И еще одна, уже скорее послевоенная фальсификация. Когда в Европе улеглась ненависть к фашизму, а стало усиленно раздуваться обвинение в адрес коммунизма, социализма, Советского Союза, можно было попытаться реабилитировать и Гитлера, пристегнуть его к европейским цивилизантам. Возникла версия о том, что фашистская Германия начинала превентивную, предупреждающую войну против Советского Союза, для спасения европейской, ни больше ни меньше, цивилизации (!).
Каков почерк, Белград бомбили в 1999 г ., чтобы спасти атлантическую солидарность и цивилизацию, Багдад сжигали, чтобы предупредить применение химического оружия Хусейном против мировой цивилизации. (Оружия, правда, такого не оказалось, но неважно - дело было сделано). Так начинаются войны или, как говорил Наполеон: «Начинайте военные действия, а юристы потом все оправдают» или «Клевещите, клевещите, что-нибудь да останется» – эта истина клеветников и поныне в ходу. Помните, как с неожиданной легкостью вышли у нас несколькими массовыми тиражами книги предателя и фальсификатора Суворова-Резуна, который отрабатывал предательство (он сбежал из органов КГБ и передал западным разведкам наши секреты). Он писал даже не о превентивном нападении Гитлера, а о том, что Сталин сам первый должен был напасть на Германию 6 июля 1941 года. Эта ложь ничем не подкреплялась. (Известный израильский историк Г. Городецкий, как и другие, писал, что «к июню 1941 года ни механизированные войска Красной Армии, ни ее ВВС не находились в состоянии боевой готовности».) Вокруг каждой грандиозной битвы (Сталинград, Кавказ, Ленинград, Москва, Орловско-Курская дуга, Днепровской операции, Берлин) разворачивались после войны споры, дискуссии, а многие из которых навязывались причинами конъюнктурными, отражающими некие политические и идеологические ситуации или амбиции. Некоторые дискуссии были профинансированы антироссийскими силами и носили Заказной характер. Не предмет нашего пленума обсуждать это, а скорее дефицит времени не позволяет развернуть широкий разговор об этом. Но мы должны понимать, какой широкий фронт лжи и клеветы до сих пор развернут против нашей страны, армии и народа в связи с событиями Второй Мировой войны.
И вторая, важная задача нашей встречи.
Мы хотели бы сегодня еще раз подчеркнуть великую миссию нашей литературы, русской литературы, литературы всех народов России в великой Победе, способствовавшей сплочению сил перед лицом злейшего врага, показавшей высочайшие образцы публицистики, прозы, поэзии, драматургии. Мы должны отдать должное нашим предшественникам, которые в годы войны в воинском стане воспевали подвиг и мужество воина и труд работников тыла, а в послевоенное время осознавали и художественно воплощали в своих произведениях драму и героизм войны, склоняли голову перед жертвами и славили героев. Именно «Высокое слово правды», как обозначен девиз нашего пленума, помогло выстоять нашим воинам в окопах Сталинграда, предгорьях Кавказа, на Курской дуге, форсируя Днепр и Вислу, штурмом беря Кенигсберг, Будапешт и Берлин. Из глубины времени мы не можем не восхититься литературой Великой Отечественной войны и, как бы не иронизировали эстеты и сторонники постмодернизма об излишней привязке к реальной теме, событиям фактическим, она действительно была одним из видов «боевого оружия».
Писатели сразу встали в прямом смысле сразу в строй бойцов. Из 800 членов Московской писательской организации уже в июле 250 человек ушли на фронт. Белорусская и ростовская организации почти целиком устремились на линию огня. Все ленинградские писатели были в зоне боевых действий.
Всего в годы войны на фронте было больше 1000 писателей, из них 417 погибли.
Следует еще раз сказать: Литература Великой Отечественной, литература об Отечественной – это великая литература, это золотые страницы нашей отечественной словесности.
Назовем всего некоторые из них, которые невозможно не знать, нашему человеку, без которых невозможно понять истоки нашей победы. «Они сражались за Родину», «Наука ненависти», «Судьба человека» М.А. Шолохова, «Василий Теркин» А. Твардовского, «Русские люди», «Дни и ночи» Симонова, «Русский характер» А. Толстого, «Фронт» А. Корнейчука, «Морская душа» Л. Соболева, «Непокоренные» Бориса Горбатова и послевоенные «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Горячий снег» Ю. Бондарева, «Мой Сталинград» М. Алексеева, «Пастух и Пастушка» В. Астафьева.
Снова, как в любой другой период, необходимо было поставить историю в пример нынешним тяжелым временам. Появились и переиздавались произведения об Александре Невском, Суворове, Кутузове, Дмитрии Донском. Алексей Толстой развернул историческую панораму «Петр I», о преодолении трудностей, отсталости, низкопоклонства в тяжелые времена XVIII века, Симонов о ледовом побоище 1242 года, запомнившимся поражением тевтонских псов-рыцарей и др.
Нельзя знать историю войны и победы, не зная песен того времени. На второй день Отечественной встала в строй песня-знак, песня-оберег «Священная война» Василия Лебедева-Кумача, а затем «Песня смелых» («Смелого пуля боится») и «В землянке» А. Суркова, «Жди меня» К. Симонова, «Песня о Днепре» Долматовского, «Шумел сурово Брянский лес» А. Софронова, «Соловьи», «На солнечной поляночке» Фатьянова. Не забудем, что в 1943 году С. Михалков и Г. Эль-Регистан написали гимн Советского Союза. И потрясающий факт: в 1943(!) году Михаилу Исаковскому, автору всенародной «Катюши», песен «На позицию девушка…», «Лучше нету того свету» и др. была присуждена Государственная Сталинская премия.
Необходима была оперативность, немедленное отражение события. Вспоминал дни ленинградской блокады Н. Тихонов: «Бывали дни, когда листовка была важнее рассказа, важнее любой поэмы». И как говорил один генерал: «Исполнить немедленно, а то и раньше». Все чувства горечи и жажды победы надо было быстро выводить к читателю. Поэтому в газетах появлялись острые и осмысленные, стратегические, скажем, публикации. Все писатели были в те дни публицисты. Великой остроты и смысла были статьи Алексея Толстого «Что мы защищаем», «Стыд хуже смерти» Л. Леонова – «Поступь гнева, письмо неизвестному американскому другу», И. Эренбург – яркий, страстный публицист. (Как сказал М.И. Калинин – «Эренбург Ведет рукопашный бой с фашизмом.)
Газеты издавались на языках народов СССР. Участие в них принимали украинцы: А. Корнейчук, М. Батан, М. Рыльский, Д. Довженко; белорусы: Я. Купала, Я. Колос, П. Бровка; литовцы: Соломея Нерис, А. Венулова; латыши: Я. Судрабкала, В. Лацис, А. Утст; эстонец Якобсон.
Мы можем гордиться, что на Северном Кавказе воевал отряд имени Лермонтова, в Белоруссии им. Горького. Именами Пушкина, Владимира Маяковского, Максима Горького называли самолеты и танки. Писатели и поэты народов всего Союза, всей России соединяли свое слово против врага. Не только защитников Ленинграда, но и всех советских людей потрясло слово-призыв старейшего писателя страны казаха Джамбулы Джабаева, надо назвать поэму «Декабрьская песня» М. Карима, «Фархадом он звался» Зульфии, «Слово об одном полку» Якова Ухсая, «Непобедимый Кавказ» Григора Абашидзе, «Партизаны Кабарды» Хавпачева, сборник стихов Уматалиева «Герой» и «Стихи победы», «Великий марш» М. Элебаева, сборники Кайсына Кулиева, пьесы М. Ибрагимова «Маххабет», «Муканна», Х. Алимжана «Батыр Курманбек» К. Джантоева. К жизни были вызваны классики литератур народов страны. В этот ряд встал и Коста Хетагуров, этот осетинский Леонардо да Винчи, 150-летие которого мы отмечаем в этом году.
Подводя краткий итог можно закончить эту часть словами Алексея Толстого, который в 1942 году сказал: «Воюющий народ, находя в себе больше и больше нравственных сил, в кровавой и беспощадной борьбе, где только победа или смерть, все настоятельнее требует от литературы больших слов. И советская литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа». (А.Т. т. 10. с. 553.)
Может быть, как нигде, здесь на Кавказе, где проходила одна из судьбоносных битв Великой Отечественной войны, когда под Сталинградом и здесь, на гребне кавказских гор, решалась судьба страны, любая попытка агрессивно, злобно, по варварски решить судьбу народа воспринимается в штыки, встречает сопротивление. Поэтому, наверное, единодушна была осуждена агрессия правителей Грузии против народа Южной Осетии, стремление осуществить полный геноцид и уничтожение веками живущих здесь осетин. Поэтому абсолютное большинство наших людей поддержали решение Президента и Правительства России оказать помощь народу Осетии в отражении Осетии и принудить к миру взбесившегося грузинского руководителя. Поэтому наш пленум и соборная встреча начались в Цхинвале, где мы выразили сочувствие и поддержку жителям Южной Осетии, нашим соотечественникам, где склонили голову перед жертвами агрессии. Мирными жителями и солдатами миротворцами. В Цхинвале еще видны следы агрессии, не высохли и не высохнут слезы матерей погибших осетин и российских воинов. Конечно, слово журналиста и писателя должно звучать с болью и страстью, правдиво, искренне. Думаю, что участники нашего пленума исполнят эту миссию. Естественно, что ненависть и злость к агрессору не должны переноситься на грузинский народ. Как было сказано во время Великой Отечественной войны: «Гитлеры приходят и уходят, а народ немецкий остается». Ведь оттуда, из Грузии явилась чудотворная икона Иверской Божией Матери, Грузия дала миру Руставели. Россия знает славных генералов Багратиона и Цицианова, поэта Чавчавадзе и художника Пиросманишвили, композитора Мурадели и водрузившего флаг Победы над Берлином вместе с русским Егоровым Милитона Кантария. Грузия родила и Сталина. Думаем, что агрессивность, злоба и нетерпимость уйдут с грузинской земли и она снова станет местом радости, дружелюбия и гостеприимства.
Еще раз хотелось подчеркнуть, что Россия и Северный Кавказ превратились в единое целое. Это один из ее многообразных цивилизационных центров, это – существенная, многоцветная, многогранная часть России, ее культуры, многообразия. И нам всем давно надо понять, что, утверждая самобытность и оригинальность каждого народа, его языка, мы с не меньшей страстью и усилиями должны утверждать наше единство и слитность в масштабах единого государства. Нам в очередной раз перед лицом злейшего врага – терроризма – надо вспомнить и воссоздать исторические примеры и образцы нашего единения, взаимопонимания и общей дружбы. Опереться на них, утверждать их как историческую часть многовековой российской цивилизации. Думаю, немалую толику в это понимание, дружелюбие, братство может внести наша премия «Кавказское рукопожатие», которую мы предлагаем утвердить на нашем пленуме. Хотелось бы, чтобы премия была действенной, действительно заметной и, в некотором смысле, знаковой для всей нашей литературы. Чтобы присуждалась она не за принадлежность к Кавказу, Южному Федеральному округу, а за талантливое явление в области культуры, литературы, в сфере нравственности и духа. Любовь, дружба, братство не должны быть только застольными понятиями, они должны укрепляться словом и делом, мыслью и поступком, нашим общим вниманием и постоянным служением. И думаю, что наш пленум, наша соборная встреча должны быть важной вехой на этом пути.
*Выступление на Соборной встрече и Пленуме Союза писателей России во Владикавказе
Валерий ГаничевПриглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала:
"Русская беседа"
http://voskres.ru/idea/ganichev3.htm