Opel нужно было покупать у Клинтон, а не у МеркельOpel не будет продан концерну Magna и Сбербанку. Такое решение в среду приняло руководство GM. Таким образом, объявленная 10 сентября сделка не состоится.
Впрочем, ни для кого не было секретом, что GM очень не хотел продавать долю в Opel/Vauxhall, особенно концерну с российским участием. Во время переговоров со стороны GM выдвигались довольно странные требования о паритетном количестве членов правления, о недопустимости перехода интеллектуальной собственности в руки российских инвесторов и т.д., и т.п. Со стороны ЕС, в свою очередь, также звучали обвинения в подтасовке результатов тендера властями Германии, в результате которого бельгийский RHJ остался без контракта.
Уже после объявления о сделке Еврокомиссия вдруг заволновалась на предмет преференций для немецких заводов группы Opel. Напомним, что именно Германия выделяла 4,5 млрд. евро для предприятия. Помимо помощи из бюджета Германии, в ходе прошедших в рамках подготовки к продаже Opel переговоров с немецкими профсоюзами удалось добиться уступок в требованиях повышения зарплат и дополнительных выплат. После того, как стало известно о новом решении GM, лидеры немецких профсоюзов объявили о грядущих забастовках. В то же время, профсоюзы из Великобритании ликуют, ведь стабильное будущее немецких рабочих во многом обеспечивалось за счет рабочих из других стран ЕС, в том числе из Великобритании.
GM не теряет надежд на грядущий рост, который должен прийти на смену политике сокращений. Однако, учитывая нежелание Госдепа финансировать амбициозные европейские планы США, перед GМ стоит вопрос, захочет ли правительство Германии вкладывать средства в Opel? Учитывая, что Меркель пришла на второй срок во многом благодаря чуть было не состоявшейся сделке по продаже производства Opel, вряд ли она и ее союзники настроены так уж доброжелательно в отношении GM после отказа последней от сделки. К тому же, не стоит забывать, что GM пока не предоставил своего плана по спасению европейских заводов на публичное рассмотрение. Объявлено лишь, что затраты по этому плану составят 3 млрд. евро.
Впрочем, GM еще не вернул 1,5 млрд. евро краткосрочного займа, который был получен от правительства Германии. «Поведение General Motors в отношении Германии абсолютно неприемлемо», - заявил новый министр экономики Райнер Брюдерле. В контексте такого недовольства немецких властей решение GM не продавать Opel выглядит довольно рискованным, ведь в случае неудачи в реализации нового американского плана европейские заводы придется подвергнуть процедуре банкротства, а тогда пострадают все.
Magna выразила понимание решения GM не продавать Opel. Российские власти недовольны решением GM, но не отменят своего решения помогать автомобильной отрасли в России. Сбербанк пока не высказал официальной позиции, однако еще в сентябре руководство банка не слишком спешило радоваться, утверждая, что сделка по продаже Opel пока еще не заключена.
Решение GM выглядит иллюстрацией хрестоматийной фразы «так не доставайся же ты никому!».
Компания испытывает массу проблем по всем фронтам, ее деятельность на внутреннем рынке находится под контролем чиновников из Госдепа, ее деятельность на европейском рынке не прошла испытания кризисом. При этом компания сохраняет свои амбиции и не намерена сворачивать планы по экспансии в Европе. Довольно странное поведение в мире практицизма, не так ли?
Гораздо более логичными выглядели бы попытки спасти материнскую компанию за счет продажи «дочек» и прочих активов за рубежом. Эта нелогичность, эта странность указывает на непростую структуру GM.
Фактически, политика GM отражает политику Белого дома. И платить за эту политику будут европейцы, ведь эти пресловутые 3 млрд. евро будут взяты из общего европейского кармана. Помимо тряски жирных европейских рябчиков, американцы добились еще одной, на наш взгляд, основной, цели: спустили с небес на землю всех, кто думал, что проблемы своих рабочих и своих заводов может попробовать решить самостоятельно. Любые договоренности между Германией и Россией могут быть расторгнуты лишь потому, что эти договоренности кажутся нежелательными американским политикам. Сделку по Opel нужно было заключать с Клинтон, а не с Меркель.
И пусть никого не обманывает предпринимательская обложка истории сделки по Opel. США не могут и не хотят допустить, чтобы значительные сделки совершались между заинтересованными странами без участия Белого дома. Сначала немцы найдут инвесторов для своих заводов, а потом захотят войска из Афганистана вывести. Того и гляди, новый мировой порядок тоталитарной демократии затрещит по тонким косметическим швам.
Мария Соловьева http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=42&newsid=10163