Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 16:55:31  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 10 11 [12] 13 14 ... 42
  Печать  
Автор Тема: Израиль подготовил секретный план разрушения ядерных объектов Ирана  (Прочитано 171853 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #165 : 08 Октября 2010, 14:39:21 »

Россия и Иран будут строить скоростное шоссе Москва-Рашт

Закончены все приготовления к началу строительства скоростного шоссе, которое должно соединить Москвы с иранским транспортным узлом Рашт, дорога пройдет через территорию Азербайджана, сообщило в пятницу иранское агентство FARS.

Рашт является крупным торговым центром и транспортным узлом, связывающим Россию, Кавказ, из которого дорога далее идет в иранский порт в Персидском Заливе Бандар-Аббас.

Рашт также является туристическим центром, неподалеку от которого расположен известный курорт Массулех.

Решение о строительстве шоссе является дополнением к договору о строительстве железной дороги Рашт-Астара-Москва, который был заключен в 2008 году, передает MigNews.
 
http://www.imperiya.by/news.html?id=55186
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #166 : 13 Октября 2010, 18:38:00 »

Иран обнародует документы по ядерным вооружениям Израиля



Пн. 11 окт. 2010 11:31 -- Секретарь Высшего Совета национальной безопасности Ирана (SNSC) Саид Джалили обозначил вопросы касающиеся ядерных вооружений Израиля и заявил, что Иран опубликует документы по ядерной программе Тель-Авива.

"В соответствие с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), распространение подобных вооружений должно предотвращаться. В мусульманском мире главный вопрос в этом отношении состоит в том, откуда сионистский режим (Израиля) получил свой ядерный арсенал", процитировало Джалили Радио Исламской Республики Иран в минувший понедельник.

"Сионистский режим и те, кто снабдил его ядерным оружием должны ответить на этот вопрос", добавил он.

Официальный иранский представитель заявил, что Исламская Республика в скором времени обнародует документы, демонстрирующие, каким образом США снабдили Израиль обогащенными ядерными материалами и как эти материалы были туда доставлены.

Далее Джалили отметил, что Иран отстаивает свое право на ядерную программу, равно как и права всех независимых государств и стран-участниц ДНЯО.

Он также заметил, что западные СМИ раздувают бездоказательные и ложные темы с целью скрыть истинные вопросы, вынуждающие информационные организации мусульманского мира не оставаться безразличными в этом отношении.

По словам Джалили западные СМИ держат в центре внимания вопрос о центрифугах Ирана не для того, чтобы остановить их работу, а с тем, чтобы, отвлечь от других вопросов.

Израиль, который, как полагают, обладает 200 ядерных боезарядов, отверг призывы мировой общественности о присоединении к ДНЯО.

Благодаря своей "преднамеренно двусмысленной" политике, поддерживаемой Соединенными Штатами, Тель-Авив также отказывается от проведения инспекций своей скандальной ядерной программы.

SF/NN/HRF

http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/51863/
Записан
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6953


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #167 : 17 Октября 2010, 20:46:30 »

ТЕГЕРАН, 17 октября. Иран нашел обходной путь для поставок российского оружия. Венесуэльский президент Уго Чавес объявил президенту России Дмитрию Медведеву в ходе своего визита в Москву, что он намерен купить пять дивизионов комплексов ПВО С-300, которые Россия отказалась передать до сих пор Ирану.

Израиль поспешно обратился к Вашингтону в эти выходные, чтобы тот оказал давление на Москву и попытался остановить сделку, потому что ясно, что Чавес передаст ракеты Ирану. Об этом сообщают сегодня источники Debka.

http://www.rosbalt.ru/2010/10/17/781450.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #168 : 19 Октября 2010, 17:38:34 »

США просят Китай прекратить сотрудничество с Ираном

США обратились к властям Китая с просьбой принять меры в отношении китайских компаний, которые продолжают сотрудничество с Ираном в обход санкций ООН.

Как сообщает корреспондент Би-би-си, Вашингтон предоставил Пекину список китайских компаний, продолжающих сотрудничать с Ираном.

Китайские власти пообещали провести расследование данных фактов.

http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2010/10/101018_rn_usa_china.shtml
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #169 : 19 Октября 2010, 17:45:04 »

Китай, Иран и США

("Chatham House", Великобритания)

Какая у Китая сейчас позиция по Ирану и его ядерной программе? Между Ираном и Китаем заключены огромные по размерам контракты на поставку энергоносителей.   В настоящее время между Пекином и Вашингтоном наблюдается охлаждение в отношениях, поэтому США рассчитывать на помощь Китая в его противостоянии с Тегераном не приходится. Будет ли и дальше Китай занимать  особую позицию в   дипломатическом конфликте с Тегераном?

Прозвучавшая в конце января новость о том, что Иран является третьим по значению поставщиком нефти на китайский рынок, для многих явилась объяснением того,  что именно лежит в основе отношений между этими двумя странами. Несмотря на все речи, произнесенные в рамках Шанхайской организации сотрудничества, основанной по инициативе КНР десять лет назад для укрепления политических и дипломатических связей со среднеазиатскими государствами и Россией, - в работе  которой Иран участвует  в качестве наблюдателя, - в оценках экспертов вопрос о поставках  энергоресурсов постоянно фигурирует в качестве объяснения причин нежелания Китая поддержать более строгие санкции в ООН в отношении ядерной программы Ирана.

Стоящие за китайско-иранским сотрудничеством в энергетической сфере цифры всем хорошо известны. Между двумя странами заключен контакт на поставку сжиженного природного газа    сроком на  25 лет. Заключен контракт в размере 100 млрд. долларов на поставку, начиная  со следующего года газа с нефтегазового месторождения Ябараван. В январе прошлого года был подписан дополнительный  контакт в размере 1,75 млрд. долларов  на разработку нефтяного  месторождения в Северном Азадегане, а  всего несколько месяцев  спустя еще один крупный  контракт в размере 5,2 млрд. долларов по газовому месторождению в Южном Парсе. Являясь самым крупным экспортным партнером Ирана, Китай поставляет обратно в Иран    уже переработанную нефть. Но это лишь видимая часть нефтегазового айсберга.

Топливо для народа

Взаимоотношения Китая с Ираном в энергетической области хорошо вписываются в общую картину набирающей обороты  международной  стратегии Китая в   сфере энергетики. В силу стремительно растущих потребностей страны в энергоносителях, Китай не может быть особо разборчив в выборе стран-партнеров по поставкам углеводородов. Сделки   Китая помимо Ирана     с рядом африканских государств – таких как Судан и  Демократическая Республика Конго -  вызвали международное осуждение и критику действий Пекина. Но как это всегда было и ранее,  действия Пекина на международной арене продиктованы соображениями внутреннего порядка. Для политического руководства страны, для которого экономический рост является основой собственной легитимности, настаивающем на необходимости  ежегодного роста ВВП   на восемь процентов в перспективе, по крайней мере,  на ближайшие пять лет, поставки энергоносителей являются  вопросом первостепенной важности. Можно предположить, что в  случае, если ей не удастся улучшить экономическое положение народа, Коммунистическую партию в Китае ждет сокрушительное фиаско.

Учреждение в январе текущего года Национальной энергетической комиссии под руководством премьер-министра Госсовета Вэнь Цзябао лишний раз подчеркивает то огромное значение, которое придается в КНР вопросам обеспечения энергетической безопасности страны. В задачу Комиссии входит обеспечение слаженной работы    административных, финансовых  и корпоративных  структур в этой архиважной для национальной экономики области. Это уже не первая попытка, предпринимаемая в КНР с целью упорядочить отношения в сложной сфере, где перекрещиваются интересы бизнеса и государства,   обеспечить национальное единство в тех областях, где кроме всего прочего имеются и взаимные территориальные претензии.

Из-за своих огромных и растущих потребностей в поставках энергоресурсов и сырья Китай в дипломатическом плане заинтересован в том, чтобы иметь друзей за рубежом. В своей внешней политике Китай придерживается постулата, сформулированного дипломатом Робертом Купером (Robert Cooper), утверждавшего, что  "легче и дешевле иметь друзей, чем врагов". Пожалуй, Китай – единственная среди крупных мировых держав страна, сохраняющая хорошие отношения как  с ближневосточными исламскими государствами, так и с Израилем. И при этом Китаю удается почти полностью избегать политической критики, связанной с обвинениями во вмешательстве во внутренние дела региона, с которой  постоянно сталкиваются в своей внешней политике Соединенные Штаты и страны Европы. И это несмотря на тот факт, что у него в ближневосточном регионе  огромные инвестиционные проекты, крупные политические и экономические интересы.

Может сложиться впечатление, что Китай в принципе устраивает, что данные регион является зоной интересов США, и посему старается держаться в стороне от сложных политических вопросов. Но, как и во многих других сферах внешних сношений, Китай сталкивается с ситуацией, когда   при наличии за рубежом экономических интересов, инвестиций и ресурсной базы, связанной с  поставками сырья,   фактически  неизбежно возникает необходимость занимать более твердую позицию по ключевым вопросам, и оказывается практически невозможным избежать вовлеченности в споры между иностранными государствами. Ставшая знаменитой китайская позиция невмешательства в ближайшие месяцы или годы, скорее всего, будет пересмотрена. И ситуация по Ирану на настоящий момент является наиболее актуальным  в этом плане примером. 

Общий политический фон

Ситуация сложилась таким образом, что положение в китайской энергетике стало одной из причин ухудшения отношений с Соединенными Штатами. Дело в том, что экономика Китая на 75 процентов зависит от привозного углеводородного сырья. Такая ситуация лежит в основе экологических проблем страны. По данным Госдепартамента США,   доля Китая в загрязнении атмосферного  воздуха в штате Калифорния составляет 25 процентов. В официальном докладе, опубликованном властями Китая,  говорится  о том, что данные по загрязнению воды были занижены в два раза. И, несмотря на все это, невзирая  на экологические проблемы, стремительный экономический рост в стране продолжается.

Позиция, занятая КНР на прошедшем в декабре прошлого года Копенгагенском саммите по проблемам изменения климата, является типичной для многих стран, чья политика ориентирована исключительно на соблюдение своих собственных интересов. Китай исходит из того, что основная ответственность по контролю за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу лежит на США и странах Евросоюза, и что заключить  любое соглашение по этому вопросу сложно ввиду отсутствия четких целей и критериев оценки, что и продемонстрировал подвергшийся всеобщей критике заключительный документ саммита.

Подчеркнуто пренебрежительное отношение китайского премьера к президенту США, направившего на переговоры  с Бараком Обамой  на ответственном этапе   Копенгагенского саммита второстепенную фигуру, было   воспринято в мире как продолжение вызывающей линии поведения китайских властей по отношению к американскому президенту, продемонстрированной в ходе  официального  визита Б. Обамы в Пекин и Шанхай в ноябре прошлого года. Это было также воспринято и как стремление Китая уйти от выполнения своих международных обязательств. Подобное поведение властей Поднебесной вызвало критику со стороны многих стран, в том числе и   развивающихся стран.

Продажа Соединенными Штатами  вооружений Тайваню на сумму более 6,5 млрд. долларов лишь усугубила ситуацию.  Особое осуждение и резкую критику в Америке, делающей первые шаги по выходу из кризиса, вызвала валютная  политика Китая. В мире активно  выражается  негодование по поводу занижения Китаем обменного курса юаня, что приводит к дальнейшему усугублению и без того огромного  торгового дефицита и дальнейшим перекосам в международной валютной системе.   

Кампания травли инакомыслящих в Китае, один из которых - из числа наиболее известных -   был на Рождество приговорен к одиннадцати годам тюремного заключения, недавняя встреча президента  Обамы в Вашингтоне с лидером Тибета Далай-ламой лишь усугубили и  без того напряженную ситуацию в отношениях между двумя странами. Таков политический фон, в контексте которого происходит развитие вопроса о принятии санкций в отношении Ирана. 

Политика затягивания решения важных вопросов

Выступая в конце января в  Нью-Йорке Государственный секретарь США Хилари Клинтон сказала, что поддержание санкций против Ирана и противодействие его попыткам создания собственного ядерного оружия полностью  отвечает долговременным интересам КНР. Мнение о том, что Пекин должен шире смотреть на сложившуюся ситуацию, не лишено оснований.

Политическое руководство  Китая всегда активно поддерживало политику нераспространения оружия массового поражения. И неслучайно: Китай граничит сразу с четырьмя ядерными державами – Россией, Индией, Пакистаном и Северной Кореей. Китай всегда являлся активным сторонником международных договоров и соглашений  о нераспространении. И, конечно, он совершенно не заинтересован в таком развитии событий на Ближнем Востоке, которое могло бы поставить под угрозу стабильность поставок энергоносителей из этого региона.  В этом отношении конфликт с Ираном имел бы крайне нежелательные последствия. В то же время Китай не заинтересован оказаться в международной  и дипломатической изоляции. То, что Россия склоняется к тому, чтобы поддержать Резолюцию Совета Безопасности ООН и согласиться с  введением более строгих санкций в отношении Ирана, Пекином,  безусловно, будет принято во внимание. Оказаться в международной изоляции, действуя по своему собственному усмотрению – совершенно не в духе нынешней политики Пекина.

Итак, несмотря на прохладный климат отношений между США и КНР в данный момент и, несмотря на официальные речи и заявления Пекина, велика вероятность того, что Китай без особого энтузиазма поддержит введение более жестких мер в отношении Ирана. Китай, конечно, попытается сохранить хорошие отношения с существующим там режимом, заняв отстраненную позицию, максимально – до последнего момента -  затягивая принятие соответствующего решения, а потом, когда придется идти в ногу со всем мировым сообществом, недовольно ворчать, давая понять Ирану, что он так поступил против своей воли,   в силу обстоятельств, и что в сердце своем   по-прежнему считает Иран своим другом. Как и во многом другом, Пекин продемонстрирует всему миру своё умение добиваться того, чтобы и волки были сыты и овцы целы.

Между тем нерешенным  остается вопрос  среднесрочной перспективы.  Этот вопрос омрачает развитие китайской международной дипломатии,   и будет и далее омрачать по мере того, как страна превращается в одну из мощнейших мировых экономик. И сформулировать его можно следующим образом. Сколько еще времени Китай будет проводить политику показного смирения, стараясь быть всем и вся для    народов   развивающихся стран, хотя у него  в этих странах активно накапливаются и  активы и разного рода интересы, которые он хотел бы для себя сохранить?

Сколько еще времени Китай будет продолжать свою политику отстраненности,  неучастия в разрешении крупных международных проблем, даже когда участие в их разрешении - явно в его интересах? И что является еще более тревожным обстоятельством: сколько еще времени взгляд   стран  вроде Ирана будет  обращен в сторону  Китая, находя в его лице не только экономическую, но и дипломатическую  поддержку в их конфликтах с США? Ответ на эти вопросы уже начал  проясняться с введением новых  санкций в отношении Ирана и поддержкой Ирана со стороны Китая.

Керри Браун (Kerry Brown), старший научный сотрудник Королевского института международных отношений (Великобритания)

http://www.inosmi.ru/world/20100225/158319434.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #170 : 01 Ноября 2010, 12:05:46 »

Израиль подозревает, что Иран все-таки получит систему ПВО С-300

Израиль предупредил Россию о возможности того, что система ПВО С-300, которую та планирует продавать Венесуэле, в конечном счете, может оказаться в Иране. Этим обстоятельством обеспокоены в израильском министерстве обороны.

"Существует реальная возможность подобного развития сценария, учитывая тесные связи между Венесуэлой и Ираном", - цитирует MIGnews израильский источник, знакомый с особенностями сделки.

http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=3&snewsid=64919
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #171 : 18 Ноября 2010, 18:06:37 »

Президент России Дмитрий Медведев встретился с иранским президентом Махмудом Ахмадинежадом

Президент России Дмитрий Медведев в четверг встретился с иранским президентом Махмудом Ахмадинежадом. О чем конкретно говорили лидеры двух стран, не сообщается.

В ходе двусторонней встречи лидеры коснулись "непростых вопросов" двусторонних отношений. Однако диалог носил открытый характер, подчеркнула пресс-служба президента. В частности, президенты обсудили проблему вокруг ядерной программы Ирана и вопросы Каспийского моря, передает РБК.

Как сообщил ранее помощник главы государства Сергей Приходько, Медведев и Ахмадинежад обсудят ядерную программу Тегерана. Отношения двух стран в последнее время осложнились после того, как Россия поддержала июньскую санкционную резолюцию СБ ООН в отношении Ирана, а затем отказалась от поставок Тегерану зенитно-ракетных комплексов С-300 и другой военной техники, сообщает РИА Новости.

"Нужно выяснить реальные намерения президента Ирана продолжить содержательный диалог с мировым сообществом, выяснить их озабоченности. Мы ведь тоже должны спросить, почему они не соглашаются, что их волнует. Это не значит, что с их аргументами мы должны соглашаться, но я считаю, что разговаривать с ними надо", - приводит слова С.Приходько BBC Russian. "Мы убеждены, что необходимо и в условиях санкций находить новые побудительные мотивы, которые обеспечат большую кооперативность и постоянное сотрудничество с Ираном по атомной проблематике и диалог с ним", - добавил помощник президента России.

http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=3&snewsid=65693
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #172 : 18 Ноября 2010, 21:25:59 »

«Значительная часть Российско-Иранского сотрудничества не подпадает под санкции»

Медведев встретился с Ахмадинежадом в Баку в рамках саммита стран прикаспийского региона



Президент Россия Дмитрий Медведев встретился с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Беседа двух лидеров проходит в Баку в рамках Третьего каспийского саммита. Нынешняя беседа – третья встреча лидеров России и Ирана. Впервые Медведев и Ахмадинежад провели переговоры в августе 2008 года в Душанбе в рамках саммита ШОС. Тогда Ахмадинежад заявил, что такие "встречи требуются все чаще и чаще". Спустя год, на следующем саммите ШОС в Екатебринбурге лидеры также провели отдельную встречу, передает ИТАР-ТАСС.

Как сообщил ранее помощник Президента России Сергей Приходько, на нынешней встрече Медведев попытается разъяснить Ахмадинежаду позицию Москвы по вопросам сотрудничества Тегерана с мировым сообществом, а также выслушать озабоченности иранского руководства. "Разъяснению нашей позиции, прояснению позиции Ирана относительно их планов, их готовности к учету озабоченности международного сообщества, выяснению, как сдвинуть (с мертвой точки) диалог с Ираном по атомной проблематике при ведущей роли МАГАТЭ – всем этим вопросам встреча и посвящена", – сказал он.

"Мы должны выяснить реальные намерения президента Ирана продолжить содержательный диалог с мировым сообществом, их озабоченности, выяснить, что их волнует, почему они не соглашаются", – продолжил помощник Президента. "Это не значит, что с их аргументами мы должны соглашаться, но я считаю, что разговаривать с ними надо", – заключил Приходько.

"Иран наш сосед; у нас есть объем сотрудничества, есть ответственность, в том числе совместная с Ираном, за положение в регионе Каспийского моря по крайней мере", – сказал помощник Президента. "В той части, где у нас были вопросы и мы не получили ответы на наши многочисленные обращения, на обращения международного сообщества, мы поддержали санкции международного сообщества", – напомнил он.

"В то же время санкции не исчерпывают всего объема и комплекса отношений с Ираном", – подчеркнул помощник российского лидера. "Значительная часть этого сотрудничества не подпадает под санкции и не будет подпадать", – отметил он. "А самое главное: мы убеждены, что необходимо и в условиях санкций находить побудительные мотивы, которые обеспечат большую кооперативность и постоянное сотрудничество с Ираном и по атомной проблематике, диалог с ними", – заявил Приходько.


Махмуд Ахмадинежад

В то же время источник, знакомый с ходом переговорных процессов, выразил сомнение в значительном прогрессе после встречи Медведева с Ахмадинежадом. "Мы идем на эту встречу сознательно, не ожидая, что мы за один раз сдвинем (Иран) с какой-то позиции по болезненным и важным для общественности, в том числе западных стран, вопросов", – сказал он. "Мы идем на это, как соседи по Каспийском региону, ощущая нашу ответственность за то, что происходит с ядерной программой Ирана и вокруг нее", – подчеркнул эксперт.

Собеседник агентства согласился с Приходько в том, что поддержание диалога с Тегераном является важным элементом. "Мы считаем, что надо с ним вести переговоры, надо с ним разговаривать, убеждать, возможно пытаться услышать рациональные звенья, если они есть", – сказал он. По его словам, такова линия Президента Медведева: "Он таких встреч не только не боится, а идет на них совершенно осознанно". Такое мнение разделяют и лидеры других стран. "Призывов не встречаться с Ахмадинежадом мы ни от кого не услышали", – рассказал он.

Русская линия

http://rusk.ru/newsdata.php?idar=44976
Записан
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6953


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #173 : 18 Ноября 2010, 22:31:46 »

Нигде в новостях толком не сказали : до чего договорились по Каспию.
Я считаю это важнее,чем все остальные проблемы с Ираном.
От Ирана много зависит на Каспии.
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #174 : 27 Января 2011, 21:42:22 »

ИРАН: ГЕОСТРАТЕГИЯ И ГЕОПОЛИТИКА.
Часть I. Что поставлено на карту?




Иран – одна из самых обсуждаемых стран в мировом информационном пространстве, вокруг которой вертится куча мифов, домыслов, слухов, словом всего, что является неизбежным следствием информационной войны. Дезинформацией активно обмениваются с обеих сторон, но поскольку информационные ресурсы «мировой прогрессивной общественности» и Ирана несопоставимы, то естественно, что восприятие Ирана в общественном сознании, мягко говоря, несколько искажено.

Для кого-то Иран – олицетворение диктатуры и сосредоточие мирового зла, этакий современный вариант Мордора. Для кого-то – тема восторженных панегириков как «светлому утру будущего миропорядка». И те, и другие обильно снабжают свои работы об этой стране элементами мифов. Собственно, миф об Иране создаётся на наших глазах. И, как во всяком мифе, в одно полотно тесно сплетены правды и вымысел, опасности мнимые и реальные, откровенная дезинформация и пропаганда.

Истина, как ей собственно и положено, находится где-то рядом. Подчеркиваю – рядом, а не внутри пропагандистских штампов и мифов. Но для того, что бы понять истоки мифа об Иране, приблизится к реальному пониманию ситуации, уметь отделять информацию от пропаганды – необходимо понять, что есть Иран на карте мира, каково его геополитическое значение в регионе, каковы его устремления и перспективы. И главное – как эти устремления и перспективы соотносятся с интересами других государств.

Для начала, как принято говорить в штабах (а сообщество геополитиков – это прежде всего штаб, где вырабатываются решения), «определимся на карте». Думаю, лучше всего это сделать на интерактивной карте, которую мы и примем за основу.

Геополитическое значение Ирана


Очевидно, что ИРИ играет одну из доминирующих ролей в важнейшем регионе планеты – Западной Азии, куда входит Ближний и Средний Восток, Кавказ, зона Каспийского моря, Центральная Азия. Иран занимает важнейшее военно-стратегическое положение, являясь одновременно и средневосточной, и кавказской, и центрально-азиатской, и каспийской страной, страной, омываемой водами Персидского и Оманского заливов Индийского океана. Все болевые точки региона, так или иначе, сопряжены с Ираном. Все, казалось бы, сугубо внутренние проблемы отдельных частей региона, будь то этнические или религиозные, военные или экономические, проблемы беженцев и наркобизнеса, проблемы терроризма и сепаратизма – могут эффективно решаться только с участием Ирана.

Особо отмечу, что геополитическую значимость Ирана определяют три фактора, «три кита», которые и будут рассмотрены в первой части настоящего обзора. Иран, если пользоваться терминами классической науки о геополитике, является сердцем, heartland’ом Большого Ближнего востока. Расположенный между Кавказом и Индийским океаном, он является тем стратегическим плацдармом, обладание которым позволяет контролировать одновременно и Залив, и Каспий, и Афганистан, и Пакистан.

Достаточно посмотреть на карту, частично отражающую представления США о ТВД (потенциальном театре военных действий) Большого Ближнего Востока, чтобы понять стратегическое расположение Ирана.



А представление о том, чем является Иран с точки зрения стратегии США в данном регионе дает вот такая схема:



Здесь достаточно отчетливо отражён тот факт, что Иран является местом разрыва в цепи опорных точек контроля США над Большим Ближним Востоком. Кроме того, Ормузский пролив, являющийся главной артерией в системе транспортировки арабской нефти, практически весь находится в территориальных водах Ирана.

Это критичный элемент в системе энергетической безопасности США. В случае блокирования этой водной артерии (что уже случалось) – под угрозой срыва могут оказаться примерно 40% поставок всего экспорта нефти в мире. В настоящее время имеющиеся альтернативные маршруты транспортировки нефти из региона способны покрыть максимум 53% от всего объема танкерного транзита через пролив. Думаю, что дальнейшие комментарии будут излишни.

Религиозный фактор

Иран, помимо своего ключевого географического положения, является еще и центром шиитской общины всего мира. Практически всегда, когда говорят о шиитах, подчёркивают тот факт, что они составляют лишь около 15% мусульманской уммы (шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Ливана, Йемена, Бахрейна. К исмаилитской ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана). Чисто психологически возникает некое преуменьшение потенциала шиитов.

Считающие так – серьёзно заблуждаются, не учитывая несколько моментов. Прежде всего, сами суннитские богословы отмечают, что между мировоззрением шиитов и суннитов существует значительная разница. Веками шииты, составляя меньшинство в умме, подвергались гонениям. Результатом этого стал не только культ мучеников в шиизме, но и умение приспосабливаться, выживать и существовать в, мягко говоря, недоброжелательной среде.

Шииты выработали своё мировоззрение, в которое входит принцип «тукъя» или «такийя», который способствовал развитию навыков и механизмов проникновения в чужую среду в том числе с целью внушить ей толерантное отношение к собственной идеологии. То есть, несмотря, а может и благодаря своей малочисленности – шииты необычайно политически активны, что в условиях вообще политизации ислама, да и вообще мира, выдвигает их в первые ряды политической элиты стран проживания.

Есть и ещё, не менее значимый для понимания внешней и внутренней политики Ирана и отношения к нему шиитской уммы всего мира принцип. Это принцип «велаят-е факих», главенства духовного лидера – знатока религии-"факиха«, который по определению непогрешим, и воля которого является обязательной к исполнению. Эта концепция, как в целом, так и в отдельных пунктах, принимается не всеми шиитскими учёными (не говоря уже о суннитских), но именно она на сегодняшний день является установленной вследствие «исламской революции» в Иране моделью.

Здесь важно понимать вот что. Возглавлять «праведное» государство, согласно шиитскому учению, имеют право только непорочные люди, а в период их отсутствия – замещающие их справедливые факихи. Исламская революция в Иране стала одной из первых серьёзных заявок ислама на политическую власть в современном мире. Она привела к созданию уникальной политической системы, действующей в двух совершенно разных пространствах: демократическом и теократическом.

В теории имама Хомейни, реализованной в конституции ИРИ, «исламское правление» осуществляется в качестве республики, которая основывается на власти факиха, конституционно закреплённой в виде принципа «велаят-е факих», и исламских установок. С точки зрения государственного устройства Иран – уникальная страна, провозгласившая ислам государственной религией и, самое главное, закрепившая статус ислама конституционно. Исламская Республика Иран является не просто исламской страной, но именно исламским государством.

В представлении Хомейни, валийе факих – верховный толкователь божественных законов, одновременно осуществляющий наивысший контроль над светской государственной властью, армией и силами безопасности. Над ним же самим лишь власть Бога и «сокрытого» имама Махди.

Теперь становится понятным, что современный Иран для шиитской уммы всего мира является идеалом государственного устройства, причем, не абстрактным, а вполне себе очень даже реальным. И защиту этого государства, помощь ему – шиитская умма считает своей обязанностью. Так же и действия духовного главы Ирана не подлежат обсуждению и критике: его выступления – это не формальная пятничная проповедь, а руководство к действию для шиитов в каждом уголке планеты.

Разумеется, что влияние шиитов не ограничивается только наличием их общин в разных странах. И в их активности важен даже не количественный рост последователей шиизма. За спиною шиитских общин стоит и более чем солидное финансово-экономическое состояние. Но в данном очерке нет смысла останавливаться на этом вопросе подробно, потому как вопрос этот хоть и необычайно интересен, но практически не изучен. И говоря об экономическом потенциале шиитской общины в мире, мы рискуем вступить на зыбкую почву версий и предположений.

Однако интересен такой факт: территория проживания шиитов, в первую очередь шиитов-арабов, – это 70% мировых запасов нефти (речь, конечно, идет о восточной части Саудовской Аравии, южном Ираке и провинции Хузистан на юго-западе Ирана). Вот мы и подошли к «сладкому» – к третьему по списку, но не по значимости фактору, определяющему геополитическую и геоэкономическую значимость Ирана.

Энергетические ресурсы Ирана

Специалисты считают, что Иран располагает 10% мировых нефтяных запасов и 15% мировых запасов газа. По paзведанным запасам нефти Иран занимает третье-четвёртое место в мире. Суммарные её запасы на его территории составляют 370 млрд. бар. (50 млрд. т.). Подтвержденные извлекаемые запасы, по разным данным, колеблются от 96% до 100 млрд. бар. (13-13,4 млрд. т.). Из официально подтверждённых запасов иранской нефти 80% залегают на месторождениях в провинции Хузестан и на шельфовых месторождениях Персидского залива.

Общие запасы природного газа в Иране достигли 33,1 трлн. кубометров. Это второе место в мире, после России. Извлекаемые запасы природного газа в Иране выросли с 12 трлн. 750 млрд. куб. м. на март 1978 г. до 29 трлн. 610 млрд. куб. м. на март 2008 года. По состоянию на 2010 год Иран занимал пятое место по экспорту нефти.

(источник http://nationalsecurity.ru/maps/iranoilfields.htm)


(источник http://indexmundi.com/iran/oil_exports.html)

В настоящее время Иран экспортирует порядка 2,5 млн. барр. нефти в сутки, из которых 1,6 млн. приходится на страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Основные сорта нефти, которые поставляет Тегеран, – это Iranian Light, Iranian Heavy, Lavan Blend, Foroozan Blend/Sirri. Основные покупатели иранской нефти – Япония, Китай, Южная Корея, что составляет около 50% иранского нефтяного экспорта. Кстати, Иран является третьим по объемам поставщиком энергоресурсов в Японию.

В 2010 году экспорт иранской нефти, кроме того, увеличился: в Германию на 89% (Иран входит в 10-ку крупнейших поставщиков энергоресурсов в Германию), во Францию – почти на 60% и более чем на 40% в Италию, которая является явным лидером по импорту иранской нефти в Европе.

Думаю, этого краткого описания отдельных особенностей географического расположения, религиозного и геоэкономического положения Исламской Республики Иран вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о значимости этого государства на геополитической карте мира, за будущее которого сегодня идет борьба.


Игорь Панкратенко


Продолжение следует

Об авторе: Игорь Панкратенко, кандидат исторических наук, эксперт сообщества «РСИ» (http://rusrand.ru)

http://www.win.ru/school/6370.phtml
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #175 : 27 Января 2011, 21:47:18 »

ИРАН: ГЕОСТРАТЕГИЯ И ГЕОПОЛИТИКА.
Часть II. Экономические успехи и неудачи Тегерана



Политика вообще, а внешняя политика в частности – есть концентрированное выражение экономики. Без анализа экономического положения переплетения внутриэкономических и геоэкономических интересов становятся непонятными те или иные политические ходы. А мир в целом начинает восприниматься упрощённо, через призму примитивных и идеологизированных теорий вроде «теории глобального заговора» и тому подобной околонаучности. Если совсем коротко – чем характеризуется экономика Ирана сегодня?

Значительная доля государственного сектора в экономике

Экономику Ирана обычно определяют как смесь централизованного планирования (сейчас страна занята выполнением пятой пятилетней программы развития), государственной собственности на крупные и наукоёмкие предприятия, отсталого сельского хозяйства и небольшой частной торговли. Вот только несколько цифр. Почти 70% промышленного производства находится в руках государства, в основном это – нефтехимия, металлургия, машиностроение. Что касается нефтяного сектора, то он контролируется государством на 80%. Частный сектор, как правило, представлен лёгкой промышленностью, небольшими мастерскими и сельхозпредприятиями. Средний класс в Иране хотя и растёт, но пока остаётся весьма немногочисленным.

Высокая концентрация собственности, ведущая к монопольным образованиям

Известно, что иранская экономика во многом контролируется политиками. По оценкам профессора экономики К. Мортан, 20 тысяч государственных компаний потребляют 65% национального бюджета и управляют 80% экспорта. Эти государственные компании работают в рамках экономической структуры боньяд, возглавляемой религиозными авторитетами – муллами. Параллельно существует другая экономическая структура – базих, связанная с корпусом стражей исламской революции (КСИР/IRGC/سپاه پاسداران انقلاب اسلامی‎) и президентом Махмудом Ахмадинеджадом. По оценкам экспертов, базих контролирует треть экономики Ирана, во всяком случае, у них – исключительная возможность контролировать некоторые порты. Естественно, что конфликты между этими структурами происходят достаточно часто, но на сегодняшний день руководству Ирана удаётся держать ситуацию под контролем.

Сильная зависимость от нефти

Считается, что доходы от продажи нефти составляют 55-60% поступлений в бюджет страны. В целом, на сектор энергетики приходится более 80% государственного дохода. Эти нежданные сверхдоходы Ирана от экспорта нефти, как это часто бывает, тормозят проведение назревших социально-экономических реформ (знаменитое «ресурсное проклятие»). В стране, вопреки всем ожиданиям, доля нефти в экономике продолжает расти, что, конечно, является проблемой. Тем более, что при росте добычи «ахиллесовой пятой» Ирана является дефицит нефтеперерабатывающих мощностей. Сегодня Иран вынужден импортировать 40% нефтепродуктов. В настоящее время в Иране добывается около 4,2 млн. баррелей нефти в день, при ежедневном потреблении около 1,1 млн. баррелей. Мощности по нефтепереработке в стране составляют около 200 тыс. тонн нефти в день. Основными нефтеперерабатывающими заводами являются Абадан (65 тыс. т/с), Исфаган (34 тыс. т/с), Бандар Аббас (30 тыс. т/с) и Тегеран (29 тыс. т/с). Как видите, дисбаланс здесь достаточно серьёзный, если не сказать больше. Кстати, согласно иранской конституции, запрещается продажа иностранным компаниям акций национальных нефтедобывающих предприятий или предоставление им концессий на добычу нефти.

Энергодефицит

Ещё одной проблемой экономики Ирана является неоправданно высокая энергоёмкость производства и хронический энергодефицит. Импорт электричества на 500 млн. киловатт-часов превышает экспорт. Разработанная в этой связи национальная программа подразумевает введение в строй мощностей, позволяющих добывать дополнительно 53 тысячи мегаватт к 2011 году. Акцент эта программа делает на развитии гидро- и ядерной энергетики.

Надеюсь, что теперь понятно, почему Иран так заинтересован в ядерной программе, и насколько важен для него «мирный атом». И как ни важна атомная бомба для обеспечения безопасности Ирана и «фактора сдерживания», все же её значение вторично, по сравнению с задачей обеспечения развивающейся промышленности дешёвой энергией. А отсюда становится очевидным, что целью санкций является не сдерживание «ядерных амбиций», которые действительно существуют, а попытка затормозить развитие экономики, вернуть Иран к состоянию ресурсного придатка Запада.

Социально-ориентированная экономика

В стране долгое время существовала система крупномасштабных государственных субсидий на продовольствие, топливо, электричество и бензин. По некоторым данным, на субсидии приходилось почти 30% иранского бюджета. Интересные сведения приводит МВФ: суммарный доход средней иранской семьи составляет $3,6 тысячи, а субсидий она получает на $4 тысячи. Всё – благодаря нефтяным деньгам. Они позволили повысить уровень социально защищённости, развить здравоохранение и поднять образование иранцев. К примеру, за счёт доходов от экспорта иранской нефти был создан фонд поддержки молодежи, деньги из которого шли, в том числе, и на организацию свадеб.

Но, как признаёт сам Ахмадинежад, нефтеденьги больше не в состоянии выдерживать щедрые субсидии. Здесь уместно отметить, что уже несколько десятилетий разные президенты Ирана пытались изменить эту систему, но всякий раз, опасаясь массовых протестов, отступали. И только в декабре 2010 года началось поэтапное сокращение субсидий на молоко, растительное масло, муку, энергоносители и замена их социальной помощью. Кстати. В ходе этой реформы субсидий предусмотрено, что на переходный период (срок которого пока не обозначен), чтобы компенсировать потери от неизбежного роста цен, почти 60 миллионов человек (а всё население страны составляет более 74 миллионов) будут получать примерно $40 в месяц. На этом мы пока остановимся, и в качестве итогов экономического развития Ирана посмотрим на некоторые статистические данные.

Сегодня экономика Ирана – пятнадцатая в мире по объёму национального производства (по данным ЦРУ США) и крупнейшая среди государств Западной Азии и ОПЕК. В 2007 году Иран обогнал Турцию по объёму ВВП, став таким образом крупнейшей экономикой в исламском мире. Объём ВВП в 2007 году составил $852,6 млрд., рост ВВП – 5,8%, что выводит Иран на 29 место в мире по величине номинального ВВП.

По данным ЦРУ США, золотовалютные запасы Ирана оцениваются в 81 млрд. 310 млн. долл. Иран по этому показателю занимает 2-е место на Ближнем и Среднем Востоке и 21-е место – в мире. На Ближнем и Среднем Востоке по данному показателю Иран уступает только Саудовской Аравии. По золотовалютным запасам ИРИ опережает такие страны, как Дания, Турция, Великобритания, Индонезия, Канада, Норвегия, Швеция, Австралия, ОАЭ, Голландия и Испания.

Министр промышленности и рудников Али Акбар Мехрабиан заявил в октябре 2010, что Иран близок к тому, чтобы стать индустриальным государством. Доля промышленности в создаваемой в Иране добавленной стоимости превысила 22% и приближается к 23%, а индустриальным государство считается тогда, когда данный показатель достигает 25%. В 2009 году Иран занял 29-е место в мире по темпам роста промышленного производства, а еще 20 лет назад ему принадлежало лишь 110-е место.

Согласно последним статистическим данным Международного валютного фонда (МВФ), Иран занимает 3-е место среди стран Ближнего Востока и Центральной Азии по объему экспортно-импортных поставок. В докладе МВФ «Перспективы развития региональной экономики: Ближний Восток и Центральная Азия» отмечается, что в 2010 году объём иранского экспорта различных товаров и услуг достигнет 95 млрд. долл. В 2009 году этот показатель составлял 87,1 млрд. долл. По прогнозам, в 2011 году объем иранского экспорта товаров и услуг вырастет до 98 млрд. долл.

По данным Всемирного экономического форума, Иран занимает 25-е место среди 139 стран по объему внешней торговли. Первые три места по этому показателю занимают такие страны, как Китай, США и Германия. За ними следуют Индия, Южная Корея, Британия, Россия, Гонконг, Япония и Франция. Среди стран Ближнего и Среднего Востока Ирану принадлежит 2-е после Саудовской Аравии место. На одну ступень ниже Ирана находится Турция. Среди мусульманских стран Иран занимает 3-е место по объему внешней торговли. Его опережают Малайзия и Саудовская Аравия.

Однако, как я уже и говорил, не всё так радужно. Цены на импорт в 2010 году выросли на 15-30%. При всех успехах, санкционные меры тяжелым бременем ложатся на внешнюю торговлю, нефтегазовую промышленность и финансовый сектор. Недаром иранские власти опубликовали список 22 видов продуктов и товаров первой необходимости, на удорожание которых правительство вводит запрет. В список товаров первой необходимости включены рис, растительное масло, сахар, мясо, птица, яйца, хлеб, молочные продукты, макаронные изделия, бобовые и зерновые, чай, финики, картофель, лук, помидоры, томатная паста и пр. Достаточно высоким остается уровень безработицы – 13, 2%. Страна не вышла на плановые показатели по снижению инфляции (25,4% в 2009 и 13,2% по итогам 2010, при планировавшемся уровне в 11,5%).

По прежнему «слабым местом» является низкая доля рабочей силы в общей численности трудоспособного населения, которая в свою очередь объясняется низкой степенью занятости женского населения. Так, в Египте и Турции занято только 22% и 29% трудоспособного женского населения против 70% в США. В Иране этот показатель не превышает 50% против 70% в США или 77% в Южной Корее. Низким остаётся и качество трудовых ресурсов (39% от уровня США). Для примера, Южная Корея – 124%, Бразилия – 78%, Турция – 85%. Ну и, наконец, по разным оценкам, от 15% до 18% населения официально признаются проживающими за чертой бедности.

Объём прямых внешних инвестиций в экономику Ирана в период с 1995 по 2005 года в среднем составлял 1 млрд. 251 млн. долл. В 2006 году этот показатель составил 1 млрд. 600 млн. долл., в 2007 году – 1 млрд. 670 млн. долл., в 2008 – 1 млрд. 615 млн. долл., а в 2009 году был установлен своего рода рекорд, когда объём прямых внешних инвестиций достиг 3 млрд. долл. Окончание 2010 года добавило оптимизма экономическим обозревателям после того, как стало известно о подписании соглашения между Ираном и КНР о совместной реализации девяти проектов, в рамках которых будет построено 5 тыс. километров железных дорог. По официальным оценкам реализация этих проектов оценивается в 120 трлн. риалов (около $12 млрд.) и станет прорывом в развитии транспортной инфраструктуры Ирана.

Кроме того, сам Иран активно вкладывает свои капиталы в зарубежные проекты. Гендиректор Иранской компании внешних инвестиций Мехди Резави сообщил в июле 2010 года, что Иран инвестировал в зарубежные страны 1,5 трлн. туманов (1,5 млрд. долл.) и на данный момент 800 млрд. туманов (800 млн. долл.) из названной суммы уже вложены в конкретные проекты.

Встает вопрос: что означают эти цифры, характеризующие экономику Ирана? Как вообще на практике осуществить анализ и прогноз внешней политики страны на основе экономических показателей? Блестящий ученый и методолог международных отношений Олег Алексеевич Арин ввел в оборот ряд понятий, которые позволяют с максимально возможной вероятностью анализировать и прогнозировать тенденции внешней политики любой страны. Не останавливаясь на данном вопросе подробно (это тема отдельной статьи, которая сейчас находится в работе), скажу лишь, что основным признаком здесь становится величина внешнеполитического потенциала (ВПП), которая определяется как сумма затрат на оборону, международную деятельность и ряд других показателей в соотношении с бюджетом и ВВП страны.

Так вот, если исходить из данного показателя, экономика Ирана позволяет ему иметь такой внешнеполитический потенциал, который характеризует ИРИ как государство, стремящееся к статусу региональной державы. То есть, стремящееся к минимум двукратному превосходству по экономическим, военным и иным показателям над любым государством в регионе Большого Ближнего Востока. Как это реализуется на практике – я и попробую сейчас показать при рассмотрении некоторых внешнеполитических узлов вокруг Ирана.

Игорь Панкратенко

Продолжение следует

http://www.win.ru/school/6379.phtml
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #176 : 27 Января 2011, 21:49:49 »

ИРАН: ГЕОСТРАТЕГИЯ И ГЕОПОЛИТИКА.
Часть III. Короли, капуста и иранская ядерная программа


В ближайшие два-три года ни США, ни Израиль не предпримут в отношении Ирана никаких шагов военного характера. Прежде всего, потому, что уровень потерь в этом случае превысит все допустимые доктринами вооружённых сил этих государств нормы.



Если отвечать на вопрос, что является стратегической целью Ирана во внешней политике, то следует сказать, что Иран стремится к созданию максимально благоприятных международных условий для реализации программы социально экономического развития страны. Но сказать так – это не сказать почти ничего, подобная обтекаемость и общие слова в ответе допустимы между дипломатами, но не исследователями. Поэтому предлагаю посмотреть на ситуацию несколько иначе.

Стратегическими задачами руководства Иран на сегодняшний день являются:
– преодоление экономической отсталости и «сырьевой направленности» экономики вообще и экспорта в частности;
– ликвидация феодальных черт в социальном и общественном укладе;
– индустриализация страны на базе современных промышленных технологий;
– создание классической формы государственно-монополистического капитализма как основного хозяйственного уклада.

Для этого Ирану необходимо:
1. Преодоление энергодефицита как основного препятствия к индустриальному развитию. То есть – освоение атомной энергии и строительство минимум 2-3 АЭС (кстати, когда готовился этот материал, пришло официальное сообщение, что АЭС в Бушере, благодаря договорённостям между российским и иранским руководством, будет запущена уже в феврале-марте нынешнего года).
2. Создание собственного нефтеперерабатывающего комплекса и современного нефтехимического производства.
3. Установление более справедливого для стран-экспортёров системы реализации нефти и газа, в частности, создание собственной нефтяной биржи для стран ОПЕК.
4. Доступ к современным промышленным технологиям.
5. Получение доступа к мировым рынкам в качестве страны-импортёра.

Собственно, вот эти две позиции – требование пересмотреть современный механизм доступа к нефти и газу в пользу владельцев недр и ликвидация монополии Израиля на владение атомной энергией в регионе – и являются главными «преступлениями» Ирана в глазах «прогрессивной мировой общественности». Именно это делает его частью «оси зла», «тоталитарным режимом», «угрозой миру во всем мире», таким, знаете ли, «Мордором XXI века» для определённой части мировых кругов. Стремление ликвидировать сложившуюся систему международной торговли нефтью и газом, покушение на монополию основного игрока в этой сфере – противоречит интересам США. Стремление к овладению ядерной энергией – противоречит интересам Израиля. Стремление сделать шиитский Иран экономически успешным – противоречит интересам части правящей элиты суннитского мусульманского мира, в первую очередь – Саудовской Аравии.

Перечень стран, которым так или иначе сильный и развитый Иран не нужен, можно было бы и продолжить. Достаточно посмотреть, какие страны попадают в зону его экономического притяжения, если Иран достигнет положения одного из «центров силы» на Большом Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Подобная «карта» с большой долей вероятности позволит определить, какие страны будут противодействовать развитию Ирана на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях. И здесь встает вопрос – какие формы, «горячие» или «холодные», примет данное противостояние? Считаю, что в ближайшие два-три года ни США, ни Израиль не предпримут в отношении Ирана никаких шагов военного характера. Прежде всего потому, что уровень потерь в этом случае превысит все допустимые доктринами вооружённых сил этих государств нормы.

Стратегия США, Израиля и других государств будет строиться по трем основным направлениям. Максимальное воспрепятствование экономическому развитию Ирана через систему международных санкций (под предлогом борьбы с иранской ядерной программой). Необходимо отметить, что в изначальном проекте санкций, который больше года проталкивали в ООН США, упор делался именно на ослабление иранской экономики. Вашингтон обозначил целый ряд уязвимых целей. Во-первых, нефтепереработка: предлагалось полностью перекрыть Ирану доступ к зарубежным технологиям по переработке нефти и инвестициям в эту сферу. Сюда же можно добавить ограничение поставок бензина, что моментально поставило бы страну в сложнейшее положение, поскольку иранские НПЗ способны удовлетворить не более 60% внутреннего спроса на горючее. Предлагалось также ограничить иностранные инвестиции в добычу нефти и газа в Иране; ограничения на внешние связи должны были коснуться иранской банковской и страховой систем.

Однако американский подход в Совбезе не прошел, его не поддержали ни Китай, ни Россия, ни Германия с Францией, и резолюция ужесточила контроль лишь над внешнеэкономической деятельностью определённой группы иранских компаний. В «чёрный список» попали 40 организаций и их руководители: 15 из этих структур контролируются Корпусом стражей исламской революции, 3 – Иранской судоходной компанией, а остальные так или иначе связаны с ядерными и ракетными программами Тегерана. Предписано заморозить зарубежные банковские счета и вклады этих юридических и физических лиц. Последним запрещено также совершать зарубежные поездки. Кроме того, документ содержит призыв (не требование!) ко всем странам блокировать финансовые транзакции иранских банков, если есть веские подозрения в том, что они своей деятельностью способствуют развитию ядерной программы Ирана.

Вот, собственно, и весь экономический потенциал новых санкций ООН. Серьёзного воздействия на Тегеран они пока оказать не могут, особенно учитывая то обстоятельство, что ни Китай, ни арабские соседи не станут прислушиваться к «призывам» о сокращении финансовых операций с Ираном. Оценивая данный шаг, Ахмадинежад заявил, что: «Эта резолюция не стоит Ирану ни копейки». Но необходимо учитывать, что это лишь начало экономической войны против Ирана, интенсивность которой в дальнейшем будет только увеличиваться. И если в борьбе против иранской ядерной программы Израиль, не особо скрываясь, перешел к физическому террору против иранских физиков, и, возможно, использованию кибер-оружия, то не исключена тактика саботажа и диверсий на крупнейших иранских предприятиях и террористическая деятельность в отношении крупных внешнеторговых компаний – внешнеторговых партнёров Ирана.

Работа по разложению иранского общества изнутри, путем внедрения в общественное сознание «либеральных» и «общечеловеческих» ценностей, обострение политических, социальных и национальных противоречий в Иране. Формирование устойчивой «антииранской» коалиции из государств Большого Ближнего Востока, Среднего Востока и Центральной Азии. По примерному составу эта коалиция может выглядеть следующим образом: на западном направлении – Саудовская Аравия-Ирак-Турция (при активном финансовом соучастии других стран Залива и при условии, что нынешний, вполне конструктивный по отношению к Ирану, курс турецких властей удастся поколебать), Афганистан-Пакистан на восточном направлении, при условии «благожелательного нейтралитета» Туркменистана, Казахстана и России.

Должен отметить, что иранское руководство отчётливо понимает тактику и стратегию своих основных противников и грамотно распределяет внешнеполитические усилия. На сегодняшний день основными направлениями внешней политики Ирана можно считать отношения с Евросоюзом, отношения с арабскими странами и укрепление своих позиций в Закавказье (Армения, Грузия, Азербайджан) и странах Центральной Азии. Как это выглядит на практике? Об этом – в следующей части статьи.

Игорь Панкратенко

Продолжение следует

http://www.win.ru/school/6389.phtml
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #177 : 30 Января 2011, 20:32:09 »

ИРАН: ГЕОСТРАТЕГИЯ И ГЕОПОЛИТИКА.
Часть IV. Eвросоюз, Закавказье, Центральная Азия как стратегические направления внешней политики Ирана




«Европейское направление»

В отношениях с Евросоюзом (напомню, что Иран является одним из крупнейших поставщиков энергоносителей в Италию, Францию и Германию) Иран стремится к получению необходимых ему технологий. На долю Германии, Франции и Италии приходится 77% всего экспорта Евросоюза в Иран, эти же страны являются основными европейскими экономическими партнерами Ирана.

Французский экспорт и импорт увеличились с 2004 года примерно в полтора раза. Италия в 2010 году увеличила свой товарооборот с Ираном почти на 60%. Германия, придавая большое значение укреплению своих позиций на иранском рынке, делает главный акцент на расширение капиталовложений немецких компаний в иранскую экономику. Берлин занимает первое место среди европейских инвесторов в иранскую экономику и участвует в реализации 19 различных проектов, в том числе строительстве ирригационных сооружений и создании инфраструктуры водоснабжения, строительстве электростанций, алюминиевого комбината «Аль-Мехди» в Бендер-Аббасе, завода пищевой промышленности и упаковки, строительстве опреснительной установки в Чахбахаре. Основными статьями экспорта Германии в Иран являются тяжелое оборудование и машины, продукция нефтехимической промышленности, генераторы и комплектующие детали для автомобилей. Иранский экспорт в Германию, кроме нефти, главным образом состоит из текстильной продукции, сухофруктов и сельскохозяйственной продукции.

Франция в 2005 году приступила к реализации долгосрочного соглашения с Ираном об экономическом сотрудничестве. Соглашением предусматриваются активизация деятельности малого и среднего бизнеса обеих стран, расширение инвестиционного сотрудничества на взаимной основе в таких областях, как авиаперевозки, жилищное строительство, прогрессивные технологии, туризм, рыбное хозяйство, медицина, фармацевтика, строительство электростанций и метро, нефтегазовая промышленность.

Между французской компанией «Пежо-Ситроен», иранской компанией «САПКО» и администрацией свободно-экономической зоны (СЭЗ) «Кешм» решен вопрос о строительстве завода по производству автозапчастей на территории СЭЗ «Кешм». Основная часть продукции этого завода будет поставляться на экспорт. Иранская компания «САПКО» входит в промышленную группу «Иран Ходроу» и является крупным производителем комплектующих и запасных частей для автомобилей марки «Пежо».

Франция и Иран сотрудничают в области создания инфраструктуры транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад»«. Тегеран закупил у Парижа 100 локомотивов на общую сумму более 245 млн евро, а французская компания «Тоталь» участвует в разработке месторождения «Южный Парс».

Италия также является одним из главных торгово-экономических партнёров Ирана в Европе. Основные товары, экспортируемые Ираном в Италию: нефть, продукция нефтехимической, горнорудной и металлургической промышленности, сталь, фрукты, сухофрукты, кожа, ковры. Главной продукцией, импортируемой Ираном из Италии в 2004 году, были машины, механизмы и промышленное оборудование. Однако двустороннее сотрудничество не ограничивается только импортом иранской нефти и экспортом итальянского оборудования для тяжелой иранской промышленности. Две страны заинтересованы в развитии взаимодействия в различных сферах, в том числе в области связи, транспорта, судостроения, автомобилестроения, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и экспорта инженерно-технических услуг. Италия готова участвовать в проектах производства, переработки, маркетинга и экспорта иранских сельскохозяйственных товаров.

Организация развития промышленности и рудников Ирана и итальянская компания «Ираско» строят завод по производству графитовых электродов. Стоимость этого контракта составляет около 155 млн. евро. Италия участвует в освоении железорудного месторождения «Сангестан» в районе Нейшапура. Стоимость проекта составляет более 150 млн долл. США. Итальянские компании активно участвуют в нефтегазовых проектах, осуществляемых в Иране. Так, компании «ENI» и «AGIP»" задействованы в реализации обустройства газового месторождения «Южный Парс». В рамках соглашения о промышленном сотрудничестве между Ираном и Италией итальянская компания «Fata Aluminum Production» участвовала в модернизации алюминиевого комплекса «Аль-Мехди». Также продолжилось сотрудничество между иранской автомобильной компанией «Замьяд» и итальянской компанией «Iveco».

В целом следует отметить, что европейские страны стремятся применить в отношениях с Ираном тактику, предусматривающую преодоление монополии США и их партнеров в части разработки нефтяных и газовых ресурсов, эксплуатация Ирана как рынка сбыта продукции ( в том числе и военной) и технологий. Установление добрососедских отношений с арабскими странами и снятие существующей напряжённости станет одной из основных задач нового и. о. министра иностранных дел Али Акбара Салехи.

Как показали последние события, процесс этот развивается весьма динамично: резко возросло количество встреч на высшем уровне и взаимных консультаций. Одним из факторов, способствующих этому, стали события в Судане и Тунисе. Пока рано говорить о достижении реальных положительных результатов: здесь количество визитов не показатель, порою – даже наоборот. Но активность на этом направлении очевидна. Не хотел бы забегать вперед, но считаю, что при определённых условиях в середине нынешнего года на этом направлении произойдут события, которые несколько разочаруют США и Израиль.

Закавказье и Центральная Азия

Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что в проблеме российского Северного Кавказа Иран практически с самого начала занял конструктивную позицию, поддержав Москву в её борьбе против сепаратизма и ваххабитского терроризма в Чечне и вокруг неё. Что же касается отношений Ирана с тремя южно-кавказскими странами (Грузия, Армения, Азербайджан), то их следует характеризовать как неоднозначные.

Прежде всего, весьма специфический характер носят отношения Ирана и Азербайджана. По Гюлистанскому договору 1813 года, подписанному Российской Империей и Персией, азербайджанцы оказались разделены между двумя державами. Причем большинство этнических азербайджанцев проживает на территории Ирана. По оценкам специалистов, их число в этой стране достигает 17-18 миллионов человек (порядка 20-25% населения). Некоторые источники (например, CIA World Factbook) приводят цифры от 16 до 35 миллионов иранских азербайджанцев. В то время как в самом Азербайджане проживает их меньшая часть – около 8 миллионов.

Усиливающиеся сепаратистские тенденции в Иранском Азербайджане, поддержка Ираном позиций Армении в нагорно-карабахском конфликте, общая проамериканская направленность правящей азербайджанской политической элиты, особые отношения Азербайджана и Турции – всё это позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на ряд деклараций руководства Азербайджана и Ирана, эти отношения в среднесрочной перспективе будут холодно-сдержанными. Так же можно охарактеризовать и перспективу ирано-грузинских отношений.

Но необходимо отметить, что Иран поступает весьма эффективно, выводя политические разногласия с этими странами за рамки переговорных процессов и сосредотачиваясь на укреплении экономических связей. Наиболее тесные отношения в регионе складываются у Тегерана с христианским Ереваном. Здесь играют свою роль, помимо динамично развивающихся экономических связей, общая политическая позиция по ряду вопросов: ситуация вокруг Нагорного Карабаха и настороженное отношение к идеям пантюркизма.

Стратегической целью «закавказской политики» Ирана следует считать недопущение усиления позиций нерегиональных держав на Кавказе, прежде всего – США и Израиля. При этом направление внешней политики Ирана в Закавказье, особенности этой политики нельзя рассматривать изолированно, только в контексте двусторонних отношений. Внешняя политика в этом регионе определяется множеством факторов, порождённых особенностью двусторонних и многосторонних отношений в семиугольнике: Азербайджан – Иран – Россия – США – Турция – Армения – Грузия.

В Центральной Азии за последние несколько лет эксперты отмечают снижение политического влияния Ирана. Это справедливо, но только в том, что касается политической составляющей. Экономические позиции Ирана в этом регионе продолжают укрепляться. Несомненно, что к безусловным успехам можно отнести установление тесных отношений с Таджикистаном. И если в 2005 году товарооборот между двумя странами составил $67 млн, то уже через год эта цифра выросла до $110 млн, а по итогам 2010 году составил 201,7 млн долларов (Россия – 959,8 млн. долларов США, Китай – 685,1 млн. долларов, Турция – 438,6 млн. долларов, Казахстан – 312,8 млн.)

Таджикистан, в основном, экспортирует в Иран хлопок и первичный алюминий, а взамен приобретает продукты питания, строительные материалы, изделия химической промышленности и машиностроения. Кроме того, Иран является одним из основных инвесторов Таджикистана, активно вкладывает средства в таджикские проекты в области коммуникаций и энергетики. Только строительство Шурабской ГЭС в Таджикистане, о желании построить которую объявил Иран, потребует не менее $1 млрд инвестиций.

Причем, Иран демонстрирует здесь значительную гибкость подходов. Так, на встрече губернатора иранской провинции Хуросони Разави Мухаммадизода с министром энергетики и промышленности Таджикистана в 2010 году губернатор предложил таджикской стороне в обмен на создание совместных предприятий по сборке автомобилей «Саманд», цементного завода и ряда других предприятий оплатить доли таджикской стороны в этих предприятиях увеличением поставок таджикского алюминия в Иран. Кроме этого, в мае 2010 года министры обороны Ирана и Таджикистана подписали договор о военном сотрудничестве. Аналогичную деловую активность Иран демонстрирует в отношениях с Туркменистаном. Что же касается Казахстана и Узбекистана, то пока Иран не занял в иерархии их внешнеэкономического сотрудничества сколько-нибудь заметного места.

Однако при анализе и прогнозировании внешней политики Ирана в Центральной Азии следует учитывать два фактора. Во-первых, правящие элиты в Центральной Азии считают, что сближение с Ираном может вызвать активизацию исламских фундаменталистов в республиках, и, как следствие, дестабилизацию региона. Во-вторых, укрепление позиций США в Центральной Азии одновременно укрепляет позиции противников сближения с Ираном в правящих элитах центральноазиатских республик. Учитывая это, Иран будет стремиться на данном этапе к укреплению экономических и торговых отношений, что, собственно, ему пока и удаётся.

Игорь Панкратенко

http://www.win.ru/school/6405.phtml
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #178 : 01 Марта 2011, 12:12:11 »

Иран разглядел в эмблеме Олимпиады-2012 слово "Zion"


Эмблема Олимпиады-2012.

Иран направил в Международный олимпийский комитет (МОК) официальный протест против эмблемы Олимпиады-2012, которая пройдет в Лондоне. Об этом в понедельник, 28 февраля, сообщает Associated Press со ссылкой на иранское агентство IRNA.

Как сказано в ноте протеста, цифры на эмблеме Игр умышленно стилизованы так, что складываются в слово "Zion" - Сион. По словам главы иранского Олимпийского комитета Бахрама Афшарзадеха, "расистский" логотип, в котором скрыт традиционный еврейский символ города Иерусалим, может стать причиной бойкота Олимпиады со стороны Ирана. Кроме того, от участия в Играх, как предполагают авторы письма, могут отказаться и другие исламские страны.

В МОК уже отвергли сходство олимпийской эмблемы со словом Сион. В оргкомитете лондонских Игр выразили удивление тем, что претензии к продемонстрированной впервые в 2007 году символике высказаны только сейчас и также заявили, что кроме 2012 года цифры "2012" ничего не означают.

http://www.lenta.ru/news/2011/02/28/lionzion/
Записан
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6953


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #179 : 01 Марта 2011, 19:39:54 »

Хорошо,что у нас зверюшек понабрали. Хотя питерские коммунисты остались недовольны.
http://www.rosbalt.ru/2011/02/28/823610.html
Записан
Страниц: 1 ... 10 11 [12] 13 14 ... 42
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!