Британские ветераны становятся уголовникамиСклонность участников неправедных, так называемых «грязных войн» к противоправным действиям отмечалась уже давно. Свежая британская статистика подтверждает эту тенденцию.
СМИ Великобритании опубликовал данные социологического исследования, которые уже названы «шокирующими». Согласно его результатам среди осужденных преступников Соединенного Королевства 10% составляют ветераны Вооруженных Сил.
Так, газета The Daily Mail сообщает, что в настоящее время за решеткой тюрем Англии и Уэльса находятся примерно 8,5 тыс. отставных солдат. Кроме того, еще 12 тыс. бывших военнослужащих числятся в списках как уже отбывшие положенный срок наказания. Приведенные цифры в 2 раза перекрывают контингент британских войск, расквартированный в Афганистане. Так же отмечается, что проведенный подсчет не учитывает шотландских и североирландских ветеранов, а тогда статистика выглядела бы еще более шокирующей.
Общественное мнение признало данную статистику «позорной» и обвиняет государство в том, что оно фактически бросило военных, уходящих со службы, на произвол судьбы, не поддерживая солдат как в форме консультаций, так и материально. Поэтому для многих отставных солдат решением проблем становятся наркотики и алкоголь. В результате бывшие военнослужащие впадают в депрессию, а то и встают на путь криминала.
После изучения случайно отобранных досье на 90 армейских ветеранов с судимостями (как погашенными, так и непогашенными) было выяснено, что каждый третий из них страдает хроническим алкоголизмом, а каждый десятый является наркоманом.
Чаще всего отставные военные попадают под суд по обвинению в домашнем насилии (треть всех случаев). Примерно пятая часть приговоров выносится в связи с другими тяжкими преступлениями.
Примерно каждый четвертый участник исследования жаловался на посттравматический синдром, но многие из них не подверглись соответствующей диагностике и лечению. Другие страдали от депрессии и психических расстройств. Следует отметить, что разговор идет не о ветеранах вообще, а об участниках боевых действий в Северной Ирландии, Боснии, Ираке и Афганистане.
"Это позор, что многие из тех, кто служил своей родине, теперь томятся в наших тюрьмах, - заявил министр юстиции теневого кабинета Доминик Грив. - Никто не может стоять выше Закона, но очевидно и то, что правительство не оказало надлежащую поддержку нашим войскам после их возвращения домой".
Нужно сказать, что специалисты, занимающиеся посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР), отмечают, что хотя определенные проблемы при возвращении к мирной жизни испытывают многие участники боевых действий, но наиболее остро они стоят у тех, кто сомневается в правоте и обоснованности той войны, в которой он участвовал.
Это одна сторона проблемы. Другая сторона заключается в том нравственном нигилизме, который царит в Британии, при котором многих людей от совершения преступления удерживает часто только инстинкт самосохранения. Причем именно инстинкт, то есть, нечто не совсем осознанное. Человек же, побывавший на войне, перешагивает эту незримую преграду, и его «сдержки» значительно ослабевают. В самом деле, если можно убивать афганцев или иракцев, которые тебе лично не сделали ничего плохого, то почему нельзя так же поступить в отношении ненавистной тещи или соседа, которые постоянно портят кровь?
В этом смысле весьма показателен пример Даниэля Фитцсимонса, сотрудника британских спецслужб, убившего в Ираке своих коллег Пола Макгигана и Дарэна Хоара. По данным расследования, роковая ссора между сослуживцами вспыхнула после ночной попойки.
После ареста Фитцсимонса выяснилось, что он с давних пор и испытывал тяжелую внутреннюю душевную борьбу. Так, в январе 2008 года на своей страничке на сайте Facebook Фитцсимонс почтил память всех погибших военнослужащих странным сообщением. Он признавался в "муках от потери друзей за три с половиной годы службы". При этом, обращаясь к солдатам, находящимся в Ираке и Афганистане, он писал о внутренней душевной борьбе, "выиграть которую будет намного круче, чем в любой другой битве" и желал таким солдатам "быть всегда со своими братьями и никогда не сдаваться!".
По словам представителя иракского Министерства внутренних дел генерала Абдул-Карима Кхалафа, злополучная ссора между Фитцсимонсом и его сослуживцами вспыхнула после их совместных алкогольных возлияний. "Между ними возникли разногласия и Фитцсимонс начал стрелять в своих коллег", - отметил он.
Согласно очевидцам, трое военнослужащих пили водку, а потом начали ругаться. Времени было 4 часа утра, а мужчины находились возле республиканского дворца Саддама Хусейна. В ходе конфликта Фитцсимонс начал угрожающе размахивать пистолетом Beretta перед своими оппонентами. В ответ Хоар и Макгиган попытались его одолеть, но получили смертельные ранения. После этого Фитцсимонс предположительно направился в сторону своего иракского коллеги и прострелил ему ногу, после чего попытался сбежать. Раненый начал кричать: "Помогите! Иностранец убил других иностранцев!". Подоспевшие на место вооруженные конвоиры ООН кинулись в погоню за беглецом. Фитцсимонс начал отстреливаться, но после короткой перестрелки подчинился их требованию сложить оружие и сдаться.
Как мы видим, в данном случае обвинять правительство Британии в том, что оно не помогло адаптироваться убийце нет оснований. Другое дело, что оно втянуло страну и своих военных в эту грязную войну, превращая их в убийц и в потенциальных уголовников.
Степан Михайловhttp://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=5&newsid=9839