их почитание в идолопоклонство. Однако отцы Лаодикийского Собора (около 343 года по Р.Х.)[3] осудили это еретическое учение и установили православное почитание ангельских чинов[4].

Со временем было установлено празднество Собору Архангела Михаила и прочих Небесных сил бесплотных 8 ноября по старому стилю, то есть в восьмой день девятого месяца[5]. Выбранный день указывал на эсхатологический «восьмой день», день Страшного суда, когда «приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25: 31), а девятый месяц года символизировал девять чинов ангельских: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы[6].

Тропарь – краткий текст, в котором емко рассказывается основной смысл празднуемого события. Тропарь праздника Собора Архангела Михаила и прочих Небесных сил бесплотных созвучен с общим тропарем «Архангелу единому». В нем центральное внимание уделяется известным поименно небесным посланникам – Архангелам. Звучит он следующим образом:

   «Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя
   вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил»[7].

Протоиерей Владимир Успенский для лучшего понимания данного текста сделал такой перевод тропаря на русский язык, на примере которого мы проведем разбор:

   «Небесных сил военачальники! Мы, недостойные, умоляем вас непрестанно, чтобы вы своими молитвами защитили нас покровом своего
   заступления – невещественной (бестелесной) вашей славы, охраняя нас, усердно падающих пред вами и взывающих: избавьте нас от
   бедствий, как вожди вышних сил!»[8]


Архистратиги Небесных воинств

В первую очередь тропарь повествует о том, что мы обращаемся к Архангелам, которые здесь называются архистратигами. В церковнославянском языке архистратигами считали предводителей ангельского воинства[9]. Отец Владимир переводит это слово как «военачальники».

Перед нашими глазами предстает образ бесчисленного мужественного сонма ангельских чинов, во главе которого стоят Архангелы Божии, готовые вести Небесные полки на праведный бой с силами князя бесовского.


Молитва Ангелов

«Да вашими молитвами оградите нас» – несмотря на то, что Ангелы не имеют телесного облика, а их природа не может быть познаваема человеческим умом, все мы верим, что именно они являются ходатаями перед Творцом за грешных людей. Они, как служители Божественной Славы, ближе всего находятся у Престола Божия и молят Господа помиловать Его постоянно согрешающие творения.

Православное вероучение говорит о том, что у каждого человека есть свой Ангел-хранитель, личный заступник, к которому человек может и в горе, и в радости обращаться за предстательством перед Богом[10].


Бестелесность и крылья

В обращении к Архангелам мы просим покрыть нас покровом их «невещественной славы».

У протоиерея Владимира Успенского мы видим слово «бестелесной». В литургических текстах и творениях святых отцов об Ангелах говорится как о бесплотных духах, что в свою очередь основано на словах Христа: «дух плоти и костей не имеет» (Лк. 24: 39).

    Крылья бестелесных Ангелов – это аллегория, символизирующая быстроту и всепроникновение

В церковнославянском тексте тропаря есть точное указание на наличие крыльев у Ангельских сил: «кровом крил невещественныя вашея славы». Показательно, что отец Владимир при переводе на русский язык опустил данную подробность. Однако если знать о бестелесной сущности Ангелов, становится понятно, что ни о каких крыльях не может быть и речи, ведь бестелесные Ангелы не подвержены законам физики. Священное Писание свидетельствует о том, что зачастую Божии посланники являлись в облике людей, а не крылатых существ, хотя в Ветхом Завете есть упоминания и о них. Крылья – это аллегория, символизирующая быстроту и всепроникновение[11].


Вожди вышних сил

Моление людей: «избавьте нас от бедствий, как вожди вышних сил!» – раньше рассматривалось как потенциальная возможность Архангелов управлять некоторыми Небесными силами. Недаром в древности считали: в молитвах Архангелам можно было просить «благорастворения воздухов», то есть хорошую погоду[12]. Мы не можем быть уверены, что Ангельские силы имеют хоть какую-то власть над силами природы, но точно можем сказать: по их ходатайству Господь может всё управить.

Весь тропарь Архангелу Михаилу и прочим Небесным силам наводит на мысль о том, что человеческая жизнь – постоянная борьба человека с силами зла, грехом, диаволом. Но не стоит забывать: в этой битве мы не одни. Господь посылает нам в помощь все Свое Небесное воинство во главе с Архангелами Божиими. В этой борьбе человека с диавольскими искушениями на нашей стороне весь ангельский мир.


20 ноября 2020 г.[/i]

https://pravoslavie.ru/135465.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 91378

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #31 : 21 Ноября 2020, 16:11:50 »

Радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных



От вечности Бог есть Свет, в Котором нет никакой тьмы. Единственный, истинный, невещественный, бесконечный и абсолютно непостижимый. Он пребывает в неприступной тайне Своего Божественного естества, в неизреченном общении Трех Лиц — Отца и Сына и Святого Духа. Он есть совершенное добро и начало всякого добра и всякой любви. Потому по преизбыточетсвующей Своей благости, восхотев дать участие другим в Своем свете, Он вызвал мир из небытия к бытию. Прежде создания мира видимого Он привел к жизни Своим Словом и Духом Святым ангельскую природу, сотворив небесные бесплотные силы, пламенеющие как невещественный огонь в служении славе Божией. Они — светы вторые, приемлющие благодатью Духа Святого просвещение от первого и безначального Света. Бессмертные по приобщению к Богу, свободные и разумные существа, они обретают в созерцании Бога свое бытие, свою крепость и смысл своего существования. Бог соделал их Своими служителями и послал их (слово «ангел» означает «посланный») бодрствовать над землей, над народами и царствами (согласно Апокалипсису, каждая Церковь имеет Ангела-покровителя), над каждым из нас.

Об этой тайне посланничества в мир, выражающей служение Сына Божия, и желании проникнуть в нее ангелов и святых — Евангелие, которое мы слышим за литургией праздника. «Слушающий вас, Меня слушает, — говорит Христос, — и отвергающийся вас, Меня отвергается, а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня». Кто презирает верных служителей Христовых, ангелов и святых, презирает Христа и Бога. Мы видим, как семьдесят учеников возвратились с радостью, не сетуя на усталость после трудов, но радуясь об успехе — особенно в изгнании нечистых духов: «Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоем». Как ангелы, они воздают славу Христу за чудо, совершенное Его именем. Все наши победы над сатаной совершаются силой, исходящей от Христа. Во имя Его мы должны вступать в сражение с нашими духовными врагами. Если война, которую мы ведем, идет во имя Господне, то и честь победы принадлежит Его имени. Апостолы говорят об этом с изумлением и восторгом: «И бесы повинуются нам». Если бесы нам повинуются, кто устоит против нас?

Господь утверждает их слова, как согласные с Его откровением: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». Сатана и его царство пали прежде проповеди Евангелия. Сатана падает как молния с неба — внезапно и безвозвратно. Самый близкий к Богу, все освещающий Его светом Люцифер возгордился дарованиями, которые он получил, и восхотел стать выше Бога. Он не был злом по своему естеству, но гордостью свободно восстал против Создавшего его. Он был первый, кто отверг добро и избрал зло. Он отвернулся от света и, лишившись Бога, погрузился в вечный мрак. И он падает с неба всякий раз, когда падает с престола человеческого сердца. Христос знает, что Его Крест сокрушит царство сатаны. «Ныне князь мира сего изгнан будет вон».

И Господь благословляет апостолов на новое служение, распространяя его на весь мир. «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов». Они уже употребили эту власть против сатаны, и сейчас Христос наделяет их большей властью. На нашей войне, как на всякой войне, есть сражения наступательные и оборонительные. Прежде всего, Господь дает власть наступать — на змей и скорпионов, на всех злых духов, на древнего змия. И Он обещает защитить нас при обороне: «Ничто не повредит вам». Если злые люди — змеи по отношению к христианам, и вы живете среди скорпионов, вы можете презирать их ярость и попирать ее. Они могут шипеть, но не могут повредить вам.

Но смысл нашей жизни и радость сегодняшнего праздника — не в этом. «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются», — говорит ученикам Господь. Не о том только радуйтесь — главным образом, не о том, — «но радуйтесь более всего, что имена ваши написаны на небесах». Как имена ангелов, их имена написаны в Книге Жизни, в Книге Агнца. Власть стать чадами Божиими должна цениться больше, чем власть творить чудеса. Потому что мы слышали от Господа о тех, кто во имя Его изгонял бесов, и оказался отвергнутым Им в последний день. Но те, чьи имена написаны на небесах, никогда не погибнут. Они — овцы стада Христова, которым Он дает вечную жизнь. Его любовь — путь превосходнейший, более славный, чем дар говорить языками человеческими и ангельскими.

И мы слышим благодарение, которое Господь приносит Своему Небесному Отцу. Благодарение Богу — тайна ангелов и святых человеков, потому что, как говорит святитель Григорий Богослов, когда мы благодарим Бога, мы становимся едиными с Ним. С самого начала все разумное творение благодарит Бога. А теперь будет учиться ему во веки веков у Христа. «Он возрадовался духом» — в Духе Святом. Радость Христа — радость Бога, которой ангелы и люди призваны приобщиться. Прежде чем принести благодарение Отцу, Он исполнился радости. Ибо хвала и благодарение Бога — естественный язык святой радости. Эта радость — корень и источник благодарения. Он благодарит Бога за то, что открыто Отцом через Сына: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли». Ибо советы Божии о примирении человека с Богом уже открылись некоторым из сынов человеческих, которые могут научить также и других. Бог открывает ангелам и святым то, что было сокрыто от начала мира. Тайны Божии открываются младенцам — тем, кто были младенцами по разумению, пока Бог Духом Святым не вознес их на небесную высоту. Мы должны благодарить Бога за честь, которую Он даровал человеческому и ангельскому смирению, призывая всех научиться от Него, потому что Он кроток и смирен сердцем. Чтобы все увидели на Кресте Его, что сила Божия поистине в немощи совершается. Он открыл это младенцам, но утаил от мудрых и разумных, языческих философов и иудейских раввинов. Он не открыл им тайну Евангелия. Он не употребил их знания и таланты для проповеди Его Царства. Вы скажете: а как же апостол Павел и другие, подобные ему? Да, Павел был ученейшим мужем среди мудрых и разумных, но он стал как дитя, когда стал апостолом, и ничего не хотел знать, кроме Христа и Христа распятого. Бог показывает в этих Своих судах Свое державное владычество. «Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение». Если Бог дает благодать и познание Своего Божественного Сына тем, кто меньшие, и не дает тем, кто, как нам кажется, с большим успехом мог бы донести спасительное благовестие до других, мы должны со смирением это принять. Он передает Свое Евангелие в руки тех, кто будет действовать с Божией силой, а не с человеческим искусством, которое может быть только препятствием.

Будем молить наших ангелов, чтобы и нам даром Божиим было дано знать тайны Царства Небесного, и по мере нашего смирения другим открывать их. Радость и благодарение святых и ангелов превосходит все, когда они видят перед собой Бога и Господа. И когда мы не в суд и во осуждение причащаемся Святых Христовых Таин, соединяясь с Богом, Церковь небесная и земная немолчно вопиет: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже!»

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

https://ruskline.ru/news_rl/2020/11/21/raduites_chto_imena_vashi_napisany_na_nebesah
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 11777


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #32 : 20 Ноября 2021, 23:27:03 »


Сегодня День Ангела у каждого христианина

Пастыри – о Бесплотных силах


8/21 ноября Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных.

О том, как Архангелы и Ангелы хранят Церковь Христову и народ Божий, каждого из нас, как направляют на верный путь, показывают пример почитания Господа и Его прославления, спасают от духовной тьмы, напоминают об истинном предназначении человека, – эти истории, рассказанные архипастырями и пастырями.





«Человек должен воссиять превыше ангелов»

Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт), Русская Православная Церковь Заграницей:

– Ангелы, Архангелы и прочие Бесплотные силы – это светила на небе Божием. Но человек – большее светило, большее солнце, чем Ангел. Ибо только о нем сказано, что он создан по образу и подобию Трисолнечного Божества.

Но видно ли это в нашем мире? Нет. Видно помрачение всех светил человеческих грехом, ибо грех поражает солнце, созданное в человеке, и отводит человека от Бога, от Первоначального Света.


Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт)

Ныне весь человеческий ум современного мира обращен к материальному благобытию. В храме верующие собираются для того, чтобы доказать, что не все погибло, что есть еще люди, которые стремятся к высшему, к небесному, к ангельскому. Это возможно, когда мы отказываемся от своей гордыни, когда признаем, что все доброе в нас дано нам Богом, дано для того, чтобы мы умножали его как таланты, но не считали своим достоянием, а только временным подаянием, которым мы обладаем во славу Божию. И когда мы, приходя в храм Божий, воздаем славу Богу, восхваляем Его псалмами и песнопениями, но более всего – своим покаянием, тогда мы присоединяемся к Ангелам, Архангелам, Началам, Властям, ко всем Ангельским чинам, которые держат над нами свой омофор, покрывают нас своей любовью, своим усердием в молитве к Богу.

Помрачение, постигшее человечество, видно прежде всего в том, что в любом месте земного шара идет война, происходят убийства, детоубийства, отвращение человеческого ума, сердца и души от Бога. Но если в нас самих – временно – царит внешний мир, то этот мир может быть хуже войны. Еще в IV веке святитель Григорий Богослов говорил: лучше война, чем такой мир, который нас отводит от Бога.

Итак, вспомним, что наша война должна быть не против человека, не против ближнего, а против грехов, против греховного состояния в каждом из нас. Когда мы боремся против греха до крови, как говорит святой апостол Павел (см.: Евр. 12: 4), тогда мы приобретаем опыт в этой борьбе и терпение, приобретаем ту любовь ко Христу, которая освобождает нас от уз греха и приводит в настоящую, истинную свободу, в новые пространства Божии в нашей жизни. Мы приобретаем это, когда стремимся к миру с Богом, к миру с самими собой, к миру со своей душой, которая почивает в Боге и от Него черпает силы и благодать для того, чтобы воссиять, как солнце, превыше Ангелов и Архангелов.


«Ангел не может быть атеистом»


Панагуда – келлия старца Паисия

Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау), Элладская Православная Церковь:

Однажды ко мне, помню, подошел юноша и говорит:

– Отец, я атеист, но я хочу поверить в Бога. Знаю, что вы образованный человек, я тоже образован. Я хочу, чтобы вы мне предоставили доказательство существования Бога.

Я поинтересовался его образованием, он так же, как и я, оказывается, изучал физику и математику.

– Знаешь ты вот это (переводчик нашей беседы не смог перевести узкоспециального термина. – О.О.) из высшей математики?

Он растерялся:

– Не знаю…

– Ну вот… Очень жаль! Потому что мое доказательство было основано именно на этом положении высшей математики.

Он чувствовал себя очень неудобно.

Тогда, улыбаясь, я хлопнул его по плечу:

– Я тебе это сказал не для того, чтобы тебя обидеть, а дабы убедить, что с математической точки зрения доказательство существования Бога невозможно. Его вообще нельзя познать интеллектуально. Ты когда-нибудь был на Афоне?

– Нет, но я слышал о нем и хочу поехать.

– Ты обязательно должен туда поехать, найти там старца Паисия († 1994) и сказать ему то же самое, что сказал мне: «Отец мой, я атеист, но хочу поверить и хочу, чтобы вы мне предоставили доказательство существования Бога».

– Я не могу этого сделать, – вдруг признается он.

– Это почему? Со мной мог, а там не сможешь?!

– Не знаю, я боюсь…

– Ну почему же, – я тут же стал ему рисовать план, как найти Панагуду – келлию отца Паисия. – Напутствую: приедешь к нему, постучишь в дверь и скажешь то же самое, что сказал мне: «Отец мой, я хочу, чтобы вы предоставили мне доказательство существования Бога».

– А он образованный? – уточнил у меня этот молодой человек.

– Он важнее даже самых образованных.


Старец Паисий со стаканчиком, чтобы напоить посетителей

Через три дня он поехал на Афон.

Звали его Серафим.

Когда он приехал в монастырь Кутлумуш, который находился рядом с келлией старца Паисия, он оставил свои вещи и пошел поговорить со старцем. Войдя к нему во двор, он увидел четверых молодых людей, а сам старец разговаривал с кем-то в другой стороне двора. Он сел вместе с этим квартетом хлопцев, ожидающих старца, и не знал, что ему делать… Через 10 минут отец Паисий закончил свой разговор, подошел и говорит ему:

– Иди со мной, возьми вот эту коробку с лукумом, а я возьму стаканы, чтобы нам подкрепить остальных, – и когда тот склонился, чтобы взять указанное, тихо добавил:

– Я хочу тебе кое-что сказать.

    «Это разные вещи: быть атеистом и носить имя Ангела и быть атеистом…» – проговорил старец Паисий

Парень сосредоточился и услышал:

– Это разные вещи: быть атеистом и носить имя Ангела и быть атеистом – такое я вижу в первый раз…

Тот совершенно растерялся.

– Можно с вами поговорить? – разве что проговорил он.

– Не сейчас, – деловито сообщил старец. – Ты сейчас пойдешь в монастырь, вы тоже, ребята, все вставайте, идите в монастырь, потому что уже вечереет.

Серафим не мог успокоиться. Поднимаясь к монастырю, он смотрел, нет ли здесь каких-нибудь телефонных проводов. Может быть, я успел позвонить старцу и все ему рассказать? Тогда не было мобильных телефон, и конечно, у старца Паисия не было бы мобильного телефона, даже если бы их уже изобрели.

Тот, бедный, всю ночь не мог заснуть. И утром, как только открылись ворота монастыря, он стремглав побежал к келлии отца Паисия. Вместо звонка у калитки во двор старца были две железки, ими надо было ударять друг о друга, и тогда раздавался звук.

Было шесть часов утра, а Серафимчик среди тишины стоял и бил и бил в эту железяку. Отец Паисий не отвечал.

Потом этот посетитель долго сидел и ждал. Спустя достаточно продолжительное время он опять решился постучать. И вдруг слышит:

– Эй, добрый молодец! Что ты пришел сюда? Что тебе надо?

– Отче, я хочу с вами поговорить… – только и канючил он.

– О чем тебе со мной говорить?!

– А что, нельзя поговорить?!!

– Зачем ты сюда приехал?

И в тот момент, когда старец произносил эту фразу, «узел неверия», как потом мне говорил этот человек, в нем развязался.

– Могу я подойти к вам ближе?

– К Богу подойди ближе.

– Что мне для этого надо сделать?

– Тебе нужно найти хорошего духовника и пройти общую исповедь. Тогда твоя жизнь изменится.

Этот человек стал монахом.


Как Ангелы славословят Бога

Иеромонах Антоний (Ромадин), насельник Саввино-Сторожевского монастыря:


Иеромонах Антоний (Ромадин)

– На Рязанщине есть село Князево. Оттуда в Москву на Афонское подворье, помню, приезжали рабы Божии Марфа и Екатерина. По поручению местных жителей они искали священника. Местный епископ не мог им предложить свободной кандидатуры, сказал, чтобы ехали в столицу, в какой-нибудь монастырь обратились с просьбой. В первый раз им не удалось убедить нашего тогдашнего настоятеля отца Феоктиста (Дорошко), потом они второй раз приехали – опять безрезультатно, и только на третий раз он согласился.

В Князеве жила баба Нюра, как ее там все называли, – родственница старице Феодосии Скопинской († 2014). Она-то и сподвигла односельчан на возрождение храма во имя Архангела Михаила. «Сидела, – говорит, – однажды и думала: вот везде в городах уже храмы открыты, у нас до сих пор закрыт!..» Стала обходить окрестные дома, женщинам предлагала начать действовать…

И вот однажды, рассказывала, собрались они в каком-то местечке в Князеве, откуда был виден храм, да и засиделись там за столом за разговорами за полночь. Стемнело, на улицу вышли – храм горит!! Пламя как-то крестообразно рвется… Кто что похватал, ведра какие-то, а как подбежали, поняли, что… никакого пожара нет!

    Видят: храм горит! Пламя как-то крестообразно рвется… А как подбежали, поняли, что… никакого пожара нет!

Крыша у церкви еще со времен, когда там зернодробилка и зернохранилище при советской власти были, покрыта рубероидом, ничего не полыхало. Это такое видение явлено было. Поняли: знак от Бога – нужно храм открывать.

Я, когда эту историю впервые услышал, подумал: наверное, старица Феодосия молилась о том, чтобы в тех местах, где она родилась, был открыт храм или монастырь. Так по молитвам матушки ее родственнице, полагаю, и пришла мысль о том, чтобы местных жителей обойти, поднять на восстановление храма. Из Москвы был прислан священник, а со временем здесь монастырь образовался. Сначала хотели подворье мужского монастыря организовать, но потом женскую обитель открыли (хотя в итоге все равно к подворью мужского монастыря вернулись).

А тогда сразу же удивительным образом в течение полугода 30 сестер в обитель собрались. До этого мы на клиросе вдвоем с братом Трофимом как могли пели, а тут сестры вдруг подпевать стали да перепевать нас…


Схимонахиня Феодосия

Помню, как раз на праздник Архангела Михаила я разболелся и не смог утром даже на службу встать. А именно на этот престольный праздник и приехал наш московский настоятель отец Феоктист…

– Пусть сестры уже сами поют… – благословил тогда уж он.

Братии тогда предложено было взять на восстановление Саввино-Сторожевский монастырь, и мы все свои силы сосредоточили там.

А храм в Князеве – удивительное место. До сих пор его забыть не могу. Одна женщина там рассказала, что она шла как-то на уборку храма в субботу перед всенощной и внезапно под окнами услышала невероятно красивое пение. Недоумевает: «Как так батюшка позвал убирать, если служба уже началась?..» Отчетливо слышала много красивых голосов – целый хор. А как подошла к двери храма, смотрит: замок висит… Только к замку, говорит, прикоснулась, пение прекратилось.

У преподобного Варсонофия Оптинского об ангельском пении есть такой рассказ:

«Это было в Вологодской губернии. Служили в одном храме обедню. Вдруг на улице произошел пожар. Все бросились из храма, он совсем опустел, и остались только диакон и священник. Певчие тоже разбежались. Но когда диакон начал ектению, с клироса послышалось чудесное пение. Мимо церкви проходил в это время один поляк. Привлеченный дивным пением, он вошел в церковь и был поражен небывалым зрелищем. Церковь пуста, только престарелый священник в алтаре и диакон на амвоне. На хорах – светлые мужи в белых одеждах. Они-то и пели.

    Церковь пуста, только престарелый священник в алтаре и диакон на амвоне. На хорах – светлые мужи в белых одеждах

По окончании Литургии поляк подошел к священнику и спросил его, кто были эти благолепные мужи, которые так дивно пели.

– Это Ангелы Божии, – ответил иерей.

– Если это так, то я сегодня же хочу креститься, – сказал поляк.

– Вы уже крещены, – ответил священник, – примите только Православие.

И поляк был присоединен к Православной Церкви благодаря ангельскому пению».

Помню, и мы, когда жили там, в Князеве, однажды тоже шли вечернее правило совершать и услышали пение – изумительнейшее! – у дверей храма. Я тогда вспомнил слова той женщины, как она дотронулась до замка и пение прервалось. Мне тоже нужно было храм открывать, братия уже к храму собиралась. Минуту это ангельское пение было явно слышно, а потом наступила тишина, там уже послышались шаги монахов в темноте…

Когда мы матушке Феодосии рассказывали про этот Архангельский храм, она как-то сказала:

– Господь ходит вокруг храма. Вокруг все заплевано, в нечистоте… Господу негде ступить.

Мне показалось, старица в целом в этих словах выразила мысль о том, что происходит в современном мире: есть Господь, Ангелы Божии, святыня храма, а вокруг такое непонимание, мерзость, чуждый дух…


Чудеса Архангела Михаила

Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник московского Донского монастыря:


Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

– Одно время после тяжелой операции я жил в Вознесенском Оршином монастыре Тверской епархии. Там недалеко от монастыря находится селение с библейским названием Эммаус. Возможно, в свое время некий благочестивый помещик дал такое название своей вотчине.

У рок-музыкантов почему-то некое тяготение к подобным названиям: Назарет, Эммаус и т.д. Они и облюбовали эту местность для проведения рок-фестиваля.

Так как село находится в чистом поле, то звук от колонок с усилителями просто глушил всю округу – не было спасения от этих децибелов и в монастыре. Особенно дико было слушать во время богослужений клиросное пение в этом своеобразном сопровождении… Искушение!

Матушка Евпраксия (Инбер), настоятельница Вознесенского Оршина монастыря, переговорив с архимандритом Наумом (Байбородиным; † 2017), получила от него такое благословение:

– Всем в монастыре читать акафист Архангелу Михаилу!

Старец очень почитал Архистратига – ему посвящены теперь уже два монастыря на его родине: женский в родном ему селе Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области и мужской в близлежащем селе Козиха. Промыслительно и то, что 40 дней преставления отца Наума пришлись на празднование памяти Архангела Михаила и всех Сил Бесплотных.

И вот матушка игумения со всеми сестрами и девочками из монастырского приюта, к ним присоединился и я, проживавший тогда в монастыре, – все мы стали читать акафист Архангелу Михаилу. И Господь сотворил чудо! Это было невероятно: в монастыре настала полная тишина. Причем стоило только выйти за ограду обители – и там всё гремело! Делаешь шаг назад в монастырь – и наслаждаешься тишиной!

    Стали читать акафист Архангелу Михаилу – и в монастыре воцарилась полная тишина. А за его оградой все так же грохотало

Я сам несколько раз проводил такой эксперимент: выходил – заходил. Снаружи шум, внутри ограды тихо! А ограда-то низенькая, символическая! Вот такое чудо по молитвам к Архангелу Михаилу!

Одно время еще при советской власти и я, и матушка Евпраксия трудились в действующем Малом соборе на территории Донского монастыря, превращенного тогда в музей. Я был там церковным сторожем, а она какой-то период – псаломщицей церковного хора, регентом которого был диакон Иоанн Сарычев – будущий архимандрит Даниил († 2006).

Жизненный путь Ивана Сергеевича, как его тогда обычно называли, был с избытком насыщен судьбоносными катастрофическими событиями в истории страны и Церкви ХХ века, в гуще которых ему было суждено находиться. Эту эпоху вполне можно назвать репетицией прихода антихриста…

Он знал множество ярких лиц духовного звания, простых верующих, исповедников и мучеников, был свидетелем чудесных явлений, которыми обычно богаты такие эпохи, когда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская (Пс. 45: 3).

Среди этих необычных событий он свидетельствует, что в некий особо важный момент, когда ему требовалось серьезное духовное укрепление, он получил его от Архангела Михаила, который предстал перед ним в Малом соборе Донского монастыря.

По его словам, этот Вождь Небесных воинств особенно силен именно в Донском монастыре, в котором ему посвящен один из храмов обители.

Подтверждением этих слов отца Даниила явилось то, что когда по вине злоумышленников произошел известный пожар в Малом соборе перед обретением мощей Патриарха Тихона, то в одном из кивотов с довольно большим количеством икон, которые были безжалостно уничтожены пламенем (оно в этом месте достигало особо высокой температуры), именно икона Архистратига Михаила осталась абсолютно неповрежденной и сияла, как только что написанная на чистом золотом фоне…

Слава Богу нашему, слава!


Подготовила Ольга Орлова

https://pravoslavie.ru/125722.html
Записан
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!