Российский ответ Британскому советуИзгнание Британского совета из регионов России за систематические нарушения вызвало бурю волнений как в самой Британии, так и в странах, близких Лондону. На Кремль обрушился ряд упреков, которые все сводятся к тому, что Россия стала чересчур самостоятельна. За упреками последовали угрозыНовость о выдворении пригретого еще в 1992 году в разваленной России Британского совета вызвала и в самом совете, и в Лондоне, и у ряда отечественных “правозащитников” самые резкие эмоции. Между тем, наршуения российского законодательства в деятельности British Council налицо.
В 2004 году Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) МВД России инициировала проверку финансовой деятельности Британского совета на территории России. В ходе проверки выяснилось, что совет ведет активную финансовую деятельность, по которой не отчитывается.
Также Британский совет, осуществляя свою деятельность в зданиях консульских учреждений, нарушает Венскую конференцию о консульских отношениях, "поскольку эта организация не имеет никакого отношения ни к дипломатическим, ни к консульским представительствам”, заявил представитель МИДа Михаил Камынин. Он подчеркнул, что Россия всегда стремилась развивать отношения с Великобританией в области образования и культуры, но так чтобы это происходило по нормам российского и международного законодательства.
Деятельность совета на территории России регулируется российско-британским соглашением о сотрудничестве в области образования, науки и культуры от 15 февраля 1994 года. В связи с чем проблемы должны были быть разрешены при помощи двустороннего соглашения о деятельности информационно-культурных центров, но — переговоры о них были сорваны "недружественными действиями британской стороны и введением ряда дискриминационных мер".
В итоге Россия постановила закрыть с 1 января 2008 года все региональные отделения Британского совета. Остаться может лишь отдел в Москве.
Впрочем, дело даже не в законе как таковом. Британский совет, ставящий перед собой цель рекрутировать наиболее способных и поставить их на службу “британским традициям”, по сути выращивает “пятую колонну” более чем в 100 странах мира. Причем эти кадры все завязаны на Лондон, все обладают определенными познаниями, стилем общения и связями. Нетрудно понять, что Британия зарабатывает на деятельности своей организации не только деньги, но и будущее.
Лишь один интересный пример. В августе этого года Британский совет устроил в Петербурге необычное мероприятие с участием певицы Лили Аллен, даб-продюсера по прозвищу Безумный профессор, рэгги-группы Misty in Roots и полиэтнического рэп-ансамбля Fun-da-Mental, сочетающего элементы традиционной пакистанской музыки, техно, панка и хип-хопа. Вся эта вакханалия была проведена с целью «передать атмосферу мультикультурного города».
С другой стороны, Россия коснулась самой уязвимой, но и одной из важнейших сфер западного ноу-хау – гуманитарной. На Западе еще могли бы понять возмущения России по военному или экономическому поводу, но Москва по сути отказывает Западу в праве ее учить. Яркой иллюстрацией к тому служат слова, которые приводит The Daily Telegraph, отечественной “правозащитницы” Людмилы Алексеевой: “Британский совет не политическая, а образовательная и очень полезная организация. Мы должны быть ему признательны, а ответили черной неблагодарностью”. А руководитель движения “За права человека” Лев Пономарев назвал закрытие филиалов совета “недружественным шагом” по отношению к западным партнерам.
“Несомненно, что это продолжение политики выдавливания западных благотворительных и просветительских организаций из России””, — посетовал маститый “правозащитник”.
С другой стороны, английские СМИ видят во всем политическую подоплеку, связанную с “делом Литвиненко” и взаимной высылкой дипломатов. Вторят своим “свободным медиа” и британские власти.
В официальном заявлении МИД Британии содержится призыв не увязывать решение Британского совета о закрытии отделений в российских регионах с отказом России выдать бизнесмена Андрея Лугового.
“Он (Британский совет) — культурное, а не политическое учреждение, и мы резко против любых попыток связать его с отказом России сотрудничать в наших попытках передать убийство Александра Литвиненко в руки правосудия”, — говорится в заявлении Форин-офиса, которое цитирует РИА Новости.
Т.е. британцы дают понять, что русские закрывают совет из-за политических разногласий, оставляя за скобками все вмененные ему нарушения. Благодаря такому подходу, Кремль выставляется эдаким “авторитарным” центром, плюющим на международные обязательства и культурные связи.
В связи с чем The Times сообщает, что “Британский совет не подчинится приказу и после новогодних праздников возобновит свою деятельность в нормальном режиме”.
Британия “также предостерегла Кремль от "серьезного нарушения международного права", которое он совершит, если принудительно закроет отделения организации”, — сказано в статье.
Достаточно жесткие заявления сделали первые лица Британии. Так министр иностранных дел Дэвид Милибенд думает, “что это очень серьезный и незаконный шаг”. А глава правительства Гордон Браун считает закрытие региональных отделений “абсолютно неприемлемым”.
В самом совете заявляют, что продолжат работу и закрываться не собираются.
Россия парировала британские выкрики комментарием министра иностранных дел Сергея Лаврова, который заявил, что все дело не в политике, а в правовом статусе этой организации.
“Британский совет был открыт в Москве на основе соглашения в середине 1990-х годов. Потом британское посольство, не ставя в известность российскую сторону, открыло отделения Совета в 15 местах по всей стране. Офисы Британского совета за пределами Москвы созданы нелегально, и этому приходится положить конец”, — сказал Лавров, представляющий в общем-то суверенное государство.
При этом Лавров сказал, что на 100% уверен, что британское правительство знает, как “восстановить нормальные отношения”.
В Москве также расценили как провокацию заявление британской стороны о том, что она не намерена подчиняться решению российских властей о закрытии региональных отделений Британского совета в России.
“Заявления о намерении не подчиниться решению российских властей — провокационны и могут только обострить ситуацию”, — заявил сегодня “Интерфаксу” высокопоставленный источник в МИД России.
Между тем, провокация последовала – беглый “эмисар Чечни” Ахмед Закаев, с комфортом проживающий в Лондоне, выступил в эфире польского телевидения. Причем, что небезынтересно, случилось это как раз после снятия эмбарго на поставку польского мяса в Россию.
“Предоставление эфира на втором канале польского государственного телевидения и газетной полосы “Речи Посполитой” Закаеву, которому предъявлены обвинения в терроризме, не может не вызывать возмущение”, — говорится в коммментарии представителя МИД России Михаила Камынина.
По словам дипломата, складывается впечатление, что организаторам этой затеи явно хотелось бы внести конфронтационный элемент в российско-польские отношения, в развитии которых наметилась позитивная динамика.
Вряд ли только Польша виновата в инциденте. Больше похоже на дипломатическую “разводку” в стиле Британии — удар сразу по “двум зайцам”.
В то же время, негативную реакцию на действия России по ДОВСЕ высказали в США и НАТО. Наша страна оказалась на серьезном рубеже – проверке своей суверенности. Причем, сама вызвала огонь на себя. И совершенно ясно, что иного и дано – любой самостоятельный шаг России так или иначе, из-за крушения Союза и безвластия 90-ых, будет связан именно с выдавливанием иностранного элемента. Но с Британским советом случай особый – это фактически вызов всей западной системе ценностей. Британский совет отнюдь не рядовая организация отнюдь не рядовой страны. Впрочем, значит сила России сегодня такова, что наша страна может себе это позволить. И это внушает оптимизм.
http://www.pravaya.ru/dailynews/14600