Андрей АРЕШЕВСтоит ли Москве выпрашивать прощение у поляков?Странное впечатление производят некоторые дискуссии относительно причин второй мировой войны, вспыхнувшие в преддверии её 70-летнего юбилея. Такое впечатление, что все предшествующие эпизоды политико-дипломатического, информационного и квазиюридического противоборства вокруг «страдалицы Польши», начиная с 1989 года, так ничему и не научили. Дело не в унылом бормотании на «Эхе Москвы» и даже не в оригинальной точке зрения комментатора правительственной «Российской газеты» Л. Радзиховского, состоящей в том, что, оказывается, «ни о каком сговоре Запада с Германией против СССР речь в 1939-м не шла… Цель Запада состояла не в провоцировании ВОЙНЫ в Европе (в т.ч. войны против СССР). Цель Запада была в том, чтобы ПРЕДОТВРАТИТЬ войну…»(
– А.А)1. Дело в другом: в том, что и в звучащих из Москвы публичных заявлениях на высоком государственном уровне, нет-нет да и проскальзывают те же нотки: мол, пакт Молотова – Риббентропа был деянием безнравственным, съезд народных депутатов СССР его осудил ещё в конце 80-х, а сейчас надо ждать осуждения другими странами собственных ошибок и просчётов, допущенных в рамках политики «умиротворения агрессора».
Не дождёмся! Именно Гитлер наиболее последовательно и дерзко выражал умонастроения элит «больших» и «малых» европейских «демократий» (и умонастроения тогдашнего польского руководства – прежде всего), заряженных на борьбу с Советским Союзом, а реально с Россией – безотносительно к тому или иному общественному строю в нашей стране. Все это знают, да и, собственно, особенно не скрывают, как не скрывают факта преемственности между политикой третьего рейха с его устремлённостью к завоеванию земель на востоке и политической практикой Соединённых Штатов Америки - и в разгар холодной войны, и в настоящее время (вспомним хотя бы позорный – не отменённый до сих пор! – «Закон о порабощённых народах», подписанный президентом США Д.Эйзенхауэром, где в качестве территорий, требующих «освобождения», фигурируют не только Украина и Кавказ, но также «Казакия» и «Идель-Урал»).
Похоже, что созданная указом президента России Комиссия по противодействию фальсификациям истории, наталкивается на скрытое, но оттого не менее эффективное противодействие. Нет, формально всё в порядке: созвано соответствующе заседание, опубликованы интересные статьи в центральных изданиях, на официальных сайтах и в сборниках уважаемых учебных заведений. Издаются книги, рассекречиваются и публикуются документы, красноречиво свидетельствующие о «миролюбивой» политике польских властей в преддверии Второй мировой войны. Только вот никакие документы наших оппонентов не убедят. Сомневающимся порекомендуем посмотреть на лица польских корреспондентов во время презентации сборника «Секреты польской политики (1939 – 1945)» и послушать их вопросы.
Да и на российской стороне не всё однозначно. Документы мало просто публиковать, их надо ещё соответствующим образом актуализировать и методично доводить до сознания общества. Однако при том состоянии, в которое приведена отечественная академическая наука, сделать это непросто. Достаточно сказать, что большинство российских полонистов существуют на польские гранты (как российские китаисты - на китайские деньги, японисты – на японские деньги и т.д.) . Что и говорить - дожили!
Вполне возможно, что не всё в порядке и с внешнеполитическим обеспечением «битвы за историю» на Смоленской площади. Вот известное либеральное издание цитирует слова некого высокопоставленного российского дипломата, полагающего, оказывается, что «с внешнеполитической точки зрения борьба с фальсификацией истории приносит России одни минусы. Авторитет страны от этого явно не увеличивается. Так что, это, очевидно, игра на внутреннюю публику». Если исходить из такой логики, то тогда, видимо, авторитет России сильно выиграет, если солидаризуемся со скандальной резолюцией ПАСЕ, признаем Бандеру и Шухевича героями борьбы за национальное освобождение и т.д. и т.п.
Необходимо подчеркнуть со всей силой, что никакие оправдания в информационной войне, которая ведётся против России 24 часа в сутки, не помогут; к тому же формулировки, в которые подобные оправдания упаковываются, выглядят порой как минимум странно. Вот, например, утверждения о том, что Россия и Польша были союзниками в той войне. Да, была «другая Польша», Польша не Юзефа Бека и Рыдз-Смиглы, но Польша Сикорского и Галлера. Но вряд ли воспоминание о военном братстве русских и поляков изменит господствующие в польском общественном сознании умонастроения, в соответствии с которыми именно Россия, а не Германия - вековечный враг польской государственности.
Представителям политических элит Польши, государств Прибалтики и некоторых других никакие оправдания не нужны. Им нужны другие вещи. Положение оправдывающегося, к тому же в условиях отсутствия ясных идеологических ориентиров и твёрдого сознания исторической преемственности Российской Федерации по отношению к Советскому Союзу и Российской империи ставит российское политическое руководство в сложное, более того - проигрышное положение, особенно, если учесть, что актуализация фактов прошлого не только преследует конкретные политические цели, но и сопряжена, как правило, с серьёзными финансовыми притязаниями. Доказательства находим у Леха Качиньского, полагающего, что русские, действуя в рамках пакта Молотова - Риббентропа, всадили нож в спину полякам, оказывавшим сопротивление немцам. Не Польша, по мнению пана президента, должна учиться смирению, а другие. Те, кто начал эту войну, кто её развязал. И речь тут явно не о государстве Ангелы Меркель. "Бои сентябрьской кампании продолжались под Коцком до 6 октября. После этого настала ночь оккупации. Ночь, в которую совершили преступление, за ней пришел Освенцим, Холокост и Катынь. Можно задать вопрос, что общего между Холокостом, который проводился нацистской Германией, и Катынью, реализованной советской Россией. Есть одно общее между этими преступлениями, несмотря на то, что они отличались масштабами. Евреев убивали за то, что они были евреями, а польских офицеров убили за то, что они были польскими офицерами». Таким образом, мы видим, что из Польши звучат прямые, ничем не прикрытые обвинения России в осуществлении геноцида. А министр иностранных дел Великобритании Милибэнд, решительно отбрасывая сомнения, утверждает, что именно Советский Союз напал на Польшу 17 сентября на основании пакта Молотова - Риббентропа. По его мнению, Вторая мировая война не ограничивается периодом 1939-1945 годов. Ведь для многих азиатских стран война началась ещё в 1931 г., а страны Центральной Европы после освобождения от нацизма оказались под игом советской оккупации, продолжавшейся 45 лет. То есть геноцид продолжался вплоть до 1990 года.
Есть ещё вопросы?
Один вопрос безусловно есть. Как противодействует всему этому Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России?
В «катынском деле» в ближайшее время начнётся новый этап. Потомки расстрелянных, по официальной версии, русскими польских офицеров обратились в Страсбургский суд по правам человека. Дело принято к рассмотрению и будет рассмотрено в приоритетном порядке – якобы вследствие престарелого возраста многих истцов. Не ошибёмся, если скажем, что вердикт будет оглашён к 65-й годовщине победы Советского Союза в Великой отечественной войне. От Москвы потребуют выплаты «компенсаций» порядка 100 тысяч евро за человека.
А там – лиха беда начало. Официальные «оптимисты по должности», отрапортовавшие о закрытии, якобы из-за кризиса, комиссий по подсчёту убытков от «советской оккупации» в прибалтийских странах, сильно поторопились. Не для того те комиссии создавались, чтобы закрыться при первом дуновении кризисного ветерка. Так что если в «боях за историю» всё будет разворачиваться, как сейчас – то есть Запад будет наступать, а официальная Россия вяло и неуверенно огрызаться, – то задуманное превращение России в «страну с ограниченными возможностями» станет делом не столь уж отдалённого будущего.
________________________
1 Российская Газета. – 2009. – 1 сент.
http://www.fondsk.ru/article.php?id=2452