Назначение миллиардера Петра Порошенко на пост министра иностранных дел многие поспешили окрестить началом эпохи «экономизации» внешней политики Украины. Кум Виктора Ющенко и вправду имеет на внешней арене много экономических, а точнее говоря, бизнес-интересов. Но самое важное остается за кадром: внедрению Петра Алексеевича в структуру правительства предшествовал визит Виктора Ющенко в Вашингтон (это не случайно), а также переговоры ключевых фигур из президентского окружения о поддержке на выборах кандидатуры Тимошенко.
Представление Петра Алексеевича на первый взгляд выглядит несерьезным: какой смысл президенту за несколько месяцев до окончания каденции назначать министра иностранных дел? Порошенко давно ждали и в должности главы НБУ, и в кресле министра финансов, и даже вице-премьера. Сам он не единожды собирался вот-вот занять пост главы правительства.
Но с 2005-го Петру Алексеевичу почему-то не везло. Он лишился поста главы Совбеза, так как был назван Юлией Владимировной главным коррупционером страны, который «мешал» не только ей, но и «честному» (на тот момент) президенту. В начале осени того же года Порошенко, а затем и Тимошенко были отправлены Ющенко в отставку. В 2006-м Петра Алексеевича «прокатили» со спикерством, из-за чего провалилось создание коалиции БЮТ и НУНС, а лидер СПУ Александр Мороз пошел на союз с Партией регионов, в конечном итоге заняв пост главы парламента.
Но сегодня на должность министра он с легкостью проходит, получая 240 голосов ВР: все депутаты НУНС, Блока Литвина и — это самое важное — вся фракция БЮТ.
За сим последовала странно миролюбивая риторика самой Юлии Владимировны. 8 октября во время поездки в Черновицкую область премьер заявляет, что не возражала и не возражает против кандидатуры Петра Алексеевича: «Мы как законопослушные граждане Украины и, кроме того, члены правительства, которые несут ответственность, будем идти согласно Конституции. Если президент вносит кандидатуры, и он хочет проводить такую политику, значит, мы будем поддерживать и помогать, пока он президент».
На следующий день, 9 октября, когда Порошенко уже был назначен, «премьерка» продолжает упорно ссылаться то на Конституцию то на законы: «Я считаю, что мы как действующая демократическая коалиция обязаны исполнять Конституцию, и как действующая власть жить в диктатуре Конституции и закона. И именно поэтому мы продемонстрировали желание находить компромиссы с президентом. Мы продемонстрировали желание объединения всех ветвей власти. Я думаю, что то, что мы сделали такой шаг, для президента также должно быть сигналом к тому, чтобы также помогать сегодня и правительству, и парламенту находить в это трудное кризисное время все пути выхода из ситуации».
Вслед за ней назначению нового министра не мог нарадоваться и вице-премьер по делам евроинтеграции Григорий Немыря, которому в подчинение Петр Алексеевич как бы отныне и прикреплен. А замглавы БЮТ Андрей Кожемякин, ведающий во фракции кадровыми делами, дружбу с «шоколадным олигархом» обосновал так: «Он стал мудрее. Он проанализировал те недостатки, которые были в поведении, поэтому думаю, что у него все будет хорошо».
Показательно, что трое остальных «друзей» президента — Николай Мартыненко, Александр Третьяков и Давид Жвания, которые в 2005-м вместе с Петром Порошенко также с подачи Юлии Владимировны оказались в эпицентре коррупционного скандала, уже давно оставили своего «мессию». Ныне они пребывают в рядах верных публичных бойцов Юлии Владимировны. Но эта колода казалась неполной — ей явно недоставало четвертого и последнего непослушного пасынка.
Бизнес-империя
Петр Алексеевич — классический украинский олигарх, владеющий и заводами (концерн «Укрпроминвест», куда среди прочего входит автокорпорация «Богдан»), и пароходами (помимо личной роскошной яхты, владеет судостроительным заводом «Ленинская кузница»).
Особая гордость Петра Алексеевича — телевизионный «5-й канал», кондитерская корпорация «Рошен» и компания «Рідна марка». В рейтингах самых богатых людей Украины активы Порошенко (по крайней мере раскрытые) оцениваются сегодня на уровне $1,5 млрд.
Когда-то Порошенко начинал политическую карьеру в рядах СДПУ(о), успешно встроился в тогдашнюю систему взаимоотношений бизнеса и власти, попал в парламент. Но чуть позже оказался в рядах ярых борцов с «кучмизмом», развязав войну против своих же бывших однопартийцев. Немногим позже именно Порошенко был одним из ключевых спонсоров и, можно сказать, архитекторов-вдохновителей проекта возведения Виктора Ющенко на президентский пост. Уже в 2001-м Порошенко возглавляет избирательный штаб парламентского блока Ющенко «Наша Украина».
Порошенко — выпускник факультета международных отношений и международного права КНУ им. Т. Шевченко. По специальности — экономист-международник. На факультете он учился в то же время, что и Михаил Саакашвили.
Экономист-международник на посту главы МИД — это, бесспорно, психологически лучше профессионального националиста, коими наше дипломведомство, увы, всегда было богато. Внешне Порошенко демонстрирует даже некоторое дружелюбие к Российской Федерации (по крайней мере, если сравнивать с некоторыми другими представителями «памаранчевой» команды). Даже после того как ему был запрещен въезд на территорию РФ, Петр Алексеевич воздерживался от каких-либо публичных комментариев на внешнеполитические темы. И если не брать во внимание давние слухи о его связях с олигархом Константином Григоришиным, который имеет российский паспорт, но ведет основные дела в Украине, сегодня практически ничего не известно о наличии у Петра Алексеевича каких-либо близких связей как в истеблишменте на Западе, так и в России.
Было бы странным, если бы его внешнеполитические ориентиры расходились с тем, что демонстрировал во внешней политике все эти годы, президент Ющенко. 28 февраля прошлого года на международном форуме «Украина—Европа» в Киеве Порошенко заявил: «Украинское руководство демонстрирует единство во внешнеполитическом векторе. Это подтверждает вступление в ВТО, намерение создать зону свободной торговли с ЕС, а также подписание соответствующего письма о присоединении к ПДЧ НАТО» (ИА «Росбалт»). По мнению Порошенко, план евроатлантической интеграции вполне реалистичен: если бы власти были сплоченней, Украина, мол, стала бы членом ЕС уже давно.
Через четыре дня после назначения на министерский пост, 13 октября, когда Ющенко представлял нового главу МИД перед дипкорпусом Украины, свое выступление Порошенко, как водится, начал с темы кризиса. Для его преодоления Украине, по мнению Порошенко, следует активизироваться в «восточном направлении»: «Выход из кризиса на сегодняшний день, скорее всего, Украина может продемонстрировать резкой активизацией отношений на нашем восточном пространстве». Впрочем, дабы успокоить дипломатов, собравшихся по случаю торжества, Порошенко тут же уточняет: дескать, под «восточным направлением» он подразумевает лишь такие регионы, как Китай, Индия, арабские страны и Северная Африка.
А что касается украинско-российских отношений, то они, по словам Петра Алексеевича, «должны стать менее эмоциональными, более прагматичными и равноправными». В то же время на посту министра он намерен и дальше наращивать «глубину и динамику» отношений с западными стратегическими партнерами, прежде всего с США. Наконец, вступление в ЕС, по словам министра, было и останется стратегической целью страны.
Надо сказать, что с Евросоюзом (несмотря на всю «евроозабоченность» предыдущих министров) дальше разговоров об ассоциации дела Украины так и не пошли. Экономисту Порошенко вполне по силам заняться одним действительно полезным для украинских экспортеров делом — подготовкой соглашений о правилах свободной торговли с ЕС.
Очевидно, что Петр Алексеевич — с учетом своего бизнеса — имеет самые прямые интересы на внешних рынках. Его корпорация «Богдан» всегда остро нуждалась в расширении рынка сбыта автобусов за рубежом. То же касается продукции его агропромышленных и кондитерских концернов. В России Петр Алексеевич давно хотел наладить сборочное производство «Богданов», но из-за кризиса (по другой версии — из-за несогласия российских властей) эти планы были отложены. Впрочем, в число активов Порошенко уже входит ряд крупных зарубежных кондитерских заводов — Липецкая фабрика «Линкоф» в России и Клайпедская кондитерская фабрика Klaipedos Conditerija в Литве.
В день своего назначения Порошенко заявил, что первым его шагом на новой должности станет внесение изменений в госбюджет, по которым будет увеличено финансирование всего внешнеполитического ведомства. В частности, больше денег получат украинские диппредставительства за рубежом — для них новый министр уже просит у парламента 15 млн. грн.
Дело в том, что бюджет украинского МИДа с началом кризиса порядком подусох: большинство зарубежных расходов страны в долларовом эквиваленте из-за обесценивания гривни фактически сократились вдвое.
Однако нового главу МИД назначали на должность вообще без какой-либо программы действий. Дело в том, что если не считать недолгой работы на посту главы СНБО, Порошенко все время больше тяготел к государственным финансам — руководил в парламенте комитетами по бюджету, а также по финансам и банковской деятельности, в 2007-м возглавил совет Нацбанка (где пребывает и поныне).
В первый же день на новом посту сам Порошенко намекал, что пока не хотел бы покидать пост главы совета НБУ, так как считает, что может совмещать обе должности. «Это — работа на общественных началах, и определение будет после консультаций с президентом и премьер-министром», — пояснил он. По-видимому, наученный горьким опытом 2005-го (тогда за пару часов до его отставки с поста главы Совбеза парламент тут же выполнил норму Конституции и лишил Петра Алексеевича депутатского мандата), предприимчивый политик будет придерживать все запасные аэродромы.
Безоговорочная капитуляция
Итак, несмотря на то, что самому Ющенко осталось занимать президентское кресло всего несколько месяцев, министром иностранных дел Петр Порошенко может поработать как минимум полгода — до тех пор, пока парламент не назначит новую кандидатуру уже по результатам президентских выборов. А полгода в нынешних условиях — целая эпоха.
Во-первых, на этот период Порошенко получает не просто статус члена Кабмина и право голоса, влияющее на любые решения внутри правительства Тимошенко. Он возвращается в большую публичную политику, замыкая на себе основные связи с внешним миром.
Во-вторых, голосование за него фракции БЮТ — это не столько реабилитация за все его «шалости» в 2005-м и даже не демонстрация цены всем заявлениям Юлии Владимировны о том, что ей всегда кто-то мешает.
Происходящее — это знак сближения почти всех ключевых людей из команды Виктора Ющенко с Юлией Тимошенко.
Конечно, сам Петр Алексеевич со своими медиаресурсами для Тимошенко накануне выборов — как подарок свыше. Но учитывая саму фигуру Порошенко, к которому будто сам собой притягивается весь негатив общественного мнения, факт присутствия «шоколадного олигарха» в близком окружении Юлии Владимировны может сыграть с ней злую шутку.
Итак, совсем недавно стало известно, что еще с конца сентября окружение Тимошенко активно ведет переговоры почти со всеми ключевыми фигурами из ранее пропрезидентской фракции НУНС. В интернет уже просочился проект соглашения о создании объединения партий «За сильную Украину!» (
http://pravda.com.ua /news/2009/10/7/102925.htm), согласно которому БЮТ и все остальные подписанты объединятся вокруг кандидата в президенты — Юлии Тимошенко.
В проекте фигурирует десяток партий, и практически все они еще два года назад считались опорой режима Ющенко. В число подписантов пока не входят разве что Украинская народная партия Юрия Костенко (пока он сам будет баллотироваться в президенты), группы «Единый центр» Виктора Балоги и объединения «За Украину!» Вячеслава Кириленко.
Впервые публично о неизбежности такого сближения заявил Александр Третьяков, вместе с Порошенко считавшийся одним из главных недругов «премьерки».
Из проекта соглашения, которое продолжает согласовываться в закрытом режиме, следует, что партии—члены НУНС, очевидно, будут интегрированы в единую избирательную кампанию Тимошенко, они будут обязаны согласовывать все свои публичные выступления и действия с БЮТ.
Но, в свете назначения Порошенко важно, пожалуй, следующее: документ по созданию избирательного объединения имеет ряд пунктов, согласно которым одной из основных внешнеполитических целей единого кандидата Тимошенко является «приоритет Украины по вступлению в Евросоюз и НАТО».
Также в документе отдельно прописано обязательство для Юлии Владимировны реализовать «конституционное положение о запрете размещения в Украине военных баз других стран и вывода в 2017 году Черноморского флота РФ».
Так что отнюдь не случайно в первый же день своего назначения Порошенко объявляет отношения с Россией среди важнейших приоритетов деятельности министерства. На период избирательной кампании в задачи министра, надо полагать, будет входить блокирование любых вариантов влияния РФ на ситуацию.
Геополитическая прислуга
Вопреки некоторому смягчению риторики новой американской администрации, наивно полагать, что политический истеблишмент США пустит свои, так сказать, наработки в Восточной Европе на самотек. Ведь, несмотря на то, что у Обамы «глаза честнее», по результатам выборов внутри ключевого восточноевропейского сателлита возможна и смена курса на все 180 градусов.
Американцы пока что отказались от ПРО в Чехии и Польше (взамен на мобильные морские системы ПРО). Но сделали это прежде всего потому, что США нужно решить с Россией крайне важный для своей же безопасности вопрос: подписать новый договор СНВ-2, предусматривающий некоторое сокращение ядерных арсеналов.
Как известно, Россия — по-прежнему единственное государство в мире, способное нанести США (как и любой другой стране), военное поражение. Или, как выражаются люди в погонах, нанести неприемлемый ущерб в гипотетическом вооруженном конфликте. 80% всех ядерных арсеналов в мире по-прежнему делят между собой поровну именно два этих государства. Так что было бы странно, если бы американцы бросили на произвол судьбы проамериканский режим в стране, находящейся прямо под боком у РФ.
В свете всего этого можно считать неслучайной утечку в прессу заявления помощника министра обороны США Александра Вершбоу о наличии у Америки планов создания объектов ПРО прямо на территории Украины!
Хотя госдеп, а затем и сам Петр Порошенко уже в статусе министра поспешили опровергнуть такие заявления, то, что Украину и дальше готовятся использовать в качестве инструмента по обслуживанию геополитических интересов США в Европе (т. е. давления на РФ), — непреложный факт.
Об «экономизации» внешней политики говорили практически все предшественники Порошенко. На деле же в отношениях с главным внешнеэкономическим партнером — Россией — украинская дипломатия занималась имитацией дружбы и партнерства. Даже теряя многомиллиардные контракты в России (то есть, в ущерб собственным интересам), власть продолжала играть против РФ на Кавказе, открыто ставить палки в колеса не только в газовом вопросе в Европе, но и в Средней Азии, объявляя самые эфемерные проекты транспортировки энергоресурсов в обход РФ в числе своих первоочередных задач.
Такова суть всей внешней политики при президенте Ющенко. И сейчас проблема в том, насколько искусно будет проходить эта имитация в отношении РФ. А запустит ли Порошенко «экономизацию» внешней политики или не запустит — вопрос уже, как говорится, двадцать пятый. Главное в том, что делать эту политику отныне будет настоящий мастер закулисных комбинаций — тот, кто все это время пребывал где-то рядом, но пока оставался за кадром.
Александр БЕЛИКОВ