Сергей БРЕЗКУНО глобальной стабильности и ядерном оружииКлюч к пониманию перспектив развития глобальной военно-стратегической ситуации могут дать две цитаты.
Первая - из давнишней статьи Д.Г. Евстафьева «Военная стратегия США в «постсоветский период» (по страницам американских официальных документов)», опубликованной в 1992 году:
«Создаётся впечатление, что у США имеется не только видимый (декларативный), но и скрытый спектр военного планирования»...
В то время (1992 год) Вашингтон ещё заверял Москву, например, в том, что продвижение НАТО на восток исключено…
Вторая цитата - тоже давнишняя, она принадлежит бывшему министру обороны США У. Перри. «Советский ядерный комплекс подобен Гидре - многоглавому чудовищу из греческой мифологии; бесполезно просто отсекать боеголовки, надо уничтожить само чудовище, иначе появятся новые боеголовки…
Мы хотим, чтобы производители советских вооружений прекратили заниматься оружейным бизнесом», - заявил Уильям Перри 27 февраля 1995 года на конференции Американского легиона.
Удовлетворительно объяснить подобные заявления из уст военно-политических руководителей Америки в адрес не коммунистической уже, а демократической России может только одно:
перспективной стратегической целью США является не просто ослабление, а уничтожение военной мощи России.
***
Ядерные вооружения России заключают в себе смысл, прямо противоположный смыслу их аналога в США.
Российские ядерные вооружения - это гарант национальной безопасности, сугубо оборонительное военно-политическое средство.
Для США их ядерные вооружения - прежде всего инструмент силового военно-политического давления на те страны, чья политика не совпадает с американской.
В свете этого различия перспективная ядерно-оружейная политика России выглядит следующим образом:
1. Приоритетная ориентация на межконтинентальные баллистические ракеты шахтного базирования с разделяющимися головными частями. Военно-политическая практика и её анализ убедительно доказывают, что этот вариант обеспечивает максимальный политико-психологический эффект сдерживания силовых тенденций в политике США. 2. Проведение периодических ограниченных ядерных испытаний в рамках национальных программ работ по ядерному оружию. Такой подход не угрожает ничьей безопасности, но совершенно необходим для надёжных гарантий безопасности России.
Курс США на полный запрет испытаний носит не принципиальный, а конъюнктурный характер и связан с тем, что ещё в конце 80-х – начел 90-х годов в США (в противовес односторонним мораториям СССР и Российской Федерации) была выполнена масштабная программа ядерных испытаний и создан хороший задел на годы вперед.
3. Расширение работ по новым решениям в сфере дальнейшего повышения безопасности ядерных вооружений.
4. Совершенствование неполигонных методов аттестации ядерных вооружений.
5. Обеспечение полноценных ядерных НИОКР, требующих в общем объеме оборонных расходов ограниченных средств, но имеющих решающее значение для обеспечения адекватного оборонным задачам военно-политического потенциала России.
***
С некоторых пор в договорную практику был неоправданно внедрён термин «наступательные стратегические вооружения», в то время как ранее употреблялся системно более верный термин просто «стратегические вооружения».
Определение «наступательные» - весьма условно. Ядерное оружие по самому своему смыслу - уникальное и эффективное военно-политическое средство обеспечения глобальной стабильности. Оно не ориентировано на ведение реальных боевых действий. НАСТУПЛЕНИЕ с его использованием в реальности НЕВОЗМОЖНО. Возможна и разумна только стратегическая ОБОРОНА, основанная на реальном наличии (но не применении) ядерного оружия как сдерживающего фактора.
Определение «наступательные стратегические вооружения» навязывает нам американский подход к проблеме ядерных вооружений, односторонне выгодный лишь Соединённым Штатам. Ещё один аспект рациональной оружейной политики России связан с процессами сокращения ядерных вооружений. Сами по себе такие сокращения необходимы - и прежде всего в рамках сокращения избыточной и устаревшей номенклатуры вооружений. Однако рациональные темп и характер этого процесса должны определяться исключительно отечественными возможностями и соображениями безопасности демонтажа и утилизации.
Что касается динамики сокращения, то с учетом угрожающих стабильности тенденций в оружейной политике США, она должна быть скорректирована так, чтобы не ослаблять сдерживающего потенциала ядерных вооружений.
***
На развитие военно-стратегической обстановки в мире определяющим образом будет влиять то, насколько Российское государство окажется готовым к:
– восстановлению единого экономического и научно-технического организма в пределах Российского геополитического пространства;
– последовательной защите своих национальных интересов и богатств;
– укреплению (при одновременной оптимизации) своего оборонного комплекса.
При выполнении Россией этих задач можно ожидать восстановления обстановки глобальной стабильности и взаимного доверия. В противном случае верх будут брать тенденции военной политики США, для которой характерны:
а) стремление к подавляющему глобальному превосходству в целях реализации исключительно собственных интересов за счет законных интересов других стран;
б) стремление к максимальному ослаблению военной мощи, прежде всего России, - с перспективой полного уничтожения этой мощи;
в) безответственное отношение к собственным обещаниям и заверениям (наглядное тому доказательство – история с продвижением НАТО на восток);
г) постоянная готовность к прогрессирующему ужесточению своей политики по отношению к ослабевающим странам;
д) склонность к поощрению конфликтных ситуаций в сочетании с лицемерным «миротворчеством»;
е) высокая степень готовности к решению конфликтных ситуаций силовыми методами.
В целом, воздействие военной политики США на военно-стратегическую обстановку в мире является в основном дестабилизирующим и негативным.
***
Военная политика США - лишь наиболее зримый и опасный элемент их глобальной политики. Основная цель при этом химерична: обеспечение мирового господства во всех сферах социальной жизни человечества, начиная от основ духовной культуры и заканчивая полицейскими мерами по обеспечению Pax Americana.
Российский аспект военной политики США кратко может быть сформулирован так:
– ослабление передовых позиций России путем её «изгнания» из Европы;
– укрепление НАТО, не исключающее включение России в некоторые периферийные программы и мероприятия Альянса с целью ослабления самостоятельности РФ;
– вытеснение России с рынков оружия;
– многофакторный подрыв российского ядерного оружейного комплекса как основы оборонного потенциала России;
– покровительство центробежным тенденциям на Российском геополитическом пространстве с целью переключения усилий Российских вооружённых сил с нормальной оборонной работы на истощающее участие в мелком силовом противостоянии или прямых вооружённых конфликтах.
***
Проблема «американского» аспекта общей военно-политической линии России при всестороннем рассмотрении представляется намного более простой, чем может показаться при эмоциональном подходе.
Прежде всего: противостояние (в прямом смысле этого слова) стратегических средств сдерживания в США и СССР не нанесло этим державам НИ МАЛЕЙШЕГО прямого материального ущерба, который может иметь место в результате практического использования этих средств. Ущерб носил лишь косвенный характер и был связан с излишествами гонки вооружений.
Сегодняшнее положение в принципе имеет еще больший потенциал стабильности. В прошлом существовало много различных точек противостояния, противоборства или скрытой, опосредованной вооружённой борьбы между нашими государствами. Эти точки были разбросаны по всему земному шару, и далеко не всегда руководители США и России (СССР) полностью контролировали ситуацию там, где действия местных лидеров могли спровоцировать советско-американский глобальный конфликт. Ныне этого нет.
А это означает следующее:
если даже в периоды наибольшей напряжённости две ядерные сверхдержавы смогли избежать прямого конфликта, то и в перспективе любые обострения отношений России и США не способны создать реальную угрозу ни глобальному миру, ни нашим государствам - естественно, при условии сохранения качественного, системного ядерного паритета.
***
В обозримом будущем недопустимы колебания ни в сторону военно-политического союза России с Соединёнными Штатами, ни в сторону перенацеливания отечественных стратегических средств.
США неизбежно будут широко присутствовать во всех регионах планеты. Налицо объективно конфликтные взаимоотношения Соединённых Штатов с рядом стран бывшего «третьего» мира (Ближний и Средний Восток, Латинская Америка). Ушёл в прошлое мир «второй», но
Россия была, есть и не может не быть той второй мировой силой, которая обеспечивает глобальное равновесие и стабильность.
Да, во времена Советского Союза Кремль претендовал на роль лидера «третьего» мира, и такие претензии часто шли вразрез с российскими государственными интересами; ресурсы и потенциал России должны служить ей самой. Подобные претензии давно в прошлом, но это ничуть не сделало целесообразным блокироваться в военно-политической сфере с Соединёнными Штатами, рискуя из бывшего положения чуть ли не лидера «третьего» мира попасть в положение его недоброжелателя или тем более одного из его антагонистов.
И, может быть, самое главное -
военно-политический союз России с Соединёнными Штатами стал бы профанацией идеи глобального равновесия.
***
Говоря об американской военной доктрине, прежде всего, следует понимать, что в своих основных целеполаганиях она уже давно сформирована и НЕИЗМЕННА. В зависимости от условий и конкретных факторов изменяются лишь методы и темп её воплощения в жизнь, но основная установка на мировое господство сохраняется.
Ранее США практически не имели возможности влияния на военную политику России (СССР) и поэтому были вынуждены применять методы:
– глобального «прессинга», то есть противодействия Советскому Союзу в различных регионах планеты;
– провоцирования гонки вооружений и роста военных усилий СССР для его экономического и системного ослабления.
Сегодня во многих отношениях методы изменились на прямо противоположные:
– жёсткое давление на Россию в зонах наших национальных интересов «ближнего радиуса» и непосредственно на Российском геополитическом пространстве (заметное повышение активности в Балтийско-Черноморском коридоре, в Прикаспии);
– создание лобби американских интересов в самой России;
– попытки максимально снизить объем и качество оборонных усилий России,
вместо прежней гонки вооружений создать для нас режим деградации вооружений и одностороннего разоружения.
Сюда же надо отнести и попытки вовлечения России в орбиту системно бессмысленного сотрудничества с НАТО — вместо давно назревшей (с точки зрения глобальной стабильности) поэтапной ликвидации этого военно-политического союза.
Отдельно следует отметить усилия США по подрыву ядерных оружейных усилий России.
***
Стратегические традиции США никогда не предусматривали широкого использования собственных вооружённых сил в прямых военных конфликтах.
С момента обретения мирового влияния США предпочитали использовать плоды любой международной ситуации, предоставляя остальным право выращивать эти плоды потом и кровью.
В перспективе следует ожидать распространения принципа «Воевать против азиатов руками азиатов» на весь мир, и звучит это примерно так: «
Обеспечивать интересы США в мире за счет вооружённых сил всех остальных государств путём вовлечения их в различные конфликты».
В прямые конфликты ВС США будут вступать лишь:
- в случае уверенности в заранее гарантированном успехе (как в Ираке); при этом фактический неуспех всё равно будет в глазах мира трансформирован в успех благодаря контролируемым американцами глобальным средствам массовой информации;
- ограниченными контингентами с целью прямого контроля ситуации.
Можно ожидать также попыток усиления полицейских функций - в том числе с целью исключения получения ядерного оружия теми странами, которые способны затруднить мировую финансовую и сырьевую политику США.
***
Развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки на Европейском и Азиатском континентах возможно в двух основных вариантах.
Первый реализуется при достижении весовых положительных результатов на пути интеграции народов Российского геополитического пространства в новых формах межгосударственных объединений. В этом случае надо ожидать - после возможного краткого периода напряжённости - общей стабилизации мировой обстановки без силовых конфликтов. Первоначальное гипотетически мощное политическое и военно-политическое давление на Россию не будет осложняющим обстоятельством: оно лишь укрепит механизмы будущей стабильности.
В случае дальнейшей фрагментации Российского геополитического пространства почти неизбежен противоположный вариант - дестабилизация по всем направлениям. Этот вариант, особенно на европейском направлении, будет, скорее всего, предусматривать
предварительное ПОЛНОЕ одностороннее уничтожение ВСЕХ ядерных вооружений на пространстве бывшего СССР и крупные сокращения там мощных систем обычных вооружений.
После уничтожения российской ядерной мощи можно, в частности, ожидать:
– организации ряда стычек на периферии Европы (например, с целью «окончательного решения» сербской проблемы для ликвидации этого очага национального славянского самосознания);
– провокации международных конфликтов с целью раздела Украины, отторжения Крыма и т.п.;
– окончательной американизации Европы и превращения различных субъектов бывшего Российского геополитического пространства в конгломерат квазигосударственных образований.
Ближний Восток и Азия в этом случае способны превратиться в сложный клубок конфликтов и противоречий, где пересекутся региональные амбиции и интересы Китая, Индии, исламского мира, Японии.
Развитие в этом направлении будет происходить на фоне обострения борьбы за участие в дележе российского наследства, расчленения и поглощения Грузии, Армении и т.д.
Саров - Москва
1995 - 2009http://www.fondsk.ru/article.php?id=1906