«Успешный человек — это личность, живущая в гармонии с Божественным замыслом и о себе, и о других». Слово Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном акте во Дворце Республики Минска 25 сентября 2009 года
Ваши Высокопреосвященства, дорогие отцы, братья, сестры, дамы и господа!
Для меня большая радость встретиться с вами здесь, во Дворце Республики, поговорить от сердца к сердцу, поделиться мыслями, которые посетили меня при соприкосновении с вашей жизнью, с реальностями Белоруссии. На балконе этого зала находится замечательный баннер, где написано: «За сильную и процветающую Беларусь». Позвольте мне присоединиться к этому лозунгу — не как иностранцу, не как человеку, который приехал откуда-то, а как человеку, для которого судьба Белоруссии означает не меньше, чем судьба России или судьба Украины. Потому что Патриарх, возглавляя все духовное наследие Киевской Руси, имеет непосредственное отношение к жизни каждого народа и с каждым народом отождествляет свою жизнь, посвящая каждому народу свои молитвы и свое воздыхание ко Господу.
Я рад свидетельствовать о том, что возрождение Православия в Белоруссии, по которой некогда особо жестоко прошелся каток атеизма, сегодня имеет огромное значение для возрождения страны, ее духа, ее традиций, нравственного самоопределения людей. Почему я говорю о нравственном самоопределении человека? Потому что прошло время, когда кто-то с высоты светской или церковной власти мог требовать от людей непременного и жесткого исполнения указаний, особенно в такой внутренней сфере, как духовная жизнь человека. Каждый человек создан Богом свободным, и эта свобода, в первую очередь, обеспечивает способность отличать добро от зла. И кто может быть самым грозным судьей человека, как не сам человек и его совесть? Поэтому когда мы говорим о нравственном самоопределении человека, мы говорим о таком нравственном выборе личности, общества и даже государства, который соответствует совести.
Церковь призвана оберегать этот тонкий инструмент — человеческую совесть. Церковь призвана вдохновлять людей на то, чтобы ни при каких обстоятельствах они этот голос в себе не заглушали. И в этом смысле традиция единой Святой Руси является очень мощным фактором, определяющим систему ценностей. В современном мире очень легко заблудиться, система ценностей искажена, часто правда мешается с ложью. Нередко человеку очень трудно понять, где правда, а где ложь, и куда идти. А то, что мы сегодня называем глобализацией — это мощные инокультурные влияния, которые входят в жизнь этносов, Церквей, религий. Поэтому особенно важно понимать систему ценностей, которой мы живем и которая для нас является самым важным фактором, определяющим, в том числе, нашу религиозную и национальную принадлежность.
Я благодарю Бога за то, что Православная Церковь Белоруссии, несмотря на тягчайшие обстоятельства своего исторического бытия, сохранила это духовное воздействие на свой народ. И никакого диктата, никакой власти, никакой внешней силы в этом воздействии нет. Это воздействие не напоминают раскаты грома, скорее в нем — тонкое дуновение ветра. И когда люди чувствуют теплый благодатный ветер, они сами обращаются лицом к этому движению воздуха. Собственно говоря, воздействие Церкви на умы и сердца людей заключается не во власти, не в диктате, не в употреблении силы, а в этом легком дыхании ветра, в этой способности передавать людям Слово Божие, которое только и является носителем окончательной Истины, столь необходимой для полноты человеческой жизни. И вот тогда поворот человека в сторону этого дыхания является сознательным, свободным, разумным, а потому и непререкаемым для самого человека. Его никто не повернул в эту сторону, никто не дернул за руку, он сам отозвался.
Как важно, чтобы Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не отождествляла себя с властью, силой, могуществом, но имела возможность смиренно и спокойно свидетельствовать о правде Божией, которая, прикасаясь к человеческому сознанию, разворачивает личность в сторону вечных, Божественных ценностей. И тогда не будут страшны никакие глобализации, никакое влияние извне, если у людей сохранится эта способность разворачиваться навстречу Божиему дыханию, дыханию Божественной любви.
Беларусь расположена между Россией и западным миром и является частью православной цивилизации. Беларусь — это никакой не мост, никакой не шлюз. Рассуждая иначе, можно дойти до того, что мосты и шлюзы будут восточнее Смоленска. Православная страна Белоруссия, в которой живут люди других религий, других конфессий, оставаясь православной, одновременно несет на себе печать самой западной части Святой Руси, пограничной зоны. Она соприкасается с другими мирами и другими цивилизациями. Не всегда в истории соприкосновение это было легким, иногда оно было трагическим. Ведь именно здесь в 1941 году наши братья и сестры первыми встретили удары немецких штыков и встали на защиту своего Отечества. А если вспомнить всю историю — с ее переменами границ, изменениями властных структур, — народ часто был объектом приложения этих разных политических сил.
Один батюшка, которого я очень уважал — не буду сейчас называть его имени, но его хорошо помнят особенно священнослужители Белоруссии старшего поколения, — рассказывал мне, что происходило во время войны, когда он должен был защищать свой народ, свой приход. К нему приходили немцы и требовали, угрожая оружием, выдать партизан, сдать защитников Отечества. Ему нужно было найти правильные слова, чтобы деревню не спалили, к стенке народ не поставили. Это не была простая дипломатия, отстаивающая принципы с открытым забралом — нужно было набраться мудрости и смирения перед лицом этого жизненного и столь опасного выбора. Тот батюшка сумел защитить свой народ. Он рассказывал мне также о том, как пришли партизаны и стали склонять его на то, чтобы он непременно завтра же утром поднял народ против немцев, которые должны были якобы прийти в это село. И каким-то внутренним чувством этот батюшка вдруг понял, что здесь что-то не то, и рассказывал мне: «Думаю, Господи, как бы мне на улицу выйти хоть на мгновение». Выпустили его из хаты, отошел на несколько метров и вдруг увидел, что партизаны пулеметы ставят не в сторону дороги, а в сторону леса. И понял, что это никакие не партизаны, а изменники, которые провоцируют его на конфликт, в результате которого погибла бы деревня. И хватило у этого батюшки воли, смелости, сил пойти на конфликт с этими людьми. Ну а вдруг это были бы настоящие партизаны? И пришили бы батюшке коллаборационизм. То были не партизаны, и своей пастырской совестью, своим чутьем он это почувствовал и защитил свой народ — еще не один раз.
Позвольте процитировать замечательные слова белорусского поэта Максима Богдановича: «Трудолюбивая пчела умеет собрать мед и с горьких цветов». Такова судьба Белоруссии. И с горьких цветов, с горьких трав — этих конфликтов межгосударственных, межцивилизационных — народ, вдохновляемый Церковью своей, ориентируемый на подлинную систему ценностей, умел собирать мед.
Я бы хотел несколько слов сказать об успехах Белоруссии. Конечно, я пастырь, и в первую очередь для меня важны духовные успехи, а ваши успехи заключаются в росте религиозного сознания, в увеличении количества храмов, в обращении интеллигенции к Церкви, в способности Церкви вести диалог с современным обществом. Но, тем не менее, мне хотелось бы сказать и о других важных достижениях вашей страны.
Беларусь не имеет богатых минеральных ресурсов, здесь не существует никакой тотальной системы налогообложения населения, страна созидает свой общественный и экономический вклад, основываясь на трудолюбии, трудовой культуре и свободном волеизъявлении белорусов, всех вас — тружеников этой земли. При этом, несмотря на внешнюю критику, с которой вы все знакомы и я знаком, в стране существует высокая степень общественного согласия. Ощутимую стабильность белорусскому обществу придает, в том числе, несомненно, созидательная роль Православной Церкви и доброе отношение Православной Церкви с другими конфессиями. В стране нет межконфессионального напряжения, а есть уважительные отношения между разными религиозными группами. Я считаю это большим достижением Православной Церкви, лично владыки митрополита Филарета и, конечно, руководителей тех религиозных групп, с которыми Православная Церковь входит сегодня в добрые и партнерские взаимоотношения.
Созидание государственности и национального характера невозможно без глубокой связи с историческими корнями народа, с его церковной и светской культурой. На органическом единстве высокой духовности и самобытности характера белорусского народа зиждется здание государственности в Белоруссии. Та же реальность всегда присутствовала в национальном строительстве в России, на Украине, в Молдове. Мы, действительно, братья не только по вере, но по мироощущению, по национальному самосознанию, по традиции, в том числе, и общинного строительства. Историческая взаимосвязь народов, которые вышли из Киевской купели Крещения, отражена ведь не только в наших общих истоках, но и во всех сферах культуры, просвещения, учености, искусства.
В Беларуси находится один из трех Софийских соборов Древней Руси, монументальный памятник архитектуры, построенный в середине XI века в Полоцке при князе Всеславе. Он является символом единой духовной реальности Святой Руси. София Киевская, София Новгородская, София Полоцкая — это как бы маяки, с одной стороны, освещающие наше общее пространство, а с другой стороны как крепостные стены — свидетельствующие о единстве этого духовного пространства, о его силе и о его способности защищать свою самобытность. Сегодня сквозь толщу веков эти храмы напоминают нам завет предков о братстве, единстве, взаимопомощи, несмотря ни на какую политическую конъюнктуру. Все вторично — первична наша общность, из нее должна вырастать политика. Политика не может корректировать базисные ценности народа, которые с молоком матери входят в наше сознание. Только такая политика, которая будет учитывать эти духовные, нравственные, культурные базисные ценности единого народа Святой Руси, будет востребована, поддержана народом.
Говоря об этом едином социокультурном пространстве, мы вспоминаем, что многие известные деятели наших народов, деятели литературы, искусства и науки, были по своему рождению белорусами. Белорусские ремесленники и архитекторы создали уникальные памятники и здесь, на Белорусской земле, и за ее пределами. Белорусские писатели занимают значительное место в развитии нашей единой художественной литературы, вне зависимости от того, на каком языке эта литература создавалась. Я говорю о ней как о единой, потому что мы имеем единого положительного героя, а положительный герой впитывает в себя нравственные и духовные ценности народа. У нас один положительный герой, который вырос из замечательной житийной литературы, из книг, из повествований о житиях святых, который вошел в плоть и кровь классической литературы, который даже сохранился в советской литературе, вычеркивавшей слово «Бог» или писавшей его с маленькой буквы. И белорусские писатели занимают такое значительное место в развитии нашей общей литературы. Замечателен вклад в сферу народного образования белорусского первопечатника и просветителя Франциска Скорины. Ведь благодаря его стараниям белорусы одними из первых в Европе, еще в 1517 — 1519 годах, получили свою печатную Библию. Другие его издания также оказали влияние на духовную культуру Беларуси и Украины, способствовали возникновению книгопечатания в Москве.
Различные конфликты, попытки разделить нас и посеять вражду, крушение политических режимов прошлых столетий — все это не смогло сломить волю братских народов к единению. История взаимоотношений народов России, Беларуси и Украины похожа на жизнь трех взрослых братьев, каждый из которых имеет свой дом, свою семью, свои собственные интересы, свое хозяйство. Но каждый из них сознает, что только вместе они смогут противостоять невзгодам и идти вперед.
Православная Церковь как добрая мать хранит в народах-братьях дух верности однажды избранному историческому пути. Народы, когда меняют исторический путь, сбиваются с дороги и уходят со сцены.
окончание следует