Русская беседа
 
28 Марта 2024, 12:51:14  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Христианство и язычество  (Прочитано 2383 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 05 Августа 2009, 14:47:10 »

Сергей Белозерский

Христианство и язычество



Продолжается пастырская поездка Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину. Святейший посетил ряд городов, в том числе Ровно, визит куда оказался под угрозой из-за планировавшихся провокаций националистов. Однако Патриарх, узнав о глубоком огорчении и слезах, с которыми ровенские верующие восприняли весть о возможной отмене его визита, все же решил приехать. То, как встречает Патриарха благочестивый украинский народ, может послужить примером для россиян — да в целом нам всем стоит поучиться вере и любви к Церкви у украинцев. Все мы видим, как вера киевских святых жива в их потомках.

Однако есть и люди — хотя и немногие — которые служат примером чего-то совсем другого. Незадолго до этого украинские националисты из УНА-УНСО собрались на мероприятие, посвященное памяти боя под селом Шрома, когда во время грузино-абхазского конфликта они воевали на стороне Грузии, как они сами утверждают – с русскими, хотя на сохранившихся видео съемках видны только абхазы. Как рассказывают сами националисты, нанеся врагам (то есть русским) сокрушительное поражение, они «не бежали, а в порядке отступили». Но мы не будем углубляться в подробности того конфликта; важнее другое. На мероприятии выделялось определенно религиозное, по-видимому, даже православное присутствие. Унсовсцы держали некую икону, называемую "Богоматерью Унсовской", среди них был священник Киевского Патриархата, капеллан УНА-УНСО, протоиерей Сергий Ткачук. На снимках, сделанных самими националистами, он запечатлен с черно-красным националистическим значком поверх облачения, ртом, разинутым крике и угрожающе поднятым кулаком. Что именно он кричит? Как с одобрением замечают его друзья-унсовцы, «Редкий кадр: где вы еще увидите священника, который выбрасывает кулак и кричит "Слава Нации – смерть врагам!».

Действительно, слышать такое из уст священника несколько странно, хотя его соратников это ничуть не шокирует, а, напротив, радует. Что же, культ племени — очень древняя религия, апеллирующая к темным глубинам природы, религия, божества и святыни которой олицетворяют кровь, расу, почву, коллективное «я» стаи, сплоченной в противостоянии чужакам. Этот трайбалистский культ требует как постоянного возгревания ненависти к «чужакам», так и настойчивого выискивания «предателей» среди тех кто, вроде бы, по этническому признаку должен считаться «своими». История видела достаточно поклонения забрызганным кровью племенным тотемам — в том числе и совсем недавно: в Югославии, в Руанде, на Кавказе.

Наследие, которым гордятся в УНА-УНСО никоим образом не является исключением; наиболее заметным деянием националистов в годы Войны явилась так называемая «Волынская Резня» – массовое уничтожение польского и еврейского гражданского населения (а также нелояльных украинцев) в Западной Украине, жертвами которой стали, по приблизительным подсчетам, около 100 тысяч человек.

Культ племени может мимикрировать под ту или иную форму Христианства — как это было, например, в Хорватии при фашистском диктаторе Анте Павеличе — и тогда внешние формы, позаимствованные у Христианства, наполняются уже совершенно иным содержанием. В одном из рассказов Лескова упоминаются бедные язычники, которые, взяв икону святителя Николая, стали мазать ее жертвенной кровью; увы, этот случай не уникален. Воинствующие националисты могут и икону Матери Божией употреблять в качестве племенного тотема, и под Крестом с изображением распятого Спасителя кричать «смерть врагам». Важно только понимать, что это уже совсем другая вера; спор идет уже не о разном церковном устроении, а о двух разных религиях. Одна возглашает славу Христову, другая — славу нации; одна поет «ненавидящих нас простим», другая кричит «смерть врагам».

Разумеется, в этом нет ничего специфически украинского, подобные воинствующие движения есть и в России, да и где угодно. Важно, чтобы Церковь твердо стояла в истине, не опускаясь до обслуживания тех или иных политических движений — особенно движений, кричащих «смерть!». И здесь выбор между надгосударственой и наднациональной Церковью, объединенной общим наследием киевской Руси, и Церковью, которая с самого начала в качестве основы своей легитимности предлагает национальную идентичность, это не просто вопрос церковного устроения. Это вопрос того, что считать главным — национальное или духовное, в чем видеть миссию Церкви — в том, обслуживать и благословлять национальную идеологию или в том, чтобы свидетельствовать всем народам вечную истину Евангелия.

Русская Православная Церковь Московского Патриархата никоим образом не является орудием или инструментом современного российского государства; ее паства пребывает в разных странах, ее Епископы являются людьми самых разных национальностей и гражданами разных государств. Киевский Патриархат — даже если вовсе не все его представители готовы кричать «смерть врагам» – остается национальным и государственным проектом, подчиненным политическим интересам.

Мы не услышали от Патриарха Кирилла никаких политических заявлений, никакой агитации — и именно ее мы слышим от его противников. И это дает возможность еще раз убедиться в мудрости украинского народа, большинство которого не пошло за раскольниками, но остались в лоне канонической, признанной мировым Православием Церкви.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=3110
« Последнее редактирование: 24 Мая 2018, 07:14:02 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 24 Мая 2018, 07:20:44 »

Священник Димитрий Шишкин

РУССКИЙ МИР МЕЖДУ НЕОЯЗЫЧЕСТВОМ И ПРАВОСЛАВИЕМ



Хочется несколько слов сказать об опасном распространении в Русском мире язычества и об объединении нацистов-неоязычников в борьбе против Православия. Подтверждением этому служит то, что, несмотря на крайне напряженные отношения между Россией и Украиной, нацисты, живущие в этих странах, прекрасно находят общий язык и, борясь против русского православного мира, считают, что делают общее дело. Цель его – разрушение Божественной общности нашего народа и обособление этнических групп на началах языческих.

Вот что пишет украинский историк Кирилл Галушко: «Последние годы в Украине стало популярно в национал-патриотическом политическом лагере, среди коллекционеров и предпринимателей от «черной археологии», вести происхождение украинцев от трипольской культуры – ранней земледельческой культуры эпохи энеолита, т. е. меднокаменного века.

В России среди той же категории людей популярна теория о древней ‟Гиперборее” на севере России, которая создала мировую цивилизацию в эпоху ледникового периода, что это и есть самая первая и настоящая Русь, и родина нордических ариев»[1].

Странно, что такие идеи транслируют люди, именующие себя христианами

Но особенно странно, что такие идеи порой транслируют люди, именующие себя христианами. Это те, кто пренебрегает чистотой православного исповедания, Преданием и опытом церковной жизни. О таких Писание говорит, как о людях, имеющих вид благочестия, силы же его отрекшихся (1Тим. 3, 5).

И действительно, в последнее время мне довелось общаться с серьезными и состоявшимися людьми, которые считают себя православными, но притом в своих суждениях то и дело уклоняются в неоязычество и оккультизм. Все эти бесовские мнения примешиваются к истинной вере ровно в той степени, чтобы, не нарушая в самом человеке ложное ощущения своей «правильности», вместе с тем безнадежно испортить чистоту его помыслов. Причем именно в силу характера этих людей – достигших уже определенного положения в обществе, уверенных в себе и деятельных – убедить их в ошибочности этих мнений оказывается весьма непросто. Эти люди, скорее всего, не станут нацистами, но и добрыми сынами своего Отечества, патриотами и «собирателями земель русских» они тоже не могут быть, потому что их духовная жизнь расстроена. А без православной, цельной и собранной внутренней жизни тех, кого мы условно называем «князьями» и властями предержащими, не может быть организована и общая наша русская жизнь, как бы кому ни хотелось верить в обратное.

Говорят, если человек всматривается в бездну, бездна начинает всматриваться в него. То же можно сказать и о мифических древних цивилизациях, всматриваться в которые в поисках какой-то особенной, запредельной, таинственной «истины» стало особенно модно в последнее время. Но если сам факт существования этих протоцивилизаций остается сомнительным, то попытки отыскать в их мнимых «осколках» истину духовную – несомненно, смертельно опасны. Потому что сами эти фантастические идеи о великих и могучих древних мирах, культура и развитие которых бесконечно превосходят наши современные достижения, все эти фантазии, с непременным оккультно-эзотерическим флером, уводящие человека от действительного познания истины, а именно – осознания своего падшего состояния и необходимости покаянного преображения жизни, и от реальности – очевидно, навеяны духами злобы поднебесными. Древность здесь только напускает туману и как бы придает значимость этим прелестным мечтаниям о стародавних великих и таинственных мудрецах и титанах, носителях сокровенных знаний, о которых Господь сказал ещё на заре христианства: Все, сколько их ни приходило передо Мною, суть воры и разбойники (Ин. 10, 8 ).

В детстве я мечтал дожить до того дня, когда... будут ломать наш дом, потому что мне хотелось посмотреть, куда ведут загадочные ступени. Этот интерес возбуждало во мне семейное предание. Мы жили в старом районе Симферополя, в коммунальном дворе. Это место – Старый город – как раз образовалось на месте древнего татарского поселения Ак-Мечеть, рядом с которым в конце XVIII века был основан Симферополь. Но и до Ак-Мечети на этом месте жили люди, и жизнь этого поселения уходит в глубь даже не веков, а тысячелетий. У нас был небольшой палисадник, в котором задолго до моего рождения брат отца, дядя Костя, посадил сливу. Через пару лет слива стала чахнуть, и решено было её выкопать. Но когда дядя стал её выкапывать, кирка его провалилась в пустоту, и выяснилось, что корни сливы тоже проросли в эту пустоту, которая оказалась остатками каких-то древних помещений и строений. Может быть, это был подвал или погреб, не знаю. Там нашли амфору, древние, высеченные в скале ступени (те самые, что уходили под наш дом, построенный, как я понимаю, на месте древней усадьбы). А ещё нашли половину жертвенника, кажется, скифского, потому что тогдашний спец по этому вопросу – профессор П.Н. Шульц – направил в наш палисадник своих сотрудников, и они там работали несколько дней. Эта история, рассказанная впоследствии, произвела на меня неизгладимое впечатление. И главная моя мечта была даже не в том, чтобы посмотреть, куда уходят ступени, а в том, чтобы стать археологом. Но я, увы, был безнадежный троечник, трудно запоминал даты, названия мест и фамилии, и никакой университет мне не светил даже близко, так что мечта моя так и осталась нереализованной.

Но не только на меня эта история с раскопками оказала влияние. Непосредственный её участник дядя Костя сам увлекся археологией, и когда стал военным топографом, то одним из первых обнаружил и «расшифровал» очертания поселений, принадлежавших к так называемой Трипольской культуре на территории нынешней Украины. Он даже написал несколько научных работ по этому поводу и сделался внештатным корреспондентом Академии Наук СССР. Но где-то в середине 1980-х дядю «понесло». Он вооружился «биолокационными рамками» и стал «умом и духом» погружаться, как ему казалось, в ту самую глубокую древность, из которой растут ноги современного неоязычества, погружаться настолько, что вытащить его оттуда уже не представлялось возможным. Дядя стал провозвестником всей той эзотерической ахинеи о древних цивилизациях, которая теперь так популярна в самых широких кругах неоязыческой общественности по всему миру. Он стал думать, что при помощи «рамок» может узнать, где находятся залежи ископаемых или следы древних цивилизаций… Но, что хуже всего, он стал об этом писать в вышестоящие «профильные инстанции». Пару раз даже кто-то из состоятельных людей рискнул «вложиться» в дядю и проверить его информацию, особенно о залежах драгметаллов, но, как и следовало ожидать, все его «откровения» оказались просто бесовской потехой над несчастным человеком, впавшим в глубокую прелесть. И то, что дядю не упекли в психушку, – это просто счастливое для него совпадение, а говоря церковным языком – милость Божия. Началось время, когда уже можно было говорить и вещать что угодно и чем угодно кому угодно морочить голову. Чем дядя и занимается до сих пор, несмотря на свой более чем преклонный возраст, с пугающей серьезностью и основательностью.

Этот бес неизменен и только ждет возможности овладеть интересом и вниманием широких масс

Дядю мне всегда было жаль, потому что он человек искренний, увлеченный и даже верующий, но вера его, увы, преломляется в призме непомерной гордости, а Бог, как мы знаем, гордым противится. Понятно, что информацию он черпает из «информационного поля земли» посредством всё тех же биорамок, и в конце концов пришел к тому мнению, что своими «молитвами» и энергетическими трудами достиг высочайших степеней посвящения, так что стоит уже в ряду тех немногих избранных, духовных атлантов, на которых держится мир. Грустно это всё. И, смотря на всё, что сейчас происходит на Украине, наблюдая, как из мифов о Трипольской «протоукраинской культуре» поднимается древний горделивый змий, как созидается безумно-языческая национальная идея, сравнивая эти процессы с тем, что происходило в нацистской Германии, с тем, что, увы, происходит и в нашей молодежной среде, с возрождением интереса к «великому» языческому и, всенепременно, национально-мифическому величию – понимаешь, что этот бес неизменен и только ждет возможности овладеть интересом и вниманием широких масс.

А возможно это только тогда, когда христиане перестают быть христианами, отрекаются, не на словах, а на деле, от силы Божией, удаляются от Церкви и понимания истинного достоинства и призвания человека. Когда они становятся причастниками страшной лжи, не в состоянии уже понимать и осознавать горькие уроки прошлого, когда тот же бес ввергал сообщества людей в страшную прелесть, последствием которой были неисчислимые страдания, а в конечном итоге – крах и позор.

Да сохранит нас Господь от такого беспамятства, от невнимательной жизни, от пренебрежения Духом Христовым, которым и в котором только и возможно для нас действительно доброе и национальное (в лучшем смысле этого слова) созидание.

________________________________________

[1] Галушко К. Ю. Украинский национализм: ликбез для русских. К.: Темпора, 2010. С.18.

http://pravoslavie.ru/113120.html
« Последнее редактирование: 09 Декабря 2020, 13:51:29 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 09 Декабря 2020, 13:59:16 »

Максим Кузнецов

Евпатий Коловрат – перунов солдат или воин Христа?


Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Характерной особенностью неоязыческой пропаганды является стремление записать в ряды своих приверженцев известных исторических деятелей, живших после Крещения Руси. Совсем нелепо выглядит, когда такого рода попытки предпринимаются в отношении преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, но не искушенный историческими знаниями обыватель вполне может поверить, например, неоязыческому мифу о «перуновом солдате Евпатии Коловрате».

Напомним, что о подвиге Евпатия рассказывается в древнерусском литературном памятнике «Повесть о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат – рязанский воевода, с небольшой дружиной воинов нагнавший войско Батыя после разорения Рязани. В неравной схватке с монголо-татарами Евпатий победил множество лучших вражеских воинов. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата только после того, как они применили против него «пороки» – осадные камнеметательные орудия. По приказу Батыя тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причинив никакого вреда.

Идею о язычестве Евпатия Коловрата активно продвигают сразу несколько неоязыческих писателей, в основном специализирующихся в жанре фэнтези и альтернативной истории. Их основными аргументами в пользу языческого вероисповедания Евпатия являются следующие:

* имени Евпатий нет в христианских святцах;
* «коловрат» – это разновидность языческой свастики;
* отвага и самоотверженность, которыми обладал Евпатий, характерны исключительно для язычников.


На самом деле Евпатий (в аутентичных литературных источниках пишется следующим образом: «Еупатий») – это видоизмененное греческое имя Ипатий (в литературных источниках пишется как «Иупатий»). В Древней Руси это имя было достаточно широко распространено, так как весьма почитаемым святым был священномученик Ипатий Гангрский, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Небольшие изменения в произношении и написании связаны с особенностями языковой традиции и не являются чем-то необычным. Достаточно привести в пример греческое имя Георгий, которое в славянской традиции видоизменилось в два различных имени – Егор и Юрий, также ставших общеупотребительными. Кроме того, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианское отчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в рязанском соборе. Да и сами воины полка Евпатия, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», свидетельствуют о своем вероисповедании:

«И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”».

Слова «коловрат» в значении «разновидность свастики» историческая наука не знает, в таком значении оно стало употребляться только в современной неоязыческой среде. Используемая ныне язычниками восьмилучевая свастика, именуемая «коловратом», на самом деле является авторским рисунком польского художника Станислава Якубовского, который опубликовал его в 1923 году.

«Коловрат» впервые появился в 1923 году – на рисунках польского художника Станислава Якубовского

В 90-е годы XX века неоязыческие газеты в большом количестве тиражировали статьи с рисунками разного вида свастик с названиями и описаниями каждой. Названия вроде «громовик», «светокруг», «коловрат» и т.п. были просто плодами фантазии авторов данных статей, ссылки на какие-либо научные исторические исследования не приводились. В этих статьях свастика называлась исконным славянским символом, хотя это утверждение ошибочно: разновидности свастик известны во многих культурах. Они используются и в христианской Церкви; в частности, книга «Как выбрать нательный крест» (М.: Трифонов Печенгский монастырь; Ковчег, 2002) приводит следующую информацию:

«Крест гамматический (свастика). “Гамматическим” этот крест называется потому, что состоит из греческой буквы “гамма”. Уже первые христиане в римских катакомбах изображали гамматический крест. В Византии эта форма часто употреблялась для украшения Евангелий, церковной утвари, храмов, вышивалась на облачениях византийских святителей. В IX веке по заказу императрицы Феодоры было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов.

В книге “Матенадаран” изображен четвероконечный крест в окружении двенадцати гамматических крестов. И на Руси издавна употреблялась форма этого креста. Он изображен на многих церковных предметах домонгольского периода, в виде мозаики под куполом собора Святой Софии Киевской, в орнаменте дверей Нижегородского кафедрального собора. Гамматические кресты вышиты на фелони московского храма Николы, что в Пыжах».


Почему же Евпатия именуют Коловратом? На этот счет есть несколько версий. Данное слово состоит из двух смысловых частей: «коло», что по-древнерусски означало круг, и «врат», то есть вращение. Во времена Евпатия «коловратами самострельными» называли разновидность арбалета, для взведения которого использовался вращательный механизм в виде круга с рукояткой. Возможно, поэтому Коловрат – это обычное воинское прозвище умелого арбалетчика. Есть также версия, что Коловратом Евпатия прозвали за особое воинское мастерство – ведение боя двумя мечами, когда воин быстро вращает их, поражая противников с разных сторон. И в том и в ином случае никакого языческого смысла это прозвище не несет.

Совсем безосновательным является утверждение о том, что подвиг Коловрата вообще несвойственен христианину, поскольку является по сути самоубийством, которое христианам запрещено. Здесь хотелось бы напомнить, что одной из важнейших евангельских заповедей являются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников. Это считалось нормой и правильным исповеданием христианской веры. Поэтому подвиг Евпатия не уникален в истории христианских воителей. К примеру, в битве с врагами погиб святой Олаф Норвежский.

Следуя заповеди о самоотверженной любви, христианские воины ценою своей жизни спасали соратников

Словом, Православию всегда был чужд пацифизм, под которым, как правило, скрывается трусость. Именно поэтому слова из Послания святителя Афанасия Великого: «Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах», – были утверждены как общецерковное учение на VI и VII Вселенских Соборах.

Кроме того, из истории мы знаем немало примеров, когда православные архиереи были не только духовными пастырями, но и руководителями национально-освободительных движений, как это было, например, в княжестве Феодоро, Черногории и на Кипре.

Святитель Николай Сербский отрезвлял говоривших о слабости христианства следующим образом:

«Вы обманули сами себя, и вас обманули. Обманули вас те, которые представили вам Христа как слабака и слюнтяя. Читая Евангелие о милости Христа и о Его любви, они пропустили его грозные слова об этом страшном Камне – Который есть Он Сам, – а от этих слов стынет кровь в жилах. Кто нападет на Христа, тот разобьется, а на кого Он нападет, того раздавит. Он угрожает карой за неверность в любви и презрение к милости. Он есть огонь, который греет, но может и сжечь»[1].

На наш взгляд, не согласиться с этим просто невозможно.

Максим Кузнецов

8 декабря 2020 г.


_____________________________________

[1] См.: Николай Сербский, святитель. Земля Недостижимая.
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 11 Декабря 2020, 08:53:52 »

ВОЙНА, ЛЮДИ И ЦЕРКОВЬ

О воинском служении в учении Православной Церкви в свете неоязыческого вызова

«Благословен Господь, Бог мой,
научающий руки мои для битвы,
персты мои – для войны»
(Пс. 143, 1)


Четыре святых воина (слева направо): Димитрий, Георгий, Артемий и Прокопий. 1618 г. Монастырь Хиландар на Афоне.

К 24 годам лишения свободы за участие в серии убийств был приговорен лейтенант ФСБ Алексей Коротков. Вместе с соучастниками, среди которых были представители спецслужб, полицейские и спортсмены, он убивал и грабил предпринимателей города Тюмени. Что же послужило мотивом столь аморальных преступлений для людей, которые, казалось бы, по долгу службы должны даже в мыслях не допускать чего-то подобного? Следствие установило, что данная банда представляла собою закрытый орден, члены которого придерживались неоязыческих верований.

Данная банда представляла собою закрытый орден, члены которого придерживались неоязыческих верований

К сожалению, сегодня уже можно констатировать, что данный случай далеко не единичный. Среди разделяющих неоязыческие взгляды есть немало тех, кто встал на путь презрения к закону. Уже не первый год средства массовой информации сообщают о случаях вандализма, поджогах и взрывах церквей, в которых замешаны приверженцы неоязычества. Теперь уже не редкостью стали сообщения и об убийствах, совершаемых неоязычниками: кроме упомянутой выше тюменской банды, многие вспомнят циничный расстрел прихожан в храме Южно-Сахалинска[1], который учинил неоязычник Степан Комаров. Очевидно, что главным своим врагом неоязычники считают Православную Церковь.

В последнее время неоязычники активно сотрудничают с оппозиционными деятелями, участвуют в совместных акциях протеста. Нередкими стали выступления против строительства новых церквей, организованные либеральной и атеистической общественностью. При этом неоязычники, как правило, с энтузиазмом поддерживают такого рода движения, участвуя в них активно и бескомпромиссно[2].

Неоязычники принимают участие в вооруженном конфликте на юго-востоке Украины. Причем носители неоязыческих идей есть как среди среди солдат вооруженных сил Украины, так и сторонников независимости Донбасса. Неоязычники из России принимали активное участие в событиях украинского Майдана на стороне оппозиционных сил[3].

По словам Патриарха Кирилла,

«...языческие идеи становятся популярными среди спортсменов и бойцов спецназа — это результат бездействия со стороны РПЦ. На это нельзя смотреть безразлично. Потому что спортсмены и участвующие в опасных для жизни военных операциях защитники Отечества нуждаются в духовной поддержке. ...если они будут мотивировать себя языческим мировоззрением, языческими культами, то ничего хорошего из этого не выйдет»[4].

К тем же выводам пришел и известный российский религиовед Роман Силантьев:

по его данным,

«неоязычество пустило корни во многие сферы общественной жизни, включая спорт, фанатскую среду, армию, правоохранительных органы, подразделения спецназа ФСБ и даже Государственную Думу»[5].

Неоязычество — это далеко не безобидное движение увлеченных стариной романтиков

Как мы могли убедиться, неоязычество — это далеко не безобидное движение увлеченных стариной романтиков, какими их часто хотят изобразить современные светские СМИ.

Из-за враждебного отношения к Православию неоязычники всячески отрицают или нивелируют все успехи, достижения и победы нашего государства, произошедшие со времен Крещения Руси. По сути, они формируют антисистемную и антинациональную субкультуру, чуждую нашему обществу, которая может быть использована заинтересованными лицами в случае внутреннего или внешнего государственного конфликта.

Французский политик начала ХХ века Морис Палеолог некогда сказал следующие слова:

«Я не знаю в мире другого народа, столь внушаемого и доверчивого, как народ русский».

К сожалению, это печальная действительность. Наш народ не раз в своей истории шел за обольстительной идеей, которая оборачивалась для него трагедией. И очень хотелось бы, чтобы данная тенденция наконец начала сходить на нет, и представители нашего народа отдавали бы предпочтение Истине, а не приятным и обольстительным, но лживым и вредоносным по своей сути сказкам.

В данной статье мы хотели бы рассмотреть те вопросы, которые как раз и привели к неоязычеству большую часть адептов. Мужество, сила и воля, отвага и доблесть в бою, умение побеждать, следование заветам предков… — мы рассмотрим здесь то, на чем обычно делает акцент неоязыческая пропаганда, сравнивая «сильное» язычество и «слабое» христианство.

Древние традиции или авторский новодел?

Неоязычники бравируют своей приверженностью памяти предков, почитанию родных традиций и «исконной» славянской веры. Они всеми силами пытаются доказать, что являются продолжателями традиций ушедших языческих культов. Давайте посмотрим, насколько обоснованны и соответствуют реальности подобные смелые заявления.

На Руси переход от язычества к христианству не был одномоментным явлением. Этот процесс шел достаточно постепенно, затрагивая изначально лишь крупные городские образования. Исконно славянское население крестилось охотно и добровольно, в смешанных славяно-финно-угорских поселениях язычество сдавало позиции дольше. Однако показательным для определения ухода язычества из народного мировоззрения является погребальный обряд, который почти повсеместно заменяется с языческого на христианский уже в XI–XII веках. Конечно, какие-то рудименты язычества в народной среде еще какое-то время оставались, но серьезного влияния на мировоззрение русского народа язычество уже не оказывало.

Например, в фольклоре появляются персонажи по имени Мокошка и Волосатик, делающие людям небольшие бытовые пакости. В народном сознании они воспринимаются мелкими бесами, хотя понятно, что на самом деле это трансформация некогда значимых богов славянского пантеона Мокоши и Велеса[6]. Судя по всему, какие-то элементы протописьма славяне использовали в обрядовых целях, но единой устоявшейся письменной системы не существовало. Поэтому говорить о каких-либо дохристианских славянских текстах просто не приходится. Сведения о религиозной традиции распространялись устным способом. Поэтому информацию о языческой славянской религии мы можем почерпнуть только из русских летописей, написанных христианскими монахами, христианских поучений против язычников, немногочисленных письменных свидетельств, оставленных иностранными историками, путешественниками и миссионерами. Немного сведений о язычестве может открыть археология, однако в этом случае уже имеет место проблема интерпретации. Какие-то отголоски язычества содержатся в народном фольклоре, но здесь стоит учитывать следующий факт: фольклор стал целенаправленно собираться лишь в XIX веке, причем на первых этапах в собранный материал еще и вносились правки самими фольклористами-любителями, исходя из их собственных соображений и концепций. По большому счету, это исчерпывающий список аутентичных источников по славянскому язычеству. Таким образом, можно констатировать, что спустя 2–3 века после Крещения Руси князем Владимиром наступил полный и окончательный закат славянской языческой веры как религиозной системы.

Первые призывы вернуться к язычеству появляются уже спустя столетия после того, как язычество уходит из религиозной практики принявших христианство народов. Т.е. допустимо говорить не о возврате к язычеству, а лишь о реконструкции прерванной языческой традиции, т.е. неоязычеству.

Все попытки заявлять о неоязычестве как о «родной вере» — не более чем PR, не имеющий под собой никаких оснований

Неоязычество — это новое религиозное движение, которое не имеет настоящей преемственности с той традицией, на родство с которой оно претендует. Адепты неоязычества часто используют для самоназвания термины «родноверие», «нативизм», «ведизм», «родянство» и т.п., вместо не совсем благозвучного «неоязычества». Однако, на наш взгляд, использование данного термина полностью оправданно, так как основы неоязыческих учений являются современной интерпретацией, а не аутентичной традицией, и все попытки заявлять о неоязычестве как о «родной вере» — не более чем PR, не имеющий под собой никаких оснований. Строго говоря, все эти новоявленные волхвы — обычные лжецы, которые свои собственные фантазии выдают за древние славянские традиции. Для подавляющего большинства русских и представителей других коренных национальностей России родная вера предков — это православное христианство. А предательство заветов предков — это уход в новодельные культы. Что там говорить, большинство неоязычников отвергают данные им родителями при рождении традиционные русские имена, изменяя их на «славянские». Такое вот почитание родовых традиций предков, через презрение к своим собственным родителям.

Непобедимых нет


Святослав Игоревич

Как мы могли убедиться выше, неоязычество — авторский новодел, основанный лишь на авторских фантазиях. Основой неоязыческой пропаганды являются устойчивые тиражируемые мифы, которые служат для создания идеального образа дохристианской Руси.

Так, например, существует неоязыческий миф о том, что славяне были столь великими воинами, что их никогда и никто не побеждал. На самом деле, есть письменные свидетельства соседних со славянами народов, которые действительно с большим уважением отзываются о воинском искусстве славян. Однако летописи содержат сведения о том, что некоторые славянские племена находились в зависимости от хазар и платили им дань. Так, вятичей освободил от дани хазарам только Святослав Игоревич, не забыв, правда, при этом потребовать платить дань себе. Кроме того, наши летописи содержат сведения о порабощении славян Аварским каганатом:

«Бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, или четырех, или пять женщин и везти обрина»[7].

О похожих притеснениях славян пишет «Хроника Фредегара»:

«Гунны каждый год приходили зимовать к славянам, брали жен славян и дочерей их к себе на ложе; сверх притеснений славяне платили гуннам дань»[8].

А последние племена полабских славян, которые оставались язычниками, были полностью разгромлены немцами и датчанами.

Воинство без страха и упрека


Победа Пересвета. Художник: Павел Рыженко
   

Христиане призваны к тому, чтобы без страха жертвовать собой ради ближних:

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников. Очень емко и ясно смысл этой заповеди выразил священник Валерий Духанин:

«Подлинная любовь и добро — это активная сила, которая никогда не будет мириться со злом, злобой или несправедливостью, но всегда противостанет им, будет с ними бороться и искоренять их»[9].

Христианин должен встать на защиту своего народа в случае военной угрозы и не может остаться в стороне, если Отечеству угрожает опасность. Быть со своим народом в трудную минуту для христианина — в порядке вещей. Именно об этом говорит пророк Исаия: «от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58, 7). Об том же самом свидетельствует апостол Павел:

«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, .

Теперь рассмотрим, что христианство говорит о страхе и мужестве. Такое понятие, как «страх Господень», также, как правило, вызывает недоумения. Преподобный Ефрем Сирин писал:

«Кто боится Господа, тот выше всякого страха, тот устранил и оставил далеко за собой все страхи века сего. Далек он от всякой боязни, и никакой трепет не приблизится к нему»[10].

Верующий человек, любящий Бога, не боится Его Самого, но не хочет отдалиться от него, потерять богообщение. Священное Писание говорит следующее:

«Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4, 18).

А вот по поводу трусости и боязливости святые отцы высказывались весьма нелицеприятно:

«Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры в ожидании нечаянных бед... В ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится»[11], — писал святой Иоанн Лествичник.

Блаженный Диадох Фотикийский говорил:

«Нам, любящим Господа, надлежит желать и молиться, чтобы... оказаться непричастными никакому страху... потому что... боязливость души бесы считают за признак соучастия ее в их зле»[12].

Святитель Феофан Затворник предостерегает:

«Страхи ваши — вражия уловка. Плюйте на них. И мужественно стойте»[13].

А преподобный авва Пимен писал:

«Бог милосерд к тем, которые носят меч в руках своих. Если мы будем мужественны, Он явит милость Свою»[14].

Святитель Григорий Двоеслов говорил следующее:

«Нам указан путь к презрению смерти, по которому мы должны следовать; предложено правило, которого мы должны держаться. Первая наша обязанность состоит в том, чтобы внешние наши блага милосердно тратить на овец Его; а последняя, — если необходимо, — даже умереть за тех же самых овец»[15].

Из жития святителя Василия Великого мы знаем его разговор с префектом Модестом. После многих убеждений отказаться от Православия Модест, видя непреклонность святителя, стал угрожать ему лишением имущества, изгнанием, мучением, смертью.

«Все это, — отвечал святитель Василий, — для меня ничего не значит: тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме этих ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу сейчас, не мое, и всякое, куда меня ни сошлют, будет мое. А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что разве только первый удар будет чувствителен. Смерть для меня — благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь и к Которому давно я стремлюсь»[16].

Старец схиигумен Савва (Остапенко) на вопрос, какие страсти являются самыми губительными для современного человека, ответил:

«Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью. Он не может довести доброго дела до конца, всегда как бы лавирует между людьми. У боязливого кривая душа; если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно под действием страха может стать отступником и предателем»[17].

Святые воины


Среди святых Православной Церкви насчитывается немалое количество воинов, которые своими делами и подвигами показали, как христиане выполняют заповедь о защите ближних. Все знают святых Димитрия Донского, Александра Невского, Илию Муромца, но на самом деле великих воинов, стяжавших святость, было великое множество.

Великих воинов, стяжавших святость, было великое множество

К примеру, живший во времена монгольского нашествия святой Меркурий Смоленский по повелению Богородицы, явившейся ему, в одиночку пошел во вражеский лагерь, где истребил множество врагов, включая татарского военачальника-исполина, наводившего на всех страх своей силою. В одиночку святой Меркурий обратил в бегство весь татарский стан, но и сам был убит в неравной битве.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 11 Декабря 2020, 08:55:03 »

(Окончание)

Святой Феодор Ушаков, лично командуя русским флотом, одержал немало побед над турками, которые на тот момент обладали на несколько порядков более сильным и многочисленным флотом. Его победоносного флота страшилась вся Европа, однако сам он оставался чужд гордыне и тщеславию, понимая, как мало может человек без помощи Бога.

Конечно, немало прославленных святых есть и в других православных государствах, к примеру, святой Михаил-воин был родом из Болгарии и нес службу в византийской армии. Во время войны с турками святой Михаил в боях воодушевлял своим мужеством всю дружину. Когда греческое войско бежало с поля сражения, он пал на землю и молился о спасении христиан. Потом он повел своих воинов на врага. Ворвавшись в середину вражеских рядов, он разметал их, жестоко поражая врагов без вреда для себя и для своего отряда. В то же время в помощь христианским воинам внезапно поднялась гроза: молнии и громы поражали и устрашали врагов, так что они все обратились в бегство.

Очень многие русские князья почитаются Церковью как святые благоверные. Русский князь всегда сочетал в своем служении политическое руководство своей землей в мирное время и непосредственное участие в обороне владений в военное лихолетье. При этом очень многие князья были ревностными христианами, для которых заповеди Божии являлись основой и путеводной нитью на их жизненного пути. К примеру, святой благоверный князь Владимир Мономах был славным воином, который, по сути, положил конец половецким набегам на русскую землю, при этом князь был глубоко верующим человеком. В своем «Поучении детям» он писал:

«Всех походов моих было 83 больших, а меньших и не упомню… на войне будьте деятельны — служите примером для воевод… вместо суетных мыслей читайте наизусть молитвы или повторяйте хотя самую краткую, но лучшую: ‟Господи, помилуй”… О, дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество»[18].

У благоверного князя Ярослава Мудрого также было немало славных военных побед, но при этом особо внимание он уделял распространению грамотности среди населения, а также составления письменного свода законов и судебных норм «Русской Правды». В своем завещании детям хорошо видно его глубоко христианское мировоззрение:

«Вот, я покидаю мир этот, а вы, сыновья мои, имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет с вами и покорит вам врагов. И будете жить в мире. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которые добыли ее трудом своим великим, но слушайтесь брат брата, живите мирно…»[19].

Не менее удивительно житие благоверного князя Довмонта (в Крещении Тимофея). Он происходил из знатного литовского рода, сохранившего язычество. Однако, в силу трагических обстоятельств поселившись со своим родом в Пскове и став в нем княжить, Довмонт всем сердцем принял православное христианство. При этом князь постоянно вел войны против литвы, эстов, датчан, а также немецких рыцарских орденов, и всегда Господь защищал его и даровал его войску победу. Сохранились его слова, сказанные воинам перед одной из битв:

«…Се же, братие, предлежит нам живот и смерть. Братия мужи псковичи, потягнете за Святую Троицу, и за святые церкви, и за свое отечество»[20].

Участие духовенства в военных походах


Молебен на Бородинском поле. Художник: Егор Зайцев

Еще одной важной христианской традицией стало участие в военных походах духовенства. Причем можно констатировать, что данная традиция весьма древняя, так как в русских летописях есть упоминание о священниках, которые были в рядах воинства князя Владимира Мономаха во время его знаменитого победоносного похода на половцев. При этом полковые священники, хотя и не могли, согласно канонам, лично участвовать в битвах (хотя и подобные случаи известны в истории), тем не менее нередко совершали подвиги и отличались особой отвагой. Приведем несколько таких примеров.

Во время польской интервенции в 1608–1610 гг. насельники Свято-Троицкой Сергиевой лавры обороняли монастырь от поляков и ходили в атаки на неприятеля. В Беломорской кампании Крымской войны монахи Соловецкого монастыря успешно оборонялись от английского флота.

Во время польской интервенции в 1608–1610 гг. насельники Свято-Троицкой Сергиевой лавры обороняли монастырь от поляков

Немало подвигов представители духовенства совершили в годы Первой мировой войны. На австрийском фронте 7-й Финляндский стрелковый полк готовился к наступлению, перед началом которого предстояло разрушить проволочные заграждения на позициях противника. Несколько безуспешных попыток закончились большими потерями. Тогда вызвался организовать вылазку полковой священник Сергий Соколовский. Он объяснил свое решение тем, что уничтожение заграждений — не убийство и его сану не противоречит. Обрядив смельчаков, вызвавшихся идти с ним, в саваны — дело было зимой, — духовный пастырь повел их под покровом ночи к вражеской позиции. Проволочные заграждения были уничтожены, и полк провел успешную атаку.

Первым в истории православного духовенства высшей военной награды России был удостоен священник 19-го Егерского пехотного полка Василий Васильковский, герой 1812 года. Во время кровавого боя с французами под Витебском 15 июля 1812 года он шел с крестом вперед, осеняя им воинов, вселяя в их сердца дух особенной неустрашимости. Благословляя однополчан, в самом жарком огне на поле битвы исповедовал и причащал Святыми Тайнами тяжелораненых и умирающих воинов. Был ранен осколком ядра, но оставался на поле боя. Вражеская пуля, попав в святой крест, бывший в руках у батюшки, причинила ему сильнейшую контузию, но и тогда он не покинул поле сражения. Под Малоярославцем 31 октября 1812 года отец Василий впереди полка, с крестом в руках, своим примером мужества вдохновляя солдат, был ранен в голову. 26 марта 1813 года пастыря наградили орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени. Вследствие тяжелых ран и контузии о. Василий не вынес трудностей далекого похода и скончался во Франции 24 ноября 1813 года. 5 октября 2014 года в Малоярославце был открыт памятник священнику Василию Васильковскому, созданный по инициативе Российского военно-исторического общества народным художником России С. А. Щербаковым[21].

И, наконец, приведем здесь фрагмент воспоминаний священника Николая Кравченко, принимавшего участие в боевых действиях в Чечне в первую кампанию. Тогда, в 1994-м году, небольшая группа солдат российской армии оказалась в окружении и готовилась к прорыву, практически без шансов на успех:

Эти удивительные слова неожиданно лишили нас страха. В результате мы все прорвались. Все до единого!

«Все приготовились к этому броску в вечность. Вокруг нас враг непрестанно голосил свои заклинания: ‟Аллах акбар!”, давя на психику и пытаясь парализовать волю. И тут мы как-то разом решили, что будем кричать наше русское: ‟Христос Воскресе!” Это было странное, подсказанное извне решение. Не секрет, что во всех крайних, предельных ситуациях войны мы обычно орали диким, яростным матом. А тут вдруг совсем противоположное — святое: ‟Христос Воскресе!” И эти удивительные слова, едва мы их произнесли, неожиданно лишили нас страха. В результате мы все прорвались. Все до единого! Да, мы все были ранены, многие серьезно, кое-кто и тяжело. Но все были живы. Все потом попали в госпитали, но все и поправились. И я точно знаю, что если бы пошли на прорыв с нашим традиционным матерным криком — не прорвались бы, все бы там полегли»[22].

Максим Кузнецов

7 декабря 2020 г.


__________________________________________

[1] Во что верил убийца христиан — последователь Левашова // http://pravoslavie.ru/68528.html

[2] Правоохранители наведались с обысками в квартиры участников летнего погрома в парке «Торфянка». Тогда хулиганы-неоязычники пыталась сломать православный крест, который рабочие установили на месте строительства храма, и помешать возведению церкви. / В Москве задержаны 15 противников строительства храма в парке «Торфянка» // http://www.ntv.ru/novosti/1702178

[3] Неоязычество быстро распространяется среди националистических организаций Украины, а во многих уже является доминирующей идеологией. // https://strana.ua/articles/rassledovania/36405-nacional- radikalypod-znamenem-odina-i-peruna.html

[4] Патриарх Кирилл обеспокоен распространением язычества среди спецназовцев // https://ria.ru/20180606/1522169513.html

[5] Неоязычество проникло в ФСБ и Госдуму. Об этом сообщает «Рамблер». Далее: https://news.rambler.ru/community/35173035/

[6] Петрухин В.Я. Крещение Руси: от язычества к христианству. М.: Астрель, 2006, С. 211.

[7] «Повесть временных лет» (по Лаврентьевскому списку 1377 года)/

[8] Хроника Фредегара https://www.academia.edu/11416012/%D0%A5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B0_full_commented_Russian_translation_of_Fredegars_Chronicles_

[9] Духанин Валерий, священник. Противление злу силою // https://pravoslavie.ru/74770.html

[10] Ефрем Сирин, прп. О Страхе Божием и о Последнем Суде.

[11] Иоанн Лествичник, прп. Лествица, или Скрижали духовные.

[12] Добротолюбие. Том 3 Блаженный Диадох, епископ Фотики в Эпире.

[13] Феофан Затворник, свт. Собрание творений. Письма. Часть 4.

[14] Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли.

[15] Григорий Великий (Двоеслов), свт. Сорок бесед на Евангелия.

[16] Цит. по Марк (Лозинский), игумен. Отечник Проповедника.

[17] Цит. по Рафаил (Карелин), архимандрит. Схиигумен Савва.

[18] Цит. по Поучение Владимира Мономаха, им самим написанное для сыновей // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 41. № 162. 1843.

[19] Повесть временных лет // http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=207

[20] Цит. по Анищенков В.Р. Русские Святые воины. От князя Владимира до императора Николая II. М.: Вече. 2019.

[21] Еще больше примеров воинских подвигов священников содержится в книге протоиерея Николая Агафонова «Ратные подвиги православного духовенства». – М.: Благовест, 2013.

[22] Цит. по книге епископа Митрофана (Баданина) «Правда о русском мате».


________________________________________

https://pravoslavie.ru/135842.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!