Сергей Птичкин Броня крепка...Почему День танкиста, приходящийся на второе воскресенье сентября, «громко» отмечаться не будет Когда-то этот профессиональный праздник был одним из самых ярких. К примеру, в гвардейской Кантемировской дивизии устраивали настоящее танковое шоу. Даже в советское время абсолютно закрытый НИИ бронетанковой и военной техники в Кубинке открывал свои ворота для всех желающих и демонстрировал всю мощь мировой бронетехники ХХ века. Телевидение также баловало зрителей эксклюзивными кадрами из истории и современности бронетанковых войск. Когда-то…
В этом году все разом скисло. Официально заявлено, что танки свой век отжили, и для защиты миллионов квадратных километров наших континентальных территорий достаточно будет всего 2000 бронированных машин. Так ли это? И кто вообще считал, сколько и каких танков нужно России?
«Под грозной броней ты не ведаешь ран», - это слова Пушкина. И действительно, только под надежной защитой Россия может чувствовать себя в безопасности. Сокрушительную мощь «стальных машин, где дышит интеграл», увидел и воспел поэт-символист Александр Блок.
Инженерную суть конструкции танка уловили в СССР, где действительно были созданы лучшие в мире машины: Т-34/85 и ИС-2. У них имелись недостатки, обусловленные техническим уровнем и технологическими возможностями отечественной промышленности того времени. И, увы, не было понимания в советских военных кругах истинной роли танка в современной войне. Поэтому на первом этапе Великой Отечественной не грозные советские Т-34, а примитивные, в общем-то, немецкие Т-III правили бал на поле боя. Но стратегию развития танкостроения ХХ и даже ХХI века определили мы, русские, а не немцы.
Не столь уж и давно из уст влиятельного чиновника, прямо отвечающего за оборону и оборонку, прозвучала фраза: Курских битв на территории России больше не будет, а, значит, танки нам и без нужды.
Спорить на эту тему смысла нет. Полтавско-Бородинских сражений тоже никогда не состоится, значит, пехота и артиллерия свой век отжили? Парадоксально, но фактически никто и никогда не оценивал настоящую роль бронетехники в современной войне. Выводы всегда делались какие-то фрагментарные. Считается, что танки не сыграли никакой заметной роли ни во Вьетнаме, ни в Ираке, ни в Чечне, ни в Афганистане периода советской интернациональной помощи и современной американской борьбы с талибами. Так ли это?
Если кто забыл, то в 1975-м именно Т-54 ворвались в Сайгон, застолбив победу Севера над Югом. В Афганистане, когда мы там воевали, любая механизированная колонна считалась прикрытой, если в ее составе был хотя бы один танк. А танк, стоявший на защищенной горке, вообще контролировал всю обозримую окрестность. Даже гордые спецназовцы единодушно соглашаются: лучшим противоснайперским средством, что в Афгане, что в Чечне был и остался танк.
Войска НАТО в современном Афганистане трусливо сидят на своих базах потому, что у них нет достаточного количества эффективной брони. И дело даже не в том, что Запад оказался не в состоянии доставить в Афганистан свою бронетехнику, хотя там ее действительно минимум. Современнейшие «Абрамсы», «Леопарды» и «Леклерки» натовская «военная мысль» просто не способна эффективно использовать для борьбы с талибами. Инерция мышления не позволяет. Они - и мы, увы - уверены, что танки в горах и городах бесполезны.
Но почему тогда «допотопные» Т-54, Т-55, Т-62 по сей день любимы теми же афганцами? Почему «дремучий» Т-72 стал самым массовым танком в мире? Почему злобные боевики-чечены больше всего ненавидели танкистов, а не десантников? В горах и в городе Грозном, как считается, мы только теряли свою бронетехнику. Но виноват во всех грехах вдруг оказался танкист Буданов - в первую очередь! Почему?! Да потому, что именно он и лишь его бронетехника обеспечивали мир и стабильность в конкретно взятом регионе.
Как-то осталось за кадрами истории чеченской войны то, что особым пунктом в Хасавюртовских соглашениях значилось требование в первую очередь убрать с территории Чечни танкистов с их «восьмидесятками».
Не «зловредных омоновцев» и не «крутых вэдэвэшников», а именно танкистов и Т-80! Никто этот факт не анализировал и о нем не задумывался.
Что такое Т-80? Это отдельная и до конца не понятая страница бронетанковой истории современной России. На этой машине стоит газотурбинный двигатель. Считается, что его установили не от хорошей жизни – не было на то время, в восьмидесятые годы, у нас мощных и качественных дизелей (их и сейчас нет), а к Ла-Маншу прорваться военная доктрина требовала. И задача у газотурбинных машин, как считали военные стратеги, была ограниченной: промчаться на огромной скорости по европейским автобанам до атлантического побережья Франции, а там – хоть трава не расти. Когда проблема такого прорыва отпала, то почти сразу был утрачен интерес и к машине. Основная озвученная причина: Т-80 дорог в производстве и эксплуатации, требует от экипажа повышенного к себе внимания. Если бы с теми же критериями подходили к обновлению авиапарка, то наши соколы по сей день летали бы на поршневых и фанерных истребителях – дешево и просто.
Между тем, установка на Т-80 прекрасно отработанного и высокотехнологичного ГТД открыла перед танком совершенно уникальные перспективы. Машина оказалась очень легкой в управлении, ее ход настолько плавен, что тяжеленный танк спокойно идет по снежному насту, не проваливаясь в него. Заводится мотор в любую стужу с полоборота и не глохнет, даже если машина утыкается в непреодолимую преграду. Т-80 обладает поразительной прыгучестью. Опытный механик-водитель может с места улететь на длину корпуса машины. Что это дает в бою? В Чечне были случаи, когда именно такая способность позволяла Т-80 избежать поражения из РПГ. Заметив выстрел, механик жал на газ, машина слетала с места, ракета пролетала мимо.
На одной из международных оружейных выставок я был свидетелем, как тогдашний начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны, генерал-полковник Сергей Маев знакомился с немецким «Леопардом» последней модификации. Танк ему очень понравился.
Но интересно было суждение офицера бундесвера, представлявшего машину. По его словам, лучшим танком современности все-таки является Т-80У.
И в маневренном танковом поединке у «Леопарда» из-за его тяжеловесности и медлительности шансов победить практически нет. Но - это было самым главным - немец сказал, что вся система управления современным боем, принятым у них, просто не допускает лобового столкновения. Танки противника, те же Т-80, еще только выйдут на исходные позиции, а информация о них уже будет обработана бортовым компьютером «Леопарда». Соответственно будут подготовлены все данные на стрельбу. И, когда Т-80 покажется в обозримом пространстве, он будет поражен первым выстрелом. Надо думать, что начальник ГАБТУ это учел. Во всяком случае, Т-80У оснастили комплексами БИУС – это боевая информационно-управляющая система - которые не уступают тем, что стоят на лучших танках НАТО. Вписать бы эти БИУСы в общее информационное поле современной войны...
Т-80 проектировали в КБ Кировского завода. Еще в то время, когда мэром Питера был Анатолий Собчак, танковое производство с завода убрали. Выпуск танков продолжился в Омске. В Сибири, каким-то чудесным образом, образовался прекрасный конструкторский коллектив, который не только создал Т-80У, но и «Барс», и даже «Черный орел» на базе все того же газотурбинного танка. «Черный орел» - это название предложил директор завода транспортного машиностроения в Омске Андрей Вишняков. Машина получилась необычная. Экипаж находился в хорошо защищенном корпусе, башня была необитаема, а к ней присоединялся «магазин» со снарядами. Решалась «нерешаемая задача» - разделение боеприпасов и экипажа. Более того, перезарядка боекомплекта осуществлялась за счет смены «магазина», а не загрузки снарядов через люк башни. Этот поистине революционный подход дал отсчет новому поколению танков. Мы первые! Были и остались!!! Кто это оценил? Никто! Андрея Вишнякова уволили, затем существенно «оптимизировали» КБ завода. Да и танки в Омске сейчас тоже не выпускают.
Сегодня определено, что всю территорию России защитит всего пара тысяч Т-90.
Что такое Т-90? Ухудшенный дизельный вариант Т-80, который удалось продвинуть лишь потому, что создавался он в Свердловской области в то время, когда ее обкомом КПСС руководил Борис Ельцин. Став первым президентом России, Ельцин и обеспечил преференции Нижнему Тагилу с его танковым производством. Странно, конечно, что нынешняя власть, всячески позиционирующая себя с Санкт-Петербургом, напрочь забыла, что сакральный танк СССР, ИС-2, ставший одним из основных символов Победы, родился в Ленинграде, на Кировском заводе. Там же, где и лучший танк ХХ века - газотурбинный Т-80. И более чем странно то, что люди, определяющие стратегию безопасности России искренне уверены: танки нашей огромной континентальной стране не нужны.
С праздником всех нас, с Днем танкиста!
http://www.stoletie.ru/obschestvo/brona_krepka_2009-09-11.htm