Борис ИевлевКак тигры превратились в драных кошекТяжелое состояние экономики прибалтийских стран меняет их отношение к России В Латвии, Литве и Эстонии резко упал уровень жизни, а система социальных гарантий для населения предельно неразвита. По мнению западных экспертов, она резко контрастирует с тем, что было в Прибалтике в советские времена.
«Прибалтика продолжает сталкиваться с серьезными проблемами», - утверждает «The Wall Street Journal». А испанская «El militante» обращает внимание на то, что «социальная напряжённость достигла достаточно высоких отметок во всех прибалтийских странах».
«Большинство этих стран, - пишет обозреватель испанской газеты Антонио Кондес, - находятся под экономическим контролем банковской системы и промышленности Германии, Швеции или Франции. А теперь, когда мир столкнулся с невиданным по остроте кризисом за всю свою историю, они выводят обратно вложенные капиталы и закрывают заводы, переставшие давать прибыль».
«Во время существования СССР, - пишет Антонио Кондес, - даже, несмотря на бюрократический балласт, мешавший нормальной работе плановой экономики, трудящиеся этих стран имели гарантированные рабочие места, бесплатное образование и медицинское обслуживание». Сегодня, во время жесткого кризиса, обо всем этом в трех «прибалтийских сестрах» многие начинают вспоминать с ностальгией. Тем более, что просвета не видно.
По мнению генерального директора Службы финансового контроля Швеции Мартина Андерссона, нынче есть некоторые признаки стабилизации ситуации в мире, но они коснулись далеко не всех государств.
«Хуже всего обстоят дела в странах Прибалтики, - замечает он в интервью «The Wall Street Journal». – Помимо глобальных проблем прибалтам пришлось столкнуться с трудностями сугубо внутреннего характера. Их экономическое положение продолжает ухудшаться».
Обстановка там, по словам главы шведской СФК, сложилась «крайне серьезная», поставившая в тупик правящие элиты: «Они потеряли контроль над ситуацией», - заявляет г-н Андерссон.
Говоря о роли европейского банковского капитала в развитии экономического кризиса в регионе, шведский финансист пытается успокоить общественное мнение: «Шведские банки, играющие важную роль на прибалтийском банковском рынке, способны справиться с ситуацией даже в том случае, если события в регионе будут развиваться по наихудшему из возможных сценариев». И добавляет, что кризис «выявил коренные недостатки в отношениях между обществом и банковскими системами, и что контракт между ними следует переписать». Он даже предлагает свой рецепт решения проблемы: «Необходимо изменить условия контракта – сейчас все преимущества достаются банкам, а убытки приходятся на долю налогоплательщика». Это самокритичное замечание вряд ли будет иметь серьезные последствия.
Захватив прибалтийский банковский сектор, шведские банки, как и банки Австрии и некоторых других стран, настолько привыкли к неприкрытому выкачиванию денег из трех бывших советских республик, что потребуется очень серьезная воля для прекращения подобной политики в регионе.
Между тем, Швеция, так же как и другие страны, спасала банки, которым, когда разразился финансовый кризис, стало не хватать ликвидности. Правительственные программы действительно помогали крупным банкам стабилизироваться, перекладывая основное бремя на плечи налогоплательщиков. Так, например, шведский банк «Swedbank AB» (раздававший в Прибалтике направо и налево ипотечные и прочие кредиты под весьма высокий процент) получил, благодаря правительственным гарантиям 306 миллиардов крон (около 42,6 миллиардов долларов). Еще один из четырех ключевых банков страны – «Skandinaviska Enskilda Banken» (SEB) – также стоит в очереди на получение подобное финансирования. Исследования международных экспертов показали, что у шведских банков может хватить капитала, чтобы пережить даже худший из возможных сценариев, согласно которому в ближайшие три года им предстоит потерять 45 миллиардов долларов в результате невыплат (в Прибалтике – в том числе) кредитов.
Эти факты активно пропагандируются шведским правительством, заинтересованным в том, чтобы не потерять прибалтийский банковский рынок. Прибалтов успокаивают: ничего, мол, страшного не происходит, вы можете спокойно доверять шведским финансовым институтам. Но кроме как на поддержание пристойного имиджа шведских банков в регионе, эта психотерапия больше ни на что влиять не может. Тем более, на состояние реального сектора экономики. А с ним дело обстоит катастрофически.
В свое время, замечает Антонио Кондес в испанской «Elmilitante», многонациональные корпорации также нашли для себя поистине золотую жилу в прибалтийских странах. Длинный рабочий день и низкая заработная плата – что может быть лучше?
«Банки и многонациональные корпорации обосновались в этих странах, где у них всё под рукой для извлечения максимальной прибыли, - отмечает автор статьи. – Банки начали выдавать кредиты частным лицам, подпитывая, как и во всём мире, рост кредитных операций. В итоге в Литве выдача ипотечных кредитов выросла с 2005 года на 400%. Сейчас их невозможно получить обратно».
«Прогнозы не внушают оптимизма, падение продолжится, безработица резко возросла и достигает 15 процентов, - пишет в «Newsweek Polska» Михаил Кацевич. - ВВП Литвы в последнем квартале упал на 22,4 процента, Латвии – на 19,6, Эстонии – на 16,6 процента. Латвию спасает кредит Международного валютного фонда, о такой помощи просит и Литва».
В этих условиях, замечает польский обозреватель, власти прибалтийских государств мало-помалу начинают менять свою внешнюю политику, в том числе и, прежде всего – по отношению к великому восточному соседу.
По мнению Кацевича, еще год назад сложно было представить что-то подобное, поскольку Латвия, Литва и Эстония «были антироссийскими ястребами европейской политики и в течение 18 лет вели с Россией острую игру». Кацевич напоминает, что латыши и эстонцы не давали русскому меньшинству гражданства, не хотели слышать о равноправном статусе русского языка, хотя, например, 40 процентов жителей Латвии являются русскими. Пиком противостояния стали события прошлого лета, когда Вильнюс, Рига и Таллин солидарно с Варшавой поддержали Грузию в конфликте с Россией. «По историческим вопросам наши пререкания с Россией кажутся салонным спором в сравнении с букетом взаимных оскорблений прибалтийских государств и Москвы, пишет обозреватель «Newsweek Polska». – Россия обвиняет Эстонию и Латвию в фашистских настроениях, так как власти этих стран чтят память латышских и эстонских солдат СС. Прибалты же называют советский период периодом оккупации, а в литовском законодательстве даже введено наказание за отрицание советских преступлений».
«Однако сейчас прибалтийским республикам придется смягчить антироссийскую риторику. Кризис припер их к стенке, а Россия является для них важным экономическим партнером».
Это утверждение автор статьи подкрепляет рядом серьезных аргументов, среди которых главным является назревающий кризис в энергетике. Именно в этой области у недавних «тигров» (а именно «прибалтийскими тиграми» еще пару лет назад называли балтийские страны, показатели экономического роста которых за последние десять лет значительно превосходили аналогичные среднестатистические индексы в странах Евросоюза) наметились большие проблемы.
Согласно директивам Евросоюза Литва должна закрыть Игналинскую атомную электростанцию, поскольку она оснащена, по мнению экспертов ЕС, опасными советскими реакторами и выработала свой срок. Это закрытие вызывает серьезные опасения специалистов в самой Литве. Комментируя ситуацию, член комиссии по вопросам энергетики литовского сейма Рокас Жилинскас заметил в беседе с обозревателем «Newsweek Polska»:
– Ситуация будет катастрофической, не знаю, откуда мы возьмем электроэнергию. У правительства есть аварийный план: потребности частично покроет срочный запуск электростанция на мазуте (его необходимо закупать в России или у польской компании "Orlen") и импорт электроэнергии из России и Украины (через Белоруссию).
В то же время уже несколько лет идут разговоры о проекте «Игналина-2», то есть о современной атомной электростанции, которую могли бы совместно построить Литва, Латвия, Эстония и Польша в Висагинасе. Однако нынешний президент Литвы Даля Грибаускайтев последнее время ставит под сомнение экономическую целесообразность строительства новой электростанции: она слишком дорога для кризисных времен. «На этом фоне, – замечает обозреватель «Newsweek Polska» Михаил Кацевич, – растет региональная конкуренция. Россия уже объявила о намерении построить АЭС в Калининградской области, подобные планы есть и у Белоруссии, ее реактор появится рядом с польской и литовской границами». А г-н Жилинскас из литовского сейма полагает, что «прибалтийская битва за энергию – это гонка со временем, так как если Россия или Белоруссия первыми закончат свои проекты, литовская электростанция станет бессмысленной. Тем более что русские предлагают Польше и Литве участвовать в своем проекте».
Обозреватель «Newsweek Polska» замечает, что Литву активно искушает и Александр Лукашенко: две недели назад он побывал с визитом в Вильнюсе и рисовал прекрасные картины энергетического сотрудничества и дешевой электроэнергии из Белоруссии для всего региона. За внезапным литовско-белорусским сближением, за которым с опасением следит Польша, стоит литовский бизнес. Два его солидных представителя – Брониславас Лубис и Владимир Романов, – зарабатывающие на транзите российских и белорусских товаров через порт в Клайпеде, являются значимыми лоббистами поворота к востоку.Последний недавно спонсировал выступления московского Большого театра в Вильнюсе, чем потрафил и Большому и вильнюсской театральной публике.
Обозреватели отмечают, что сегодня есть немало примеров «уступок» прибалтов России. Антироссийской риторики в прессе, а особенно изустно, от ведущих прибалтийских политиков поубавилось.
«Рига отказалась от идеи оценки ущерба, нанесенного советской оккупацией, и распустила комиссию, которая должна была провести данный подсчет, чтобы впоследствии потребовать от России компенсацию, - отмечает польский обозреватель Михаил Кацевич. - Особенно же рискованно предъявлять соседу претензии в тот момент, когда одним из основных источников дохода страны является транзит российского сырья через порт в Риге и Вентспилс. Да и для эстонской экономики символические скандалы с Москвой стоят сегодня немало реальных денег».
Остается только заметить, что эти выводы делаются отнюдь не в российской, а в польской прессе, которую при всем желании трудно заподозрить в «промосковских настроениях» и желании представить «прибалтийских тигров» драными кошками. Просто реалии нынешнего состояния региональной экономики столь драматичны, что ничего иного сказать о ней не остается даже самым глубоким поклонникам балтийской «незалежности» от России.
http://www.stoletie.ru/geopolitika/kak_tigry_prevratilis_v_dranyh_koshek_2009-11-02.htm