Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 03:10:22  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Совет для православных: как и какой крест носить  (Прочитано 32272 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« : 16 Октября 2009, 20:38:39 »

Днепропетровск посетил всемирно известный православный ювелир из Санкт-Петербурга Юрий Федоров. Советы специалиста    
«Я впервые в Днепропетровске. Меня пригласила компания «Ангел хранитель», которая является официальным представителем моих работ в вашем городе. С Украиной до сих пор у меня не было никаких отношений, хотя меня и мои работы здесь знают и любят», - с удовольствием отметил на пресс-конференции Юрий Федоров.

Художник-ювелир тридцать лет занимается церковным искусством. По его словам, когда этим долго занимаешься, то это уже не работа, а определенное служение:

«В современном мире мы мыслим рационально, а в церкви происходит несколько иначе, там больше требуется понимание через любовь и соединение, - сказал Юрий Федоров, - что такое религиозные символы? Слово «символ» само по себе подразумевает соединение, слияние и все древнее церковное искусство оно глубоко символично. Современный человек понимает символ как некий условный знак. В древности на самом деле символ – это  присутствие вот той духовной реальности, которая другим способом в нашем мире присутствовать не может. И поэтому сталкиваешься с тем, что современный человек с большим трудом понимает древние предметы. В церковном искусстве работа художника-ювелира носит второстепенный характер – это такое же средство выражения, как  молитва, с помощью которой мы соединяемся с Богом».

Церковным искусством Юрий Федоров начал заниматься в 1979 году, почти десять лет выполнял заказы митрополита Ленинградского и Новгородского Антония. А с 1996 года художник начал создавать коллекции православных индивидуальных святынь – нательных крестов, образков, складней. В 1998 году были созданы «Художественные мастерские Федорова». Параллельно художник начал исследования в области ставрографии, результатом которых явился выпуск в 2000 году книги «Образ креста», посвященной истории и символике нагрудных крестов.

Коллекции Федорова постоянно экспонируются на многочисленных выставках в России и за рубежом. Его работы неоднократно отмечались почетными дипломами.
Как и какой крест следует носить?

После выхода книги «Образ креста», она  стала своеобразным  учебником по ставрографии внутри Церкви и полезным пособием для церковных художников. Как  специалист по религиозной символике, Юрий Федоров ответил на вопрос: как и какой крест можно носить?   

 «Ношение нагрудного креста серьезное символическое действо, поэтому неслучайно многие задаются вопросом, а как правильно его совершать? Можно ли носить крест поверх одежды? – сказал Юрий Федоров. - Ношение нагрудного креста под одеждой наиболее правильно и полезно для христианина в любых исторических условиях, так как соединение происходит только между человеком и крестом.
В случае наружного ношения появляется третий участник – мир. Когда это христианский мир, как это было в Византии или в Древней Руси, то получается гармоничное соединение с крестом и человека и мира. В современном мире, когда господствующей идеологией все больше становится сатанизм, ношение креста поверх одежды потребует от нас особой ответственности и духовных качеств воина Христова. Если мы готовы, то, наверное, это и неплохо.
Чаще всего крест поверх одежды можно встретить сегодня в женском наряде. Если это искреннее благочестивое желание возродить древнюю традицию сакральных украшений, предварительно построив свою мирскую жизнь по заповедям Божьим, то это заслуживает уважения. Но и здесь следует помнить об опасности осквернить святыню. И конечно, недопустимо легкомысленно носить крест как обычное светское украшение, ибо в этом случае мы невольно нарушим третью заповедь: «Не приемли имени Господа Бога Твоего всуе».

Что касается вопроса, какой крест носить, то нет никакой разница, какой нательный крест у человека. Это его личное дело. Это - индивидуальная святыня. Церковь – это область любви и свободы. Возможно, духовный наставник может порекомендовать, что тому или иному человеку полезней носить. Если мы неформально ведем духовную жизнь, мы почувствуем сердцем, что нам нужно. Когда люди мне на выставках задают вопрос, посоветуйте, какой бы мне крест купить, я отвечаю – выбирайте сердцем».

 

Татьяна Власова, ИА «Время »
http://gazeta.dp.ua/read/sovet_dlya_pravoslavnih_kak_i_kakoy_krest_nosit
« Последнее редактирование: 17 Октября 2009, 11:18:50 от протоиерей Георгий Завгородний » Записан

С ув. прот. Георгий
Виктор Викторович
Ветеран
*****
Сообщений: 624


Просмотр профиля
православный христианин (РПЦ)
« Ответ #1 : 17 Октября 2009, 04:12:54 »

Цитировать
это такое же средство выражения, как  молитва, с помощью которой мы соединяемся с богом
Благословите, отец Георгий!
Вы не привели ссылку на первоисточник, я поискал поиском - и во всех материалах слово Бог написано с маленькой буквы. Наверное, Вы целиком копировали текст и не заметили.
Теперь о словах Юрия Федотова. Не нравятся они мне. Кто из святых Божиих при жизни сказал, что помолился и соединился с Богом? Молитва преклоняет милосердие Божие к человеку, но Бог, как абсолютно свободное Существо, соединяется с человеком исключительно по Своей свободное воле. Так что не мы соединяемся с Богом, но Бог соединяется с нами, как уже воспринял, присоединив к Себе, человеческое естество, вочеловечившись в Господе нашем Иисусе Христе.
Цитировать
ношение креста поверх одежды потребует от нас особой ответственности и духовных качеств воина Христова. Если мы готовы, то, наверное, это и неплохо.
Всегда считал, что раз крест нательный - то и носится на теле. Так и своим детям объяснял, что такова церковная традиция. Ношение креста поверх одежды лицами, носящими священнический сан, неясностей не оставляет - таковы каноны св. Церкви, и касаются только креста священнического(наперсного), который священник может по случаю и снять, оставляя всегда на теле нательный крест. Что касается мирян, то слова Юрия Федотова про ношение креста поверх одежды мне кажутся неверными. Тут и до прелести недалеко - решил, что готов - крест напоказ и ищи в себе "особую ответственность и духовные качества".
Про содержание символов и их значение тоже весьма туманно сказано. Вообще мирянину(пусть он и "всемирно известный ювелир") нужно очень осторожно давать советы, касающиеся духовной жизни и правил церковного поведения.
Цитировать
Что касается вопроса, какой крест носить, то нет никакой разница, какой нательный крест у человека. Это его личное дело. Это - индивидуальная святыня. Церковь – это область любви и свободы. Возможно, духовный наставник может порекомендовать, что тому или иному человеку полезней носить.
Каша какая-то. Что значит - "нет никакой разницы, какой нательный крест у человека"? А как же каноническое изображение Распятия(82-е правило Трулльского собора)? Это тоже "личное дело" человека("а у вас есть такой же, но с перламутровыми пуговицами?"(с))? Весьма странно слышать от ювелира, после тридцати лет воспринимающего свой труд, как служение, такое сомнительное суждение. И тем более, про вариативность рекомендаций духовников в отношении того, какой крест кому носить.
Цитировать
Советы специалиста
Вот пусть уважаемый и всемирно известный ювелир Юрий Федотов, как специалист, дает советы относящиеся к области его специальных знаний. А остальное уж  оставит священникам.
Цитировать
И конечно, недопустимо легкомысленно носить крест как обычное светское украшение, ибо в этом случае мы невольно нарушим третью заповедь: «Не приемли имени Господа Бога Твоего всуе».
Мне кажется, что это скорее нарушение первой заповеди. Отец Георгий, если я ошибаюсь, поправьте пожалуйста.
« Последнее редактирование: 17 Октября 2009, 05:00:48 от Виктор Викторович » Записан
Олег Борисович
Старожил
****
Сообщений: 336


Просмотр профиля
РПЦ МП
« Ответ #2 : 17 Октября 2009, 10:17:35 »

Благословите, отец Георгий!
А ведь я недавно размышлял на эту тему... Даже искал в сети (например http://www.detection.ru/detection/info/crosses/history.html ). Но за недостатком знаний это были "мысли без продолжения". Всё же хотелось бы узнать - основные правила для выбора нательного крестика, коими мог бы руководствоваться мирской человек.
« Последнее редактирование: 17 Октября 2009, 10:23:04 от Олег Борисович » Записан
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« Ответ #3 : 17 Октября 2009, 11:17:53 »

Господне Благословение, ув. Виктор Викторович!
1. Ссылку первоисточника привел, 2. Действительно вначале материала не заметил слово Бог с маленькой буквы, но потом как видим, автор сам приводит вышеозначенное слово, но уже с большой буквы, считаю это просто ошибкой, а не намеренным действием, 3.Считаю излишним в словах ювелира искать догматы, тем более материал был информативного характера и касался сугубо личности человека! В данном случае Юрия Федотова! Это попытка показать, что есть ювелиры, которые делают свою работу не только ради денег.
Взгляните на ссылку Олега Борисовича и почитайте там о Кресте
« Последнее редактирование: 17 Октября 2009, 11:41:57 от протоиерей Георгий Завгородний » Записан

С ув. прот. Георгий
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« Ответ #4 : 17 Октября 2009, 11:58:05 »

Благословите, отец Георгий!
А ведь я недавно размышлял на эту тему... Даже искал в сети (например http://www.detection.ru/detection/info/crosses/history.html ). Но за недостатком знаний это были "мысли без продолжения". Всё же хотелось бы узнать - основные правила для выбора нательного крестика, коими мог бы руководствоваться мирской человек.
Господне Благословение ув. Олег Борисович!
Никаких специальных правил при выборе нательного креста нет, но есть правила изображения самого Спасителя. Например: Среди осужденных на Трулльском Соборе нововведений Римской Церкви, не согласных с духом постановлений Церкви Вселенской, был и распространенный в Римской Церкви обычай изображать Христа в виде агнца, на Которого указывает святой Иоанн Предтеча. В 82 правиле Собор запретил такие изображения и повелел писать “вместо ветхого агнца” Христа в человеческом образе: “На некоторых честных иконах изображается перстом Предтечевым показуемый Агнец... Почитая древние образы и сени, преданные Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству вместо ветхого агнца, да через то, созерцая Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительныя смерти и сим образом совершившегося искупления мира”.

“82-ое правило Трулльского Собора, - пишет прот. Валентин Асмус, - доносит до нас некое предчувствие иконоборческой эпохи. Зная последующие события, когда разгорелись страсти вокруг святых икон, мы можем предполагать, что какие-то подспудные их признаки, своего рода сейсмическое неспокойствие ощущалось уже и в это время. В этом правиле возбраняется делать символические изображения Спасителя; поскольку Христос воплотился, реально явился на земле, то и изображения Его должны быть реалистическими, в образе человека, а не символическими, например, в образе Агнца Божия или ином. Отсюда можно догадаться, что были и противоположные высказывания – в пользу именно символических изображений, как наиболее подобающих”
Для интереса можно взглянуть: http://www.liturgy.ru/docs/4icon3.php
Вообще же желательно носить восмиконечный нательный крест, так как эта традиция нам роднее, и уж никак не стоит носить "барашков" и "рыбок", ведь мы уже вышли из младенчества веры-как результат вышеозначенное правило
Записан

С ув. прот. Георгий
Константин_
Новичок
*
Сообщений: 8


Просмотр профиля
православный, МП РПЦ
« Ответ #5 : 18 Октября 2009, 01:46:03 »

Благословите, отец Георгий!
Спасибо за обращение к этой теме, поскольку многим необходимо просто подержать в руках эту книгу. Она небольшая, всего 109стр.
Книга "Образ Креста" - хорошая книга.
Приобрел её сразу после издания в 2000г. Эта была фактически первая моя книга по истории и символике православных нагрудных крестов.
Вот она стоит на полке: не в пример некоторым изданиям, в ней внимательно отнеслись к тексту. Я приятно удивился, увидев там вкладыш с замеченными опечатками.
И ведь создали фактически 3 человека: Фёдоров, его сын и корректор.
По-моему, настрой книги "Образ Креста" православный и очень спокойный, без экзальтации.
Мне в ней полезно и содержание, и стиль, и оформление (включая иллюстрации).

Вот я внимательно отношусь к комментариям Виктора Викторовича, у него всё в порядке с формальной логикой.
Но здесь, вижу, взяли верх эмоции.
Виктор Викторович считает, что:
1. миряне могут впасть в прелесть "решил, что готов - крест напоказ и ищи в себе "особую ответственность и духовные качества"".
Не думаю.
Да, Федоров не осудил ношение креста поверх одежды, но обусловил ношение наличием у такого человека духовных качеств воина Христова и
готовностью нести особую ответственность, показывая крест мiру. В этом случае, сказал он, "это, наверное, неплохо". В его словах присутствует большая доля сомнения.
(чувство самосохранения очень развито в человеке, а ведь крест - символ жертвенности. Если же говорить про подростковый возраст, то там всегда проходит самоутверждение в группе. И демонстративное поведение все равно будет.
С крестиком под одеждой или поверх)
2.должна быть разница в том, какой крест носить, и у духовников не должно быть "вариативности" в отношении того, какой крест кому носить.
Что ж, я тоже  не стал бы носить на груди раннехристианские символы как замену нагрудному кресту. Здесь я согласен с Виктором Викторовичем и 82-е правилом Трулльского собора.
Ему также не понравились кресты, отлитые Фёдоровым, но это дело личного вкуса.
Но при чем здесь ограничения и установление разницы на образ нагрудного креста?
Полностью согласен с Фёдоровым :"Что касается вопроса, какой крест носить,
то нет никакой разницы, какой нательный крест у человека.
Это его личное дело. Это - индивидуальная святыня".
« Последнее редактирование: 18 Октября 2009, 01:52:51 от Константин_ » Записан

"Все мне позволительно,
но не все полезно.
Все мне позволительно,
но не все назидает.
Ибо, каждый не ищи своего,
но пользы другого".
(1-е Послание к Коринфянам, Гл.10)
Виктор Викторович
Ветеран
*****
Сообщений: 624


Просмотр профиля
православный христианин (РПЦ)
« Ответ #6 : 18 Октября 2009, 03:41:43 »

Вот я внимательно отношусь к комментариям Виктора Викторовича, у него всё в порядке с формальной логикой.
Но здесь, вижу, взяли верх эмоции.
Виктор Викторович считает, что:
1. миряне могут впасть в прелесть "решил, что готов - крест напоказ и ищи в себе "особую ответственность и духовные качества"".
Не думаю.
Да, Федоров не осудил ношение креста поверх одежды, но обусловил ношение наличием у такого человека духовных качеств воина Христова и
готовностью нести особую ответственность, показывая крест мiру. В этом случае, сказал он, "это, наверное, неплохо". В его словах присутствует большая доля сомнения.
Слова Федорова можно понять и так, что выбор способа ношения нательного креста - на теле или на одежде одинаково верен, но во втором случае обусловлен упомянутыми Федоровым правилами. А это, на мой взгляд, не соответствует традиции и канонам св. Церкви.
Цитировать
2.должна быть разница в том, какой крест носить, и у духовников не должно быть "вариативности" в отношении того, какой крест кому носить.
Что ж, я тоже  не стал бы носить на груди раннехристианские символы как замену нагрудному кресту. Здесь я согласен с Виктором Викторовичем и 82-е правилом Трулльского собора.
Ему также не понравились кресты, отлитые Фёдоровым, но это дело личного вкуса.
Поясните, пожалуйста, кому не понравились отлитые(?) Федоровым кресты. Из контекста неясно.
Цитировать
Но при чем здесь ограничения и установление разницы на образ нагрудного креста?
Полностью согласен с Фёдоровым :"Что касается вопроса, какой крест носить,
то нет никакой разницы, какой нательный крест у человека.
Это его личное дело. Это - индивидуальная святыня".
И здесь слова Федорова(и Ваши) можно понять так, что выбор креста оставлен за человеком независимо от  каноничности образа креста. И не совсем корректно упомянута св. Церковь,  как "образ любви и свободы". Свобода Церкви не тождественна вседозволенности выбора человека.
Записан
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« Ответ #7 : 18 Октября 2009, 15:07:07 »

Нательный крест - это не ювелирное укра­шение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он ни был бы сделан, это, в первую очередь, зримый символ христианской веры того, кто его носит. Православные натель­ные кресты имеют очень древнюю историю и по­тому бывают весьма разнообразными по своему виду. Однако самый распространенный право­славный нательный крест имеет восьмиконеч­ную форму, более всего соответствующую фор­ме Креста, на котором был распят Христос.
«КТО ХОЧЕТ ИДТИ ЗА МНОЮ, ОТВЕРГНИСЬ СЕБЯ, И ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ», - СКАЗАЛ СПАСИТЕЛЬ (МК. 8, 34). ПОД КРЕСТОМ В ЭТОМ ЕВАНГЕЛЬСКОМ СТИХЕ НУЖНО ПОНИМАТЬ НЕ ТЯЖ­КУЮ НОШУ, КОТОРУЮ ВОЗЛАГАЕТ НА КАЖДОГО ИЗ НАС ГОСПОДЬ, А СВОЮ СУДЬБУ, ТО ЕСТЬ СУД БОЖИЙ О СЕБЕ. СИМВОЛИЗИРУЯ ПОКОРНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БОЖИЕМУ СУДУ, В ТАИНСТВЕ КРЕШЕНИЯ НА КРЕШЛЕМОГО ВОЗЛАГАЕТСЯ НА­ТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ, КОТОРЫЙ, КАК И КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ, ПОМОГАЕТ ХРИСТИАНИНУ ПЕРЕНОСИТЬ БОЛЕЗНИ И НЕВЗГОДЫ, УКРЕПЛЯЕТ ДУХ И ЗАЩИЩАЕТ В ТРУДНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. КРЕСТ - ЭТО НЕ АМУЛЕТ И НЕ ОБЕРЕГ; ЭТО ЗНАК СОПРИЧАСТ­НОСТИ ХРИСТУ. НЕДАРОМ О ЧЕЛОВЕКЕ, ЖИВУЩЕМ ВОПРЕКИ ЗАПОВЕДЯМ БОЖИИМ, ГОВОРЯТ: «КРЕСТА НА НЕМ НЕТ».
Откуда же берутся эти восемь концов у креста? Казалось бы, их всего четыре. Но да­вайте приглядимся к любой иконе, изображаю­щей крестные муки Господа. Помимо основ­ной горизонтальной перекладины, к которой пригвождены Его руки, мы увидим еще две. Верхняя, прямая и короткая, - это табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский», прибитая по приказу Понтия Пилата над голо­вой Спасителя. Нижняя перекладина, идущая диагонально вниз слева направо, - это подно­жие, к которому прибиты Его ноги.

Когда на восьмиконечном кресте изображен распятый Христос, такой крест становится за­конченным образом Распятия, заключая в себе всю полноту крестных мук Спасителя. Господь незримо и таинственно присутствует в каждом таком кресте, обращая его в великую святыню.

Под ногами Спасителя на нательном крес­те может быть изображен череп. Он символи­зирует прах Адама, праотца человеческого ро­да, первородный грех которого Христос омыл Своей пречистой кровью, даровав, тем самым, людям надежду на вечную жизнь.
ПРАВОСЛАВНОЕ И КАТОЛИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РАСПЯТИЯ
Основное различие в изображении Распя­тия сводится к тому, что католики стремятся как можно реалистичнее передать крестные муки Господа (лик изображает страдание, тело Его провисает под Своей тяжестью, на голове - терновый венец, ноги скрещены и прибиты одним гвоздем), а для православной традиции важнее изобразить ду­ховный смысл искупительной жертвы Христа. На православном кресте Сын Божий как бы распростер руки для объятия, в которое Он призывает весь мир. Лик спокоен и умиротворен. Вся фигура Его выражает Божественный покой и величие; тело Господа не висит, а торжественно покоится на Кресте. Здесь Христос, распятый и умерший, удиви­тельным образом жив в самой Своей смерти. Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно пе­редает догматическую глубину его смысла.

Крестик с католическим Распятием лучше не носить. А если такой все же оказался у вас, его можно хранить в красном углу (так как он все же является святыней) или отдать при слу­чае знакомому католику.
КАК ВЫБРАТЬ НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ...
Из чего только не делают сегодня натель­ные кресты! Золото, серебро, медь, бронза, де­рево, кость, янтарь, разнообразные сплавы и пластмассы... Однако при выборе креста надо в первую очередь обращать внимание не на то, из чего он изготовлен, а на то, соответствует ли его форма православным традициям. В бо­гатстве и разнообразии украшений должно проявляться почитание креста, а не стремле­ние к роскоши. Тем более, что крест должен являться действительно нательным (на Руси его так и называли - тельник), а не выставляться напоказ, и уж тем более, не использоваться в качестве аксессуара или брелока.
...И ОСВЯТИТЬ ЕГО 
Крестик, купленный в церковной лавке или на православной ярмарке, скорее всего уже освящен, о чем вам сообщат продавцы. По­вторно освящать его не стоит - придавать значение тому, кем и где был освящен нательный крест, значит поддаваться суеверию. Если же вы приобрели крестик в ювелирном магазине или не знаете, был ли он освящен, то, чтобы его освятить, нужно прийти в церковь к началу богослужения и обратиться к священнослужи­телю или работникам храма.

При освящении, совершаемом в алтаре, свя­щенник читает две особые молитвы, в которых просит, чтобы Господь влил в крест небесную силу и чтобы он хранил не только душу, но и те­ло носящего его от врагов, колдунов, чародеев и злых духов. Вот почему на многих нательных крестах на оборотной стороне написано: «Спа­си и сохрани». Также на кресте может быть на­чертано начало молитвы Честному Кресту Господню: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази (враги) Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его...» При желании можно попросить батюшку совершить освящение креста в вашем присутст­вии, чтобы соучаствовать в молитве.
МОЖНО ЛИ ДАРИТЬ КРЕСТИК?
Безусловно, можно. Однако такой подарок стоит делать обдуманно и подходить к нему со всей серьезностью. Крестик будет хорошим подарком близкому человеку на именины, или даже без особого повода, если вы привезли его из паломнической поездки по святым местам. Красивый нательный крест, полученный в по­дарок, может стать хорошим стимулом для че­ловека, только собирающегося принять Святое Крещение.

На Руси было принято в особых случаях об­мениваться крестами в знак духовного братотворения у мужчин или кумления у девушек и женщин. Подобным обменом люди показыва­ли, насколько им близок тот или та, с кем они обмениваются крестом.

Также крестик может быть передан по на­следству. И нет ничего страшного в том, что ре­бенок будет носить крест своего дедушки или тети. Судьба у каждого своя, и каждому Господь дает собственное крестоношение - свой путь со своими испытаниями, радостями и скорбями.
Неправда - когда говорят, что получить в подарок или найти крестик – это к несчастью. Совсем наоборот, Крест -  это традиционный подарок. Крест да­рят крестные крестникам. Крест - это часто благословение мате­ри, духовника, старца. Крест, и нательный в том числе, жалуют, как награду. В 1988 году, по благословению Святейшего Патриар­ха Пимена, всем певчим Патриаршего хора были вручены натель­ные кресты с монограммой Святейшего Патриарха.

В нашем языке слово крест имеет двоякое значение. Иногда, говоря о кресте, мы подразумеваем судьбу, жизненный путь, не­избежные скорби. «Это ее крест», - скажут о матери больного ре­бенка. «Ему достался тяжелый крест», - можно сказать о трудной судьбе человека. Именно от этого второго значения слова - крест, как трудность, несчастная доля, и происходит суеверная боязнь найти крест или получить его в подарок. Суеверный человек дума­ет: «Подарили мне крест, а с ним и новую порцию трудностей, не­счастий. Нашел я чей-то крест, а с ним принял к себе и горести этого человека». В таком случае, чтобы уж совсем избавиться от несчастливой судьбы, ему логично было бы снять и свой натель­ный крестик. «Нет креста - нет и несчастий».

Можно вспомнить, что в некоторых местах на Руси существо­вал обычай даже меняться крестами, заключая «крестовое» родст­во. Были такие крестовые братья и крестовые сестры. И никто, пе­редавая свой крест близкому другу, не передавал ему вместе с ним своей судьбы, а лишь как бы клялся в вечной памяти. Ведь крест - это было единственное неснимаемое и несменяемое имущество человека до самой смерти. И крест друга всегда напоминал о нем.

Так что, если вам подарили крест, с благоговением примите подарок и найдите ему достойное применение или место в своем доме. Не стоит бояться и поднять оброненный кем-то крест. На­против, грех будет, если вы оставите его лежать на земле или на полу, ведь крест - это святыня, и обращаться с ней следует почти­тельно. Мне приходит на память одна пожилая женщина. Она как-то нашла простой алюминиевый нательный крестик. Дома она на­клеила его на старенькое Евангелие, где крестик с обложки уже стерся, и когда прикладывалась к нему, то часто говорила: «Этот крестик не купленный, его послал мне Сам Господь». Она была ду­ховным человеком и видела события и вещи глубоко.
ПЕРВЫЙ КРЕСТИК РЕБЕНКА
По православной традиции ребенка крестят на 40-й день после его рождения. Многие роди­тели боятся, что нательный крестик в столь юном возрасте помешает малышу или даже бу­дет представлять для него угрозу. Действитель­но, золотую или серебряную цепочку ребенок может порвать или она может натереть шейку. А вот крепкая суровая нитка, длина которой не позволит дотянуть крестик до рта, не должна представлять опасности, малыш быстро при­выкнет и перестанет проявлять к ней интерес. На случай, если веревочка порвется, следует иметь запасную, чтобы ребенок не оставался без креста.

Чтобы не волноваться, что малыш потеряет свой крестильный крест, многие родители сра­зу после крестин снимают его и убирают в красный угол или подвешивают в изголовье кроватки, а на малыша одевают другой. «Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства невидимых  врагов». - Праведный  Иоанн Кронштадтский.  «Ношение креста - есть упразднение всякого греха, откуда рождается любовь, без которой не может быть ношение креста». - Преподобный Исайя Отшельник.  «Взять крест свой - значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицей от земли на небо». - Святитель Игнатий (Брянчанинов). 
Вот очень полная статья о нательном Распятии. Тема закрыта
« Последнее редактирование: 18 Октября 2009, 15:13:44 от протоиерей Георгий Завгородний » Записан

С ув. прот. Георгий
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!